Содержание
почему это важно и что следует готовить для утренней трапезы?
«Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу», — утверждает народная мудрость. Сегодня ей вторят специалисты самого разного профиля: диетологи, эндокринологи, педиатры, психологи. Вы можете принимать или не разделять их точку зрения, но прислушаться к профессионалам определенно стоит, когда речь заходит о завтраке современного школьника – вашего ребёнка.
Почему завтрак так важен для детей школьного возраста?
Очень долгое время ответ на этот вопрос укладывался в привычное логичное объяснение: для того, чтобы зарядиться силами и не испытывать голод до обеда. И только в последние годы стали появляться масштабные исследования на эту тему, каждое из которых не только объясняет, почему для школьника важен завтрак, но и отвечает на конкретные вопросы о том, каким он должен быть и в какой обстановке?
Ученые из Великобритании, например, в ходе масштабного исследования выяснили, что утренний приём пищи влияет на когнитивные способности ребенка. В частности, было установлено, что отсутствие завтрака плохо сказывается на памяти ребенка, что для процесса обучения крайне важно. Специалисты установили также зависимость между завтраком и социальной адаптацией ребенка.
Среди детей, которые по разным причинам отказывались от завтрака, учителя отмечали склонность к апатии, невнимательность, нестабильность поведения, частую смену настроение.
С другой стороны, у детей, которые не отказывались от завтрака, наблюдалась большая включенность в процесс выполнения разнообразных задач, снижалась гиперактивность и отмечался высокий уровень внимательности во время обучения.
В том же исследовании, опубликованном в научном журнале Frontiers in Nutrition, отмечается очень важная деталь – желательно, чтобы ваш ребенок завтракал дома, а не в школе. Оказывается, атмосфера школьной столовой не лучшим образом сказывается на аппетите ребенка, ведь там чаще всего очень шумно и слишком много отвлекающих факторов. К тому же, ребенок может легко отказаться от здоровых продуктов в пользу менее полезных.
Уместно вспомнить результаты недавнего опроса в России среди родителей школьников. Напомним, две трети из всего числа респондентов высказали недовольство качеством школьного питания.
Вывод, который напрашивается сам собой: ребенку лучше всего поесть перед школой дома в привычной атмосфере и в обстановке без стрессовых факторов.
Каким должен быть правильный завтрак школьника?
Большинство специалистов по питанию, а также педиатры сходятся во мнении, что правильный завтрак школьника должен быть разнообразным и питательным.
Разнообразие заключается отнюдь не в том, чтобы предложить ребенку на выбор за завтраком множество блюд. Понятие подразумевает, что завтрак сбалансирован – в нём присутствуют белки, жиры и углеводы, содержатся ценные питательные вещества, микроэлементы и витамины.
Основа правильного завтрака – углеводы. Как утверждают диетологи, именно они помогают организму начать полноценно бодрствовать после сна. Углеводы – это, прежде всего, крупы, фрукты, здоровая домашняя выпечка.
Старайтесь избегать в завтраке для школьника переработанного мяса, вроде, колбасы, ветчины, сосисок. С учётом того, что Всемирная Организация Здравоохранения в последние годы настоятельно рекомендует сократить их употребление взрослым, то детям и подавно лучше предлагать их в минимальном количестве. А то и вовсе от них отказаться…
Пеките для ребенка оладьи, блины, панкейки, которые во время подачи можно дополнить свежими ягодами и фруктами. Готовьте полезные каши на молоке, поскольку кальций – один из обязательных микроэлементов для детского организма. Именно поэтому всегда уместны за утренней трапезой сырники.
К питательным утренним блюдам можно отнести и бельгийские вафли. Подайте их с ягодами и фруктами или несладкими начинками.
Ещё один хит завтрака — омлет, который можно подать с тостом из цельнозернового хлеба. При этом полезный и вкусный хлеб можно приготовить буквально за пять минут в микроволновке, например, из готовой смеси «Фруктовый хлеб с семечками» или «Цельнозерновой хлеб с семенами» марки «Золотое утро».
