Содержание
Роман Карцев. 76 лет Начальнику транспортного цеха.
Дмитрий
Автор:
Дмитрий
20 мая 2015 21:05
Метки: актеры карцев
1478
2
5
Одной из самых интересных работ актера в кино стала роль Швондера в экранизации сатирической повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Роль была сыграна настолько ярко, что наряду с Шариковым (Владимир Толоконников) стала нарицательной.
В 1956 году Роман Кац окончил школу и устроился работать на швейную фабрику. Тогда же он начал заниматься в самодеятельности. В 1960 году он был принят в театр «Парнас-2», где уже выступал под псевдонимом Карцев.
В 1962 году актер уехал из Одессы и вместе со своим постоянным партнёром Виктором Ильченко пришёл к Аркадию Райкину в Ленинградский театр миниатюр. Там они прошли актёрскую школу.
В 1969 году Карцев и Ильченко стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Так к артистам пришла первая известность. Вскоре их стало тяготить положение скованности под крылом мэтра, да и сам Райкин ревностно относился к успехам своих подопечных на стороне.
В 1970 году Михаил Жванецкий, Роман Карцев и Виктор Ильченко организовали Одесский театр миниатюр, а через 10 лет — Московского театра миниатюр под руководством М. М.Жванецкого. Ими были созданы спектакли «Птичий полет», «Полночное кабаре» и др. После смерти Виктора Ильченко актёр выступает один.
Удивительная способность актёра серьёзно говорить какие-то банальности или смешно молчать всегда приводила в восхищение и зрителей, и партнёров по эстраде. Он может просто выйти к микрофону, и зал будет смеяться и аплодировать ему! Он будет улыбаться, а зал будет смеяться долго, громко и искренне! Эстрадников любят, но цитируют годами немногих. Роман Карцев — из их числа. Кто хоть раз слышал его монолог «Раки», не забудет никогда. А как популярны его «Начальник транспортного цеха» или «Сидоров-кассир»!
youtube.com/embed/-C-ohjWesOc?hl=ru_RU&wmode=transparent&fs=1″ wmode=»transparent» webkitallowfullscreen=»» mozallowfullscreen=»» allowfullscreen=»»>
В 1972 году Роман Карцев окончил актёрский факультет ГИТИСа. В кино он начал сниматься с 1976 года. Д ебютировал Карцев в комедии Альберта Мкртчана «Трудный день – понедельник» вместе со своим постоянным партнером Виктором Ильченко.
Затем они вновь вместе снялись в детском телефильме «Волшебный голос Джельсомино». Карцев играл там школьного учителя. Он перечислял фамилии учеников — это были, фактически, единственные слова роли. Но когда он в очередной раз приступал к этому перечню, зрители умирали со смеха.
Одной из самых интересных работ актера в кино стала роль Швондера в экранизации сатирической повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Роль была сыграна настолько ярко, что наряду с Шариковым (Владимир Толоконников) стала нарицательной.
После этой работы на актера обратили внимание режиссеры. Его несколько раз приглашал Эльдар Рязанов («Небеса обетованные», «Старые клячи», «Предсказание»). У Владимира Аленикова актер снялся в трагикомедии «Биндюжник и король», а у Эрнеста Ясана – в картине «Нечистая сила».
Источник:
АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире
Ссылки по теме:
11 бойцов, ставших знаменитыми актерами
Бойко Ярослав Николаевич
Актёры сыгравших Бэтмена
Ледогоров Игорь Вадимович
Ливанов Борис Николаевич
Метки: актеры карцев
Новости партнёров
реклама
«О России, наверное, думает!»: грустного Чубайса заметили в аэропорту Израиля
Чемодан, вокзал, Молдова или добро пожаловать в Москву? Защита блогера Некоглая обжалует решение. ..
«Мы не заслужили таких народных артистов»: Виктория Боня предложила лишить высокого звания…
Ты вся в белом, это смело
Мощные смартфоны Cubot со скидками
Первый в мире складной iPhone (самодельный) (3 фото)
Показать ещё
Удиви меня!
‘+
‘
‘+
place.title+
‘
‘+
»+
‘
КАРЦЕВ Роман Аншелевич
КАРЦЕВ Роман Аншелевич
Народный артист России, почетный гражданин города Одессы
Родился 20 мая 1939 года в Одессе. Отец – Кац Арон. Мать – Фоксман Соня. Супруга – Кассинская Виктория Павловна (1949 г. рожд.). Дочь – Елена (1971 г. рожд.). Сын – Павел (1976 г. рожд.). Внуки: Ника и Леня.
Всю войну Роман жил с мамой и тетей в Омске, куда они были эвакуированы из Одессы вместе со 2-й обувной фабрикой, где мама работала секретарем парткома. Отец был на фронте. Когда в 1945 году семья вернулась в Одессу, оказалось, что их квартиру заняли. Пришлось жить у тети, где уже собрались пять семей с детьми. Спали на полу, на столах в кухне, обедали стоя, с рук (это была однокомнатная квартира!).
Отец вернулся домой только в 1946 году – их часть из Берлина перебросили в Маньчжурию. Неизгладимое впечатление на 7-летнего Романа произвели его рассказы о пребывании в трех лагерях смерти, откуда он 3 раза бежал. Отец занимался футболом, фактически профессионально: после войны стал судьей и часто брал сына с собой на матчи. Увлечение футболом передалось Роману и сохранилось на всю жизнь.
