Федотов завтрак аристократа: Завтрак аристократа — Третьяковская галерея

Завтрак аристократа — Литературный клуб «Бумажный слон»

Поначалу картину, известную нам как «Завтрак аристократа», Павел Федотов назвал «Не в пору гость». Сюжет у него родился после прочтения фельетона «Письма столичного друга к провинциальному жениху», опубликованного в 1848 году в журнале «Современник». А название «Завтрак аристократа» появилось уже после смерти художника в 1862 году и долго не приживалось. Интересно, что было ещё третье название — «Ложный стыд», но его сегодня практически никто не знает.

Зрители долго не могли понять, почему персонаж картины именуется аристократом, он ведь только хочет казаться таким. Подобный типаж во времена художника называли «царьком среднего света» и высмеивали во многих литературных и художественных произведениях. Красноречивым подтверждением тому служит фельетон Ивана Гончарова, в котором писатель с иронией отзывался о столичных франтах.

Не понаслышке зная жизнь этого сословия и искренне сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману щёголям, Гончаров насмехается над ними: «Чтобы надеть сегодня привезённые только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами или променять свою цепочку на другую, только что полученную, он согласится два месяца дурно обедать».

Кроме того, автор предлагает приезжать к таким вот личностям внезапно и заставать их врасплох, чтобы увидеть, как они живут в реальности: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?»

Завтрак аристократа

Картину «Завтрак аристократа» Павла Федотова можно смело назвать иллюстрацией к фельетону Гончарова. Первое, что бросается в глаза, — это одетый по последней моде герой, который прикрывает книжкой ломоть чёрного хлеба. Но разобраться, что происходит на самом деле достаточно сложно. По крайней мере нам, современным зрителям.

А вот те, кто видел полотно в XIX веке, сразу понимали, что комната обставлена дорогими предметами. На франте шёлковые красные штаны, турецкие туфли, восточная парчовая шапочка, его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Модным в то время было и курение папирос и в пепельнице на столе, конечно, лежит окурок. Даже мусорную корзину из простой соломы Федотов изображает в виде древнегреческой амфоры.

Молодой человек явно старается казаться частью высшего общества, живёт напоказ. Это стремление выдают многочисленные предметы роскоши — статуэтка на шкафу, бюстик Листа, фигурка собаки с позолотой… На столе у героя валяются театральные афиши, а на стене висят картины. Но очевидно, что всё это — фальшь.

Главный герой

Истинную приземлённость героя выдаёт его небрежный внешний вид, развязанный неаккуратный халатик и, конечно, хлеб, который он прячет под книгой. Такой скудный завтрак указывает на то, что с деньгами у него совсем туго. Для наглядности художник написал на столе открытый пустой красный кошелёк. Кусочек чёрного хлеба — вот, пожалуй, и весь его завтрак, и как знать, может быть заодно и обед с ужином.

А сам «аристократ» очень испуган неожиданным визитом, а вдруг гость расскажет о реальном состоянии дел или того хуже — а если это кредитор? К слову, самого посетителя художник рисовать не стал, видна только его рука… Зато можно определить в какое время суток происходило действо. На это указывает палевый цвет перчаток, который обычно одевали утром и днём, а вот вечером полагалось носить белые перчатки.

Естественно, возникает вопрос: а где деньги? Федотов даёт подсказку — на полу можно увидеть остатки игральных карт. Судя по всему, герой заядлый картёжник и и проиграл своё состояние.

Мастер бытовой живописи

В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Идеи для своих произведений художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. К примеру, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Ивана Андреевича Крылова.

Если же рассматривать «Завтрак аристократа» в контексте творчества Павла Андреевича Федотова, то совершенно очевидно, что картина стала логическим продолжением его серии бытовой живописи, куда входят «Сватовство майора», «Свежий кавалер», и др. работы.

