Картина завтрак аристократа федотов: «Завтрак аристократа», Павел Андреевич Федотов — описание картины

История одной картины. «Завтрак аристократа» Павла Федотова: всё, что скрыто

Когда-то я смотрела на эту картину с недоумением: вовсе не так я представляла и аристократа, и его жилище, и манеры, и, собственно, завтрак. Наверное, тогда, в детстве, образ аристократа сформировался в моём воображении на основе произведений Конан Дойла. Или Дюма. Ну, там изысканная обстановка, тонкий фарфор, вилки-ножички, соответствующая одежда и осанка, овсянка, кофе… И вдруг этот федотовский совсем неаристократичный тип!

П. Федотов. Завтрак аристократа (Не в пору гость). 1849-1850 гг.

Много позже я узнала, что вот такое живописание было фишкой автора, как сказали бы сейчас. Художник любил прибегать к жанру, который сам он называл «нравственно-критические сцены из жизни». И, надо заметить, в XIX веке он был непревзойдённым мастером в этом направлении. Особенным смыслом он наделял детали, которых в его работах бывало множество. Именно эти мелочи позволяли наблюдательным зрителям постичь суть. «Завтрак аристократа» – не исключение, на полотне – масса предметов, раскрывающих и оправдывающих задумку живописца.

«Эх, напоказ живёте!»

Павел Федотов был читающим человеком (в смысле – много читающим). Собственно из художественной литературы и периодики он и черпал идеи для своих полотен. На «Завтрак аристократа» его натолкнул фельетон Ивана Гончарова, напечатанный в «Современнике» в 1848 году. Фельетон назывался «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Какое-то двусмысленное, на мой взгляд, название, ну да дело не в этом. Автор иронизировал над столичными франтами:

«Пускать пыль в глаза» – эту тему Федотов обыгрывал в своих работах неоднократно. Но вот историки изобразительного искусства отмечают, что человек XXI века может не понять и даже не заметить некоторых посылов художника в отличие от его, художника, современников. Это касается и «Завтрака аристократа». Так, люди, живущие в то время, когда создавалась картина (середина XIX века), видели убранство квартиры «аристократа» и подмечали, что оно достаточно модно и дорого. Тем ярче и живописнее сила комического эффекта при взгляде на скудность завтрака этого щёголя – ломоть чёрного и, похоже, уже зачерствевшего хлеба, который хозяин торопливо прикрывает книжкой.

Фрагмент картины

Интересный факт: название «Завтрак аристократа» картина получила, когда живописца уже не было в живых. Сам-то он назвал её «Не в пору гость». Новое название мелькнуло в газетах, но поддержки не получило, поскольку ироничность не всем была понятна (как мне, например, когда-то). Да ведь и правда, изображённому Федотовым мо́лодцу только хотелось быть аристократом! Или хотя бы иметь с ним внешнее сходство. Кстати, этих типажей (писатель Иван Панаев называл таких «царьками среднего света») частенько осмеивали прозаики и поэты той поры. Павел Федотов перенёс таких персонажей на холст.

«На брюхе шёлк…»

Зрителю не виден посетитель. Ему неведомо, кто этот незваный гость, нагрянувший к «аристократу» нежданно-негаданно. Зритель видит только руку в перчатке, отдёргивающую занавеску. Кстати, по цвету перчатки можно догадаться о времени суток. Они палевого цвета. Это значит, что событие случилось днём. Или поутру. По вечерам руки облекали в белые перчатки. Но это так, к слову. Рассматриваем картину дальше, проникаясь духом быта той поры.

По одежде «аристократа» можно судить о том, что он придаёт внешнему виду большое значение. Да он просто модник! – придерживается восточного стиля, что по тем временам было настоящим шиком. Мы видим молодого человека в дорогом шёлковом халате и таких же шароварах, парчовой шапочке с затейливым узором, на ногах – турецкие туфли. В середине XIX века такой «прикид» рекламировали модные журналы столичным щёголям. Но вот народная мудрость гласит – «На брюхе шёлк, а в брюхе – щёлк», один в один про картину Федотова!