Вскоре семье все-таки удалось въехать в свою квартиру, которая находилась напротив знаменитого Одесского оперного театра. Время было голодное, за хлебом стояли по очереди всю ночь – Роман, мать, отец. Путь Романа в школу проходил мимо печально известной в городе Канавы, где собирались беспризорники всех возрастов. И почти каждый день его поджидал рыжий переросток и отбирал завтрак – котлету с хлебом…
В школе за Романом закрепилось прозвище «Артист»: он выступал на всех вечерах, вместе с одноклассником Толей Лаховецким играл скетчи, читал рассказ «Укушенный» Ардова. Но все его попытки поступить в Одесское театральное училище закончились неудачами. Аргумент комиссии: вы готовый артист, вас нечему учить! В армию Романа не взяли из-за плохого зрения. По настоянию родителей он устроился на швейную фабрику «Молодая гвардия» учеником наладчика швейных машин. Потом работал заготовщиком на модельно-обувной фабрике, наладчиком швейных машин на фабрике «Авангард».
Природные артистические способности находили свое воплощение. Роман выступал на фабричных вечерах, участвовал сразу в трех самодеятельных коллективах: во Дворце культуры моряков, в Доме культуры промкооперации и на швейной фабрике «Авангард», где был один из самых сильных самодеятельных коллективов в городе. В ДК моряков он выступал в эстрадном коллективе, надевал маски-носы и исполнял миниатюры «Сон и сновидения», «Парикмахерская». Зрители принимали их «на ура». Карцев участвовал во всех районных, городских и даже республиканских и всесоюзных конкурсах самодеятельности. Еще он выступал в портовом клубе, играл на домре, участвовал в танцевальном коллективе, занимался пантомимой.
В то время в Одессе гремел студенческий театр миниатюр «Парнас-2» – Михаил Жванецкий, Виктор Ильченко, Григорий Кофф, Александр Лозовский и др. Они ставили спектакли, играли в Одесском институте инженеров морского флота и даже в городе. В этот театр и был приглашен Роман Карцев.
Когда он пришел в «Парнас-2», там репетировали спектакль «Я иду по улице». В этом театре работали профессиональные режиссеры, а тексты и музыку писали сами актеры. Через полгода или год хождения на репетиции режиссер поручил Карцеву роль трамвайного вора. Получилось смешно – на него начали обращать внимание. Воодушевленный успехом, Карцев придумал пантомиму с Давидом Макаревским, которая называлась «Братья Макакац», – она вошла в спектакль «Я иду по улице». В этой же программе ему дали монолог «работника культуры», который критикует спектакль. На премьере в Одессе номера Карцева имели успех. Затем последовали гастроли в Прибалтике, Ленинграде – и везде спектаклю сопутствовал успех.
Тем временем Карцев продолжал работать наладчиком на швейной фабрике. Ему было уже 20 лет, а мечты о театральном училище все не сбывались. Тогда он решил ехать в Москву, в цирковое училище – поступать на эстрадное отделение, единственное в СССР. Это училище окончил его брат и стал известным фокусником, работал в цирке, на эстраде.
Конкурс был огромный. Первые два тура Роман прошел легко. Показал пантомиму, прочитал басню, исполнил монолог Жванецкого. В приемной комиссии о нем заговорили и стали приглашать на другие отделения – пантомимы, оригинального жанра, но Карцев упрямо пошел на третий тур на эстрадное отделение. После третьего тура, где он показывал этюд на заданную комиссией тему – изображал ночного сторожа, который боится шорохов, мышей, комаров и т. д., члены приемной комиссии, давясь от смеха, предложили ему идти на клоунаду. Карцев отказался. Его все-таки зачислили в училище, но ненадолго. Через несколько дней пришел приказ отчислить из группы двоих студентов, и Роман оказался одним из них. Он вернулся в Одессу, продолжал чинить швейные машины и ходить в «Парнас». И не пожалел об этом, так как через год получил приглашение А.И. Райкина в Ленинградский Государственный театр миниатюр – об этом можно было только мечтать.
Дело было так. Летом 1962 года А.И. Райкин приехал в Одессу на гастроли. М. Жванецкому удалось уговорить Аркадия Исааковича посмотреть спектакль «Я иду по улице». И вот после спектакля театра Райкина в помещении Русского драмтеатра театр «Парнас-2» играл свой спектакль. В зале смеялись, но восторга не было. Когда парнасовцы спустились в зал, Райкин поблагодарил их, сделал несколько замечаний, и все двинулись на выход. По дороге Карцева остановил конферансье Астахов, который был знаком с Аркадием Исааковичем, и шепотом сказал: «Райкин тебя ждет завтра в одиннадцать в санатории Чкалова».
Действительно, это было наяву, а не во сне. Назавтра Райкин, его жена, директор театра сидели на веранде и завтракали.
«Как вы смотрите, – сказал Райкин, – если мы вас пригласим в театр?»
Карцев, заикаясь, ответил, что хорошо. Директор театра сообщил ему, что коллектив едет на гастроли в Румынию и официальное приглашение Карцеву пришлют по возвращении труппы в Ленинград.
Потянулись месяцы ожидания. И вот в начале ноября Карцев получил долгожданную телеграмму. 22 ноября Роман впервые переступил порог Ленинградского театра эстрады, где базировался театр Райкина. Здесь он проработал с перерывом 8 лет.
Свою первую роль в театре Райкина Карцев получил в «Избранных миниатюрах». Небольшой эпизод: два здоровых лба спаивают маленького. Райкину работа понравилась. Карцева постепенно стали вводить в другие эпизоды. Начались театральные будни: репетиции, спектакли, актерские вечера, капустники, первые гастроли с программой «Избранные миниатюры» в Московском театре эстрады, поездка в Чехословакию. Для гастролей в Чехословакии Карцев выучил на чешском языке монолог Жванецкого, который читал еще в Одессе: монолог начальника управления культуры, «долбающего» спектакль, этакого жлоба от культуры. Чешская публика принимала его прекрасно.
