Содержание
Детям об искусстве: Диего Веласкес «Завтрак» — Детское бюро «Культурный кот»
Детям об искусстве: Диего Веласкес «Завтрак»
Диего Веласкес «Завтрак» — смотрим вместе с ребёнком и отвечаем на его каверзные вопросы. Шпаргалка от Культурного Кота
О сюжете
Кто эти люди, разве они известные, почему художник выбрал их?
Конкретно этих людей мы не знаем, больше того — Веласкес использовал эти же лица в нескольких других своих работах. Говорят, юноша справа вообще списан с самого художника. Эта картина — иллюстрация обычной жизни, которую мастер наблюдал вокруг себя в начале 17-го века в Испании.
Почему на столе так мало еды?
Герои находятся в трактире, куда приходят не за роскошными яствами. Мы видим миску с рыбой, хлеб и пиво — возможно, это всё, на что хватило денег у юношей. А пару гранатов в Испании можно просто сорвать с дерева по пути.
Они очень бедные, но все равно улыбаются?
Совершенно верно! Веласкес был придворным художником и писал портреты королей и графов, но гораздо больше любил простой народ — за их оптимизм, веселье, открытость жизни. В самом начале своей творческой жизни он создавал много таких работ. А чего грустить, когда есть хлеб и пиво, друг рядом, да еще и выдался случай поболтать со стариком — наверное у него масса интересных историй?
Об особенностях изображения
Почему картина такая темная?
И правда мрачновата, но не забывай где происходит дело — это маленький трактир, во времена Веласкеса их называли «бодегонес», и даже серию его работ с похожим сюжетом стали называть также. Освещение там не ахти. Но передний край стола ярко освещен, возникает резкий контраст! Свет и тень на лицах прописаны очень точно. Эти приемы Веласкес позаимствовал у знаменитого живописца, которым восхищался — Караваджо.
Тут три или четыре человека?
Сперва нам и правда кажется, что позади стола стоит официант, готовый подлить героям пива, но приглядевшись внимательно, мы замечаем, что на заднем плане всего лишь шляпа и аккуратно развешанный воротник, а графин держит в руке один из юношей. Веласкес сыграл с нами шутку!
Почему нам кажется, что нож сейчас выпадет из картины?
Такой эффект возникает из-за искусно прописанной тени — буханка хлеба и нож как будто лежат на самом краю стола, а их тени приходятся на вертикальную поверхность скатерти, а поскольку скатерть белоснежная, а свет очень яркий — тени получаются длинными и выразительными. И нам кажется, что всё по-настоящему, правда?
О самой работе
Как сделана картина?
Внизу под каждым шедевром мы видим небольшую табличку — этикетку. В ней сказано, кто, когда и из каких материалов его создал. Здесь читаем: «Холст, масляные краски». Вот и ответ! Конечно, холст ещё нужно загрунтовать, чтобы краска держалась хорошо, а сверху закрыть всё лаком.
А она дешевле портрета короля?
Когда только создавалась — конечно, была дешевле. Ведь портреты венценосных особ вешали в замках и дарили союзникам, составляли галереи для потомков… Но сейчас эти работы одинаково ценны. Только представь — картина, которая дошла до наших дней с 1617 года! Пережила смену рам, перевозки, непогоду, а благодаря хранителям и реставраторам — все химические процессы, которые идут внутри между грунтом, красками и лаком контролируются, и картине не дают разрушить себя изнутри. Это настоящее сокровище!
Её можно купить?
Нет, все картины, хранящиеся в государственных музеях принадлежат… никому и всем сразу! Они выставлены так, чтобы любой человек мог прийти и изучить их, поэтому продать их в частную коллекцию невозможно.
Статья может быть полезной при организации экскурсии для школьников в Эрмитаж. Сохраните нашу шпаргалку и рассказывайте об искусстве с удовольствием. Отличного музейного путешествия!
