Содержание
Чем примечательна картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане
Автор:
Павел Ин
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший
Истории о великих художниках — Мане Эдуард |
21.07.2021 10:11 |
Эдуард Мане (Manet, Edouard, 1832-1883), французский художник и график. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. В 1850-1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815-1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени.
В 1863 Мане создал свою первую крупную работу — Завтрак на траве (Париж, музей Д’Орсе), полотно, буквально наполненное светом. Картину критиковали за то, что художник построил композицию центральной группы на основе гравюры Маркантонио Раймонди, сделанной по рисунку Рафаэля, придав ей современный вид, а также за то, что он осмелился изобразить одетых мужчин рядом с совершенно обнаженной женщиной. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д’Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, — сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К.Моне. Вместе с К.Писсарро, А.Сислеем, Э.Дега, П.Сезанном и П.О.Ренуаром они создали группу, главой которой стал Мане. Под влиянием импрессионистов колорит Мане стал светлее, хотя он не принял их манеру наложения на холст мазков дополнительных цветов. На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д’Орсе) изображан юный пехотинец, играющий на флейте. Она могла служить подготовительной работой для полотна Расстрел императора Максимилиана Мексиканского. Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона; в Национальной галерее Лондона; в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все — 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. Благодаря точному реализму и беспристрастности живописной трактовки это произведение превосходит все современные ему полотна на исторические темы. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д’Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане. Галерея картин Мане
Tags:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:
Добавить комментарий
Похожие материалы
Наше сообщество на Фейсбуке. Присоединяйтесь!
Завтрак на траве — Эдуард Мане
Картины и художники
·
15. April 2021
Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», принесшая ему скандальную славу, была написана в 1863 году и в настоящее время находится в Музее Орсе в Париже.
Секрет неиссякаемой притягательности работ Мане заключается в их бесконечной органичности. Для Эдуарда Мане живопись была наиболее естественной формой самовыражения, в которой величайшими грехами
он почитал лицемерие и ложь.
По натуре революционер и бунтарь, Эдуард Мане питал стойкую неприязнь к устоям буржуазного общества, к которому по рождению принадлежал сам — и скрывать ее ни в коем случае не намеревался.
Впрочем, пока буржуазные каноны не касались сферы искусства, он еще мог каким-то образом с ними мириться, однако если речь шла о живописи — увольте! Едва ли не всю «продукцию» современных ему
салонных живописцев Мане не без оснований считал вялым и крайне бездарным копированием шедевров Ренессанса — то есть, занятием по сути своей вторичным и ненужным.
Именно отвращение к академическому искусству, переживавшему пору упадка и деградации, но, как ни странно, продолжавшему при этом пользоваться успехом у публики, и стало причиной написания картины
«Завтрак на траве».
По воспоминаниям друга Мане, Адриана Пруста (отца известного писателя) идея написать «Завтрак на траве» родилась у художника во время поездки в Аржантёй — пригород Парижа, впоследствии
прославленный в картинах импрессионистов, включая самого Мане.
Наслаждаясь безмятежным отдыхом на природе, наблюдая, как плещутся в воде отдыхающие, Мане внезапно загорелся желанием написать нагую натуру — однако не в студии, а в окружении природы, на
открытом воздухе, где люди, по его словам, «будут естественными и живыми».
В качестве основы для сюжета Мане использовал всё ту же добрую старую классику: картину «Сельский концерт» кисти Тициана и гравюру Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля Санти. Впрочем, глядя
на окончательный результат, догадаться об этом практически невозможно — настолько глобальным сюжетным и стилистическим трансформациям подверглась классика в интерпретации от Мане.
На переднем плане картины «Завтрак на траве» (208 х 264,5 см; холст, масло) Мане расположил довольно сомнительного вида троицу, явно увлеченную разговором: двух элегантно одетых мужчин и
совершенно нагую юную даму, на секунду отвернувшую голову от беседющих и с вызовом и насмешкой глядящую в лицо зрителю.
Для одного из мужчин позировал будущий шурин Мане — Фердинанд Леенхоф, моделью для другого послужил родной брат Мане — Густав. Что касается натурщицы — ею стала широко известная в те далекие
времена Викторина Мёран, с которой Мане познакомился незадолго до написания картины.
Викторине на момент знакомства с Эдуардом Мане едва исполнилось 18 лет. Она была юна, свежа, обаятельна и сделалась моделью и любовницей художника на долгие 13 лет. Именно Викторину Мёран мы
наблюдаем, помимо «Завтрака на траве», в таких известных работах художника, как «Олимпия», «Уличная певица» и «Железная дорога».
Помимо работы натурщицей, Викторина зарабатывала на жизнь выступлениями в кафе-шантанах и уроками музыки. Впоследствии под влиянием Мане и, возможно, Дега (Меран позировала и для него) она начала
заниматься живописью и сама, однако большая часть ее работ до наших дней не сохранилась.
Расставшись с Мане, Викторина начала пить, после увлеклась лесбийскими отношениями и постепенно заскользила по наклонной вниз, опускаясь на самое дно. В последний период жизни она была известна,
как «Старуха с обезьяной», поскольку завела себе экзотическую зверушку, совместно с которой и просила на улицах подаяние, по старой памяти пытаясь играть на гитаре.
