Эдуард мане завтрак на траве: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Эдуард Мане — Завтрак на траве

09.07.2014


Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863

Работа Эдуарда Мане (1814-1883), выдающегося французского художника, рисовальщика, гравера, новатора, роль которого в истории искусства трудно переоценить. Создав новую манеру живописи, Мане проложил путь между старым искусством, импрессионизмом и постимпрессионизмом.

Эдуард Мане. Олимпия. 1863

Мане обучался живописи в мастерской модного в то время живописца Тома Кутюра в соответствии с академическими правилами. Начинающий художник восставал против методов учителя. Впоследствии Мане уничтожил почти все, что создал за время обучения в мастерской. Он сохранил только собственные вольные копии картин и фресок старых мастеров. От этих зарисовок и этюдов идут пути ко многим последующим работам художника.

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри. 1862

Начиная с Салона 1861 года Мане постоянно привлекает внимание критиков. Менее всего желавший стать ниспровергателем основ официального искусства, Мане был враждебно встречен академическими кругами. Очень скоро он становится центральной фигурой прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. Импрессионисты признают Мане своим предводителем. Хотя Мане не участвовал в выставках импрессионистов, он оказал большое влияние на формирование этого направления.

Эдуард Мане. Бар в Фоли-Берже. 1882

Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия,  сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность.

Человеческие фигуры свободно и естественно соединяются с пейзажем. Художника интересовала проблема солнечного света, воздушного пространства. Нагота натурщицы позволила Мане передать контраст между теплыми тонами ее тела и холодной серо-черной гаммой одежды мужчин. Картина предназначалась для парижского Салона 1863 года. Однако ее вместе с тремя тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Картина Мане была объявлена министерством двора «оскорбляющей нравственность». Непризнанные картины были выставлены на так называемом «Салоне отверженных», который был создан по инициативе императора Наполеона III.

Эдуард Мане. Гвоздики и клематис в хрустальной вазе. 1880-1883

Представленный вариант сильно отличается от большого полотна из Музея Орсэ. В уменьшенном варианте другая манера письма. Широкие мазки создают ощущение незавершенности работы. Специалисты Института Курто долго решали вопрос, является ли картина из Курто предварительным наброском или репликой, сделанной после большой версии. Рентгеновский снимок обеих картин прояснил ситуацию. На картине из Курто нет изменений, сделанных во время написания. Большая версия содержит много переделок. Это подтверждает, что версия из Курто является именно повторением большого полотна «Завтрак на траве».

Эдуард Мане. Молодая женщина в саду. 1880

Первым владельцем полотна из Курто был друг Мане майор Ипполит Лежозн, сторонник литературного, музыкального и художественного авангарда. Вероятно, именно он попросил Мане сделать уменьшенную версию своего знаменитого полотна.

Эдуард Мане. Весна (Жанна). 1881

Для знакомства с творчеством Эдуарда Мане я поместила еще несколько его картин.

Эдуард Мане. Собака. 1876

С чистого листа: 1. Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863 г.: topbloger — LiveJournal

Френды мне пишут в личку, мол, осень настала, хочется пофлудить, а ты нифига не пишешь.
Я бы рад, но слишком много времени отнимают работа, ютуб и новая КНИГА.
Соответственно, для того чтобы выкроить час-полтора на жж, нужен ВЕСКИЙ стимул — например, польза и саморазвитие. Поэтому смотрите, чем мы с вами займёмся.

Каждый из нас видел списки а-ля «100 лучших картин в истории живописи», но, что скрывать, кроме «Моны Лизы» и «Крика» нифига мы оттуда не запомнили.
Знаете, почему? Потому что инфа о картинах в таких списках даётся в разжёванном виде.
А я предлагаю высказать свои впечатления и теории о лучших картинах, не заглядывая в справочники и энциклопедии. Только свои ощущения, только свои мысли.

Давайте назовём это проектом «С чистого листа», т.к. у нас мозги не засраны чужими мнениями и мы воспринимаем эти картины С НУЛЯ.

Уверен, после рассмотрения ста шедевров если не все, то БОЛЬШИНСТВО из них отложатся в нашей памяти, ну и вообще, наш культурный уровень значительно вырастет, и мы наконец-то научимся отличать Ван Гога от Ван Эйка, а Рубенса от Врубеля.

Постараюсь выкладывать по одной картине каждый день.
Поехали.

