Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Персональный сайт Бабушкиной Елены Андреевны. Утробный утрата внутренний завтрак утренний


Задания для олимпиады по русскому языку в 9 классе

Задания для олимпиады по русскому языку в 9 классе.

  1. Расставьте ударение в следующих словах:

Августовский, включат, пролог, торты, газопровод, каталог, иконопись, красивейший, позвонит, обеспечение.

  1. Назовите фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова: зга (тропа, дорога), рожон (заостренный кол), око (глаз), зеница (зрачок), кол (небольшой участок земли), кур (петух).

  1. Составьте словообразовательную цепочку, показывающую последовательность образования слова

по-горняцки.

  1. Укажите, какие из слов имеют одинаковые окончания:

а) орлов, коров, дворов, ковров, основ.

б) батарей, ножей, степей, шей, коржей.

5. Определите синтаксическую роль инфинитива в приведенных примерах.

а) Но любоваться этим нечеловеческим, дивным зрелищем я разрешаю только себе! (Т.Н. Толстая)

б) Я желал бы рекой извиваться

По широким и сочным лугам,

В камышах незаметно теряться,

Улыбаться небесным огням.

(В. Брюсов)

в) Погреться у костров рябины

Сошлись избушки деревень.

(С.С. Орлов)

6.Определите в данном предложении, кто врач А. И. Гордон – мужчина или женщина. Аргументируйте свой ответ.

Комиссия во главе с врачом А. И. Гордон проверила санитарное состояние детского сада.

  1. Среди приведенных ниже слов найдите пары этимологически родственных. Какое слово лишнее? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

8. Определите, к каким частям речи относятся слова: Два, двойка, двое, второй, второстепенный, во-вторых, вторичный, двояк, двойня, вдвоем, удвоить.

9. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Атлет, шеф, банкротство, лепта, эксперт.

10. Объясните, почему в одном случае слово однако выделено запятыми, а в другом нет.

В пустыне пустынно,

Однако не пусто.

Я вижу долины

И грусти и буйства…

Здесь редки блага

И зелень – не зелень.

Травою, однако,

Край этот усеян.

(Н. Глазков)

Задание 11.

Даны два события. Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной. Между ними существуют причинно-следственные отношения. Как эти отношения можно выразить? Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.

12. Даны слова и их лексические значения. Проанализируйте, как, каким способом дается толкование лексических значений слов. Объедините слова в группы в соответствии со способом толкования.

Заманчивый – привлекательный, соблазнительный. Кивер – высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком. Маскарад – бал, торжественный вечер, участники которого надевают маски и специальные костюмы. Гонор – самомнение, заносчивость. Вязкий – тягучий, клейкий.

13. В данных примерах из произведений русских писателей XIX – XX веков есть слова зальце и стульце. Сформулируйте значения этих слов. Какого рода эти существительные? От каких русских слов они образованы? Обоснуйте свою точку зрения.

Он уложил меня спать в маленьком зальце с портретами предков – седобородых старцев в шелковых ермолках и старух в париках и черных кружевных шалях (К. Паустовский). Перебирая пальцами поднятых рук, он мелькнул в соседнее зальце, и в следующее мгновение мы с двух сторон тянули друг у друга, тяжело дыша, дверь, ключ от которой я проглядел (В. Набоков).

На покос выехали Петро и Григорий. Григорий шел, придерживаясь за переднее стульце, на котором сидел брат; хмурился. (М. Шолохов) На крайнем стульце его приемной комнаты сидел бахаревский казачок Гриша (Н.Лесков).

14 .Какими звуками автор передаёт грохот грозы?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (Ф. Тютчев )

Ответы на задания для олимпиады по русскому языку в 9 классе.

  1. Августовский, включАт, пролОг, тОрты, газопровОд, каталОг, иконопись, красИвейший, позвонИт, обеспЕчение.

По 0, 5 балла за правильное слово. Всего – 5 б

  1. . Не видно ни зги, лезть на рожон, ни кола ни двора, око за око, беречь как зеницу ока, попасть как кур во щи.

