Лиотар голландская девушка за завтраком: Голландская девушка за завтраком | Великие художники

Содержание

«Прекрасная шоколадница» – картина, которая стала одной из первых торговых марок

В 1881 году Генри Пирс — президент Walter Baker, ведущей компании США по производству какао и шоколада — приехал в Европу, чтобы познакомиться с методами производства какао. В дрезденской Королевской галерее он увидел картину Лиотара. Его впечатлил и сам портрет, и его романтическая история — и с тех пор «Прекрасная шоколадница» стала одной из первых зарегистрированных торговых марок в экономической истории.



Жан-Этьен Лиотар. Прекрасная шоколадница. 1745, 82.5×52.5 см. Пастель, пергамент


«Прекрасная шоколадница» (фр. — La Belle Chocolatière, нем. — Das Schokoladenmädchen) — портрет аккуратно одетой красавицы, изящно держащей поднос с чашкой горячего шоколада и стаканом воды, — одна из самых известных работ Жан-Этьена Лиотара и жемчужина Галереи старых мастеров в Дрездене.


Картину считали шедевром ещё при жизни художника.




Образ был создан между 1743-м и 1745-м годами при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. В то время швейцарский художник находился в Вене, где писал портреты правительницы и её супруга.



Жан-Этьен Лиотар. Портрет императрицы Марии-Терезии. 1762, 62×50 см. Пастель, пергамент


3 февраля 1745 года картину приобрёл у Лиотара в Венеции граф Франческо Альгаротти, который был арт-агентом двух монархов — прусского короля Фридриха II и польского короля Августа III Саксонца.


Он писал своему другу, искусствоведу Пьеру-Жану Мариетту:


«Я купил картину пастелью около трёх футов высотой, написанную знаменитым Лиотаром. На ней изображена молодая немецкая горничная в профиль, несущая поднос со стаканом воды и чашкой шоколада.

Картина почти лишена теней, с бледным фоном и светом, который идёт из двух окон, отражённых в стакане.

Она написана полутонами с незаметными переходами света и исполнена в совершенстве. .. и хотя это европейская картина, она может понравиться китайцам, которые, как вы знаете, являются заклятыми врагами теней. Что касается совершенства работы, то это Гольбейн в пастели».


Картина входит в коллекцию Галереи старых мастеров в Дрездене с 1855 года.


Кто был моделью для «Прекрасной шоколадницы», достоверно не установлено. Вероятнее всего, это одна из незамужних девушек при дворе, поразившая живописца своей красотой.


В те дни было принято призывать ко двору юных прелестниц из семей «низшего» дворянства и делать их компаньонками для дам из «высшего» дворянства.

Жан-Этьен Лиотар. Голландская девушка за завтраком. 1757. Масло, холст. Государственный музей, Рейксмузей, Амстердам


Очень часто утверждается, что Лиотару позировала Анна (Аннель или Наннель) Бальтауф — дочь обедневшего кавалера Мельхиора Бальтауфа, которую, возможно, пригласили ко двору в качестве такой наперсницы.


Молодой князь фон Дитрихштейн, якобы, был поражён её красотой, влюбился и женился — приведя в смятение весь высший свет.


Эту легенду поддерживала американская шоколадная компания Walter Baker & Company, которая использовала «Прекрасную шоколадницу» Лиотара в качестве своего логотипа с 1883 года.


В небольшом буклете с рецептами 1913 года было написано: «Неясно, было ли обязанностью Анны подавать шоколад или же она была светской красавицей, которая позировала в таком костюме.

Но как бы то ни было, своей красотой она так поразила князя Дитрихштейна, что он женился на ней. Этот брак породил множество разговоров в австрийском обществе. Кастовые предрассудки в Вене всегда были очень сильны, а дочь простого дворянина не считалась подходящей партией для придворного…»



Жан-Этьен Лиотар. Завтрак. 1754. Пастель, пергамент. Баварское государственное собрание картин, Мюнхен


Более романтическая версия этой истории гласит, что молодой Дитрихштейн пришёл в венское кафе чтобы попробовать новомодный напиток — горячий шоколад. Там он и встретил Анну Бальтауф, которая обслуживала посетителей.


