Вкусный завтрак для школьника: рецепты за 5 минут, меню на неделю, что взять с собой

Завтрак на десятку. «Допинг» для школьника — полезный и вкусный | Здоровье

www.aif.ru

13157

№ 36 от 5 сентября 2012 года 05/09/2012

depositphotos.com

Завтрак школьника — большая проблема для мам и пап. Во-первых, дети часто отказываются есть утром, во-вторых, родители уже не знают, что им полезнее.

Не хрусти!

Когда сами родители были детьми, у них было три классических варианта завтрака — каша, яйца в любом виде или бутерброд. А теперь настойчивая реклама поколебала эти вековые устои. Она даже создала в нашем сознании такое устойчивое понятие, как «сухой завтрак». И это не сухомятка, а всякие хлопья, колечки, звёздочки и прочие хрустящие прибамбасы, которые так притягательно рекламируют всякие мультяшные персонажи.

Хлопья-звёздочки столь красиво упакованы и часто снабжены всякими игрушками, что дети на них просто западают. Мамы и папы не могут отказать любимым чадам, выкладывая за упаковку больше, чем за её содержимое.

Другой вариант типичного современного завтрака — всякие шоколадно-ореховые пасты. В роликах их обычно жирно намазывают на белый хлеб, подчёркивая при этом, что они суперполезны.

Обычно с помощью анимации рекламируют ещё всякие порошки, которые достаточно залить молоком. Реклама уверяет, что эта жидкость, по цвету похожая на какао, идеальна для завтрака. В соревнование с производителями детской утренней еды включились даже фармацевты — они предлагают начинать день с таблетки с йодом, чтобы ребёнок учился на отлично. Но полезно ли всё это?

Оказывается, повысить успеваемость вполне можно и без таблеток. Это выяснили английские учёные из Лестершира, сравнив, как влияют на способность 12-15-летних подростков к обучению отказ есть по утрам и два разных вида сухих завтраков, содержащих одинаковое количество калорий, белков, жиров и углеводов. Оказалось, что голод с утра и классический сухой завтрак с кукурузными хлопьями влияют плохо, а нетипичный сухой завтрак (его рекламу у нас не крутят по ТВ) влияет очень даже хорошо. После него дети быстрее, лучше и точнее выполняли все познавательные (когнитивные) тесты. И для здоровья в целом такой завтрак тоже был полезнее, это подтвердили исследования различных показателей крови у детей. В чём причина такого различия двух сухих завтраков?

Полезный был без добавления сахара и содержал хлопья, сделанные не из муки, а из цельных пшеничных и овсяных зёрен. У них низкий гликемический индекс — они труднее перевариваются и медленнее всасываются.

И в этом учёные видят секрет всех их «умных» эффектов. Кстати, такими же эффектами обладают и старые добрые каши, которые нужно варить, а не заваривать кипятком. Но не все — манная и рисовая не в счёт, у них гликемический индекс высокий, как у хлопьев из муки.

НАПИТОК НА ОСНОВЕ КАКАО
Кроме какао содержит сахар, сухое молоко или растительные сливки, различные пищевые добавки.

ЩЕЛОЧНАЯ «КАКАВА»
Редко, и только на иностранной продукции, на упаковке указывают, что это «алкализированное какао». Цвет тёмный с красноватым оттенком.

НАСТОЯЩЕЕ КАКАО
Варят, а не заваривают. В составе только какао и ароматизатор. Порошок какао светло-коричневый.

Полная «какава»

Но есть продукты, помогающие учиться ещё лучше. Они улучшают память и скорость обработки информации мозгом, что неоднократно доказано в исследованиях и экспериментах. Эти продукты полезны не только детям, но и их родителям, бабушкам и дедушкам — защищая от гибели нервные клетки, они дольше сохраняют головы ясными и светлыми. Такие продукты хорошо известны, но, к сожалению, редко бывают на нашем столе, и не только утром.

