Завтрак на траве картина мане: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Воображаемый музей» в Пушкинском

28 апреля 2012
01:04

Музей изобразительных искусств имени Пушкина отмечает свой столетний юбилей масштабной выставкой. На два месяца в его залы переезжают шедевры из Лувра и Орсэ, Британского музея и галереи Тейт, мадридского Прадо.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина отмечает свой столетний юбилей масштабной выставкой. На два месяца в его залы переезжают шедевры из Лувра и Орсэ, Британского музея и галереи Тейт, мадридского Прадо.

«Завтрак на траве» Эдуарда Мане в постоянной экспозиции… ГМИИ имени Пушкина! Такое возможно только в «Воображаемом музее». Эта выставка – одно из главных мероприятий, которыми собрание отмечает свой 100-летний юбилей.

На самом деле, представленный в экспозиции «Завтрак на траве» — не тот хрестоматийный, который хранится во французском Музее Д’Орсэ. Эту картину предоставила лондонская галерея Курто. Старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексей Петухов пояснил, что есть несколько вариантов этой картины. «Есть большой «Завтрак на траве», он действительно один из основных шедевров [музея] Орсэ. Но музей Орсэ поделился с нами другими работами, а эта картина – авторское повторение», — рассказал он.

Ирина Антонова говорит, что это «выставка-праздник». В экспозиции «Воображаемого музея» представлено то, чего в музее Пушкинском, да и в самой Москве, не было никогда. Это 46 экспонатов из 27 лучших коллекций мира: Дюрер, Гольбейн Младший, Эль Греко, Модильяни. Можно вообразить, что они всегда были на Волхонке, даже висят работы каждая в соответствующем зале. Так, «Конный портрет принца Балтасара Карлоса» кисти Веласкеса из мадридского Прадо – среди испанского искусства XVII века, «Извлечение камня глупости» Босха из той же коллекции дополняет старых мастеров. Картина «Адам и Ева» Густава Климта из венской галереи Бельведер удачно вписалась в экспозицию XX века, а золотую лиру из гробницы возрастом 4,5 тысячи лет — сокровище Британского музея – поместили в зал Древнего Востока. Старший научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина Борис Перлов рассказал: «Пришло сообщение, что коллеги из Британского музея отправляют нам один из главных шедевров шумерского искусства – большую золотую лиру царицы Пуаби».

«Гостей» выдает контрастный фон. На серой стене в алом зале итальянского средневековья и Возрождения – «Рождество Марии» кисти Витторе Карпаччо. Картину венецианского художника конца XV века привезли из Академии Каррара в Бергамо. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова поясняет: «Если вы посмотрите вокруг – это картины XIII, XIV века, начало XV века. Тогда еще только-только писали иконы на золотых фонах, без пространства, без объема. Но вот появляется искусство итальянского Ренессанса, и это одна из картин, которая его воплощает. Таких у нас нет».

Изначально «Воображаемый музей»– название работы Андре Мальро, видного французского теоретика искусства и министра культуры в правительстве Шарля Де Голля. И хотя его утопические идеи общедоступного музея на Волхонке трактуют вольно, но говорят, что концепция юбилейной выставки не имеет аналогов в мире. С одной стороны, ее цель – показать, как вписывается коллекция ГМИИ в мировую художественную культуру. С другой, чего не скрывает Ирина Антонова, — это уловка. Ведь лучший подарок, который посетитель может сделать музею — еще раз обойти все залы и этажи главного здания и Галереи искусства стран Европы и Америки. А зрителям придется это сделать, иначе все привезенные шедевры не посмотреть.

культура
новости

Живопись Мане. Как сенегалец возродил «Ливерпуль»

в закладки

  • #Футбол

«БИЗНЕС Online» сравнивает высокохудожественную игру нападающего «красных» Садьо Мане с творчеством его великого однофамильца.