В настоящее время картина «Завтрак аристократа», наряду с другими значимыми работами художника, находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. В своё время основателю музея Павлу Третьякову удалось собрать некоторые редкие графические работы раннего периода творчества Федотова. Сегодня они хранятся в фондах галереи, но не выставляются в залах. Живописные полотна, попавшие в собрание уже позже, входят в постоянную экспозицию. Это картина «Завтрак аристократа», ставшая предметом обсуждения в данной статье, а также полотна «Сватовство майора», одна из авторских копий «Вдовшка», «Свежий  кавалер» и «Разборчивая невеста».

Как у Павла Федотова возник сюжет картины «Завтрак аристократа»?

Павел Федотов закончил картину «Завтрак аристократа» в 1850 г. Как всегда, художник позаимствовал сюжет из жизни. Бытовой жанр, что называется «на злобу дня», был его любимым.

Не зря картины Федотова отличаются скрупулезной проработкой мелких деталей, показывающих быт и нравы той эпохи. «Завтрак аристократа» стал своеобразной иллюстрацией к фельетону И. Гончарова, в котором автор иронично описывал столичных франтов.

Письма столичного друга к провинциальному жениху

В 1848 г. в журнале «Современник» вышел фельетон И. А. Гончарова «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор задавался вопросом, кто такой франт. В понимании Гончарова (а я думаю, оно совпадало с мнением многих его современников) франт – это тот, кто «уловил только одну, самую простую и пустую сторону уменья жить: мастерски, безукоризненно одеться». Гончаров отказывает «франтам с Невского проспекта» в широте жизненных взглядов. Вся их забота – «блеснуть своей скудной частичкой уменья жить».

Гончаров приводит пример стесненного в средствах, но любящего внешний шик аристократа, который «чтобы надеть сего дня модные панталоны с лампасами, два месяца согласился дурно обедать». Автор потешается над щеголем, который любыми средствами старается произвести впечатление светского льва, и задает другу вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».

Павел Федотов, конечно же, журналы читал и даже черпал в них сюжеты для своих работ. Как и Гончарову, художнику не была чужда социальная ирония. Это отлично видно по его картинам. Вопрос про «застать врасплох», видимо, и стал отправной точкой для Федотова.

Павел Андреевич Федотов «Автопортрет», 1848 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Не в пору гость

Поначалу Павел Федотов выбрал для своей картины другие названия – «Не впору гость» и «Ложный стыд», остановившись на первом варианте. Тем самым художник ответил на вопрос Гончарова и наглядно продемонстрировал, что будет, если к «таким людям» приехать неожиданно. А заодно показал свое отношение к любителям пустить пыль в глаза.

Через множество мелких деталей (Федотов в этом мастер) художник высмеял человеческие пороки. Измятая и брошенная под стол коробка из-под игральных карт указывает на любовь молодого человека к азартным играм. Пустая соломенная корзина в форме античной амфоры как бы пародирует своего хозяина. Искусствовед Т. Ильина писала:

«Как и хозяин, который пытается казаться не тем, кем является, так и урна притворяется прекрасной вазой. И образ нищеты материальной перерастает в образ нищеты духовной».

Сюжету картины Федотова было явно тесно в рамках, обозначенных лишь литературной сатирической заметкой. Я думаю, понимал это и сам художник, но он умер через 2 года после создания своего шедевра. Уже после его смерти на картине разглядели намного больше «говорящих» деталей, рассказывающих целую историю героя полотна.

Павел Андреевич Федотов «Завтрак аристократа», 1850 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Завтрак аристократа

В 1862 г. картина получила название «Завтрак аристократа». Не все могли уловить иронию, связанную с новым названием. Но современники художника, знавшие о столичной жизни не понаслышке и часто встречавшие типаж «царька среднего света», могли запросто рассказать биографию федотовского аристократа. Без сомнения, тема картины была актуальным сюжетом петербургской жизни.

Обедневший столичный аристократ, пытающийся сохранить внешний лоск, был застигнут незваным гостем за скудным завтраком. Только Федотов изобразил не ту ситуацию, о которой писал Гончаров, а момент, предшествующий ей. Называя героя картины аристократом, художник, конечно, употреблял слово в переносном значении. Видно, что молодой человек на картине не относится к аристократам, но очень хочет казаться таковым.