Речь о какао и шоколаде. Вы скажете, что ваш ребёнок и так часто пьёт напитки на основе какао, каких сегодня пруд пруди. Но особого эффекта не наблюдается…

Дело в том, что настоящего какао в этих напитках и пастах кот наплакал. А шоколад, продаваемый у нас, на 99% попросту бесполезен. Во всём этом изобилии вредного сахара намного больше, чем ценного какао. В исследованиях доказана польза только горького чёрного шоколада и настоящего какао, которое надо варить. В какао, которое просто заливают кипятком, в 10 раз меньше флавонолов, помогающих мозгу работать эффективнее и защищающих нервные клетки, — они разрушаются при обработке зёрен щёлочью. К сожалению, у нас на этикетке не требуется указывать, какое это какао — настоящее или щелочное. Отличить их непросто. А в детских порошках для напитков, пастах и шоколадках узнать тип какао просто невозможно. К тому же его там маловато — они содержат кучу сахара, эмульгаторов, мальтодекстрина и прочих пищевых добавок. Но если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо учился и был здоровым, нужно научиться покупать правильное какао и готовить своему чаду настоящий завтрак.

 

Инфографика Яны Лайковой

завтракздоровое питание

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Сладкое детство. Почему дети так обожают конфеты и как с этим бороться

  • Шоколад помогает от старения?

  • 50 граммов удовольствия. Диетолог — о сладостях, которые и правда полезны

  • Почему мы любим вредную еду? И почему её стоит есть хотя бы изредка

  • Самый опасный для детей продукт – чипсы

«Завтрак для школьника» | Образовательная социальная сеть

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Номинация «Валеология»

«Завтрак для школьника»

Выполнила : Попова Карина

ученица 4 класса, 10 лет

Руководитель : Пичихина  И. В.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Что такое завтрак и зачем он нужен?………………………………………………………3
  2. Какой должен быть завтрак?………………………………………………………………….4-5
  3. Опрос школьников………………………………………………………………6
  4.         Как разбудить  аппетит утром?……………………………………………………………….7
  5. Заключение……………………………………………………………………….8
  6. Рецензия…………………………………………………………………………..9

Введение

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым и активным. Поэтому уделяют особое  внимание к здоровью своих детей.

Каждое мое утро моя мама убеждает меня, что нужно  хорошо завтракать.

Я решила выяснить, что такое завтрак и для чего он нужен. Итак, темой моей исследовательской работы «Завтрак для школьника»

Цель проекта: определить значение завтрака для школьников.

Задачи проекта:

  • Определить для чего нужен завтрак;
  • Выяснить все ли ученики завтракают и,  что входит в их утреннее меню;
  • Узнать, как правильно завтракать;
  • Убедить ребят в важности завтрака;
  • Провести анкетирование среди одноклассников и родителей;
  • Создать примерное меню школьника;
  • Оформить буклет рецептов «Доброе утро,  аппетит!».

. Что такое завтрак и зачем он нужен?

Ученые пришли к выводу: дети, которые получают каждый день полноценный завтрак, лучше развиваются, у них крепкий иммунитет, успешны в учебе и не страдают от избыточного веса. Научно доказано, что завтрак для детей является «пищей для мозга».

Для человека, завтрак важен, потому что восполняет на 30% суточную потребность в питательных веществах и микроэлементах. Кроме того, диетологи настаивают: отсутствие завтрака приводит к перееданию во время других приемов пищи, и как результат, к ожирению.

Завтрак это фундамент нашего здоровья, настроения и фигуры. Недаром пословица гласит: «Ужин отдай врагу, обедом раздели  с другом, а завтрак съешь сам!». И это верно!

Значение школьного питания

  1. Завтрак заряжает энергией на целый день
  2. Завтрак улучшает память и внимание
  3. Завтрак укрепляет иммунитет
  1. Какой должен быть завтрак?

По данным Министерства здравоохранения, лишь питание 35-45% школьников приближается к рекомендованному рациону. От 10 до 35% детей не едят фрукты и овощи или едят их только раз в неделю.

Теперь необходимо узнать какие продукты нужны школьнику, и какие правила здорового завтрака необходимо соблюдать, чтобы поддержать здоровье организма, помочь ему расти и формироваться правильно.

В поисках ответов, моя мама посоветовала обратиться за помощью к нашему детской медсестре Уваровой Наталье Павловне. Она рассказала много интересных фактах о правильном завтраке и что относят к вредному завтраку.

Правильный завтрак для школьника включать в себя:

1. Белковые продукты.  В мозге человека белки образуют  химические передатчики, которые носят название нейромедиаторы, влияющие  на умственные способности, память, внимание, настроение. К белковым продуктам относятся  яйца, творог, сметана, кефир, мясо, рыба.

