Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Диего Родригес Веласкес. Завтрак диего веласкес


Диего Веласкес.

Diego Velazquez /1599—1660/. Александр_Ш_Крылов Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко.

В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».

Завтрак 1617 (657x700, 131Kb)"Завтрак" 1617 

Христос в доме Марии и Марфы (700x408, 46Kb)"Христос в доме Марфы и Марии" 1618

Непорочное зачатие 1618 (507x700, 115Kb)"Непорочное зачатие" 1618

Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)1618 (700x590, 56Kb)"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618

Поклонение волхвов. 1619 (422x700, 48Kb)"Поклонение волхвов" 1619

Портрет матери Херонимы де ла Фуэнте 1620 (462x700, 89Kb)

"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620

Mother Jeronima de la Fuente detail (507x700, 79Kb)"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент

Чудо в Эммаусе. 1620 (650x607, 107Kb)"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.

Министр Duque de Olivares (557x700, 97Kb)"Первый министр герцог де Оливарес"

Филипп 4. 1624-26 (347x700, 20Kb)"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.

Продавец воды в Севилье. 1623 (536x700, 46Kb)"Продавец воды в Севилье" 1623

Филипп IV на охоте. 1632-1633 (441x700, 88Kb)"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630—1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.

Сдача Бренды. 1635 (700x576, 83Kb)"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

Конный портрет принца Балтазара . (457x550, 57Kb)"Конный портрет принца Балтазара"

Бахус. 1629 (700x506, 124Kb)"Бахус" 1629

Граф Ольварес на коне. 1634 (549x700, 73Kb)"Граф Ольварес на коне" 1634

1bbb (589x700, 98Kb)

"Портрет инфанты Маргариты" 1660

Конный портрет Филиппа IV (700x672, 185Kb)"Конный портрет Филиппа IV"

Don Balthasar Carlos (521x700, 128Kb)"Don Balthasar Carlos "

Веласкес-Диего--07337 (546x700, 55Kb)"Белая лошадь"

11957147_Velazquez_Infanta_Marguarite_Therese1654 (545x700, 123Kb)"Infanta Marguarite Therese" 1654

Аллегорический портрет Филиппа IV (539x700, 112Kb)"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

Дама с веером 1640 (499x700, 91Kb)

"Дама с веером" 1640

Миф об Арахне (Пряхи)1657 (700x548, 93Kb)

"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657

Венера перед зеркалом 1644-48 (700x485, 104Kb)"Венера перед зеркалом" 1644-48

image001 (531x700, 121Kb)

Philip IV of Spain (588x700, 71Kb)

"Филипп IV Испанский" 1652-53

Velazques Margaretha as a child Sun (567x700, 126Kb)"Margaretha as a child Sun"

Веласкес-Диего--07292 (333x700, 93Kb)"Молодая дама"

Веласкес-Диего--07307 (560x700, 107Kb)"Francisco Bandres De Abarca"

Prince Baltasar Carlos as a Hunter 1635-36 (379x700, 96Kb)

"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36

Self-Portrait 1643 (559x700, 103Kb)"Автопортрет" 1643

Св. Антоний (464x700, 107Kb)"Св. Антоний"

Инфанта Мария Австрийская (514x700, 135Kb)"Инфанта Мария Австрийская"

Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо, эль Примо) (543x700, 91Kb)"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "

Святые Антоний и Павел (495x700, 69Kb)"Святые Антоний и Павел"

Коронация девы Марии (509x700, 71Kb)"Коронация девы Марии" 1645

Коронация девы Марии. (Фрагмент) (521x700, 194Kb)

"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645

Кардинал Камилло Асталли (548x700, 112Kb)"Кардинал Камилло Асталли"

Семья Филиппа IV (Las Meninas) (610x700, 87Kb)"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"

Искушение святого Фомы Аквинского (585x700, 131Kb)"Искушение святого Фомы Аквинского"

El_Ingles_Velazquez_c1650 Карлик с собакой (444x600, 64Kb)"Карлик с собакой" 1650

Веласкес-Диего--07299 (546x700, 45Kb)"Демокрит" 1628-29Набросок головы Аполлона 1630 (464x700, 145Kb)"Набросок головы Аполлона" 1630

Вилла Медичи, павильон Ариадны. 1630 (584x700, 113Kb)"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630

Инфанта Маргарита Мария (518x700, 56Kb)"Инфанта Маргарита Мария"

Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом. 1645 (565x700, 53Kb)"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645

portrait-of-maria-luisa-of-parma-q-zacar-as-gonzalez-velazquez (486x700, 85Kb)"Портрет Марии Луизы"

Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра (526x700, 99Kb)"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"

Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса (519x700, 77Kb)"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса

Христос на кресте. 1632 (449x700, 22Kb)"Христос на кресте" 1632

Распятие (533x700, 148Kb)"Распятие "

Портрет поэта Луиса де Гонгора (534x700, 26Kb)"Портрет поэта Луиса де Гонгора"

Queen-Isabel Королева Изабелла 1631-32 (380x700, 89Kb)"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32

Хуан-де-Парейя, 1650, Музей Метрополитен, Нью-Йорк (606x700, 108Kb)"Хуан-де-Парейя" 1650

Королева Изабелла Бурбон на коне, 1634, Музей Прадо, Мадрид (700x678, 182Kb)"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634

Папа Иннокентий X, 1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим (576x700, 144Kb)"Папа Иннокентий X" 1650

Портрет короля Филиппа IV (510x700, 101Kb)"Портрет короля Филиппа IV"

Шут (280x550, 25Kb)"Шут"

Эзоп (355x700, 32Kb)"Эзоп"Филипп IV в коричневом и серебре 1631-32 (399x700, 87Kb)"Филипп IV" 1631-32

Голова смеющегося мальчика (551x700, 52Kb)"Голова смеющегося мальчика"

Святой Павел (521x700, 105Kb)"Святой Павел"

Королева Австрии Дона Мариана 1652-53 (439x700, 116Kb)"Королева Австрии дона Марианна" 1652-53

Кузница Вулкана 1630 (700x558, 111Kb)"Кузница Вулкана" 1630

Святой Томас (531x700, 123Kb)"Святой Томас"

Portrait of Archbishop Fernando de Valdes (610x700, 93Kb)"Portrait of Archbishop Fernando de Valdes"

Франческо Д`Эсте, герцог Модены (515x700, 116Kb)"Франческо Д`Эсте, герцог Модены"

Инфанта Мария Тереза (524x700, 104Kb)"Инфанта Мария Тереза"

Инфанта Мария Тереса 1651-52 (700x630, 146Kb)"Инфанта Мария Тереса" 1651-52

Портрет Клерик (507x700, 121Kb)"Портрет клерика" 

Три музыканта (или музыкального трио) (700x550, 100Kb)"Три музыканта (или музыкального трио)"

Вилла Медичи, Грот-Лоджия Фасад 1630 (575x700, 199Kb)"Вилла Медичи, Грот-Лоджия Фасад" 1630

Вышивальщица 1640 (536x700, 129Kb)"Вышивальщица" 1640

Мужской портрет (453x700, 62Kb)"Мужской портрет" 

Дон Хуан Франсиско Пиментель (556x700, 89Kb)"Дон Хуан Франсиско Пиментель"

Марс, бог войны 1640 (350x700, 68Kb)"Марс, бог войны 1640

Меркурий и Аргус ок.1659 (700x289, 75Kb)"Меркурий и Аргус" ок.1659

Портрет Филиппа IV (фрагмент) 1657-60 (539x700, 97Kb)"Портрет Филиппа IV" (фрагмент) 1657-60            http://www.liveinternet.ru/community/4456516/post192199075/

art.mirtesen.ru

Диего Родригес Веласкес

«Прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства»Марко Боскини

Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва и Веласкес) родился в известном испанском городе Севилье в 1599 году, на смене эпох. Точной даты рождения не сохранилось, однако доподлинно известна дата крещения – 6 июня 1599 года. Она и принята как день рождения, по правилам тех времен ребенка крестили практически сразу по рождению.

«Испанский живописец, которого отличало от всех его смелость, возможность проникнуть в душу и характер модели. Обладая уникальным чувством гармоничности и тонкости, а также неповторимого колорита, он мог создавать потрясающие образы. Которые просто блещут своей естественностью и живостью». Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

Тяга к искусству, живописи стали очевидны, и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры. Однако обучение здесь не продлилось долго, и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос».

Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

В 1622 году Диего Веласкес впервые посещает испанскую столицу город Мадрид. Однако достойного места применить свой феноменальный талан на тот момент не нашлось. Но Диего смог написать портрет знаменитого испанского поэта Луиса де Гонгоры. Чем привлек внимание вельмож, дворян. И уже в следующем, 1623 году, Веласкеса пригласил в Мадрид герцог де Оливарес, для написания портрета короля. После чего он стал придворным живописцем.

Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

Вскоре популярность Веласкеса возросла, стало зазорным не иметь его работ. Всвете чего появилась целая плеяда портретов вельмож и знаменитых людей того времени. Среди них «Граф Оливарес» 1625 год, «Шут Калаба-Сильяса» 1626-1627 год. А также портреты Лопе де Вега, Кальдерона, Кеведо, Тирсо де Молина. На ряду с этим в 1629 году Диего Веласкес пишет необычное полотно, не свойственное испанской традиционной живописи. Картину на античный сюжет – «Вакх».

Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

В 1628 году Диего Родригес де Сильва и Веласкес встречается с Рубенсом, который прибыл в Мадрид в качестве дипломата. Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. Поездка пошла на пользу. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений. Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо. Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса.По приезду продолжал создавать портретные шедевры. А также написал одну из самых значительных картин европейской живописи в жанре исторического реализма. Это «Сдача Бреды» 1634- 1635 годы.

Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

В течение 1630-1640 годов Диего Веласкес написал серию портретов шутов и карликов. Великий мастер раскрыл кистью богатый душевный мир этих людей, обиженных природой. Перенес на холст переживания, душевное состояние, вплоть до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».

Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

К этому же периоду относится и великий шедевр «Венера с зеркалом». Это редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного тела женщины, сюжет, на то время запрещенный святой инквизицией.

Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

1650 годы это время высочайших творческих достижение Диего Веласкеса. Поздние женские и детские портреты королевских особ отмечены смелостью живописных находок, вдохновенным артистизмом. Портрет стареющего Филипа Четвертого отмечен глубокой психологической характеристикой.

Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

Главнейшими произведениями позднего периода Веласкеса являются величайшие крупномасштабные произведения. «Пряхи» и «Менины», написанные в 1656-1657 году. Сейчас обе находятся в музее Прадо.

Диего Родригес Веласкес история, факты, художник Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

В начале 50-х, в 1652 году Диего Веласкес был назначен королевским обер-гофмаршалом. Его обязанности входило подготовка празднеств при дворе. Исполняя свои обязанности на празднике в честь бракосочетания Марии-Терезии с Людовиком Четырнадцатым живописец тяжело заболел. По возвращению в Мадрид художник скончался 6 августа 1660 года.

Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

Музеи Мадрида-Музей Прадо в Мадриде.Монумент Диего Веласкесу на Месте где была его могила.

Диего Родригес Веласкес история, факты, художник

http://fishki.net/1557434-diego-rodriges-velaskes.html?mode=...

art.mirtesen.ru

Диего родригес де сильва веласкес

(1599–1660)

Диего Родригес де Сильва‑и‑Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Его отец был выходцем из Португалии, и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.

Однако через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.

Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах, то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».

По совету своего учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по‑испански – бодегонес. Появляются картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Служанка‑мулатка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Водонос».

В доме учителя Диего нашел и свою жену. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений», – пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко.

Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде на тот момент было почти шестнадцать лет. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.

Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Здесь ему оказывает покровительство премьер‑министр Оливарес. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV, имевший большой успех, и вскоре получает звание придворного живописца. Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков.

Теперь Велакес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу. Резко ограничивалась и тематика его картин, а основным жанром на многие годы становится портрет.

Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Сохранилось несколько портретов, на которых видно, как постепенно она взрослела и менялось ее лицо.

Вскоре популярность Веласкеса выросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба‑Сильяса» (1626–1627) В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость, изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.

Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры: драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо.

Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела его к конфликту с наиболее авторитетными художниками. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории – изгнание из страны всех, кто имел арабское происхождение. Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера.

В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (1628–1629).

«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л.Л. Каганэ. – Жизнь города, его типы и нравы по‑прежнему интересовали Веласкеса. Но теперь смелее стал выбор типажей, разнообразнее характеристики изображенных, более обобщенным и монументальным решение картины. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. Здесь сцена становится более общезначимой. Подобно современной литературе и театру, Веласкес изобразил столь характерных для Испании той поры деклассированных представителей общества. Есть в них и удаль, и бесшабашность, и веселье, и горечь. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Он выносит действие на природу, отчего ровнее становится освещение, богаче сверкают краски. Правда, передний план написан еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени довольно сильные. Но методом изображения сцены на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее».