О том, как привить ребенку привычку завтракать, читайте в нашей следующей статье.
Еда на пять с плюсом. Эксперт — о том, каким должен быть завтрак школьника | ЗДОРОВЬЕ
Школа — это большая нагрузка на детей, причём не только в интеллектуальном и эмоциональном плане, но и в плане физического здоровья. Им приходится часами сидеть за партой и напрягать зрение. Можно ли укрепить здоровье ребёнка без таблеток и какую роль играет питание? На эти вопросы «АиФ-Юг» ответил основатель и владелец медицинской онлайн-лаборатории Валерий Саванович.
Морковь и рыба — для зрения
Ольга Киселева, «АиФ-Юг»: каким должен быть в первую очередь завтрак школьника?
Валерий Саванович: Питание — это основа основ нашего здоровья даже во взрослом возрасте, а что уж говорить о детях, которым нужны силы, полезные вещества и энергия для роста, развития и учёбы!
Прежде всего нужен хороший плотный завтрак из домашних блюд. Фастфуд, снеки или полуфабрикаты не подойдут. В этой пище много вредных трансжиров и простых углеводов, которые приводят к избыточному весу, проблемам с ЖКТ и зубами. Полноценное домашнее питание включает продукты, богатые витаминами, которые нужны для крепкого здоровья и нормальной работы всех систем организма.
— Детям нужна пища, обогащённая разными витаминами. Какие из них особенно важны?
— Два самых известных витамина — это, конечно, С и Д, но и про витамин А не стоит забывать. Витамин А –-это не одно вещество, а целая группа ретиноидов, которая включает ретинол (А1), дегидроретинол (А2), ретиналь (альдегид витамина А1) и ретиноевую кислоту. Они относятся к виду жирорастворимых витаминов и запасаются в основном в печени (до 90%), а также в жировой ткани, надпочечниках и почках.
При нехватке витамина А у ребёнка ухудшаются зрение, состояние кожи, замедляется рост и снижается иммунная защита организма.
Витамины А принимают участие во многих процессах в организме, но можно выделить три основные задачи, которые решают ретиноиды: обеспечение хорошего зрения, что очень важно для школьника, т. к. учебные нагрузки на формирующуюся зрительную систему очень велики; рост и развитие органов и тканей; антиоксидантная защита организма.
При нехватке витамина А у ребёнка ухудшаются зрение, состояние кожи, замедляется рост и снижается иммунная защита организма.
Сколько нужно школьнику этого витамина в сутки? Нормы такие:
- для школьника 6-8 лет — 400 мкг;
- для школьника 9-13 лет — 1700 мкг;
- для школьника 14-18 лет — 2800 мкг.
Ретиноиды содержатся в мясе, рыбе, птице, т.е. в животных продуктах. Для того чтобы обеспечить витамином А школьника, нужно включать в его завтрак говяжью печень, блюда из морской рыбы, куриные яйца и молочные продукты (сыры, творог, сметана, сливочное мало).
Также это вещество содержится в горохе, тыкве, моркови, сладком перце, в зелёном луке и петрушке, шпинате и брокколи. Все эти продукты можно подавать на гарнир — например, гороховую кашу, салаты, шпинат и брокколи в отварном виде. Для десерта можно выбрать персики, абрикосы, яблоки, виноград, арбуз, дыню или черешню — все они тоже содержат витамин А.
Аскорбинка — на перекус
— Перейдём к витамину С, сейчас в период холодов и простуд он особенно актуален.
— Аскорбинка — это, наверное, самый известный в мире витамин, причём немалый вклад в его популяризацию внёс лауреат Нобелевской премии Лайнус Полинг. Витамин С необходим организму для синтеза коллагена — вещества, которое требуется для нормального формирования кожи, сухожилий, хрящей, связок, мышц, ногтей, межпозвоночных дисков.
