Картина федотов завтрак аристократа: «Завтрак аристократа», Павел Андреевич Федотов — описание картины

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Особое значение во всех его работах имели детали, которые раскрывали внимательному зрителю истинный смысл сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа.

П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847

Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».

П. Федотов. Автопортрет, 1848

Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850

Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.

Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент

Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.

Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.

Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.

Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.

Даже собачка пострижена по последней моде

Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина… Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.

На картине Федотова важна каждая деталь

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова: stranniksenya — LiveJournal

В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Особое значение во всех его работах имели детали, которые раскрывали внимательному зрителю истинный смысл сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа.

П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847

Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».

П. Федотов. Автопортрет, 1848

Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850

Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.

Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент

Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.

Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.

Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.

Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.

Даже собачка пострижена по последней моде

Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина… Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.

Топ-5 великолепных нарядов для дома в искусстве

Из-за пандемии и бесконечных карантинов мода на домашнюю одежду снова набирает популярность. Но не думайте, что до этого будуарная мода была непопулярна. Как показывает искусство, со второй половины середины 18 века мода на неглиже становится мейнстримом! Потому что переодевание занимало много времени, а посетители могли прийти неожиданно. Поэтому людям нужны были легкие в носке, но причудливые домашние наряды, готовые к таким неожиданным встречам! Узнайте больше об истории будуарной моды в этой статье!

Домашняя одежда Наряд богатого ботаника

Прокофий Демидов был одним из богатейших людей Российской империи. В его личности интеллигентность сочеталась с эксцентричностью. Которые изображены на полотне известного русского художника Дмитрия Левицкого.

Домашняя одежда в искусстве: Дмитрий Левицкий, Портрет Прокофия Демидова , 1773, ГТГ, Москва, Россия.

Портрет Прокофия Демидова представляет собой ростовое изображение дворянина в домашнем костюме вместо официальной, украшенной медалями одежды. А пока неформальный стиль напоминает о том, что садоводство было хобби Демидова. Тем не менее, его грациозная поза и нарядная шелковая одежда также могут многое рассказать о человеке, которого он изображает.

Несомненно, Демидов был достаточно богат, чтобы носить дома шелковый халат. А его изумрудный тюрбан отсылает к восточной моде, которая была популярна в конце 1700-х годов. Однако он демонстрирует пренебрежительное отношение к дорогой одежде, потому что занимается садоводством без фартука и перчаток.

Правая рука Демидова касается лейки. На столе лежит открытая книга. А левая рука Демидова указывает на растения. Интересно, что за горшками с растениями виден Московский детский дом, поэтому неясно, указывает ли Демидов на горшки или на здание на заднем плане.

В целом по композиции видно, что Демидов — заботливый садовник, который также по собственному желанию взращивает семена русской интеллигенции.

Обнаженное платье мадам Рекамье

Жюльетта Рекамье была идеалом женской элегантности начала 19 века. Ее нежное лицо — скромный образец красоты. Хотя сама она не делала ничего экстраординарного, она привлекала самых блестящих писателей, художников и членов королевской семьи.

A Портрет Джульетты Рекамье был сделан специально для принца Августа Прусского, ее любовника, художником Франсуа Жераром.

Домашняя одежда в искусстве: Франсуа Жерар, Портрет Жюльетты Рекамье , 1805, Музей Карнавале, Париж, Франция.

Постреволюционное время диктовало новые правила моды: никакой роскоши, никакого шелка, никакого дискомфорта! Главное, чтобы платье было доступно каждому. И именно поэтому вы видите изысканную даму в простом хлопчатобумажном платье-рубашке.

До Французской революции платья-рубашки считались домашней одеждой. Но в период Регентства молодые женщины танцевали в этих платьях на балах, надев под них нижнее белье. Очевидно, что платье-рубашка не подходило для европейских зим, поэтому кашемировые накидки прекрасно дополняли платье. Кстати, кашемир стоил так дорого, что невесты часто получали эти накидки в качестве приданого.

Завтрак аристократа

Русский художник Павел Федотов был мастером жанровой живописи. Его работы похожи на внезапно совершившуюся фотографию из 19 века. Завтрак аристократа изображает нелепую сценку из жизни молодого русского человека. Кто проиграл все свое состояние в карточные игры. Тем не менее он пытается скрыть свои несчастья, окружая себя роскошными вещами. И, в частности, модный домашний костюм.

