Завтрак в одессе карцев: Воскресный завтрак по Жванецкому — читать на Gastronom.ru

Виктор Ильченко и Одесса

Татьяна Орбатова

Их звали «Малой» и «Сухой»…

2 января 1937 года родился популярный артист эстрады и кино Виктор Леонидович Ильченко. Судьбой ему было уготовано уйти их жизни тоже в январе — в 1991 году, 21 числа.

Дуэт артистов Романа Карцева и Виктора Ильченко по сей день вспоминают многие люди. А обрел он популярность у зрителей и был отмечен жюри IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1970 году. Но свою сценическую деятельность эти артисты начали раньше, когда в 50-х годах в Одессе был создан студенческий театр миниатюр «Парнас-2». Его возглавили студенты Одесского института инженеров морского флота Михаил Жванецкий и Виктор Ильченко. Позже в театр пришел наладчик швейных машин Роман Карцев. Каждый год театр выпускал веселые эстрадные программы. Тогда-то и завязался творческий союз автора Жванецкого и исполнителей Карцева и Ильченко. Одну из программ видел Аркадий Райкин и пригласил к себе в театр сначала Карцева, затем и Ильченко. Позже в качестве автора туда же пришел Жванецкий. А в 1970 году при Одесской филармонии был создан Театр миниатюр, основой которого стали Карцев, Ильченко и Жванецкий. Этот театр выпустил три программы: «Как пройти на Дерибасовскую», «Встретились и разбежались», «Искренне ваш», автором их был Жванецкий. По мнению Михаила Жванецкого, а также по твердому убеждению Романа Карцева, именно Виктор Ильченко считался бесспорным лидером, душой созданного ими театра миниатюр. Как вспоминает режиссер Евгений Ланской, постановщик одного из самых удачных спектаклей театра — «Встретились — разбежались»: «Среди своих Карцева и Ильченко называли «Малой» и «Сухой».

Для многих, кто знал Виктора Ильченко, он был очень интересным, душевным человеком и настоящим другом. Некоторые воспоминания о Викторе Леонидовиче его друзей и знакомых читайте в этом номере.

Виктор Ильченко, Роман Карцев и Михаил Жванецкий

В одном из анонсов к фильму «От смешного до великого…», посвященному Виктору Ильченко, сказано: «Для популярного артиста эстрады и кино достаточно одного факта в его биографии: родился в Одессе…». Однако Виктор Леонидович не родился в Одессе, а появился на свет в Борисоглебске. Но его жизнь была так тесно связана с нашим городом, что подобные предположения неудивительны. В небольшой книге «Памяти нашего друга артиста Виктора Ильченко», которая вышла совсем небольшим тиражом — 200 экземпляров, собраны воспоминания о нем многих его друзей и знакомых. Эту книгу сегодня днем с огнем не сыщешь, но возможность ознакомиться с ней мне предоставил главный редактор одесского юмористического журнала «Фонтан» Валерий Исаакович Хаит. А еще он рассказал о своем знакомстве с Виктором Ильченко.

От Пастернака до новых технологий

Началось знакомство с того, что в 1970 году Михаил Жванецкий и его друзья пригласили Валерия Хаита на пост директора в свой театр миниатюр при Одесской филармонии. Как вспоминает Валерий Исаакович — он был этому очень рад, так как давно мечтал быть рядом с любимыми артистами. Первые гастроли театра, которые Валерий Хаит как директор готовил, планировались в город Черновцы. Именно там он и сблизился с Виктором Ильченко по-настоящему. Они жили с ним в одном гостиничном номере, ходили вместе завтракать и обедать, вели беседы на разные темы.

— Я помню, читал ему стихи Пастернака из книги, изданной в малой серии «Библиотека поэта». Он слушал их с таким интересом и вниманием, что я ему тут же эту книжку подарил. С Витей было очень интересно. Помню, потрясающую публику в Черновцах. Тогда в программе были два монолога «Оптимист» и «Пессимист», и я до сих пор не могу забыть, как почти встык с уходом со сцены под аплодисменты Ромы Карцева появлялся мрачный Витя, игравший пессимиста, и проводив скептическим взглядом пританцовывающего Рому, поворачивался к зрителям и бросал: «Сволочи все!», что вызывало в зрительном зале не только взрыв смеха, но и бурные аплодисменты. Он был прекрасным артистом и человеком.