Именно в период работы в театре Аркадия Райкина сложилось творческое содружество Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильченко. Спектаклю «Волшебники живут рядом» Роман Карцев обязан встречей с Виктором Ильченко и Милой Гвоздиковой. В спектакле было занято два персонажа – молодые волшебники, а совсем молодых актеров в театре не было. Тогда у Карцева возникла мысль найти молодых волшебников в Одессе, в «Парнасе». И он нашел их и привел к Райкину. С тех пор Роман Карцев и Виктор Ильченко были неразлучны на сцене 30 лет.
В 1964 году в Ленинград приехал Михаил Жванецкий. Он приносил свои миниатюры Райкину, но в то время Райкин работал с очень сильными авторами: Гиндиным, Рябкиным и Рыжовым (Гинряры) – и практически не обращал внимания на тексты Жванецкого. Карцев и Ильченко начали потихоньку репетировать эти миниатюры. Так родилась миниатюра «Авас», которая была построена на сплошной импровизации. Когда они показали ее Аркадию Исааковичу, он сперва никак не отреагировал, но через какое-то время разрешил сыграть ее на шефском концерте для солдат в Театре эстрады. Хохот стоял истерический. Этот номер стали исполнять все чаще, и он всегда принимался «на ура». (На гастролях театра Карцев и Ильченко играли его даже на болгарском и венгерском!)
Тогда Карцев и Ильченко стали брать другие миниатюры Жванецкого. Постепенно складывался собственный репертуар. Артисты стали выступать на концертах, театральных вечерах, у них появились свои «острые» вещи.
А. Райкин наконец обратил внимание на Михаила Жванецкого, принял несколько его миниатюр, а в 1967 году начал репетировать спектакль «Светофор», где большинство текстов были также Жванецкого. Карцев был занят в спектакле довольно много, и всякий раз они с Ильченко, импровизируя, искали и старались показать суть. Режиссер, ставивший этот спектакль, совершенно не понимал ни стиля, ни юмора Жванецкого. Дело дошло до конфликта с режиссером, а за неделю до премьеры на репетиции произошел конфликт и с Райкиным. Карцев подал заявление об уходе из театра.
Некоторое время он работал конферансье в Одесской филармонии (в концертной программе «Гамбринус-67»), где познакомился со своей будущей женой Викторией Кассинской. Но мысль о возвращении в театр не давала покоя. И Райкин его принял. Карцев снова играл «Авас», а вскоре Райкин начал брать их с Ильченко и Жванецким на свои творческие вечера вне театра.
Параллельно с работой в театре Карцев и Ильченко продолжали набирать репертуар, импровизировать и по-прежнему играли на стороне, что вызывало неодобрение у художественного руководства театра. А потом их (вместе с М. Жванецким) пригласили в Одесскую филармонию, и с театром пришлось расстаться. К этому времени Карцев и Ильченко заочно окончили ГИТИС.
Вначале Р. Карцев, В. Ильченко и М. Жванецкий задумали организовать большой гала-концерт с оркестром и театром миниатюр. У них уже были 6 актеров, они репетировали, а когда убедились, что несовместимы с оркестром, отделились и стали репетировать свою программу. Так появился Одесский театр миниатюр и спектакль-концерт «Как пройти на Дерибасовскую?..», в который вошли номера «Авас», «Экзамен», «Дедушка», «Города», «Полотенце» и др., написанные Жванецким.
В 1970 году на конкурсе артистов эстрады в Москве Карцев и Ильченко получили вторую премию (первую не дали никому) за миниатюры «Авас», «Везучий–невезучий» и монолог «Дедушка». После конкурса приглашения на гастроли следовали одно за другим. Так начиналась их самостоятельная работа на эстраде.
Успех спектакля «Как пройти на Дерибасовскую?..» был оглушительным. Но критики начали поговаривать о двух масках (один – «тупой», другой – «заводной») – и артисты забеспокоились. Они перестали играть «Авас» и вышли на такие миниатюры, как «Теория относительности», «Обед», «Писатель-фантаст», «Настроение», «Свадьба на 170 человек», «Портрет». Публика постепенно принимала лирические, драматические и даже трагедийные нотки в их работе.
Карцев и Ильченко работали со многими талантливыми режиссерами. Их первый музыкальный спектакль «Встретились – разбежались» поставил Евгений Ланской. Здесь были и фарс, и трагикомедия, и лирические миниатюры, т. е. то, что составляет основу классического театра миниатюр, его сложность и необычность. Карцев и Ильченко объездили с гастролями всю Украину, Молдавию, выступали в Москве, Ленинграде, а также в Грузии, Армении, Средней Азии, Белоруссии, Прибалтике, Сибири, на Урале.
Е. Ланской поставил для Карцева моноспектакль «Шут гороховый» по произведениям Чехова, Зощенко, Шолом-Алейхема, Жванецкого, который он играл в одесском ТЮЗе. Спектакль получился необычный для Карцева, которого публика знала как весельчака, – лирический, грустный. «Шут гороховый» скоро был снят с репертуара «по идеологическим соображениям». Запретили (теперь по художественным мотивам: «Мы не понимаем – значит, народ не поймет!») и другой спектакль Карцева и Ильченко – «Искренне ваш» (режиссер Михаил Левитин). Отдельные миниатюры из спектакля, например «Свадьба на 170 человек» или «вкусная» миниатюра, стали классикой. Тучи над артистами сгущались. В 1978 году после запрета миниатюры «Собрание на ликероводочном заводе» Карцев и Ильченко приняли непростое для них решение – уехать из Одессы в Москву, в Театр миниатюр (впоследствии «Эрмитаж»), где главным режиссером был Рудольф Рудин.
