Содержание
Диего Веласкес,Рембрант Ван Рейн, Питер Пауль Рубенс. — Студопедия
Поделись
Диего Веласкес (1599-1660). Первые самостоятельные работы мастера показывают его интерес к жанру бодегонес («Завтрак», «Водонос»). В этих работах Веласкес передано глубокое уважение к людям из народа. Интересно, что у Веласкеса почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им как жанровые сцены («Христос в гостях у Марии и Марфы»). В 1623 г. Веласкес — в Мадриде — придворный художник короля Филиппа IV (40 лет).
В конце 20-х годов Веласкес пишет картину на мифологический сюжет «Вакх в гостях у крестьян», или, как ее чаще называют, «Пьяницы», ибо Вакха окружают подвыпившие испанские бродяги. Мифологическую сцену Веласкес трактует как бодегонес. Возвышенное и низменное перемешалось. Широкая моделировка формы, контрасты света и тени, золотистый тон — все это черты караваджизма, однако в картине есть уже нечто такое, что будет характерно только для Веласкеса ( влияние Рубенса, дружил с Веласкесом).
В середине 30-х годов Веласкес пишет картину «Сдача Бреды» (или «Копья»), посвященную единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами, — произведение уже вполне сложившегося и большого мастера. Новаторство в самой композиции батальной сцены — без аллегорических фигур и античных божеств, побежденные голландцы представлены с чувством достоинства, что и победители – испанцы
Утверждение достоинства личности — основная черта портретной живописи Веласкеса ( портреты Филиппа IV, его детей, графа Оливареса и мн. др. придворных). Веласкес по праву считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Изображения его монументальны, лаконичны и глубоко выразительны по средствам. Свойственны благородство и мера. Эти качества сказались и в портретах шутов (карлик «Дон Антонио», «Идиот из Корин»). Все эти несчастные, развлекающие двор, переданы художником с большим тактом, достойными уважения и сочувствия.
В последнее десятилетие жизни Веласкес создал три самых известных своих произведения. «Венера с зеркалом» — первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного женского тела. Венера написана со спины, в зеркале отражается ее простое милое лицо. Множество оттенков розового и золотистого лепят объем прекрасного обнаженного тела, растворяющегося в как будто насыщенной воздухом среде.
Предметы как бы купаются в солнечном свете в другой знаменитой картине Веласкеса — «Менины» (фрейлины). «Менины» — это, по сути, групповой портрет. Композиция усложнена тем, что в ней объединены черты жанровой картины и группового портрета.
Третье из последних произведений Веласкеса — «Пряхи». Это также жанровая картина, поданная монументально. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришлипридворные дамы, чтобы полюбоваться на искусство прях. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство, и вся картина, в которой реальность каждодневного переплетения с вечностью мифа, вдруг оказывается прославлением самого искусства.
Веласкес умер неожиданно. Его влияние на все последующее искусство огромно.
Центральной фигурой фламандского искусства XVII в.был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.
Родился в Германии. Обучался живописи — сначала у художника старонидерландской традиции, затем у мастера итальянского направлении. Художник, который в обыденном сознании ассоциируется с художником почти языческого буйства плоти, был одним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. В начале творчества — наибольшее влияние оказал Караваджо. В Италии он изучил и на всю жизнь полюбил античность.
В 1608 г. Рубенс возвратился на родину. С этих пор — успех как художнику. 20-е и 30-е годы — период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные Дворы. Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. В нем сочетаются монументальность и декоративность.
Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, обитающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и даже итальянскому барокко. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой приходят на смену спиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской «Терезы». Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой голубоглазой с пышными формами. Христос даже накресте выглядит атлетом. Себастьян остается полон сил под градом стрел.
Картины Рубенса насыщены бурным движением. Это поистине мир, где нет покоя.
Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Но избирал он преимущественно те сюжеты, которые можно воплотить в динамические композиции. Юпитер похищает своих возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры нападают на нимф… Вакханалии, в которых можно выразить радость бытия, пропеть гимн жизни. Под кистью Рубенса поэтизируется чувственная стихия («Персей и Андромеда»).