Несмотря на роскошное домашнее одеяние хозяина и массу дорогостоящих вещей, наполняющих комнату, очень многое в интерьере указывает на то, что герой пребывает в довольно бедственном положении. Так, видно плачевное состояние кошелька (он лежит на столе), вывернутого наизнанку. Похоже, молодой человек судорожно искал деньги, не веря, что их нет. Наличие колокольчика на столе указывает на то, что в былые времена хозяин мог с его помощью вызывать слугу. Однако исходя из факта, что приход гостя оказался неожиданным, можно сделать вывод, что никто о его приходе не доложил. А значит и слуги никакого нет (не на что его содержать).

Аристократы в XIX веке очень любили развлечения. Пожалуй, самым любимым и модным из них было посещение театра и, похоже, наш герой был не чужд царству Мельпомены – об этом мы можем судить по наличию афиш спектаклей, равно как по портретам знаменитых в те времена танцовщиц можем догадываться об увлечённости молодого человека балетным искусством. Однако наряду с этим здесь же валяется реклама устриц…

Фрагмент картины

…что рядом с кусочком чёрного хлебца, собственно и составляющего его завтрак, смотрится весьма забавно. А ещё видны разбросанные по полу игральные карты, указывающие на вероятную причину безденежья проигравшегося в пух и прах героя.

Помимо этого, можно заметить потёртый ковёр, старомодную мебель, принадлежащую, скорее всего, ещё прежним хозяевам, и многое другое, подчёркивающее жалкое финансовое состояние молодого человека, вынужденного экономить. Но он пыжится, из себя вон лезет в своих попытках выглядеть аристократом. Он держит пуделя – очень популярную в то время породу собачек (как же, у самого императора Николая I был пудель!). Похоже, наш герой и папиросы курит тоже в силу тогдашней моды (на столе виднеется окурок), побудившую примкнуть к курильщикам даже женщин.

Критики и искусствоведы обращают внимание на мусорную корзину в форме амфоры, стоящую под столом, отмечая, что она – тоже немаловажный показатель того, что перед нами банальный показушник.

Фрагмент картины

Смотрите, что говорит искусствовед Татьяна Ильина:

Её точку зрения разделяют многие. Но мне она кажется слегка притянутой за уши. Ну и что из того, что корзина соломенная и имеет при этом форму арфы? Я бы сказала, что это даже оригинально и уж в любом случае нисколько не безвкусно. Впрочем, может как раз это и подразумевают искусствоведы и историки изобразительного искусства, говоря, что человек XXI века некоторые нюансы картин Федотова не поймёт. Соглашаясь со многим из того, что они объясняют нам сегодня, с урной никак не могу согласиться (смешно)).

В мире иллюзий

Герой Федотова живёт в призрачном мире иллюзий. Художник не пожалел места на холсте и красок на изображение многочисленных вещей, предметов и аксессуаров, помогающих понять заложенную в картине идею, – осмеяние суетности и мелкого тщеславия, лицемерия, стремления пустить пыль в глаза, заставляющего героя под надуманным внешним лоском скрывать своё истинное положение.

Удивительно, но при том, что фигура «аристократа» выделена ярким красным (шаровары) и красивым синим (халат), вовсе не он выступает в роли носителя позитивного начала. Не он, а – мир окружающих его предметов, который создан Федотовым тщательно и любовно. Заметили, сколь великолепно написан интерьер? Ничего не напоминает? Да ведь это лучшие традиции «малых голландцев»! Этот самый федотовский интерьер с полным правом можно назвать великолепным образцом «картины в картине». Мир – реальный, вещей – реальных противопоставляется иллюзорному проявлению гордыни «аристократа», который предпочитает насквозь лживую жизнь, выдавая желаемое за действительное.

(Кстати, назвав халат главного героя красивым синим, я не переврала истину. Халат действительно красивейшего синего оттенка. Причём видно, что это шёлк. Федотов ещё при жизни прослыл настоящим мастером тканей. Тёмным, чуть ли не чёрным или грязно-серым халат «аристократа» смотрится исключительно на репродукциях. Не на подлиннике. Эту особенность отмечали ещё современники художника).