2. Углеводы. Дают организму энергию. Мозг ребенка нуждается в постоянной и равномерной подпитке, если её будет недостаточно, то школьнику  будет трудно сосредоточиться, если будет избыток, то это может проявиться гиперактивным поведением. К углеводам относятся  хлеб и каши.

3. Продукты, содержащие витамины и клетчатку. Клетчатка помогает  пищеварительному процессу, стимулирует обмен веществ, а от витаминов напрямую зависят наше здоровье, иммунитете, самочувствие, настроение. Витамины и клетчатка содержатся в овощах и  фруктах.

Необходимо соблюдать режим питания, чередовать или сочетать  «углеводные» завтраки с завтраками «белковыми».

Завтракать лучше не спеша, не просматривая телевизор. Кушать желательно из красивой посуды. Правильная посуда не только улучшает настроение, но и способствует повышению аппетита.

Теперь я знаю, что такое правильный завтрак.         

Выясним, что относят к  вредному или неправильному завтраку.

Для утреннего приема пищи  самая вредная еда – это сосиски, колбаса, маргарин и жаренные гренки. Также остерегайтесь завтраков быстрого приготовления. Такие продукты подвергают многочисленным тепловым обработкам, что полностью убивает витамины и полезные вещества.

Сладкая газировка не утолит жажду, зато «перебьет» аппетит. Лучше заменить ее на сок, молоко, холодный или горячий чай.

Шоколадные батончики, сладкое печенье или кексы с начинкой, как правило, очень калорийны, содержат консерванты и вредные вкусовые добавки. Лучше скушайте домашнюю выпечку пирожки с вареньем или  пирог,  булочки, ватрушки.

Чипсы и кириешки  лучше заменить на орехи и сухофрукты, например, курагу или изюм, а также предложить школьнику в качестве лакомства свежие фрукты.

        Если вернуться к результатам моего опроса, то мы увидим, что большинство  школьников употребляют неправильный завтрак. То есть в их утреннем меню в недостаточном количестве содержатся необходимые вещества.

Дальнейшее исследование я решила продолжить в нашей школьной столовой. Я пообщалась с поваром Татьяной Ивановной   и узнала, что меню в школьной столовой сбалансировано, чтобы дети получали с пищей витамины и необходимые полезные вещества, это позволяет им быть активными и трудоспособными.

Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. Дети получают мясные, рыбные, молочные блюда, фрукты и овощи.

Весь процесс приготовления контролируется обязательно. Качество продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе контролирует медицинская сестра.

Ребенок школьного возраста должен получать следующий  перечень продуктов:

Сливочное масло

30–40 г

Растительное масло

15–20 г

Хлеб (пшеничный и ржаной)

200–300 г

Крупы и макаронные изделия

40–60 г

Картофель

200–300 г

Овощи

300–400 г

Фрукты свежие

200–300 г

Сок

150–200 мл

Сахар

50–70 г

Кондитерские изделия

20–30 г

Молоко, молочные продукты

300–400 г

Мясо птицы (филе)

100–130 г

Рыба (филе)

50–70 г

Также Любовь Петровна  рассказала, что в начальной школе  регулярно питаются полноценным завтраком  — 90% учащихся.

Заведующая  столовой пожелала всем ученикам — не пренебрегать кашами, творожными запеканками. Съедать завтрак полностью, чтобы получить от еды пользу, удовольствие и силы для учебы.

  1. Опрос школьников.

Наш класс учится в первую смену. Я завтракаю каждый день и мне стало интересно, а завтракают ли мои одноклассники. Я провела анкетирование среди 20 одноклассников.

Мною были заданы вопросы: Завтракаете ли вы? Что вы кушаете на завтрак? Что такое правильное питание? Результаты оказались следующие: Из 20 школьников 3 ребенка ежедневно уходит в школу без завтрака, а завтракают 17 человек. Однако всего 7 кушают по утрам каждый день, а 10 иногда пропускают утренний прием пищи. Утреннее меню опрошенных детей такое: шесть человек завтракают печеньем или другой выпечкой с молоком или чаем, восемь кушают бутерброд с чаем, для четверых родители варят кашу или жарят яичницу, а двое детей с утра кушают конфеты, запивая чаем.