По 1 баллу за фразеологизм. Всего – 6 б.

  1. . Гора – горный – горняк – горняцкий – по-горняцки.

До 2 баллов

  1. а) орлов, дворов, ковров имеют окончание – ов; (1, 5 балла) коров, основ имеют нулевое окончание; (1 балл)

б) батарей, шей имеют нулевое окончание; (1 балл) ножей, степей, коржей имеют окончание - ей. (1, 5 б.)

Всего – 5 баллов

5. а) Но любоваться этим нечеловеческим, дивным зрелищем я разрешаю только себе!

(Т.Н. Толстая)

б) Я желал бы рекой извиваться

По широким и сочным лугам,

В камышах незаметно теряться,

Улыбаться небесным огням.

(В. Брюсов)

в) Погреться у костров рябины

Сошлись избушки деревень.

(С. С. Орлов)

По 0, 5 балла за каждый правильный ответ. Всего – 2, 5 б.

6.А. И. Гордон – женщина, так как фамилия не склоняется, фамилия же мужчины изменяется по падежам.

Всего – 1, 5 б.

7. Этимологически родственными являются слова:

Утробный – внутренний – от слов нутро, внутрь ( 1 балл).

Утренний – завтрак (произносится как заутрак, т. е. еда заутра, завтра, утром другого дня) ( 1 балл).

Слово утрата ни одной, ни другой паре родственным не является (1 балл).

Всего 3 балла .

  1. Два - кол. числ., двойка – имя сущ., двое – собир. числ., второй – поряд. числ., второстепенный – имя прилаг., во-вторых - наречие, вторичный - имя прилаг , двояк - имя сущ., двойня - имя сущ., вдвоем - наречие, удвоить – глагол.

По 0, 5 б. за правильный ответ. Всего – 5, 5 б.

  1. Атлет – силач, шеф - начальник, банкротство - крах, лепта - вклад, эксперт - знаток.

По 0, 5 балла за правильный ответ. Всего 2, 5 б.

  1. В первом случае однако является союзом, синонимичным союзу но, поэтому запятая ставится только перед однако. Во втором случае это вводное слово, поэтому выделяется запятыми. Однако является вводным словом, если находится в середине или конце предложения, в начале предложения однако является союзом.

До 3 баллов.

  1. Даны два события. Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной. Между ними существуют причинно-следственные отношения. Как эти отношения можно выразить? Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.

Ответ.

  1. Весной можно ждать большого наводнения, потому что зима была снежной. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Союз потому что. *

  2. Зима была снежной, так что весной можно ждать большого наводнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Союз так что.

  3. Зима была снежной – весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и тире.

  4. Весной можно ждать большого наводнения: зима была снежной. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и двоеточие.

  5. Зима была снежной, поэтому весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Наречие поэтому.

6. Из-за снежной зимы весной можно ждать большого наводнения.

Простое предложение. Причинный предлог из-за.

7. Зима была снежной, значит, весной можно ждать большого наводнения. Сложное бессоюзное предложение. Вводное слово значит.**

*Примечание.

Возможны варианты с придаточными причины с союзами так как, ибо, ведь, а также оттого что, ввиду того что, по причине того что, по той причине что, из-за того что, в связи с тем что, в силу того что, благодаря тому что или с союзом что и указательным местоимением того (той, тем, тому) с причинным предлогом в главной части. Порядок следования главной и придаточной части также может варьироваться. В случае предъявления всех вариантов каждый оценивается отдельно.

**Примечание. Возможны вариант с вводными следовательно, стало быть.

Количество баллов.

Вариант предложения – 0, 5 балла.

Синтаксическая характеристика – 0,2 балла.

Средство выражения – 0,3 балла.

Всего – 7 баллов.

12. Данные примеры представляют два способа толкования:

1) через указание более широкого класса предметов и отличительных признаков (3 балла) (кивер, маскарад) (по 0,5 балла за слово);

  1. синонимический способ толкования (2 балла) (заманчивый, гонор, вязкий) (по 0,5 балл за каждое слово).

Итого: 7,5 б.