Также этот витамин участвует в образовании серотонина, который отвечает за настроение. При нехватке этого гормона может наступить депрессивное состояние. Аскорбиновая кислота нейтрализует свободные радикалы, играет важную роль в формировании иммунной защиты, улучшает получение железа из пищи и тем самым снижает риск железодефицитной анемии.
Если витамина С ребёнку не хватает, то у него слабеет иммунитет, начинают кровоточить дёсны, замедляется восстановление тканей после травм. Школьник будет жаловаться на усталость, быстрое утомление, слабость. Для того чтобы этого не произошло, нужно соблюдать суточные нормы потребления витамина С:
- для школьников 6-8 лет — 45 мг;
- для школьников 9-13 лет — 50 мг;
- для девушек 14-18 лет — 65 мг, для юношей — 75 мг.
Больше всего витамина С содержится в овощах, фруктах и ягодах, причём, как ни удивительно, но цитрусы тут не на первом месте. В шиповнике — 1250 мг витамина С на 100 грамм ягод, в облепихе его объём варьируется в зависимости от сорта (200-800 мг), в чёрной смородине — 177 мг, в киви — 80-100 мг, а в землянике — 50-80 мг, лимоне и апельсине его около 50 мг.
Но это всё десерты и полезные перекусы, а для завтрака будут полезны брокколи, сладкий красный перец, шпинат, а ещё зелень — крапива (в ней 333 мг витамина С), петрушка и укроп.
Чтобы зубы были крепкие
— Мы живём в южном крае, и солнца у нас хватает. Нужно ли давать детям витамин Д?
— Это тоже целая группа полезных веществ, скрывающаяся под одним названием. В неё входят холекальциферол (Д3), который вырабатывается в коже под действием ультрафиолета, хотя может поступать и с пищей, а также эргокальциферол (Д2), который можно получить только с едой.
Витамин Д необходим для усвоения кальция, без которого у ребёнка не будет ни крепких костей, ни здоровых зубов. Дефицит этого витамина приводит к развитию рахита, мышечной слабости, снижению выносливости, а в будущем увеличивает риск развития сахарного диабета, аутоиммунных, сердечно-сосудистых, кишечных болезней.
Для детей и подростков до 18 лет суточная норма витамина Д составляет 600 МЕ или 15 мкг. Полезный с этой точки зрения завтрак — блюда из лосося, горбуши, кеты, печень трески, куриные яйца. Также этот витамин есть в сырах и сливочном масле и грибах лисичках.
— Как узнать, сколько витаминов нужно ребёнку?
— Для того чтобы понять, есть ли у ребёнка дефицит этих важных и полезных витаминов, можно сдать анализы. Они бывают как индивидуальными (на каждый витамин по отдельности), так и комплексными. Анализы помогут установить уровень витаминов и избежать гипервитаминоза — ситуации, когда того или иного витамина слишком много.
Например, при гипервитаминозе витамина Д нарушается обмен кальция, что приводит к его накоплению в крови, а также к риску образования камней в почках из-за скопления кальция. Избыток витамина С тоже может привести к образованию камней в почках, а также вызывать расстройства ЖКТ. При слишком больших дозах витамина А возможно отравление, воспаление роговицы глаз, потеря аппетита, тошнота, увеличение печени, повышение внутричерепного давления, головные боли. Вот почему корректировать рацион нужно с учётом того, что покажут анализы.
Op-Ed: Почему завтрак — это больше, чем просто полный желудок
Опубликовано в 16:52
in Блоги, BRG Work, Insights, Media Relations, Public Relations
by ironcore
Эта статья была первоначально опубликована в Parent Toolkit NBC . Чтобы просмотреть исходный пост, нажмите здесь.
Март — национальный месяц питания. Это идеальное время, чтобы пролить свет на холодильник и привить нашей молодежи здоровые привычки питания и доступ к питательным блюдам. Питание напрямую связано с нашим здоровьем — это больше, чем просто тарелка с фруктами и овощами, речь идет о потреблении нужного количества питательных веществ и порций для улучшения психического и физического здоровья и общего настроения. Один прием пищи, который продолжает играть главную роль в здоровье и успеваемости наших детей – ЗАВТРАК. Но почему?