Молодой человек одет по последней моде – восточный стиль в те времена считался изысканным

Он одет по последней моде, как советовали в столичных журналах. Комната обставлена дорогой мебелью, на полу персидский ковер (правда, затертый и нечищеный), вокруг множество модных деталей интерьера. В руках «аристократа» популярный роман, через спинку стула перекинуты театральные афиши, а на стенах висят портреты балерин. Балет и театр в то время были обязательным времяпрепровождением светской молодежи. Рядом бегает пудель, подстриженный подо льва, на стуле – реклама устриц.

С этой роскошью резко контрастируют кусок черного хлеба, являющийся завтраком героя, и пустой вывернутый кошелек на столе. Вероятно, разбросанные по комнате карты являются причиной пустого кошелька. В доме, видимо, даже нет прислуги, раз хозяина не предупредили о приходе гостя. Мы видим, как гость самостоятельно отодвигает портьеру, а завтракающий «аристократ» испуганно поворачивается.

Юноша очень испуган – ведь кусок чёрного хлеба и пустой кошелёк не гармонируют с его дутым аристократизмом

Конечно, Павел Федотов – не просто мастер бытового жанра. Он прекрасный живописец, который по-брюлловски артистично играет с цветом. Но, я считаю, главная прелесть его картин – именно сюжет. Для нас «Завтрак аристократа» словно пазл – столько скрытых деталей, которые интересно разгадывать. Картины Павла Федотова можно, как и произведения Пушкина, назвать «энциклопедией русской жизни». Настолько подробно его полотна иллюстрируют эпоху.

Картина «Завтрак аристократа» Павла Федотова

Опубликовал: Изменил: Автор: gxeniya

Содержание

  1. Картина «Завтрак аристократа» Павла Федотова Федотова Федотова – комическая сцена из жизни митрополита выдающийся русский живописец первой половины XIX века, ставший основоположником критического реализма.
  2. Сам Федотов назвал картину «Не во время гостя»

Павел Федотов. Картина Завтрак аристократа, 1849

Завтрак аристократа — картина, на которой Павел Андреевич Федотов в сатирической манере изобразил молодого щеголя, готового на все ради демонстрации внешнего благополучия.

Автор построил композицию таким образом, что глядя на полотно, зритель становится невольным свидетелем разворачивающегося действия. Модно и вроде бы дорого обставленная комната: персидский ковер на полу, резная мебель, статуэтка на шкафу, изображения танцовщиц на стенах.

Картина «Завтрак аристократа» Павла Федотова – комическая сцена из жизни столичного щеголя

Главный герой произведения также производит впечатление успешного молодого человека, имеющего возможность позволить себе роскошную домашнюю одежду по тем временам: шаровары, маскарадные туфли, шелковый халат, парчовый головной убор на восточный манер. Однако если присмотреться, становится ясно, что первое впечатление обманчиво.

На столе лежит скудный обед — кусок черного хлеба, который художник намеренно выделил пятном света, рядом — вывернутый наизнанку пустой кошелек. На полу валяется небрежно порванная пачка игральных карт, рядом соломенная урна в форме греческой амфоры. А пресловутый ковер изрядно изношен. Аристократ, застывший в стремительном движении, выглядит нелепо и комично. Пытаясь прожевать кусок, он встал со стула, испуганно повернулся к двери и одновременно накрыл хлеб книгой.

Пудель с модной стрижкой под льва стоит рядом со стулом и настороженно смотрит на дверь. Что встревожило обитателей этой комнаты? Злоумышленник, чья перчатка видна из-за занавески. Он появился не вовремя и может своим появлением разрушить образ преуспевающего денди, так тщательно созданный аристократом.

Название картины: «Завтрак аристократа».
Автор: Павел Андреевич Федотов (1815-1852).
Год написания: 1849
Размер: 42 х 51 см.
Стиль: Реализм.
Жанр: Быт.
Техника: Масляная живопись.
Материал: Холст.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Павел Андреевич Федотов — выдающийся русский живописец первой половины XIX века, ставший основоположником критического реализма.

