Содержание
Знаменитые «завтраки» в изобразительном искусстве
ТЕМА ЕДЫ В ЖИВОПИСИ – одна из самых популярных. Это и красочные натюрморты и разнообразные жанровые сцены. Многочисленные «завтраки», «обеды» и «ужины» можно найти среди работ любого художника. Но лишь некоторые из них стали знамениты и вошли в золотой фонд мировой живописи.
Самым известным и скандальным завтраком можно считать картину французского художника Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Она была написана в 1863 году для традиционного Салона – ежегодной выставки. В этот год жюри особенно было строгим и отклонило много представленных на их суд работ. Император Наполеон Ш, недовольный качеством не допущенных к выставке работ, решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном «Салон отверженных». Появившись там, полотно «Завтрак на траве» произвео эффект разорвавшейся бомбы. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа.
Эдуард Мане. «Завтрак на траве». 1863 г.
В 1868 году из-под кисти мастера выходит картина «Завтрак в мастерской». В своей работе художник соединил портрет, натюрморт и бытовую сцену. Многие критики упрекали художника за сочетание в одном произведении кота, меча, лимона и шлема, называя её «арт-винегретом».
Эдуард Мане. «Завтрак в мастерской». 1868 г.
Другой импрессионист Клод Моне, поддавшись соблазну запечатлеть раннюю трапезу на природе, пишет картину «Завтрак на траве». Картина была оставлена художником на хранение в качестве залога хозяину гостиницы, в которой останавливался мастер. К сожалению, полотно хранилось в неподобающих условиях и заплесневело… Художнику ничего не оставалось делать, как обрезать испортившиеся фрагменты. Но Моне все же решает написать новую картину с тем же сюжетом и теми же героями.
Клод Моне. «Завтрак на траве». 1865 г.
Вино, груши, виноград… — Ну, чем не богемный завтрак ? Конечно же это знаменитая картина Пьера Огюста Ренуара «Завтрак гребцов».
Все застыли в ожидании подачи фирменного блюда хозяйки ресторана Фурнез – салата «Мимоза».
Кстати, художник написал не просто веселую компанию. Он изобразил себя (человек, облокотившийся на перила), своих друзей и будущую супругу (юная дама с собачкой).
Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». 1881 г.
Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак в ресторане Фурнез». 1875 г.
Картина «Чашка чая. Завтрак после купания» Эдгара Дега – поздняя работа мастера.
Эдгар Дега. «Чашка чая. Завтрак после купания». 1895 г.
Первая женщина-импрессионист Берта Моризо не обошла своим вниманием тему завтраков: романтика, красота и утренняя трапеза.
Берта Моризо. «После завтрака».
Произведения художника Жана Эдуара Вюйара ( его завтраки) –очаровательная пестрота. И это не случайно – ведь его матушка была портнихой и немного модисткой.
Жан Эдуар Вюйар. « Завтрак у мадам Вюйар). 1895 г.
Жан Эдуар Вюйар. «Завтрак в Виллервиле. 1910 г.
Вы убедились, что завтрак может быть разнообразным – от обнаженной девушки до светских «гребцов». Такой неординарный подход к простой бытовой теме лишь только подтверждает нашу любовь к художникам-импрессионистам.
Художник Диего Веласкес – представитель золотого века испанской живописи – свои первые картины создавал в жанре бодегонес , который сочетал в себе элементы бытовых сценок из народной жизни и натюрморта. К ним относится картина «Завтрак».
Старик, мальчик и молодой человек изображены за незамысловатым завтраком. Наиболее яркая часть композиции: строгий и скупой натюрморт на белой скатерти. Висящие на стене короткополая шляпа и шпага показывает на то, что один из присутствующих — человек благородного происхождения. Несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают радость и оптимизм.
Диего Веласкес.«Завтрак». 1617 г.
Картина, идентична другому полотну художника, выполненному годом позже под названием «Крестьянский завтрак». Тот же акцент на белой скатерти, но натюрморт не так скуп: рыба, лимон, морковь, хлеб и вино, которое девушка наливает в прозрачный бокал. Пожилой человек и юноша заняты беседой.
Диего Веласкес. «Крестьянский завтрак». 1618 г.
Франсуа Буше – придворный художник Людовика ХУ — получил звание «первого живописца короля». Его славу живописца составили многочисленные пейзажи и пасторали. Особняком в его творчестве стоит картина «Завтрак». Домашняя сцена в элегантной гостиной, где за кофейным (модный на ту пору напиток) столиком собрались члены одной семьи. Картина запечатлела счастливое мгновение домашнего покоя и семейного счастья.
