Содержание
Огюст Ренуар – картины и периоды творчества
В ряду основных представителей импрессионизма стоит и Пьер Огюст Ренуар (Лимо, 1841 — Кань-сюр-Мер, 1919), начинавший как художник с росписи тканей и вееров. Под уговоры своего друга Моне Ренуар тоже стал работать на пленэре, что заставило его высветлить палитру (Лягушатник, 1869) и освоить письмо раздельными цветами, которое было завоеванием импрессионизма.
Период импрессионизма
1870—1881 гг. считаются временем расцвета импрессионистического метода у Ренуара. Цветовая ткань его работ становится все более живой, словно вибрирующей, и материя конкретного мотива все сильнее растворяется в массах и потоках цвета (Тропинка в высокой траве, 1875). Неподражаемый мастер женских образов, особенно обнаженных фигур, он погружает их в сияющую световую среду, где формы моделируются светом (Женская полуфигура в солнечном свете).
Ренуар обладал неподражаемым даром острой наблюдательности при изъятии неприятных сторон парижского мира, что сделало его проникновенным поэтом повседневной жизни парижского люда. Он отображал оживленные балы, больше похожие на парижской жизни народные гулянья (Бал в Мулен де ла Галетт,1878), и элегантную публику, наполняющую столичные театры (Ложа, 1874; картина была показана на Первой выставке импрессионистов).
В этот период он писал также много портретов, отмеченных простотой поз и непосредственностью в трактовке форм, когда главными составляющими образа являются свет, цвет и воздушная среда (Читающая девушка, 1874; Мадам Шарпантье, 1876-1877). 1879 г. датируется один из шедевров и программных произведений импрессионизма: Гребцы в Шату, за которым, двумя годами позже, последовала знаменитая работа Завтрак гребцов (1881).
Период «энгровский», или «терпкий»
Путешествия 1881—1882 гг. в Алжир и Италию обогатили Ренуара новыми впечатлениями: именно в этот период он начал пересматривать принципы импрессионизма: он чувствовал необходимость более детального размышления об общей структуре картины и о пластических закономерностях формы, а это предполагало возврат к классической традиции.
Так начался период, получивший название «энгровского», или «острого, терпкого» (по-французски эти слова звучат почти одинаково), охватывающий 1883—1890 гг., когда его живопись обретает все более гладкий вид, с точно выписанными деталями, с явной предрасположенностью к холодным тонам, к рисунку и линии, определяющим формы (Купальщицы, ок. 1884-1887, частное собрание, Филадельфия). Последний этап жизни отмечен возвратом к его особому колоризму. Наряду с натюрмортами и пейзажами (В Эстаке, 1882; Музей изящного искусства, Бостон) любимой темой оставались ню (Купальщицы, 1918—1919, Музей д’Орсэ, Париж).
Популярные картины Огюста Ренуара:
Автопортрет (1875)
Актриса ЖаннаСамари (1877)
Бал в Мулен де ла Галетт (,1878, Музей д’Орсэ, Париж)
Букет в театральной ложе (1874, Институт Курто, Лондон)
В саду (1876)
Гребцы в Шату (1879, Национальная галерея, Вашингтон)
Девушка с веером (1906)
Девушка с зонтиком (1883)
Дети
Женская полуфигура в солнечном свете (1875, Музей д’Орсэ, Париж)
Завтрак гребцов (1881, собрание Филлипс, Вашингтон)
Купальщицы ( 1918—1919, Музей д’Орсэ, Париж)
Купальщицы ( ок. 1884-1887, частное собрание, Филадельфия))
Лежащая обнаженная (1883)
Лягушатник (1869, Национальный музей, Стокгольм, и фонд Оскара Райнхарта, Винтертур)
Мадам Шарпантье (1876-1877, Музей д’Орсэ, Париж )
После купания(1888)
Танец в Буживале (1883)
Танец в городе (1883)
Тропинка в высокой траве (1875, Музей д’Орсэ, Париж)
Читающая девушка (1874, Музей д’Орсэ, Париж)
Метки: Импрессионизм, Художник
Пьер Огюст Ренуар — Две сестры (На террасе)
Оригинальное название: Les deux soeurs (Sur la terrasse)
Год создания: 1881
Месторасположение: Чикагский институт искусств, Чикаго
Характеристики: холст, масло. 100.4 x 80.9 см
Картина «Две сестры (На террасе)» — это примавера (аллегория весны) к летней вакханалии в «Завтраке гребцов». Листья только еще распускаются на деревьях, а яркие весенние цветы изобилуют на холсте. Старшая девушка, одетая в синюю фланель женщины-канотье, позирует в центре запоминающегося пейзажного фона Шату, пригородного городка, где художник провел большую часть весны 1881 года. Она рассеянно смотрит на свою младшую спутницу, которая, кажется, в очаровательном визуальном тщеславии только что ворвалась в картину. Технически картина представляет собой живописный эксперимент: Ренуар сопоставил цельные, почти в натуральную величину фигуры на фоне пейзажа, который, как и декорации, кажется царством снов и фантазий. Корзина для шитья на левом переднем плане напоминает палитру, содержащую яркие, чистые пигменты, которые художник смешивал, разбавлял и изменял для создания остальной части картины.
