|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учительская Копилка. Утробный утренний утрата внутренний завтракОлимпиада по русскому языку для 8 классаЧетыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.
ОЛИМПИАДАРУССКИЙ ЯЗЫК8 КЛАСС1 этап
№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.
№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы: В свете есть иное диво Море вздуется бурливо Закипит подымет вой Хлынет на берег пустой Разольется в шумном беге И очутятся на бреге В чешуе как жар горя Тридцать три богатыря. А.С. Пушкин.
№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.
№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию): Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.
№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?
№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи… 2 этап
№1. Что общего между словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.
№2. Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный. С какой буквой связано произношение этих слов?
№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.
№4. Приведите примеры устойчивых выражений (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.
№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы. Два дерева ходят друг к другу. Два дерева. Напротив дом мой. Деревья старые. Дом старый. Я молода, а то б, пожалуй, Чужих деревьев не жалела. М. Цветаева.
№6. Что объединяет выделенные слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение: На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжелые гремят, Ветра разбег берут. С. Орлов.
№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении? Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.
3 этап
№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?
№2. Расставьте ударение в словах: ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.
№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом является окончанием: ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.
№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения? Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.
№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова: вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.
№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ. Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.
№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру: 1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.
№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.
№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений: 1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.
4 этап
№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами: «Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?
№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук? Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.
№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 - есть окончание, 2 - нет окончания: какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи. Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки).
№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят: птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.
№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы: …гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.
№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ. Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.
№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.
№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?
№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений: 1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.
Ответы ruslita.ru Олимпиада по русскому для 8 классаОЛИМПИАДАРУССКИЙ ЯЗЫК8 КЛАСС1 этап
№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.
№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы: В свете есть иное диво Море вздуется бурливо Закипит подымет вой Хлынет на берег пустой Разольется в шумном беге И очутятся на бреге В чешуе как жар горя Тридцать три богатыря. А.С. Пушкин.
№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.
№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию): Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.
№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?
№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…
2 этап
№1. Что общего между словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.
№2. Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный. С какой буквой связано произношение этих слов?
№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.
№4. Приведите примеры устойчивых выражений (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.
№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы. Два дерева ходят друг к другу. Два дерева. Напротив дом мой. Деревья старые. Дом старый. Я молода, а то б, пожалуй, Чужих деревьев не жалела. М. Цветаева.
№6. Что объединяет выделенные слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение: На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжелые гремят, Ветра разбег берут. С. Орлов.
№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении? Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.
3 этап
№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?
№2. Расставьте ударение в словах: ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.
№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом является окончанием: ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом!, лбом.
№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения? Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.
№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ. Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.
№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру: 1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.
№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.
№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений: 1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.
4 этап
№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами: «Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?
№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук? Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.
№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 - есть окончание, 2 - нет окончания: какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи. Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки).
№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят: птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.
№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы: …гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.
№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ. Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.
№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.
№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?
№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений: 1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.
uchkopilka.ru podgotovka_k_olimpiade_po_russkomu_yazykuПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Беш..(н,нн)ая шуба. (В)прочем в моей жизн… бывали события и (по)страшнее чем встреча с волками. Как(то) раз за мной погн…лась беш..(н, нн)ая собака. Я кинулся от неё (со)всех ног. Но на пл…чах у меня была т..жёлая шуба которая мешала мне бежать. Я …бросил её (на) бегу вбежал в дом и захлопнул за собой дверь. Шуба так и осталась на улиц… . Беш..(н, нн)ая собака накинулась на неё и стала кусать её с яростью. Мой слуга выбежал из дому поднял шубу и повесил её в том шкафу где в…села моя одежда. На другой день рано утром он вбегает в мою спальню и кричит и…пуга(н, нн)ым голосом: - Вставайте! Вставайте! Ваша шуба в…бесилась! Я вскак…ваю с постел… открываю шкаф – что(же) я вижу?! Все мои платья разорва(н,нн)ы в клочья! Слуга ок…зался прав моя бедная шуба в…бесилась так(как) вчера её и…кусала беш…(н,нн)ая собака. Шуба ярос(?)но набросилась на мой новый мундир и от него только л…скутки пол…тели. Я схватил п…столет и выстр…лил. Беш…(н,нн)ая шуба мгнове(н,нн)о затихла. Тогда я пр…казал моим людям связать её и повесить в о…дельном шкафу. (С)тех пор она уже (н…)кого (н…)кусала и я над…вал её (безо)всякой боязн… .