Почему в названии картины второе слово не заключено в кавычки, мне неясно до сих пор. Или кавычки и правда не нужны? Ведь изрядная доля юмора, иронии и комичности ситуации, талантливо привнесённая Павлом Федотовым в контекст картины, красноречиво говорит о сути сюжета. Как говорится, смотрящий да увидит, думающий да осознает…

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Третьяковская галерея. Павел Федотов. Завтрак аристократа
Арт-галерея. Рассказ о художнике. Завтрак аристократа
Знаменитые русские художники. Федотов Павел Андреевич
Рассказы о шедеврах живописи. Федотов П. «Завтрак аристократа»
«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова


Автор статьи — @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»



Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус 🙂 Подарите себе и своим близким вдохновение!

vp-painting vox-populi живопись painting-historysecrets искусство

Вам может быть интересно

Мандарины и ананас в новогоднем натюрморте: пошаговый процесс рисования акварелью

Маленький, да удаленький или небольшой эксперимент рисования на серой бумаге

Секреты известных картин. «Московский дворик» Василия Поленова

Подробнее

Подготовка к сочинению по картине «Завтрак аристократа»

Похожие презентации:

Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71

Моя будущая профессия: юрист

Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Моя будущая профессия — военный

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Творческий проект «мой профессиональный выбор»

Развитие связной речи у дошкольников

Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Подготовка к сочинению по
картине «Завтрак аристократа»
Работа в группах. 8 класс.
Учитель Селезнёва К. А.
ГБПОУОКСУ Москва 2015
1
Подготовка к сочинению проводится
по группам.
• Учащиеся перед уроком распределяются на
группы и каждая работает над вопросами,
объявленными учителем.
• Отвечает один представитель от группы . От
других групп могут идти дополнения и
уточнения по каждому вопросу.
• Оценки выставляются отвечающим,
дополняющим прибавляются доли баллов к
их ответам на другие вопросы.
2
Обрамление сочинения. Вступление.
( Эти сведения – домашнее задание).
Павел Федотов 1815 -1852 гг.
Родился в Москве в семье бедного
чиновника.
Как художника его отличала тонкая
наблюдательность , умение подмечать
типичные черты людей разных
сословий, знание обстановки их жизни,
способность схватывать характер
человека — все это указывало, что ему
следует быть не баталистом, а
жанристом.
В этом убеждал его баснописец
Крылов.
В.Стасов называл его Гоголем русской
живописи.
3
вступление
Федотов П.
«Завтрак аристократа»
другое название картины
« Не в пору гость»
1849 г. Написание картины.
Федотов изобразил хозяина,
который вот-вот будет
застигнут непрошеным
гостем в своей тщательно
скрываемой убогости.
4
Вопросы к уроку
( общие для всех групп)
1. Главный герой в центре картины. О
чем говорит его поза?
2.Что свидетельствует о том, что перед
нами аристократ?
3.Какими предметами наполнена
картина?
4.О чем они нам рассказывают?
5
Задания для групп.
• 1. Составьте словосочетания и предложения,
которыми вы опишете обстановку комнаты.
• 2. Подберите эпитеты для описания
• — предметов интерьера
• — внешности героя
• — его позы.
• ( Здесь можно устроить соревнования между группами «У
кого больше?»)
6
Федотов П.
«Завтрак аристократа»
другое название картины
(Не в пору гость) 1849 г.
«А пробовал ли ты
нечаянно приезжать к
таким людям домой и
заставать их
врасплох?» — писал в
одном из фельетонов
молодой писатель
И. Гончаров.
• Именно этот вопрос
нашел отклик в душе
художника , и он задумал
сюжет картины «Не в
пору гость» .
• Известное всем сегодня
название появилось
несколько позже.
7
Какие выводы можно сделать из
того, что мы видим на картине?
Сюжет, как всегда у Федотова, читается
достаточно ясно: обедневший аристократ
сидит в роскошном показном интерьере..
Уже скрипнула дверь…
Забеспокоилась собака…
Заслышав шаги гостя, аристократ прячет
кусок хлеба, который составляет весь его
завтрак.
8
Не в пору гость
(первоначальное название картины)
• Виден не гость, а лишь пола его сюртука да
рука в перчатке, отодвигающая портьеру.
• А хозяин — в кресле у стола, за которым он
завтракал, перелистывая при этом дешевый
романчик в желтой обложке. Шум в
прихожей застиг его врасплох, и он
порывается вскочить навстречу, пытается в
последнее мгновение как-то замаскировать
улику — прикрыть книжкой ломоть черного
хлеба, который составляет его завтрак.
9
Предметы, окружающая обстановка.
Федотов достиг совершенства в передаче красоты
материального мира, наполнив картину рядом говорящих
деталей.
Вокруг множество разнообразных предметов: дорогой,
видимо, ковер на полу, античная ваза в роли корзины для
бумаг, картинки на стене, стул с лежащими на нем
рекламными листками (один из них предлагает дорогие
устрицы), изящный полированный столик, горка с посудой,
удобное зеленое кресло, ширма.
Каждая вещь — характеризует героя: и статуэтка, и
бокал с перьями, и ножнички, и бинокль в футляре, и еще
один бокал, темного стекла, и лампочка в синем
кружевном абажуре , и медный звоночек на затейливой
подставке, и опустошенный, даже наизнанку вывернутый
кошелечек, и многое другое , что находится в комнате.
10
Обрамление сочинения
заключение
• Художника отличала тонкая наблюдательность ,
умение подмечать типичные черты людей разных
сословий, знание обстановки их жизни, способность
схватывать характер человека.
• Как нельзя лучше подходит к идее этой картины русская
народная пословица «на брюхе шелк, а в брюхе щелк».
Федотов высмеивает в картине ложь и надувательство .
Герой картины напоминает гоголевского Хлестакова в его
стремлении не быть, а казаться.
11
Примерный план сочинения
1.Вступление ( несколько слов об авторе и об
истории создания картины).
2. Задний план, окружающая обстановка.
— интерьер комнаты – свидетельство прошлого богатства.
— состояние комнаты – свидетельство сегодняшней бедности.
3. В центре – главный герой
-одежда, поза, выражение лица; стрижка собачки.
4. Выводы, опираясь на сказанное выше.
12