Исследования показывают, что те, кто ест завтрак, не только менее склонны к ожирению, но и имеют более низкий уровень холестерина и менее склонны к развитию диабета 2 типа. Но это не все. Есть много других преимуществ завтрака, например, улучшение успеваемости. Однако многие американцы испытывают голод и отсутствие продовольственной безопасности. Только в 2015 году Feeding America сообщила, что 42,2 миллиона американцев жили в семьях, где не было продовольственной безопасности, в том числе 13,1 миллиона детей. Это больше голодающих детей, чем общее население Нью-Йорка и Лос-Анджелеса вместе взятых.
Как учитель и родитель, я знаю, как питательный утренний прием пищи не только настраивает ребенка на успех, но и обеспечивает структуру его дня и помогает удовлетворить потребности ребенка в целом. В моем классе я могу сказать, когда ученик приходит в класс голодным. У них нет топлива для обучения, что негативно сказывается как на их учебе, так и на поведении. Отсутствие энергии и сосредоточенности приводит к проблемам с поведением и вниманием, что влияет не только на ученика, но и на класс в целом. Каждый ребенок заслуживает шанса на развитие.
Федеральная программа школьных завтраков позволяет миллионам детей из малообеспеченных семей начинать свой день с питательного завтрака, однако, согласно последней оценочной таблице школьных завтраков Центра исследований и действий в области пищевых продуктов (FRAC), почти половина малообеспеченных дети с доходом, которые имеют право на бесплатный завтрак или завтрак по сниженной цене в рамках программы школьных завтраков, не едят его. С ростом числа учащихся, регулярно приходящих в школу голодными, почему учащиеся, которые имеют право на бесплатное и льготное питание в школе, не пользуются преимуществами программы школьных завтраков?
Неосведомленность о программе школьных завтраков, нехватка времени на завтрак, позднее расписание автобусов и стигматизация, связанная с программой, — вот некоторые из причин, по которым учащиеся не едят школьный завтрак, когда его подают в столовой. Тем не менее, есть несколько способов подать завтрак учащимся в школе, например, перенести его из столовой в классную комнату, чтобы все могли насладиться.
Признавая проблему детского голода и низкий уровень участия в программе школьных завтраков, школы и организации принимают меры для ее улучшения. Например, группа организаций по образованию и питанию, с которой я работаю, называется Partners for Breakfast in the Classroom , помогли более чем 37 000 учащихся начать день со здорового завтрака и профинансировали школьные округа для внедрения альтернативных моделей завтрака. Альтернативные модели завтрака включают:
— Завтрак в классе — Учащиеся едят готовые завтраки вместе в классе.
– Grab ‘n Go – Персонал службы питания готовит завтрак в специально отведенном месте, например, в тележке или киоске, чтобы учащиеся могли взять его с собой по дороге в класс.
– Завтрак второго шанса – Завтрак подается после первого занятия или в середине утра. Завтрак обычно доставляется или студенты забирают его в указанном месте.
Возможность получения гранта через программу Partners for Breakfast in the Classroom может предоставить техническую помощь и поддержку, чтобы помочь внедрить в школы альтернативные модели завтраков. Округа в некоторых штатах могут подать заявку на реализацию программ завтрака, чтобы помочь бороться с детским голодом.
Зачем вам завтракать в классе?
Я знаю, что утренние часы могут быть беспокойными — одевание детей и выход за дверь может превратиться в монументальную задачу. Напряженный образ жизни, расписание автобусов и поездок на работу могут мешать детям завтракать дома. Кроме того, все мы слышали фразу «Я не голоден», когда дети собираются утром; конечно, у них будет больший аппетит позже утром.