А. Слова, в которых морфемы расположены не последовательно, а накладываются одна на другую (апплицируются). Б. Существительные, имеющие более 6-ти традиционно выделяемых падежных форм. В. Случаи употребления глагольных форм в переносном значении. Объясните, для чего автор использует этот приём. Г. Фразеологизм. Подберите для него синонимичные фразеологизмы.
Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.
А. Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть. Б. А эти ещё молодые, некрасивые берёзы стоят в снегу, отражая тень в луже. В. Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест. Г. Художник ехал по почтовому тракту на санях по вдосталь наезженной дороге. Д. Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя. 5. Охарактеризуйте языковую ситуацию, описанную Пушкиным в приведённом отрывке из романа «Евгений Онегин». Объясните значение выделенного слова. Быть может, на беду мою, Красавиц новых поколенье, Журналов вняв молящий глас, К грамматике приучит нас; Стихи введут в употребленье; Но я… Какое дело мне? Я верен буду старине. Неправильный, небрежный лепет, Неточный выговор речей По-прежнему сердечный трепет Произведут в груди моей; Раскаяться во мне нет силы, Мне ГАЛЛЛИЦИЗМЫ будут милы, Как прошлой юности грехи, Как Богдановича стихи. 2. 1.В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Чудес(?)ная куртка. (К)сож…лению дог…няя восьм…ногого зайца моя верная собака так устала от (трёх)дневной погон… что упала на землю и через час умерла. Я чуть (н…)заплакал от горя и что(бы) сохр…нить память о своей умершей любим…це приказал …шить себе из её шкуры охотнич…ю куртку. (С)тех пор мне уж… (н…)нужно (н…)ружья (н…)собаки. Всякий раз когда я бываю в лесу моя куртка так и тян…т меня туда где пряч…(т,ть)ся волк или заяц. Когда я пр…бл…жаюсь к дич… на ра(с,сс)тояни… выстр…ла от куртк… отрывае(т,ть)ся пугов…ца и как пуля летит прямо в зверя! Эта куртка и сейчас на мне. Вы кажется (н…)вер…т мне вы улыбаетесь? Но посм…трите и вы уб…дитесь что я ра(с, сс)казываю вам чистейшую правду. Развеи вы (н…)вид…те своими глазами что теперь на моей куртк… остал…сь всего две пугов…ц…7 Когда я снова пойду на охоту я пр…шью (к)ней (н…)меньше трёх дюжин. Вот будут завид…вать мне другие охотники! 2. В тексте из предыдущего задания найдите: А. Слова, образованные бессуффиксным способом. Б. Составные сказуемые. 3. Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ. Проволочка, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. 4. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка и какие изменения вы внесли. А. Он посоветовал журналисту написать статью про то, которое бы вызывало удивление и привлекало внимание. Б. Ещё больше меня ввела в неизведанность встреча автора со старушкой. В. Каждый тоскует о том, что он не имеет или потерял, но забывает о том, что он имеет или получил вместо утерянного. Г. Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжить поход. Д. С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна одела тёплую кофту и завернулась в пуховой платок. 