Завтрак туриста консервы ссср: Вспоминая консервы «Завтрак туриста» / Назад в СССР / Back in USSR

Консервы мясные "Завтрак туриста". Технические условия – РТС-тендер

  • Обозначение: ГОСТ 9936-76

  • Статус: недействующий

  • Название русское: Консервы мясные «Завтрак туриста». Технические условия

  • Название английское: Meat cans. Tourist breakfast. Specifications

  • Дата актуализации текста: 06.04.2015

  • Дата актуализации описания: 01.01.2021

  • Дата издания: 01.07.2001

  • Дата введения в действие: 01.01.1978

  • Дата завершения срока действия: 01.01.2017

  • Область и условия применения: Настоящий стандарт распространяется на мясные консервы «Завтрак туриста», приготовленные из выдержанного в посоле с пряностями свиного, говяжьего или бараньего мяса, фасованного в банки, герметически укупоренные и стерилизованные

  • Опубликован: Официальное изданиеКонсервы мясные. Технические условия. Сборник ГОСТов. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2001 год

  • Утверждён в: Госстандарт СССР


Закупки с
Консервы мясные "Завтрак туриста". Технические условия


ЧтоCколькоТип процедурыКогда опубликованноПодать заявку до


44-ФЗ — №0318300119422001877

Оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
550 000,00 ₽ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН


25. 11.2022
16:10 МСК


05.12.2022
08:00 МСК



Посмотреть все закупки по стандарту

ТЕКСТ ДОКУМЕНТА

ОРИГИНАЛ ДОКУМЕНТА

ГОСТ 9936-76

Группа Н13

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОНСЕРВЫ МЯСНЫЕ

«ЗАВТРАК ТУРИСТА»

Технические условия

Meet cans. Tourist breakfast.
Specifications

ОКП 92 1600 0100, 92 1600 0200, 92 1600 0300

     Дата введения 1978-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 19. 10.76 N 2347

2. ВЗАМЕН ГОСТ 9936-62 и ГОСТ 5.38-67

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ     

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

ГОСТ 21-94

2.2

ГОСТ 779-55

2.2

ГОСТ 1341-97

2.2

ГОСТ 1935-55

2.2

ГОСТ 4197-74

2.2

ГОСТ 5981-88

5.1

ГОСТ 7724-77

2. 2

ГОСТ 8558.1-78

4.1

ГОСТ 8756.0-70

4.1

ГОСТ 8756.1-79

4.1

ГОСТ 8756.4-70

4.1

ГОСТ 8756.18-70

4.1

ГОСТ 10444.2-94

4.1

ГОСТ 10444.7-86

4.1

ГОСТ 10444.9-88

4.1

ГОСТ 10444.15-94

4.1

ГОСТ 13358-84

5. 3

ГОСТ 13516-86

5.3

ГОСТ 13534-89

5.2

ГОСТ 13830-97

2.2

ГОСТ 15846-79

5.4

ГОСТ 26186-84

4.1

ГОСТ 26668-85

4.1

ГОСТ 26669-85

4.1

ГОСТ 26671-85

3.1, 4.1

ГОСТ 26932-86

4.1

ГОСТ 26935-86

4. 1

ГОСТ 30425-97

4.1

ТУ 49.641-79

Приложение

4. Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)

5. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в июне 1980 г., октябре 1982 г., сентябре 1987 г. (ИУС 8-80, 1-83, 12-87)

Настоящий стандарт распространяется на мясные консервы “Завтрак туриста”, приготовленные из выдержанного в посоле с пряностями свиного, говяжьего или бараньего мяса, фасованного в банки, герметически укупоренные и стерилизованные.

Коды ОКП в полной номенклатуре приведены в приложении.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.1. Консервы выпускают следующих наименований:

“Завтрак туриста” (свинина),

“Завтрак туриста” (говядина),

“Завтрак туриста” (баранина).

Необычные консервы времен СССР — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Начиная с 1937 года в СССР активно производили консервы. Наименований было много, не менее семисот! Некоторые из них были достаточно странными, например, существовала даже консервированная вода для моряков.