В Московском театре миниатюр Роман Карцев и Виктор Ильченко сразу же заняли ведущее положение. Карцев играл в спектаклях М. Левитина «Когда мы отдыхали» по Жванецкому, «Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», а также «Избранное» и моноспектакль «Искренне ваш», который раньше в Одессе назывался «Шут гороховый». В «Эрмитаже» произошла его встреча с режиссером Романом Виктюком, которого они с Ильченко пригласили репетировать спектакль по Жванецкому «Браво, сатира!». В спектакле были блестящие миниатюры, впоследствии ставшие хитами: «Танк», «Раки», «На складе», «Обед». Помимо работы в театре Роман Карцев и Виктор Ильченко много ездили по стране, с шефскими концертами побывали на БАМе, Дальнем Востоке, Камчатке.
Театр миниатюр начал играть «Смерть Занда», «Хронику смерти», «Вечер в сумасшедшем доме». Но в 1987 году Карцев и Ильченко решили покинуть театр. Организовали свой театр – Московский театр миниатюр под руководством Михаила Жванецкого, директором пригласили Якова Безродного, который стал их другом на много лет. Начали репетировать с Марком Розовским спектакль «Птичий полет». Марка Розовского они знали давно, по театру «Наш дом» при МГУ, видели его спектакли. Они шли разными путями, и вот, наконец, их пути пересеклись. «Птичий полет» был написан М. Жванецким: две птицы летят над страной и рассказывают, что они видят. Спектакль получился довольно острым даже по временам перестройки. В него вошли прекрасные миниатюры: «Наши беды непереводимы», «Больница», «Они и мы». В последней миниатюре была ставшая символической фраза: «История России – борьба невежества с несправедливостью».
В конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда открылись границы, Карцев и Ильченко побывали с концертными поездками в Израиле, Австралии, США.
В 1989 году режиссер Е. Ланской поставил в Московском театре миниатюр под руководством Михаила Жванецкого спектакль «Политическое кабаре». Этот спектакль стал для Романа Карцева последним сыгранным совместно с Виктором Ильченко, который умер 21 января 1992 года в 55 лет. Они 30 лет выходили на сцену вместе, сыграли 10 спектаклей, 500 миниатюр Жванецкого… Памяти Виктора Ильченко Роман Карцев посвятил моноспектакль «Моя Одесса», который поставил Марк Розовский в Московском театре «Эрмитаж». Спектакль возник из миниатюр, написанных Михаилом Жванецким в разные годы об Одессе. «Интонация, персонажи – все очень знакомое, родное, – вспоминает Роман Карцев. – Я купался в одесском юморе, и публика это оценила. Я долго играл этот спектакль, ибо этот юмор – вечный!» Спектакль увидели в России, на Украине, в Америке, в Израиле, других странах. Постепенно Карцев его сократил (вначале он шел 1 час 45 минут) и включил в свой спектакль «Бенефис» (первое отделение – «Моя Одесса», второе – «Хорошо забытое старое»).
К своему 60-летнему юбилею Роман Карцев подготовил моноспектакль «Престарелый сорванец» по произведениям Жванецкого разных лет (режиссер М. Левитин). На сцене только вертящееся кресло, свет и музыка из кинофильмов Чаплина… Спектакль о себе, об отце, о женщинах, об одиночестве…
В Московском театре «Школа современной пьесы» Карцев сыграл спектакль С. Альтова «Зал ожидания». В 2005 году актер вместе со своим сыном сыграл спектакль Д. Хармса «Школа клоунов».
Роман Карцев сыграл целый ряд запоминающихся ролей в кино. Впервые на экране он появился вместе с Виктором Ильченко в детском телефильме «Волшебный голос Джельсомино». С успехом исполнив роль Швондера в телефильме Владимира Бортко «Собачье сердце», Роман Карцев приобрел авторитет и среди кинорежиссеров.
Лучшей ролью в кино сам Роман Карцев считает Боярского в телефильме Владимира Аленикова «Биндюжник и король»: «Во-первых, Бабель, во-вторых, Одесса, в-третьих, блестящий актерский состав – Т. Васильева, Гердт, Джигарханян, Евстигнеев. В-четвертых, мюзикл, где все поют своими голосами. Я пел, танцевал – я знал все это изнутри».
Романа Карцева снимает в своих фильмах Эльдар Рязанов. «Я очень люблю рязановские фильмы, – говорит актер, – за то, что у него смех и слезы всегда рядом, как в жизни». В «Небесах обетованных» он снялся в роли трогательного и обаятельного еврея Соломона. Потом был и телефильм «Предсказание» и картина «Старые клячи». Роль Лозовского в «Старых клячах» писалась специально для Карцева и постепенно из эпизода превратилась почти в главную.
Роман Карцев – народный артист России (2000), почетный гражданин города Одессы, лауреат фестиваля юмора «Золотой Остап» (г. Санкт-Петербург). В 2003 году он получил приз конкурса «Одессит года–2003» в номинации «Легенда Одессы».
В 2001 году в издательстве «Вагриус» вышла автобиографическая книга Романа Карцева «Малой, Сухой и Писатель».
Юмористов любят, но цитируют годами не многих. Роман Карцев – из числа этих немногих. Кто хоть раз слышал его монологи «Раки», «Собрание на ликероводочном заводе» или «Сидоров-кассир», помнит их всегда. Роман Карцев – подлинный любимец народа. В жизни артист – веселый и отзывчивый, находчивый и внимательный к людям – своим зрителям.
Живет и работает в Москве.
