Натюрморт завтрака: Виллем Клаас Хеда «Натюрморт. Завтрак»

Хеда, Виллем Клас(Willem Claesz Heda)

Хеда, Виллем Клас(Willem Claesz Heda) | Студия И



«Натюрморт с Ветчиной и Ромом», 1638
Музей Крёллер-Мюллера,Оттерло.


«Натюрморт — оловянная посуда, серебряные сосуды и краб», 1634
Музей Бредиуса,Гаага.


«Натюрморт с лимоном устрицами и хлебом», 1633
Kunstsammlungen, Kassel.


«Завтрак с лобстером» , 1649
Частное собрание.


«Натюрморт с вином, табаком и карманными часами» , 1648
Картинная галерея Далвич, Лондон.


«Завтрак с крабом» , 1648
Государственный Эрмитаж,С-Петербург.


«Завтрак с раком» , 1650-1659
Частное собрание.


«Завтрак с черничным пирогом» , 1631
Картинная галерея, Дрезден.


«Натюрморт с упавшим кувшином» , 1637
Национальная галерея,Лондон.


«Натюрморт с устрицами лимоном и вином» , 1634
Национальная галерея,Лондон.


«Натюрморт», 1634
Музей Бредиуса,Гаага.

Виллем Клас Хеда(1594–1682)- голландский живописец, мастер натюрморта.
Виллем Клас Хеда родился 14 декабря 1594 года в Харлеме, Нидерланды, в семье профессионального художника.

Обучение живописи проходил под руководством своего отца, Геррита Виллемса Хеды. В Харлеме художник жил и работал всю жизнь. Карьеру живописца он начинал с картин на религиозные сюжеты и портретов, но затем практически полностью переключился на натюрморты.

В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна; предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes — этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijt’ом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча — символ окончившейся жизни; серебряная посуда означает земное богатство; ветчина — чувственные радости; лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь.
Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас — самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п.
К сорока годам Хеда был уже живописцем с утвердившейся репутацией. В 1631 году он получил статус мастера в харлемской гильдии Святого Луки. Неоднократно (в 1637, 1643 и 1651 годах) избирался председателем гильдии, в 1642 и 1652 гг. — её деканом.

Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 годом и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса).
В начале 1630-х гг. Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х годов писалась уже совершенно смятой. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер.

Виллем Клас Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, он создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы. Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.

После 1640 года картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Чтобы достичь большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.
Один из сыновей мастера, Геррет Виллемс Хеда (1620—1702), также стал живописцем. Как и отец, руководивший его обучением, Геррет избрал своим жанром натюрморт и писал в той же монохромной манере. Виллем Хеда имел много учеников и последователей, но главным из них был Геррет.

Мастер умер 24 августа 1682 г. в Харлеме, где и был похоронен. Влияние его на других художников было значительным. Среди последних можно назвать молодого Франса Халса.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г. ,Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, Хеда, Виллем-Клас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние




Магия голландского натюрморта

Стиль голландского натюрморта таит в себе множество загадок. Это не просто картина в жанре натюрморта: это канон, который требовал от художника высочайшего уровня мастерства и знаний. Каждая картина не просто красиво написанные композиции – каждый элемент несет свой смысл. В голландских натюрмортах не один элемент не присутствует «просто так».

Стиль родился в Нидерландах в провинции Голландия, что известно нам из названия. В XVII в. именно в это стране натюрморт выделился в отдельный жанр, перестав быть часть сюжета картины, переняв в нем главенствующую роль. Обилие яств и посуды в ранних работах живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных столов, изображавшихся на групповых портретах.

Стиль голландцев проявился в повышенной детализации изображения. Если взглянуть на любой из натюрмортов, можно без помощи увеличительного стекла подробно рассмотреть каждую деталь картины. Мастерство художников превосходит все мыслимые границы. При этом произведения не являются по своей сути гиперреалистическими, т.е. их нельзя соотнести с фотографией.