Многие из консерв можно встретить и сегодня, но некоторые уже совсем пропали с прилавков магазинов…

Удивительно, но в СССР выпускали макаронные консервы. Они заняли своё место в консервном каталоге примерно в конце пятидесятых годов 20 века. Это были полуфабрикаты, закатанные в банку, при этом макароны находились в емкости вместе с мясным наполнителем. Можно было купить макарошки со свининой или говядиной, с курицей или с куриным паштетом. Этим Советская власть пыталась освободить женщин от так называемого кухонного рабства. Сегодня попробовать такое блюдо вряд ли удастся, однако судя по воспоминаниям старшего поколения, оно было достаточно вкусным.

Многие советские граждане с удовольствием собирали берёзовый сок. Но для этого нужно было приложить какие-то старания: встать пораньше, пойти в лес, найти подходящее дерево, провести все манипуляции для того, чтобы капал сок и так далее. Зачем это всё было нужно, если берёзовый сок продавали практически во всех магазинах. Можно было купить разливной вариант, но гораздо удобнее было приобрести большую консервную банку с этим вкусным напитком. Очень часто в семьях обедали консервами из макарон с мясом, запивая их душистым соком русского дерева.

Некоторые хозяйки с удовольствием готовят фаршированные перцы, используя для начинки мясной фарш и рис. Это действительно очень вкусно, но готовить такое блюдо утомительно и долго. В СССР облегчили труд хозяек и выпустили полуфабрикат: можно было купить фаршированный перец, закатанный в банку. Никаких проблем: достаточно было разогреть и можно подавать блюдо. Очень вкусно и просто.

Гречка и сегодня пользуется огромной популярностью в России. Люди с удовольствием употребляют этот вкусный продукт, кто как любит: с молоком, солью, сахаром, а некоторые даже умудряются делают из неё вкусные котлетки. Гречку просто готовить, некоторые даже не варят её, а запаривают в кипятке. Тем не менее, в Советском Союзе в магазинах продавались консервы с гречкой. Как и в случае с макаронами, могли быть добавлены наполнители из свинины или говядины. Зачем это было нужно? В основном такой продукт покупали туристы. Ведь это так удобно: во время привала достать банку и разогреть её в котелке с кипятком, даже не открывая.

Потому гречневые консервы называли в народе «завтрак туриста». Впрочем, это было не только народное название, некоторые экземпляры были так названы официально. Это могла быть не только греча, а, например, рыбные тефтельки или тушёнка. Приятно, что что в составе консервов были только натуральные ингредиенты, а срок хранения был достаточно длительным. Сегодня тоже можно купить консервированную кашу, но немногие пользуются этой возможностью. Ведь в моде ЗОЖ, и люди стараются придерживаться особых принципов питания: никаких консервов, все только натуральное и приготовленное собственноручно.

Гречневая каша относится ко вторым блюдам, однако существовали и консервы с супом, а именно с самом любимым — борщом. Это был приготовленный по всем правилам кулинарии супчик, на мясном бульоне, со всеми необходимыми овощами в составе (свекла, картошка, капуста). И не только борщ продавался. Потребители могли приобрести консервы с рассольником, щами или ухой.

Большое количество консервов были рыбными. Советские люди прекрасно относились к бычкам в томате, шпротам в масле, к горбуше в собственном соку. Это действительно было (и есть) очень вкусно. Но кроме этих продуктов выпускали и потрясающе вкусные консервы с камчатским крабом. Существовали даже специальные консервные заводы, которые плавали по воде — это были краболовные суда. Краб и в те времена был достаточно дефицитным продуктом, да и стоил не дешево. Тем не менее, каждый советский гражданин знал его на вкус. Баночки с ароматными кусочками краба, переложенными тонкой папиросной бумагой, можно было увидеть на столах во время праздников.

В конце восьмидесятых в СССР был запрещён китобойный промысел. А до этого момента можно было купить консервы с китовым мясом. Вкус у него был очень своеобразный, говорят, чем-то напоминал говядину. Конечно, китовое мясо было не таким востребованным, как краб, однако его приобретали и ели.