Роман Карцев. Биография и творчество
Многомиллионная аудитория знает и любит его яркие юмористические монологи «Встреча на спиртзаводе», «Раки», «Сидоров — кассир». Он востребован на концертах, зритель идет «на него». Народ горячо любит художника и широко цитирует его репризы.
Создал яркие образы в кино: Швондер («Собачье сердце»), Поплавский («Мастер и Маргарита»), Соломон («Небеса обетованные»). Вы, конечно, узнали его. Это Народный артист Российской Федерации, актер Театра миниатюр Роман Карцев.
Художник с большой буквы
Родился 20 мая 1939 года в Одессе. Все творчество Карцева (сейчас он живет и работает в Москве) можно интерпретировать как признание в любви к городу своего детства. В его внутреннем мире особое место занимает отражение увиденного на приморских улочках, веселая ирония над пережитым им и его друзьями опытом. Секрет успеха творчества художника – в глубине человеческого понимания, в человечности. Кажется, что в нем как-то забавно и иронично отражается весь окружающий мир. Ему дан особый дар: разговаривать со зрителем доверительно, так, чтобы все сказанное было по-человечески узнаваемо. Оттого у его слушателей загораются глаза, им становится тепло и радостно, а губы растягиваются в улыбках.
Роман Карцев востребован как художник. Будучи неисправимым оптимистом, Роман Андреевич и сейчас излучает позитивный настрой на зрителя даже в свои 76 лет. У него есть своя неповторимая харизма. Его творческие вечера всегда проходят при полном аншлаге.
Родители актера
Карцевым стали звонить ему позже. Этот сценический псевдоним взял Роман Кац, одессит, мечтающий о сцене. Его семья говорила на идише. Дедушка по линии матери служил синагогальным кантором (певцом). Во время фашистской оккупации семья Романа понесла тяжелую утрату: все дедушки и бабушки погибли.
К счастью, мои родители остались живы. Отец будущего артиста Ансель Зельманович Кац до войны играл нападающего тираспольской футбольной команды. От него Роман Карцев перенял любовь к футболу. Возможно, на войне его спасла хорошая физическая подготовка. Судьба позаботилась о нем. Ему посчастливилось бежать из нацистских концлагерей смерти. Вернуться домой он смог только в 1946 году. После победы над фашистской Германией был отправлен на войну в Маньчжурию. Отец в дальнейшем работал тренером.
ФИО Мать Романа — Фуксман Сура-Лея Рувиновна. Работала инспектором ОТК на обувной фабрике, была парторгом. На время войны Роман Карцев и его брат остались с Омском в Омске. Их, вернувшихся в Одессу, ждал удар: дом семьи был занят. Родственники приютили. Было многолюдно и голодно. Жизнь семьи наладилась, когда вернулся отец.
Стать художником
После окончания школы Роман работал на швейной фабрике. Его хобби был драмкружок при клубе моряков. На самодеятельного актера обратили внимание и в 19В 60-х его приняли в театр «Парнас-2», где он выступал под псевдонимом, который сейчас у всех на слуху.
В театре знакомится со своим партнером по сцене Виктором Ильченко. Через два года талантливые единомышленники уехали из Одессы к Аркадию Райкину в Театр миниатюр.
Аркадию Исааковичу было чему поучиться! В его коллективе работал их земляк, талантливый автор миниатюр Михаил Жванецкий. Свидетельством возросшего артистического уровня творческого тандема Карцев-Ильченко стало участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1969. Они хотели расти дальше. Однако Аркадий Исаакович предпочитал держать молодые таланты в узде, был авторитарным администратором.
В 1970 году, сбежав из-под крыла мастера в родную Одессу, они организовали свой театр миниатюр Михаил Жванецкий, Виктор Ильченко и Роман Карцев.
Биография человека, в прошлом носившего имя Рома Кац, изменилась диаметрально. У юных адептов, конечно, было много трудностей. В каком-то смысле легче было за Аркадием Исааковичем, который легко решал все социальные вопросы своих помощников. Но теперь Роман Карцев сам строил свою судьбу.
Забегая вперед, скажем, что через десятилетие добившиеся признания творческие одесситы вернутся в Москву и вновь выступят на сцене главного Театра миниатюр страны.
Достойная фильмография
Карцев, мечтая о кинематографе, серьезно работал над актерским мастерством. Свидетельством тому является окончание в 1972 году актерского факультета ГИТИСа. И мир кино это принял! Его фильмография началась с ленты «Трудный день – понедельник» и включает любимые народом произведения кино: «Волшебный голос Джельсомино», «Связующий и король», «Собачье сердце», «Старые клячи», «Предсказание». «, «Небеса обетованные». Играл с лучшими артистами: Валентином Гафтом, Лией Ахиджаковой, Олегом Басилашвили.
Порядочность Романа Андреевича
Позже он сам даст оценку своему становлению. Он безмерно благодарен инициативе своего партнера (к сожалению, покойного) Виктора Ильченко. Это была его идея пойти к Райкину. Карцев восхищается Аркадием Исааковичем, за семь лет воспитавшим из двух одесских актеров любителей настоящих художников. И, конечно же, достоин роли его друга, неутомимого генератора творческих идей и великолепных текстов — Михаила Жванецкого. Роману Карцеву свойственно никогда не забывать о людях, которые помогали ему на разных этапах его жизни.
Он хороший семьянин. Его тыл сейчас представляют жена Виктория Павловна Кассинская, дочь Елена Кассинская, сын Павел Кассинский. Есть внуки: Леонид и Ник (дети Елены).
