Содержание
Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм
Иногда отказ художника от традиционных техник и сюжетов ведёт к новым идеям не только в его творчестве, но и даёт идеи и вдохновение многим другим, и даже может послужить возникновению нового направления, стиля в изобразительном искусстве.
Импрессионизм одно из самых любимых мною направлений в искусстве.
В своей публикации хочу поделится с Вами интересными фактами о истории возникновения импрессионизма, а также предложить к сравнению две картины французских художников с одинаковым названием «Le déjeuner sur l’herbe» (Завтрак на траве).
Ряд французских художников второй половины XIX века — это не только зачинатели целого направления в истории искусства, но и основоположники изображения пикника (трапезы на природе) в живописи. Картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863) и Клода Мане «Завтрак на траве» (1866) способствовали возникновению и дальнейшему развитию стиля импрессионизм в истории мирового искусства.
История импрессионизма началась в1863 году. 3000 полотен французских живописцев, среди которых была картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863), жюри не допустило к ежегодной выставке Парижского салона, одной из самых значительных художественных выставок Франции. Все эти картины были выставлены на так называемом «Салоне Отверженных», созданном по инициативе императора Наполеона III.
Чтобы избежать разногласий по поводу места развески, работы «отверженных» располагались строго в алфавитном порядке , в одном ряду с батальными сценами и обнажёнными девами висели работы ещё малоизвестных художников: Мане, Писсарро, Йонкинда и не числившиеся в каталоге работы Сезанна, Гийомена и Фантен-Латура.Так как срок для подготовки был очень коротким и не было основного организатора, каталог «Салона Отверженных» указывал не всех художников. Выставка вызвала огромный интерес у публики и бурное обсуждение в прессе.
Сам термин «импрессионизм» появился позже , уже в 1870-х годах, благодаря критику журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов». За основу критик взял название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant).
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872 год.
Сначала этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере, но затем стал известен во всём мире, как название целого направления в искусстве.
ДВА ЗНАМЕНИТЫХ «ЗАВТРАКА НА ТРАВЕ».
Эдуард Мане задумал «Завтрак на траве» ( размер 208 на 264,5 см.) во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. За основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Марк Антонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля.
Маркантонио Раймонди «Суд Париса» 1514 год.
Сюжет картины (двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе) вызвал скандал и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей.
Эдуард Мане «Завтрак на траве» 1863 год.
Моделью женщины была Викторина Мёран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф. Мужчины одеты как денди, они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают обнажённой женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами, хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке, её фигура выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Картине как бы не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии, это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.В данное время картина находится Музее Орсе (Париж, Франция).
Картина написана в непривычном для того времени стиле, разрывающем академические традиции. Резкий свет, фотографические силуэты, почти без полутонов, нагота отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра, смелые мазки кисти, ощущение незаконченности в некоторых местах полотна — всё это очень непривычно для живописи второй половины XIX века.
Картина «Завтрак на траве» Клода Моне должна была стать вызовом не только академизму , но и соратникам по кисти, например, Эдуарду Мане. Была выбрана та же тема и название, но другой стиль живописи, которым Моне хотел удивить зрителя. Он задумал написать работу в три раза больше известной картины (размер 400 на 600 см.) Работа над картиной началась весной 1865 года, Моне написал множество пейзажных этюдов окраины леса Фонтенбло, этой своеобразной студии импрессионистов.
Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника».
Главной моделью для написания мужских фигур стал Жан Фредерик Базиль, французский художник, один из основателей импрессионизма, большинство женских фигур были написаны с возлюбленной Моне — Камиллы (впоследствии ставшей его женой). Одновременно с большой картиной Клод Моне создал уменьшенную версию (размер 130 на 181 см).
Клод Моне «Завтрак на траве» 1866 год.