Год проработал Валерий Хаит в театре миниатюр, а потом в течение долгих лет после этого при первой же возможности виделся с Ильченко, Карцевым, Жванецким. Однако он говорит, что именно первая совместная поездка с Виктором Ильченко запечатлелась в памяти особенно ярко.

— Вот мы сидим с Витей, обедаем, а он мне подробно и увлеченно рассказывает полную технологию производства пива, — с грустью говорит Валерий Исаакович.

Виктор Ильченко, Роман Карцев и Михаил Жванецкий «Ходячая энциклопедия»

Многие его друзья и знакомые уверены, что умение слушать было одной из самых главных черт характера Виктора Ильченко. А еще он умел и любил рассказывать сам. Знания его были обширны. Выпускник Одесской консерватории, некогда один из ведущих солистов оперной труппы Большого театра, народный артист РСФСР Александр Ворошило вспоминает, что еще начинающим студентом Одесской консерватории был большим поклонником Карцева и Ильченко. А позже, когда они вместе ездили в круизы по Черному морю и он имел возможность близко общаться с Ильченко, то нередко «доставал» его своими вопросами, так как Ильченко был «ходячей энциклопедией». Он мог говорить о китайской философии, о сотрудничестве с Райкиным и вообще о многом. По мнению Александра Степановича, сценка «На складе», в которой Ильченко сухо и лаконично отвечает на вопросы, — лучшая сцена и триумф Виктора Леонидовича.

Составитель книги «Памяти нашего друга артиста Виктора Ильченко» Г.Л. Кофф пишет в предисловии о своем знакомстве с ним. Это было в конце 1956 года, когда Одесский обком комсомола проводил отбор лучших номеров одесской самодеятельности для поездки в Волгоград. Тогда он и услышал впервые тексты, которые писал Михаил Жванецкий один и вместе с Виктором Ильченко. Тогда он и полюбил этих людей. Он говорит, что, по его мнению, Ильченко взял от своих родителей душевную стойкость, дружелюбный характер, ум, но все остальное приобрел сам, так как это был очень начитанный человек, жадный до всего нового, стремившийся поглощать всю информацию и умеющий ее перерабатывать.

Ах, Миша, ах Вася!

Из воспоминаний Георгия Великошапко — товарища Виктора Ильченко по институту, однокурсника, пять лет жившего с ним в одной комнате в студенческом общежитии:

«При первом знакомстве Витя немного угловатый, невероятно худой, носатый, сдержанный, неуклюжий. Дружелюбие, общительность — его главные привлекательные черты, очень контактный, умеет расположить к себе людей.

— Илюха, продай трусы на костюм!

— Ильченко, спрячьте бледные ноги!

Илюха — это Витя — Витюня Ильченко собирается ложиться спать и выступает, стоя на своей кровати. Из огромных трусов торчат тонкие ноги.

Тогда он еще не был народным кумиром, сказителем, краснобаем, акыном аудитории, но в самый короткий период времени Витя превратился в упорного, настойчивого, целеустремленного организатора самодеятельности, талантливого артиста. Как-то вдруг, в отличие от многих из нас, он стал взрослым, интеллигентным молодым человеком. Умные насмешливые глаза, легкая пружинистая походка, полное отсутствие скованности, невероятная уверенность в себе.

В учебе Витя проявлял изобретательность, находчивость, знание психологии людей. Чего стоит фраза на экзамене: «Изучая конспект Ваших лекций, я не согласен с некоторыми расчетами крюка», или: «Недавно мы всей комнатой читали журнал «American Hoist» и мне в голову пришла интересная идея…»»

«…Ночь. Просыпаюсь от какого-то бормотания. Тускло горит одинокая лампочка под абажуром из старого чертежа. Периодически слышен Витин басок и хихиканье Миши Жванецкого. Это они пишут оперу или оперетту. Там было:

— Ах, Миша, ах Вася!