Он мгновенно влюбился в девушку и следующие несколько недель приходил в заведение практически ежедневно. В конце концов, он женился на своей пассии, несмотря на сопротивление высшего дворянства.


В качестве свадебного подарка он заказал Лиотару портрет невесты в той одежде, в которой встретил её впервые.



Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет «Лиотар смеющийся». Ок. 1770. Женевский музей искусства и истории


Несмотря на то, что начало истории «Прекрасной шоколадницы» больше похоже на сказку, её продолжение хорошо задокументировано. В 1881 году Генри Пирс — президент Walter Baker, ведущей компании США по производству какао и шоколада — приехал в Европу, чтобы познакомиться с методами производства какао. 


В дрезденской Королевской галерее он увидел картину Лиотара. Его впечатлил и сам портрет, и его романтическая история — и с тех пор «Прекрасная шоколадница» стала одной из первых зарегистрированных торговых марок в экономической истории.


С 1880-х образ Анны Бальтауф был запечатлён и растиражирован на миллионах банок какао и рекламных буклетов.


Примерно в 1900 году «Прекрасная шоколадница» вдохновила художника Яна Мюссе (вероятнее всего, это был он) на создание образа «медсестры» для торговой марки Droste.


В описании было сказано, что «иллюстрация указывает на полезный эффект шоколадного молока и неразрывно связана с названием Droste».


Во время Второй мировой войны немцы перевезли оригинальную картину в крепость Кёнигштайн. Хрупкому произведению удалось перенести холод и сырость.


Пастель вернулась в Дрезден после того, как нацисты отступили под натиском советских войск.

По материалам: Артхив

«Прекрасная шоколадница» Жана-Этьена Лиотара: вкус правды

Когда в 1913 году на страницах американского издания появилась статья с иллюстрацией, опубликованная от имени самого известного в США производителя шоколада — Walter Baker & Company, многие читатели были очарованы рассказанной в ней романтической историей. А ценители искусства — мастерским изображением героини портрета швейцарца Жана-Этьена Лиотара (Jean-Étienne Liotard) «Шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen, известная также как «Прекрасная шоколадница»).

Живопись | Жан-Этьен Лиотар | Шоколадница

В статье говорилось о девушке, послужившей моделью. Авторы ссылались на один из ведущих венских журналов, «проливших свет на балтауфскую семью, к которой относится героиня картины Лиотара». Анна, или Аннерл, как ее называли друзья и родственники, якобы, была дочерью кавалера Мельхиора Балтауфа, жившего в Вене, когда в этом городе Лиотар писал портреты членов австрийской королевской семьи.

Неизвестно, зарабатывала ли Анна на жизнь как разносчица шоколада, или лишь изображала красавицу из высшего общества, нарядившуюся в костюм шоколадницы. Но ее красота покорила сердце дворянина из знатного рода Дитрихштейн, и теперь она известна лишь потому, что он женился на ней. Писали и о том, что в то время этот брак вызвал много пересудов в австрийском высшем свете, ведь дочь благородного и зажиточного человека не могла стать достойной парой для дворянина, глава рода которого в середине XVII века получил титул имперского князя (фюрста).

Сама девушка, вероятно, просто радовалась тому, что вытянула счастливый билет, став принцессой, и пригласила на свадьбу бывших сослуживиц, предложив им поцеловать руку принцессы, т.е. свою. «Ей было около 20 лет, когда был написан портрет, а дожила она до 1825 года…» — уверяли авторы. Говорилось также, что этот портрет стал свадебным подарком жениха.

У Walter Baker & Company был повод поддерживать красивую, хотя и неподтвержденную легенду, ведь с 1883 года именно это изображение стало логотипом бренда, вошедшего в историю как первая американская торговая марка, старейшая в мире.

Символом ТМ «Шоколадница» стала после того, как президент компании побывал в Европе, чтобы почерпнуть опыт шоколатье, тогда же посетил дрезденскую Gemäldegalerie Alte Meister. Восхитившись «Шоколадницей», он заинтересовался и ее историей, а через два года фирма приобрела права на использование картины Лиотара.