Хитом продаж была продукция из криля. Паста «Океан» из этих мелких рачков, которую стали выпускать в конце шестидесятых годов, использовалась как вкусная и очень полезная намазка на хлеб. В составе — только мясо криля и соль. Любители морепродуктов с удовольствием покупали «Океан», чтобы сделать быструю закуску для праздничного стола или просто перекусить. Аппетитное мясо криля можно сравнить с миниатюрными креветками по виду, но оно имеет более соленый вкус, напоминающий рыбу.

Но самыми странными были консервы из морского огурца, то есть из кукумарии. Обычно из этого моллюска делали так называемую скоблянку, и продавали в консервах вместе с мясом рыбы. Выглядел это не очень красиво, тем не менее, по утверждению врачей, кукумария очень полезна людям, имеющим проблемы со щитовидной железой. В естественном виде кукумария практически не продавалась, а вот консервированную можно было приобрести в продуктовом отделе «Рыба».

Ну и вот еще :

Tags: Еда, СССР

Яичница с джемом? Краткая история СССР через его продовольствие | Россия

Ностальгия по еде советской эпохи охватила новый восток в последние годы, подпитываемая поколением после холодной войны, которое незнакомо с региональными классическими блюдами и заинтриговано периодом, о котором их старшие теперь предпочли бы забыть.

Столовые в советском стиле, такие как «Камчатка» в Москве, теперь подают «сельдь в шубе» для очередей хипстеров, а любознательные жители Запада теперь могут заглянуть в англоязычное издание советской кулинарной библии «Книга вкусной и здоровой еды», чтобы попробовать руку на голубцы (голубцы).

Поваренная книга CCCP Ольги и Павла Сюткиных продолжает эту тенденцию, предлагая рецепты классики советской эпохи, углубляясь в истории блюд, чтобы рассказать культурную историю СССР через еду.

Здесь мы отобрали пусть не всегда самые вкусные, но уж точно одни из самых интересных блюд.

Окрошка

Загадочные ингредиенты

Окрошка: нарезанная кубиками и плавающая в больших порциях кваса и сметаны. Фотография: Поваренная книга CCCP/FUEL

Окрошка пользовалась большой популярностью в СССР. Причина его успеха проста: почти невозможно судить о качестве ингредиентов, таких как сосиски, огурцы или редис, когда они нарезаны кубиками и плавают в щедрых порциях кваса и сметаны.

Но до Русской революции ингредиенты были совсем другие, как правило, качественное вареное мясо (обычно говядина) или белая рыба.

Но советская нехватка продовольствия исказила первоначальную версию до такой степени, что осталось только название. Первоначально мясо заменяли языком, субпродуктами и объедками. Затем, с конца 1950-х годов, основным ингредиентом стали мелко нарезанные сосиски или вареная колбаса (распространенный заменитель мяса в позднесоветское время). Когда нехватка продовольствия достигла пика, появился вегетарианский вариант, и иногда потребителя ждал еще один сюрприз, когда квас заменяли кефиром (кисломолочным напитком).

Холодец

Социальный клей

Холодец: зимние температуры России были идеальными для приготовления холодца. Фотография: CCCP Cook Book/FUEL

Холодцы (пикантный кисель) были неотъемлемой частью любого советского застолья, особенно новогоднего ужина. В каждом доме был свой проверенный рецепт этой холодной закуски: кто-то использовал только свиные рысаки, а кто-то предпочитал говяжью рульку или коровью голову.

Настоящие знатоки, однако, всегда смешивали разные сорта. Густой бульон, полученный в результате приготовления мяса, выливали в миски и выносили на улицу. В домашнем холодильнике просто не хватало холода для застывания холодца, а вот зимние температуры -15-20С были идеальными. За несколько минут до того, как кремлевские часы пробьют полночь, миски занесут обратно, поставят на стол, и начнется вечеринка.

Галантин, блюдо из вареного или жареного мяса, птицы, кролика или рыбы, подаваемое в заливном, является еще одним советским приверженцем. Во время блокады Ленинграда советские власти нашли 2000 тонн бараньих кишок, которые они превратили в галантины, чтобы накормить голодающих горожан. В крайнем голоде люди готовили галантины из любых «ингредиентов», которые они могли найти, включая столярный клей (в то время сделанный из костей и хрящей), приправленный лавровым листом.