Домашняя одежда в искусстве: Павел Федотов, Завтрак аристократа , 1850, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Прежде всего взгляните на его домашнюю одежду. Юная аристократка носит халат из дорогой ткани и широкие штаны из шелка. Которые были очень модными в начале 1800-х годов. Кроме того, он носит дымящуюся шляпу, чтобы защитить волосы от дыма и пыли. Кстати, женщины часто дарили эти шапки мужчинам, вышивая шапки сами. Также вы можете видеть, что у него под столом золотая персидская лампа.

Но обратите внимание на его еду. Ведь кусок хлеба — это все, что у него есть на завтрак! Белый пудель лает на нежданного гостя. Заметив это, аристократ прячет хлеб под книгу.

Шелк и кружево в будуарной моде

Русский художник Виктор Бобров наиболее известен своими акварельными портретами молодых женщин. Жанровые сцены были представлены в его ранних работах, но позже он сосредоточился на портретах.

Домашняя одежда в искусстве: Виктор Бобров, У камина , 1890, Севастопольский художественный музей, Севастополь, Крым, Украина.

На картине Виктора Боброва « У камина » изображена барышня, эдакая русская красавица периода свечей, каминов, старинных картин, фортепианной музыки. Это был бы отличный портрет какой-нибудь «графини N» с известной всем фамилией — дома, в плаще, за несколько минут до сна. Капоте – длинное широкое домашнее платье, украшенное кружевом. Как правило, женская домашняя одежда конца 19 века включала чепчик-капоте и платье-капоте. На краю камина замечаем армейскую фуражку с офицерским околышем. И это не портрет, а жанровая картина, целая история.

Японская одежда для дома

Фридрих Карл Фризеке — американский художник-импрессионист немецкого происхождения. Главной темой его работ были обнаженные женщины в его доме и саду в Живерни. Фризеке признался во влиянии Ренуара на его живописный стиль, что видно по светлым пастельным тонам и беззаботному настроению его картин.

Домашняя одежда в искусстве: Фридрих Карл Фризеке, The Robe , 1915, Художественный музей Индианополиса, Индианополис, Индиана, США.

В конце 19 века10 века японское кимоно стало обязательной частью домашней одежды. Поскольку это было мягкое, легко надеваемое и, самое главное, совершенно изысканное одеяние, все эти качества означали, что европейские женщины также полюбили эту волну японской моды. А позже, в 1910-х годах, кимоно превратилось в новую форму вечернего платья с высокой талией.

«>

Павел Федотов – русский художник

« Павел Третьяков и его Третьяковская галерея

Иосиф Сталин – советский лидер »

Павел Федотов. Автопортрет, 1848 г.

Павел Федотов — русский живописец и график, один из ведущих представителей русского романтизма, основоположник критического реализма в русской живописи.
Павел родился 4 июля 1815 года в Москве в семье Андрея Федотова, служившего в армии при Екатерине. 11-летний мальчик поступил в Первый Московский кадетский корпус. Его любимыми предметами были математика и химия, но он также любил рисовать.
В январе 1834 г. Федотов был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербург, где прослужил 10 лет. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. Там он усердно изучал формы человеческого тела. В свободное время он занимался дома, рисуя акварелью и карандашом портреты сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры.
Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Петербург из заграничной поездки, посетил Красносельский лагерь, где гвардейцы встретили князя шумными овациями. Живописная встреча произвела на Федотова большое впечатление, и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Картину показали великому князю, который подарил художнику кольцо с бриллиантом.

Завтрак аристократа, 1849

После этого художник начал работу над картиной «Освящение хоругвей в Зимнем дворце», но, чтобы поправить свое материальное положение, решил подарить незаконченную картину великому князю, который показал ее брату. В результате было высочайшее повеление: «дать офицеру-рисовальщику добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи».
Так Павел Андреевич решил стать настоящим художником и вышел в отставку из армии 3 января 1844 года.
Остроумие, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание ситуации их жизни, умение передать характер человека – все эти качества таланта, ярко проявившиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что художник подлинный призванием была жанровая живопись.
Павел Андреевич написал одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848 г., другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») и «Придирчивая невеста» (1847 г., на сюжет басни Крылова). Сейчас эти картины находятся в Третьяковской галерее в Москве.
Федотов показал их Карлу Брюллову, который был в те годы всемогущим человеком в Академии художеств, и тот пришел в восторг.

П. Федотов. Автопортрет

В 1848 году он стал академиком, а после выставки его имя стало известно широкой публике.
Важное место в творчестве Павла Андреевича занимали портреты, в которых ирония уступала место яркому, созерцательному лиризму.
Разочарования вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернее и ночное время, разрушительно сказались на здоровье Павла Андреевича.