Содержание
Наш современник Федотов | The Art Newspaper Russia — новости искусства
Крупным планом
№30
Материал из газеты
Павел Герасименко
23.02.2015
Произведения Павла Федотова содержат множество указаний на личную жизнь автора, равно как и символов вечных драм, не раз впоследствии повторявшихся в отечественном искусстве.
Слева: Павел Федотов. Игра в карты. П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840–1842. Третьяковская галерея. Справа: Виктор Шкловский. Повесть о художнике Федотове. 1937
Федотов и формалисты
В 1930-е годы русские формалисты сосредоточиваются на изучении николаевской эпохи: Лидия Гинзбург занимается Лермонтовым, Юрий Тынянов — Кюхельбекером и Грибоедовым. Виктор Шкловский пишет Повесть о художнике Федотове, аккуратно проводя параллели с современностью; брошенная им в связи с этой книгой фраза о «ликвидации поколения» полностью подходит к нему самому и его товарищам.
Слева: Павел Федотов. Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846. Третьяковская галерея. Справа: Свадьба. Режиссер Исидор Анненский. Тбилисская киностудия. 1944
Федотов и кино
С первого взгляда ясно, что перед нами очень сценичный, как пишет Шкловский, «как бы кинематографичный» художник. Режиссеры кино 1920-х — другого объекта формалистической теории — прекрасно чувствовали это. Заимствования из работ Федотова есть в Шинели Козинцева — Трауберга, а в фильме 1944 года Свадьба с Фаиной Раневской и Эрастом Гариным — прямые цитаты в мизансценах.
Федотов и карикатура
Карикатура — всегда сторонний взгляд, он может быть злым и ехидным. С этим в России всегда было плохо, русские художники пользуются иностранными образцами вековой давности, вроде внимательно изученного Федотовым Хогарта. Карикатура даже в домашних альбомах зачастую остается политической, поэтому в XIX веке стилистика завозится из Франции (см. Вальтер Беньямин Париж, столица девятнадцатого столетия, глава про Гранвиля). В гвардейских полковых библиотеках были отличные подборки европейской прессы, где можно было найти что угодно.
Слева: Павел Федотов. Брань под Смоленским (кладбищем). 1840. Третьяковская галерея. Справа: Михаил Ларионов. Солдат (курящий). 1910–1911. Третьяковская галерея
Федотов и армия
В 1826 году в возрасте 11 лет Федотов был определен отцом в Кадетский корпус. В 1833-м он оканчивает обучение в корпусе, в чине прапорщика направлен в лейб-гвардии Финляндский полк, а в следующем году прибывает для несения службы в Санкт-Петербург. В 1836 году Федотов получает звание подпоручика, а в 1841-м он штабс-капитан. В 1844 году, ровно через десять лет после начала, он оставляет службу «с чином капитана и правом носить военный мундир».
Слева: Павел Федотов. Кончина Фидельки. 1844. Третьяковская галерея. Справа: Александр Лактионов. Переезд на новую квартиру. 1952. Донецкий областной художественный музей
Федотов и быт
Вот как одет герой картины Завтрак аристократа: на нем сорочка, атласный халат с бархатным шалевым воротником, обшлагами и модными петлями-застежками, панталоны кораллово-красного оттенка, очень широкие, по английской моде 1840-х годов, туфли-бабуши с загнутыми носками (пример влияния османского стиля) и шапочка-ермолка из шелка. Натюрморт (в Сватовстве майора; Завтраке аристократа; Свежем кавалере) образует отдельный и притягательный элемент картины. Любовь к предметному миру и подробность изображения выдают увлеченность художника голландцами, а мнимая случайность постановки и неупорядоченность — это уже от Шардена.
Слева: Павел Федотов. Сватовство майора. 1848. Третьяковская галерея. Справа: Кабаковы. Елена Петровна Соболь… 1991
Федотов и примитив
Федотов — первый художник, не убоявшийся сравнения с лубочной картинкой. Моралите, когда текст является частью работы, — обычное дело у Федотова, как, например, и у Ларионова, когда подпись выходит на холст.
Федотов и котики
Изображение кошки, умывающейся (Сватовство майора) или же дерущей обивку стула (Свежий кавалер), не только способ характеристики происходящего, но и не утраченный Федотовым символический алфавит жанровой живописи. Пудель, обученный забавным трюкам, — собака аристократа, а у офицера в отдаленном гарнизоне — до бесконечности прыгающий через палку взад-вперед —оказывается единственным светлым пятном в жизни (в том числе и в живописном смысле).