Жанр голландского натюрморта имеет свои тематические направления. Каждое направление имеет собственные атрибуты и символы.

02 сентября 2020 г.

«Кухонные» натюрморты изображали подготовку к приготовлению обеда: кухонную утварь, овощи, рыбу, дичь. «Охотничьи» натюрморты отличались демонстрацией охотничьих трофеев (битой дичи) и снаряжения (ружей, фляг, экипировки). Работы могли быть как скромных, так и весьма впечатляющих размеров. Их примеры можно посмотреть в петербургском Эрмитаже. Представители направлений: Франс Снайдерс. Виллем ван Алст, Ян Веникс.

Вероника Комарова

Важным принципом направления «Завтраки» («Накрытые столы») была передача на картине интимности, что достигалось использованием художниками приглушенных тонов серых и коричневых оттенков. На картинах этого вида голландского натюрморта важное значение играет свет, направление которого мы можем проследить, будто солнечный луч из окна освещает затейливые стеклянные бокалы и фужеры, металлические сосуды и тарелки, ножи, фрукты, пироги и деликатесы из моллюсков. Одной из отличительных черт направления «Завтрак» является обязательное наличие на плоскости стола белой скатерти.

Представители направления: Питер Клас, Виллем Клас Хеда.

«Роскошные» натюрморты поражают свой яркостью и пышностью. На картинах подробно изображены различные деликатесные яства, изящная золоченая и серебряная посуда, фрукты и дорогие ткани. Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству, изяществу и роскоши. «Роскошный» натюрморт легко отличить от «Завтрака» по теплому колориту и насыщенной цветовой гамме. Представители направлений: Ян Давидс де Хем, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен.

Аллегорические «Ученые» натюрморты или «vanitas» (лат. суета сует) демонстрируют зрителю бренность бытия и напоминают о неизбежном конце. Главным элементом данного вида голландского натюрморта является человеческий череп, который,

при этом, может не являться центром композиции. Помимо черепа на картине изображались книги, свитки, тюльпаны, погасшие свечи, игральные карты и кости, курительные трубки, часы и музыкальные инструменты. Согласно философскому контексту направления, изображаемые предметы были размещены на плоскости нарочито небрежно, демонстрируя пренебрежительное отношение к их материальной ценности и тщетность людских деяний.

Пожалуй, одно их самых эффектных направлений, это Цветочные голландские натюрморты. Это направление одним из первых выделилось в самостоятельный поджанр. Цветы для картин писались с натуры поскольку ценилась точность и достоверность изображения. При выборе цветов для натюрморта основными критериями были их красота, редкость, а также символизм цветка. Изображение насекомых и раковин являлось неотъемлемой частью цветочного голландского натюрморта и связано опять же с символизмом картины.

Изначально в цветочных натюрмортах превалировали вертикальные композиции. Именно тогда художниками был выработан прием с размещением ваз с букетами цветов в ниши, который станет широко использоваться в дальнейшем.

Представители направления: Бальтазар ван дер Аст, Ян ван Хёйсум, Ян Давидс де Хем.

Каждая работа, выполненная в стиле голландского натюрморта, подписана автором. Подписи вписаны в картину, являясь ее частью. Поэтому искать их следует на изображениях неодушевленных предметов: плоскости стола, каменной плите или листе бумаги.

Магия голландского натюрморта

Стиль голландского натюрморта таит в себе множество загадок. Это не просто картина в жанре натюрморта: это канон, который требовал от художника высочайшего уровня мастерства и знаний. Каждая картина не просто красиво написанные композиции – каждый элемент несет свой смысл. В голландских натюрмортах не один элемент не присутствует «просто так».

Стиль родился в Нидерландах в провинции Голландия, что известно нам из названия. В XVII в. именно в это стране натюрморт выделился в отдельный жанр, перестав быть часть сюжета картины, переняв в нем главенствующую роль. Обилие яств и посуды в ранних работах живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных столов, изображавшихся на групповых портретах.