Блины и икра

Революционная еда

Икра: при советской власти блюдо стало символом неравенства. Фотография: CCCP Cook Book/FUEL

Пока советские лидеры пытались построить новый образ жизни после революции 1917 года, страна погрузилась в нищету. В 1918 году Елена Молоховец, чья кулинарная библия «Подарок молодым хозяйкам» разошлась сотнями тысяч экземпляров, умерла от голода в Петербурге.

При новом режиме неодобрительно относились к «материальной роскоши дворянства». Когда нарком Александр Цюрупа потерял сознание от голода на заседании правительства, его приветствовали как символ коммунистического аскетизма и нового пролетарского сознания, и эта сцена широко транслировалась как пропаганда.

До 1917 года икра была повседневным продуктом, широко доступным в местных продуктовых магазинах и популярным дополнением к блинам (блинам), которые ели в гостиницах во время Масленицы. Но при новом режиме икра стала символом неравенства. Ходили слухи, что даже в самые суровые годы кремлевские руководители ели его ложками.

Эти слухи были не совсем беспочвенными. В 1919 году командующий Волжско-Каспийским флотом Федор Раскольников привез в Москву несколько бочек черной икры, захваченных на бывших царских складах. На обеде, посвященном второй годовщине Октябрьской революции, всем гостям были поданы большие тарелки. К сожалению, посетителям предложили только два тонких ломтика хлеба, этого было недостаточно, чтобы доесть икру, поэтому содержимое бочек значилось в кремлевских меню еще несколько месяцев.

Котлета по-киевски

Знаменитое блюдо Интуриста

Котлета по-киевски: блюдо было возрождено в 1947 году благодаря повару МИД. Фотография: CCCP Cook Book/FUEL

Мнения о происхождении котлет по-киевски расходятся. Некоторые утверждают, что блюдо было изобретено в Купеческом клубе Санкт-Петербурга в начале 1910-х годов. Другие считают, что оно произошло от гораздо более древнего русского блюда, приготовленного из откормленной птицы или каплунов, обжаренных так, чтобы масло внутри не таяло.

Блюдо было возрождено в 1947 году благодаря повару Министерства иностранных дел, который подал его дипломатам на приеме в Киеве. Затем он стал популярен в ресторанах на Крещатике (главной улице города) и распространился на другие заведения.

Вскоре к этому блюду пришла всемирная популярность, и со временем это блюдо было включено в меню каждого ресторана «Интурист», управляемого советской организацией, ответственной за прием иностранных гостей. В результате с этим блюдом познакомились сотни тысяч гостей Москвы, Ленинграда, Киева и Одессы, и оно распространило свою славу.

Яичница с вареньем

Реабилитация яиц

Варенье и яйца: на протяжении большей части советской власти люди относились к свежим яйцам с подозрением. Фотография: CCCP Cook Book/FUEL

Яйца были одним из первых продуктов питания, исчезнувших в начале Второй мировой войны, но советские власти быстро нашли решение в виде яичного порошка, предоставленного США по кредиту 1942 года. программа аренды.

Первоначально люди относились к яичному порошку с осторожностью, и правительство отреагировало на это скоординированными действиями. Советские газеты одна за другой публиковали статьи, в которых утверждалось, что, хотя яичный порошок содержит почти все питательные вещества, известные человечеству, обычные яйца полны болезнетворных микроорганизмов и жиров, ослабляющих организм.

В середине 1950-х свежие яйца снова стали появляться на прилавках продуктовых магазинов. Поначалу люди по понятным причинам сомневались, поэтому власти немедленно приказали прессе изменить свои предыдущие заявления, и в моду вошла «новая» идея: свежие яйца чрезвычайно полезны и питательны.

После окончания войны в 1945 году и смерти Сталина в 1953 году в свои дома вернулись сотни тысяч политзаключенных, официально «реабилитированных». Ходят слухи, что великая советская актриса Фаина Раневская, известная своим остроумием, после прочтения о реабилитации скромного яйца звонила своим друзьям и восклицала: «Какая радость! Яйца только что реабилитировали!»

