Кто написал завтрак на траве: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Завтрак на траве

Что значит одна буква в слове? В январе закончилась ретроспектива Моне в Гран-Пале, а весной в музее Орсе открылась выставка Мане. И Сена разделила двух французских художников.

«Завтрак на траве», 1863 ©Musée Orsay, dist.RMN/Patrice Schmidt

Эдуард Мане имел счастье родиться в благополучной семье. Отец — высокопоставленный чиновник из Минюста, мать — дочь дипломата и крестница короля Швеции. И молодому человеку меньше всего хотелось возглавлять какое-то новое движение и получать за него то критику, то просто оплеухи. Но по-другому у него не выходило. Он шесть лет провел в школе-мастерской Тома Кутюра. Это после того, как провалился при поступлении в мореходную школу, отправился в плавание к берегам Рио-де-Жанейро, вернулся, снова провалился на вступительных экзаменах и только тогда получил согласие от родителей на ремесло художника. Мать с отцом, хоть и были не в восторге, но не запретили, а потому оказались просто золотыми.

Тома Кутюр был официальным живописцем при дворе II Республики, и его ученики обязаны были копировать академические модели. Гамма красок, позволявшая передавать обнаженное тело, строго регламентировалась. А у Мане были свои краски для изображения наготы. «Я хочу изображать то, что вижу», — любил повторять он.

Поэтому неудивительно, что «Завтрак на траве» не только не приняли на Салон, а еще и одарили убийственными рецензиями.

Картина и 150 лет спустя немного смущает. Ну почему все предшествующие нагие не вызывали протестов, а одна вдруг вызвала? Ну, так те были богинями, отстраненными, холодными, а эта живая, приехала из города в лес и… разделась. Конечно, разразился скандал. А что наделала его «Олимпия»? Будучи в Венеции, Мане копировал «Венеру Урбинскую» Тициана. И что написал потом сам? Земную из земных, непристойно взирающую на публику.

Мане чувствовал, что, в конце концов, его запишут в какой-нибудь отряд новых бунтарей. А ему такой поворот не доставлял ни малейшего удовольствия. Он как был аристократом, так и хотел им оставаться, ездить на скачки, развлекаться, проводя время в кафе и рисуя улицу. Ну, и выставляться на Салоне. А вот там от него отмахивались, как только могли.

У Эдуарда Мане странно складывался творческий путь. Он преклонялся пред старыми мастерами, постоянно копировал их в Лувре, а у самого получалась та голая правда, которая вызывала резкое отторжение.

«Мальчик со шпагой», 1861 ©Metropolitan Museum of Art, dist.RMN/MMA

Слишком сильное увлечение испанцами на первый взгляд может показаться необъяснимым. Но не он один, а вся страна, имевшая императрицей испанку Евгению де Монтихо, законодательницу мод в образе жизни и в искусствах, была охвачена повальной любовью ко всему испанскому. А Мане специально ездил в Мадрид, чтобы детально изучить произведения своего кумира Веласкеса.

Лет десять назад в музее Орсе шла необычная выставка «Мане — Веласкес». Сравнивались два художника, француз и испанец, которых разделяли ни много ни мало двести лет. Помнится эта выставка до сих пор. Мане преклонялся перед испанцем, это факт. Не слепо — в его картинах присутствовало развитие темы, нить традиции связывала художников, но налицо был новый этап в живописи. Их роднили композиции, фантастический черный цвет и его контраст с белым, но исполнение было совершенно разным.

Черный цвет в работах Мане, привезенных из Нового Света просто неповторим, а они, к сожалению, редко экспонируются во Франции.

«У папаши Лятюиля», 1879 ©Collection du Musée des Beaux-Arts de Tournai, Belgique

Эдуард Мане никогда не выставлялся с импрессионистами и, кажется, не относил себя к их группе. Тем не менее, благодаря дружбе с художницей Бертой Моризо его пленэрные холсты стали приобретать импрессионистские черты. Портреты некоторых дам, Сена в Аржантее, сцены в кафе — живопись легкая, воздушная, светлая.

На выставках художника обязательно висит несколько портретов Моризо, и самый большой — это знаменитый «Балкон», где Берта (кстати, внучка Фрагонара) сидит, облокотившись на перила. «Балкон» — тоже удивительная картина. Резкие контрасты черного и белого, странные взгляды трех персонажей, вышедших на воздух, и главное — созерцая неполную часть балкона, видишь его реальную подвешенность в пространстве.

Художник получил и признание публики, и орден Почетного легиона, но все почести пришли к нему поздно. Он страдал от неизлечимой болезни и умер в муках.

До 3 июля

Музей Орсе

«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане — Психолог-и-Я — 12 сентября — 43941442446

Обнаженная женщина в окружении одетых мужчин, откровенное искажение перспективы, снегирь в летнем пейзаже — в чем смысл этих нелепых деталей и приемов, эпатирующих зрителя? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают, что они увидели.