Дом Рубенса становится центром художественной жизни Фландрии. Атмосферу семейной жизни Рубенс прекрасно передал в «Автопортрете с Изабеллой Брандт» (1609-1610), изобразив себя и жену под сенью цветущей жимолости, в нарядных, даже торжественных костюмах, лишенными всякой позы и нарочитости, излучающими молодое счастье.
В 1623—1625 гг. Рубенс получает заказ на цикл из 21 картины от французской королевы Марии Медичи, вдовы Генриха IV, для украшения Люксембургского дворца.
В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. Кончается определенный период его жизни. Едет с дипломатическим поручением в Испанию и Англию (для переговоров о мире Испании с Англией). Везде почет и покровительство, приобретение новых связей. В Испании Рубенс изучает полотна Тициана, знакомится с молодым Веласкесом.
В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен. Новая жена — Елена Фоурмен. Она стала музой художника в последний период его творчества. Елена Фоурмен — живое воплощение идеала художника. Рубенс славит женщину как символ жизни.
В это последнее десятилетие жизни Рубенс больше пишет для себя, руководствуясь собственным выбором тем, но исполняет немало произведений и по заказу. Он пишет портреты. Это парадный барочный портрет, в котором величие передается и позой модели, и костюмом, и всякими аксессуарами обстановки («Автопортрете» (1638-1639), «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (около 1625)).
Рубенс обращается и к жизни природы. Широкие равнины, тучные стада, могучие деревья, спокойное приволье или, наоборот, разбушевавшаяся стихия, все передано с одинаковым чувством реализма.
В последнее десятилетие живописное мастерство Рубенса отличается особенной виртуозностью и предельной широтой. Колорит становится более монохромным, более обобщенным, утрачивается прежняя многоцветность («Вирсавия», 1635; «Следствия войны», 1638).
Рубенс умер в 1640 г. в расцвете творческих сил. У него было много учеников, огромная мастерская, в которой многие работы были завершены по эскизам художника его учениками. Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный были в их числе. Историческое значение Рубенса в том, что он определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства, особенно XIX века.
Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) родился в Лейдене. Лейденским периодом его творчества — это время становления художника, наибольшего увлечения его Караваджо, манера мастера в этот период была еще суховатой, а толкование сюжетов — нередко мелодраматическим. Это период, когда он впервые обращается и к офорту.
В 1632 г. Рембрандт уезжает в Амстердам. 30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца большая заказная картина 1632 г. — групповой портрет, известный еще как «Анатомия доктора Тулпа», или «Урок анатомии». На полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах, их внимание обращено на главное действующее лицо — доктора Тулпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. Рембрандт не боится реалистических деталей, он умеет избегнуть натурализма. В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи — Саскии ван Эйленборх — и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником.
Весь этот период овеян романтикой. Живописец как бы специально Он намерено стремится в своем творчестве уйти от тусклой бюргерской повседневности и пишет себя и Саскию в роскошных нарядах, в фантастических одеждах и головных уборах, создавая эффектные композиции. В сложных поворотах, позах, движениях — общее — радость бытия. Это настроение выражено в одном автопортрете 1634 г. и в портрете с Саскией на коленях, а также в изображении Саскии в образе Флоры. Феерический, сказочный мир… Язык барокко наиболее близок выражению приподнятого настроения. И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко.
В эти же 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Офорты Рембрандта — это в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, он часто обращается и к жанру.
Рубеж раннего периода и творческой зрелости — «Ночной дозор» (1642) — групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока. В нем Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета — изображения пирушки, во время которой происходит «представление» каждого из портретируемых. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину: на всех лежит выражение общей энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа.
Но само это настроение было чуждо бюргерской Голландии середины века, не отвечало вкусам заказчиков, а живописные приемы шли вразрез с общепринятыми (не все лица заказчиков прорисованы, появление в картине посторонних — маленькой девочки). Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики. С этой картины начинается и углубляется конфликт художника общества. Со смертью Саскии в этом же 1642 году произошел разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами.
40-50-е годы — это пора творческой зрелости. Изменилась ни только внешняя жизнь Рембрандта, изменился прежде всего он сам. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское». Это некрасивое тело было передано предельно реалистично. Но Рембрандта не устраивала внешняя правда. Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние. Изменилась и манера письма. Огромную роль стал играет свет, этот свет воспринимается как выражение человеческого чувства.