5. Продолжите предложения словарными словами из списка, данного ниже. Вставляйте пропущенные буквы и изменяйте, когда необходимо, формы слов. 1). Безмятежную, счастливую жизнь можно назвать… 2). Для обсуждения общественно-политических вопросов люди собираются на… 3). Мировоззрение, считающее основой всего существующего дух, а не материю, называется… 4). На месте братских могил часто воздвигают… 5). Над серединой дома иногда надстраивают… 6). О недостойном человеке говорят, что он не стоит и… 7). Отношения в их дружной семье были просто… 8). Получая от учебного учреждения постоянное денежное пособие, становишься… 9). Тот, кто готовится к избранию, назначению или приёму куда-либо, называется… 10). У каждой страны, в каждом деле есть своя… 11). Человеку свойственно стремиться к высокому… Мит…нг, ст…пенд…ат, л…генда, мин…мум, сп…циф…ка, об…(л,лл)и ск, м…зин…ц, спец…лист, иди(л,лл)…я, м…з…нин, канд…дат, ид…(л,лл)ический, ст…пендия, талантл…вый, ид…ал, ид…(л,лл)истический. 6. После одного из успешных завоевательных походов Ивана Грозного татарские князья, стараясь получить всевозможные привилегии от русских государей, часто жаловались им на свою горькую участь. Отсюда и пошло это выражение. Какое? 7. Ах! Если рождены мы всё перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя б по языку нас не считал за… Кто, когда и по какому поводу высказывается столь патетически? Вставьте пропущенное слово. Объясните его этимологию и значение в этом отрывке. 3.1. В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Пч…ли(н, нн)ый п…стух и медведи. Но (н…)сила (н…) храбрость (н…)спасли меня от страшной беды. Однажды во время боя турки окружили меня и хотя я бился как тигр я всё (же) попал (к)ним в плен. Они св…зали меня и продали в рабство. Для меня нач…лись чёрные дни. Правда работу мне давали (н…)трудную но довольно скучную и надоедл…вую меня назнач…ли пч…линым п…стухом. Каждое утро я должен был выг…нять султановых пч…л на лужайку п…сти их весь день а вечером заг…нять обратно в уль… . (В)начале все шло хорошо но вот как(то) раз пере…итав своих пчёл я замет…л что одной (н…)хватает. Я отправ…лся искать её и скоро увид…л что (на)неё напали два огромных медведя которые очевидно хотели разорвать её (на)двое и полакоми(т,ть)ся её сладким мёдом. У меня (н…)было с собой (н…)какого оружия только маленький серебр…(н, нн)ый топорик. Я размахнулся и запустил этим топориком в жадных зверей что(бы) испугать их и освободить бедную пч…лку. Но к (н…)счастью я (н…)рас…итал размаха своей могучей руки и швырнул топорик с такой силой что он зал…тел на (л,Л)уну. 2. В тексте из предыдущего задания найдите: А. Существительное, которое первоначально было описательным словосочетанием, заменявшим у первобытных охотников запретное наименование. Запрет (табу) был настолько строгим, что исконное название не сохранилось ни на одном славянском языке, а замещающее выражение стало сложным словом. Кстати, в украинском языке и в некоторых русских диалектах корни этого слова расположены в порядке, обратном литературному русскому. Б. Фразеологизм. Какое слово в нём употреблено в переносном значении? Вспомните другие фразеологизмы с этим словом. 3. Среди приведённых ниже слов найдите пары этимологически родственных. Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ. Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак. 4. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка и какие изменения вы внесли. А. Бессребреницу, как Анна Андреевна, было просто невозможно найти. Б. А кузница находилась таким образом, что едва ли не каждый обязательно проходил мимо неё. В. Благодаря своего невероятного трудолюбия, он за один год прошёл программу 10 и 11 классов. Г. Увидев, во что превратили люди этот некогда великолепный храм, становится больно и стыдно за своих соотечественников. Д. Он увидел то, что ждал, что смутно надеялся увидеть. 5. Впишите в правый столбик таблицы существительные, сочетающиеся со словами из левого столбика.