Завтрак — картина Диего Веласкеса
Картины и художники
·
25. March 2021
Картина «Завтрак», о которой пойдет речь в этой статье, была написана Диего Веласкесом в 1618 году и наши дни экспонируется в Музее Изобразительных искусств Будапешта.
Оговорка не случайна: всего юным Веласкесом в период между 1617 — 1619 г.г. было выполнено не менее семи вариантов этой картины, которые различаются как количеством персонажей, так и некоторыми
второстепенными деталями. Одна из версий, еще более ранняя (1617) находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Перед нами один из самых ранних «бодегонов» художника, который, невзирая на юный возраст Веласкеса на момент создания полотна (художнику было всего 18 лет) уже демонстрирует вполне зрелое
мастерство и хорошее знакомство с работами Караваджо.
Разумеется, в то время Веласкес еще не сделался придворным живописцем Филиппа Четвертого и не успел побывать в Италии — однако это вовсе не означает, что слава о творениях «великого и ужасного»
Караваджо, владевшего светотенью, как ни один из художников, не добралась до родной до Веласкеса Севильи.
В Севилье, где родился и постагал тонкости живописного искусства Веласкес, о Караваджо были наслышаны. Имелись в столице Андалусии и копии картин Караваджо, да и работы главного испанского
«караваджиста», Хосе де Риберы, по прозвищу Спаньолето, жившего и работавшего в Неаполе, также пользовались большой популярностью и вывозились заказчиками в Испанию — так что отрицать влияние
Караваджо здесь не представляется правомерным.
Зато удивительному натурализму, свойственному самым ранним работам Веласкеса, мог бы поучиться и сам Караваджо! Это высочайшая точность, кстати, делает Веласкеса абсолютно «своим» в таком
популярном жанре живописи, как гиперреализм, что лишний раз доказывает: подлинное искусство способно существовать вне временных рамок, всегда оставаясь современным.
Поскольку «бодегон» — направление, сочетающее элементы жанровой живописи и натюрморта, особенно следует отметить, как мастерски написаны расположенные на белоснежной скатерти стакан с вином, нож,
булка, солонка, тарелка с рыбой и половиной лимона и корень пастернака с ботвой (который, кстати, впоследствии перекочевал на одну из картин прекрасно знакомого с живописью Веласкеса Сальвадора Дали — «Яйца на тарелке без тарелки».
В равной степени живо и натуралистично «схвачены» Веласкесом и персонажи, как будто сошедшие со страниц произведений Кеведо или Лопе де Вега. Перед нами Веласкес, господа — который уже хорош, а
когда напишет свою знаменитую картину «Менины» — и вовсе поднимет живописное мастерство на недосягаемую ни
ранее, ни потом высоту.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо — всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей
Прадо — один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой
популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
БИЛЕТЫ В МУЗЕЙ ПРАДО
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка — и список этот
можно продолжать бесконечно. Что ни имя — то титан, что ни картина — то шедевр!
В этих драгоценных россыпях легко потеряться — вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой
Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЮ ПРАДО
tagPlaceholderTags: картины и художники, веласкес
произведений по стилю: Барокко — WikiArt.org
В 1527 году в Европе религиозное господство имело право направлять и формировать содержание и климат художественной продукции общества. В то время негативная реакция на консервативную протестантскую Реформацию вынудила католическую церковь восстановить свою важность и величие в обществе. Художники последовали их примеру, возродив идеалы красоты эпохи Возрождения, привнеся в произведения искусства, музыку и архитектуру той эпохи возрожденный поклон классицизму, еще более усиленный новой буйной экстравагантностью и склонностью к витиеватости. Этот богато украшенный стиль был придуман барокко и стал отмечен его инновационными методами и деталями, привносящими пышный новый визуальный язык в то, что было относительно сдержанным периодом для искусства.
