Э мане завтрак на траве: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Завтрак на траве (картина Мане)

«Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l’herbe) — скандально известная картина французского художника Эдуара Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 29-м зале музея Орсе в Париже.

У этого термина существуют и другие значения, см. Завтрак на траве.

Содержание

  • Описание
  • Влияние картины
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки

Описание

Первоначально названная «Купание» (фр. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с тремя тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.

За основу композиции Мане взял картину Джорджоне (завершённую Тицианом) «Сельский концерт» (1508—1509) и фрагмент гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля[1]. Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантёй, на берег Сены. По воспоминаниям А. Пруста (друга художника, отца писателя Марселя Пруста), идея картины родилась на природе. Мане, наблюдая купающихся, воскликнул: «Кажется мне пора приняться за нагую натуру. Ну что же, я им покажу, как это делается. Когда ещё был в ателье, я копировал Джорджоне — нагую женщину с музыкантами… Но у меня все будет по-другому — я перенесу сцену на воздух, окружу её прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня»[2].

«Суд Париса», 1510—1520Джеймс Тиссо. Завтрак вчетвером, 1870. Картина салонного живописца демонстрирует, как тогда следовало писать подобные картины

Моделью женщины была Викторина Мёран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (нидерл.  Ferdinand Leenhoff). Одеты мужчины как денди. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. На дальнем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Картина озадачивает «неправильной» перспективой: слишком крупной женской фигурой дальнего плана в автономно освещённом, ирреальном пространстве. Фону картины не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. Однако и в этом кроется не ошибка, а мудрый расчёт. Помимо «фрагментирования» (термин Э. Мане) — перенесения классической темы в современную обстановку — картина отличается напряжённым изобразительным пространством. Такой приём подчёркивает необычность сочетания классического мотива и новой эстетики, основанной на контрастах локальных тонов: чёрного, белого, зелёного. Мане противопоставил классической аллегории чистую эстетику цвета и символику пространства. Обращаемое изобразительное пространство картины обретает пластическую силу и подчёркивает содержательную двусмысленность[3]. Естественно, что такую идею мало кто мог понять в те годы даже в среде художников.

Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. Резкий «фотографический» свет устраняет полутона. Мане не пытался скрыть мазки кисти, и картина поэтому в некоторых местах выглядит неоконченной. Нагота в «Завтраке на траве» очень отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Ж. О. Д. Энгра. Картина Мане не нашла поддержки у публики, а художника даже обвинили в сумасшествии и неумении рисовать[4]. Публика также расценила как провокацию неуважение к принципам академического искусства: «ни один элемент картины не соответствовал господствующим представлениям о прекрасном, а вся в целом она представлялась пощечиной хорошему вкусу»[5].

Выбор сюжета картины — двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе — вызвал полное непонимание и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя[5], а также узнаваемостью персонажей. Критик Л. Этьенн писал: «Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чём же смысл этой непристойной загадки»[6]. Картиной возмущался даже такой смелый мастер как Г. Курбе. На защиту Мане выступили только его друзья писатели Ш. Бодлер и Э. Золя.

Эмиль Золя, защищая художника от нападок критиков и представителей академической живописи, называет картину шедевром, на котором представлена «крепко скомпонованная натура»[7]:

Мы видим тут, как это ни прискорбно, самых обыкновенных людей, вина которых состоит в том, что у них, как у каждого человека, есть мускулы и кости. Мне понятны разочарование и весёлость, которые охватывают вас при виде этого полотна; художнику, вероятно, следовало усладить ваши взоры картинкой вроде тех, что красуются на бонбоньерках.

Этюд (ок. 1863—68) — Институт искусства Курто.

Влияние картины

Уолтер Сикерт. Убийствo в Кэмден-Тауне, или Что нам делать, чтобы расплатиться с арендной платой?, 1908

Искусствовед австралийского происхождения   (англ.) (рус. увидел в картинах цикла «Убийство в Кэмден-Тауне» британского художника-модерниста Уолтера Сикерта отголоски картины Мане «Завтрак на траве». Четыре картины Сикерта являются откликом на убийство Эмили Диммок сумевшим уйти от наказания за совершённое преступление и оставшимся неизвестным убийцей. Все они изображают одетого мужчину, находящегося рядом с лежащей или полулежащей на постели обнажённой женщиной средних лет[8].