Франсуа Буше. «Завтрак». 1739 г.
Пабло Пикассо. Цикл картин «Завтрак на траве. По Мане». 1950-1960 гг.
Когда Пабло Пикассо впервые увидел картину «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, он сказал себе: «Это моя проблема на будущее».
Пикассо в разные периоды своего творчества обращался к живописи гениальных предшественников, создавая циклы картин на тему того или иного художника или на тему какого-либо произведения. Великие работы живописцев служили ему не только вдохновением, но и своеобразным вызовом. В 1950 – 1960 годы Пабло Пикассо создал серию картин «Завтрак на траве. По Мане». Цикл вариаций включал 26 полотен, 6 линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. На первых картинах и рисунках изменения не велики – художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие. На картинах меняется облик персонажей, их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Также разнообразно и изобразительное решение «завтраков». Своими странными и дерзкими произведениями Пикассо ведет свой «диалог сквозь века» с Мане, своим примером передавая эстафету последующим поколениям художников.
В Х1Х веке Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Особо значение в его работах имели детали, которые помогали внимательному зрителю раскрыть истинный замысел сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа. Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Нынешним зрителям убранство комнаты, изображений на картине, мало о чем говорит, однако, современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который впопыхах хозяин пытается прикрыть книгой. Федотов назвал свою картину «Не в пору гость». Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток указывает на то, что действие происходит утром или днем (вечером полагалось носить белые перчатки). Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. Но, как говорится «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк!». Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и ещё одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку, и мы видим, что он пуст. На стуле лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично.
Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1849- 1850 г.
Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914 г.
На полотне изображены трое из четырех детей художницы: старший восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура на мгновение отвлекся от еды и повернулся к зрителю, и трехлетняя Таня в ожидании супа положила руку на тарелку. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром маленький завтрак из булочки и стакана молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед. Именно он и изображен на полотне. Картина наполнена спокойствием, пронизана любовью матери к своим детям.
Просмотренная Вами галерея самых знаменитых «завтраков» известных мастеров живописи красноречиво говорит о том, что еда, изображаемая художником на холсте, может многое рассказать об её авторе, манере и технике его письма, об исторических периодах запечатленного им на картине времени, о пристрастиях в моде и еде, о социальном статусе её персонажей. Внимательный и чуткий зритель даже по незначительным деталям картины, будь — то еда, предметы быта, окружающая обстановка, всегда сможет уловить глубинный смысл произведения, задуманного автором. Вот почему подобные произведения остаются в памяти на века и являются культурным наследием всего человечества.
Завтрак аристократа, картина Федотова Павла Андреевича
TopKartin » Картины Русских Художников
Картины Русских Художников
Содержание
- История создания картины
- Художественные особенности
- Сюжет
- Система образов и важные детали
“Завтрак аристократа” — картину, написанную в 1848 году маслом на холсте формата 51х42 сантиметра — называют также “Не в пору гостям” или “Ложный стыд”. Но ценность этого полотна Павла Андреевича Федотова состоит не в количестве контрастных наименований, а в интересной истории и любопытных художественных особенностях…
История создания картины
Картину связывают с популярным фельетоном Ивана Александровича Гончарова под названием “Письма столичного друга к провинциальному жениху”. Он был опубликован в журнале “Современник” как раз в год демонстрации картины публике. Скорее всего, художник действительно вдохновлялся этим текстом — в традициях Федотова было писать картины по произведениям литературы.
Если рассматривать картину в контексте творчества Павла Андреевича Федотова, “Завтрак аристократа” — логичное продолжение его серии бытовой живописи. Сам мастер предпочитал описывать это как “нравственно-критические сцены из современной жизни”. Чтобы создавать такие работы, в частности и “Не в пору гостям”, мастер:
- Зарисовывал предметы интерьера в домах своих друзей;
- Набрасывал человеческие лица и жесты во время уличных пленэров;
- Изучал, как с помощью света передавать текстуру ткани;
- Совершенствовал состав своего покрытия для масляных работ.
“Завтрак аристократа” — это очередная жертва экспериментов Федотова с составом покрытия для масла. Дело в том, что художник-самоучка лично занимался готовкой лака. Это снижало успешность сохранности работ даже в музейных условиях. Конкретно “Ложный стыд” неоднократно реставрировался, а трещины на оригинальной части лака видны до сих пор.
Однако все эти нюансы не помешали картине стать популярной как среди современников художника, так и среди ценителей его творчества в наши дни. Выставленная в пятнадцатом зале постоянной экспозиции в Третьяковской галерее, она пользуется популярностью как среди рядовых посетителей, так и среди искусствоведов; критиков; художников, повторяющих работы признанных мастеров.