Слева: Павел Федотов. Господа, женитесь, пригодится! 1840-е. Третьяковская галерея. Справа: Александр Флоренский. Сватовство майора. Из серии Русский альбом. 2014
Федотов и пустота
Слева: Павел Федотов. Эскиз к картине Приход дворцового гренадера в свою бывшую роту лейб-гвардии Финляндского полка. 1849–1850. Третьяковская галерея. Справа: Казимир Малевич. Черный круг. 1923. Русский музей
Среди произведений Федотова всегда обращают на себя внимание картины и акварели, оставшиеся незавершенными: Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара и Автопортрет (Офицеры лейб-гвардии Финляндского полка). Романтическая трагедия незавершенной работы unfinished словно переходит в них в барочную бесконечность non-finito, незаписанные белые плоскости развертываются полем возможностей.Оставшиеся незаконченными Игроки с их пустынным интерьером и картинами, вынутыми из рам (надо полагать, все продуто в карты), выглядят теперь как символ творчества Федотова вообще — прерванного в момент обретения наивысшей выразительности. Впоследствии эта значительность пустоты и тема белого листа будут важны для русского авангарда (супрематизм) и для московского концептуализма — в альбомах Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова.
Слева: Павел Федотов. Эскиз к картине Игроки. 1852. Русский музей. Справа: Николай Ге. Тайная вечеря. 1861–1863. Русский музей
Федотов и передвижники
Павел Федотов умер в 1852 году — пройдет чуть больше десяти лет, и «Бунт четырнадцати» навсегда покончит с прежней Академией художеств. Социальное содержание, которое в искусстве Федотова возникало вследствие естественной человеческой позиции, станет вменяться художнику в обязанность. «Караваджистский» эффект освещения (или, скорее, из Жоржа де Латура) использован в маленькой картине Игроки, его же использует Николай Ге в монументальной Тайной вечере. Когда же десять с лишним лет спустя в Европе с Завтрака на траве и Олимпии Мане начнется модернизм, Игроки будут казаться предмодернистской картиной.
Слева: Павел Федотов. Зимний день. Начало 1850-х. Русский музей. Справа: Рихард Васми. Университет (зимний). 1980-е
Федотов и русское искусство второй половины XX — начала XXI века
Федотова сделали своим героем петербургские художники, поскольку в силу обстоятельств он и сам автор гораздо более петербургский, чем московский: жил, работал, служил в тогдашней столице. Авторы арефьевского круга из так называемого Ордена нищенствующих живописцев были поголовно увлечены французами — однако среди того, что мог предложить в 1950-е годы Русский музей, конечно, выделяли Федотова. Последовавшие за ними «митьки» нередко заимствовали у Федотова сюжеты, как это сделал Александр Флоренский; другой часто цитирующий Федотова «митек» — Владимир Шинкарев. Из москвичей, обращающихся к Федотову, можно вспомнить Ольгу Чернышеву, чье видео Перебои сердца (2009) является реминисценцией Анкор, еще анкор!
Подписаться на новости
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07. 12.2022
Назад в будущее: какие проекты нам обещают музеи в наступающем году
Невозможность обмена экспонатами с западными коллекциями и необходимость сохранять приличествующую эпохе спецоперации политкорректность — условия, в которых создаются новые выставки
07.12.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество
Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр
15.12.2022
Старая живопись затерялась в волнах современного искусства
В мире, одержимом современным искусством, картинам старых мастеров не уделяется достаточно внимания. Декабрьские аукционы старого искусства в Лондоне подтверждают: успехом пользуются только выдающиеся — именем, сюжетом, качеством — работы
09.12.2022
Фламандская живопись иллюстрирует прихотливость вкусов и плоды кооперации
Выставка «Под знаком Рубенса» в музее «Новый Иерусалим» собирает рассыпанные по региональным и частным коллекциям шедевры и заодно знакомит со структурой европейского арт-рынка 400-летней давности
13.12.2022
Могила «последнего авангардиста» найдена в Алма-Ате
В бывшей столице Казахстана после долгих поисков обнаружено и облагорожено захоронение художника Сергея Калмыкова, ученика Кузьмы Петрова-Водкина и героя романа Юрия Домбровского
24.11.2022
Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня рождения
Монографическая выставка в Государственной Третьяковской галерее демонстрирует многообразие творческих интересов Федотова и тем самым позволяет зрителям понять, что его искусство выходит далеко за границы иронии, сатиры и критического реализма
- Павел ФЕДОТОВ Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846
Источник: tretyakovgallery.ru
- Павел ФЕДОТОВ Завтрак аристократа. 1849–1850
Источник: tretyakovgallery.ru
- Павел ФЕДОТОВ Вдовушка (вариант с лиловыми обоями). 1851–1852
Источник: tretyakovgallery.ru
Государственная Третьяковская галерея
25 февраля — 14 июня 2015
Москва, Лаврушинский переулок, 12
В Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском открыта выставка «Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня рождения».