Во времена Раневской яйца жарили не только с ветчиной и помидорами (которые не всегда легко было достать), но и с вареньем. Обычно его готовили в домашних условиях осенью, после того как на семейных дачах были собраны спелые ягоды и фрукты.

Поросенок с гречкой

Поросенок, разозливший Хрущева

Жареный поросенок: блюдо, которое из крестьянского основного продукта превратилось в популярный деликатес. то, что когда-то было обычным, стало востребованным и дорогим и готовилось только в особых случаях. Свинья, фаршированная гречкой, была прекрасным примером. Раньше это было простое крестьянское блюдо, но вскоре оно стало доступно исключительно элите коммунистической партии во время официальных торжеств.

В мае 1962 года Никита Хрущев находился с официальным визитом в Болгарии. Придя на прием в советское посольство, он вошел в банкетный зал и вдруг остановился. Многочисленные столы ломились от деликатесов: осетрина, салаты, фрукты, а в центре каждого – румяный жареный поросенок с гречкой. Увидев изумление Хрущева, посол ожидал похвалы, если не медали. Но это было далеко от мысли первого секретаря.

«Как вы думаете, коммунизм уже наступил?» Говорят, Хрущев спросил с суровым выражением лица. — Кто отдал приказ об этом?

Посол побледнел. Он пробормотал что-то о дополнительных деньгах, выделенных Советом Министров на оплату приема и чартерного самолета из Москвы, чтобы доставить изысканную еду. Хрущев нахмурился.

В ярости он подошел к одному из столов, где, ко всеобщему облегчению, начал есть. Тишину в зале нарушал только звон столового серебра. Послу было ясно, что жареный поросенок, фаршированный гречкой, не должен входить в коммунистическое меню.

Поваренная книга CCCP: Правдивые истории советской кухни опубликована FUEL

Версия этой статьи впервые появилась в The Calvert Journal, путеводителе по новому востоку

Плакаты Интуриста советской эпохи

ВОЗВРАТ

история железных дорог, дизайн и фотография

Нидерландская версия

Примерно в 1930-е годы Советский Союз хотел привлечь иностранных туристов, чтобы привезти валюту и улучшить свой внешний имидж. Экономический кризис вызвал интерес Запада к коммунистическому эксперименту. По инициативе Сталина и партии было создано национальное туристическое агентство. Интурист отвечал за привлечение, размещение и сопровождение всех иностранных гостей.

Для обращения к целевой аудитории применены западные рекламные стили. Плакаты «Интуриста» изображали туристический рай, а не страну рабочих и крестьян. Поезда были не символом прогресса, а удобным средством передвижения. Интуристки не работали на фабрике, а были либо модными, либо экзотичными.

Арьян ден Бур

Интурист

«Интурист» основан в 1929 году Наркомторгом, Наркоматом путей сообщения и Совторгфлотом торгового флота. Его название было сокращением от иностранный турист (иностранные туристы). У организации была фактическая монополия на въездной туризм. До Великой Отечественной войны «Интурист» принимал миллион иностранных гостей.

Первоначально его цель была чисто коммерческой, но вскоре Интурист занялся «культурной дипломатией», организуя, например, музыкальные и театральные фестивали в Москве и Ленинграде. В дополнение к транспорту и отелям Интурист организовал гидов и переводчиков: «Хорошо информированные молодые люди, очень отличающиеся по характеру от типичных коммерческих гидов, встречающихся в европейских странах». Они окружали гостей роскошью и ограждали от всего, что противоречило образу мира и благополучия.

Первый из 30 международных офисов был открыт в Лондоне, вскоре за ним последовали Нью-Йорк, Берлин и Амстердам. В Москве турагентство располагалось рядом с гостиницей «Метрополь». Писатель Э. Э. Каммингс подумал, что офис похож на крематорий, но отель он нашел великолепным и роскошным.