«САМОУБИЙСТВО»

Картина позднего периода, написанная художником за три года до смерти. И в чём-то её предвосхитившая. Врачи уже отмечали симптомы надвигающейся гангрены, а сам Эдуард Мане погрузился в депрессию, что сказалось на творчестве. «Самоуйбиство» – одна из самых мрачных картин не только для Мане, но и для импрессионизма в целом. Но канон направления соблюдён – сцена будто бы выхвачена из жизни, а технике исполнения и сложной цветовой гамме будут завидовать многие последователи. В лучших традициях Мане, полотно вызовет скандал. Где это видано, чтобы самоубийство изображали вне исторической живописи и без мифотворческого пафоса? Да и к чему отсылает художник, не к трагическому ли инциденту с его помощником? Вдобавок ко всему общественность заподозрит, что и с самим художником-революционером что-то не так…

Что-то не так было и с «Ливерпулем». Всего пару дней назад мы рассуждали о том, что именно. В январе команда Юргена Клоппа совершила самоубийство, выкинув себя из топ-4. При всех ярких атакующих красках, победного настроения в АПЛ «красные» не испытывали более месяца. В процессе стало ясно, насколько сказывается отсутствие Садьо Мане в составе «Ливерпуля» – им будто ампутировали конечность. В субботу колоссальная роль сенегальца проявилась ещё заметнее, когда он в одиночку вытащил команду из депрессии быстрым голом. Всё перевернулось – теперь самоубийство совершила оборона «Тоттенхэма».

«ЗАВТРАК НА ТРАВЕ»

Самая известная картина Мане, обеспечившая ему место в истории. Как часто случается с великими произведениями искусства, современниками полотно было не понято и отвергнуто. Обнажённая женщина в компании двух денди – скандал, не иначе. А ещё эти чрезмерно яркие цвета и совершенно лишняя непропорционально большая женская фигура на заднем плане. Долгие труды и множество творческих находок обернулись только смехом и обвинением в дурновкусии. Пройдёт три года, и другой великий импрессионист – Клод Моне – воздаст уважение предшественнику одноимённой картиной. Сейчас цитирований «Завтрака на траве» и его упоминаний в различных произведениях искусства уже не счесть. А находки Мане с цветом и перспективой произведут одну из важнейших революций в истории живописи.

Второй гол Садьо шедевром не назовёшь. Но каково значение! Нокаутирующая «двоечка» по грустному лицу обороны «Тоттенхэма». Смелый прессинг до вратаря, скорость и неслыханная самоотдача скрывали аляповатость обороны и полностью задавили соперника. Подобная тактика шокировала и Маурисио Почеттино и зрителей, не меньше, чем неуместная обнажёнка картин Мане на выставках в парижском салоне. В первые полчаса Садьо совершил больше ударов, чем весь «Тоттенхэм». Африканец изголодался по победам и утолил голод помпезным завтраком на энфилдской траве.

«ОЛИМПИЯ»

Едва стихает скандал с «Завтраком на траве», как через несколько месяцев из-под кисти Мане выходит ещё более «развратная» картина. Со времён Возрождения подобных сюжетов удостаивались Венеры, да Одалиски, но какой-то француз позволил себе вписать в традицию обыкновенную шлюху. Наглость неслыханная – рифму «пошлой» «Олимпии» с шедеврами Тициана и Гойи способен заметить даже рядовой рабочий. Вдобавок ещё и богатый символический ряд, недвусмысленно намекающий на ремесло героини – от говорящего имени и атрибутов одежды до смелого взгляда в глаза зрителей и чёрного кота, известного символа любой «нечисти». Парижане не могли потерпеть такого цинизма, буквально оплёвывая картину и пытаясь разорвать её – пришлось даже приставить охрану. Но такой чёрный пиар сделал имя Мане только известнее. Для нового поколения художников он стал пророком, глубокий смысл произведений которого не может уловить общественность. «Олимпия» же с её гениальным контрастом, неординарной композицией и строгой геометрией по сей день является одним из величайших откровений в истории живописи.

