СЕРВИРОВКА СТОЛА СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКСАДУВ ДЕТСКОМ САСДУ. Сервировка стола к завтраку в детском саду
СЕРВИРОВКА СТОЛА. Методическая копилка. Государственное учреждение образования "Ясли-сад №12 г.Калинковичи"
Описание раздела: Зачем нужна сервировка стола в детском саду Считается, что красивая подача блюд способствует пробуждению аппетита, но сервировка стола в детском саду выполняет и другие задачи. Прививая детям любовь к красоте, воспитатели учат их уважению к пище, недопустимости небрежного к ней отношения, необходимости помощи в уборке со стола. Именно этим занимаются дежурные, помогающие воспитателям в старшей группе. Сервировка стола в детском саду в зависимости от возраста В ясельных группах продукты выдаются порционно, иначе слишком велика вероятность того, что кто-то из детей останется без пирожка или печенья. В более старшем возрасте тарелка со сладостями ставится в центре стола и каждый ребенок должен знать, что брать свой пирожок нужно с того края, который ближе к месту, а не выбирать приглянувшийся. Варианты подачи блюд и используемая посуда. Большинство взрослых знают о том, что полезные блюда часто не вызывают у детей должного энтузиазма. Поэтому сервировка стола в детском саду во многом зависит также от того, как эти блюда оформлены. Не меньшую роль играет посуда. Красочные кружки и тарелки способствуют увеличению аппетита в большей мере, чем однотонная и безликая посуда. При этом необходимо помнить, что она должна отвечать всем гигиеническим требованиям, именно поэтому алюминий в детском питании не используется. Пластмассовая посуда также не приемлема, разве только в качестве дополнительных аксессуаров, таких, как подставки для салфеток или хлебницы. В остальном же, сервировка стола в детском саду не должна отличаться от общепринятых норм. Именно посредством правильной расстановки предметов ребенок узнает о том, что вилку держат в левой руке, а нож – в правой. Естественно, что количество предметов на столе минимально, и отличие салатной вилки от той, которой едят рыбу, изучают разве только в элитных дошкольных учреждениях. Правила этикета в детском саду ЭТИКЕТ-это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды. Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду? 1.Как сидеть за столом, как вести застольную беседу, как сервировать стол, как пользоваться столовыми приборами и что нельзя делать за столом. Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть «развалясь», перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти. ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА. При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила: -не вступать в разговор, пока не закончил говорящий, -не говорить пока во рту пища. Темы бесед могут быть самыми различными, уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились. Но если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание. Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго! «Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п. Посуду дети за собой не убирают. Это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол всегда должен выглядеть опрятно. 2.Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку. СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ мы приучаем пользоваться детей в европейской манере: нож в правой руке, вилка – в левой. На тарелку они кладутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать. Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, пудинг, суфле, желе, ягоды. Начиная с трех лет, приучаем детей есть остальные блюда только ножом и вилкой. БУМАЖНОЙ САЛФЕТКОЙ дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. ПОЛОТНЯНУЮ САЛФЕТКУ дети стелют на стол, в конце еды прикладывают к губам, затем, сложив, кладут слева от вилки. ЧАШКУ С РУЧКОЙ берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони. БОКАЛ БЕЗ РУЧКИ СТАКАН берут ниже к донышку. К семи годам дети должны быть научены пользованию столовыми приборами и знать, какую пищу как едят: ОСТАТКИ СУПА доедать, наклонив тарелку от себя, Ложку оставлять в тарелке. САЛАТЫ, ОВОЩИ есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать. Цельные или нарезанные крупными кусками овощи накалывать вилкой зубцами вниз, отрезать небольшой кусочек ножом и отправлять его в рот. КАШУ, ОМЛЕТ, НЕЖНОЕ СУФЛЕ, ЖЕЛЕ, ПУДИНГ разрешается есть десертной ложкой. ВТОРОЕ БЛЮДО С ГАРНИРОМ И БЕЗ нужно есть с помощью ножа и вилки, в том числе и курицу, и рыбу. ФРУКТЫ едят по- разному. Яблоки чистятся взрослыми, режутся на четыре части, удаляют сердцевину, дети берут дольки рукой или вилкой для фруктов. Иногда допустимо есть яблоко целиком. Абрикосы и сливы едят в один или два приема, отделяя косточку во рту. Ее выплевывают в руку и кладут на край тарелки. Малышам косточки следует отделить заранее. Бананы можно есть двумя способами: 1-й- очистить, держа