Не известно, как бы сложилась судьба шедевра (а именно так называют «Шоколадницу»), если бы еще в 1745 году ее у автора ни купил один из самых авторитетных арт-дилеров того времени граф Франческо Альгаротти. Он был не только специалистом в области искусства, но и консультантом королей Пруссии Фридриха II и Польши Августа III. В тот раз он подбирал в Вене для дрезденской коллекции лучшие образцы живописи.

«Я купил знаменитого Лиотара пастель… На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада», — отмечал граф в письме.

Есть сведения, что приобретение обошлось ему в 120 цехинов — почти полкилограмма золотых монет. С тех пор галерея начала выставлять работы современных художников.

Живопись | Жан-Этьен Лиотар | Автопортрет

Лиотар создавал безупречно-гладкие поверхности, используя особую технику. Хотя сам мастер работал и с эмалью, и с маслом, его дарование раскрылось именно в пастельной технике. Свой опыт он изложил в «Трактате о принципах и правилах живописи», где и рассказал о стремлении избегать штрихов пастели, поскольку «они не встречаются в природе». Достичь эффекта эмали ему удалось, втирая пастель в поверхность, для чего художник использовал палочку, а не специальный стержень, что придавало картинам особый вид.

Но, вероятно, не авторская техника сделала его «Шоколадницу» настолько знаменитой. И не многочисленные легенды о героине (по другим версиям девушку звали Шарлоттой или Нандль, и была она не невестой принца, а служанкой императрицы Марии-Терезии, при дворе которой тогда работал Лиотар), а тот факт, что модель — вовсе не знатная особа? Вот это оказалось редкостью. Хотя есть мнение, что шоколадница не была простолюдинкой: об этом говорит ее светлая со здоровым румянцем кожа, изящные кисти рук, благородная осанка, маленькая нога.

Искусствовед и одна из биографов Лиотара Рене Лош считает, что все эти истории могли бы стать отличными сюжетами для фильмов, но не соответствуют действительности: исключительным художника и его творение сделали не они, а его «вкус к правде» и оригинальность.

«После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Жана-Этьена Лиотара производила впечатление откровения, — не перестают восхищаться исследователи. — Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса». Искусствовед Михаил Алпатов даже отнес «Шоколадницу» «к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи».

Он сумел создать жанровую сценку: глаза девушки опущены, но заметно, что она хорошо осведомлена о своей привлекательности. Цвета одежды гармоничны: светло-серая юбка, блуза цвета охры, белоснежные косынка и фартук в складках, шелковый чепчик, скрывающий волосы… Открытое пространство перед моделью создает впечатление того, что она не застыла, а продолжает движение, аккуратно неся поднос, дабы не пролить модный и дорогостоящий шоколад. Дело в том, что в XVIII веке он был экзотическим лакомством, ставшим напитком класса люкс при дворах Европы. Его исключительность подчеркивалась в том числе дорогими фарфоровыми чашками, стоящими на серебряных или золотых блюдцах, в которых подавался напиток.

Живопись | Жан-Этьен Лиотар | Шоколадница (Фрагмент)

Самые наблюдательные зрители уже в те времена смогли разглядеть на картине еще одну важную деталь — первый европейский фарфор Meissen. Считается, что в благодарность за то, что художник запечатлел продукцию их мануфактуры, мастера компании сделали фарфоровую фигурку «Шоколадницы», которая и сегодня не падает в цене: образцы начала ХХ века «затягивают» на аукционах до двух тысяч евро.

Лиотар, в отличие от многих коллег по творческому цеху, пользовался успехом и был высоко оценен еще при жизни. Хотя избежать нападок завистников ему не удалось: именно они корили его за отсутствие воображения и излишнюю точность в деталях — это, по мнению критиков того времени, не могло нравиться его моделям. Однако современница Лиотара, известная итальянская художница Розальба Каррьера, назвала «Шоколадницу» «самой красивой пастелью из когда-либо виденных». И это дорого стоило.

А в XIX веке «шоколадная девушка» стала весьма популярной фигурой в народном искусстве и рекламе: её тиражировали на этикетках банок с какао и буклетах, копировали и изображали в разных стилях и техниках.