В 40-50-е годы — тема материнской любви, сострадания. Наибольший материал ему дает Священное Писание, а из него — сцены жизни святого семейства. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Огромную роль в картинах Рембрандта играет светотень.
Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и рисунок) («Пейзаж с мельницей»).
Последние 16 лет — наиболее трагические годы жизни Рембрандта. Но живописные образы, созданные в этот период, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высокоэтические. Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.
Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем. Автопортреты: около 100. После праздничных портретов 30-х годов перед нами предстает другая трактовка образа: полный высокого достоинства и необычайной простоты человек в расцвете сил.
В годы зрелости (и основном в 50-е годы) Рембрандт создал свои лучшие офорты. В графике Рембрандта в полной мере проявился демократизм его мироощущения («Слепой Товит», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Поклонение пастухов», «Три креста»). Он много занимается рисованием (2000 рисунков).
Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668-1669) — предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. Колористическое единство особенно поражает.
Рембрандт имел огромное значение на искусство.
Нищие видом – Weekend – Коммерсантъ
Диего Веласкес (1599-1660) в течение 40 лет был придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, а музей Прадо вырос из собрания испанского королевского дома, так что неудивительно, что там хранится лучшая в мире коллекция живописи Веласкеса — почти полсотни вещей, или более трети всего наследия, великого мастера. Эрмитажное собрание испанской живописи XVII века, хотя и одно из самых значительных за пределами Испании, именно Веласкесом похвастаться может с трудом. Здесь всего три работы, из них две совсем ранние. «Завтрак» написан в пору учебы у Франсиско Пачеко, в 1617 году. Это картина-бодегон (bodega — трактир по-испански; в широком смысле бодегон означает «натюрморт»), где в персонажах можно увидеть как веселых посетителей кабачка, так и аллегорию трех возрастов человека с соответствующими каждому возрасту натюрмортными символами начала, середины и конца жизненного пути. К периоду учебы относится также небольшой этюдного характера «Мужской портрет в профиль». Только в третьей картине предстает зрелый Веласкес, и то это скромный погрудный портрет министра двора графа-герцога де Оливареса (около 1638). Другими словами, Эрмитажу есть ради чего дружить с Прадо. Конечно, на самые роскошные картины мадридского музея — «Сдачу Бреды», «Менины» или портреты королевской семьи — можно даже не облизываться, их вряд ли когда-нибудь дадут: вещи первого плана не изымают из экспозиции музея, живущего туризмом. И прекрасно. Потому что Веласкес умел превращать в шедевры не только официальные лица, благодаря чему стал главным живописцем Филиппа IV, и никто больше не имел права писать короля, но и лица придворных шутов и карликов, детей и древних философов. Эти последние — «Менипп» и «Эзоп» — и приезжают в рамках проекта «Шедевры музеев мира в Эрмитаже».
Оба полотна Веласкес написал в 1639-1641 годах. Фигуры даны во весь рост (размер холстов около 179 х 94 см), и помимо них в неглубоком пространстве умещается совсем немного деталей. Тут кривенькая скамейка с плоским, словно вырезанным из картона, кувшином, свиток, большая и маленькая книги с пустыми обложкой и страницами; там нечто вроде лежака, деревянный ушат с темным лоскутом кожи и большая книга под мышкой. Сами персонажи закутаны в просторные синее и коричневое одеяния невнятного кроя, с неровными оборванными краями. Поношенные сапоги и ботинки надеты на носки гармошкой, а то и вовсе на босу ногу. На голове одного мятая бесформенная шляпа, другой подпоясан грязно-белой тряпкой. И это знаменитые мыслители и острословы Древней Греции — язвительный баснописец Эзоп и философ-киник, мастер сатиры Менипп? Те самые освобожденные рабы, люди без иллюзий, известные своим ироническим отношением к обществу и закончившие жизнь трагически, личности, овеянные славой самых ярких столетий древней истории (Эзоп жил в VI веке до н. э., Менипп — в III веке до н. э.)? Или это нищие жалкие бродяги, потрепанные судьбой и презираемые обществом? Что означают закрытые книги и пустые страницы? Стремление несчастных босяков к свету мудрости и невозможность его воспринять или презрение мудрецов к духовному убожеству? Что выражает тяжелый взгляд персонажа, названного Эзопом: обреченность и равнодушие или усталость и мудрость? Как понять усмешку будто бы Мениппа, улыбается ли он с беззлобной иронией или недобро ухмыляется сквозь усы и бороду? (Случайно или нет, лицо Гендальфа в экранизации «Властелина колец» напоминает Мениппа; это касается и двойственного впечатления от образа философа.) Наконец, каковы чувства самого Веласкеса, относится он к своим героям с пониманием и уважением или насмехается, награждая громкими прозвищами?