Вместо заключения
По-прежнему живет Роман Карцев. Фотографии запечатлели его за письменным столом не случайно. Ведь помимо актерской деятельности признанный мастер миниатюр и характерных эпизодических ролей теперь с успехом пишет и книги. Предполагалось, что первый авторский роман «Маленький, сухой и писатель» будет автобиографичным. (Несложно догадаться, кто говорит об имени). Второй роман «Мне приснился Чаплин» знакомит нас с внутренним миром самого Романа Андреевича.
Следует признать, что обе книги имеют успех. Возможно, из-за способности автора добиться успеха в творчестве. Сам он объяснял, что воспринимает себя скорее не как писатель, а как актер, импровизирующий на бумаге. И ценители его таланта знают, что переиграть импровизацию Карцева непросто.
Жизнь в Казани: вопреки кризису
Трудоустройство
Честно говоря, у меня такое ощущение, что в Казани нас ждал кризис. Не то чтобы мы были специалистами в области экономики, но никого это совершенно не удивило. Казань — столица Татарстана, одного из наиболее промышленно развитых регионов России. У нас есть КамАЗ, химпром, и туполевские самолеты делаем и
Занятость
Честно говоря, у меня такое ощущение, что в Казани нас ждал кризис. Не то чтобы мы были специалистами в области экономики, но никого это совершенно не удивило. Казань — столица Татарстана, одного из наиболее промышленно развитых регионов России. У нас есть КамАЗ, химпром, мы делаем самолеты Туполева и вертолеты Миля. Но, самое главное, у нас есть нефть. Хорошая жизнь, подумаете вы. Уже сейчас во многих компаниях сотни вакансий. Но люди не хотят работать на заводах. Мой друг отвечает за внешнее коммунальное обслуживание и благоустройство в большом коммерческом центре. Когда начался кризис, к ней выстроились очереди из желающих стать сторожами или дворниками. Они не хотят быть токарями. Я поговорил с отцом за завтраком и понял, почему. Мой отец — исключительно талантливый слесарь-инструментальщик. Люди приносят ему запасную часть, и он строит машину, чтобы сделать ее. Он часто работает в праздничные и выходные дни, а в будние дни работает сверхурочно. За эту работу он получает 8-10 000 рублей в месяц. Но ему не всегда платят. Точно так же и на других заводах. Низкая заработная плата и давно устаревшая техника напрочь убивают всякое желание идти туда работать. Там, где деньги более-менее приличные, проблем с персоналом, как правило, не бывает. Но это касается только нефти и нефтехимии. Цена на нефть рухнула, и все равно ничто другое не работало блестяще. Тогда никаких сюрпризов.
«Сокращения» начались на заводах и в компаниях в начале года. Я взял это слово в кавычки, потому что на самом деле это вовсе не избыточность. По закону сотрудник, которого увольняют по сокращению штатов, имеет право на значительную сумму компенсации. Чтобы не выплачивать эти суммы, работодатели вынуждают своих работников увольняться по собственному желанию. Если они отказываются, их увольняют на законных основаниях, например. за «систематические дисциплинарные нарушения». В наших судах это не опровергнешь — никто даже не будет пытаться. Достаточно заранее дать пару указаний о выговоре сотруднику, и это уже основание для увольнения. Так никто и не думает сопротивляться: пишут заявление об увольнении и оказываются на улице без выходных.
Тот, кто был уволен «по дисциплинарным причинам», не имеет шансов найти другую работу. Никто не станет разбираться в том, что же произошло на самом деле, а если и разберется, то потенциальный работодатель будет недоумевать, зачем ему такой несговорчивый сотрудник. Некоторые работодатели идут еще более простым путем. При выдаче документа, подтверждающего трудоустройство, требуют недатированное заявление об увольнении. Об этом я узнал от бухгалтера на одном из заводов в Казани. Директор пытается заставить ее уйти в отставку, но она сопротивляется. Ее положение таково, что директору самому придется соблюдать все правила при ее увольнении, так как она мать-одиночка с ребенком до 3-х лет. мама рано вышла на работу. Потом случился кризис. Она говорит, что будет бороться до последнего, и даже побывала в Генеральной прокуратуре Татарстана, где ее поддержали в ее решении. Она борется уже несколько месяцев, но можно только представить, каких сил это требует и в каких условиях ей приходится работать.
Каждая семья в Казани имеет участок земли в сельской местности. Во времена кризиса домашние овощи и фрукты являются важным ресурсом.
Чаще людям приходится соглашаться на сокращение заработной платы. Иногда на половину или на треть. Поэтому все надежды сосредоточены на наделе. Почти каждая семья в Казани имеет участок земли, пусть даже совсем небольшой. В последнее время люди используют его для удовольствия — сажают цветы и газон для пикников. Сейчас его вспахивают и сажают картошку и лук. Так у них будет что поесть, когда наступит зима.
Повседневная жизнь
Моя соседка по коридору — тетя Флора. Она пенсионерка, и ее основное занятие — поиск мест, где можно купить продукты подешевле. Жизнь в Казани довольно дорогая, иногда даже дороже, чем в Москве, которая славится высокими ценами. Но можно найти хорошие цены, если поискать. Наш нынешний президент Минтимер Шаймиев (занимает этот пост с 1989 года) по образованию инженер-ирригатор. Он разбирается в сельском хозяйстве и уже в 9Он приложил усилия к тому, чтобы система колхозов и совхозов была сохранена. Как минимум это означает, что большая часть продаваемых в Татарстане продуктов местного производства. Рост курса доллара означает, что импорт стал намного дороже, но местная продукция по-прежнему доступна. Однако свою роль играет жадность лавочника — наценки в одних магазинах просто ошеломляющие, а в других — скромнее. Тетя Флора целыми днями ходит от магазина к базару и обратно, пытаясь найти самую низкую цену. Зато какое удовольствие ей доставляет, когда ей удается что-то раскупить по дешевке. Есть чем похвастаться перед соседями!