Чем закончилась эта история с опереттой, не помню. Но Витя с Мишей продолжали творить, дружить, писать, создавали студенческий театр «Парнас»…

Он ушел от нас всех…

О двух друзьях — Викторе Ильченко и Михаиле Жванецком вспоминает и Аркадий Гринберг, который в конце 50-х годов работал на погрузучастке в качестве стивидора, а затем — диспетчера.

— Кроме бригадиров, задолго до начала смены появлялись один за другим сменные механики района… Сначала, как в полнолуние, появлялся улыбающийся, с хитринкой в глазах механик по портовым кранам Миша Жванецкий. Вслед — чуть согбенный, ужасно худющий механик по малой механизации Витя Ильченко. Это посещение всегда радовало, вносило что-то интеллектуальное в наш, в общем-то, матерно-простецкий портовый быт. Хотя я при жизни много раз встречался с ним, видел на сцене, на экране, но почему-то врезался в память Одесский порт, второй район, холодные сумерки, закопченный журнал под мышкой у Вити и его характерный басок: «Ну, что будем заказывать?» — говорит он. Смерть Виктора Ильченко потрясла. Навсегда передо мной будут сиять его глаза, голубые. Принизывающие.

После смерти Ильченко Михаил Жванецкий посвятил ему миниатюру, где есть такие слова:

«Я мог бы писать о Викторе Ильченко при жизни. Это было легко и радостно.

Это могло быть смешно и иронично…Витя человек уникальный. Витя великий русский интеллигент…»

Только ли об Ильченко рассказывает Михаил Михайлович? Нет, в небольшом рассказе он говорит без прикрас и обиняков о том времени, в котором жил его друг, о времени, в котором жили, любили, работали, ошибались, радовались, печалились и протестовали Жванецкий, Ильченко, Карцев.

Виктор Ильченко, Роман Карцев и Михаил Жванецкий Валерий Хаит сказал мне при встрече:

— Витя был не только блестящим солистом, он был идеальным партнером. Конечно, об этом знает лучше Рома Карцев. Но вот что я неоднократно видел сам и что меня особенно поражало — это его мимика, смена выражений лица, посадка головы. Помните в миниатюре «Слова, слова…» горделиво запрокинутую голову Ильченко: «Да надолго — это хорошо?». А блестящая, совсем по Станиславскому игра Ильченко в изумительной миниатюре Жванецкого «На работе и дома» (один из вариантов названия — «Мужчина и женщина»)? А не похожие на ничьи характерные Витины интонации! «Кольцов, Вы конечно были на работе!.». Витино знаменитое «Товарищ не понимает…» сразу же стало общенародным выражением. Конечно, когда его не стало, Роме было очень тяжело. Он потерял друга и партнера по сцене.

После смерти Ильченко Роман Карцев написал:

«Я лечу в самолете один. А лететь мне 16 часов. Я не спал предыдущую ночь. Я вспоминал нашу жизнь с моим другом Витей Ильченко. Он ушел от нас в 55 лет! От всех — от Миши Жванецкого, от меня, от семьи, театра, друзей, суеты. 30 лет мы были вместе почти каждый день… мы сыграли с ним 10 спектаклей и 500 миниатюр Жванецкого. 30 лет мы выходили на сцену вместе, а сейчас я лечу в самолете один, выхожу на сцену один… сижу в гримуборной один и мне очень скучно без Вити…и мне очень трудно без Вити, но я выхожу, чтобы продлить жизнь нашему жанру, которому мы отдали 30 лет!»

От чего умер актер Роман Карцев? | Персона

Биография

Настоящее имя народного артиста России Романа Андреевича Карцева — Роман Аншелевич Кац. Он родился в семье коренных одесситов. С детства имел яркий артистический талант. В школе выступал в самодеятельности, с ранних лет за ним закрепилось прозвище «артист».

В 1956 году Роман окончил школу и устроился работать на швейную фабрику «Молодая гвардия» учеником наладчика швейных машин. Затем работал заготовщиком на модельно-обувной фабрике, наладчиком швейных машин на фабрике «Авангард». Участвовал в трех самодеятельных коллективах, выступал на фабричных вечерах.

