Содержание
Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на Родину. Музыка русской живописи. Петр Федотов. «Завтрак аристократа» // Смотрим
Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на Родину. Музыка русской живописи. Петр Федотов. «Завтрак аристократа» // Смотрим
Профиль
Избранное
29 октября 2022, 15:05
29 октября 2022, 16:05
29 октября 2022, 17:05
29 октября 2022, 18:05
29 октября 2022, 19:05
29 октября 2022, 20:05
29 октября 2022, 21:05
29 октября 2022, 22:05
29 октября 2022, 23:05
30 октября 2022, 00:05
30 октября 2022, 01:05
В девятой передаче цикла «Музыка русской живописи» Никита Михалков расскажет о жизни и судьбе художника Петра Федотова и его картине «Завтрак аристократа».
документалистика
цикл
Никита Михалков
живопись
художник
фильм
культура
передачи про изобразительное искусство
Авто-геолокация
Павел Федотов: «Судьба, как неразмотанный клубок»
В детстве я любила писать по его картинам сочинения, развивать истории, предложенные художником. Теперь меня больше увлекает психология людей, словно бы застигнутых живописцем врасплох. В залах Инженерного корпуса Третьяковской галереи много и незнакомого Федотова. Картины из армейской жизни (кадровый военный, он учился живописи в свободное от службы время). Вереница пленительных портретов. Большая серия сепий. Несметное количество карандашных рисунков.
Прожив всего 37 лет, художник успел много. Довольно поздно и довольно быстро пройдя «живописные университеты», научился не только метко и точно рисовать, но и мудро обобщать жизненные наблюдения. Разглядывая подробно представленный быт XIX века (ушедший навсегда, диковинный, экзотичный), ловлю себя на мысли, что во взаимоотношениях людей, в страстях и чаяниях с тех пор мало что изменилось. Из нашего несовершенного «сегодня» нити тянутся далеко-далеко. Рисуя жанровые сценки, Федотов задумывался об исправлении нравов. Но обличал без пафоса и скандалов, не позорил, не высмеивал.
На листах и холстах – обычная жизнь богатых и бедных, мещан и аристократов. Обычная, но такая увлекательная. Недаром кураторы назвали выставку «театром жизни». Мастера мизансцены увидела в Федотове и театральная художница Валентина Комолова, вместе с которой мы смотрели выставку и обменивались впечатлениями (1). «Персонажи нарисованы так, что кажется, мы слышим их диалог, – говорит Валентина. – Понятно, как они разговаривают, кто от кого зависит. Один присел, а другой еще приседает, особым движением откидывает полу фрака. А здесь человек не просто согнулся, а прогнулся. Такие нюансы очень много значат. Легкий жест, еле заметный кивок головы – и уже рассказана история». Психологизм Федотова кажется интуитивным, как будто он переносил на бумагу свои чувственные впечатления от жизни, а не продумывал специально, как добьется того или иного эффекта. «Скорее его вдохновляли люди, их поведение. Людей он любил. Все его истории говорят, в общем, о человеческих неприятностях, о суете, хаосе жизни, – продолжает моя спутница. – Но без жалости, без сентиментальности. У него необыкновенно тонкий карандаш. Каждый штрих, каждая линия, правдоподобие для него много значили. Видимо, человеком он был чувствительным. Поэтому и ушел из офицерства, его эмоциональная природа была намного тоньше». Я замечаю, что смотрю на рисунки Федотова, его наброски, шаржи, карикатуры, хрестоматийные картины и воспринимаю их уже по-другому. Вот три варианта «Вдовушки». Интересно сравнить. Все-таки наиболее известный (с зеленой комнатой), из Третьяковки, – самый выразительный. Почему? «Все подчинено состоянию. А на других вариантах много деталей. Вещи, утварь, свеча горит… – предполагает Валентина Комолова. – Рассматривая их, немножко уплываем от главного. А здесь даже линия руки объединяет фигуру, не уводит взгляд. Все замкнулось, сосредоточилось на переживании неутешного горя. Вот совсем другое настроение – «Разборчивая невеста». Как она одета! Чрезвычайно богато, живописно, красиво. Она была бы просто герцогиней, если бы не этот бордовый фон обоев и драпировки. В сочетаниях одного с другим высекается характер. Все говорит о больших претензиях, несбывшихся ожиданиях. Человеческая комедия, человеческая драма. Как и в «Сватовстве майора». Майор женится на деньгах, красавица не представляет себе будущего, вся в эмоциях». А в центре – два платья роскошных, думаю я, как два стремления: невеста убегает, как будто хочет из картины выпасть, маменька ее держит, не пускает. «Ткани дорогие, выделяются богатством относительно сдержанной атмосферы вокруг. Хотя все говорит о том, что этот дом очень основательный. Тут не разбрасываются, не устраивают легкомысленных вечеринок, подчиняются регламенту. Все, что накоплено, на виду. Посмотрите, какая скатерть, мебель! Потолок расписной, люстра хрустальная…»
Смотреть – не пересмотреть, читать – не перечитать. Хорошо, что кураторы сопроводили картины меткими пояснениями самого Федотова, его стихами, литературными миниатюрами. «Судьба как неразмотанный клубок, каждая нитка не знаешь, цельная или с узлами, что такое и как велика, на чем конец намотан. Ничего не знаешь», – горький эпиграф к последнему акту «Театра жизни Федотова». В этюдах и эскизах к картине «Игроки» совсем другой почерк, мрачное мироощущение. Последние годы накануне страшного психического заболевания. Жуткая фантасмагория теней и привидений, будто бы нарисованная не современником Гоголя, а неким авангардистом в XX веке. Отход от канонов? Но, кажется, в его творчестве и нет никаких канонов. Только рост художника и его ощущение трагедийности жизни.