English    
Русский
Правила

Павел Андреевич ФЕДОТОВ (1815-1852) | Великие русские художники

  • Период времени: 19 век
  • Нравится? Поделись!


Необычным путем стал Павел Федотов, офицер хозяйственных войск Финляндского полка, художником. Родился на окраине Москвы, в семье отставного лейтенанта, детство провел в нищете. Мальчик целыми днями сидел на сеновале, наблюдая за всем, что делается в соседних дворах и улицах. Эти первые детские впечатления наложили свой отпечаток на творчество Федотова: «Магазин наблюдений, сделанных в самом начале моей жизни, — писал он позже, — составляют основу моего таланта» 9.0014

Отец хотел видеть его на военной карьере, и в десятилетнем возрасте его отправили в Московский кадетский корпус. Так начались годы монотонных и изнурительных тренировок. Но именно тогда проявились творческие наклонности мальчика. Его первые эссе — портреты друзей и карикатуры — оказались успешными. По окончании кадетского корпуса в 1833 г. Федотов был назначен в придворные войска Финляндского полка в Петербурге, где прослужил десять лет (1834-44). Армию Николая I мучили бесконечные смотры и маневры и мания парадов. Чтобы отвлечься от скуки и однообразия, Федотов много читал, изучал языки, увлекался музыкой и писал стихи; но по-прежнему главным его увлечением была живопись и рисунок. Примерно в это же время он начал посещать вечерние занятия в Академии художеств. Его карандаш оживлял сцены бессмысленных, изматывающих упражнений; темами его рисунков и акварелей были военные учения и лагерная служба.

Чем больше времени и сил Федотов вкладывал в свое художественное увлечение, тем яснее он осознавал, что ему придется выбирать между живописью и военной карьерой. Еще больше задуматься над этим вопросом его заставило письмо известного баснописца Ивана Крылова, который, пораженный талантом молодого офицера, настоятельно советовал ему оставить военную службу и «посвятить себя к твоему истинному призванию — изображению жизни народа». Федотов уже подумывал уйти в отставку, и теперь эта мысль не оставляла его в покое. Но только тот, кто обладал большим мужеством и, главное, самоуверенностью, мог отказаться от обеспеченного положения и обречь себя на нищенское существование. Поэтому Федотов попросил Карла Брюллова, слава которого облетела всю Европу, дать оценку его произведениям. Брюллов изучил работы Федотова и дал молодому художнику свое «благословение». Его напутствие — «Держись — твердой волей, постоянством и трудолюбием можно добиться чего угодно» — оказали замечательное действие: Федотов с удвоенной энергией взялся за свое искусство, стремясь увеличить свою продукцию.

Н.П. Жданович за фортепиано
Бис! Бис!