В 1960 году поступил в студенческий театр «Парнас-2», где познакомился с будущим партнером Виктором Ильченко и сатириком Михаилом Жванецким.

Веселый семьянин Роман Карцев

Со своей будущей женой Роман Карцев познакомился в Одессе. Виктория Кассинская тогда танцевала в кордебалете, была на 10 лет моложе и на 10 см выше харизматичного актера. Но настойчивый Роман Карцев дождался совершеннолетия своей избранницы и отвел ее в Ленинградский ЗАГС, несмотря на то, что родители с обеих сторон не одобряли этот поступок. Вскоре в семье родились сын и дочь. Дочь Елена Кассинская освоила специальность фармацевта, сын Павел Кассинский пошел по стопам отца, тоже актер. Известен нам по многочисленным работам в телесериалах.

Карцев и Кассинская всю свою счастливую семейную жизнь прожили в Москве, но сердце актера всегда принадлежало любимой Одессе. К 70-летнему юбилею, власти города Одесса подарили актеру квартиру.

Театр

В 1962 году в спектакле «Я иду по улице» Карцева увидел Аркадий Райкин и пригласил в Ленинградский театр миниатюр, которым в то время руководил. Роман принял предложение и до 1970 года работал в театре Райкина.

Свою первую роль он получил в спектакле «Избранные миниатюры». Потом, в постановке «Волшебники живут рядом» он играл вместе с Виктором Ильченко, которого пригласил из Одессы для участия в спектакле. С тех пор Роман Карцев и Виктор Ильченко были неразлучны на сцене 30 лет.

Исполнив миниатюру Михаила Жванецкого «Авас», всегда принимавшуюся зрителями «на ура», Карцев и Ильченко стали исполнять другие сочинения Жванецкого. Как родилась миниатюра про грузина Авас Карцев рассказал в программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым».

В 1970 году Роман Карцев совместно с Михаилом Жванецким и Виктором Ильченко организовал Одесский театр миниатюр. Был выпущен спектакль-концерт «Как пройти на Дерибасовскую?..», в который вошли номера «Авас», «Экзамен», «Дедушка», «Города», «Полотенце», написанные Жванецким. Позже артисты исполняли такие миниатюры, как «Теория относительности», «Обед», «Писатель-фантаст», «Настроение», «Свадьба на 170 человек», «Портрет».

Режиссер Евгений Ланской поставил для Карцева и Ильченко музыкальный спектакль «Встретились — разбежались». Также для Карцева Ланской поставил моноспектакль «Шут гороховый» по произведениям Антона Чехова, Михаила Зощенко, Шолом-Алейхема, Михаила Жванецкого.

В 1972 году Роман Карцев заочно окончил актерский факультет ГИТИСа.

В 1979 году Карцев и Ильченко переехали в Москву и стали работать в Московском театре миниатюр (ныне Московский театр «Эрмитаж»).

Карцев играл в спектаклях Михаила Левитина «Когда мы отдыхали» по Жванецкому, «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» по Даниилу Хармсу, «Чехонте в «Эрмитаже».

С 1987 года Карцев работал в Московском театре миниатюр под руководством Михаила Жванецкого. Вместе с Ильченко играл в спектаклях «Птичий полет», «Полночное кабаре» и др.

После смерти Виктора Ильченко в 1992 году выступал один. Памяти друга Роман Карцев посвятил моноспектакль «Моя Одесса», который поставил Марк Розовский в Московском театре «Эрмитаж».

К своему 60-летнему юбилею Роман Карцев подготовил моноспектакль «Престарелый сорванец» по произведениям Жванецкого разных лет.

В Московском театре «Школа современной пьесы» Карцев играл в спектакле Семена Альтова «Зал ожидания».

Рождение, переезд в Москву

Мать Павла Кассинского Виктория была танцовщицей кордебалета. Высокая, статная красавица познакомилась с Романом Карцевым в Одессе. В этом городе на свет появились двое детей пары – дочь Елена и сын Павел. На семейном совете было решено дать детям фамилию матери. Ведь настоящая фамилия Карцева – Кац.