В виртуозной живописи Веласкеса значением наделены не только персонажи полотен, но и композиция. Сравнение с другими произведениями показывает: в официальных портретах художник смотрит на модель сверху вниз и использует высокий горизонт, тем самым создавая ощущение застылости, пассивности, эмоциональной нейтральности; в изображениях придворных шутов и карликов добавляет к этому взгляд модели снизу вверх, отчего они выглядят трагически беспомощными. Здесь же, напротив, Веласкес выбирает ракурс снизу вверх и занижает горизонт, придавая персонажам величие и жизненную силу, достигая впечатления активного жеста и уверенности в себе. Направленный сверху вниз взгляд Мениппа и Эзопа в сочетании с неглубоким пространством картины делает их похожими на статуи в нишах классического здания, монументальные и торжественные. Это древние скептики и нищие юродивые одновременно, так же как Арахна и Афина — пряхи, Марс — грубый вояка и убийца, вакханалия — попойка, а актеры и ученые — шуты и карлики. У Веласкеса мифологический сюжет впервые в испанской живописи прорастает сквозь жанровую сцену, давая начало новой художественной традиции, которая расцветет в последующие века.
Санкт-Петербург, Эрмитаж, с 21 октября по 21 декабря
Диего Веласкес | Биография, искусство и факты
Диего Веласкес
Смотреть все СМИ
- Крещен:
- 6 июня 1599 г.
- Умер:
- 6 августа 1660 г.
Мадрид
Испания
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Почему важен Диего Веласкес?
Диего Веласкес был одним из самых значительных испанских художников 17 века, гигантом западного искусства. У него был острый глаз и потрясающая ловкость кисти. Его работы часто демонстрируют сильное моделирование и резкие контрасты света, напоминающие драматическую технику освещения, называемую тенебризмом.
Чем знаменит Диего Веласкес?
Будучи придворным художником Филиппа IV, Диего Веласкес написал множество королевских портретов, в частности Las meninas (1656). Тем не менее, он также был известен популяризацией bodegón , или кухонной сцены, в таких ранних работах, как Старуха, готовящая яйца (1618). Другие известные произведения включают его портреты Папы Иннокентия X ( c. 1650) и Хуана де Пареха (1650).
Какой была семья Диего Веласкеса?
Диего Веласкес был старшим ребенком Жоао Родригеша да Силвы, юриста, и Херонимы Веласкес. Ближе к концу своего ученичества у Франсиско Пачеко Веласкес женился на дочери своего учителя, Хуане. У них было две дочери.
Какое образование получил Диего Веласкес?
Диего Веласкес сначала учился у Франсиско Эрреры Старшего, а затем около шести лет был учеником Франсиско Пачеко. Когда Филипп IV взошел на престол в 1621 году, Веласкес стремился получить королевское покровительство. В конце концов он выиграл его в 1623 году, став единственным художником, которому разрешили рисовать короля.
Как умер Диего Веласкес?
Последним занятием Веласкеса было сопровождение короля и двора до французской границы весной 1660 года, чтобы устроить украшение испанского павильона для бракосочетания инфанты Марии Терезы и Людовика XIV. Вскоре после возвращения в Мадрид он заболел и 6 августа скончался.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Диего Веласкес , полностью Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (крещен 6 июня 1599, Севилья, Испания — умер 6 августа 1660, Мадрид), самый важный испанский художник 17 века, гигант западного искусства.