Субботний матч для Клоппа стал тоже главным шедевром сезона. Только вот написан он был не его рукой. Ладно, как минимум в соавторстве. Бешеная энергия прессинга и так недостающая весь январь мощь – творение Мане. Легковесный и тонкоорганизованный Адам Лаллана не мог обеспечить такого напора и движения у ворот соперника. Быстро набравший форму сенегалец, раззадоренный неудачей на Кубке Африки, превратился в живой триггер прессинга, обеспечивая с партнёрами невиданное давление на оборону. «Ливерпуль» не успокаивался до самой концовки, превратив едва ли не самую организованную команду лиги в толпу зевак, стеклянными глазами уставившуюся на творчество Мане и его сподвижников.

Да, субботник «Ливерпуль» заслуживает комплиментов не меньше, чем шедевры Мане. Беда только в том, что команда Клоппа также наверняка надолго останется без признания и титулов. В футболе, увы, ярких красок и смелых экспериментов недостаточно для создания вечного шедевра.

Футбол. Чемпионат Англии. 25-й тур
Ливерпуль – Тоттенхэм – 2:0 (2:0)
11 февраля. Стадион «Энфилд». 53159 зрителей.
1:0 – Мане, 16
2:0 – Мане, 18
Ливерпуль: Миньоле, Милнер, Матип, Клайн, Коутиньо (Джан, 77), Лаллана, Фирмино, Вейналдум, Мане (Александер-Арнолд, 90), Лейва (Клаван, 82), Хендерсон.
Тоттенхэм: Льорис, Алдервейрелд, Дэвис, Уокер, Эриксен (Уинкс, 68), Ваньяма, Дембеле (Сиссоко, 77), Дайер, Алли, Сон Хын Мин (Янссен, 82), Кейн.
Предупреждение: Сон Хын Мин (28), Хендерсон (53), Матип (56), Кейн (67), Милнер (68), Уинкс (71), Дайер (78), Алдервейрелд (83).

Николай Самофалов

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

версия для
печати

Оценка текста

читайте также

  • «Мы выиграли в самом захватывающем финале в истории». Месси – великий, а Аргентина – чемпион мира

  • «Это был турнир имени Месси, он играл завораживающе. Мбаппе не догонит его по гениальности»

  • Самошников почти в «Локомотиве»: «Рубин» продаёт игрока в два раза дешевле, чем хотел

Эдвард Мэйн. 5 картин художника с кровью Колумба

Искусство

Добавил:

Содержание:

  • 1. Завтрак на траве. 1863
  • 2. Олимпия. 1863
  • 3. Балкон. 1868
  • 4. Аржантёй. 1874
  • 5. Бар в Фоли-Бержер. 1882
  • Эдуард Мане в России
    • Новости по теме

Эдуард Мане (1832-1883) мечтал сделать успешную карьеру художника. Я хотел почета и признания. Но его планы противоречили его цели. Он был человеком крови Колумба. Революционный. Хотя я и не планировал.

Легкомысленный. С отличным чувством юмора. Любитель светской болтовни и флирта с дамами полусвета. Родился в порядочной семье. Его ожидала совсем другая судьба.

Но он ничего не мог поделать со своими глазами. Они упрямо видели по-своему. Результат – шквал критики и море насмешек. Этикетка повстанца. Которого он боялся как огня.

Почему некоторые считают его выскочкой, рисующим ерунду? Другие, наоборот, видели в нем великого реформатора? Почему мы до сих пор помним Эдуарда Мане? Его знаменитый «Завтрак на траве». Его скандальная Олимпия. Таинственный «Бар в Фоли-Бержер»?