за кончик и отламывая кусочки рукой, класть их в рот; 2-й- разрезать на кусочки прямо с кожурой и есть вилкой, отделяя от кожуры. Ягоды едят ложкой, крупную клубнику – вилкой. Виноград едят по виноградинке. Кожицу и зернышки сплевывают в руку и кладут на край тарелки. Мандарины очищают руками и едят дольками. Апельсины очищают от кожуры ножом спирально (малышам это делают взрослые), затем делят на дольки и едят. Арбуз едят с помощью ножа и вилки. Малышам арбуз лучше подать нарезанными на крупные куски без корки и, по возможности, очистить от семечек. Но и в данном случае надо пользоваться вилкой и ножом. ЧАЙ дети пьют как обычно. ЯГОДЫ из компота едят ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце. Ложку в стакане не оставляют. ПИРОЖКИ, ПЕЧЕНЬЕ, ПРЯНИКИ дети едят, держа их в руке. СУП С ХЛЕБОМ можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска. Правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Приучая детей к культуре еды, мы предъявляем к педагогам и обслуживающему персоналу ряд требований. Первое из них касается сервировки стола. К ЗАВТРАКУ стол сервируется следующим образом: на середину ставят вазочку с цветами, хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки. Вилка-с левой стороны, нож- справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени. Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка. К ОБЕДУ стол сервируют сходным образом, но сок и компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку, а на край стола горкой ставят тарелки. Разливает суп помощник воспитателя, который не ест с детьми за общим столом. Категорически запрещается оставлять использованную посуду. Стол должен быть всегда опрятным. К ПОЛДНИКУ стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло. Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. Если ребенок не может наколоть горох вилкой, то пусть пользуется пока ложкой. Поэтому мы и кладем на стол все столовые приборы и в завтрак, и в обед, и в полдник. И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды. Каждый ребенок рождается на свет с присущими ему хорошо функционирующими механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут сопутствовать ему в течение всей жизни. Вкусы ребенка могут быть наследственными и формироваться в семье в силу особенностей ее питания. Детский сад должен бы все учитывать, но фактически не делает этого, из года в год предлагая в общем-то одно и то же с небольшими сезонными изменениями. Остается одно- попытаться заставить ребенка съесть положенное, но из этого сражения он гораздо чаще выходит победителем. Правильная сервировка делает стол красивым и опрятным, обеспечивает необходимые удобства во время принятия пищи и способствует лучшему ее усвоению. Богатая детская фантазия часто приводит к тому, что оформление блюда иногда влияет на аппетит едва ли не в большей степени, чем его состав. Даже не любимую детскую кашу можно подать так, что она обязательно будет испробована. Достаточно вспомнить эпизод из комедии советских времен, уже ставшей классикой: «А теперь возьмем в руки космические ложки и съедим всю кашу, так как до обеда ракета на землю не вернется». Вот так сервировка стола в детском саду и фантазия воспитателей помогут решить проблемы, связанные с приемом пищи, сделав меню в детском саду более привлекательным в глазах детей.
ds12kalin.schools.by
Буклет для родителей "Сервировка стола как прием развития аппетита у детей"
Сервировка стола как прием развития аппетита у детей
Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и для закрепления культурных навыков.
Как надо в детском саду сервировать стол для того или иного вида питания?
Начнем с подготовки столов к обеду. В младших группах ставим детям только глубокую тарелку. В средней и старшей группах — глубокие и мелкие тарелки в тех случаях, когда второе раскладывается в группе, а не приносится из кухни. В некоторых детских садах не ставят под глубокие тарелки мелкие, мотивируя тем, что, пока дети едят суп, няня раскладывает на эти тарелки второе. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если няня внимательно следит за детьми во время еды, она всегда успеет вовремя подать каждому второе.
Хлеб ставим на середину стола в хлебницах, нарезав его на небольшие куски . Кусков в хлебнице всегда больше, чем детей за столом. Каждый может есть сколько хочет. Брать хлеб из общей хлебницы учим детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз. Вообще приучаем детей во время еды держать обе руки на столе.
Блюда для детей нужно попытаться сделать более привлекательным. Очень аппетитно выглядит суп, посыпанный зеленым луком, овощи и фрукты сделанные в виде животных или цветов.
Детей привлекают яркие краски в пище, фрукты и овощи в свежем виде, а также красочный дизайн самого стола и столовых предметов. Важно все, какие тарелки используются ,вилки, ложки, бокалы и даже салфетки.