Когда сыну было три года, семейство перебралось в Москву. Михаил Жванецкий к тому моменту создал и возглавил Московский театр миниатюр. Сатирик и переманил к себе дуэт Карцев — Ильченко.

Девушка решила застелить диван, но эта задача оказалась нелегкой (смешное видео)

В сезон почти каждый день готовлю к ужину хрустящие кабачки в пакете: рецепт

Марсоход Curiosity ищет признаки древней жизни на Марсе

Кино

В кино Роман Карцев сыграл ряд запоминающихся ролей. Впервые на экране он появился вместе с Виктором Ильченко в детском телефильме «Волшебный голос Джельсомино» (1977).

В 1988 году Карцев исполнил роль Швондера в телефильме Владимира Бортко «Собачье сердце». Эта роль принесла ему огромный успех.

Правда, своей лучшей работой актер считает роль портного Боярского в телефильме Владимира Аленикова «Биндюжник и король» (1989).

Карцев снимался в фильмах Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» (1991), «Предсказание» (1993) и «Старые клячи» (2000).

Позже он сыграл роль Максимилиана Поплавского в «Мастере и Маргарите» (2005) Владимира Бортко, Перельмутера в «Улыбке Бога, или Чисто одесской истории» (2008) Владимира Аленикова, одесского таксиста в картине Станислава Говорухина «В стиле jazz» (2010).

Фильмография актера

Отучившись на фармацевта, наш герой подал документы в Институт телевидения. Так сказать, проник в телевизор с другой стороны. У парня было несколько проектов на ТВ, на досуге Кассинский записывал треки в стиле диско-фанк. Как оказалось, и музыкальный талант у нашего героя тоже есть.

Преображение старого дивана с помощью степлера и ткани: фото до и после

Из-за коронавируса россияне стали чаще приобретать велосипеды

Люблю свободные пляжи: Зак Эфрон рассказал, что ему нравится в Австралии

Фильмография взрослого Павла берет начало в 2003 году, когда его пригласили на роль бандита в телесериал «Возвращение Мухтара». Уже в следующем году актер получает предложения от нескольких режиссеров. Правда, по-прежнему на эпизодические роли. В сериале «Солдаты» Кассинский сыграл сержанта Рылеева, в рейтинговом сериале «Игра на выбывание» он получил роль милиционера в оцеплении.

А дальше были работы в полнометражных фильмах «Одна на миллион», «Крылья ангела», «Леший-2». Среди сериалов с участием Кассинского стоит о, а также проекты «Дикий», «Синие ночи», «Восьмидесятые», «Тайный город», «Жуки».

Конечно, бандиты и грабители в исполнении Павла преобладают над положительными персонажами. Однако в недавнем сериале канала ТНТ актер предстал перед зрителями в образе фельдшера.

Первые шаги в профессии

В цирковое училище в Москве талантливого артиста никак не хотели зачислять. Виной всему еврейское происхождение. Тогда начинающий комик решил испытать судьбу, отправившись в Ленинград без диплома в кармане. А вот Аркадий Райкин без проблем устроил будущую звезду в свой театр. Только посоветовал Роману Андреевичу видоизменить (русифицировать) свою фамилию.

Партнером артистичного Карцева по миниатюрам стал не кто иной, как Виктор Ильченко. На контрасте более спокойный. Еще через три года пазл сложился. В Ленинградский театр миниатюр был зачислен и писатель-сатирик Михаил Жванецкий. Он придумывал яркие номера, двое других их с блеском исполняли. Это позволило тройке юмористов в 1970 году стать лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

7 стильных и удобных причесок для занятий спортом

Буйнов на своей страничке в Instagram похвастался шикарной загородной баней

Джинсы сейчас не в тренде: в жару носим шорты и свободные брюки

В то время этот титул был прямым пропуском на телевидение.

Юность Ромки-артиста

Тяга к лицедейству проявилась у Романа Каца еще в школьные годы. Будущий артист гримасничал и на ходу придумывал пародии на учителей прямо на уроках. Балагур смешил весь класс, но и отвлекал от занятий. Плохое поведение могло бы помешать ему получить аттестат, если бы не уважаемые родители. Да и по предметам Роман успевал. Особенно любил французский язык.