* * *

Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863 год.

Смотрите, что мне навскидку в голову приходит:

1)
Вероятно, это первая в истории картина в ныне популярном жанре CMNF (clothed male, naked female) — мужики-то наверняка знают, что это, а девушкам поясню: это такой специфический эротический жанр, когда взаимодействуют ОДЕТЫЕ мужчины и девицы без исподнего. Как правило, наибольший эротический эффект достигается, когда на мужчине подчеркнуто строгая одежда, в идеале костюм. На картине как раз такой случай.
Мане понимал, что к чему.

2) Мужик слева смотрит куда-то совершенно НЕВИДЯЩИМ взглядом; вероятно, он слепой (или притворяется). И женщина разделась, чтобы его проверить — реально он ничего не видит или врёт. Возможно, она куртизанка и после забав с ней мужик отказался платить — дескать, я слепой, у меня нет денег.
А она решила его поймать на лжи.
А мужчина справа в турецкой феске показывает пальцем на женщину и обращается к мужику:
— Слушай, ты реально не видишь, что она исподнее скинула??
Но «слепой» держится и себя не выдаёт.

3) Шутки шутками, но вот фигура ВТОРОЙ женщины на заднем плане реально интересная. Мане — профессиональный художник, и понимает, что такое перспектива и пропорции.
Так вот, по-моему, совершенно очевидно, что женщина на заднем плане, стоящая по колено в воде, — просто ОГРОМНАЯ.
Попробуйте мысленно придвинуть её к остальным героям картины — она выше их раза в полтора.
Соответственно, она не человек, а какая-то лесная богиня.
Недаром остальные на нее не обращают внимания — она для них просто невидима, т.к. находится в другом измерении БЫТИЯ.

4) Нетрудно заметить, что голая женщина смотрит на того, кто всё это рисует.
Вероятно, это карлик или ребенок. Потому что у мужика в феске в руках совершенно смешная, тоненькая детская трость. Нормальный крепкий мужик такую носить не будет, это зашквар.
Т.е. художник дал турку подержать свою трость, а сам начал зарисовывать происходящее.

5) Кстати, то, что женщина в воде не из этой компании, доказывается и тем, что в стандартную лодку влезают максимум 4 человека. В данном случае: два мужика (слепой и турок), голая баба и карлик-художник.
Пятого лодка не выдержит.
Значит, та женщина на заднем плане — реально лесная нимфа или типа того. А в воде она видимо собирает лягушек для своих ЗЕЛИЙ и заклинаний. Видно же, что она в подол что-то набрала и придерживает.

Теперь я точно эту картину не забуду; присоединяйтесь.

источник — andeadd 
[1 ссылок 52 комментариев 3050 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями

Le Dejeuner Sur L’Herbe («Завтрак на траве») Эдуарда Мане

Le Déjeuner sur l’herbe, или «Завтрак на траве», — большая картина французского художника Эдуара Мане, написанная маслом на холсте. Написанный между 1862 и 1863 годами, он изображает обнаженную женщину, небрежно устраивающую пикник с двумя одетыми молодыми мужчинами.

Бледное тело женщины ярко освещено, когда она смотрит прямо на зрителя. Перед ними корзина с фруктами и хлебом. Полураздетая женщина, купающаяся в ручье, находится на заднем плане картины, расположенной на открытом воздухе среди деревьев. Фигура, кажется, парит над разговаривающими мужчинами и, казалось бы, игнорируемой обнаженной женщиной рядом с ними. Первоначально называвшаяся «Le Bain» («Ванна»), картина имеет размеры 208 на 264,5 сантиметра (81,9на 104,1 дюйма) и выставлен в Музее Орсе в Париже. Крупный масштаб картины обычно предназначался для религиозных, мифологических или исторических сюжетов. Изображение Мане мирской или повседневной социальной деятельности шло вразрез с тем, как традиционно использовался большой холст.