Если вам на завтрак мамаСтоль невкусный кислый творог Под предлогом, что полезно,Попытается подать,Вы скажите: «Что ты мама!Просто так — не актуально. Надо сделать аппетитно, Мы тебе расскажем как.
В горку творога простого Положи чуть-чуть сметаны,Чтобы творог стал помягчеИ приятней на язык.Добавляй в ту массу смелоТы изюм, кокоса стружку,Малу толику ванилиИ корицу не забудь.А теперь перемешай всеИ выкладывай на булку,Что порезана кускамиГде-то в палец толщиной.Запекаем все в духовкеИ за 5 минут получимПрехрустящий и нежнейшийДля детей деликатес.Вот тогда мы с аппетитомТворожок хрустящий смелемДа еще не раз добавкиУмудримся попросить».
Приятного аппетита!
infourok.ru
Порядок организации приёма пищи в детском саду
Составила: старший воспитатель Л.А.Володина
- Дежурных встречает младший воспитатель за 10-15 минут до окончания прогулки.
- Дежурные под присмотром младшего воспитателя раздеваются, моют руки, надевают форму для сервировки стола, помогают накрывать на стол под руководством помощника воспитателя.
- В младшей группе выполняют отдельные поручения, накрывают только стол, за которым сидят. Основное внимание - обучение последовательности и умению не отвлекаться от дела. Воспитатели обучают детей последовательности сервировки в игровых ситуациях, дидактических играх.
В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол. Ставят на столы хлебницы (пустые), салфетницы с салфетками, раздают ложки, вилки, ножи, проверяют, у всех ли детей есть стулья, расставляют блюдца под чашки и глубокие тарелки, поставленные помощником воспитателя стопкой на угол стола. После еды надевают форму для уборки со столов, помогают убрать посуду (сложенную детьми стопкой на столе), сметают крошки (тряпочкой или щеточкой в совочек), складывают салфетки.
В группах старшего возраста на дежурство назначается по 2 человека, полностью сервируют столы (начиная со скатертей и салфеток) и убирают после еды. Каждый ребенок после еды убирает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие стопкой (если не справляется сам, вежливо просит товарища приподнять ложки, ставит свою тарелку в стопку, ложки кладут на верхнюю тарелку. Убирать стопки тарелок может помощник воспитателя или дежурные. Если ребенок не доел, ставит свою тарелку отдельно, в неё можно счищать остатки пищи). Чашку с блюдцем относят самостоятельно на раздаточный стол: блюдца в стопку, чашки на поднос. Дежурные убирают посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти в достаточном темпе, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе со всеми детьми. Убирается тот стол, за которым все дети уже поели.
Воспитатель обращает внимание на значимость труда дежурных (помогают младшему воспитателю), проверяет выполнение дежурными их работы, делает оценку, привлекая детей; предлагает поблагодарить дежурных за их труд.
Очень важно, чтобы и младший воспитатель был терпелив к дежурным, формировал умение сервировать стол, опирался на помощь детей.
- При сервировке на стол ставятся пустыми только тарелки под первое и блюдца под чашки. Салат раскладывается в салатники на раздаточном столе, 3-е блюдо тоже разливается на раздаточном столе в чашки, стоящие на подносе. Хлеб в хлебницы раскладывает младший воспитатель (не дети!) Первое блюдо разливается в тарелки, уже стоящие на столе; при этом кастрюля с первым на детский стол не ставится: должен быть стульчик, обтянутый клеёнкой (либо раздаточная тележка), ставится возле стола, на него - кастрюля.
Ни в коем случае не разливать первое блюдо заранее (пока дети не зашли с прогулки), чтобы ели теплым!!!
Второе блюдо раскладывается на раздаточном столе и подается детям по мере того, как они съели первое.
Второй завтрак и полдник: стол тоже сервируется; пироги, фрукты, печенье, зефир и т.п. подаются каждому ребенку на тарелке или блюдце; фрукты, при необходимости, чистятся младшим воспитателем (например, апельсины). Для корок или огрызков фруктов ставится тарелка на середину стола. Дети не садятся за столы, пока они не накрыты на всех.
- Воспитатель во время приема пищи надевает белый халат. Формирует и контролирует осанку детей, навыки пользования столовыми приборами; рассказывает о пользе тех или иных продуктов, хвалит и поощряет детей, использует художественное слово и т.п.
