Содержание
Клод Моне картина завтрак на траве
TopKartin » Шедевры мирового искусства
- Автор: Клод Моне;
- Год: 1866;
- Место нахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва;
- Размер: 130 × 181 см. Холст масло;
- Цена: Стоимость не известна.
Содержание
- Две картины
- Замысел
- Лесные лужайки и дороги
- Модели и этюды
- Описание картины
- Всё-таки большой формат и студийный перенос эскизов не для Моне
- Путь большого «Завтрака на траве» к музею Орсе
- Как малый «Завтрак на траве» попал в Россию
- Топ известных картин Клода Моне
Картина «Завтрак на траве» французским художником, будущим лидером импрессионистов, Клодом Моне (1840-1926) создавалась как отклик на скандальное полотно «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (1832-1883) с одноимённым названием, которое выставлялось в 1863 году на Салоне отверженных, специально учреждённой Наполеоном III выставке картин, не допущенных жюри на Парижский салон.
Две картины
«Завтрак на траве» Клода Моне существует в двух размерах:
- 130 х 181 см – законченное полотно – написано в 1866 году маслом на холсте. Принадлежит Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
- 465 х 640 см – полотно не закончено и частично утрачено – два сохранившихся фрагмента входят в коллекцию музея Орсе в Париже, который специализируется на произведениях импрессионистов и их последователей.
Замысел
Клод Моне «Завтраку на траве» прочил заметное место на Парижском салоне 1866 года. Приступив в 1865 году к меньшему варианту, художник рассчитывал должным образом проработать этюд и, добившись собственного удовлетворения результатом, перенести его на большое полотно, предназначенное к показу. Художник задумал переход от малых форм к полотнам внушительных размеров. Вместе с тем написание крупногабаритной картины воспринималось живописцем как проверка собственных сил и вызов обществу – Моне желал взять реванш за критику его работ на Салоне отверженных в 1863 году. Размер полотна, в разы больший, чем картины той же тематики, пикников, Мане и Курбе (1819-1877), играл в этой задумке не последнюю роль. Мане, кстати, поначалу очень раздражался от сравнения с Моне, Клод во избежание недоразумений подписывал свои работы именем и фамилией.
Лесные лужайки и дороги
Для работы молодой амбициозный художник выбрал лес Фонтенбло, излюбленную сцену французских живописцев – на выставках в Салоне на протяжении XIX века картин с изображением леса было представлено более полутора тысяч. Прибыв в апреле 1865 года в Шайи, деревню на краю лесного массива, Моне делает пейзажные этюды разных размеров – писать с натуры, на природе, выбирая солнечные просторные места, художник очень любил. Только на обширных полянах, у дороги было достаточно света, неба, теней – контрасты и блики всегда интересовали живописца, а их изображение было сильной стороной Моне. Он концентрировался на освещении стволов деревьев, их листвы, ветвей, наблюдал и стремился передать их объём, текстуру, а также игру цвета и его прямую зависимость от освещения. Практика в Фонтенбло дала прекрасный материал для ландшафтного фона и других картин Клода Моне – «Завтраком на траве» художник не ограничился. Это серия, связанная с дорогой на Шайи, картина «Пикник».
Модели и этюды
Музей Орсе в Париже
Молодой Моне людей в то время ещё писал, на картине предполагалась большая их группа. Позировать для мужских фигур было поручено друзьям и соратникам по художественной мастерской Фредерику Базилю и Альберту Ламброну. С кого Моне писал дам, доподлинно не известно: возможно, позировали разные женщины или одна – возлюбленная художника Камилла. В августе Моне приступил к композиционным зарисовкам на бумаге и групповым этюдам на холсте. До наших дней дошло всего три подготовительных работы к меньшему полотну, которое, в свою очередь, тоже задумано как предварительное – главной целью была будущая большая картина. Художник был всецело поглощён ею, думал только о ней – подобная одержимость и зацикленность на какой-либо художественной идее с годами станет всё больше управлять творческой жизнью мастера.
Описание картины
По начатому в Шайи, а законченному в мастерской осенью 1865 года первому холсту, можно судить, как бы выглядело задуманное большое полотно. На малой картине перед зрителем ясный летний день, негустой лес и 12 фигур: это элегантные мужчины в костюмах и женщины в кринолинах. Они устроили пикник на уютной лесной поляне, выбрав место достаточно просторное и удобное, где огромные вековые деревья немного расступились. Расстеленная прямо на траве белая скатерть уставлена едой и напитками: здесь простые блюда, которые французские буржуа могли захватить с собой, фрукты, вино. Вокруг скатерти, сидя, полулёжа и стоя, расположилось общество. Очевидно, что все давно знакомы – беседуют и отдыхают в непринуждённых позах. Они только что пришли – еда ещё не тронута, одна женщина расставляет тарелки. Просвет между героями картины со стороны зрителя однозначно делает его участником приятной прогулки и привала на опушке. И позволяет вместе с левреткой, изображённой в самом низу по центру, рассматривать детали: наряды дам, импровизированный стол, позы и пиджаки мужчин. На мощном стволе дерева справа вырезано сердце, пронзённое стрелой, символ любви – вероятно, так художник обозначил свои романтические отношения с Камиллой, какие у него развивались в тот период жизни.