13. Значения: зальце – «маленький зал» (0,5 балла); стульце – «маленький стул» (0,5 балла). Слова зальце и стульце среднего рода (1 балл).

Слово зальце образовано от существительного зало (1 балл), слово стульце – от стуло (1 балл). К такому выводу мы можем прийти, рассматривая слова зальце и стульце на фоне других существительных с уменьшительно-ласкательным значением: оконце, рыльце, мыльце и т.д.. Характерной особенностью русского языка является то, что при образовании уменьшительных производных грамматический род существительного сохраняется, ср.: нос — носик (м. р.), шея — шейка (ж. р.), ухо — ушко (с. р.) и т.п. (3 балла). Действительно, когда-то в русском языке слова зал и стул имели варианты: зал – среднего рода (зало) и женского рода (зала), стул – среднего рода (стуло). (2 балла)

Итого: 9 б.

  1. Грохот весенней грозы автор передаёт при помощи звуков г, р . Всего 1 балл.

Максимальное количество баллов – 60, 5

doc4web.ru

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

 

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

1 этап

 

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

 

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

 

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

 

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

 

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

 

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

 

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

 

2 этап      

 

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

 

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

 

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

 

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

М. Цветаева.

 

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

С. Орлов.

 

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

 

3 этап

         

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

 

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

 

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.    

 

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

 

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

 

4 этап

         

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

 

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

 

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 - есть окончание, 2 - нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

 

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

 

Ответы

ruslita.ru

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

 

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

1 этап

 

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

 

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

 

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

 

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

 

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

 

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

 

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

 

2 этап      

 

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

 

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

 

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

 

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

М. Цветаева.

 

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

С. Орлов.

 

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

 

3 этап

         

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

 

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

 

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.    

 

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

 

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

 

4 этап

         

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

 

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

 

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 - есть окончание, 2 - нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

 

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

 

Ответы

ruslita.ru

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

 

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

1 этап

 

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

 

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

 

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

 

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

 

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

 

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

 

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

 

2 этап      

 

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

 

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

 

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

 

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

М. Цветаева.

 

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

С. Орлов.

 

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

 

3 этап

         

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

 

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

 

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.    

 

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

 

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

 

4 этап

         

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

 

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

 

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 - есть окончание, 2 - нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

 

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

 

Ответы

ruslita.ru

8 класс - Олимпиадные задания по русскому языку 2009 года - Олимпиадные задания по русскому языку - Каталог файлов

Олимпиада

по русскому языку. 8 класс.

I тур.

 

1.     Озаглавить текст.

2.     Определить стиль текста.

3.     К какому типу речи относится данный текст.

 

ВСТРЕЧА С ЛОСЯМИ.

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая, куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лед. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Еще один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок слегка прикрывал лед, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лед. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(192 слова).

(По роману М. Бубеннова. «Орлиная степь»).

II тур.

 

1.     Расставить ударение в следующих словах:

упрочение, поняла, договор, языковой(барьер), принял,  обеспечение,  досуг, дочиста, упрочение, щекотно.

2.     Замените заимствованные слова русскими синонимами

 Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог, эгоизм.

3.     Изменится ли состав предложения Глухой, дремучий лес.  При изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

4.     Как вам кажется, можно ли считать словосочетаниями такие двойные термины как: бабочка-капустница, гриб-боровик и т.п. Аргументируйте свой ответ.

5.     В каком из предложений слово «пробежала» употреблено как метафора.

1)    Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестрёнку.

2)    Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3)    Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

6.     К каким частям речи относятся слова:

Пять, пятеро, пятый, пятёрочка, пятка, впятером, в-пятых.

7.     Замените словосочетания фразеологизмами, где одним из компонентов было бы слово ВОДА:

 Имеющий унылый вид, неразлучные друзья, делать бесполезную работу, скрыть следы неблагоприятного дела, бесследно пропасть, исчезнуть, ничем не проймешь, разоблачить, уличить кого-либо.

8.     Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки, дно.

9.     Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны:

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

10. Какой из дедушек «мой»? Почему?