Примечания

  1. Прокофьев В. Н. Живопись Эдуарда Мане между прошлым и будущим (некоторые вопросы поэтики и стилистики) // Прокофьев В. Н. Об искусстве и искусствознании. — М.: Советский художник,1985.- С. 128 (письмо Ш. Бодлера Надару от 14 мая 1859 г.)
  2. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М.-Л.: Искусство, 1965. С. 73
  3. Власов В. Г..Обращаемое пространство в изобразительном искусстве и проективном мышлении Архивная копия от 15 июля 2019 на Wayback Machine // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2019. — № 1 (65)
  4. Виноградова А. И, Краснякова Н. Н. Импрессионизм в искусстве как новое художественное видение мира // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2011. — Т. 2, вып. 7. — С. 263. Архивировано 15 апреля 2019 года.
  5. Сычев А. А. Провокация в истории искусства // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. — 2017. — Вып. 4. — С. 15—27. — ISSN 2224-9974. Архивировано 15 апреля 2019 года.
  6. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. — ","href":"./Шаблон:М."},"params":{},"i":0}}]}»>М.Л.: Искусство, 1965. — С. 74
  7. Золя, Эмиль. Господин Мане // Собрание сочинений в 26 томах. — М.: Художественная литература, 1966. — Т. 24. — С. 173—181.
  8. Hughes R. Art: Music Halls, Murder and Tabloid Pix (англ.) // Time : Еженедельный журнал. — 1993. — 25 January. — ISSN 0040-781X.

Литература

  • Ross King. The Judgment of Paris: The Revolutionary Decade that Gave the World Impressionism. — New York: Waller & Company, 2006. — С. 49—51, 86—89. — .
  • Ingo F. Walther. Masterpieces of Western art : a history of art in 900 individual studies : from the Gothic to the present day.  — Taschen, 2005. — Т. 2. — С. 491. — .

Ссылки

  • Павел Котов. Тело как оскорбление // Вокруг света. — 2012. — Декабрь (№ 12 (2867)). — С. 38—39.
  • «Завтрак на траве» в базе данных музея Орсе (фр.)
  • Eternity — современный анимационный фильм, ссылающийся на сюжет картины

Афиша мероприятий в Москве 🔥

Афиша мероприятий в Москве
🔥

17

IT

94

Бизнес

61

Встречи

853

Детская афиша

120

Спорт

28

Красота

3715

Культура

439

Экскурсии

334

Образ жизни

82

Вечеринки

322

Образование

120

Онлайн

82

Психология

3073

Шоу

25 мероприятий в Москве в эти выходные

17

IT

94

Бизнес

61

Встречи

853

Детская афиша

120

Спорт

28

Красота

3715

Культура

439

Экскурсии

334

Образ жизни

82

Вечеринки

322

Образование

120

Онлайн

82

Психология

3073

Шоу

Скоро в Москве

11 января


Концерт Ростислава Чебыкина

2 января —
5 января


Экскурсия на крышу Сталинки «Путешествие к звезде»

4 января


Романовы: история и мистика Великой династии

3 января —
4 января


Бункер Сталина в Измайлово

3 января —
5 января


«В Тверскую область по велению души»: Нилова пустынь – озеро Селигер

2 января


Секреты старого бункера (экскурсия с дегустацией)

Эдуард Мане | Биография, искусство и факты

Фантен-Латур, Анри: Студия в Батиньоле

Смотреть все медиа

Дата рождения:
23 января 1832 г.
Париж
Франция
Умер:
30 апреля 1883 г. (51 год)
Париж
Франция
Механизм/стиль:
Импрессионизм
реализм

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Эдуард Мане (родился 23 января 1832, Париж, Франция — умер 30 апреля 1883, Париж), французский художник, который открыл новые горизонты, бросив вызов традиционным методам изображения и выбрав сюжеты из событий и обстоятельств своего собственное время. Его Le Déjeuner sur l’herbe ( Обед на траве ), выставленный в 1863 году в Салоне Отверженных, вызвал враждебность критиков и энтузиазм молодых художников, которые позже сформировали ядро ​​группы импрессионистов. Его другие известные работы включают Олимпия (1863 г.) и Бар в Фоли-Бержер (1882 г.).