С изображением гребных и парусных лодок, пришвартованных к набережной, и высокой точкой обзора на зеленый пейзаж, полотно «Две сестры (На террасе)» это дань уважения колориста к пасторальным видам Шату. Картина завершает период работы Ренуара в Доме Фурнез, который начался с написания работы «Завтрак в ресторане Фурнез» в 1875 году. Почему художник отказался от популярного заведения и его веселых хозяев, остается загадкой, ведь Ренуар любил там бывать и рекомендовал друзьям.
Несмотря на название «Две сестры», присвоенное картине Дюран-Рюэлем для выставки импрессионистов 1882 года, маленькая девочка не была сестрой сидящей фигуры, в роли которой выступила восемнадцатилетняя начинающая актриса Жанна Дарло. В своей картине «Завтрак гребцов» Ренуар изобразил известных завсегдатаев ресторана Фурнез, а также элитную группу поклонников искусства, в том числе актрису Жанну Самари, которая выступала в театре Комеди Франсез. В «Двух сестрах» он вновь черпает вдохновение в парижском театральном мире. Здесь Дарло предстает как канотье — свободной души, которая делит свое время между парижскими танцевальными залами и отдыхом на Сене. Похожий персонаж позже был увековечен в романе Ги де Мопассана «Иветта», но и в 1881 году канотье иногда вдохновляли писателей и поэтов. Жанна Дарло поступила в консерваторию в августе 1882 года и вскоре после этого активно занялась карьерой на французской сцене, с которой она ушла на пенсию в 1899 году.
Маленькая девочка на картине никогда не была идентифицирована, и художник не оставил никаких ключей к отношениям, которыми она могла быть связана с молодой женщиной. Разницы в возрасте недостаточно, чтобы объяснить отсутствие увлеченности или эмоций в выражении лица ребенка. Возможно, это связано с тем, что «Две сестры» была жанровой картиной, в которой Ренуар не искал портретного лоска и благополучия, а хотел показать детскую непосредственность в окружении природных пейзажей и речных развлечений. В своей трактовке темы взрослого и ребенка «Две сестры» заметно отличаются от картины того же года «Эжен Мане с дочерью в Буживале» Берты Моризо, которая также появилась на седьмой выставке импрессионистов.
Вскоре после того, как картина была закончена, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль приобрел ее у Ренуара под названием «Девушка на террасе у Сены» за 1500 франков, сумму, которую Ренуар якобы получил тремя годами ранее за значительно больший «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Учитывая трудности, с которыми Ренуар столкнулся при создании картины, и высокую плату, которую он получил, можно предположить, что работа была написана на заказ. Роль «Двух сестер» как средства продвижения импрессионизма началась почти сразу, когда в конце 1881 года в журнале L’art de la mode была опубликована ее цветная репродукция. В марте 1882 года картина появилась на седьмой выставке импрессионистов под новым названием «Две сестры». Дюран-Рюэль включил двадцать пять работ Ренуара из своего фонда после того, как художник отказался участвовать из-за разногласий с Полем Гогеном и Камилем Писсарро. В следующем году картина вновь поменяла свое название на «Девушка на террасе (Шату)» на ретроспективной выставке Ренуара, организованной Дюран-Рюэлем и проходившей на бульваре Мадлен. Хотя «Две сестры (На террасе)» считались исключительно востребованным произведением, Дюран-Рюэль не расставался с ним почти четыре с половиной десятилетия.
Выставка коллекции Phillips исследует волнующий, праздничный «Завтрак лодочной вечеринки» Ренуара – ARTnews.com
Пьер-Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов» , 1880–81, холст, масло, 51¼ x 69⅛ дюймов.