Предложение руки и сердца майора
Полицейский и Таксист

Молодой человек с бутербродом
Автопортрет. Страница из альбома

Молодая вдова

Но до отставки Федотова оставалось еще несколько лет. На нелегком пути беззаветного служения искусству ему пришлось столкнуться с бедностью, лишениями и одиночеством. Со своим верным денщиком Коршуновым он поселился в маленьких холодных комнатах на Васильевском острове в Петербурге и начал жизнь, посвященную искусству, «не давая себе ни пощады, ни снисхождения, ни покоя!».

Изобилие рисунков! Федотов рисовал везде — на базарах, в торговых рядах, в канцеляриях и на улице. Но это не были творения беспристрастного наблюдателя. Каждым рисунком Федотов комментировал жизнь, борясь с косностью и бюрократизмом, разоблачая нравственность николаевских сановников. Его рисунки, напоминающие быстрые, легкие наброски, с поразительной точностью передают предметы и фигуры; вместе они составляют своеобразный дневник художника.

Рисунок «Набережная Васильевского острова зимой» отличается простотой и жизненностью своей композиции, а в «Уездном чиновнике», «Начальнике и его подчиненных», «Холодных и дрожащих людях» и «Как люди сидят» присутствует острый сатирический привкус. Вниз (РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ). Из этого множества разрозненных наблюдений, собранных им в альбомы, Федотов создал полные произведения. Так родилась идея серии морально-критических сцен из повседневной жизни, выполненных сепией: «Первое утро обманутого юноши»; Жить за чужой счет; Старость художника, вышедшего замуж без приданого; полагаться на свой талант; Магазин модной одежды; Мышеловка; «Болезнь и смерть Фидельки и крестины» (1840-е, ГТГ, МОСКВА).

Разнообразие тем этих рисунков, их острая критика, размах и техническое великолепие — все это дает основания считать эту серию одной из важнейших в творческом развитии художника. Но и эти произведения не совсем безупречны: они страдают перегруженностью композиций, «многословием», неумением отделить главное от второстепенного — действие иногда настолько сложно, что художник, опасаясь быть не понятым, снабжает рисунки пояснительным текстом. Между тем работа над сепиями дала Федотову очень многое: он приобрел жизненный и художественный опыт, собрал материал для новых работ.

Первая законченная картина маслом Федотова — «Свежий кавалер, или Чиновник наутро после получения первой награды» (1846, ГТГ, МОСКВА). В этом бытовом сюжете художнику удалось выразить многие типичные явления николаевской России. Комическая ситуация обобщается и тем самым приобретает большую силу. Свежий кавалер призван олицетворять пороки современного общества: бюрократизм и взяточничество, моральное оскудение и черствость. Известный русский критик Владимир Стасов писал о герое картины: «Он свиреп и беспощаден и способен погубить кого и что пожелает без малейшего движения на лице». Зло, самомнение, мелкая, пошлая жизнь — все это присутствует в лице, позе и фигуре этого закоренелого бюрократа, в халате и босиком, с папильотками и наградой, приколотой к груди.

В 1847 году Федотов написал картину «Брезгливая невеста» (ГТГ, МОСКВА) по одноименной басне Крылова. С беспощадной сатирой описаны персонажи: старая дева, ее жених — модно одетый горбун — и обрадованные родители. Работа является блестящим образцом живописного мастерства Федотова. Годы напряженной работы не прошли даром: художник научился с большим виртуозом передавать материальную фактуру предметов — от блеска красного дерева и волнистости шелкового платья невесты до позолоты на рамах и мягкого ворса ковры.

Композиция становится одним из важнейших выразительных средств в творчестве Федотова, служащим для выделения главной мысли и концентрации внимания на главных действующих лицах. Так, в «Завтраке аристократа» (1849, ГТГ, МОСКВА) изображенная в центре напряжённая поза щегольского щеголя и торопливые движения его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, выдают мелочность и ничтожество этого аристократа, растратившего свое состояние.

Когда Федотов показал больному Брюллову свои картины, знаменитый художник пришел в восторг от них. «Поздравляю, — сказал он, — вы меня опередили». Таково было его преклонение перед Федотовым как жанристом.

Широкую известность Федотову принесла картина «Предложение руки и сердца майора» (1848, ГТГ, Москва).