Эдуард Мане написал «Завтрак на траве» в 1863 году. Картина выставлена в Музее Орсе в Париже.

Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора — шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи.

Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран — натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина — Фердинанда Леенхоффа.

Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.

1. Береговая линия

Андрей Россохин: Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес — все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

2. Фигуры центрального плана

Мария Ревякина: Мы видим обнаженную женщину и двух интеллигентно одетых мужчин, которые ведут беседу. Фигуры расположены слишком близко друг к другу. Автор усиливает это ощущение, используя прием «сжатой» перспективы, при котором объекты кажутся значительно ближе друг к другу. Но при этом между мужчинами и женщиной есть какая-то незримая граница, они не взаимодействуют.

Рисуя женскую фигуру, Мане так подобрал тона, что она выглядит плоской, в то время как мужские фигуры объемны. По цвету они тоже различаются. Думаю, что посредством этих контрастов, игры с перспективой и искажением восприятия художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе.

Андрей Россохин: Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Второй скрытым образом на нее претендует, о чем говорит достаточно агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.

Если вы прикроете рукой нагое тело женщины, то увидите перед собой типичный семейный портрет конца XIX века. Он отражает внешне благопристойные, но бесстрастные отношения, в которых нет чувств, игры, тепла.

3. Обнаженная женщина

Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой, и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается некое отсутствие сексуальности. Любопытно, что есть свидетельства современников о том, что Викторина Мёран — натурщица художника, была нетрадиционной сексуальной ориентации. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

Андрей Россохин: Ее тело обнажено, но никакой эротики здесь нет. В неестественно-белом оттенке кожи есть что-то холодное, фальшивое, подчеркнуто отличающееся от теплого оттенка кожи девушки на дальнем плане. Тело женщины почти такого цвета, как воротники рубашек у мужчин. Она напоминает фарфоровую статуэтку, атрибут мужчины. В ней живо одно лишь лицо, потому что взгляд женщины на самом деле обращен не на нас. Она видит ту юную девушку, которой она была когда-то, погружена в те детские фантазии.

4. Девушка на заднем плане

Мария Ревякина: Художник нарушает законы перспективы и сознательно искажает наше восприятие пространства: фигура женщины, изображенной на заднем плане, кажется слишком крупной, она значительно больше лодки и реки; ее рука почти касается руки мужчины, изображенного в центре картины.

Андрей Россохин: Девушка подобна Алисе, которая оказалась вдруг в Стране чудес. Ее фигура полна жизни. Левой рукой девушка касается платья, которым прикрывает свою вагину. Этот жест означает, с одной стороны, запрет на эротические фантазии, а с другой, наоборот, их разжигание.

5. Натюрморт

Андрей Россохин: В разбросанных фруктах, бутылке и одежде, изображенных в нижней части холста, есть нечто хаотичное, все это вроде бы указывает на бурный секс. Но фигуры людей подчеркнуто отстранены от этой части картины. Герои даже не прикасались к хлебу и фруктам. Как будто все удовольствия жизни, которые олицетворяют еда и секс, ими отброшены, отвергнуты.

6. Снегирь

Андрей Россохин: Снегирь — зимняя птица, в летнем пейзаже он смотрится как минимум странно. Он расположен вверху картины, как бы на границе двух миров. Его присутствие подчеркивает фантазийность мира «за занавесом» и в то же время говорит об эмоциональном холоде, который царит в мире декоративном. Настоящая сексуальность здесь умерла, замерзла. Этот холод подчеркнут черно-белыми одеждами мужчин и белым телом женщины.

Мария Ревякина: Главной идеей произведения является насмешка, бунт художника, противостояние официальному искусству своего времени. Алогичностью картины (странный сюжет, нарушение законов перспективы, сочетание различных техник письма и т.д.) художник показывает бессмысленность современного искусства и говорит о том, что есть темы куда важнее общепринятых классических — такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами.

Андрей Россохин: В картине, которая, на первый взгляд, призвана эпатировать зрителей, речь на самом деле идет о судьбе женщины XIX века. Она вынуждена играть определенную социальную роль и жить фальшивой церемониальной жизнью. И только в фантазиях она представляет себя той чувственной девушкой и печалится об упущенных возможностях, наслаждении, счастье. И, вероятно, жалеет, что не отправилась на поиски чего-то другого — по той светлой дороге, ведущей вдаль.

Об экспертах

Андрей Россохин – психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

Мария Ревякина — искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Напишите мнение, будьте первым

Завтрак на траве Картина Jerzy Cichecki

Завтрак на траве Картина Jerzy Cichecki | Saatchi Art

View in the Room

FullScreen

View FullScrien

Размер: 14 Ш x 18 В x 1 Г в

Поставляется в коробке

info-circle

380 долларов США 9 долларов США0003

Добавить в корзину

Bubblesmake. Предложение

чековая доставка включала

Проверка 7-дневная гарантия возврата денег

Изображение информационно-цирклеприморию ImagePrimary ImagePrimary ImagePrimary Image

О картине

акрил, бумага, 18″x14″

Детали и размеры

Живопись: Акрил на бумаге 9

Доставка и возврат

Срок доставки: Обычно 5-7 рабочих дней для внутренних отправлений, 10-14 рабочих дней для международных отправлений.