На картине изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на лесной опушке, на фоне природного пейзажа. Лица большинства мужчин отвёрнуты от зрителя, а две дамы изображены со спины, что даёт возможность рассмотреть складки их платьев. В отличие от картин классического стиля, Моне изобразил людей полностью занятых своей беседой и никак не вступающими в контакт со зрителями. Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Он не останавливается на мелких бытовых деталях, а использует свободные мазки при написании игры солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти.
Изображение природы, естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — это и есть импрессионистическая техника, получившая развитие в творчестве Моне и ставшей его главным художественным стилем. Любая картина Клода Мане — это единая цветовая композиция из бликов и пятен, как бы пронизанная дрожащим воздухом.
В настоящее время картину оценивают как шедевр Моне, подтолкнувший настоящую революцию в истории искусства. К сожалению, судьба большой картины оказалась плачевной. Некоторые части её в данное время утеряны. Но судить о всём замысле и композиции картины мы можем по уменьшенной версии, которая находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва, Россия)
Эдуард Мане, задав моду на живописание пикников, не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Клодом Моне, «этим выскочкой из Гавра». Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем.
Новое течение в живописи отличалось от академической живописи в техническом и идейном плане. Импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Краски не смешиваются на палитре, а нужный цвет получается путём правильного наложения их на холст.
Также работы импрессионистов отличаются от академизма, предпочтением работы на пленэре. Многие работы импрессионистов напоминают фотографический стоп-кадр, где никто не позирует специально, а жизнь идёт своим чередом. На картинах появились изображения маленьких семейных праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом, женщин лёгкого поведения, моряков, артистов цирка и так далее (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Брались сюжеты пребывания в кафе, флирта, танцев, прогулок на лодках, на пляжах и в садах, появилось видение будничности и современности. Были забыты библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, которые приветствовались официальным академизмом.
Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер» 1882 год.
Жан Фредерик Базиль «В кругу семьи» 1867 год.
Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт» 1876 год.
Клод Моне «Бульвар Капуцинок» 1873 год.
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1897 год.
Все материалы взяты в свободном доступе в интернете.
Спасибо за внимание, с уважением, Лана.
«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм
Арт
Опубликовал:
Обновлено:
Содержание:
- Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане
- Клод Моне готовится к Парижскому салону.
- Ещё одна попытка попасть на Парижский салон
- История спасения “Завтрака на траве”
- Похожее
Не все знают, что “Завтрак на траве” Моне в Пушкинском музее на самом деле является этюдом к грандиозному одноименному полотну. Оно сейчас находится в музее д’Орсе. Задумывалось оно художником огромным. 4 на 6 метров. Однако сложная судьба картины привела к тому, что не вся она сохранилась.
Об этом читайте в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-11.jpeg?fit=595%2C442&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-11.jpeg?fit=900%2C668&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2783 size-large» title=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-11-960×713.jpeg?resize=900%2C668&ssl=1″ alt=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» width=»900″ height=»668″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
“Завтрак на траве”(1866) в Пушкинском музее – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.
Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.
Вторая картина хранится в музее д’Орсе в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.
Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.
Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.
Нам она может показаться обычной. Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.
Однако картина произвела невообразимый скандал. В то время обнаженными изображали только нереальных, мифических женщин. Здесь же Мане изобразил пикник обычных буржуа. Обнаженная женщина – не мифическая богиня. Это самая настоящая куртизанка. Рядом с ней молодые щеголи наслаждаются природой, философскими беседами и наготой доступной женщины. Именно так некоторые мужчины и отдыхали. Тем временем их жены в неведении сидели дома и вышивали.
Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали. Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться.
Первые картины импрессионистов были слишком шокирующими для публики того времени. Ведь Мане, Дега писали вместо мифических богинь настоящих куртизанок. А Моне или Писсарро изображали идущих по бульвару людей буквально одним-двумя мазками, без лишних деталей. К таким новшествам люди были не готовы. Беременных и слабонервных в шутку и даже серьезно предостерегали от посещения выставок импрессионистов.
Об этом читайте в статьях
“Завтрак на траве” Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.
“Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-28.jpeg?fit=595%2C735&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-28.jpeg?fit=900%2C1112&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3777″ title=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-28.jpeg?resize=480%2C593″ alt=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» width=»480″ height=»593″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>Чам. “Мадам, вам не рекомендуется сюда входить!” Карикатура в журнале Le Charivari, 16. 1877 г. Музей Штедель, г. Франкфурт-на-Майне, Германия
Такая же реакция была у современников Мане и на его знаменитую “Олимпию”. Об этом читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.
Клод Моне готовится к Парижскому салону.
Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане. Тем, как его коллега передал свет на картине. В этом плане Мане был революционером. Он отказался от мягкой светотени. От этого его героиня выглядит плоской. Она чётко выделяется на тёмном фоне.
Мане сознательно к этому стремился. Ведь при ярком свете тело становится однородного цвета. Это лишает его объема. Однако делает более реалистичным. На самом деле, героиня Мане выглядит более живой, чем Венера Кабанеля или Большая Одалиска Энгра.
Сверху: Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. Музей д’Орсе, Париж. Посередине: Эдуард Мане. Олимпия. 1963 г. Там же. Внизу: Жан-Огюст-Доминик Энгр. Большая Одалиска. 1814 г. Лувр, Париж
Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.
Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне. Ведь он был амбициозен и хотел славы. Так в его голове родилась идея создать свой “Завтрак на траве”.
Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней.
“Завтрак на траве” Клод Моне задумывал поистине грандиозных масштабов. 4 на 6 метров. Такими размерами он хотел поразить жюри Парижского салона. Но на выставку картина так и не попала. А очутилась на чердаке владельца отеля.
О всех перипетиях картины читайте в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.
Сравнить картину музея д’Орсе с “Завтраком на траве” Пушкинского музея вы можете в статье “Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-20.jpeg?fit=576%2C640&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-20.jpeg?fit=576%2C640&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2818 size-thumbnail» title=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-20-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>Клод Моне. Завтрак на траве. 1866-1867 гг. Музей д’Орсе, Париж.
Работа шла тяжело. Слишком большое полотно. Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно.
Для этюда к картине “Завтрака на траве” позировали друг Клода Моне Базиль и его будущая жена Камилла. Так они помогали художнику создать поистине масштабное произведение. Размером 6 на 4 метра. Однако тогда Клоду Моне показалось, что у него ничего не вышло. Картину он забросил за несколько дней до выставки. И написал портрет одной лишь Камиллы в зеленом платье.
Об этом читайте в статье “Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-26.jpeg?fit=595%2C800&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-26.jpeg?fit=893%2C1200&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3762″ title=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-26.jpeg?resize=480%2C645″ alt=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» width=»480″ height=»645″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США
Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня. Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. Но на выставку попасть очень хотелось.
И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину “Камилла”. Известная ещё, как “Дама в зеленом платье”. Она выполнена в классической манере. Без экспериментов. Реалистичное изображение. Переливы атласного платья в искусственном освещении.
История создания картины “Дама в зеленом платье” очень интересна. Моне создал её за три дня! Так как хотел успеть показать свою работу на Парижском салоне. Почему же он “опомнился” всего лишь за несколько дней до выставки?
Ответ ищите в статье “Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-25.jpeg?fit=595%2C929&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-25.jpeg?fit=700%2C1093&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3756″ title=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-25.jpeg?resize=480%2C749″ alt=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» width=»480″ height=»749″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом платье). 1866 г. Художественный музей в Бремене, Германия
Публике “Камилла” понравилась. Правда критики недоумевали, почему часть платья не уместилась в “кадр”. На самом деле Моне сделал это намеренно. Чтобы смягчить ощущение постановочного позирования.
Ещё одна попытка попасть на Парижский салон
“Дама в зеленом платье” не принесла той славы, на которую расчитывал Моне. К тому же он хотел писать по-другому. Хотел, как и Эдуард Мане, нарушать классические каноны живописи.
На следующий год он задумал ещё одну крупную картину “Женщины в саду”. Картина также была большой (2 на 2,5 м), но все же уже не такой огромной, как “Завтрак на траве”.
Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Как и подобает истинному импрессионисту. Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур. Как воздух вибрирует от жары. Как свет становится главным действующим лицом.
Картину “Женщины в саду” Моне создал специально для выставки Парижского салона. Однако жюри выставки картину отвергло. Так как её сочли незаконченной и небрежной. Самое интересное, что через 50 лет правительство купило эту картину у Моне за 200 тысяч франков.
Об этом читайте в статье “Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-27.jpeg?fit=595%2C732&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-27.jpeg?fit=832%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3769″ title=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-27.jpeg?resize=480%2C591″ alt=»«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм» width=»480″ height=»591″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. 205×255 см. Музей Д’Орсе, Париж
Картину в Парижском салоне не приняли. Её сочли небрежной и незаконченной. Как сказал один из членов жюри Салона “Слишком много сейчас молодых людей движутся в непозволительном направлении! Пора их остановить и спасти искусство!”
Удивительно, что государство приобрело работу художника в 1920 году, ещё при жизни художника, за 200 тыс. франков. Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно.
История спасения “Завтрака на траве”
Публика картину “Завтрак на траве” так и не увидела. Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте.
Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями. 1878 год был особенно трудным. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля. Денег на уплату не было. Моне оставил владельцу отеля в залог свой “Завтрак на траве”. Тот картину не оценил и забросил на чердак.
Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. В 1884 году он вернулся за картиной. Однако она уже была в плачевном состоянии. Часть картины покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. И порезал картину на три части. Одна из них была утеряна. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее д’Орсе.
Об этой интересной истории я также писала в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.
После “Завтрака на траве” и “Женщин в саду” Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе.
Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи. Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.
Картины Клода Моне. Слева: “Сирень на солнце”. 1872 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Справа. Мороз в Живерни. 1885 г. Частная коллекция.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Клод Моне. Завтрак на траве. 1866. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв.), Москва.
Обед на траве
, Художники
Когда я думаю о Эдуарде Мане , первая картина, которая приходит мне на ум, это Завтрак на траве s , первая картина, которая дистанцируется от академической картины живописи, и которая знаменует собой начало художественной карьеры мастера импрессионистов.
В этом посте я расскажу почему Завтрак на траве — важная работа.
Эдуард Мане (1832-1883) – «Обед на траве / Colazione sull’erba» (1862-63). Музей Орсе, Париж.
Эдуард Мане был, безусловно, бунтарем, и все его картины можно считать его попыткой порвать с французской академической традицией второй половины XIX -го -го века.
«Завтрак на траве» — одна из самых важных работ Мане , , выставленных в Салоне Отверженных 1863 года , после отказа от официального салона.
Картина вызвала большой скандал (это нормально, если говорить об импрессионизме).
Откуда столько шума?
Картина считалась порнографической, и, кроме того, Эдуард Мане считался ужасным художником, за то, что он использовал цветовые пятна, без светотени и с совершенно неправильной перспективой (первому зрителю это показалось что персонажи зависли в воздухе, и, кроме того, они не могли понять, где кончается трава и где начинается вода). Практически, Эдуарду Мане сказали, что он рисовал непристойные сюжеты и делал это даже в плохом виде! «Завтрак на траве» — взрывная картина, которая навсегда изменила правила игры. Именно поэтому он скандалил и подвергался критике.
Мане изобразил обнаженную молодую женщину на переднем плане, еще одну на заднем плане и среди двух мужчин, одетых в штатское.
Что делают эти четыре персонажа? Абсолютно ничего.
Они едят и дружно болтают в лесу. Вместо Венеры или нимфы Мане нарисовал обычную девушку, которая смотрит прямо на зрителя и улыбается. Действие происходит не в прошлом, а в настоящем. Вы смотрите на реалистичное событие.
Мане определенно черпала вдохновение в великих классиках истории искусства, таких как Буря Джорджоне или Пасторальный концерт Тициан , но если в этих картинах обнаженная натура и мифология оправдывались аллегорией предметы, в На картине Мане нет упоминаний об этих предметах. Таким образом, казалось, что это всего лишь неуместная сцена.
