Зинаида евгеньевна серебрякова за завтраком: For Breakfast, 1914, 107×89 cm by Zinaida Serebriakova: History, Analysis & Facts

Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Серебрякова Зинаида Евгеньевна — талантливая русская художница, мастер живописи и графики. Ее произведения составляют золотой фонд русского искусства.

Зинаида появилась на свет 28 ноября (10 декабря) 1884 года в имении своих родителей «Нескучное» под Харьковом (Украина). Ее отец Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна принадлежала к славному роду Бенуа, представители которого оставили заметный след в истории российской и мировой культуры.

Евгений Александрович ушел из жизни очень рано. Овдовевшая Екатерина Николаевна вынуждена была перебраться в Петербург к своим родителям. Творческая атмосфера, царившая в доме Бенуа, оказала огромное влияние на художественное воспитание Зинаиды Евгеньевны.

После окончания Коломенской женской гимназии (1901) Серебрякова непродолжительное время занималась в частной школе княгини Тенишевой, где преподавал известный художник Илья Ефимович Репин, затем (1903-1905) обучалась у живописца О. Э. Браза.

В 1905 году Зинаида вышла замуж за своего двоюродного брата Серебрякова Б. А.. После бракосочетания молодые отправились в Париж. Во Франции начинающаяся художница посещала Академию де ля Гранд Шамьер, знакомилась с лучшими образцами европейской живописи.

После возвращения на родину весной 1906 года Серебряковы обосновались в украинском имении родителей. Следующий период жизни вплоть до революционных потрясений 1917 года был самым счастливым для Зинаиды Евгеньевны. В Нескучном родились дети Евгений, Александр, Татьяна, Екатерина. Однако, несмотря на семейные хлопоты, Серебрякова продолжала рисовать. Зинаида Евгеньевна пишет пейзажи окрестностей Нескучного, портреты своих близких, жанровые картины, отражающие сцены крестьянской жизни.

Настоящий успех пришел к художнице после VII выставки Союза русских художников. Свидетельством высокого художественного мастерства Серебряковой стало приобретение Третьяковской галереей трех ее полотен, среди которых была картина «За Туалетом. Автопортрет» (1909).

Получив признание, художница продолжает творческие поиски. В живописи Серебряковой появляется тема «ню» (картины Купальщица (1911), Баня (1913)), которая будет занимать одно из центральных мест ее дальнейшего искусства. Зинаида Евгеньевна проявляет себя как мастер детского портрета (картина За завтраком (1914)). Отражением крестьянских мотивов становятся монументальные полотна Беление холста (1914), Жатва (1915). Талант художницы в этот период засиял всеми красками. Творчество Серебряковой испытывало пору расцвета.

Революционные события 1917 года оказали катастрофическое влияние на дальнейшую судьбу Зинаиды Евгеньевны и ее семьи. В 1919 году умирает от сыпного тифа горячо любимый муж. Пламя гражданской войны сожгло родовую усадьбу. Серебрякова вынуждена вместе с детьми переехать в Харьков. Благодаря хлопотам родственников, зимой 1920 года семья перебирается в Петербургский дом Бенуа.

Жизнь стала налаживаться. Художница снова обращается к живописи. Круг тем Серебряковой несколько сужен: она пишет портреты детей, близких, автопортреты. После поступления дочери Татьяны в хореографическое училище в творчестве Серебряковой появляются театральные мотивы. Зинаида Евгеньевна пишет картины, посвященные артистам балета (Балетная уборная. Снежинки (1923), Балетная уборная (1924) и др.).

Однако последствия революции и гражданской войны тяжелейшим образом сказывались на экономическом состоянии страны. Семья Зинаиды Евгеньевны испытывала серьезные материальные затруднения. Поэтому Серебрякова решилась краткосрочно выехать во Францию (1924 год), где уже находился ее дядя А. Н. Бенуа, предложивший художнице помощь в организации личной выставки-продажи картин. Однако обстоятельства сложились, таким образом, что художница больше не вернулась на родину. Спустя два года к ней присоединились дети Александр и Екатерина. Дочь Татьяна, сын Евгений по политическим причинам остались в России. Только в 1960-х годах Серебрякова сумела встретиться с ними во Франции.