В 1629 году король милостиво разрешил художнику присоединиться к свите знаменитого полководца Амбросио Спинолы, отправлявшегося на соседний полуостров. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Он копировал картины Тинторетто, фрески Микеланджело, изучал античную скульптуру, знакомился с произведениями современных ему итальянских художников.

Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. После возвращения художник много работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества.

Сначала появляется «Кузница Вулкана» (1630), где мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности.

В 1634–1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его мастерство предстает во всем блеске.

«1625 год. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В центре полотна фигуры двух полководцев: согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Стройный лес копий (отсюда второе название картины "Копья") создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О.М. Персианова).

По мнению Л.Л. Каганэ: «Для своего времени она была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения…»

Портреты по‑прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630‑е). Классическая ясность композиций, изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей.

На протяжении 1630–1640‑х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой, изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом.

В 1649 году Веласкес снова едет в Италию, на этот раз уже не безвестным молодым художником, а прославленным мастером. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия X (около 1650).

В.И. Раздольская пишет: «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. Доминирующие в картине красные тона звучат особенно интенсивно в горячем свете, который пронизывает фигуру, придавая ей необычайную живость. Иннокентий X был некрасив, и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Но большая внутренняя сила и темперамент читаются в грубоватом лице папы, в цепком тяжелом взгляде словно сверлящих зрителя маленьких глаз. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Острота характеристики, глубокий психологизм, необыкновенное мастерство живописи позволяют считать эту работу одним из высших достижений мирового портретного искусства. Сам Иннокентий X нашел портрет "слишком правдивым", однако щедро наградил за него художника».

Побоявшись потерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему сердитое письмо, и в 1651 году художник возвращается в Испанию. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Он создает единственное в своем творчестве изображение обнаженной женщины – «Венера и Купидон». Веласкес, в отличие от Тициана, стремился отойти от идеализации своей модели, он более реалистичен и конкретен.

К пятидесятым годам относится один из самых сложных по характеристике портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение.

Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины» (1656), «Пряхи» (1657). Менины – это юные фрейлины.

«"Картиной создания картины" назвал ее один из исследователей, – замечает В.И. Раздольская. – И в свете подобного толкования особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Изобразив себя за работой, как равного, в кругу королевской семьи, Веласкес утверждает ценность и достоинство творческой личности в обществе, построенном на строгой сословной иерархии. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Гармония ритмического строя, которому подчинено расположение фигур, не нарушает естественной непринужденности изображенной сцены. Построение композиции и сложнейшее решение света, проникающего в помещение через дверь в задней стене и вторую дверь и окно в правой его части, создает не только необычайно убедительное ощущение реального пространства, но словно втягивают в него зрителя, стоящего перед картиной. И в то же время магия цвета и света преображает это пространство в поэтическую среду и каждой фигуре сообщает особое художественное очарование».

«Пряхи» – апогей мастерства художника. «Если бы знать, как объяснил бы нам этот сюжет сам Веласкес, – вопрошает А. Якимович. – Версия о ковровой мануфактуре появилась не в его время, она появляется впервые в 1772 году, в описи мадридского дворца. Там картина "Пряхи" так и описывается – "ковровая мануфактура, где женщины прядут и сматывают нити". Таков взгляд здравомыслящего, рассудительного века Просвещения. Но согласимся ли мы с ним сегодня? Действительно, пряхи налицо, они заняты своим делом. Но удивителен задний план. Неужели эти переливы шелка дамских платьев, эта невесомая прозрачность атмосферы и игра солнечного луча, весь этот арсенал живописи, достойный Тициана и Ватто, Вермеера и Гейнсборо, – неужели все это понадобилось для того, чтобы рассказать о жанровой сцене, о делах каждодневной жизни? Быть того не может. Поиски скрытого смысла картины стали на повестку дня. В ход пошел исторический, филологический научный аппарат, и выяснилось немало любопытного, о чем прежде и не подозревали. Оказалось, что в картине есть скрытая, слегка "замаскированная" мифологическая тема. Она связана с прядением и ткачеством…»

Придворная карьера Веласкеса к тому времени достигает своей вершины: король наградил его высшим орденом Испании – крестом Сантьяго. Так был создан прецедент: человек искусства стал кавалером одного из древнейших в Европе рыцарских орденов.

К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы творить за мольбертом. После присутствия на церемонии бракосочетания королевской дочери и французского короля Людовика XIV, Веласкес слег и через несколько часов умер. Это произошло 6 августа 1660 года.

studfiles.net


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..