1)     Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

2)     Дед в лохматой шапке и  в подшитых валенках  сидит на завалинке

 

                                                   III тур.

 

Сочинение   «Всему начало – слово»

Ключи.

Диктант - Оценка за диктант – 10 баллов. За орфографическую ошибку вычесть по 1 б., за пунктуационную – 0,5б. За каждое задание к диктанту по 0,5. Всего – 1,5б Итого: = 11,5балла .

 

Ответы к заданиям 2 тура.

 

1. упрочение (уст.), упрочение,  поняла, договор, языковой барьер, принял,  обеспечение,  досуг, дочиста, упрочение, щекотно. (по 0,2 балла = 2 б)

2. Актуальный-важный, антракт-перерыв, ситуация-обстановка (или совокупность обстоятельств), лозунг-призыв, миссия-представительство, задание, финал-завершение, конец, эпилог-заключительная часть, имитация-подражание,подделка,  пролог-вступительная часть, эгоизм-себялюбие. (по 0,2 балла = 2б)

3. Изменится. Предложение Глухой, дремучий лес не требует сказуемого, является назывным. При изменении появится сказуемое.   = 2б

4. Это словосочетания, т.к. в них  от родового понятия можно задать вопрос, зависимое слово изменяется вместе с главным по числам и падежам и совпадает с ними в роде. Тип связи в этих словосочетаниях – согласование. 2 балла

5. 2)  и 3)  по 1 балла = 2б.

6. кол. числительное, собират. числительное, пор. числительное,   существительное, существительное, наречие, наречие. - по 0,2 балла = 1,4б

     7. (как в воду опущенный, водой не разольешь,  воду в ступе толочь, спрятать концы в воду,  как в воду кануть, как с гуся вода, вывести на чистую воду) по 0,2 балла = 1,4б

8. граммов, дел, мандаринов, мест, носков, помидоров, рельсов, чулок, яблок, доньев. - по 0,2 балла = 2б

9. утробный - внутренний, от слова нутро, внутрь

Утренний – завтрак от слова завтра

Утрата не является родственным ни одной паре. -  по 1 баллу = 2б

10. В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в 1 предложении «свой» дедушка. -  2балла

Всего 16,8 балла

 

Критерии творческой работы.

1.     Глубина и самостоятельность понимания проблемы. 1б

2.     Последовательность и логичность изложения. 1б.

3.     Правильный литературный язык, стилистическое соответствие содержания. 2б.

4.     Умение делать выводы и обобщения. 1б

5.      Следование нормам речи:

- орфография – 1б

- грамматика – 1б

- пунктуация – 1б

Всего – 8б

 

Максимальное количество – 36,3 б

babyshkina.my1.ru

ruslita.ru

Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

 

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

1 этап

 

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

 

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

 

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

 

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

 

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

 

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

 

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

 

2 этап      

 

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

 

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

 

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

 

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

М. Цветаева.

 

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

С. Орлов.

 

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

 

3 этап

         

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

 

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

 

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.    

 

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

 

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

 

4 этап

         

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

 

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

 

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 - есть окончание, 2 - нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

 

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

 

Ответы

ruslita.ru

Задания для олимпиады по русскому языку в 9 классе

Задания для олимпиады по русскому языку в 9 классе.

  1. Расставьте ударение в следующих словах:

Августовский, включат, пролог, торты, газопровод, каталог, иконопись, красивейший, позвонит, обеспечение.

  1. Назовите фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова: зга (тропа, дорога), рожон (заостренный кол), око (глаз), зеница (зрачок), кол (небольшой участок земли), кур (петух).

  1. Составьте словообразовательную цепочку, показывающую последовательность образования слова

по-горняцки.

  1. Укажите, какие из слов имеют одинаковые окончания:

а) орлов, коров, дворов, ковров, основ.

б) батарей, ножей, степей, шей, коржей.

5. Определите синтаксическую роль инфинитива в приведенных примерах.

а) Но любоваться этим нечеловеческим, дивным зрелищем я разрешаю только себе! (Т.Н. Толстая)

б) Я желал бы рекой извиваться

По широким и сочным лугам,

В камышах незаметно теряться,

Улыбаться небесным огням.