По существу, критики того времени думали, что на картине изображены двое мужчин, развлекающихся с двумя проститутками.
Завтрак на траве был только началом долгой творческой карьеры, в которой Эдуард Мане боролся в своих картинах за принцип свободы выражения каждого художника.
LEGGI ANCHE: Барбизонская школа, движение, оказавшее решающее влияние на импрессионистов.
[Живопись] Обед на траве и День Божий | Коко Ван
Сравнение и противопоставление двух картин французского художника, Le Déjeuner sur L’Herbe (Завтрак на траве) Эдуара Мане в 1863 году и Mahana no atua (День Бога) Поля Гогена тридцать годы спустя в 1894 представлено здесь. При сравнении сюжета, использования цвета и света, обращения с пространством и пейзажем становится очевидным, что оба художника раздвинули установленные границы определения изобразительного искусства. Эти методы иллюстрируют явный сдвиг стиля художественного движения с течением времени: от реализма к импрессионизму в живописи Мане и от постимпрессионизма к символизму в живописи Гогена.
Слева: Лушеон на траве. Справа: День Бога
Предмет и обстоятельства их создания
Обе картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» и « День бога» Гогена были признаны спорными и грубыми, когда они впервые были показаны из-за их необычного содержания.
«Завтрак на траве» впервые был показан в Салоне отверженных Наполеона III (Салон отвергнутых или отвергнутых работ) в 1863 году, поскольку картина была отвергнута традиционным парижским салоном. Сюжет картины считается крайне радикальным и несколько вызывающим из-за женской обнаженной натуры в центре картины. Эта обнаженная женщина, по-видимому, реальный человек с определенными чертами лица, а не обобщенная фигура (важная характеристика в картинах реализма), представляет собой сочетание как жены художника, Сюзанны Линхофф, так и одной из его других женских моделей, Викторин Мёран. Одетые мужчины, его брат и шурин — Эжен Мане и Фердинанд Леенхофф — также изображены как опознаваемые лица. Подобно другим реалистическим картинам, это не имеет религиозного деятеля и не имеет религиозной цели. Принимая во внимание, что для Дня Бога Гогена, за исключением главного субъекта , , который является идолом добра Хины в верхнем центре картины, нет никаких узнаваемых персонажей; все персонажи очень символичны. Например, три молодые женщины могут представлять три возраста человека — рождение, жизнь и смерть соответственно. Персонажи, в том числе женщина справа, танцующая упаупа, женщина на розовом песке и фигуры неоднозначного пола сбоку, все значительно меньше по сравнению с фигурами Мане.
Хотя оба художника изображают женскую наготу, они вызывают разные реакции. Использование обнаженной женщины и ее позы в «Завтрак на траве » показало, что Мане внимательно изучал и, возможно, заимствовал некоторые идеи из Тициана «Пасторальный концерт», , а также многочисленных набросков Рафаэля, изображающих эту современную сцену в Париже. Однако точно известно, что День Бога просто плод собственного воображения Гогена. Картина отражает его воспоминания о таитянской пляжной сцене, включая богатые отсылки к полинезийской религии, хотя оба художника закончили свои картины во Франции. Более того, хотя оба художника использовали обнаженных женщин, не стесняясь своей наготы, их эффекты сильно различались. Женщина на картине Мане смотрит и противостоит нам прямо, давая нам ощущение чувственности и сексуальности, но все же запрещая нам смотреть на нее. Напротив, мы чувствуем себя более комфортно, глядя на обнаженное тело в День Бога , так как он десексуализирован религией, имеет больше примитивного, чем реалистичного смысла.