Художественные особенности
Картина написана в глубоких и пастельных тонах. Такое тонирование позволяет человеческому глазу воспринимать все происходящее как единое целое. А отсутствие значительных контрастов на заднем плане полностью фокусирует интерес на сюжете и центральном персонаже. Именно о них стоит поговорить подробнее, чтобы понять ценность полотна и замысел художника.
Сюжет
В центре сюжета — молодой человек, который отчаянно старается казаться частью высшего общества, живет напоказ. Это стремление выдают многочисленные предметы роскоши — статуэтка на шкафу, бюстик Листа, фигурка собаки с позолотой. На столе у героя валяются театральные афиши, а на стене висят картины. Но очевидно, что все это — фальшь и поверхностность.
Истинную приземленность героя выдает его небрежный внешний вид, развязанный неаккуратный халатик и, конечно, бутерброд, который прячется под книгой. Такой скудный завтрак указывает на то, что материальное состояние молодого человека далеко не так хорошо, как он старается показывать окружающим. Именно из-за этого его пугают силуэты в двери — незваные гости. Гости, которые вместе со зрителем могут выяснить реальное положение дел.
Система образов и важные детали
Система образов у Федотова — они прячутся где-то на фоне или рядом с действующими лицами — почти всегда чуть ли не важнее, чем центральные персонажи. Халат, в который облачен главный герой, указывает на его лень, склонность к спокойному образу жизни. Или даже небрежность — она также проявляется в интерьере на картине. Вообще халат — довольно популярный предмет одежды в искусстве XIX века, как раз демонстрирующий человеческие пороки.
Стоит отметить собаку — большого белого пуделя. В тициановской традиции собака — символ благородства, знатности. Скорее всего, именно ей руководствовался Федотов. Это объясняет, почему собака смотрит не на еду и своего законного хозяина, а на заходящего человека, в котором по пальто и руке в белой перчатке можно опознать настоящего аристократа.
Хлеб, который персонаж старается спрятать под книгой, символизирует у Павла Андреевича Федотова принадлежность к земле, к простой крестьянской жизни. Именно этот символ раскрывает основную идею картины: человек может сколько угодно пытаться придать себе спесь, но свою истинную, немного примитивную природу изменить он не способен.
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Как лучше фотографировать завтраки для Instagram
Адам Голдберг никогда не думал, что будет фотографировать еду на мобильные устройства, но теперь, как и многие энтузиасты Instagram, он не может представить, что не будет этого делать.
«Я почти считаю свой iPhone камерой с функцией телефона, а не телефоном с функцией камеры», — говорит он.
Голдберг — человек, стоящий за лентой @alifewortheating в Instagram, и с 330 355 подписчиками и недавно запущенным мобильным классом фотографии еды на Skillshare мы хотели узнать его мнение о том, как сделать фотографию еды, которой стоит поделиться.
Какие распространенные ошибки люди совершают, когда фотографируют свои блюда для публикации в Instagram?
Все, что снято со вспышкой. Есть что-то во вспышке и еде, из-за чего еда выглядит как отчет о вскрытии. Я думаю, что некоторые люди также подходят слишком близко. Когда вы подходите слишком близко к еде, она не выглядит привлекательной. Похоже на научный эксперимент. Я попытаюсь немного отступить, действительно постараюсь представить еду в том контексте, в котором ее испытывают в ресторане. Я [также] почти никогда не применяю фильтр к еде, потому что она имеет тенденцию искажать цвета и тона непривлекательным образом. Нет ничего привлекательного в том, что салат из шпината имеет красный оттенок, потому что вы используете винтажный фильтр.
Как вы думаете, каковы ключевые элементы хороших фотографий еды в Instagram?
Самыми важными элементами являются освещение и композиция. Когда вы делаете мобильную фотографию, вы действительно должны убедиться, что среда, в которой вы находитесь, имеет хорошее освещение. Если я в ресторане, то первым делом спрашиваю, могу ли я сесть у окна или снаружи. Что касается еды, цвета должны быть правильными, иначе она не будет похожа на то, что вы хотели бы съесть.
Люди как бы запрограммированы любить или не любить еду в зависимости от того, как она выглядит. Отличное освещение подчеркнет естественные цвета. Если это то, к чему мы привыкли, и цвета не похожи на то, что мы видели раньше, это выглядит неправильно. Вы бы не хотели иметь хот-дог синего цвета. У вас есть предвзятое мнение, что хот-дог должен быть красным.
Блины из миндальной муки. Фото: Адам Голдберг
Каков ваш идеальный свет для съемки еды?