Веласкес повсеместно признан одним из величайших художников мира. Натуралистический стиль, которому он обучался, предоставил язык для выражения его замечательной наблюдательности в изображении как живой модели, так и натюрморта. Вдохновленный изучением венецианской живописи 16-го века, он превратился из мастера точного сходства и характеристики в создателя шедевров визуального впечатления, уникальных для своего времени. С блестящим разнообразием мазков и тонкой гармонией цвета он достиг эффектов формы и текстуры, пространства, света и атмосферы, которые сделали его главным предшественником 19Французский импрессионизм X века.
Основным источником информации о ранней карьере Веласкеса является трактат Arte de la pintura («Искусство живописи»), опубликованный в 1649 году его учителем и тестем Франсиско Пачеко, который более важен как биограф и теоретик, чем как живописец. Первая полная биография Веласкеса появилась в третьем томе ( El Parnaso español ; «Испанский Парнас») El museo pictórico y escala optica 9.0034 («Изобразительный музей и оптическая шкала»), изданный в 1724 году придворным художником и искусствоведом Антонио Паломино. Это было основано на биографических заметках, сделанных учеником Веласкеса Хуаном де Альфаро, который был покровителем Паломино. Количество личных документов очень мало, а официальная документация, касающаяся его картин, относительно редка. Поскольку он редко подписывал или датировал свои работы, их идентификация и хронология часто должны основываться только на стилистических данных. Хотя многие копии его портретов, очевидно, были сделаны в его мастерской ассистентами, его собственное производство было невелико, а число его сохранившихся автографов составляет менее 150. Известно, что он работал медленно, и в последние годы большую часть своего времени он проводил впустую. занят своими обязанностями в качестве судебного чиновника в Мадриде.
Согласно Паломино, первым мастером Веласкеса был севильский художник Франсиско Эррера Старший. В 1611 году Веласкес официально поступил в ученики к Франсиско Пачеко, на дочери которого он женился в 1618 году. «После пяти лет обучения и обучения, — пишет Пачеко, — я женил его на своей дочери, тронутый его добродетелью, честностью и хорошими качествами, а также ожидания его характера и большого таланта». Хотя Пачеко сам был посредственным художником-маньеристом, именно благодаря его учению Веласкес развил свой ранний натуралистический стиль. «Он работал с натуры, — пишет Пачеко, — производя многочисленные этюды своей модели в различных позах и тем самым обретал уверенность в своих портретах». Ему было не больше 20, когда он нарисовал Waterseller of Seville ( c. 1620), в котором управление композицией, цветом и светом, естественность фигур и их поз, а также реалистичность натюрморта уже раскрывают его острый глаз и потрясающую ловкость кисти. . Сильное моделирование и резкие контрасты света и тени раннего иллюзионистского стиля Веласкеса очень напоминают технику драматического освещения, называемую тенебризмом, которая была одним из нововведений итальянского художника Караваджо. Ранние сюжеты Веласкеса были в основном религиозными или жанровыми (сцены повседневной жизни). Он популяризировал новый тип композиции в испанской живописи, bodegón , кухонная сцена с выдающимся натюрмортом, например, Старуха, готовящая яйца (1618). Иногда у бодегонов есть религиозные сцены на заднем плане, как в Христос в доме Марфы и Марии ( c. 1618). Поклонение волхвов (1619) — одна из немногих севильских картин Веласкеса, сохранившихся в Испании.
Викторина «Британника»
Окончательная викторина по искусству
От символики до скульптуры — эта викторина познакомит вас с вашей художественной стороной.
Веласкес: рисование жизни испанской империи
Обзоры и культура
Этой статье более 16 лет и 1 месяца
Диего Веласкес считается величайшим художником Испании, «художником художников», как описал его Эдуард Мане, и его влияние на последующих художников не вызывает сомнений. Такие разные художники, как Франсиско Гойя, Сальвадор Дали, Фрэнсис Бэкон и Пабло Пикассо, воздали ему должное и написали свои версии его шедевров.
Автор Тим Сандерс
Загрузка PDF. Пожалуйста подождите…
Старуха, готовящая яйца, Веласкес, 1618 г. (Фото: © Национальные галереи Шотландии/Фото: Антония Рив, Эдинбург) о последующих художниках не вызывает сомнений. Такие разные художники, как Франсиско Гойя, Сальвадор Дали, Фрэнсис Бэкон и Пабло Пикассо, воздали ему должное и написали свои версии его шедевров.