За границей достаточно быстро оценили художественное дарование Серебряковой. В Париже она получила известность как мастер портретной живописи. Заказы, поступавшие художнице из Лондона, Берлина, Брюсселя и других европейских городов, помогли ей улучшить собственное финансовое состояние.

После улучшения материального положения Зинаида Евгеньевна часто путешествовала. Художница побывала в Африке (Марокканские серии картин Серебряковой получили положительные отзывы критики), Великобритании, Италии, Португалии, Швейцарии.

На Родине творчество Зинаиды Серебряковой очень долго оставалось незамеченным. Только в 1965 — 1966 годах была устроена ретроспективная персональная выставка художницы, прошедшая с огромным успехом в Москве, Ленинграде и Киеве.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна скончалась 19 сентября 1967 года. Художница похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Детские образы в творчестве Серебряковой

За завтраком, 1914

Мальчики в матроских тельняшках, 1919

Карточный домик, 1919

Девочки у рояля, 1922

Автопортрет с дочерьми, 1921

На кухне. Портрет Кати. 1923

Катя в голубом у елки, 1922

Тата и Катя (У зеркала), 1917

Девочка с куклой, 1921

Катя с куклами, 1923

Портрет Е. И. Золотаревского в детстве, 1922

Девочка в розовом, 1932

Известные картины Серебряковой

  • За туалетом. Автопортрет. 1909 год.
  • Жатва 1915 год.
  • Беление холста. 1917 год.
  • Балетная уборная. Снежинки. 1923 год.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна–картины и биография

28 января 2016      

Nasati      Главная страница » Музыка цвета » живопись      Просмотров:  
6004

Серебрякова З «Девушка со свечой»

Дорогие друзья! Этот пост посвящен художнице Зинаиде Евгеньевне Серебряковой и ее творчеству. Хрупкая женщина знаменита своими сильными и яркими работами.   Но в тоже время ее творчество отличается щемящей тонкостью и душевностью.Помните картину «За туалетом»? Она знакома нам с детства. Вроде всё так прозаично — девушка расчесывает волосы перед зеркалом. Но как удивительно легко передается нам атмосфера радости, счастья и внутреннего покоя, а от лучистых глаз девушки нельзя оторваться. Эта картина Зинаиды Евгеньевны для многих так и осталась самой любимой из всех ее работ. Мы чувствуем свет души этой юной женщины. И в этом очарование ее картин. Она рисует как дышит — легко и светло.

Немного биографии Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.

Автопортрет (1900), Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова родилась в талантливой и благополучной семье в 1884 году, она была шестым и последним ребенком. Отец – известный скульптор, мать – художница (дочь знаменитого архитектора Николая Бенуа). Практически все ее родственники – яркие деятели искусства. Поэтому не удивительно, что девочка чувствовала потребность рисовать с самого раннего возраста и отдавала своему любимому занятию все время. Родная усадьба «Нескучное», где она родилась, а потом проводила все летние месяцы, стала главной художественной школой Зинаиды. Большую часть года семья жила в Петербурге, но в усадьбе девушка работает с особенным упоением. Ей очень нравилось рисовать крестьянских девушек, пейзажи родного края…

З. Серебрякова «Крестьяне -Обед»

Потом она напишет цикл картин на тему народной жизни.

З. Серебрякова «Беление холста»

Безоблачное счастье Зинаиды Серебряковой.

Зинаида Серебрякова с детьми

В творчестве Зинаиды Евгеньевны Серебряковой явно прослеживается два периода – до революции и после. Именно к первому периоду относится ее самая знаменитая картина «За туалетом», с которой в дальнейшем ни одна из ее работ так и не сравнилась. Действительно, в этой работе мы видим мощный концентрат подлинной русской культуры.