Несколько фактов из жизни Павла Федотова.
1815 22 июня (4 июля). Родился в Москве в семье отставного офицера.
1826 Поступил в Московский кадетский корпус
1834 Приступил к службе в лейб-гвардии Финляндском полку в Санкт-Петербурге
1835 В свободное время начал посещать рисовальные классы Императорской Академии Художеств.
1837-1843 Акварели Федотова удостоились одобрения и наград великих князей и императора Николая I
1844 В чине штабс-капитана гвардии вышел в отставку.
1848 Представил в Императорской Академии Художеств картины маслом «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста», одобренные Карлом Брюлловым. Получил звание академика «по живописи домашних сцен» за «Сватовство майора».
1849 Участвовал в выставке ИАХ. Снискал огромный успех у публики и прессы.
1850-1852 Написал живописный эскиз «Николай I среди институток». Ради заработка повторял свои основные картины.
1851-1852 Работал над картинами «Анкор, еще анкор!», «Игроки» (не окончена)
1852 июнь. Из-за обострения расстройства психики попал в частную психиатрическую лечебницу венского профессора психиатрии М.Лейдесдорфа.
Сентябрь. Переведен в казенную больницу Всех скорбящих.
14 (26) ноября. Скончался от «водяной болезни».
(1) Валентина Комолова – театральный художник, педагог Школы-студии МХАТ. Оформила более ста спектаклей: «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Вишневый сад» в Ленкоме, «Кабала cвятош» в Малом театре, «Чехов-GALA», «Мушкетеры», «Участь Электры», «Нюрнберг» в РАМТе.
Выставка «Павел Федотов. Театр жизни» проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 25 февраля до 14 июня. Адрес: Лаврушинский пер., 12.
Текст:Елена Губайдуллина
Новое на сайте
«Я зациклилась на подруге, ревную ее и к парню, и к знакомым»
«Нужно ли праздновать Новый год в трудные времена?»: 3 главных аргумента — мнение психолога
«Что делать, если я „подсела“ на мастурбацию?»
«Восходящая спираль»: 6 быстрых способов поднять настроение — попробуйте прямо сейчас
«Как я переехала в арабскую страну и попала в абьюзивные отношения»: опыт читательницы
Как не нужно худеть: 4 заведомо опасные диеты — держитесь от них подальше
«Одиночество души»: 6 признаков, что вам не нужны отношения
«Подруга разрушает семьи и крутит романы с женатыми мужчинами ради денег. Как перестать с ней общаться?»
Павел Федотов, Предложение руки и сердца майора
Когда вы думаете о России 19-го века, на ум могут прийти образы Анны Карениной с черными мехами и белыми бриллиантами. Жизнь богатой аристократии покоряет воображение своей чрезмерностью во всем: в земле, драгоценностях, крепостных, власти и богатстве. Однако в России 19-го века есть нечто большее, чем бриллианты, дуэли и герцоги. Есть не менее увлекательная жизнь купеческого среднего класса. У среднего класса были свои экстравагантности и испытания, особенно когда дело касалось вопросов любви, денег и престижа. Сегодня мы рассмотрим Предложение руки и сердца майора , шедевр от малоизвестного художника Павла Федотова, затрагивающий эти темы, которые остаются актуальными и сегодня. Может ли любовь успешно сочетаться с деньгами и престижем? Давайте исследуем этот недооцененный русский шедевр, чтобы узнать!