Реклама «Интурист» организована Всесоюзной торговой палатой под художественным руководством художника Алексея Кравченко. Были проведены конкурсы плакатов, в которых победили Сергей Сахаров, Николай Жуков и другие.

Поскольку стиль советской пропаганды не подходил для экспорта, дизайнеры изучили западные образцы, в том числе плакаты Кассандры. Для внутреннего пользования такие воздействия не принимались, но «Интуристу» разрешили использовать их для привлечения туристов. Помимо плакатов и брошюр издавался журнал «Советские путешествия » и появлялись объявления в американских журналах.

Как путешествие по Европе может быть полным без посещения самой большой страны? До Москвы, Ленинграда и других крупных центров СССР легко добраться на удобном воздушном, железнодорожном и водном транспорте. Отличная туристическая организация с многолетним опытом содержит отели и рестораны во всех важных центрах, управляет собственным парком автомобилей и укомплектована обученными сопровождающими и гидами-переводчиками.

Найдите время, чтобы лично убедиться в итогах двух десятилетий, за время которых произошли стремительные и глубокие изменения в экономической, социальной и политической жизни 170 миллионов человек… Совершите круиз по Волге через многочисленные республики разных национальностей, пересеките могучие горы Кавказа и совершить круиз по прекрасному Черноморскому побережью, постоянно видя свидетельства новой культуры, возвышающейся на контрасте с тщательно сохранившимися памятниками и народными традициями прошлого.

Интурист объявление, 1938

Интурист-карт, 1939 г. | Аноним (колл. Арьян ден Бур)

Пропагандистские плакаты

Между плакатами, предназначенными для использования в Советском Союзе и за границей, была огромная разница, но оба они были оторваны от реальности. Внутри страны они служили пропагандой пятилетки и идеологической обработки населения. С другой стороны, туристические плакаты должны были привлекать иностранных посетителей и формировать у жителей Запада положительный образ Советского Союза. На отечественных плакатах преобладал стиль сначала конструктивизма, а вскоре и сталинского соцреализма. Для внешнего мира был скопирован стиль ар-деко западного туризма. Поезда были символом прогресса в советской пропаганде, но за границей они просто представляли удобный транспорт.

Плакат Пятилетка/Транспорт, 1929 | Густав Клуцис (колл. Серго Григорян)

Советские железные дороги

За два десятилетия советская железнодорожная сеть увеличилась с 80 000 до 106 000 километров в длину, а количество грузовых перевозок увеличилось в четыре раза. Это соответствовало сталинской широкомасштабной программе индустриализации. Заметными появлениями стали опытные паровозы 2-3-2К (1937 г.) и 2-3-2В (19 г.38). У первого была уплощенная передняя часть, у второго — носовая часть в форме пули или ракеты. Они должны были увеличить максимальную скорость пассажирских поездов со 125 до 170 км/ч. Паровозы работали в поезде «Красная стрела» между Москвой и Ленинградом, что сократило время в пути с 11 до 8 часов. Фотогеничные паровозы часто изображались в пропаганде.

Экспресс (фото), 1939 г. | Аркадий Шайхет (колл. Alex Lachmann)

Украина

Багажная бирка Киев, 1932 | Немучин (колл. Дэвид Левин)

Интурист стремился показать, что Советский Союз был больше, чем просто Россия. 16 советских республик насчитывали 189 наций, которые, согласно пропаганде, теперь все пользовались равными правами после угнетения в царское время. Украина была самой важной из этих республик с легко доступными городами Киевом и Одессой. Киев был связан железной дорогой с Москвой с 1899 года.

Туристические брошюры подчеркивали уникальный характер Украины, ее богатую историю и плодородное сельское хозяйство, а также рекламировали новую столицу Харьков и престижные промышленные проекты, такие как ДнепроГЭС. Рекламные тексты вопиющим образом противоречили действительности. В 1932-33 многие миллионы украинцев погибли во время Голодомора, голода, вызванного агрессивной сельскохозяйственной политикой Сталина.