Подавая завтрак в школу после первого звонка, мы обеспечиваем всех учащихся утренним питанием, которое им нужно, чтобы начать свой день и быть готовыми к процветанию, независимо от того, имеют ли они право на бесплатный обед или обед со скидкой.
Завтрак в классе облегчает утомительную утреннюю рутину, а также дает учащимся чувство общности, когда они едят вместе. Питательное начало дня не только улучшает их концентрацию, бдительность, понимание и обучение, но также уменьшает проблемы с дисциплиной, опоздания и визиты к медсестре.
Что вы можете сделать, чтобы принять участие?
– Сформируйте родительскую инициативную группу «Школьный завтрак» или исследовательскую группу «Завтрак в классе». Вы также можете сотрудничать с существующими PTA или PTO, Группой по улучшению школы, Группой школьного питания и/или Комитетом по здравоохранению, чтобы привлечь и информировать других родителей о завтраке в школе.
— Посоветуйтесь с директором вашей школы, чтобы организовать информационный стол «Завтрак в классе» во время вечера «Снова в школу» или других мероприятий, когда родители приходят в школу (например, регистрация в детском саду или родительское собрание).
— Встретьтесь с лидерами и представителями сообщества (например, с местными и государственными органами власти и/или советами по образованию), чтобы повысить осведомленность, заручиться поддержкой и изучить варианты поддержки программ посредством законодательства и политики.
– Встретьтесь с учителями, вспомогательным персоналом в сфере образования и администраторами вашей школы. Спросите, как поддержать усилия всей школы по изучению вариантов расширения программы школьных завтраков в вашей школе или как начать такую программу. В конце встречи спросите: каков следующий шаг, кто будет отвечать за этот шаг и когда будет сделан следующий шаг?
Когда школы переносят завтрак из столовой в класс, каждый ребенок может получить настоящую пользу от полноценного обеда в начале учебного дня. Внедрение программ школьных завтраков может значительно повысить посещаемость завтрака, а также общее состояние здоровья и успеваемость, которые необходимы учащимся для достижения успеха.
Скотт ДиМауро , учитель социальных наук средней школы из Уортингтона, в 2013 году стал вице-президентом Образовательной ассоциации Огайо (OEA). Он является национальным представителем консорциума Partners for Breakfast in the Classroom. национальных организаций в области образования и питания, включая Центр исследований и действий в области пищевых продуктов (FRAC), Фонд Национальной ассоциации директоров начальных школ (NAESP), Фонд NEA и Фонд школьного питания (SNF). Партнеры оказывают техническую помощь и поддержку школьным округам в реализации программ «Завтрак в классе». Прежде чем стать штатным сотрудником OEA, Скотт в течение девяти лет занимал пост президента Central OEA/NEA.
*Отказ от ответственности: мнения, выраженные в статье, не отражают одобрение NBC News.
Почему завтрак имеет значение
Наука о том, как правильно завтракать, чтобы «учиться и быть любопытным» в классе.
Это может показаться очевидным: у ребенка, который начинает свой день с питательного завтрака, больше шансов добиться успеха в классе.
Но почему? Как именно овсянка или омлет подпитывают отношение и посещаемость молодых людей, их здоровье и любопытство, их способность сосредотачиваться и учиться? Какая наука стоит за этим уравнением?
В рамках инициативы Amazon Rise & Smile, которая в сотрудничестве с некоммерческой организацией No Kid Hungry по оказанию помощи голодающим обеспечивает миллионы обедов голодающим студентам по всей территории США, мы связались с несколькими экспертами, чтобы попросить их добавить некоторые данные. на вопрос «Почему завтрак имеет значение?»
Мэнди Мэннинг — учительница средней школы в Спокане, штат Вашингтон, которая в мае получила ежегодную национальную награду «Учитель года». Мэннинг преподает студентам-иммигрантам и беженцам в Центре для новичков средней школы имени Джоэла Э. Ферриса, где она регулярно наблюдает за связью между едой и обучением.