- После приема пищи дети вытираются бумажной салфеткой (использованную салфетку кладут на блюдце или небольшой поднос под салфетницей), благодарят, полощут ротовую полость кипяченой водой, при необходимости - умываются и моют руки.
volodina-dmdou4.edumsko.ru
СЕРВИРОВКА СТОЛА СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКСАДУВ ДЕТСКОМ САСДУ
Транскрипт
1 СЕРВИРОВКА СТОЛА СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКСАДУВ ДЕТСКОМ САСДУ Сервировка стола в детском саду Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка. Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Вилки следует давать детям, начиная с младшей группы. Детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные. Во время обеда необходимо приучать детей не отставлять на середину стола грязную тарелку: это загромождает стол и создаёт некрасивый вид. Их тут же убирают мл. воспитатель и дежурные дети. Хорошая сервировка столов играет большую роль для развития аппетита ребенка. Посуда должна быть небольшого размера, а главное, привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5 6 лет лучше иметь среднего размера (на г). Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок, для вторых блюд. Десертные тарелки для вторых блюд неудобны, так как на них трудно красиво расположить еду. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд. Вилки следует давать детям начиная с младшей группы. Детей 5 6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера, так называемые детские. Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и для закрепления культурных навыков. В приготовлении столов для питания активное участие принимают дежурные. При единых требованиях и контроле со стороны воспитателей и няни дети 5 6 лет быстро усваивают, как для какого питания надо накрывать стол, и с удовольствием выполняют эти обязанности. Как надо в детском саду сервировать стол для того или иного вида питания? Начну с подготовки столов к обеду. В младших группах мы ставим детям только глубокую тарелку. В средней и старшей группах глубокие и мелкие тарелки в тех случаях, когда второе раскладывается в группе, а не приносится из кухни.
2 Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки лука, моркови, капусты, мяса. В некоторых детских садах для этой цели ставят на столы специальные тарелки, тем самым узаконивая неправильное поведение ребенка. Надо вести большую работу с воспитанниками, отучая их от этой плохой привычки. Всегда говорим им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках все съедобно. Приучать детей есть гущу вместе с жидкостью. Если бывают случаи, что ребенок вылавливает кусочек лука или жира и просит разрешения не есть это, советуем положить на край своей тарелки. Хлеб ставим на середину стола в хлебницах, нарезав его на небольшие куски (20 25 г). Брать хлеб из общей хлебницы учим детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз. Вообще приучаем детей во время еды держать обе руки на столе. Надо больше думать, быть внимательным к вопросу подачи еды ребенку. Зная аппетит детей, одним наливаем первого блюда меньше, а кто неудовлетворен полученной порцией, может попросить добавку после того, как съест поданное. Надо, конечно, знать детей, знать, кому; можно добавить, а кому нельзя. Одним мы прибавляем, чтобы воздействовать на психологию ребенка «молодец, уже добавку просит», другим чтобы у них не осталось неудовольствия, что не удовлетворили их желание. Мы учим детей есть с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Не разрешаем детям дуть в ложку или в тарелку, объяснив им, что брызги могут попасть на скатерть или на соседа. Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, даем детям в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит, влияет на выделение желудочного сока), учим их отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу. Сосиски, сардельки в младшей группе подаем в разрезанном виде, пяти-шестилетние дети разрезают их сами. Также подаем в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками. Постепенно воспитанники начинают привыкать есть культурно, и уже сами просят разрезать им то или другое кушанье. Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним. Приходится учить детей пить молоко, чай, кофе или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом. Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. Взрослые (няня и воспитательница) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не
3 должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно. Как вести себя за столом. 1. Не сиди, развалившись. 2. Не клади ногу на ногу. 3. Не шаркай ногами, не разговаривай. 4. Не вертись, не толкай товарища. 5. Ешь аккуратно, не проливай на скатерть. 6. Кусай хлеб над тарелкой. 7. Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай. 8. Правильно держи вилку, ложку и нож. 9. После еды положи ложку и вилку в тарелку. 10. Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари. После еды полощи рот. При проведении завтрака, обеда мы разрешаем детям спокойно обратиться с просьбой к воспитателю, няне помочь разрезать, дать добавку или, наоборот, сказать няне или дежурным детям, чтобы дали меньше; самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать: «Вова неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не допускаем.