КОЛЛЕКЦИЯ PHILLIPS, ВАШИНГТОН, округ Колумбия, ПРИОБРЕТЕНА 1923
Когда Пьер-Огюст Ренуар написал картину Обед на лодке в 1880–1881 годах, 40-летний импрессионист выбрал жанровую тему, давно популярную среди французских художников. Как и другие до и после него, Ренуар изображал фигуры, собравшиеся вокруг стола. Раньше эта тема больше ассоциировалась со строгостью салонных работ, чем с авангардными стратегиями, но даже современные мастера, такие как реалист Гюстав Курбе и постимпрессионист Поль Сезанн, создавали суровые работы в натуральную величину с флегматичными, бесстрастными мужчинами в глубине души. мысль в пресных интерьерах соответственно в After Dinner at Ornans (1849) и Игроки в карты (1890–92) в Фонде Барнса.
Ренуар перевернул эти традиционные подходы. Он изобразил девять мужчин и пять женщин на террасе с видом на реку, где гребли два подобающим образом одетых гостя. Его сцена, в отличие от сцен его предшественников и последователей, волнующая и праздничная, наполненная весельем и оживлением. Свет пронизывает каждый аспект вечеринки. Он бросается в глаза лицам, сложенным под разными углами, мятой белой скатерти, на которой сверкают винные бутылки и бокалы, сверкающим гроздьям винограда, шляпам с цветочными полями, деревьям в солнечных пятнах и текущей реке внизу. Если вы когда-нибудь задумывались, что делает 9 Ренуара0002 Luncheon of the Boating Party шедевр, не говоря уже об уникальном образце импрессионизма, вам просто нужно сослаться на другие картины, принадлежащие к этой устаревшей категории.
Чтобы отпраздновать жемчужину музейной короны, коллекция Филлипса в Вашингтоне, округ Колумбия, представляет «Ренуар и друзья: обед на вечеринке» до 7 января 2018 года. Это необычное шоу «В контексте». Во-первых, хотя это картина большого масштаба, Ренуар не делал для нее подготовительных этюдов. Значит, друзья. А какие друзья были. Летним днем, проведенным менее чем в девяти милях от Парижа, эти мужчины и женщины разделяли любовь к искусству, гораздо большую, чем просто солнечная трапеза. Это были актрисы, искусствоведы, еще один художник и несколько писателей, в том числе авантюристка, писавшая короткие рассказы, театральный критик в течение 9 лет.0002 Le Chat Noir , который был вторым мэром Сайгона, правительственным чиновником и виконтом, написавшим книги о Вольтере и Робеспьере.
Пьер-Огюст Ренуар, Танец в деревне , 1883, холст, масло, 70⅞ x 35⅜ дюймов.
МУЗЕЙ Д’ОРСЕ, ПАРИЖ / BRIDGEMAN IMAGES
На выставке в Phillips представлены портреты таких почитаемых художников, как Ренуар, Эдгар Дега и Гюстав Кайботт, а также менее известных Леона Бонна и Жана Патрико, а также фотографии Надара. В витринах выставлены обложки книг, журнальные статьи и каталоги продаж, а также три модных женских чепчика и один складной цилиндр.
Сцена установлена в первой галерее с тремя сценами Сены в Шату, написанными Ренуаром. Его изображения рек, прудов и океана могут быть самыми недооцененными работами в его творчестве. Есть ли лучший аналог для бегущей воды и катящихся волн, чем его пенистые мазки? Посмотрите на близлежащие открытки с видом на Maison Fournaise и его открытую террасу, где Ренуар разместил свою обеденную группу. Камера не может конкурировать с вздымающимися облаками и текущей водой, созданными виртуозным импрессионистом. В Phillips вы насладитесь морскими пейзажами Ренуара меньшего размера, более интимного масштаба, без фигур.
Установив сцену, где собрались весельчаки, Элиза Э. Рэтбоун, почетный главный куратор Филлипса и руководитель проекта, представляет действующих лиц — друзей и коллег художника — в следующих выставочных залах. Поскольку он не делал этюдов, что является обычной практикой для таких больших полотен, Ренуару нужно было знать физиономии своих гуляк, и он должен был быть в состоянии уговорить многих из них отправиться в Шату, чтобы позировать ему.
Актриса Эллен Андре играет очаровательную роль в Вечеринка на лодке . На среднем плане, в шляпе с цветочными полями и с бокалом вина, она смотрит на зрителей. Андре очаровал и других художников. Скромные работы Дега и Эдуарда Мане, для которых она позировала, также здесь, как и ее фотография Надара. Спустя несколько лет, в « L’Absinthe » (1876), Дега изобразил ее совсем по-другому, в виде поникшей дуры.