Композиция многофигурная, но главным в ней всё-таки являются не люди, а свет в своём живом действии – солнечные блики сквозь прореженные кроны деревьев, тени разной степени – цветная одежда отдыхающих, стволы и листва деревьев, земля дают художнику неисчерпаемый материал для исследований.
Всё-таки большой формат и студийный перенос эскизов не для Моне
По возвращении в Париж Моне приступил к осуществлению задуманного. При переносе эскиза на огромный холст художник прямо по ходу работы менял кое-что: внешность и телосложение одного мужчины, сделав его похожим на Курбе, расцветку платья дамы слева, её головной убор. Эти незапланированные коррективы отнимали много времени и сил, к тому же студийную работу Моне не любил. Посмотреть, как продвигается дело, в мастерскую заглядывали разные художники. Моне быть бы твёрже в своих убеждениях, но он послушал советы Курбе, старшего товарища, по поводу платьев женщин. Начатые переделки не нравились, настроение портилось и, в конце концов, Моне понял, что к выставке не успеть и прекратил работу над полотном. Срочно занялся другими картинами, чтобы было что представить на Салоне (который всё-таки увенчался для него успехом).
Путь большого «Завтрака на траве» к музею Орсе
Незаконченный холст в 1874 году был оставлен в залог хозяину дома, арендованного Моне, так как тому нечем было заплатить. Только через 10 лет художник выкупил свою картину. К сожалению, правая треть полотна была испорчена безвозвратно (картина хранилась в сырости и холоде). Моне её просто отрезал. Оставшийся кусок разрезал на два фрагмента, которые после смерти художника сначала хранились у его сына Мишеля, затем в частных коллекциях до передачи государству в 1986 и 1987 годах.
Как малый «Завтрак на траве» попал в Россию
Картина была куплена лично у автора московским купцом и коллекционером Сергеем Щукиным в ноябре 1904 года. Это было тринадцатое полотно Моне в собрании мецената. После национализации его коллекции и передачи картины в разные годы от музея к музею осела в стенах Пушкинского. Это полотно художнику вполне удалось и ясно демонстрирует талант молодого мастера, впереди у которого сотни прекрасных картин.
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Элементы (L’elemento). Клод Моне. Завтрак на траве // Смотрим
Элементы (L’elemento). Клод Моне. Завтрак на траве // Смотрим
Профиль
9 октября 2022, 14:15
Элементы» с Ильей Доронченковым.
Цикл «Элементы» – это серия программ с рассказами известных искусствоведов об элементах произведений искусства великих художников и скульпторов и, конечно, об историях, связанных с ними. Через отдельные и порой не сразу примечательные детали зрители узнают удивительные факты создания полотен, приемы и техники живописи и ваяния; попытаются разгадать зашифрованные в работах послания и познакомятся с захватывающими сюжетами из жизни шедевров. 8 программ.
№1. Элементы с Ильей Доронченковым. Клод Моне. «Завтрак на траве». В первой серии Илья Доронченков – яркий и харизматичный российский искусствовед, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по научной работе расскажет неизвестные истории об известных шедеврах из собрания Пушкинского музея, о картине Клода Моне «Завтрак на траве» – памятнике успеху иразочарованию художника.
документалистика
изобразительное искусство
музеи
история искусств
Италия
фильм
телеканал «Культура»
популярное
документальные проекты
передачи про изобразительное искусство
Авто-геолокация
Клод Моне | Le Déjeuner sur l’herbe (Завтрак на траве) (1865-1866)
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовые диапазоны малых репродукций Пабло Пикассо
9
3
Просмотр этой категории Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двухмерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Холст, масло
97 3/5 × 85 2/5 дюйма | 248 × 217 см
Получайте уведомления о похожих работах
Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории
Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Серия «Художник»
Портреты художников и скульпторов
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Скульпторы
113 в наличии
Портреты художников и скульпторов
113 в наличии
Портреты художников и скульпторов
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Other works by Пабло Пикассо
Просмотреть все
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Название художника
Разделение название
Партнер
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Другие работы Пабло Пикассо
Посмотреть все
Название художника
Разделение название
Партнер
Название художника
Имя
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Related artists
Georges Braque
French 1900-2000
Georges Braque
French 1900-2000
Georges Braque
French 1900-2000
Жорж Брак
Французский 1900-2000
Эдуард Мане | Завтрак на траве (Le Déjeuner sur l’herbe) (1863)
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Диапазоны цен на репродукции Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории
Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен своими первооткрывателями кубизма и разрушением двухмерного изображения. плоскости для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Холст, масло
82 × 104 дюйма | 208,3 × 264,2 см
Получайте уведомления о похожих работах
Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории
Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века.