Ежи Цихецкий родился в 1960 году. Окончил Академию изящных искусств в Варшаве. Специализируется на станковой живописи в традиционных техниках. Излюбленный способ художника выразить свое искусство — чередовать реализм с символами, чтобы вызвать размышления и размышления о реальности, которая нас окружает. В картинах вы найдете много ценных и переживаний, которые порой являются его личными. Иногда ключом к прочтению содержания, содержащегося в изображении, является сам заголовок, хотя некоторые из них имеют несколько значений, и зритель сам может создать свою собственную историю. В картинах часто встречается аббревиатура, метафора или аллегория, как на плакате. Он также создает образы, фиксирующие моменты окружающего пейзажа. Кроме того, он иллюстратор и портретист. Jerzy Cichecki, является автором многочисленных выставок, а его картины находятся в частных коллекциях по всему миру.

Признание художника

Художник, представленный Saatchi Art в коллекции

Тысячи отзывов с пятью звездами

Мы обеспечиваем обслуживание клиентов мирового класса для всех наших покупателей произведений искусства.

глобус

Global Selection

Исследуйте непревзойденную коллекцию произведений искусства художников со всего мира.

Гарантия качества

Наша 7-дневная гарантия возврата денег позволяет вам совершать покупки с уверенностью.

Поддержите артиста каждой покупкой

Мы платим нашим художникам больше за каждую продажу, чем другие галереи.

Нужна дополнительная помощь?

Наслаждайтесь бесплатным советом по искусству Связаться со службой поддержки

Похожие поиски

breakfastbreakfast on the grassfoodgrasslandscape

Buffalo Before Breakfast — серия «Волшебный дом на дереве»

Восьмилетний Джек и его семилетняя сестра Энни, с нетерпением ждут визита бабушки, когда появляется пес по кличке Тедди. Тедди находится под действием заклинания, которое требует от Джека и Энни найти четыре специальных предмета, чтобы освободить его.

Они уже нашли подарок от корабля, потерянного в море, и теперь они должны найти подарок от синевы прерий. Дети следуют за Тедди в дом на волшебном дереве, где находят книгу под названием Великие равнины . Они понимают, что это должно быть место, где находится следующий предмет, поэтому они решают отследить его.

Когда они прибывают на травянистые равнины, они оказываются в окружении открытого неба и одеты в одежду из оленьей кожи. В поле зрения ничего нет, поэтому они выбирают направление и начинают идти. За небольшим подъемом Энни находит лагерь индейцев лакота. Поскольку они не уверены, что это безопасно, они прячутся в высокой траве, пока их не увидит молодой воин по имени Черный Ястреб. Он осторожно приближается к ним, но как только обнаруживает, что они не опасны, решает привести их обратно в лагерь, чтобы они встретились со своей бабушкой.

Черный Ястреб знакомит детей со своей бабушкой, которая рассказывает им о своем народе. Они узнают, что лакота ценят храбрость и верят, что, надевая шкуры животных и когти, они будут иметь храбрость этих животных. Черный Ястреб показывает им волчью шкуру, которую он носит во время охоты. Бабушка рассказывает им о буйволе и о том, как лакота полагаются на животное в качестве пищи, инструментов и даже крова.

Черный Ястреб хочет отвести Джека и Энни посмотреть на буйвола. Прежде чем они уходят, бабушка говорит Черному Ястребу не охотиться, потому что у них есть все необходимое им на день мясо буйвола. Трое детей должны ехать без седла, чтобы добраться до буйвола. Энни взволнована и забирается прямо на лошадь, но Джек напуган. Он помнит, что лакота ценят храбрость, поэтому заставляет себя сесть на лошадь.

Джек и Энни поражены большим количеством бизонов, пасущихся на равнинах. Желая показать свою храбрость и произвести впечатление на своих новых друзей, Черный Ястреб начинает охоту, но, подкрадываясь к буйволу, чихает. Шум пугает животное, и оно начинает атаковать, заставляя другого буйвола бежать. Тедди бросается в бой, а Энни следует за ним. Видя, что Черному Ястребу нужна помощь, Джек спешит к нему на помощь и спасает воина.

Пытаясь найти Энни в давке, Джек опасается, что она ранена. Наконец он замечает ее в окружении спокойного буйвола. Постепенно другие буйволы тоже начинают успокаиваться. Энни рассказывает мальчикам, что появилась женщина в белом и помогла ей успокоить буйвола, но потом исчезла.