4 «Сервировка стола и питание в детском саду» Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков. С раннего возраста для детей следует правильно сервировать стол, воспитывать у них есть опрятно, однако, следует иметь в виду, что сервировка стола должна «идти» за уровнем развития детей, хорошо, если это идёт с опережением. Посуда должна быть небольшого размера, привлекательной, красивой формы. Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные. Во время кормления детям надо надевать клеёнчатые надгрудники, а сверху хлопчатобумажные салфетки. В распоряжении детей должны быть и салфетки. А после полутора лет они должны научиться самостоятельно пользоваться ими. Воспитатель приучает ребёнка держать ложку в правой руке, за середину черенка, обхватив сверху пальцами. Детей учат есть и первое и второе блюдо с хлебом, не брать пищу из тарелки руками, мясное блюдо есть с гарниром, пользоваться салфеткой. Блюда должны подаваться своевременно, чтобы, сев за стол, малыш тут же начал есть, т.е. недопустимо сажать детей за пустые столы. Надо помнить, что движения ребёнка ещё мало координированы, и требовать от него соблюдения полного порядка во время еды нельзя. Дети быстро утомляются и, утолив голод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Взрослые должны помочь им закончить обед. Если малыш всё таки отказывается от еды, настаивать не следует.
5 Дети должны усвоить правила: нельзя выходить из-за стола с куском хлеба, пирога, яблока и т.д.; нельзя выходить если рот наполнен непрожёванной пищей. Уже в этом возрасте ребёнок должен благодарить взрослого после еды, задвигать свой стульчик, недопустимо детям раннего возраста самим носить стульчики. Во время еды воспитателю следует разговаривать с детьми («Ешьте, дети, суп вкусный»; «Катя, возьми хлеб, откуси кусочек»; «Мария Ивановна, Саша съел суп, положите и ему, пожалуйста, котлету с картошкой. Вкусная котлетка, ешь, Саша» и пр.), использовать художественное слово. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные. Дежурства, если они вводятся во второй младшей группе в конце года, ставят перед ребёнком только одно условие: помочь няне накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педаг7ог опирается на их интерес к процессу деятельности,
6 создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне». В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь октябрь) те же приёмы. Что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня сложенные тарелки. Дежурства продолжают иметь место в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняясь и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно. В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
7 Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.)
8 Рекомендации для всех! 1.Вилки следует давать детям, начиная с младшей группы, а детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой и ножом, они должны быть соответствующего размера. 2.Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. 3.Приучать детей есть гущу вместе с жидкостью. Если бывают случаи, что ребёнок вылавливает кусочек лука или жира и просит разрешения не есть это, посоветуйте ему положить его на край тарелки. 4. Хлеб ставить на середину стола в хлебницах, нарезав его на небольшие куски (20-25г). Кусков в хлебнице всегда больше, чем детей за столом. Каждый может есть сколько хочет. 5. Учить есть детей с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать её. 6. Сосиски, котлеты, рулеты мясные в младшей группе подавать в разрезанном виде, пяти-шестилетние дети разрезают их сами боковой стороной вилки.
docplayer.ru
Сервировка Стола к Обеду в Детском Саду
Методическая работа в детском саду Май 14, 2017 – 07:58
Организация детского питания в детском саду ДОУ в подготовительной группе
Чупина Вероника Евгеньевна, педагог МБДОУ №4 г. Пермь
Обязательный компонент правильного питания - это режим дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям мы прививаем важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскание рта, учим пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучаем тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.
Большое значение при проведении процесса кормления в подготовительной группе имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания». Мы знакомили детей с этикетом питания при помощи презентаций, дидактических пособий, бесед.
За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания.
Важно, чтобы у ребенка выработалось положительно отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого педагог должен позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс. (Мы читаем книги, повторяем тексты песен к праздникам, играем в игру «глухие телефоны», «колечко, колечко, выйди на крылечко»).
Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Для этого у нас в группе есть алгоритм сервировки стола.
Каждый ребенок имеет постоянное место за столом. (У нас есть схема посадки детей за столами в соответствии Сан. Пинами.)
Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, соответствующую по объему возрасту детей, столовые приборы. Столы мы застилаем скатертями, ставим вазочки с цветами. Блюда подаются не очень горячими, но и не холодными. В группе имеется дидактическое пособие, с помощью которого дети могут сами определить, правильно ли подано блюдо.
В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, для этого мы используем несколько схем: чем полезен тот или иной продукт.
Source: doshvozrast.ru
best-themes.ru