Приезжайте из Москвы на юг, в Украину… где краски ярче… где подсолнухи кивают на фоне беленых стен и рвущиеся поля золотого хлеба тянутся неразрывно, миля за милей… Древний Киев ждет вас с тысячелетним историческим богатством… Переведите дыхание на поразительный контраст старого и нового, так как, плывя по Днепру, видишь колоссальный Днепрогэс, крупнейшую в мире гидроэлектростанцию…

Сойдите, чтобы прогуляться по оживленным улицам сияющего нового города, построенного там, где всего три года назад была бесплодная степь…

К тому времени, когда вы вернетесь в Москву, вы будете лучше понимать, что новый порядок означает для нерусских народы… для Украины – красочная страна в стране, полная удовольствия от путешествий, новых достопримечательностей, новых впечатлений, для вас…

Совет Украина, Брошюра Интурист c. 1932

Крым

В 1930-е годы Крым еще не входил в состав Украины, а входил в состав Крымской АССР. С 19 века Крым был популярным местом отдыха для состоятельных россиян благодаря своему климату, пляжам и свежему воздуху. Российскому туризму способствовала Лозово-Симферопольская железная дорога с 1875 года. В советское время на полуострове также располагались санатории для рабочих и большой пионерский лагерь. Крым был привлекательным местом и для иностранных туристов, особенно «Черноморская Ривьера» вокруг Ялты.

Кавказ

Регион между Черным и Каспийским морями, на границе Европы и Азии, был завоеван Россией в XIX веке. Советы присоединили Азербайджан, Грузию и Армению к Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республике. В 1936 году они были разделены на три отдельные советские республики.

В сталинские времена Армения была индустриализирована за короткий период. Армянский национализм и Армянская апостольская церковь были жестоко подавлены тысячами казней и сотнями тысяч депортаций. Тем временем туристам говорили, что все идет к миру и прогрессу.

Плакат Сергея Игумнова (1900-1942) выполнен по европейским образцам 1930-х годов с общим мотивом поезда, идущего по виадуку. На нем также изображен автомобиль; Два вида транспорта дополняли друг друга в организации поездок «Интуриста». Гиды выполняли функции водителей.

Брошюра Европа-Персия, ок. 1933 | Аноним (колл. Адам Млыник)

Иран

Железнодорожная линия в Баку (Азербайджан) в сочетании с путешествием по Каспийскому морю рекламировалась как связующее звено между Западной Европой и Ираном. Таким образом, «Интурист» конкурировал с французской компанией «Вагонс-Литс», предлагавшей аналогичный маршрут через Турцию. Траектория от Шепетовки (Украина) через Ростов (Россия) до Баку заняла «всего» 55 часов, всего в пути почти 5 дней.

Женщины

Плакат Николая Жукова и Авенира Черномордика изображал западную даму в открытом окне поезда на фоне нефтяных вышек. Интурист изображал женщин иначе, чем отечественная советская пропаганда. Вместо того, чтобы стоять прямо на тракторах или локомотивах, «плечом к плечу с мужчинами», интуристки были модными (западные туристы) или экзотичными (местные).

Женщины Востока. Когда-то это означало неравенство и полное рабство. Женщины Востока никогда не появлялись среди людей, никогда не участвовали в общественной жизни. Они были неграмотны и скорее умрут, чем откроют свое лицо внешнему миру.

Октябрьская революция смела цепи восточной женщины. Теперь она во всех смыслах равна мужчине.

Журнал «Советское путешествие», 1934 г.

Средняя Азия

Советские республики Узбекистан, Туркмения и Таджикистан произошли от русского Туркестана, племенного региона Средней Азии, подвластного царю в 19 веке. Бесплодные степи частично превратились в хлопковые фермы, что также видно на плакате «Интуриста».

Транскаспийская или Транскаспийская железная дорога была построена русскими в конце 19 века для военных целей и экспорта хлопка. Линия следует по западному маршруту древнего Шелкового пути от Каспийского моря до столицы Узбекистана Ташкента. Позже регион стал доступен и по железной дороге из Москвы через Южный Урал.

На обложке брошюры Интуриста для советской Средней Азии минареты, верблюды и ослиные повозки были изображены вместе с современными высотными зданиями, локомотивами и самолетами.