Впрочем, на картине «Завтрак на траве» Викторине нет еще и 20 — отсюда это дерзость во взгляде, проистекающая от приятного осознания собственной молодости и красоты. Кстати, именно эта дерзость и
стала одной из причин наибольшего возмущения публики, которая увидела картину в «Салоне Отверженных» — после того, как ее, разумеется, отверг Парижский салон.
Как писал критик Л. Этьенн: «Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам
взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем смысл этой непристойной загадки.»
Мане досталось за всё. Картина, потребовавшая от художника сотен часов напряженного труда, была разгромлена публикой и критиками в пух и прах. «Завтрак на траве» ругали не только за «бесстыжую
девку», но и за совершенно плоский фон, которому явно недостает глубины; ругали за то, что фигура второй «бесстыдной девки», моющейся на берегу реки несоразмерно крупна -и это действительно
так…
Мане ругали за почти полное отсутствие полутонов, что, во-первых, напрочь порывает с академической традицией, а во-вторых, приближает изображение к фотографии… Мане ругали за грубые мазки кисти
и явную незаконченность многих фрагментов картины… Одним словом, ни форма, ни содержание «Завтрака на траве» не только не стремились сответствовать общепринятым представлениям о морали и
красоте, но явно восставали против них — и холст дружно окрестили «циничным вызовом хорошему вкусу».
Единственными, кто не примкнул к дружным рядам негодующих и, напротив, оценил «Завтрак на траве» по достоинству, оказались Шарль Бодлер и Эмиль Золя. Золя, большой писатель и друг Эдуарда Мане,
сразу угадал намерение художника: увязать классическую традицию с современным видением в максимально органичной, пусть и не лишенной провокации, форме.
Безусловно, картина Мане нелицеприятно пародировала салонные картины на схожий сюжет — однако сегодня «дерзость» Мане выглядит совершенно невинной в сравнении с теми же «Авиньонскими девицами»
Пикассо (тоже вызвавшими в свое время полное непонимание). Однако для того, чтобы Пикассо в 1907-ом мог написать своих «Авиньонских девиц», совершенно необходимо было, чтобы Эдуард Мане на сорок
лет раньше неделями мучился и не спал, создавая «Завтрак на траве» и предвидя, что будет распят общественным мнением за это.
САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ
ТОП-12 ЭКСКУРСИЙ В БАРСЕЛОНЕ
Значение «Завтрака на траве» Эдуарда Мане
Эдуард Мане «Завтрак на траве» (1863) (Фото: Google Art Project Public Domain)
Французский художник Эдуард Мане играл видную роль на художественной сцене Европы 19-го века. Работая в уникальном стиле, Мане преодолел разрыв между двумя основными художественными течениями: реализмом и импрессионизмом. Одна из работ, иллюстрирующих этот своеобразный подход, – номер «Завтрак на траве» 9.0006 (« Le déjeuner sur l’herbe «) — масштабная картина, ставшая одной из самых известных работ Мане и современного искусства.
Прежде чем мы рассмотрим значение этого произведения, важно узнать больше о художнике, стоящем за ним.
Кто такой Эдуард Мане?
Эдуард Мане, «Автопортрет с палитрой» (ок. 1879 г.) Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
Эдуард Мане (1832-1883) был французским художником парижского происхождения, известным своим модернистским подходом к живописи. В отличие от многих своих предшественников, Мане отвергал традиционные вкусы Académie des Beaux-Arts , организация, отвечающая за ежегодные художественные салоны во Франции, отказавшаяся от аллегорических, исторических и мифологических сцен в пользу повседневной иконографии.
Из-за своего радикального выбора темы Мане большую часть своей карьеры считал себя реалистом. Однако после встречи с художниками-импрессионистами в 1868 году он переплелся с движением, кульминацией которого стал единственный в своем роде стиль, органично сочетающий разные жанры.
Масштабная картина Мане « «Завтрак на траве» » (1863 г.), написанная за 5 лет до его первой встречи с импрессионизмом, отражает этот своеобразный подход к живописи.
Обед на траве
Есть три элемента Завтрак на траве , которые отличают его от других современных картин: сюжет, композиция и масштаб.
Тематика
Как и большинство работ импрессионистов, «Завтрак на траве» изображает обычную ситуацию: две женщины и двое мужчин устраивают пикник, представленный в виде натюрморта в левом нижнем углу, в лесу. Хотя сцена кажется обыденной, в ней есть одна особенно интересная деталь: одна из женщин обнажена.
Эдуард Мане «Завтрак на траве» (фрагмент)
В то время как женские обнаженные тела широко распространены на протяжении всей истории искусства, они были вплоть до «Завтрак на траве» 9. 0010 всегда представлял фигуры из мифологии или аллегории. Поместив анонимную раздетую женщину в повседневную обстановку, Мане переосмыслил извечную тему и переопределил то, что представляет собой изобразительное искусство, — и все это с оттенком иронии.