Стиль голландцев проявился в повышенной детализации изображения. Если взглянуть на любой из натюрмортов, можно без помощи увеличительного стекла подробно рассмотреть каждую деталь картины. Мастерство художников превосходит все мыслимые границы. При этом произведения не являются по своей сути гиперреалистическими, т.е. их нельзя соотнести с фотографией.

Жанр голландского натюрморта имеет свои тематические направления. Каждое направление имеет собственные атрибуты и символы.

02 сентября 2020 г.

«Кухонные» натюрморты изображали подготовку к приготовлению обеда: кухонную утварь, овощи, рыбу, дичь. «Охотничьи» натюрморты отличались демонстрацией охотничьих трофеев (битой дичи) и снаряжения (ружей, фляг, экипировки). Работы могли быть как скромных, так и весьма впечатляющих размеров. Их примеры можно посмотреть в петербургском Эрмитаже. Представители направлений: Франс Снайдерс. Виллем ван Алст, Ян Веникс.

Вероника Комарова

Важным принципом направления «Завтраки» («Накрытые столы») была передача на картине интимности, что достигалось использованием художниками приглушенных тонов серых и коричневых оттенков. На картинах этого вида голландского натюрморта важное значение играет свет, направление которого мы можем проследить, будто солнечный луч из окна освещает затейливые стеклянные бокалы и фужеры, металлические
сосуды и тарелки, ножи, фрукты, пироги и деликатесы из моллюсков. Одной из отличительных черт направления «Завтрак» является обязательное наличие на плоскости стола белой скатерти.

Представители направления: Питер Клас, Виллем Клас Хеда.

Пожалуй, одно их самых эффектных направлений, это Цветочные голландские натюрморты. Это направление одним из первых выделилось в самостоятельный поджанр. Цветы для картин писались с натуры поскольку ценилась точность и достоверность изображения. При выборе цветов для натюрморта основными критериями были их красота, редкость, а также символизм цветка. Изображение насекомых и раковин являлось неотъемлемой частью цветочного голландского натюрморта и связано опять же с символизмом картины.

Изначально в цветочных натюрмортах превалировали вертикальные композиции. Именно тогда художниками был выработан прием с размещением ваз с букетами цветов в ниши, который станет широко использоваться в дальнейшем.

Представители направления: Бальтазар ван дер Аст, Ян ван Хёйсум, Ян Давидс де Хем.

Каждая работа, выполненная в стиле голландского натюрморта, подписана автором. Подписи вписаны в картину, являясь ее частью. Поэтому искать их следует на изображениях неодушевленных предметов: плоскости стола, каменной плите или листе бумаги.

«Роскошные» натюрморты поражают свой яркостью и пышностью. На картинах подробно изображены различные деликатесные яства, изящная золоченая и серебряная посуда, фрукты и дорогие ткани. Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству, изяществу и роскоши. «Роскошный» натюрморт легко отличить от «Завтрака» по теплому колориту и насыщенной цветовой гамме. Представители направлений: Ян Давидс де Хем, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен.

Аллегорические «Ученые» натюрморты или «vanitas» (лат. суета сует) демонстрируют зрителю бренность бытия и напоминают о неизбежном конце. Главным элементом данного вида голландского натюрморта является человеческий череп, который, при этом, может не являться центром композиции. Помимо черепа на картине изображались книги, свитки, тюльпаны, погасшие свечи, игральные карты и кости, курительные трубки, часы и музыкальные инструменты. Согласно философскому контексту направления, изображаемые предметы были размещены на плоскости нарочито небрежно, демонстрируя пренебрежительное отношение к их материальной ценности и тщетность людских деяний.