1. Завтрак на траве. 1863

Эдвард Мэйн. Завтрак на траве. 1863 Musee d’Orsay, Paris

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. «Деревенский концерт» Джорджоне натолкнул его на мысль написать картину «Завтрак на траве». Позы героев он позаимствовал с офорта Раймонди «Суд Париса» (сделанного с утраченной картины Рафаэля).

Слева: Джорджоне. Деревенский концерт. 1506-1512 Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра «Суд Париса». 1513-1515 Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин из среднего класса. Они о чем-то говорят. Они даже не смотрят на голую женщину рядом с собой. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была потрясена. Люди шли на выставку толпами. Но не для того, чтобы восхищаться работой. И критиковать.

Обнаженных женщин рисовали еще до Мане. И во времена Мане. Но это были ненастоящие женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

«В завтраке на траве» зрители увидели не божественных существ. Но настоящие люди. Вот так они проводят время. Семьи дома. А пикники — с куртизанками.

Публика не была к этому готова. Что ее интимная жизнь будет раскрыта.

Еще один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если мысленно сдвинуть его на передний план, то будет под 3 метра.

Но эта «ошибка» не из-за неспособности художника, как считали критики. Я когда-то пошел на такие же сознательные искажения Леонардо да Винчи.

помнишь его последний ужин? Фигура Христа крупнее всех остальных. В сидячем положении он находится на одном уровне со стоящими.

Леонардо да Винчи. Последний ужин. 1495-1498 Монастырь Санта-Мария делле Грация, Милан

После Леонардо никто не позволял себе таких хитрых выходок. Мане первым осмелился. Ему было важно передать определенный эффект. Даже ценой искаженной перспективы.

О картине также можно прочитать в статье «Завтрак на траве. Как Эдуард Мане изобрел современное искусство.

2. Олимпия. 1863

«Олимпия» Эдуара Мане — одно из самых известных произведений художника. Теперь все знают, что это шедевр. А однажды посетители выставки плюнули в нее. Когда-то критики предостерегали от просмотра слабонервных и беременных женщин. А модель, позировавшая Мане, заслужила репутацию доступной женщины. Хотя это было не так.

Подробнее о картине читайте в статье «Почему Олимпию Мане высмеивали современники»

Также о самых интересных картинах Мане читайте в статьях:

«Почему Мане написал натюрморт со стеблем спаржи?»

Эдуард Мане Сливы и тайна убийства

«Дружба Эдуара Мане с Дега и две разорванные картины»

сайт «Дневник живописи: в каждой картине — история, судьба, тайна».

«data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=595%2C403&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=900 %2C610&ssl=1″ loading =»lazy» title=»Эдуард Мане. 5 картин художника с колумбийской кровью «Олимпия» ″ alt=»Эдуард Мане. 2 картины художника с колумбийской кровью» width=»2016″ height= ”05″ размеры=”(max-width: 4px) 900vw, 2px” data-recalc-dims=”610″/>

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 Музей Орсе, Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя, а черная горничная приносит цветы от довольного клиента.0008

Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновением являются Тициан и его Венера Урбинская. Только вместо собаки художник изображает черную кошку.

Тициан создал свою Венеру по подобию Венеры своего учителя Джорджоне. Хотя амуров рядом с ней мы не видим. Поэтому она больше похожа на настоящую женщину. Это произведение, в свою очередь, вдохновило Эдуара Мане на создание его знаменитой и скандальной «Олимпии».

Об этом читайте в статье «Почему Олимпию Мане высмеивали современники».

сайт «Дневник живописи: в каждой картине — история, судьба, тайна».

«data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-2.jpeg?fit=595%2C427&ssl= 1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-2.jpeg?fit=900%2C646&ssl=1 » loading =»lazy» title=»Эдуар Мане. 5 картин художника с кровью Колумба «Венера Урбинская» 0C2016″ alt=»Эдуар Мане. 05 картин художника с кровью Колумба” ширина=”2″ высота=”900″ размеры=”(макс-ширина: 2px) 646vw, 5px” data-recalc-dims=”900″/>

Тициан. Венера Урбинская. 1538 Галерея Уффици, Флоренция.