Я не виню ее. Наоборот, я ее очень хорошо понимаю. У нее небольшая пенсия (довольно большие пенсии есть только у пенсионеров-военнослужащих и госслужащих), две трети которой идет на оплату коммунальных услуг, так что ей приходится быть осторожнее. Я живу в казанском новостройке «Азино», у нас есть счетчики на воду и электричество. Но коммунальные предприятия настаивают на усреднении счетов. Каждый месяц мои родители должны идти в офис управления домом и требовать, чтобы их счет был пересчитан в соответствии с использованием. Только на воду, что экономит им 500 рублей в месяц.
Коммунальные квартиры, жилищно-коммунальное хозяйство – темы, которые больше всего обсуждаются дома и на работе. Реформы идут уже почти 20 лет, а коммунальное хозяйство только ухудшается. И дороже. В конце 90-х нам сказали, что мы теперь будем платить 100% (в советское время были колоссальные дотации), но каждый год тарифы повышают на 20-30%. Раньше это объяснялось высокими ценами на энергоносители. Сейчас их меньше, но цены все равно выросли на 20%. Неудивительно, что люди задаются вопросом, что это такое.
Каждый месяц мы получаем счет, показывающий, какие платежи были вычтены — сколько и за что. Я заметил, что есть пункт «уборка мест общего пользования», за который мы платим 150 рублей (4,70 доллара США). В нашем доме 360 квартир: если каждая квартира платит в среднем хотя бы 100 рублей (зависит от количества проживающих), то это минимум 36 000 рублей (1 132 650 долларов США) в месяц. Наш дворник получает не более 8000 (251,70 долларов) в месяц, так что же делать с остальными 28000 рублей (880,9 долларов)?5)? Ведь за вынос мусора и уборку своего подъезда мы платим отдельно. Мы живем в этой квартире уже 9 лет, и никто так и не смог дать мне вразумительного ответа на этот вопрос.
Великолепное прошлое Казани
Большинство моих друзей в Казани имеют образование. Они любят свой город. Историки говорят нам, что Казани более 1000 лет. Возник в конце 10 — начале 11 вв. как западный форпост Волжской Булгарии. В 15 веке он стал столицей независимого Казанского ханства, пока Иван Грозный не завоевал его в 1552 году и не присоединил к Русскому государству. С тех пор русские монархи стали «царями Московскими и Казанскими…». В Казани много старинной архитектуры, и это действительно очень красивый и особенный город. Полумесяцы минаретов очень удобно сидят рядом с крестами на церквях, а призывы мулл перекликаются со звоном церковных колоколов.
Владельцы недвижимости в старом городе Казани ждут, когда их дома рухнут, а земля подорожает.
Мои друзья очень огорчены тем, что все это великолепие медленно распадается. Исчезли дома, в которых родился великий русский певец Федор Шаляпин и жил поэт Велимир Хлебников. Даже домов, связанных с классиками татарской литературы и искусства, больше нет. Несколько шагов от главных улиц, и вы в городе, выглядящем так, как будто он подвергся самой варварской бомбардировке. В молодости я любил бродить по этим узким улочкам с их уютными старинными домами, разглядывая тонкую резьбу на деревянных наличниках, полузаросших кустами сирени, и наслаждаясь медовым ароматом цветущих лип. На смену им пришли Hi-Tech и реновированные здания, абсолютно безвкусные и безликие. Или просто пустырь, потому что собственники ждут, когда подорожает земля. Все очень печально.
Многонациональное общество
В многонациональной республике Татарстан зрители наслаждаются танцами, основанными на восточной традиции.
Я помню, где я жил в старом городе. Это было на улице Тукаевского, бывшей Екатерининской (Екатерининской), в старой Татарской слободе. Там был большой двор, мало чем отличающийся от «колодезных» дворов в Петербурге или на Арбате в Москве. Там жили русские и татары, наряду с другими национальностями, и я до сих пор помню все праздники, которые мы отмечали. На Курбан-байрам или Курбан-байрам татары угощали нас мясом и пирожками, а на Пасху мы ходили к ним в гости с крашеными яйцами и кулич или кулич. Я рад сообщить, что это все еще происходит. Недавно на Курбан Байрам у нас были многослойные болгарские пироги или губадия , на Песах мы все хрустели мацой, а на православную Пасху на всех столах стояли крашеные яйца. В Татарстане никто не обращает внимания на твою национальность и религию, главное, чтобы ты был хорошим человеком. Это чрезвычайно ценно для всех нас. К любому, кто делает неполиткорректное замечание о той или иной нации или религии, относятся с большой осторожностью. Долго это может продолжаться!
Из-за нашей толерантности в Татарстане нам тем страшнее наблюдать растущую ксенофобию в России. Я многого не понимаю. Я не представляю Россию без ее грузин — Окуджавы, Кикабидзе, Басилашвили. Меня не интересуют национальности (прошлое и настоящее) юмориста Аркадия Райкина, актера Андрея Миронова, юмориста Романа Карцева или совесть страны — в советское время и сейчас — Михаила Жванецкого. Как же без украинских писателей Гоголя и Шевченко, белорусского писателя Василя Быкова или литовского актера Баниониса? Искусство этих поэтов, певцов, актеров сцены и экрана волнует меня и очень дорого мне. Так и останется.
Центральное правительство России
Иногда я удивляюсь, почему наше правительство так маниакально настойчиво боится внешней угрозы. Кажется, они искренне в это верят. У меня есть гипотеза. Учитывая нынешнее бездеятельное население России, реальную угрозу для нашего правительства представляет Запад.