Барокко распространилось по всей Европе, главным образом во главе с папой в Риме и католическими правителями в Италии, Франции, Испании и Фландрии. В дальнейшем он был распространен влиятельными религиозными орденами через их разветвленную сеть монастырей и женских монастырей. Стиль быстро распространился во Францию, северную Италию, Испанию и Португалию, затем в Австрию и южную Германию.
Барокко снова привлекло внимание общественности к изображениям религиозного культа после того, как было запрещено за прославление неземного и идеального. Это искусство должно было быть легко понято и сильно прочувствовано простыми людьми, что должно было способствовать благочестию и благоговению перед церковью. Барочные церкви стали центральным примером активизации акцента на славе католицизма с их проектами, которые включали большое центральное пространство с куполом или куполом высоко над головой, позволяя свету освещать пространство внизу. Купол был одним из центральных символических элементов архитектуры барокко, иллюстрирующим союз между небом и землей. Чрезвычайно замысловатые интерьеры, изобилующие орнаментом, создавали ощущение полного погружения в возвышенное и священное пространство.
Определяющими характеристиками стиля барокко были: реальное или подразумеваемое движение, попытка представить бесконечность, акцент на свете и его эффектах, а также фокус на театральности. Художники эпохи барокко представили или усовершенствовали ряд техник для достижения этих эффектов, в том числе quadro riportato (фрески, создающие иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), quadrature (роспись потолка) и trompe l. масло техники. Это позволило стереть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерно для движения.
Барокко открыло новую эру европейской скульптуры, во главе которой в основном стояли работы Джан Лоренцо Бернини, которые подчеркивали чувственное богатство, драматический реализм, сильные эмоции и движение. В скульптуре в стиле барокко фигуры приобрели новое значение, часто спирально раскручиваясь из центрального вихря, достигая окружающего пространства, чтобы их можно было рассматривать кругом с разных точек зрения.
Использование chiaroscuro , в котором обработка света и тени в произведении помогала создать драматическое напряжение, было ключевым компонентом произведений искусства в стиле барокко. Он был далее развит мастером барокко Караваджо в тенебризм, который использовал усиление контраста в темных атмосферных сценах, чтобы выделить определенные элементы.
В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников эпохи барокко в католических странах, искусство барокко в протестантской Голландии (часто называемое золотым веком голландцев) было представлено новым типом станкового искусства — глянцевой формой жанра живопись — направлена на зажиточного буржуазного домохозяина. Эта новая нидерландская реалистическая школа жанровой живописи также привела к усилению реализма в портретном искусстве и пейзажной живописи, цветочных изображениях, композициях животных и, в частности, к новым формам натюрморта, включая протестантский жанр, известный как живопись ванитас. расцвет 1620-1650). В разных городах и районах были свои «школы» или стили, такие как Утрехт, Делфт, Лейден, Амстердам, Харлем и Дордрехт.
См. также барокко (направление в искусстве)
Источники:
www.visual-arts-cork.com
www.theartstory.org
Старуха готовит яйца
- Дата создания:
- 1618
- Альтернативные названия:
- Старуха жарит яйца, Vieja Friendo Huevos
- Высота (см):
- 100,50
- Длина (см):
- 119,50
- Среда:
- Масло
- Одержка:
- ПУХНАЯ:
- ПУТКА:
- ЗАМЕРЕНИЯ:
- . Направление:
Барокко
- Создатель:
Диего Веласкес
- Текущее местоположение:
Эдинбург, Великобритания 3
0033
Национальные галереи Шотландии
- Владелец:
Национальные галереи Шотландии
- . Старительная яйца. Содержание
- ИСТОРИЯ / Тема
- ИЗОБРАЖЕНИЯ НА СПАСИТЕЛЬНЫЕ
- 9003
- .
- 9999999999999999999 г. СПАСИБО. Художник
- Период искусства
- Библиография
Старуха готовит яйца
Диего Веласкес
Пожилая женщина готовила яйца
Диего Веласкес
. Старушка приготовление яиц
Диего Веласкес
. Старушка.