Плакат Турксиб, 1929 г. | Братья Эйзенштейны (колл. Антикбар)

Турксиб

Туркестано-Сибирская железная дорога была построена между 1926 и 1931 годами, чтобы соединить Среднюю Азию с Сибирью. Железная дорога ответвлялась от Транскаспийской магистрали к северо-западу от Ташкента и соединялась на протяжении более 1500 километров с Транссибирской магистралью в Новосибирске. «Турксиб» широко использовался советской пропагандой. Кинорежиссер Виктор Александрович Турин снял документальный фильм, в котором степи, всадники, верблюды и овцы противопоставлены рельсам и паровозам.

Железные дороги Средней Азии, 1933 г. | Интурист (колл. Дэвид Левин)

Транссибирский экспресс

В 1930 году Интурист реабилитировал Транссибирский экспресс для иностранных туристов. Революция 1917 года покончила с этим легендарным роскошным поездом, но Транссибирская магистраль по-прежнему использовалась для «местных» путешественников. Строительство самой длинной в мире железной дороги началось в 1890 году по инициативе царя. С 1901 года компания «Вагон-Литс» управляла роскошным Транссибирским экспрессом для западных путешественников в Азию.

Спальные вагоны и вагоны-рестораны, конфискованные у Вагон-Литс в 1917 году, использовались для нового Транссибирского экспресса в 1930-х годах — модернизированные с радио и ванной. Роскошный поезд ходил раз в неделю, а для иностранцев был открыт ежедневный поезд с достаточно хорошими номерами. Служба представляла собой кратчайшее сообщение между Европой и Дальним Востоком: 10 дней до Владивостока, 12 дней до Китая или Японии.

С завершением железнодорожной ветки вокруг озера Байкал в 1905 и Амурской железной дороги в 1916 году был реализован непрерывный путь во Владивосток, полностью через территорию России.

Плакаты П. Мерино еще сохранили некоторое влияние конструктивизма. Они излучали энергию и энтузиазм, но имели довольно темную цветовую гамму.

Раскладная Транссибирская магистраль, гр. 1931 | Аноним (колл. Дэвид Левин)

Брошюра Транссибирский экспресс, 1931 г. | Аноним (колл. Арьян ден Бур)

Брошюры

В брошюрах на английском, немецком и французском языках описания путешествий были богато иллюстрированы фотографиями железнодорожной жизни. Богато накрытые столы, бутылки шампанского и, несомненно, икра резко контрастировали с судьбой подневольных рабочих, улучшавших железнодорожное полотно. Советы стремились произвести впечатление на жителей Запада и приветствовали любой приток валюты.

Транссибирский маршрут не только является самым коротким, недорогим и удобным средством передвижения между Европой, Японией и Китаем на Дальнем Востоке, но и представляет особый интерес для туристов. На протяжении десяти тысяч километров Транссибирский экспресс пересекает территорию Советского Союза. Покидая столичные центры Ленинград и Москву, он мчится через Центральную Россию, пересекает Волгу и погружается в лесные массивы великой сибирской тайги, из которой выходит в красоты, окружающие озеро Байкал, чудо вод и гор которого пейзаж был воспет поэтами.

Живописность путешествия усиливается величественной панорамой социалистического строительства, развернувшегося на просторах этой необъятной страны. Из окна автомобиля видны гигантские промышленные предприятия и социалистические города, созданные в результате первой пятилетки. В сельской местности поезд проходит мимо колхозов (колхозов) и огромных совхозов (совхозов), в которых механизированы все процессы сельского хозяйства. Путешественник имеет возможность наблюдать за жизнью, обычаями и новой культурой бесчисленных народов, освобожденных Октябрьской революцией от многовекового гнета.

Брошюра Транссибирский экспресс, гр. 1931

Холодная война

Плакат Советских железных дорог, 1960 | Аноним (Poster-Auctioneer.com)

Вторая мировая война остановила международный туризм, и прошло много времени, прежде чем он снова возродился; в 1955 г. задача «Интуриста» была значительно расширена за счет транзитных перевозок и внутреннего туризма. Теперь компании было разрешено участвовать в международных партнерствах.