В своих произведениях он часто язвительно отзывался о темах, острых для общества. Не стала исключением и картина «Завтрак аристократа». Считается, что на написание этого шедевра Федотова вдохновил фельетон Ивана Гончарова «Письма столичного друга к провинциальному жениху», в котором автор высмеивает стремление молодежи демонстрировать мнимое благополучие, когда в душе нет ни гроша. .

С тонкой насмешкой мастер изобразил типичного франта-вышибалу и каждой деталью выразительно подчеркивал несоответствие его внешнего образа внутреннему содержанию. Листовка со словами «УСТРИЦЫ» рядом со скудным завтраком демонстрирует, что деликатесы доступны аристократу только на бумаге. На столе стоит колокольчик, чтобы позвать слугу, но лакея у молодого человека нет.

Главный герой произведения, как тот мусорный бак, замаскированный под старинную вазу, изо всех сил старается предстать чем-то значимым и интересным, хотя на самом деле очень обыденно и прозаично.

Сам Федотов назвал картину «Не во время гостя»

Работа также известна под названием «Ложный стыд». А свое нынешнее название она получила после смерти живописца в 1862 году.

Картина «Завтрак аристократа» Павла Андреевича Федотова — поучительное произведение о том, как часто внешний образ разительно отличается от внутреннего содержания. Автор выразительно и иронично обыграл тему пускания пыли в глаза, не утратившую актуальности и по сей день.

Бесплатная репродукция картины Несвоевременный гость (Завтрак аристократа) Павла Федотова | FreeArt

Чтобы разблокировать скидки и показать коды купонов: Создайте учетную запись

Экономьте на художественных принтах и ​​холстах!

Сэкономьте 10% на любом заказе > $25

Код купона
****

Сэкономьте 15% на любом заказе > $100

Код купона
*****

Скидка 20% на любой заказ > $200

Код купона
*****

Обратите внимание: в общую сумму заказа не включены расходы по доставке.
Введите код купона в корзину, чтобы увидеть применимую скидку.

Водяной знак FreeArt не будет отображаться на вашей работе

Артикул: fan15709289

Еще арты Павла Федотова

  • Ключевые слова:
  • несвоевременный гость (завтрак аристократа),
  • 1849-50. холст, масло,
  • 51 x 42 см. the tretyakov gallery, 
  • moscow, 
  • russia, 
  • pavel-fedotov, 
  • pavel fedotov, 
  • untimely, 
  • guest, 
  • aristocrat, 
  • breakfast, 
  • home decor prints, 
  • printable, 
  • фотопечать, 
  • постер, 
  • настенные фотографии, 
  • Can Холст

    • 4 «х 6»

      БЕСПЛАТНО

    • 8″ х 10″

      БЕСПЛАТНО

    • 11 «х 14»
      4,99 доллара США

    • Пользовательский размер печати

    Самые популярные кадры

    Печать:

    рама и мат:

    Всего: Печать действительно бесплатны

    . Припечатки действительно бесплатны

    .

финиш

Mattelusterlamination — 1,99 Wall Cling — 1,99 долл. США — $ 1,99

Варианты

Black & Whitesaturatedsepiavintagewarmflip. Безопасный онлайн-заказ

28.02.2020

Супер быстрая доставка, красивые отпечатки!

28.02.2022

Отличный выбор и достойные скидки.

2022-02-27

2022-02-27

Посылка прибыла вовремя. Художественная работа лучше, чем я думал. Спасибо FreeArt

24.02.2020

Хорошая картинка за такую ​​цену…

FreeArt предоставляет бесплатные небольшие репродукции и плакаты с миллионами изображений! Заплатив всего 2,99 доллара за доставку (0,99 доллара за каждую дополнительную), вы получите высококачественную художественную печать, изготовленную Free Art, Inc. специально для вас. Нет необходимости искать печатное искусство; мы отправляем вам бесплатные произведения искусства галерейного качества.