|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599-1660). Крестьянский завтрак диего веласкесДиего Веласкес - величайший представитель золотого века испанской живописи
Автопортрет Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (6 июня 1599 — 6 августа 1660) - испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Веласкес родился в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни "бодегонес" (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов ("Завтрак", "Водонос"). В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картинах "Вакх" ("Пьяницы", до 1630) и "Кузница Вулкана" (1630) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью; темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса; графа-герцога Оливареса; "Дама с веером"; серия портретов инфант). Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х, портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. К этому же периоду относятся "Венера перед зеркалом", два пейзажа “Вилла Медичи”. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В картине "Менины"("Фрейлины", 1657) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала), изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. В ином, более мажорном колористическом ключе написаны "Пряхи" , сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане и ярко освещенным солнечным светом помещением в глубине композиции, где придворные дамы осматривают готовый ковер, изображающий миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей в своем мастерстве богиню Афину. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства.
Балтазар Карлос с карликом
Донья Инпеньяретта с сыном
Филипп Проспер
Христос в Эммаусе
Христос в доме Марии и Марфы
Крестьянский завтрак
Луис де Гондор-и-Аргот
Менипп
Мужской портрет
Поклонение волхвов
Портрет инфанта дона Карлоса
Портрет инфанты Маргариты в восьмилетнем возрасте
Портрет придворного карлика Франсиско Леска
Портрет придворного шута
Портрет дворянина
Портрет молодого испанца
Придворный карлик с собакой
Придворный шут Хуан де Калабасас
Принц Балтазар Карлос
Менины (автопортрет с членами королевской семьи)
Карлик с книгой на коленях (Дон Диего де Аседо, эль Примо) obiskusstve.com Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599-1660) биографияДиего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Его отец был выходцем из Португалии, и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Однако через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах, то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». По совету своего учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански – бодегонес. Появляются картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Служанка-мулатка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Водонос». В доме учителя Диего нашел и свою жену. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений», – пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде на тот момент было почти шестнадцать лет. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV, имевший большой успех, и вскоре получает звание придворного живописца. Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков. Теперь Велакес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу. Резко ограничивалась и тематика его картин, а основным жанром на многие годы становится портрет. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Сохранилось несколько портретов, на которых видно, как постепенно она взрослела и менялось ее лицо. Вскоре популярность Веласкеса выросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626–1627) В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость, изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры: драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела его к конфликту с наиболее авторитетными художниками. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории – изгнание из страны всех, кто имел арабское происхождение. Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. Автор: Д.К.Самин "Сто великих художников" Рубрика: изобразительное искусство, художник, биография www.art-spb.ru Диего Веласкес - Стиль барокко в живописиДиего Веласкес. Автопортрет. 1645 Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес) – художник, и великий представитель эпохи Золотого века, родился в испанской провинции Севильи в городе с одноименным названием. Днем его рождения считают 6 августа 1599 года, хотя источники утверждают, что в этот день был крещен маленький Диего. Семья Сильва-и-Веласкесов была многодетной, а маленький Диего был первенцем из восьми братьев и сестер. Художественному ремеслу десятилетний Диего обучался вместе со своим братом, Хуаном, ставшим впоследствии художником. Уроки живописи мальчики получали в мастерской Франсиско Эрреры Старшего – маститого севильского живописца с весьма скверным характером. Курс обучения длился не долго, но уже тогда Диего демонстрировал особые способности к рисованию. В 1611 году отец определил сына к другому наставнику, Пачеко Франсиско, подписав с ним договор. Новый учитель был весьма образован и написал трактат по искусству живописи, не издав его. Будучи последователем Микеланджело и Рафаэля, Пачеко прекрасно владел карандашом, писал портреты, но таланта был заурядного. Благодаря связям с духовенством и религиозному направлению живописи в собственной школе, Франсиско преподал Веласкесу основы живописи и технике рисунка, делая акцент на духовной тематике. Профессиональная дружба учителя и ученика переросла в родственные отношения после женитьбы (23 апреля 1618г.) Диего на дочери Пачеко, Хуане Миранде. На тот период новоиспеченному супругу исполнилось девятнадцать лет, а его супруге – пятнадцать.Наряду с радостью в личной жизни юный художник переживал творческий подъем, делая уверенные шаги в жанровой бытовой живописи. Прообразами его полотен были простые люди, ремесленники и уличные торговцы. Сюжеты были завязаны вокруг простого общения собеседников на площади или харчевне, во время уборки или приготовления пищи («Водонос из Севильи», «Крестьянский завтрак», «Легенда об Арахне (Прядильщицы)» и др.). Водонос из Севильи. 1623 Крестьянский завтрак. 1618 Легенда об Арахне (Прядильщицы). 1657 Жанр, в котором работал Веласкес, получил наименование «бодегонес» от испанского «bodegon» - трактир. В марте 1617г. Диего Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был зачислен в гильдию живописце Севильи. В то время как его супружеская жизнь и работоспособность набирали обороты, судьба преподносила горькие события – смерть одной из дочерей супругов, Игнасии (1921г.). После трагедии мастер погрузился в творчество и принялся писать одну за другой картины: натюрморты, сцены трудовых и праздных будней простого люда, библейские сюжеты. Под влиянием караваджинской манеры письма Веласкесу удается объединять условный темный фон с образами людей на переднем плане, наделяя их реальной телесностью и жизнью. Его творчество находило подражателей. В первую очередь внимание соратников подкупала та тщательность, с которой были прописаны мелкие предметы, тени и блики, отбрасываемые посудой или солнечными лучами, драпировками. Дальнейшая работа Диего была связана уже напрямую с выгодой и разнообразием амплуа («Портрет короля Филиппа III на коне» - 1635-1635г.г., «Портрет Папы Иннокентия Х», «Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах» и др.). Портрет короля Филиппа III на коне. 1635-35 Портрет Папы Иннокентия Х. 1650 Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах. 1628 В 1628г. он становится придворным художником, давая повод сплетням и зависти. Позже Веласкес совершает два путешествия в Италию для установления дипломатических контактов. А в 1660г. художник принял непосредственное участие в устройстве бракосочетания между старшей дочерью Филиппа IV и Людовиком ХIV, что вызвало положительные отзывы со стороны короля. Однако лихорадка «свалила» престарелого мастера в постель, а затем унесла из жизни, не смотря на труд многочисленных врачей и постоянный уход. Пережив всего два месяца после своего 61-го дня рождения Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес скончался. Он был похоронен в Мадриде в церкви Иоанна Крестителя, там же была похоронена его жена. После наполеоновских баталий могилы не сохранились. baroquepainting.jimdo.com |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|