Магия голландского натюрморта

Стиль голландского натюрморта таит в себе множество загадок. Это не просто картина в жанре натюрморта: это канон, который требовал от художника высочайшего уровня мастерства и знаний. Каждая картина не просто красиво написанные композиции – каждый элемент несет свой смысл. В голландских натюрмортах не один элемент не присутствует «просто так».

Стиль родился в Нидерландах в провинции Голландия, что известно нам из названия. В XVII в. именно в это стране натюрморт выделился в отдельный жанр, перестав быть часть сюжета картины, переняв в нем главенствующую роль. Обилие яств и посуды в ранних работах живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных столов, изображавшихся на групповых портретах.

Стиль голландцев проявился в повышенной детализации изображения. Если взглянуть на любой из натюрмортов, можно без помощи увеличительного стекла подробно рассмотреть каждую деталь картины. Мастерство художников превосходит все мыслимые границы. При этом произведения не являются по своей сути гиперреалистическими, т.е. их нельзя соотнести с фотографией.

Жанр голландского натюрморта имеет свои тематические направления. Каждое направление имеет собственные атрибуты и символы.

02 сентября 2020 г.

«Кухонные» натюрморты изображали подготовку к приготовлению обеда: кухонную утварь, овощи, рыбу, дичь. «Охотничьи» натюрморты отличались демонстрацией охотничьих трофеев (битой дичи) и снаряжения (ружей, фляг, экипировки). Работы могли быть как скромных, так и весьма впечатляющих размеров. Их примеры можно посмотреть в петербургском Эрмитаже. Представители направлений: Франс Снайдерс. Виллем ван Алст, Ян Веникс.

Вероника Комарова

Важным принципом направления «Завтраки» («Накрытые столы») была передача на картине интимности, что достигалось использованием художниками приглушенных тонов серых и коричневых оттенков. На картинах этого вида голландского натюрморта важное значение играет свет,

Пожалуй, одно их самых эффектных направлений, это Цветочные голландские натюрморты. Это направление одним из первых выделилось в самостоятельный поджанр. Цветы для картин писались с натуры поскольку ценилась точность и достоверность изображения.

«Роскошные» натюрморты поражают свой яркостью и пышностью. На картинах подробно изображены различные деликатесные яства, изящная золоченая и серебряная посуда, фрукты и дорогие ткани. Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает

Аллегорические «Ученые» натюрморты или «vanitas» (лат. суета сует) демонстрируют зрителю бренность бытия и напоминают о неизбежном конце. Главным элементом данного вида голландского натюрморта является человеческий череп, который, при этом, может не являться центром композиции. Помимо черепа на картине изображались книги, свитки, тюльпаны, погасшие свечи, игральные карты и кости, курительные трубки, часы и музыкальные инструменты. Согласно философскому контексту направления, изображаемые предметы были размещены на плоскости нарочито небрежно, демонстрируя пренебрежительное отношение к их материальной ценности и тщетность людских деяний.

направление которого мы можем проследить, будто солнечный луч из окна освещает затейливые стеклянные бокалы и фужеры, металлические
сосуды и тарелки, ножи, фрукты, пироги и деликатесы из моллюсков. Одной из отличительных черт направления «Завтрак» является обязательное наличие на плоскости стола белой скатерти.

Представители направления: Питер Клас, Виллем Клас Хеда.

вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству, изяществу и роскоши. «Роскошный» натюрморт легко отличить от «Завтрака» по теплому колориту и насыщенной цветовой гамме. Представители направлений: Ян Давидс де Хем, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен.

При выборе цветов для натюрморта основными критериями были их красота, редкость, а также символизм цветка. Изображение насекомых и раковин являлось неотъемлемой частью цветочного голландского натюрморта и связано опять же с символизмом картины.

Изначально в цветочных натюрмортах превалировали вертикальные композиции. Именно тогда художниками был выработан прием с размещением ваз с букетами цветов в ниши, который станет широко использоваться в дальнейшем.

Представители направления: Бальтазар ван дер Аст, Ян ван Хёйсум, Ян Давидс де Хем.