Рэтбоун также курировал галерею с картинами Алин Шариго, которой был всего 21 год, когда она была изображена как восхитительная румяная молодая женщина с маленькой собачкой на переднем плане шедевра Ренуара. Компаньоны с конца 1870-х годов, пара ждала до 189 лет.0 выйти замуж. Это убедительное дополнение к недавним связанным проектам, таким как великолепная выставка портретов мадам Сезанна в крыле Lehman Художественного музея Метрополитен в 2015 году и книга портретов Камиллы Моне Мэри Мэтьюз Гедо 2010 года. В захватывающем Танце в деревне , одном из трех эффектных полотен с гуляками в натуральную величину 1883 года, позаимствованном у Орсе и закрывающем выставку, Алин Шариго уже выглядит зафтиг. Шариго, одетая в прекрасные платья и украшенная бледно-голубыми и розовыми тонами, очарование Чариго, читает ли она иллюстрированный журнал, шьет или кружится на танцполе, так же очевидно для посетителей Филлипса, как и для ее любовника.
Пьер-Огюст Ренуар, Обед в ресторане Фурнез (Обед гребца) , 1875, холст, масло, 21⅝ x 26 дюймов.
ЧИКАГСКИЙ ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВ, КОЛЛЕКЦИЯ ПОТТЕРА ПАЛМЕРА
Среди изображений его будущей жены есть автопортрет Ренуара, которому тогда было около 35 и примерно пять лет до исполнения его великой сцены на лодочной вечеринке. С высоким лбом, навязчивыми глазами, густыми усами и рудиментарными бакенбардами он не выглядит так, будто ему будет комфортно на лодочной вечеринке. Однако из каталога выставки мы узнаем, что помимо прекрасного чувства юмора он был «любезным, добрым, щедрым и неприхотливым». В биографии Анри Матисса, написанной Хилари Сперлинг, стареющий импрессионист также проявляет щедрость по отношению к молодым художникам. В конце жизни Ренуар дожил до 78 лет, умер в 1919 — он подружился с Матиссом и вдохновил своего младшего коллегу на картины одалисков, написанные в 1920-х годах.
Самая большая галерея посвящена дружбе Ренуара с мужчинами. Двумя самыми очаровательными были писатель Шарль Эфрусси и его коллега-художник Гюстав Кайботт. Эфрусси, одетый в цилиндр и стоящий на заднем плане спиной к зрителям на лодочной вечеринке , был единственным человеком, названным по имени, когда эта картина была вывешена на седьмой выставке импрессионистов в 1882 году. Искусствовед Gazette des beaux-arts , Эфрусси написал книги об Альбрехте Дюрере и Пауле Бодри, которые установлены в витринах вместе с экземплярами журнала, а также два каталога продаж 1913 года, относящиеся к его коллекциям. Любимая картина Мане с изображением пучка спаржи, когда-то принадлежавшая этому знатоку, также выставлена на обозрение.
Рядом висит очаровательный портрет Ренуара мадам Леон Фульд, голубоглазой и бледнокожей тетушки Эфрусси, и завораживающий портрет голубоглазого усатого композитора Альбера Каэна д’Анвера, заказ которого, как считается, заказал Эфрусси. Обе обработки повышают репутацию художника как искусного портретиста.
Гюстав Кайботт, Парусники на Сене в Аржантее , 1893, холст, масло, 28⅞ x 17 дюймов.
ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Раздел, посвященный Кайботту, жившему между 1848 и 1894 годами, расширяет наши знания и оценку жизни как Ренуара, так и его хорошего друга. Одетый как гребец, в рубашке без рукавов и соломенной шляпе, Кайботт закрепляет правый нижний угол картины Филлипса. Художник, а также проницательный коллекционер, он был крестным отцом старшего сына Ренуара, Пьера, который родился в 1885 году и стал актером театра и экрана. Ренуар был исполнителем завещания Кайботта, который завещал важные работы импрессионистов французскому государству.
Благодаря большому количеству синих, белых и перистых мазков, которые создают ослепительный свет, а также отражения на струящейся воде, четыре речных вида Кайботта из 1880-х и 90-х годов заставляют вас хотеть сесть на одну из его парусных лодок и почувствовать солнце. твое лицо и ветер в твоих волосах. Богатый художник, более известный в 20-м веке своими пожертвованиями произведений Мане и Сезанна музеям Парижа и спонсорством выставок импрессионистов, наконец-то получает признание в 21-м веке за заслуги своего искусства.