Свет и цвет
Использование света и цвета в «Завтрак на траве» и «День Бога» также отличается. Во-первых, в «Завтрак на траве» присутствует сильный контраст света и тьмы. Обнаженная женщина имеет более высокий уровень освещенности по сравнению с двумя мужчинами позади нее. Кроме того, залитый светом натюрморт в правом нижнем углу и одежда, которую она выбросила. И женщины, и предметы выделяются среди остальных тем, что имеют сравнительно более теплую цветовую палитру, чем темный и холодный цвет окружающей сцены и черные костюмы мужчин. Эта форма контраста и особое внимание к лучам света демонстрирует ноту импрессионизма, опередившего время Мане. Однако этот акцент на точном изображении света оказывает меньшее влияние на День Бога тридцать лет спустя. Что еще более важно, так это использование Гогеном ярких и нелогичных цветов как признак примитивного стиля художника. В отличие от натуралистической живописи, цвет, установленный в Дне Бога , содержит блестящих плоских форм на переднем плане моря. Это показывает, как Гоген по-своему представляет природу и представляет свое самосознание в картине .
Обработка пространства и ландшафта, фон и Чувство равновесия
Как упоминалось выше, обработка пространства и пейзажа также подчеркивала различия этих двух картин, такие как реальный и иллюзорный пейзаж. Фоном «Завтрак на траве» является современная Франция, скорее всего, парк, такой как Булонский лес, тогда как изображение Гогена является воображаемым, а не реалистичным изображением Южных морей.
Однако ландшафт День Бога более загадочен. Как указала Кейтлин, спокойствие и примитивизм ведут к возвращению в райский сад и к самой простой жизни красоты. Таким образом, вместо обращения к реальному миру, как это делал Мане, Гоген, кажется, провоцирует более символическую сферу. Кроме того, интересно отметить динамику увеличения и уменьшения абстракции. В День Бога есть три горизонтальные зоны, где цветовой комок цвета становится более очевидным, приводя к увеличению абстракции сверху вниз, в то время как для «Завтрак на траве», изображение деталей также снижается на центральном фоне картины.
Отказываясь создавать идеальную иллюзию, Мане и Гоген заставляют зрителей запечатлеть разное обращение с картиной в обеих работах. Во-первых, в обеих картинах не используется линейная перспектива, чрезвычайно популярная в эпоху Возрождения, и нет ощущения глубины, когда кажется, что фигуры почти сплющены в двухмерном разрезе. Также обе картины давали чувство равновесия: в Завтрак на Траве есть треугольная композиция и композиции фигур в День Бога относительно симметричны.
В целом, однако, эти две картины на самом деле имеют некоторое сходство в их значениях и в их вкладе в развитие жанра искусства.
Сравнивая две картины, можно заметить, что обе картины переходят от одной формы художественного движения к другой. Например, современность «Завтрак на траве» демонстрирует как черты реализма (через изображение фигур), так и начало импрессионизма (например, использование более ярких цветов, потеря перспективы и отсутствие ощущения пространства). Однако тридцать лет спустя « День Божий » Гогена демонстрирует очередную смену постимпрессионизма (ненатуралистическое световое изображение и геометрические формы цветов) на ранний символизм (чувство самосознания, выраженное через выбор цвета).
Еще одно сходство двух картин заключается в их таинственном значении, которое Мане и Гоген скрыли от нас. Размер Обед на траве очень большой и обычно служит религиозным целям или представляет мифологические сюжеты. Что еще более шокирует, так это обнаженная натура в центре картины. До Мане большая часть обнаженной натуры изображалась в искусстве либо на мифологическом, либо на аллегорическом сюжете, например, благости Венеры. Однако контекст картины происходил в современной Франции не в классическом контексте, а женщина – это конкретный человек. Это разрушило ожидание публики искусства в то время и сбило публику с толку относительно цели работы Мане.
Можно было бы предположить, что Мане пытался нарушить правила сюжета, чтобы подчеркнуть некоторую абсурдность классической традиции через чувство неуместности и стыда, которое испытывают зрители на большом полотне. То же самое и с « Днем Бога» Гогена. Невозможно интерпретировать цель Дня Бога; , но, скорее, через изображение «дикого» искусства и изображения «роскошных таитянских женщин» можно было лишь передать ощущение гармонии и спокойствия, тем самым отодвигая социальные нормы к примитивизму через монументальное произведение День Бога .