Эдуард был сыном Огюста Мане, начальника отдела кадров Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье. С 1839 года он был дневным учеником в школе каноника Пуалупа в Вожираре, где изучал французский язык и классику. С 1844 по 1848 год он жил в колледже Роллен, который тогда располагался недалеко от Пантеона. Плохой ученик, его интересовал только специальный курс рисования, предлагаемый школой.

Хотя его отец хотел, чтобы он поступил в юридический институт, Эдуарда не удалось убедить в этом. Когда его отец отказался разрешить ему стать художником, он подал заявление в военно-морское училище, но не сдал вступительные экзамены. Поэтому в декабре 1848 года он поступил учеником лоцмана на транспортное судно. По возвращении во Францию ​​в июне 1849 года он во второй раз провалил военно-морской экзамен, и его родители наконец уступили упрямому решению сына стать художником.

В 1850 году Мане поступил в мастерскую художника-классика Томаса Кутюра. Несмотря на принципиальные различия между учителем и учеником, Мане был обязан Кутюру хорошим владением рисунком и изобразительной техникой. В 1856 году, после шести лет работы в Кутюре, Мане создал студию, которую он делил с Альбертом де Баллеруа, художником военных сюжетов. Там он нарисовал Мальчик с вишнями ( c. 1858), прежде чем перейти в другую студию, где он нарисовал Любитель абсента (1859 г.). В 1856 году он совершил короткие поездки в Нидерланды, Германию и Италию. Тем временем в Лувре он копировал картины Тициана и Диего Веласкеса, а в 1857 году познакомился с художником Анри Фантен-Латуром, который позже написал портрет Мане.

В этот период Мане познакомился также с поэтом Шарлем Бодлером, по предложению которого написал картину Музыка в саду Тюильри (1862). Полотно, написанное под открытым небом, кажется, собирает в себе весь Париж времен Второй империи — нарядное, модное сборище, состоящее в основном из завсегдатаев кафе «Тортони» и кафе «Гербуа», где собирались художники Батиньоля. Пока он создавал работу, прохожие с любопытством смотрели на этого элегантно одетого художника, который расставлял холст и писал на пленэре. На Салоне 1861 года Мане выставил Испанский певец (1860 г.), прозванный французским литератором Теофилем Готье «Гитареро», который с энтузиазмом восхвалял его в периодическом издании Le Moniteur Universel .

«Завтрак на траве» — Эдуард Мане

«Завтрак на траве», 1863 г., холст, масло, 208 x 264,5 см, Музей Орсе, Париж, Франция.

 

В 1863 году Эдуард Мане хотел участвовать в знаменитой парижской выставке Салона со своей работой «Завтрак на траве», но жюри Салона отклонило картину. В том году была принята только половина заявок. III. Наполеон разрешил ему организовать еще одну выставку под названием «Салон отверженных», и здесь был выставлен «Завтрак на траве».

 