Нынешняя выставка в Национальной галерее в Лондоне является самой полной из когда-либо проводившихся и предлагает потрясающее представление о художнике и его мире.
Веласкес родился в 1599 году в состоятельной семье с претензиями на мелкое дворянство в тогда еще баснословно богатом городе Севилья. Помимо того, что Севилья была провинциальной столицей Андалусии, она была центром торговли серебром из богатейших американских колоний Испании.
Богатство хлынуло в город, и даже сегодня захватывающая дух архитектура церквей и дворцов перекликается с почти невообразимой роскошью в сердце величайшей империи Европы. Хотя семья Веласкеса предполагала, что он будет заниматься более респектабельной профессией, его ранний талант к рисованию привел к тому, что он поступил в ученики в местную студию.
К тому времени, когда ему исполнилось 20 лет, он уже был признанным художником в Севилье, а несколько лет спустя его амбиции привели его в Мадрид, где он надеялся добиться славы и богатства для себя, а также признания и респектабельности для своей профессии. В то время в Испании живопись считалась просто работой торговцев.
В 1623 году он был назначен официальным художником короля Филиппа IV и осуществил первую из своих амбиций. Но Веласкес никогда не собирался становиться заурядным придворным художником. Даже его ранние работы в Севилье продемонстрировали удивительную способность воссоздавать поверхность и текстуру в красках.
Грубая ткань одежды простых людей и их морщинистая кожа были изображены с таким же достоинством и яркостью, как жемчуг и шелка его богатых покровителей.
Это было что-то новое: Веласкес был частью движения в искусстве, целью которого было показать мир таким, какой он есть. Этот стиль показал более простой и прямой реализм, который контрастировал с устоявшимся стилем Рафаэля, которому подражали художники по всей Европе.
Творчество Веласкеса – это не просто натуралистическое изобразительное искусство, оно многослойно, многогранно и имеет психологическую глубину, сила которой чувствуется сквозь века.
Хотя Веласкесу нет равных в том, что он показывает нам поверхность вещей (за исключением, пожалуй, его голландского современника Яна Вермеера), то, что лежит под ним, неотразимо.
Богатство и могущество империи мы видим в роскошных костюмах и гордых позах королевских портретов.
Но, возможно, в выражениях мы видим что-то от потерь, понесенных правителями империи, которая, несмотря на видимость, миновала вершину своего могущества. Испанская империя, несмотря на свою подавляющую военную мощь, была вовлечена в, казалось бы, бесконечные, невыигрышные и экономически невыгодные войны.
Композиции также раскрывают сложность жизни. Часто есть картина в картине или какие-то фигуры в обрамлении окна, предполагающие иные реальности и взгляды на мир.
Иногда, как в его шедевре Las Meninas (к сожалению, не вошедшему в спектакль), вы не уверены, смотрите ли вы на сцену перед собой или вся картина отражается в зеркале. Возможно, именно это разнообразие возможностей сделало его работы такими привлекательными для таких кубистов, как Пикассо.
Временами, как на портрете Папы Иннокентия X, композиция прямолинейна, но безжалостный и циничный взгляд власти леденяще виден и по сей день.
Эта выставка показывает нам Веласкеса как мастера живописи, чья техника и свобода выражения не имели себе равных до Гойи или даже импрессионистов 200 лет спустя.
Но более того, он раскрывает реальность, скрытую за прекрасно прорисованными поверхностями.
Забастовка в Национальной галерее в связи с открытием выставки Веласкеса
Все галереи в Национальной галерее были закрыты в среду, 18 октября, и только выставка Веласкеса оставалась открытой, так как 140 надзирателей вышли в знак протеста против попыток урезать им право на отпуск.
Руководство оставило открытой выставку Веласкеса стоимостью 12 фунтов стерлингов за билет, на которую заранее было продано 13 000 билетов, и закрыло свободные зоны.
Успешная забастовка членов Союза государственных и коммерческих служб будет сопровождаться забастовками каждую среду с 18:00 до 21:00.вечера, начиная со следующей недели.
Сотрудники возмущены планами руководства внести изменения в контракты, в том числе отменить трехдневный отпуск, который они получают в обмен на работу в Рождество, День подарков и Новый год, и заменить его двухдневным неоплачиваемым отпуском.