6. Разберите по составу два предложения и сравните их грамматическую структуру: 1)Казалось, дороге не будет конца. 2) Казалось, что дороге не будет конца. 7. «Как европейское поставить в параллель С национальным? Странно что-то! Ну как перевести мадам и мадемуазель? Ужели сударыня!!» - забормотал мне кто-то… Вообразите, тут у всех На мой же счёт поднялся смех. «Сударыня! Ха! ха! Ха! Ха! Прекрасно! Сударыня! Ха! ха! ха! ха! Ужасно!!» Укажите произведение, из которого взят этот отрывок. Когда оно написано? Как разрешалась в то время и как разрешается в наши дни поднятая в нём проблема? Как её решаете для себя вы? 4.1. В приведённом отрывке из рассказа Н. С. Лескова «Приведение в Инженерном замке» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Он открыл какой(то) (не)извес?ный ла… в страшную спальню покойного имп…ратора успел прон…сти туда пр…стыню и там её спрятал а по вечерам заб…рался сюда покрывался с ног до головы этой пр…стынёю и ст…новился в тёмном окне которое выходило на Садовую улицу и было хорошо видно всякому кто проходя или прое…жая погл…дит в эту сторону. И…полня таким образом роль пр…в…дения кадет действительно успел наве…ти страх на многих су…верных людей живших в замке и на прохожих которым случалось вид…ть его белую фигуру всеми пр…нимавш…юся за тень покойного имп…ратора. Шалость эта продолжалась несколько мес…цев и ра(с, сс)простр…нила упорный слух что Павел Петрович(?) по ночам ходит вокруг своей спальни и смотр…т из окна на П…тербург. Многим до (не)сомне(н, нн)ости живо и ясно пр…дст…влялось что стоявшая на окне белая тень им (н…)раз к…вала головой и клан…лась; кадет действительно продел…вал такие шутки. Всё это закон(?)чилось тем что наделавший описа(н, нн)ую тр…вогу кадет был пойман на месте пр…ступления и получив «пр…мерное наказание на теле» и…чез (на)всегда из зав…дения. Ходил слух будто злополуч(?)ный кадет имел (не)счастие и…пугать своим по…влением в окне одно случайно про…жавшее мимо замка высокое лицо (за)что и был наказан (не)(по)детски. 2. Что объединяет этих людей? Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос П, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер. 3. Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучат архаично и не соответствуют современным грамматическим нормам? А. Бывало, он ещё в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут… Б. Взлелеяны в восточной неге На северном, печальном снеге Вы не оставили следов: Любили мягких вы ковров Роскошное прикосновенье. В. …И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Г. Господский дом уединённый, Горой от ветров ограждённый Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали сёлы; здесь и там Стада бродили по лугам… Д. Он пел поблёклый жизни цвет, Без малого в осьмнадцать лет. Е. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. Ж. Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели, Затем, и не всегда же мог Beef-steaks и страсбургский пирог Шампанской обливать бутылкой… З. Воображая героиней Своих возлюбленных творцов, Клариссой, Юлией, Дельфиной, Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит… И. Они поют, и, с небреженьем Внимая звонкий голос их, Ждала Татьяна с нетерпеньм, Чтоб трепет сердца в ней затих… 4. По древнегреческой легенде, сиракузский царь Дионисий Старший посадил как-то раз на пиру своего приближенного, питавшего тайную зависть к монарху, на своё царское место. Но, к ужасу вельможи, над головой у него оказался острый меч, висящий на тонком конском волоске. С тех самых пор появилось крылатое выражение. Какое? Что оно означает?. 5. Какое слово пропущено в тексте? Сделайте вывод, какого вида подчинительной связи нет в современном болгарском языке? Исчезли ___________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, - праславянский язык. А___________в этом языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в русском. Судите сами: например, «стол» по-болгарски будет маса ; «на стол» и «на столе» будет на масса; «под стол» и «под столом» - под масса и так далее. Слово употребляется только в одной форме – совсем как в современном английском или французском языках. 6. В каждом из данных ниже предложений зашифровано имя существительное, которое сочетается с указанными словами. Попробуйте определить, что это за существительное. А. В него вступают, и его поддерживают, он завязывается и идёт, но может прерваться. Б. Её строят и создают, ей предаются, ею можно обольщаться, тешиться и даже жить. В. В него вступают, он обостряется и ослабевает, его избегают и улаживают, урегулируют и прекращают. Г. Перед ней стоят или её выдвигают, её можно затрагивать и на неё указывать, её решают и ставят, или она встаёт сама. Д. Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать, чтобы не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним преклоняются. Е. Его производят, создают и вызывают, кто-то может за ним гоняться, а кто-то – его добиться, что-то может его дать, он может быть положительный и грандиозный, шумовой и дешёвый. 5.1. в приведённом отрывке из книги К. И. Чуковского расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Каждое новое пок…ление детей всегда созд…ёт снов… и снов… великое множество подобных глаголов (н…)зам…чая своего языкового новаторства. Активность оглагол…вания имён существительных сн…жае(т, ть)ся у них лиш(?) (по)мере того как они выход…т из дошкольного возр…ста. Как близко пр…мыкают созд…ваемые ими глагольные формы к тем формам которые созд…(н, нн)ы и созд…ю(т, ть)ся народом видно (на)пример из слова ра…кулачить. Впервые я услыхал это слово (пол)века назад даже раньше. Гай внуч…нок И. Е. Репина крепко …жал свой кулачишк… и сказал Ну(ка) ра…кулач(?) мои пальцы! В те времена такого слова ещё (не)существовало в народе так как ра…кулач…вание ещё (н…)стало историческим фактом. Для того что(бы) ребёнок мог зара(н, нн)ее так сказать (на)перёд ск…нструировать то самое слово которое лет двадцать спустя было созда(н, нн)о народными ма(с, сс)амии нужно, что(бы) он в сов…ршенстве вл…дел теми(же) пр…ёмами постороения слова которые выр…ботал (в)течении… тыс…ч…летий народ. 2. Что объединяет этих людей: Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини? 3. Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»звучат архаично и не соответствуют современным грамматическим нормам?
4. В старину заготовка осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалась совсем простым занятием, почти что бездельем. Так и появился в русском языке фразеологизм. Вспомните, какой, что он означает? Подберите синонимичные фразеологизмы. 5. Стихотворение Д. Хармса и С. Маршака «Весёлые чижи» в разных изданиях печаталось с различной пунктуацией. Как при помощи знаков препинания может измениться смысл и синтаксический состав первых строк стихотворения? Жили в квартире Сорок четыре Сорок четыре Весёлых чижа. 6. Замените подчёркнутые слова из правого столбика синонимами из левого столбика и запишите полученные словосочетания согласно правилам орфографии и грамматики. …н…ц…атива актёр, участвующий в смешных пьесах …нц…дент внезапное столкновение взглядов Пр…ц…дент его заслуги призрачны Бе…пр…ц….дентный забавный вид К…нФ…ренция международный съезд К…нфе(с, сс)ия национальное своеобразие К…нгре(с, сс) не стоит создавать дурного примера на будущее К…ми(с,сс)ия К…мпр…ми(с, сс) небывалый успех К…м…тет неприятное происшествие К…(л, лл)…рит создалось обманчивое впечатление К…(л, лл)…рийность полезное начинание К…(л, лл)изия принадлежал к другому вероисповеданию И(л, лл)юзия пришли к соглашению И(л, лл)юзорный прогрессивные взгляды …д…логия энергетическая ценность продукта К…медийный К…мичный 6.1. В отрывке из статьи В. Ф. Ходасевича «Грибоедов» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. «Горе от ума» есть результат бытовых наблюдений и извес(?)ного строя мыслей …ближавших Грибоедова с декабризмом. Под сильным напором переживаний вполне ограниче(н, yy)s[ обл…стью совреме(н, yy)j` Грибоедову обществе(н, yy)ости и полит…ки эти наблюдения выл…лись в комедию обильно насыще(н, yy)e. Обществе(н, нн)о(сатирическим) материалом. Но как художник сам Грибоедов требовал от себя большего. Он сам созн…вал что сатирический импульс «Гор… от ума» не есть импульс «большого» и(с, сс)ку(с, сс)тва, исти(н, нн)ой поэзии и томился тем что для этого и(с, сс)ку(с, сс)тва судьба (не)дала ему сил. «Горе от ума» при всём блеске д…алога при всей жизне9н,нн)ости героев при всех сценических досто…ствах которых в нём много (не)смотря на (обще)извес(?)ные (не)достатки всё(же) (не)более как сатира произведение по самой природе своей стоящ…е так сказать на втором плане и(с, сс)ку(с, сс)тва.При максимальных досто…нствах сатира всё(же) бе…крыла как бас(?)ня. Окрылить её может только внутре(н,нн)ее пр…од…ление пр…дание ей второго более углубле(н,нн)ого (обще)человеческого и (не)пр…ходящего смысла которого нет в «Горе от ума» но который вскоре сумел пр..дать своей комедии Гоголь. 2. Что объединяет этих людей? Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв. 3. Что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит Архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?