Друг детства и юности Мане Антонин Пруст упомянул, что идея живописи возникла на открытом воздухе в Аржантее, Париж. Мане сидел на берегу Сены и смотрел, как люди купаются в реке. Затем он поворачивается к Прусту и говорит: «Похоже, я должен сделать обнаженную натуру. Да, я ее сделаю». Сразу после этого он вспомнил картину «Concerto Campestre (Лувр)», которую он скопировал в Лувре и приписал Джорджоне, и сказал: «Когда я был студентом, я скопировал женщину Джорджоне, одну из тех музыкантов. Это довольно мрачная картина. … Выцветший фон. Я собираюсь снова нарисовать эту картину, и когда я это сделаю, я нарисую фигуры, которые вы видите, с проницаемостью этой атмосферы». На картине «Concerto Campestre (Лувр)», приписываемой известному мастеру эпохи Возрождения Джорджоне, он изобразил людей и обнаженных тел в одежде эпохи художника. В этом образе Мане облачает своих героев в современные платья. В то же время говорят, что другая картина Джорджоне «Буря» оказала влияние на эту картину. Между двумя изображениями было сходство в композиции. Джорджоне создал контраст между одетым мужчиной и полуобнаженной женщиной в своей картине. На картине также были видны следы гравюры «Суд Париса» работы Маркантонио Раймонди, копии Рафаэля, на этой гравюре, вдохновленной Мане, отчетливо видны три фигуры. 0003

 

На этой картине Мане описал двух городских мужчин, устроивших пикник на просторе леса, и обнаженную женщину, сидящую рядом с мужчинами. Вдали ручей омывал еще одну полуобнаженную женщину. Таблица быстро вызвала скандал. Она сидела на траве с двумя современно одетыми мужчинами. Изображение обнаженной женщины Мане было воспринято публикой как противоречащее морали. На этой картине парижские мужчины изображены в их истинном виде. На этой картине изображены парижские мужчины в их истинном виде. Двое мужчин не были одеты в классическую традиционную одежду. Мане противостоял традициям, изображая реальных людей в современном мире.

 

Обнаженная женщина, смотрящая в глаза зрителю, была профессиональной моделью Викториной Мёран, с которой Мане познакомился в 1862 году. Викторина была любимой моделью Мане и героем многих картин. В подготовительной работе с краской волосы женской фигуры были рыжего цвета, а в последнем случае волосы женской фигуры были коричневого цвета. Мане использовал своего младшего брата Эжена Мане в качестве модели для мужской фигуры справа. Для мужской фигуры в центре в качестве модели использовался Фердинанд Линхофф, брат жены Мане Сюзанны Линхофф.

 

Мане был также очень хорошим художником-натюрмортом. На иллюстрации изображен натюрморт с голубыми тенями желтых и красных тонов на переднем плане. На переднем плане картины изображен натюрморт с голубыми оттенками желтых и красных тонов. Этот натюрморт конкурировал с оттенками фигур картины. Одежда Викторины была беспорядочно разбросана по лужайке. С этим платьем были изображены фрукты, хлеб и бутылки, оставшиеся после пикника. Передний план стола был ярко-зеленым, а фон сиял солнечным светом. Главной особенностью картины было использование ярких красок. Такой световой эффект на столе, такая живая зелень на столе создавали ощущение, что краска сделана в лесу. Тот факт, что ключи двигались свободно, заключался в том, что следы от кисти создавали эффект живописи посреди природы. Новой чертой стало то, что Мане включил в картину эффект сияния солнечных лучей и оставил мазки кистью нетронутыми. Эти две черты будут формой работы, принятой импрессионистами. В этой картине Мане не работал на открытом воздухе. Но стол, который удивил импрессионистов будущего и подтолкнул их к работе на открытом воздухе, был «Завтрак на траве».

 

Библиография;

Генрих, К., (2006). Моне, Биринчи Басым, Ташен/Ремзи Китабеви, Стамбул.

Алтуна, С., (2013). Унлю Рессамлар Хаятлари ве Эсерлери, Биринджи Баски, Хаялперест Яйыневи, Стамбул.

Çev:Eşkinat, E., (2011). Мане, Биринджи Баски, Япы Креди Яинлары, Стамбул.

Спенс, Д., (2011). Бююк Рессамлар Мане, Биринчи Баски, Koleksiyon Yayıncılık, Стамбул.

Фартинг, С., (2014). Санатин Тюм Ойкусю, Икинджи Баски, Хаялперест Яйыневи, Стамбул.

Гювемли, С., (2005). Санат Тарихи, Дёрдюнджю Баски, Варлык Яинлары, Стамбул.