З. Серебрякова «За туалетом», 1909, холст, масло

На этой картине Зинаида Серебрякова олицетворяет идеал русской женщины – хранительницы самых высоких духовных традиций российской интеллигенции и аристократии. Она любима, у нее есть любимый муж – суженный, за которого она собиралась выйти замуж с детства. Всё, как в самых лучших народных преданиях о прекрасных матерях, мудрых отцах, кротких дочерях и суженых Богом вторых половинках для создания своей идеальной семьи. Может поэтому получилась очень добрая, теплая и светлая работа. Именно этой атмосферой уюта, радости и гармонии картина художницы нам так дорога. В 1910 году автопортрет Серебряковой произвел настоящий фурор. Картина висела на выставке рядом с полотнами известных мастеров – Врубеля, Кустодиева, Серова. Кстати, именно Валентин Серов походатайствовал, чтобы эту картину Серебряковой и еще две ее работы приобрела Третьяковская галерея.

Послереволюционный период творчества Зинаиды Серебряковой.

З. Серебрякова «За завтраком», 1914

Следующий период жизни Зинаиды Серебряковой начался с трагедии. Она теряет любимого мужа, с которым она прожила 10 счастливых лет в любви и согласии, родила 4-х детей. Больше она замуж не выйдет и останется верна своему мужу навсегда

З. Серебрякова «Портрет Б.А.Серебрякова» ок.1905

Муж скончался у нее на руках в 39 лет. Именно столько лет было отцу Зинаиды, когда он ушел из жизни. Девочке было тогда всего 2 года. Эти ранние смерти двух красивых талантливых мужчин, являются рамками, в которые вошла счастливая безоблачная жизнь художницы. Ее идеальная семья, в которой все так нежно любили друг друга, распалась как карточный домик.

З. Серебрякова «Карточный домик» 1919

После революции Зинаида Серебрякова нашла силы выстоять в сложном катастрофическом для всей страны периоде. Художница ищет новые формы самовыражения. Она хватается за всё. Принимает участие во всех проектах, в которые она могла вписаться в эти новые для нее времена, будь то вывески новых учреждений или большевистские агитплакаты. Страх, боль, отчаяние переполняют сердце. Она находит утешение в работе, особенно, когда пишет портреты своих любимых детей, единственной ее отдушины.

З. Серебрякова «У зеркала»

Беды и лишения были общими для всех, каждый искал пути выживания. Были люди, которые приняли новый уклад жизни и реализовали себя. Но у Зинаиды Серебряковой все сложилось иначе. Она уехала за границу, получив интересный заказ, с надеждой на лучшее будущее. Она работает во Франции и надеется забрать детей. Она их забрала. Но только двоих – дочь Катю и сына Шуру. По очереди и с большим трудом. Так распорядилась Судьба. Александр и Екатерина стали художниками и в течение всей жизни были настоящей  опорой для мамы.

З. Серебрякова «Катя на террасе»

Таня и Женя, оставшиеся в России, были разделены с матерью, но переписка была всегда. Они встретились только через 36 лет, сделав все возможное, чтобы встретиться с мамой на родине. Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. Татьяна стала театральным художником, а Евгений — архитектором-реставратором. Они помогли маме приехать в Москву на ее выставку, были пропагандистами ее творчества, а значит, духовная связь между матерью и детьми постоянно сохранялась. Да и на родине ее не забывали. Если о художнице за границей знали только истинные ценители живописи и соотечественники, то в Советском Союзе ее работами можно было любоваться на страницах школьных учебников, а изучение творчества Зинаиды Серебряковой вошло в программу обязательного среднего образования.

З. Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова.

К счастью, искусство Зинаиды Евгеньевны Серебряковой не утратило своей ценности как эталона подлинной русской культуры. И сейчас мы видим новый виток популярности картин этой чудесной художницы.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна – картины художницы.

 

З. Серебрякова Перед грозой Село Нескучное

З. Серебрякова Горный пейзаж Швейцария

З. СЕребрякова Крестьянка с квасником

З. Серебрякова «Так заснул Бинька»

З. Серебрякова «Девочки сильфиды»

З. Серебрякова «Женщина с коромыслом»

«Автопортрет с дочерьми».

З. Серебрякова «Катя с куклами»

З.Серебрякова. Портрет дамы с собачкой

З Серебрякова «С.