Живопись | Жан-Этьен Лиотар | Голландская девушка за завтраком (Девушка, наливающая шоколад)

К слову, у художника была и другая картина, связанная с шоколадной темой: во всяком случае, второе встречающееся название «Голландской девушки за завтраком» — «Девушка, наливающая шоколад». Эта работа — его дань голландской живописи XVII века: Лиотар соединил интерьер в духе Вермеера и де Хоха с современной ему голландской мебелью XVIII века. Возможно, он был вдохновлен пребыванием в Делфте, где его двоюродный брат служил пастором. В июле 2016-го картина впервые за без малого 250 лет была выставлена на аукционе Sotheby’s и ушла за 5 млн 695 тыс. долларов в амстердамский Rijksmuseum.

Обо всем этом Жан-Этьен Лиотар, конечно, не узнал: он умер за месяц до начала Великой французской революции, изменившей ход истории не только Франции, но и всей Европы. И хотя маэстро прожил долгую, яркую жизнь, в течение которой написал полтысячи полотен, в памяти многих навсегда остался автором «Шоколадницы».

Купить цифровую версию: Голландская девушка за завтраком Жан-Этьен Лиотар

«Голландская девушка за завтраком» — персональная ода Жану-Этьену Лиотару Золотой век голландской живописи. Швейцарский художник создал работы в стиле голландских мастеров XVII века, примерно в 1756 году, во время своего пребывания в Нидерландах. Почти 20 лет спустя его приобрел Уильям Понсонби, 2-й граф Бессборо, большой друг и покровитель художника. Потомки аристократа передавали картину из поколения в поколение на протяжении 240 лет. На момент продажи в 2016 году это была единственная жанровая картина Лиотара, написанная маслом, оставшаяся в частных руках.

Картина излучает ту же атмосферу покоя и умиротворения, что и «Дрозд» Яна Вермеера. В скромном интерьере за маленьким столиком сидит молодая женщина. Она осторожно открывает кран из серебра над фарфоровой чашкой кофейника. Это не горничная, однако она одета в скромное платье серо-коричневого цвета с голубыми цветами и кремовый фартук. Волосы девушки спрятаны под простой белой шапочкой с коричневой лентой.

Пол покрыт соломенной циновкой, стены украшает церковный интерьер – голландская живопись XVII века. Столешница слегка наклонена, чтобы художник мог продемонстрировать свое мастерство в передаче его синей полированной поверхности, лакированной красной плоскости подноса, блестящего серебра и матового фарфора.

Лиотар восхищался старыми голландцами, такими как Ян ван Хасум, Геррит Доу и Герард Тер Борх, и эта работа, возможно, была задумана как их подражание. То, что картина написана на холсте, очень необычно для творчества швейцарцев, предпочитавших пастель и бумагу. При этом детали интерьера (стол, стул и грелка для ног) отвечают голландской моде 1740–1750-х годов, а элементы кофейного сервиза (серебряный кофейник на трех ножках, серебряный молочник и особенно китайский фарфор чашки с блюдцами) появляются во многих известных жанровых сценах Лиотара.

Поскольку сведений о заказчике нет, вероятно, эта картина написана Лиотаром для размышлений или для собственного удовольствия. И героиню, и саму тему делает эта работа самой известной работой художницы – пастелью «Прекрасный шоколад». Последняя была написана в Вене около 1744–1745 годов и вскоре после этого была продана в кассу Франческо Альгаротти. Сейчас это Галерея старых мастеров в Дрездене.

«Голландская девушка за завтраком» Лиотар пытался продать во время выставки в своей лондонской квартире в 1773 году вместе с другими своими работами и работами старых голландцев. Продажа не удалась, и в апреле следующего года художник решил отправить картины на торги Christie’s. Там «голландку, разливающую кофе», как ее называл сам автор, и купил уже упомянутый 2-й граф Бессборо. За всю жизнь аристократ собрал более 70 творений Лиотара. В их число входит знаменитый «Завтрак» (Le Déjeuner Lavergne), за который ценитель заплатил огромную сумму в 200 гиней — самое большое вознаграждение, полученное художником за всю его карьеру.