Ради спокойствия родителей после школы наш герой выбрал приземленную профессию наладчика швейных машин. Однако мечты о большой сцене не давали будущей звезде покоя. В 1960 году юноше удалось получить роль в местном студенческом театре миниатюр «Парнас-2». Уже тогда стало ясно, что Одесса подарила стране нового самобытного комика.

Попугай, знающий слова молитвы, улетел из женского монастыря

Сейчас Эмма сбросила лишний вес, но после беременности она выглядела по-другому

Чем полезен дневной сон: улучшение памяти, креативность и другие плюсы

Даже трех комиков. Ведь в этом самодеятельном коллективе и состоялось знакомство Романа Андреевича с Виктором Ильченко и Михаилом Жванецким.

Дети Романа Карцева стали заклятыми врагами

Примирить их не смогла даже недавно родившаяся правнучка обаятельного юмориста

Блистательный комик Роман Карцев (по паспорту — Кац), который в дуэте с Виктором Ильченко шутил нам про раков и Аваса, а в экранизации «Собачьего сердца» бесподобно сыграл Швондера, скончался в октябре 2018-го. С тех пор у наследников народного артиста России случилось немало перемен в жизни. И не все они радостные.

С единственной супругой, бывшей танцовщицей кордебалета Викторией Кассинской, Роман Карцев завел двух детей — Лену и Пашу. Оба носят фамилию мамы, оба выучились на фармацевтов. Только Павел в итоге стал актером (с детства снимался в кино и «Ералаше») и прославился ролью сержанта Рылеева в сериале «Солдаты». Ему 43, женат на простой женщине — по образованию она инженер-эколог, но сейчас работает риелтором. Детей нет. А вот его сестра Елена (ей 48) в свое время вышла замуж за влиятельного бизнесмена от фармацевтики Владимира Гурдуса и родила от него Веронику и Леню.

Карцев души не чаял во внуках. Девочка выросла и пошла по его стопам: окончила актерский факультет в Нью-Йорке, а вернувшись в Россию, поступила в Театральную школу Константина Райкина и потом — в Институт театрального искусства им. Кобзона. Параллельно с учебой Вероника служит в драмтеатре «Наш».

Роман Андреевич с Еленой и Павлом. Фото: Facebook.com

Летом 2017-го внучка знаменитого комика вышла замуж за выпускника престижной Плехановской академии и однофамильца народного артиста — Никиту Евстигнеева, взяла его фамилию и с тех пор стала Вероникой Евстигнеевой. В конце августа 2019-го у пары родилась дочь, но рассекретили они этот факт только сейчас.

— Малышку назвали Нелли в честь другой бабушки — мамы Никиты, — рассказала «Экспресс газете» Елена Кассинская. — Ей уже почти пять месяцев. Она копия папы, хотя некоторые считают, что Нелли очень похожа на моего знаменитого отца и, соответственно, своего прадеда Романа Карцева. Никита и Вероника вместе с дочкой переехали ко мне (с бизнесменом Гурдусом женщина давно в разводе. — К. Б.). Теперь все вокруг нее и пляшем. Я прямо бабушка-бабушка, очень ждала внучку!

Вероника с мужем Никитой Евстигнеевым и крошкой Нелли. Молодая мать продолжает учиться в Институте театрального искусства им. Кобзона, а работу в драмтеатре «Наш» на время декрета прервала. Фото: Instagram.com

— А сын Леонид радовать малышами не спешит?

— Что вы! Ему только 20, пусть спокойно оканчивает свой финансовый университет. К тому же я буду не очень хорошей свекровью, — загадочно рассмеялась Елена.

Когда мы позвонили ее брату Павлу, чтобы поздравить с рождением племянницы, он огорошил, что до этого ему нет никакого дела.

— Я даже не знал, что Вероника родила, — признался артист Кассинский. — Не общаюсь с сестрой и ее семьей больше десяти лет. И вряд ли когда-то помиримся. Что между нами случилось — секрет фирмы.