Каждая работа, выполненная в стиле голландского натюрморта, подписана автором. Подписи вписаны в картину, являясь ее частью. Поэтому искать их следует на изображениях неодушевленных предметов: плоскости стола, каменной плите или листе бумаги.

Магия голландского натюрморта

Стиль голландского натюрморта таит в себе множество загадок. Это не просто картина в жанре натюрморта: это канон, который требовал от художника высочайшего уровня мастерства и знаний. Каждая картина не просто красиво написанные композиции – каждый элемент несет свой смысл. В голландских натюрмортах не один элемент не присутствует «просто так».

Стиль родился в Нидерландах в провинции Голландия, что известно нам из названия. В XVII в. именно в это стране натюрморт выделился в отдельный жанр, перестав быть часть сюжета картины, переняв в нем главенствующую роль. Обилие яств и посуды в ранних работах живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных столов, изображавшихся на групповых портретах.

Стиль голландцев проявился в повышенной детализации изображения. Если взглянуть на любой из натюрмортов, можно без помощи увеличительного стекла подробно рассмотреть каждую деталь картины. Мастерство художников превосходит все мыслимые границы. При этом произведения не являются по своей сути гиперреалистическими, т.е. их нельзя соотнести с фотографией.

Жанр голландского натюрморта имеет свои тематические направления. Каждое направление имеет собственные атрибуты и символы.

02 сентября 2020 г.

«Кухонные» натюрморты изображали подготовку к приготовлению обеда: кухонную утварь, овощи, рыбу, дичь. «Охотничьи» натюрморты отличались демонстрацией охотничьих трофеев (битой дичи) и снаряжения (ружей, фляг, экипировки). Работы могли быть как скромных, так и весьма впечатляющих размеров. Их примеры можно посмотреть в петербургском Эрмитаже.

Представители направлений: Франс Снайдерс. Виллем ван Алст, Ян Веникс.

Вероника Комарова

Важным принципом направления «Завтраки» («Накрытые столы») была передача на картине интимности, что достигалось использованием художниками приглушенных тонов серых и коричневых оттенков. На картинах этого вида голландского натюрморта важное значение играет свет, направление которого мы можем проследить, будто солнечный луч из окна освещает затейливые стеклянные бокалы и фужеры, металлические
сосуды и тарелки, ножи, фрукты, пироги и деликатесы из моллюсков. Одной из отличительных черт направления «Завтрак» является обязательное наличие на плоскости стола белой скатерти.

Представители направления: Питер Клас, Виллем Клас Хеда.

Пожалуй, одно их самых эффектных направлений, это Цветочные голландские натюрморты. Это направление одним из первых выделилось в самостоятельный поджанр. Цветы для картин писались с натуры поскольку ценилась точность и достоверность изображения. При выборе цветов для натюрморта основными критериями были их красота, редкость, а также символизм цветка. Изображение насекомых и раковин являлось неотъемлемой частью цветочного голландского натюрморта и связано опять же с символизмом картины.

Изначально в цветочных натюрмортах превалировали вертикальные композиции. Именно тогда художниками был выработан прием с размещением ваз с букетами цветов в ниши, который станет широко использоваться в дальнейшем.

Представители направления: Бальтазар ван дер Аст, Ян ван Хёйсум, Ян Давидс де Хем.

«Роскошные» натюрморты поражают свой яркостью и пышностью. На картинах подробно изображены различные деликатесные яства, изящная золоченая и серебряная посуда, фрукты и дорогие ткани. Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству, изяществу и роскоши. «Роскошный» натюрморт легко отличить от «Завтрака» по теплому колориту и насыщенной цветовой гамме. Представители направлений: Ян Давидс де Хем, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен.