«Старуха, готовящая яйца» Веласкеса захватывает дух своим непоколебимым натурализмом, потрясающим изображением различных поверхностей и фактур и, прежде всего, таинственной, созерцательной атмосферой. Следующие характеристики иллюстрируют стиль Веласкеса;
Состав:
Яйцевидная конструкция композиции картины открывается, чтобы включить зрителя, вовлекая его или ее в действие картины. В нескольких своих работах Веласкес использует различные приемы, чтобы размыть грань между пространством картины и пространством зрителя, например, выводя объекты за пределы плоскости изображения.
Эта концепция соразмерного пространства распространена в искусстве барокко, особенно в творчестве таких художников, как Бернини или Караваджо.
Когда Веласкес вошел ко двору короля Филиппа IV, завистливые, уже зарекомендовавшие себя художники обвинили вундеркинда в том, что он просто рисует «голов и рук». Картины Веласкеса обнаруживают замечательную чувствительность в изображении этих двух наиболее выразительных частей человеческого тела.
В то время, когда в искусстве люди из низшего сословия часто изображались в виде комедийных шутов или похотливых болванов, Веласкес вырывается из шаблона, изображая уникальную индивидуальность каждой фигуры.
Текстуры:
Единственная цель создания этой и других подобных картин, скорее всего, заключалась в том, чтобы продемонстрировать мастерство Веласкеса в передаче поверхностей и напряжений. На самом деле, человеческие фигуры, возможно, вторичны по отношению к этим мастерским натюрмортам. Картина наполнена различными материалами: керамика, медь, латунь, лен, фрукты, яичная скорлупа, масло и многое другое.
Цветовая палитра:
Как и почти во всех его ранних картинах, в «Старухе, готовящей яйца», Веласкес использует ограниченную палитру грязных землистых цветов: коричневые, темно-красные и желтые, не совсем белые и черные.
Использование техники:
Одним из самых поразительных аспектов этой картины является необычное освещение и драматическая светотень. Свет входит в картину фронтально, из собственного пространства зрителя и чувственно ласкает все предметы на своем пути, заставляя медь, глину и кожу сиять насыщенными золотыми тонами.
Фон, с другой стороны, оставлен в самых темных и мрачных тенях, что создает драматический, театральный эффект.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился в парадоксальном обществе: Испания одновременно переживала один из самых драматичных экономических и политических спадов среди всех стран в истории Европы и беспрецедентно плодородные творческие всплески художественной активности.
В частности, в родном городе Веласкеса, Севилье, процветали кружки гуманитарных наук, искусства, литературы и философии, что создавало особенно благоприятную среду для молодого художника.
С другой стороны, выбранная Веласкесом профессия станет серьезным препятствием в личной жизни художника. Испанское общество было одержимо благородством, и, в отличие от Италии, изобразительное искусство категорически не отождествлялось с благородными занятиями, такими как литература или философия.
Художники считались в основном вульгарными ремесленниками, которые зарабатывали на жизнь своими руками, точно так же, как кузнецы или портные. Еще более усложняло ситуацию то, что католическая церковь обладала почти полной властью над искусством в Испании, диктуя все, от предмета до композиции, а это означало, что у художников было очень мало возможностей для экспериментов или роста. Таким образом, Веласкесу было суждено бороться с самого начала своей карьеры.
В то время как большинство художников периода барокко пострадали от серьезного падения критического мнения в течение 18-го века, в конечном итоге ушли в небытие, пока не были заново открыты в 19-м веке.В 50-х годах Веласкес пошел другим путем.
Из-за политической ситуации в Испании страна была более или менее изолирована от остальной Европы в период расцвета неоклассицизма, а это означало, что репутация Веласкеса была в безопасности от рук таких ненавистников барокко, как Винклеман, которым удалось разрушить репутацию таких таких художников, как Караваджо, Карраччи и Бернини.