Его техника также отличалась от современников. Масштаб купающейся женщины, например, слишком велик по сравнению с фигурами на переднем плане. Мазки кисти также грубые и нескрытые, что создает впечатление, что картина в некоторых частях незакончена. Фону также не хватает глубины, как будто картина была написана в студии, а не на улице. Даже обнаженная натура не такая гладкая и безупречная, как на других картинах того же периода. Более внимательное изучение фигур на картине раскрывает значительный скрытый смысл и связь с Мане и его жизнью. Считается, что этот пейзаж представляет собой l’île Saint-Ouen, место на реке Сене, недалеко от семейной собственности Мане в Женвилье. Художник также нередко использовал реальных моделей и людей при создании своих работ. Человек справа основан на братьях Мане, Эжене и Гюставе. Человек слева основан на Фердинанде Ленхоффе, зяте Мане и голландском скульпторе. Обнаженная женщина, вероятно, является Викториной Меран, любимой моделью, использованной художником, в том числе для его более поздней картины «Олимпия» (1865 г.).

Одним из главных вопросов, который вызывает обсуждение «Le Déjeuner sur l’herbe», является то, как фигуры на картине взаимодействуют друг с другом. В частности, фигуры, похоже, в основном не признают друг друга и не взаимодействуют друг с другом, кроме двух мужчин. Обнаженная женщина также, кажется, привлекает зрителя, глядя прямо на мир за пределами картины. Бросает ли она вызов или признает зрителя, причина ее пристального взгляда не совсем ясна. Фигуры также созданы с использованием разных техник и стилей, в то время как купание женщины выполнено в совершенно другом масштабе. На картине обнаженное тело противопоставляется одетому, мужское — женским качествам, а белая цветовая палитра женского обнаженного тела — темным цветам мужской одежды.

Le Déjeuner sur l’herbe напоминает другое известное произведение Мане «Олимпия». Помимо использования той же модели, на портрете также изображена обнаженная женщина, смотрящая на своих зрителей. Апинтинг был вдохновлен Венерой Урбинской Тициана. Вдохновением Мане для «Le Déjeuner sur l’herbe» послужили также работы старых мастеров, в частности «Суд Париса» Маркантонио Раймонди (1515). Сама гравюра была основана на рисунке Рафаэля, известного художника Академии изящных искусств в Париже. Еще одним произведением, оказавшим влияние на Мане, был «Пасторальный концерт» (ок. 1509 г.).-10), картина эпохи Возрождения, созданная Тицианом или Джорджоне. На картине изображены двое полностью одетых мужчин, сидящих вместе с двумя обнаженными женщинами в лесистой местности, очень похоже на картину Мане. «Le Déjeuner sur l’herbe» также напоминает «Бурю» (1508) Джорджоне, в которой также противопоставлены обнаженная женщина и одетый мужчина в сельской местности. Это также похоже на работу Жана Антуана Ватто, особенно на «Деревенщину».

В то же время Мане изображает вульгарную сцену парижан, наслаждающихся природой, вместо того, чтобы воссоздавать мифологическую сцену, излюбленную старыми мастерами. Картина была отклонена жюри Салона в 1863 году. В том же году Мане выставил «Le Déjeuner sur l’herbe» в Салоне Отверженных. «Le Déjeuner sur l’herbe» вызвал споры и получил неоднозначные отзывы критиков, когда он был впервые представлен, в основном из-за путаницы, которую он вызвал в отношении смысла произведения. Свободная техника также побудила современных критиков отметить, что картина была недоразвитой, неровной и лишенной четкости. Эмиль Золя, один из первых сторонников творчества Мане, прославлял картину и считал ее одной из лучших работ художника.

Золя считал творчество Мане современным и использовал разногласия по поводу «Le Déjeuner sur l’herbe» в качестве основы для своего романа «L’Œuvre» («Работа» или «Шедевр»). В романе работа художника, напоминающая картину Мане, отвергается вымышленным Салоном. Картина также вдохновила несколько работ других художников, в том числе «Деженер на траве» Клода Моне (1865-66) и «Женщина на траве» Поля Сезанна (1876-66). На картине Сезанна изображена одетая женщина, позирующая так же, как и портрет Мане. Мужская фигура также отражает жест рукой человека, сидящего справа от картины Мане. Картина Джеймса Тиссо «La Party Carrée» (1870) изображает аналогичную сцену, хотя и без наготы, как на картине Мане. Пабло Пикассо также использовал некоторые приемы Мане при создании обнаженных тел, в том числе для «Авиньонских девиц» (1907).