Мане решает показать публике «Олимпию» через два года после ее создания. Скандал разгорелся как никогда.

Художника обвиняют в «непонятной склонности к пошлости». Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытывать излишнего возбуждения. Ведь они увидят не приличную картину, а «игральную карту». Скорее «одалиска с желтым брюхом». И даже «женщина-горилла».

В Париже было много куртизанок. Но добропорядочные граждане предпочитали не обсуждать их существование. И здесь они буквально суют свой нос в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.

Общественность не приняла не только сюжет. Но я не понял инновации в технологии. Мане не пошел по традиционному пути. А тело распишите с помощью мягких переходов от света к тени. Он увидел, что ярко освещенное тело было однородного цвета. Что делает его плоским. Но это делает его более реалистичным.

Такая настоящая и порочная дама слишком вызывающе смотрела на всех. Люди оказались не готовы к правде жизни. Отсюда неприятие и насмешки.

О картине читайте в статье Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века».

3. Балкон. 1868

Эдвард Мейн. Балкон. 1868 Musee d’Orsay, Paris

Эдуард продолжал экспериментировать с ярким освещением. Но теперь его интересовал контраст яркого света и тьмы. Лучше всего для этого подошла сцена на балконе. Ярко освещенные фигуры снаружи и очень темный интерьер комнаты внутри.

Прототипом послужит произведение Гойи «Мати на балконе».

Франсиско Гойя. Махи на балконе. 1805-1812 Музей Метрополитен, Нью-Йорк

На переднем плане художница Берта Моризо. Она была влюблена в Мане. И он в нем. Но дальше разговоров о живописи им не позволяли приличия.

Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не прорисованы. Те, кто не знал Мане, были уверены, что у художника не было опыта.

Но Мане пошел на такое упрощение намеренно. Едва очерчивая носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим полутонов и теней на лицах.

Это парадокс картины Мане. Плоские лица и тела делают его живопись более реалистичной. В картине «Балкон» этот эффект подчеркивается яркими перилами. Они визуально отодвигают фигуры на задний план. Придание изображению еще большего объема.

4. Аржантёй. 1874

Эдвард Мейн. Аржантёй. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. wikipedia.org

В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи находились по соседству в городке Аржантёй.

Неудивительно, что в работах этого года сильное влияние оказал главный импрессионист. Картина «Аржантёй» тому подтверждение. Написано en plein air (на открытом воздухе). Яркие сочные цвета.

Перед нами зять Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на пирсе. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно воспринята публикой. Но не тут то было…

Очередной скандал. На этот раз критики раскритиковали цветовую гамму художника. Откуда у Мане голубая вода Сены? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, возмущались они.

Мане был ошеломлен. Он не думал, что обязан красить воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение — картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала его следующей любовницей. А он уже привык освистывать.

5. Бар в Фоли-Бержер. 1882

Эдвард Мейн. Бар в Фоли-Бержер. 1882 Институт искусств Курто, Лондон.

Перед нами работница бара в известном кабаре в Париже. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она о чем-то думает. За ней зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающего акробата. В нем также отражена сама буфетчица и стол с бутылками.

Но взгляните. Отраженная девушка отличается от реальной девушки. Бутылки тоже отражаются по-другому.

Что это? Не исключено, что Мане решил соединить в одном полотне события настоящего и прошлого.

До него этим занимался только Леонардо да Винчи. Его «Тайная вечеря» также изображает два события одновременно. Момент, когда Христос произносит роковые слова «Один из вас предаст Меня». И причащение апостолов к причащению.

В 2017 году игра «Кто хочет стать миллионером» задавала вопрос «Где Мане поставил свою подпись и дату на картине «Бар в Фоли-Бержер»? Было дано четыре ответа: на скатерти, на браслете буфетчицы, на бутылке вина и на вазе.