Аллегорические «Ученые» натюрморты или «vanitas» (лат. суета сует) демонстрируют зрителю бренность бытия и напоминают о неизбежном конце. Главным элементом данного вида голландского натюрморта является человеческий череп, который,

может не являться центром композиции. Помимо черепа на картине изображались книги, свитки, тюльпаны, погасшие свечи, игральные карты и кости, курительные трубки, часы и музыкальные инструменты. Согласно философскому контексту направления, изображаемые предметы были размещены на плоскости нарочито небрежно, демонстрируя пренебрежительное отношение к их материальной ценности и тщетность людских деяний.

Каждая работа, выполненная в стиле голландского натюрморта, подписана автором. Подписи вписаны в картину, являясь ее частью. Поэтому искать их следует на изображениях неодушевленных предметов: плоскости стола, каменной плите или листе бумаги.

К СПИСКУ СТАТЕЙ

Breakfast Still Life — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(427 релевантных результатов)

Натюрморт | Музей Гуггенхайма в Бильбао

 

Голландцы — это человеческие муравьи; они распространяются по всем регионам земли, собирают все, что находят редкое, полезное или ценное, и несут обратно в свои хранилища. . . . Куда бы вы ни отправились в этой стране, вы увидите, как искусство борется с природой и всегда побеждает. 1

Термин «натюрморт» впервые вошел в употребление в Нидерландах в 17 веке. 2 Голландцы рано проявили интерес к объектам и их способности нести символическое значение, особенно моральные или духовные идеи. Традиция натюрморта, возможно, началась, когда эти предметы стали доминировать в картинах религиозных сцен, которые включали символические предметы. В северных провинциях повествование полностью выпало из картины. 3

Натюрморты значительно изменились за столетие. Натюрморты начала 17 века, как правило, были сосредоточены на крайних натуралистических деталях и иногда заказывались коллекционерами естествознания, селекционерами цветов или другими лицами, проявляющими научный интерес к образцам из Нидерландов или из поездок купцов за границу. Самые популярные предметы часто отражали зарождающуюся голландскую идентичность. Морепродукты, например, были особенно повторяющейся темой из-за зависимости голландцев от воды и близости к ней. Цветы, которые вообще высоко ценились в голландской жизни, были еще одним очень модным предметом, и картины с их изображением продавались по высоким ценам. 4

К 1640-м годам стало проявляться растущее предпочтение предметов роскоши, композиции переполнялись фруктами и дорогими предметами декора, в том числе экзотическими товарами, добытыми из дальних путешествий купцов. Несмотря на эти изменения, художники не убрали предметы, которые могли бы напомнить зрителям об их протестантской вере. Какими бы богатыми ни становились голландцы благодаря торговле и бизнесу, они стремились поддерживать надлежащий баланс между мирскими и духовными заботами. 5 Натюрморты, символизирующие краткость жизни, назывались vanitas . Появление этого типа живописи совпало с окончанием перемирия, заключенного Соединенными провинциями с Испанией, и с разрушительными последствиями чумы. 6 Страх перед возродившейся войной и болезнью, возможно, вдохновил символы ванитас: часы, череп, дымящуюся масляную лампу, опрокинутый пустой стакан и свисающую лимонную корку, среди прочего.

Кусочек для завтрака был типом натюрморта, в котором предметы были представлены как еда, а не украшение или природный образец. Эти картины часто изображали посуду или частично съеденную пищу и, по-видимому, изображали неформальные приемы пищи. 7 Якоб ван Эс (1596—1666) был известен своими росписями таких произведений. Его Натюрморт с рыбой на кухонном столе (ок. 1635–1640) изображает морепродукты, в основном рыбу, в разных положениях на столе. Композиция длиной более двух метров не выделяет все объекты одинаково, а располагает их сильными диагоналями, в которых они накладываются друг на друга, подвешиваются, разрезаются пополам и свисают над столом, чтобы подчеркнуть иллюзию глубины. Вынужденный вглядываться в глаза только что умершей рыбы, вспоминаешь о краткости жизни.