Идеальное освещение для блюда – пасмурный день. Никаких теней, только чистый белый свет.
Как окружающая среда влияет на ваши фотографии еды?
Есть что-то особенное в еде, она объединяет людей, и это то, что я пытаюсь отразить в своих фотографиях. То, как еда заставляет людей взаимодействовать друг с другом, делает ее интересной. Добавление этого человеческого элемента, руки или человека, даже держащего чашку кофе и видящего две ноги на заднем плане, делает его немного более доступным.
Вы упомянули, что никогда не используете фильтры для снимков еды. Какие приложения для редактирования вы предпочитаете использовать перед публикацией?
Когда у меня будет 10-15 снимков, я пролистаю их и открою в Snapseed. Snapseed — отличное приложение для редактирования, вы можете использовать сенсорные жесты для очень тщательной настройки различных аспектов фотографии: яркости, насыщенности, контраста и резкости. Обрежу в Snapseed, поверну. Все основные настройки буду делать там.
Какие продукты или блюда вы любите фотографировать?
Либо завтрак, либо обед, потому что в начале дня освещение намного лучше. Я люблю снимать кофе, но каждый день трудно найти уникальные кадры одного и того же напитка. Как правило, пища со структурой выходит немного лучше.
Ознакомьтесь с курсом Skillshare Адама Голдберга по мобильной съемке еды здесь.
_Урок Голдберга — один из трех курсов, посвященных еде, предлагаемых Skillshare этой осенью. 14 октября выходит книга Джули Ли «Фуд-фотография: стильные фотоколлажи», а 16 декабря — «Жизненная фотография» Марте Мари Форсберг: «Съемка людей, вкусов, разговоров».0003
Домашняя страница | Denny’s
Это карусель. Используйте кнопки «Далее» и «Назад» для навигации или перейдите к слайду с помощью точек слайда.
Новинка!
Попробуйте все 10 вкусных пунктов меню.
Everyday Value Slam® не имеет права на получение купонов или партнерских скидок. Цена и участие могут варьироваться. Никаких замен.
ЗАКАЗАТЬ СЕЙЧАС
WIN
В Denny’s отличные вещи можно найти за 5,99 долларов. Вот почему мы раздаем билеты на самолет и множество других замечательных призов по цене турнира Everyday Value Slam.
ПОКУПКА НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Открыто для законных резидентов США/округ Колумбия, 18+. Начинается в 00:00:01 по восточному времени 07.09.22 и заканчивается в 23:59:59. 15.11.22. См. Официальные правила. Недействительно там, где это запрещено. Спонсор Денни.
ВХОДИ СЕЙЧАС
Сейчас
Вы и ваш лучший друг ищете работу? Наслаждайтесь гибким графиком и конкурентоспособной оплатой. Разговор о #дружбецелях.
Наш новый
Вдохновленный американской закусочной.
Купить сейчас
Любимые закусочные
Готово к заказу
Денни
Diner Drip
Вдохновленный американским закусочным.
Купить сейчас
Загрузите
ПРИЛОЖЕНИЕ DENNY’S
Воспользуйтесь выгодными предложениями и вкусными привилегиями в новом приложении DENNY’S! Быстрый заказ, отслеживание доставки, встроенные награды и возможность легко сохранять избранное — все это у вас под рукой.
Наш
Социальная ответственность
Учить больше
Это карусель с вращающимися слайдами. Используйте кнопки «Далее» и «Назад» для навигации или перейдите к слайду с помощью точек слайда.
Приверженность
Разнообразие
Поощряя культуру открытости, справедливости и инклюзивности, Denny’s гордится тем, что делает разнообразие главным приоритетом, включая инвестиции в членов команды и партнеров из разных и неблагополучных семей.
Учить больше
Семья
& Community
Семьи, которых мы кормим, и соседи, которым мы служим, лежат в основе постоянной приверженности Денни благотворительным программам и местным некоммерческим партнерствам.
Учить больше
Наш
Еда
Мы гордимся тем, что предлагаем нашим гостям еду, которая может быть вкусной и полезной для планеты. Денни практикует безопасный, устойчивый и гуманный поиск и приготовление ингредиентов.
Учить больше
Наш
Сотрудники
Компания Denny’s стремится инвестировать в успех и благополучие наших франчайзи и членов команды, а также предлагает программы и возможности, которые помогают людям учиться, расти и преуспевать в своих областях.
Учить больше
Окружающая среда
Защита окружающей среды является главным приоритетом для Denny’s. Благодаря многочисленным природоохранным программам и общеорганизационным инвестициям мы стремимся постоянно снижать воздействие на окружающую среду на планете.