Почти два с половиной века «Девушка за завтраком» хранилась в семье графа, пока в 2016 году не была выставлена ​​на торги Sotheby’s. Холст приобретен Рейксмузеумом Амстердама почти за 5,2 миллиона евро.

Как и в произведениях великих голландских жанристов XVII века, таких как Габриэль Метсо и Ян Вермеер, которыми так восхищался Лиотар, подлинная тема его картин – спокойное созерцание переходов цвета и игры света на разных фактурах, по очень личному мнению, выходящему за рамки простого жанра.

Автор: Влад Маслов

Голландка за завтраком, Жан-Этьен Лиотар, ок. 1756

Голландская девушка за завтраком, Жан-Этьен Лиотар, ок. 1756

картина, высота 46,8 см × ширина 39 см
Подробнее

Одна из немногих картин Лиотара, написанных маслом, и еще более редкие жанровые произведения, эта работа является его самой конкретной данью уважения голландским мастерам 17 века. Лиотар создал интерьер, напоминающий интерьер, изображенный Вермеером и Де Хохом, но с современной голландской мебелью 18 века. Возможно, его вдохновило пребывание в Делфте, где двоюродный брат был пастором гугенотской церкви. На картине на заднем плане изображен интерьер Новой Керки.

На выставке в комнате 1.11

Скачать изображение

Бий Древес

Эрик Древес

вчера — 92 работы

216
1

Смаакпалет

Северная Каролина

4 часа назад — 5 работ

1
0

Создавайте собственные творения с помощью этой работы

Сделайте принт любимой детали

Скачайте эту работу и сделайте свое собственное творение

Заказать готовый постер этого произведения

Идентификация

Название(я)

Голландская девушка за завтраком
Голландская девушка за завтраком

Тип объекта

  • живопись

Номер объекта

SK-A-5039

Описание

Een jonge vrouw, sober gekleed aan tafel zittend, schenkt koffie uit een messing kan in een porseleinen kopje. De rieten циновка, het stoofje op de grond, де beschilderde tafel en de kast verraden een Nederlands interieur. Het schilderij dat rechts op de achterwand hangt is hoogstwaarschijnlijk gebaseerd op een doek van Hendrick Cornelsz. ван Влит и Tont Het Interieur ван де Ньиве Керк те Дельфт.

Создание

Художник

  • художник: Жан-Этьен Лиотар

Место

Нидерланды

Датировка

c. 1756

Материалы и техника

Материал

  • холст
  • масляная краска (краска)

Техника

Живопись

Размеры

Высота 46,8 см × ширина 39 см

Тема

What

  • кусок завтрака (голландский: ontbijtje)
  • завтрак
  • утренний кофе

Где

  • Ньиве Керк
  • Нидерланды

Кто

  • Хендрик Корнелис ван Влит

Приобретение и права

Кредитная линия

  • Покупка стала возможной благодаря лотерее BankGiro, Ассоциации Рембрандта через ее «Национальный фонд Кунстбезит», Фонду Мондриана, VSBfonds, H. B. ван дер Вен, Гаага, фонды De Haseth-Möller/фонды Rijksmuseum, фонды LOBA/фонды Rijksmuseum, фонды Nan van Andel/фонды Rijksmuseum, фонды Marjon Ornstein/фонды Rijksmuseum, фонды Elles Nansink/фонды Rijksmuseum, международный кружок Rijksmuseum, подарки от завещания и анонимные благотворители

Приобретение

Приобретение 21 июля 2016 г.

Авторское право

Общественное достояние

Документация

  • Лиотар: каталог, источники и переписка, каталожный номер. 342
  • Недавние приобретения, Дирк Ян Бимонд, Дункан Булл, Ян ван Кампен, Фемке Диркс, Менно Фитски, Ян де Хонд, Эвелин Синт Николаас, Анна Слачка, Уильям А. Саутворт, Маттиас Убл, Грегор Дж. М. Вебер, стр. 76-77
  • Жан-Этьен Лиотар, Алистер Лэнг, с. 148, афб. 82
  • Het Hollands meisje van Liotard: Exceptionele aanwinst voor Rijksmuseum Amsterdam, Taco Dibbits
  • Жан-Этьен Лиотар, 1702-1789, кат.