«Значит, они бы предпочли, чтобы я снялась обнаженной, не так ли?» он заметил в письме французскому журналисту Антонину Прусту в 1862 году. «Хорошо, я сделаю их обнаженными. . . Тогда, я полагаю, они действительно разорвут меня на куски. Они скажут мне, что я просто копирую итальянцев, а не испанцев. Ну, они могут говорить, что хотят.
Состав
Хотя Мане не увлекался классическими сюжетами, популярными среди его сверстников и предшественников, он черпал в них вдохновение. Композиция «Завтрак на траве» напрямую вдохновлена двумя итальянскими произведениями искусства XVI века: «Пасторальный концерт» и «Суд Париса» .
Из «Пасторальный концерт» — картины, аллегорически представляющей поэзию и музыку, — Мане заимствовал динамику двух одетых мужчин, сидящих снаружи с двумя женщинами: одна сидит обнаженная, а другая купается. Считается, что Мане был вдохновлен на создание картины «Завтрак на траве» после просмотра этого произведения в Лувре , где оно находится по сей день.
Джорджоне и/или Тициан, «Пасторальный концерт» (1509) (Фото из Викисклада)
В дополнение к Пасторальный концерт , Обед на траве также ссылается на Суд Париса , гравюру, изображающую сцену из греческой мифологии. В частности, Мане вдохновлялся позами и формами трех фигур — два речных бога и водяная нимфа — в правом нижнем углу произведения.
Маркантонио Раймонди, «Суд Париса» (ок. 1510–1520 гг.) (Фото: Метрополитен-музей, общественное достояние)
Маркантонио Раймонди, «Суд Париса» (фрагмент)
Весы
Помимо новаторского сюжета и итальянской композиции, «Завтрак на траве» славится своими размерами: 81,9 на 104,1 дюйма.
До Мане художники обычно резервировали полотна такого размера для академических картин, вдохновленных аллегорией, историей и мифологией. Изображая обычную сцену в таком крупном масштабе, Мане подтвердил, казалось бы, приземленные сюжеты, вдохновив импрессионистов, таких как Клод Моне и Огюст Ренуар, последовать его примеру с Водяными лилиями и Обед на лодке соответственно.
Наследие
Сегодня, Завтрак на траве остается самой известной работой Мане и одним из самых ярких произведений парижского Музея Орсе. Помимо ярких визуальных эффектов, музей хвалит произведение за его контекст, отмечая его важность для движения современного искусства:
« Le déjeuner sur l’herbe — свидетельство отказа Мане подчиниться условностям и его инициирования новой свободы от традиционных сюжетов и способов репрезентации — возможно, можно рассматривать как отправную точку для современного искусства».
Статьи по теме:
История шедевра импрессионистов Ренуара «Завтрак на лодке»
Танцовщицы Дега: как балерины вдохновили культового художника-импрессиониста
Как родилась «Звездная ночь» Ван Гога и продолжает вдохновлять художников
Увлекательные картины, рассказывающие об уникальных мастерских 5 известных художников
«Завтрак на траве», 1862 год, Эдуард Мане
Предоставлено www. Manet.org |
«Завтрак на траве» («Dejeuner sur l’Herbe», 1863 г.) была одной из импрессионистских работ, порвавших с классическим представлением о том, что искусство должно подчиняться установленным условностям и стремиться к достижению вневременности. Картина
был отвергнут салоном, выставившим картину, одобренную официальной французской академией. Отторжение было вызвано не столько женскими обнаженными телами на картине Мане, классическим сюжетом, сколько их присутствием в современной живописи.
обстановка в сопровождении одетых буржуазных мужчин. Несоответствие предполагало, что женщины были не богинями, а моделями или, возможно, проститутками.
Тем не менее, в «Le dejeuner sur l’herbe» Мане отдал дань уважения художественному наследию Европы, позаимствовав сюжет из «Пасторального концерта» — картины
Тициан, приписываемый в то время Джорджоне (Лувр), черпал вдохновение для композиции центральной группы с гравюры Маркантонио Раймонди по картине Рафаэля «Суд над
Париж. Но классические отсылки уравновешивались смелостью Мане. Присутствие обнаженной женщины среди одетых мужчин не оправдывается ни мифологическими, ни аллегорическими прецедентами. Это и современное платье,
сделал странную и почти нереальную сцену непристойной в глазах публики. Сам Мане в шутку прозвал свою картину «la party carree».
Вместо этого Мане выставил картину в Салоне Отверженных, альтернативном салоне, созданном теми, кому было отказано во входе в официальный салон. Как и его друг Курбе, Мане оказал влияние на современную живопись не только своим
использование реалистичных сюжетов, но также и его вызов трехмерному перспективизму, установившемуся в живописи эпохи Возрождения. Мане рисовал фигуры с плоскостью, отчасти заимствованной из японского искусства и напоминающей
(как заметил Гюстав Курбе) плоскость короля или королевы на игральной карте.
«Завтрак на траве» — свидетельство отказа Мане подчиниться условностям и его инициации новой свободы от традиционных сюжетов и способов репрезентации — возможно, можно считать отправной точкой для
Современное искусство.