(В. Брюсов)

в) Погреться у костров рябины

Сошлись избушки деревень.

(С.С. Орлов)

6.Определите в данном предложении, кто врач А. И. Гордон – мужчина или женщина. Аргументируйте свой ответ.

Комиссия во главе с врачом А. И. Гордон проверила санитарное состояние детского сада.

  1. Среди приведенных ниже слов найдите пары этимологически родственных. Какое слово лишнее? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

8. Определите, к каким частям речи относятся слова: Два, двойка, двое, второй, второстепенный, во-вторых, вторичный, двояк, двойня, вдвоем, удвоить.

9. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Атлет, шеф, банкротство, лепта, эксперт.

10. Объясните, почему в одном случае слово однако выделено запятыми, а в другом нет.

В пустыне пустынно,

Однако не пусто.

Я вижу долины

И грусти и буйства…

Здесь редки блага

И зелень – не зелень.

Травою, однако,

Край этот усеян.

(Н. Глазков)

Задание 11.

Даны два события. Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной. Между ними существуют причинно-следственные отношения. Как эти отношения можно выразить? Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.

12. Даны слова и их лексические значения. Проанализируйте, как, каким способом дается толкование лексических значений слов. Объедините слова в группы в соответствии со способом толкования.

Заманчивый – привлекательный, соблазнительный. Кивер – высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком. Маскарад – бал, торжественный вечер, участники которого надевают маски и специальные костюмы. Гонор – самомнение, заносчивость. Вязкий – тягучий, клейкий.

13. В данных примерах из произведений русских писателей XIX – XX веков есть слова зальце и стульце. Сформулируйте значения этих слов. Какого рода эти существительные? От каких русских слов они образованы? Обоснуйте свою точку зрения.

Он уложил меня спать в маленьком зальце с портретами предков – седобородых старцев в шелковых ермолках и старух в париках и черных кружевных шалях (К. Паустовский). Перебирая пальцами поднятых рук, он мелькнул в соседнее зальце, и в следующее мгновение мы с двух сторон тянули друг у друга, тяжело дыша, дверь, ключ от которой я проглядел (В. Набоков).

На покос выехали Петро и Григорий. Григорий шел, придерживаясь за переднее стульце, на котором сидел брат; хмурился. (М. Шолохов) На крайнем стульце его приемной комнаты сидел бахаревский казачок Гриша (Н.Лесков).

14 .Какими звуками автор передаёт грохот грозы?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (Ф. Тютчев )

Ответы на задания для олимпиады по русскому языку в 9 классе.

  1. Августовский, включАт, пролОг, тОрты, газопровОд, каталОг, иконопись, красИвейший, позвонИт, обеспЕчение.

По 0, 5 балла за правильное слово. Всего – 5 б

  1. . Не видно ни зги, лезть на рожон, ни кола ни двора, око за око, беречь как зеницу ока, попасть как кур во щи.

По 1 баллу за фразеологизм. Всего – 6 б.

  1. . Гора – горный – горняк – горняцкий – по-горняцки.

До 2 баллов

  1. а) орлов, дворов, ковров имеют окончание – ов; (1, 5 балла) коров, основ имеют нулевое окончание; (1 балл)

б) батарей, шей имеют нулевое окончание; (1 балл) ножей, степей, коржей имеют окончание - ей. (1, 5 б.)

Всего – 5 баллов

5. а) Но любоваться этим нечеловеческим, дивным зрелищем я разрешаю только себе!

(Т.Н. Толстая)

б) Я желал бы рекой извиваться

По широким и сочным лугам,

В камышах незаметно теряться,

Улыбаться небесным огням.

(В. Брюсов)

в) Погреться у костров рябины

Сошлись избушки деревень.

(С. С. Орлов)

По 0, 5 балла за каждый правильный ответ. Всего – 2, 5 б.

6.А. И. Гордон – женщина, так как фамилия не склоняется, фамилия же мужчины изменяется по падежам.