Павел Андреевич Федотов (1815–1852) — живописец и рисовальщик, один из наиболее любимых русских художников, автор хрестоматийно известных картин. Федотова называли «русским Хогартом» и «Гоголем в красках». Он изображал «человеческую комедию» русского общества 1840-х годов в широком разнообразии «типов» и «положений». Задача крупнейшей выставки сезона в Третьяковской галерее — дать наиболее полное представление о наследии Федотова и познакомить зрителя с его личностью и судьбой.
1830–40-е годы — время творческого становления художника. Оно пришлось на период, когда русское искусство обратилось к широкой демократической аудитории, когда в обществе возрастал интерес к бытовому жанру и все большую активность демонстрировала сатирическая журнальная графика.
Федотов видел себя продолжателем традиции нравоописательного искусства англичан У. Хогарта и Д. Уилки, французских рисовальщиков П. Гаварни и Ж. Гранвиля. В характере изображения деталей и тонкости живописной отделки художник ориентировался на малых голландцев.
Третьяковская галерея хранит наиболее значимые, ключевые произведения Федотова. В свое время П. М. Третьякову удалось приобрести уникальную серию сепий с развернутыми сюжетными сценами, один из вариантов картины «Вдовушка», а также ряд рисунков.
Впоследствии в собрание галереи вошли произведения из коллекций К. Т. Солдатёнкова, Ф. И. Прянишникова и других. Если живописные полотна художника (такие как «Сватовство майора» или «Завтрак аристократа») украшают постоянную экспозицию музея, то графические работы экспонируются очень редко.
Знакомство с выставкой начинается с раздела, посвященного московским корням Федотова. Здесь представлены немногочисленные портреты его родных и акварели с видами Москвы. Впервые на выставке демонстрируется цикл рисунков из собрания Государственного Русского музея, в юмористическом тоне повествующий о рождении «гениального живописца» — так их автор иронизировал по поводу своей судьбы, не предвещавшей художественного поприща.
Десять лет жизни Федотова было отдано военной службе; окончив с отличием Московский кадетский корпус, куда его десятилетнего определил отец, он поступил в привилегированный лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге.
Время от времени Федотов посещал вечерние Рисовальные классы Императорской Академии художеств и вскоре стал знаменит в своем кругу как полковой художник, рисовавший лучше всех сослуживцев. Оставив в 1844 году службу, Федотов посвятил себя искусству, в котором он видел средство преподавания обществу нравственных уроков.
В центральном разделе выставки представлены главные жанровые произведения Федотова: серия сепий, четыре картины и сюжетные акварели «нравственно-критического рода». Они привнесли в русскую живопись бытовой жанр с острой фабулой, развитой драматургией.
Пространство картин построено по театральным законам, действия героев словно подчинены воле художника-режиссера. Построение выставки акцентирует этот характер федотовских композиций: действие картин «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» и «Завтрак аристократа» протекает в единой зоне, напоминающей сценическую «коробку».
Знаменитое произведение «Вдовушка» обозначило поворот в творчестве художника от сюжетной занимательности к передаче внутреннего состояния и настроения персонажей. Его замысел был подсказан частной житейской историей — вдовством сестры Федотова. Однако работа над полотном обернулась поиском новой образности, метафорического, а не повествовательного решения темы. В экспозиции представлены три варианта картины, в которых художник варьирует колорит, меняет типаж героини и отдельные детали, уходит от жанрового характера сцены, создает грустную элегию.
Поздние работы художника свидетельствуют о нарастающем беспокойстве и болезненности его душевного состояния, приведшим к ранней кончине. В этих произведениях художник отказывается от развитого действия, живопись психологизируется, передает тревогу и смятение.
Так, в рисунках к полотну «Игроки» заметно меняется характер линии и штриха. В живописи картины «Анкор, еще анкор!» подчеркивается роль светотени и цвета. Упрощаются контуры, лаконичнее становятся формы, лихорадочней штриховка и работа кистью, художественный образ рождается из цветовой экспрессии и тревожной атмосферы, пронизывающей полотно.
В отдельной части экспозиции представлены портреты кисти Федотова, считающиеся кульминацией в развитии русского интимного портрета. В них автор ставил своей целью запечатлеть искренний, откровенный камерный образ.
Монографическая выставка демонстрирует многообразие творческих интересов Федотова и тем самым позволяет зрителям понять, что его искусство выходит далеко за границы иронии, сатиры и критического реализма.
Источник: tretyakovgallery.ru
© artinvestment.ru, 2022
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.