АНКЕТИРОВАНИЕ НА ПЕРВОМ   ЭТАПЕ  

По данным первичного анкетирования, можно сделать вывод, что из 20 опрошенных учащихся:

  • 15 —  посещают школьную столовую
  • 2 — не всегда
  • 3 — не  посещают школьную столовую

Также у учащихся и родителей спросила знают ли они, что такое правильное питание. Мне ответили следующее:

Школьники

Родители

ответ «ДА»

ответ  «ЧАСТИЧНО»

ответ «НЕТ»

ответ «ДА»

ответ  «ЧАСТИЧНО»

ответ  «НЕТ»

6

10

4

16

3

1

АНКЕТИРОВАНИЕ  НА   ВТОРОМ    ЭТАПЕ  

На втором этапе своей работы провела беседу в классе о пользе школьного питания. Предложила нашему учителю провести беседу на классном часе. После этого провела вторичное анкетирование учащихся и родителей.

Результаты  отличаются от результатов первичного анкетирования. Из 20 опрошенных учащихся ответили:

  • 18 —  посещают школьную столовую
  • 2 — не всегда

На вопрос  знают ли они, что такое правильное питание. Мне ответили следующее:

Школьники

Родители

ответ «ДА»

ответ  «ЧАСТИЧНО»

ответ «НЕТ»

ответ «ДА»

ответ  «ЧАСТИЧНО»

ответ  «НЕТ»

80

20

0

95

5

0

Вывод

Укрепление и сохранение здоровья учащихся начальных классов, его хорошая успеваемость в школе во многом зависит от питания в школе.

Если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым.

  1. Как разбудить  аппетит утром?

Маленькие хитрости, чтобы пробудить аппетит:

1. Не употреблять сладости до завтрака. Они приглушают аппетит.

2. Завтракайте в кругу семьи или в компании.

3. Внешнее оформление и вкусный запах пищи является пусковым механизмом, запускающим аппетит. Для отличного аппетита, необходимо придавать блюдам привлекательный внешний вид, например на поверхности каши можно нарисовать смешную мордочку, или сделать интересный бутерброд. Яркая салфетка и красивая посуда привлекут внимание к еде.

4. Большое количество еды на тарелке может снизить аппетит. Лучше положить на тарелку меньше еды, а потом добавить.

5. За 15 минут до завтрака выпивайте полстакана воды, чтобы желудок работал правильно.

Моя мама пользуется этими правилами. Например, делает смешные рожицы из яичницы, интересные бутерброды, рисует буквы, цифры на  каше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Работая над проектом, я узнала много нового о завтраке. Цель, которую я поставила перед собой – определить значение завтрака для школьников и узнать, какой завтрак самый полезный, мною достигнута. Я составила  буклет рецептов «Доброе утро,  аппетит!».

Я сделала для себя несколько  выводов:

  1. Завтрак – это первый прием пищи. Завтрак это фундамент нашего здоровья. Завтрак необходим для школьника, чтобы дать организму необходимую энергию для учебы и развития.
  2. Завтракать нужно обязательно.
  3. Завтрак должен быть правильным и полезным. Именно такой завтрак, поможет учащемуся оставаться энергичным и внимательным на протяжении всего  дня, что станет залогом успешной учёбы.
  4. Завтрак состоит из простых, но очень вкусных и полезных блюд.

Завтрак состоит из простых, но очень вкусных и полезных блюд. Несколько рецептов приготовления простого завтрака я представляю в буклете рецептов «Доброе утро, аппетит!».

Вкусный завтрак  — отдельный праздник в жизни!

Рецензия

на исследовательскую работу

ученицы 4 класса Поповой Кариной

 на тему «Завтрак для школьника»

Работа состоит из введения, основной части, заключения, приложения

Во введении сформулированы цель, задачи исследовательской работы, обоснована актуальность темы, которую автор видит в острой проблеме – сохранение здоровья человека.

Автором проведена большая литературно-исследовательская работа. Для наиболее полного раскрытия темы в исследовании привлечен широкий  круг источников. Для проверки своих предположений Карина использовала несколько методов исследования: опрос, наблюдение, беседа.

 К исследованию прилагается необходимый иллюстративный материал. Выводы автора, сделанные в ходе размышлений, аргументированы, убедительны, из чего следует, что Вика достаточно хорошо изучила данную проблему. Материал работы представляет значительный интерес для учащихся, рекомендуется для изучения и практического применения.