Годом раньше Федотов написал стихотворение «Женитьба майора, или Улучшение положения» о майоре, который решил поправиться, женившись на богатой купеческой дочери. Картина, которая последовала, развила тему. Художник ведет нас в купеческий дом, где семья готовится принять жениха. Обыкновенный, ничем не примечательный эпизод из купеческой жизни приобретает в этой картине универсальное значение. Федотов высмеивал не только купеческое тщеславие, корыстолюбие майора, манеры и грации невесты или грубость матери. Объектом его критики была мораль людей разных сословий, людей, превративших брак в выгодное занятие, в сделку. Это было осуждение изнаночной стороны быта, которая никого не удивляла в николаевской России. Глядя на действие, изображенное в «Предложении руки и сердца майора», нетрудно было понять, что то, что происходило, было бесстыдной, ужасающей торговлей людьми. «То была другая трагедия, — писал Стасов, — угрожающе выглядывая из-за веселой, забавной ширмы».0014

Талант Федотова проявился в этой картине с огромной силой. Его композиция удивительно живая, естественная и простая. Драматургические персонажи тесно связаны друг с другом, так что мы можем почти прочитать повествование о жизни, нравах и нравах купеческой семьи. Фигуры отличаются особенно удачно своими жестами.

Задумывая эту картину, Федотов руководствовался прежде всего жизнью. Но главное было не в мелочах, а в поиске типичного и выразительного. Образы, созданные им, являются результатом вдумчивого отбора и синтеза характерных черт, присущих тому или иному социальному типу.

Произведения Федотова произвели огромное впечатление на современников. Они чувствовали новаторство художника как в трактовке совершенно новых тем, в его критическом отношении к действительности, так и в его новом творческом методе, позволившем жанровой живописи выйти на уровень общественно значимого искусства.

К концу 40-х годов Федотов был состоявшимся мастером, художником со сложившимся мировоззрением и индивидуальным творческим лицом. Он работал в лихорадочном темпе. Идеи для новых картин сыпались в его голову одна за другой, но не всем из них суждено было воплотиться в жизнь. Наступал последний, самый тяжелый период в его жизни. Это была середина темного царствования Николая, с его террором и жестокой цензурой. Любое проявление критического мышления приводило к гонениям и запретам… «Народ мог бы многому научиться, — писал тогда художник, — но цензура мешает». , был закрыт. Его «Морально критические сцены» никогда не публиковались. Под запрет попали и литографии его картин. Художник оказался в безвыходном материальном положении, и его семья была вынуждена продать дом, чтобы расплатиться с долгами.

Федотов отказался от многого — от военной карьеры, богатства и личного счастья — ради искусства. Он твердо и без колебаний придерживался избранного пути и, несмотря на трудности, продолжал неустанно трудиться.

В последние годы жизни Федотов обратился к портретной живописи. Его портреты раскрывали новые грани его таланта — глубоко поэтический, эмоциональный подход к своему предмету. Стремясь раскрыть душевное состояние своих испытуемых, Федотов обычно изображал их в привычной для них среде, застигнутыми в центре какого-либо действия. Это придает его портретам жанровый характер. Лучшей из них является работа Н. П. Ждановича (1849 г.)., РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ).

В 1852 году появляется одна из первых драматических картин Федотова — «Молодая вдова» (Третьяковская галерея, Москва). С огромным сопереживанием художник рассказывает о горькой судьбе женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка. Она стоит в задумчивости, прислонившись к буфету. Ее вещи были опечатаны, чтобы покрыть долги, оставленные ее мужем. На первый взгляд лирическая, эта картина оказывается столь же острой и значимой, как и ранние полотна Федотова. И здесь он обнажил мир насилия и тирании, где так легко может погибнуть слабый, незащищенный человек.

Идея картины была подсказана судьбой овдовевшей сестры Федотова, оставшейся с двумя маленькими детьми на руках после смерти мужа.

Почти одновременно с «Молодой вдовой» Федотов написал еще две великолепные картины: «Бис! Бис! (1850-51, ГТГ, Москва) и «Игроки» (1852, Государственный музей русского искусства, Киев). Оба произведения, в сущности, на одну и ту же тему — духовное банкротство русской жизни николаевским режимом. Никогда прежде Федотов не достигал такой силы общественного обвинения, такой остроты критической мысли.