Эдуард Мане родился в 1832 году в состоятельной семье со связями. В то время как его родители не одобряли художественных занятий, дядя поощрял французского художника. Мане был известен тем, что иллюстрировал в своих картинах повседневную жизнь, в том числе сельские и городские сцены людей, занятых обычной общественной деятельностью. Он известен переходом от реализма к импрессионизму. «Деженер на траве» и «Олимпия» — две самые известные работы художника, которые помогают определить Мане как современного и даже революционного художника. К моменту своей смерти в 1883 году Мане создал около 420 картин.

Обсуждение «Завтрака на траве» Мане

16.08.2020

0 комментариев

 

Где? Комната 29 на пятом этаже Музея Орсе
Когда? 1863
Что ты видишь? Четыре фигурки устраивают пикник на траве. Двое мужчин одеты в модную одежду 1860-х годов. Мужчина справа указывает на человека в центре, который, кажется, смотрит в другую сторону. Рядом с ними сидит обнаженная женщина. Она смотрит прямо на зрителя, положив руку на подбородок. Ее тело минимально затенено, из-за чего она кажется плоской на холсте.

В левом нижнем углу женская одежда и корзина с фруктами и хлебом. Позади них женщина, одетая в белое, плывет по небольшому водоему. Кажется, она тянется к чему-то в воде. Над ней пролетает черно-оранжевая птица. Справа деревянная лодка. Учитывая ее положение на заднем плане, эта женщина нарисована крупнее, чем можно было бы ожидать, основываясь на законах перспективы; она ненамного меньше фигур на переднем плане, что создает сбивающее с толку ощущение глубины картины.

Предыстория: Также известный как Le Déjeuner sur l’Herbe, «Завтрак на траве» вдохновлен двумя известными произведениями искусства: «Пасторальный концерт» Джорджоне и/или Тициана в Лувре и рисунком Суда Парижа работы Рафаэля (из которых сохранилась гравюра Маркантонио Раймонди в Метрополитен-музее ). Несмотря на его знание старых мастеров, работа Мане была полностью авангардной и шокировала парижскую публику.

Во-первых, считалось оскорбительным изображать обнаженную женщину, особенно если женщина не была богиней или другим мифологическим персонажем. Мане изображает обычную женщину, нарушающую традицию идеализированных обнаженных женщин, таких как Венера Урбинская по Тициан или Рождение Венеры по Боттичелли . Помещение ее в современную обстановку с двумя модными парижскими мужчинами сделало сцену очень шокирующей и оскорбительной.

Во-вторых, Мане получил много критики за свою технику рисования, которая отличалась свободными мазками, отходом от утонченной отделки, которую можно увидеть в картинах эпохи Возрождения.

В-третьих, его передача пространства на этой картине искажена, так как женщина в воде ненормально велика для своего положения на заднем плане.

​По всем этим причинам «Завтрак на траве» был отклонен в парижском салоне. Вместо этого он был выставлен в Салоне отверженных в 1863 году. Там он все еще вызывал насмешки и возмущение за его предмет и технику. Люди смеялись над картиной, а некоторые даже били ее палками. Критик Луи Этьен назвал это «розыгрышем молодого человека» и «постыдной открытой раной» в Присяжные и разоблачители .

Пасторальный концерт Джорджоне и/или Тициана

Суд Париса Раймонди по Рафаэлю

Кто такой Эдуард Мане? Эдуард Мане родился в 1832 году в Париже , где и умер 51 год спустя. Мане был парижским художником-реалистом, который шесть лет учился у Томаса Кутюра. Однако впоследствии он отказался от посещения Школы изящных искусств.

В начале своей карьеры он подружился с Шарлем Бодлером, в чьих работах фигурировали городские аутсайдеры, такие как проститутки и уличные артисты. Сочинения Бодлера вдохновили Мане продолжать рисовать необычных персонажей наряду с другими его работами, в которых фигурировали более известные деятели, такие как музыканты и писатели.

Авангардный стиль Мане, предшествовавший импрессионизму, часто подвергался нападкам со стороны прессы, но его также защищали другие творческие люди, такие как Эмиль Золя, Клод Моне и Пьер-Огюст Ренуар . Среди его известных картин Олимпия в Музее Орсе (написанная в том же году, что и «Завтрак на траве») и Битва при Кирсардже и Алабаме в Художественном музее Филадельфии .

Олимпия Мане

Битва при Кирсардже и Алабаме Мане

Интересный факт: Обнаженная женщина в «Завтраке на траве» создана по образцу Викторины Меран, которая также позировала для Олимпии Мане .