4. В 19 веке в Москве открылась водолечебница Лодера, в которой аристократическую публику лечили искусственными минеральными водами и продолжительными прогулками. Это заведение, точнее его основатель, упоминается во фразеологическом обороте. Каком? Что он означает? Назовите синонимы для этого выражения. 5. Какие части речи в русском языке могут иметь значения количества? 6. Вставьте подходящие по смыслу словарные слова в предложения. А.Для участкового врача___________гриппа________со значительным увеличением объёма работы. Б. В этом году правоохранительным органам необходимо ____все силы на борьбу с нелегальной _________в Россию из стран СНГ. В. Василию Ивановичу не удалось _________бурную деятельность на рабочем месте, и он получил _______расчёт. Г. В этом году среди студентов нашего _________повысилась ___________выпускников частных школ, однако выпускники государственных спецшкол всё ещё _________. Д. Ученица музыкальной школы при _______Полина Сидорова готовила себя к __________и выступила с ________. К…нс…рв…тория, к…нц…нтрация, попр…ще, в…кальный, с…пр…жен(а, о, ы), проф…ль, оф…ц…алдьный, ор…г…нальный, м…б…л…зовать, дом…н…ровать, …мпр…в…зация, …(м, мм)итировать, …(м, мм)играция, …п…демия. 7.1. В приведённом ниже отрывке из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Прежде давно в лета моей юности в лета (не)возвратно мелькнувш…го моего детства мне было весело под…е…жать в первый раз к (не)знаком…му месту всё равно была(ли) то деревушка бедный уез(?)ный городишк… село(ли) сл…бодка любопытного много открывал в нём детский любопытный взгляд. Всякое строение всё что носило на себе напеч…тленье какой – (нибудь) заметной особе(н, нн)ости всё ост…навл…вало меня и пор…жало. Каме(н, нн)ый(ли) казё(н, нн)ый дом извес(?)ной ар…ит…ктуры с половиною ф…льшивых окон (один)одинёш…нек торчавший среди бревенч…той тёса(н, нн)ой кучи (одно)этажных мещанских обывательских дом…ков круглый(ли) правильный купол весь о(?)битый л…стовым белым железом вознесё(н, нн)ый над выбеле(н,нн)…ю как снег нов…ю церков…ю рынок(ли) франт(ли) уез(?)ный попавш…йся среди города (н…)что (н…)уск…льзало от свеж…го тонк…го внимания и высунувши нос из походной телеги своей я глядел и на (не) вида(н, нн)ые ящ…ки с гвоздями с серой желтевш…й (в)дали с изюмом и мылом мелькавшие из дверей овощ(?) ной лавк… вместе с банками высохш…х московск…х конфект глядел и на шедш…го (в)стороне пехотного оф…цера занесё(н, нн)ого Бог знает из какой губерн…на уез(?)ную скуку и на купца м…лькнувш…го в сибирке на беговых дрожках и уносился мысле(н, нн)о (за)ними в бедную жизнь их. …. studfiles.net |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|