Дело в том, что для них их будущее, личное благополучие и благополучие их семьи не связаны с Россией. Для них Россия — лишь средство для достижения цели, место, откуда они выкачивают деньги. Отсюда их упорный отказ от развития реальной экономики. Почему они должны? Все, что им нужно сделать, это продать наше сырье, нефть и газ и скупить иностранные компании за границей. Тогда вы сможете понять их логику. Внутри страны они делают самый минимум, достаточный для того, чтобы удержаться у власти, подавить любое недовольство и как можно дольше единолично эксплуатировать недра. Минимум социальных услуг, минимальные расходы на медицину и образование. Никакой заинтересованности в развитии малого и среднего бизнеса, так как они опасны для тех, кто сейчас у власти: они могут со временем окрепнуть и превратиться в настоящий средний класс, который может потребовать более ответственного отношения к власти. Одним словом, им нужно продержаться там как можно дольше.
Так что реальная угроза для них действительно исходит от западных демократий, которые предпринимают серьезные попытки бороться с отмыванием денег, где корпоративный рейдерство является преступлением и где в любой момент можно услышать вопрос: «Ребята, а насколько чисты ваши деньги?» Тогда это шторы для вас.
Можно понять и доброжелательное отношение к бюрократии. За последние 9 лет он пользовался неслыханными свободами и разросся до колоссальных размеров. Государственные служащие нужны для реализации всех важных для власти мероприятий (например, выборов президента и Государственной Думы, которые дают «правильные» результаты), а также для выявления и устранения любых недовольных. Это известно как преимущества административного офиса. В обмен на лояльность им предоставляется полная свобода действий. Отсюда и чудовищное воровство и коррупция. Этому правительству не нужно собственное гражданское общество, и оно не имеет никакого контроля над развитым гражданским обществом в других странах. Именно это делает Запад таким пугалом… возможно, это наивный взгляд на вещи, но так думают многие.
И я думаю, что я прав. Даже сейчас, когда кризис добрался до самых отдаленных уголков, ничего не делается для развития малого бизнеса, чтобы обеспечить налоговую базу для государства, рабочие места и зарплату для населения. Совсем недавно один из моих друзей решил открыть кафе в одном из районов Казани. У него даже было необходимое оборудование. Но прошло несколько месяцев, а он все еще не может получить разрешение, необходимое для открытия бизнеса. К сожалению, в России вам действительно нужно разрешение от официальных лиц, чтобы начать бизнес. Но не дают. Денег на крупную взятку у него нет, да и отдавать им деньги он не хочет. Ему не отказали, но ничего не происходит. Они даже не принимают его документы. Или объяснить, что он должен делать. В данный момент он живет на случайные заработки, тогда как вполне мог бы обеспечивать жизнь себе и своей семье — и давать возможность работать другим.
Пешеходная улица Баумана в Казани полна достопримечательностей.
Но жизнь продолжается…
Я только что перечитал это письмо, и оно кажется довольно мрачным. У вас может сложиться впечатление, что мы все вот-вот вымрем. Абсолютно нет, люди продолжают жить. Они стараются держаться подальше от властей и чиновников, что не всегда срабатывает. А ведь есть еще пляжи на Волге, дачи и шашлыки! У нас есть самые близкие и родные, семьи и друзья. Смотришь на огромную реку, которая просто не спеша течет, вдыхаешь свежесть воды и сосен и успокаиваешься. Проблемы, бюрократы и беспорядок жизни кажутся менее важными, и вы понимаете, что вечность и настоящее здесь и будут всегда.
———————————-
Примечание редактора:
Казань – один из крупнейших городов России. Он стоит на слиянии рек Волги и Казанки и является столицей республики Татарстан. При президенте Минитимере Шаймиеве республика гордится своим этническим разнообразием и тем, что татары-мусульмане и православные русские мирно живут бок о бок. Казань — важный торговый, промышленный, культурный и научный центр. Иван Грозный отвоевал его для России в 1552 году. Во время Второй мировой войны город стал центром военного производства, и многие заводы были эвакуированы сюда из частей России, оккупированных немецко-фашистскими войсками. После распада СССР Татарстан не скрывал своих сепаратистских устремлений, но путинскому Кремлю удалось восстановить свою власть. В 2005 году Казань отметила свое тысячелетие. По этому случаю была построена крупнейшая в Российской Федерации мечеть Кул-Шариф.
—————————-
Россия – это не только московская политика и питерские памятники. Прочтите другие Письма из провинциальной России:
Псков: Город Десантников, Мой Город, Анна Липина, http://www. opendemocracy.net/article/email/pskov-the-paratroopers-town-my-town
Нижний Новгород: Жизнь в Нижнем Новгороде не стоит на месте, Лира Валеева, http://www.opendemocracy.net/article/email/life-in-nizhny-novgorod-doesn-t-stand-still
Самара: Заметки из Самары, Сергей Хазов , http://www.opendemocracy.net/article/email/notes-of-a-samara-resident
Остров Сахалин : Остров циклонов и обильных снегов, Ксения Семенова, http://www.opendemocracy.net/article/email/the-island-of-cyclones-and-abundant-snow
Хабаровск : Дальний Восток еще далеко, Алексей Минин, http://www.opendemocracy.net/article/email/Far-East-is-still-far-away
Саратов : Лето в Саратове, Ольга Бакуткина, http://www.opendemocracy.net/russia/article/summer-in-saratov
Киров : Архипелаг Вятлаг, Екатерина Лушникова, http://www.opendemocracy.net/article/email/the-vyatlag-archipelago
Липецк : Жить можно — несмотря ни на что! Оксана Загребнева, http://www.