«Сейчас это очень серьезная проблема — она становится все более серьезной», — сказал Мэннинг, который 26 ноября посетит кампус Amazon в Сиэтле, чтобы обсудить проблемы голода с титулованным шеф-поваром из Сиэтла Эдуардо Джорданом. «Это то, что мы видим в классе каждый день, на всех уровнях — даже в местном колледже и колледже».
Когда ученики Мэннинга голодны — обычная проблема для детей из недавно иммигрировавших семей, особенно для тех, у кого есть один родитель, — еда полностью сосредоточивается на их мозгу.
«Если у вас нет питательных веществ для вашего тела, это влияет на весь процесс», — сказала она. «Вы просто думаете о том, чтобы получить пищу в своем теле. Это становится всепоглощающей вещью, этой навязчивой идеей о том, что будет твоей следующей едой? Ваше тело уходит в спячку. И ваш мозг не работает, если он не питается».
Мэннинг видел, как ученики, приходившие в школу, почти не ели с тех пор, как они ушли из школы накануне.
Если ребенок не ел целый день. Через 12 и более часов их тело переходит в «режим голодания», — говорит Кэролин Уэйт, старший менеджер и зарегистрированный диетолог Центра передового опыта No Kid Hungry. «Ваш метаболизм замедляется. Уровень сахара в крови может быть низким. Вы просто не готовы начать день».
Эти блюда гарантируют, что дети смогут раскрыть свой потенциал в течение учебного дня.
Мэнди Мэннинг, учитель средней школы
Внутри тела, по словам Уэйта, голод выглядит так: глюкоза, которая появляется в результате расщепления пищи, которую мы едим, питает тело и мозг. Если ночью, пока мы спим, поступает недостаточно топлива, печень разрушает свои энергетические запасы. К утру запасы энергии и уровень глюкозы в крови снижаются, что может вызывать головные боли. Пустой желудок утром запускает гормоны, которые заставляют желудок выбрасывать кислоту в ожидании еды. Без пищи для переваривания ваш желудок начинает урчать и болеть.
Маленькие дети могут даже не осознавать, что голодны, они просто знают, что плохо себя чувствуют. «Дети, которые завтракают, более сосредоточены. У них реже возникают головные боли и боли в животе, из-за которых они вынуждены идти в кабинет медсестры», — сказал Уэйт.
В интервью No Kid Hungry, проведенном со старшеклассниками, подростки рассказали о боли, которую приносит настоящий голод, и о том, как это влияет на их учебу.
«Я точно знаю, что когда я голоден, мое внимание меняется, — сказал один ученик. «Это домашнее задание вылетает из окна, если я голоден».
Отчет, подготовленный Deloitte и Центром передового опыта No Kid Hungry , показал, что учащиеся, которые едят школьный завтрак, получают более высокие баллы по стандартизированным математическим тестам и с большей вероятностью закончат среднюю школу. Другие исследования показали, что голод влияет на прогулы и опоздания, и что дети, которые завтракают в школе, пропускают меньше дней в школе.
Мэннинг сказала, что в своем классе в Спокане она видела, как завтрак приводил к «драматическим воздействиям на внимание, и просто к способности поддерживать этот фокус в классе».
Эта связь между школьным завтраком, лучшими результатами тестов и более высоким процентом выпускников является одной из причин, по которой Amazon заключила партнерское соглашение с Share Our Strength для запуска многолетней инициативы Rise & Smile, которая предоставит гранты школам по всей территории США, чтобы помочь им реализовать миллионы питание для голодных студентов.
Одна из проблем, с которой сталкивается Мэннинг, заключается в том, что некоторые дети боятся или смущаются просить еду из-за боязни подвергнуться остракизму со стороны сверстников.
«Вот почему школьные завтраки и обеды так важны. Потому что они позволяют каждому ребенку позавтракать, чтобы они не чувствовали себя не в своей тарелке», — сказал Мэннинг. «Эти приемы пищи гарантируют, что дети смогут раскрыть свой потенциал в течение учебного дня» 9.