Проведя большую часть «Ренуара и друзей» с соратниками художника, шоу завершается на высокой ноте Вечеринка на лодке . Самый большой холст в поле зрения, размером почти четыре фута в высоту и более шести футов в ширину, он также самый сияющий. Если бы он больше ничего не рисовал, Ренуара прославили бы за это. Трудно понять, как что-то настолько очаровательное может быть таким вызывающим. Несмотря на то, что на нем изображены известные и узнаваемые люди, он не был написан как групповой портрет с целью, чтобы людей можно было идентифицировать. И хотя действие происходит на открытом воздухе в хорошую погоду, это не пейзажный эпиграф. Элементы натюрморта с любовно прорисованными бутылками, стаканами и фруктами, вероятно, являются наименее заметным аспектом картины. Фигуры Ренуара сидят, стоят, наклоняются и поворачиваются влево и вправо в захватывающих группах по двое и по трое. Бородатые мужчины контрастируют с женщинами в шляпах. Что касается одежды юбиляров, то она варьируется от довольно неформальной одежды до строго формального платья. Насыщенная сцена, наполненная бесчисленными историями, никогда не кажется безумной.
В 1939 году, накануне Второй мировой войны, сын режиссера Пьера-Огюста Ренуара Жан собрал еще одну группу парижан на выходные в загородном поместье. Один из величайших фильмов, когда-либо созданных, « Правила игры » — идеальное дополнение к фильму «Завтрак на лодке» . Оба в свое время и по-своему спрашивают, как это сделал другой французский художник, что мы есть и куда мы идем?
Обед Ренуара на лодочной вечеринке
На этой неделе мы пообедаем на свежем воздухе!
А вот и одна из самых известных и восхитительных сцен обеда, когда-либо написанных. Ренуар «Завтрак гребцов».
Пьер-Огюст Ренуар , Luncheon of the Boating Party , 1881, The Phillips Collection, Washington D.C. сцена, в основном это было написано на открытом воздухе — он провел 16 месяцев, рисуя отдельные портреты на месте, но затем закончил все это в студии, которая не была такой уж импрессионистской. Однако следует сказать, что у импрессионистов на самом деле не было манифеста, над которым они работали.
Сцена изображает группу молодых людей, наслаждающихся завершением того, что, похоже, было довольно сказочным обедом. Это ресторан под названием Maison Fournaise, который был закрыт в 1906 году, но с ростом интереса к художникам-импрессионистам на протяжении 20 го века была проведена кампания по его восстановлению. Так что вы можете пойти и пообедать там еще раз.
В 1880-х годах это было популярное пристанище гребцов, которые собирались там, потому что туда можно было добраться по реке, а также художники, актрисы и буржуа; все они представлены здесь в великолепном 3D. Ренуар хотел, чтобы все они были содержательными, правильно смоделированными и убедительными, поэтому он потратил на них время и нарисовал их иначе, чем фон, который гораздо более «импрессионистский», они также почти в натуральную величину.
Посмотрите на эти цифры; они намного четче фона, потому что нарисованы более тонкими мазками.
Объекты на столе тоже менее четкие — посмотрите, как блестяще изображены очки с помощью света и тени.
«Завтрак на лодке» действительно был и остается шедевром Ренуара. Это три жанра в одном (натюрморт, пейзаж и портрет), и они полны взаимодействия, что придает ему настоящий динамизм. Взаимодействие с точки зрения композиции, безусловно, было постановочным, поскольку композиция работает так хорошо, но оно также было искренним, как и люди, изображенные там, где были друзья Ренуара.
Парень, прислонившийся к балкону, — Альфонс Фурнез-младший, а дама — Альфонсина Фурнез; брат и сестра и дети родителей с небольшим воображением. Они также, конечно, часть семьи, которой принадлежит ресторан.
Дама, воркующая на своем терьере, — Алин Шариго, будущая жена Ренуара. Вы можете заметить, что собака выглядит слегка удивленной, и это потому, что она смотрит не на того человека, на которого смотрела изначально! Алин заменяет оригинальную модель, у которой было соскоблено лицо, когда Ренуар влюбился в молодую швею и решил, что она должна быть на картине!
Напротив Алины находится художник Гюстав Кайботт, и среди других узнаваемых лиц дня есть одно, которое находится в центре, но, в отличие от всех других изображенных людей, вообще не взаимодействует. Она полностью в своем мире. Это актриса Эллен Андре, которая также работала моделью для Дега.
Картина вошла в коллекцию Дюран-Рюэля, который был коллекционером произведений искусства и главным покровителем импрессионистов, но когда он умер в 1922 году, картина была куплена американским коллекционером по имени Дункан Филлипс, который основал Вашингтонскую галерею.