Всего – 1, 5 б.

7. Этимологически родственными являются слова:

Утробный – внутренний – от слов нутро, внутрь ( 1 балл).

Утренний – завтрак (произносится как заутрак, т. е. еда заутра, завтра, утром другого дня) ( 1 балл).

Слово утрата ни одной, ни другой паре родственным не является (1 балл).

Всего 3 балла .

  1. Два - кол. числ., двойка – имя сущ., двое – собир. числ., второй – поряд. числ., второстепенный – имя прилаг., во-вторых - наречие, вторичный - имя прилаг , двояк - имя сущ., двойня - имя сущ., вдвоем - наречие, удвоить – глагол.

По 0, 5 б. за правильный ответ. Всего – 5, 5 б.

  1. Атлет – силач, шеф - начальник, банкротство - крах, лепта - вклад, эксперт - знаток.

По 0, 5 балла за правильный ответ. Всего 2, 5 б.

  1. В первом случае однако является союзом, синонимичным союзу но, поэтому запятая ставится только перед однако. Во втором случае это вводное слово, поэтому выделяется запятыми. Однако является вводным словом, если находится в середине или конце предложения, в начале предложения однако является союзом.

До 3 баллов.

  1. Даны два события. Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной. Между ними существуют причинно-следственные отношения. Как эти отношения можно выразить? Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.

Ответ.

  1. Весной можно ждать большого наводнения, потому что зима была снежной. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Союз потому что. *

  2. Зима была снежной, так что весной можно ждать большого наводнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Союз так что.

  3. Зима была снежной – весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и тире.

  4. Весной можно ждать большого наводнения: зима была снежной. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и двоеточие.

  5. Зима была снежной, поэтому весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Наречие поэтому.

6. Из-за снежной зимы весной можно ждать большого наводнения.

Простое предложение. Причинный предлог из-за.

7. Зима была снежной, значит, весной можно ждать большого наводнения. Сложное бессоюзное предложение. Вводное слово значит.**

*Примечание.

Возможны варианты с придаточными причины с союзами так как, ибо, ведь, а также оттого что, ввиду того что, по причине того что, по той причине что, из-за того что, в связи с тем что, в силу того что, благодаря тому что или с союзом что и указательным местоимением того (той, тем, тому) с причинным предлогом в главной части. Порядок следования главной и придаточной части также может варьироваться. В случае предъявления всех вариантов каждый оценивается отдельно.

**Примечание. Возможны вариант с вводными следовательно, стало быть.

Количество баллов.

Вариант предложения – 0, 5 балла.

Синтаксическая характеристика – 0,2 балла.

Средство выражения – 0,3 балла.

Всего – 7 баллов.

12. Данные примеры представляют два способа толкования:

1) через указание более широкого класса предметов и отличительных признаков (3 балла) (кивер, маскарад) (по 0,5 балла за слово);

  1. синонимический способ толкования (2 балла) (заманчивый, гонор, вязкий) (по 0,5 балл за каждое слово).

Итого: 7,5 б.

13. Значения: зальце – «маленький зал» (0,5 балла); стульце – «маленький стул» (0,5 балла). Слова зальце и стульце среднего рода (1 балл).

Слово зальце образовано от существительного зало (1 балл), слово стульце – от стуло (1 балл). К такому выводу мы можем прийти, рассматривая слова зальце и стульце на фоне других существительных с уменьшительно-ласкательным значением: оконце, рыльце, мыльце и т.д.. Характерной особенностью русского языка является то, что при образовании уменьшительных производных грамматический род существительного сохраняется, ср.: нос — носик (м. р.), шея — шейка (ж. р.), ухо — ушко (с. р.) и т.п. (3 балла). Действительно, когда-то в русском языке слова зал и стул имели варианты: зал – среднего рода (зало) и женского рода (зала), стул – среднего рода (стуло). (2 балла)

Итого: 9 б.

  1. Грохот весенней грозы автор передаёт при помощи звуков г, р . Всего 1 балл.

Максимальное количество баллов – 60, 5

globuss24.ru


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..