Павел Федотов, Предложение руки и сердца майора, 1848, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Художник
Павел Федотов, Автопортрет, 1848, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Павел Федотов родился в 1815 году в обедневшей русской дворянской семье. В 1826 году в возрасте 11 лет он поступил в Первый Московский кадетский корпус в качестве студента, готовящегося стать военным офицером. В 1834 году в возрасте 19 лет, Федотов был принят в Финляндский лейб-гвардии полк в Санкт-Петербурге благодаря отличным результатам в военной академии. Проработав 10 лет офицером, в 1844 году он решил отказаться от своей блестящей военной карьеры, чтобы осуществить свою мечту стать успешным художником. Однако успех как художника продолжал ускользать от него до конца его короткой жизни. Федотов дожил всего до 37 лет, когда он умер в конце 1852 года. Он умер без гроша в кармане, разочарованный и безумный в пределах психиатрической больницы. Друзья и семья продолжали навещать его во время его короткого заключения. Вспомнили гениального офицера, который за последние 8 лет как художник медленно приобретал художественные навыки, но медленно терял душевные силы. Было жестоко, что кто-то такой молодой с таким многообещающим будущим погрузился в безумие и нищету. Однако, несмотря на трагическую судьбу Павла Федотова, он оставил миру одни из красивейших бытовых интерьеров XIX века.го века, такие как Предложение руки и сердца майора из 1848 года.
Общество
Франц Крюгер, Царь Николай I России , 1852, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Когда в 1848 году была написана картина « Предложение руки и сердца майора », царь Николай I правил Россией уже 23 года с момента своего восшествия на престол в 1825 году. Николай I был воплощением реакционного правителя. Он выступал против большинства политических реформ и социальной либерализации. Некоторые историки описывают его как идеальный пример самодержца или абсолютного правителя. Никогда еще правящий класс не проявлял такой твердости в попытках сохранить свои статус-кво . Они пытались отменить прогрессивные меры, принятые в прежние времена правления, и по существу рассматривали реформы как опасные для стабильности общества и политической жизни.
Российская арт-сцена напряглась в столь авторитетном обществе. Иногда у художников были чувства и идеи, которые противоречили культуре того, что повелел царь Николай I. Царь мог контролировать то, что печатала пресса, но не то, что думал народ. Поэтому в этом общественно-политическом климате в русском искусстве возникли новые темы. До середины 19ХХ века русские картины обычно изображали три сюжета: исторические события, библейские сюжеты и аристократические портреты. С середины 19 века и далее стали изучаться другие предметы, такие как средний класс. Средний класс формировался в России, как и в остальной Европе, как могущественное образование. У них было больше нерасходуемого дохода, который они могли потратить на товары, включая искусство. Поэтому возник рынок картин, изображающих сцены среднего класса. Федотов исследовал более интересные темы любви, денег и престижа. Он сделал это в Предложение руки и сердца майора .
Живопись
Павел Федотов, Предложение руки и сердца майора , 1848, ГТГ, Москва. Увеличенная деталь.
Павел Федотов нарисовал Предложение руки и сердца майора как мизансцену , что является театральным французским термином, означающим постановку . События картины Федотов изображает как сцену из пьесы. Все позируют и замирают в наиболее выразительном жесте, чтобы усилить повествование сцены. Это как если бы вы заморозили фильм в самый драматический кадр, и этот кадр заключает в себе всю драму фильма.
Павел Федотов, Предложение руки и сердца майора, 1848, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Увеличенная деталь.
Предложение руки и сердца майора изображает очень распространенный случай в России 19-го века: завидный холостяк ищет брак с завидной мадемуазель. Дворянин-майор стоит в дверном косяке справа от сцены. Его тело освещается сзади золотисто-желтым светом. Его тело почти в силуэте, но все его черты, включая скучающее лицо, хорошо видны. Он представляет собой не галантного жениха из мечтаний многих людей, а разумного и разумного поклонника разумного и рационального брака. Хотя он не излучает любви и привязанности, он излучает честь и респектабельность.
Павел Федотов тогда нарисовал сваху слева от дворянина-майора. Она носит красное платье с темной юбкой. Ее волосы повязаны крестьянским платком. Она бросает взгляд на отца семьи. В одной руке белый носовой платок, а другая вытянута и указывает на майора позади нее. Она встречает глазами фигуру отца, а ее рот расплывается в улыбке, предполагая, что она говорит что-то радостное, позитивное или ободряющее. Она хороший продавец, и она продает преимущества брака между майором и мадемуазель.
Павел Федотов, Предложение руки и сердца майора , 1848, ГТГ, Москва. Увеличенная деталь.
Отец одет в темное плохо сидящее пальто. Он окутывает его чрезмерной тканью, маскируя его тело. Он кажется бесформенным, и если бы не его белая борода и румяный цвет лица, он почти слился бы с фоном. Он может быть главой этого дома, но его жена и дочь затмевают сцену. Отец — успешный торговец. Его завидный доход отражается в богато украшенной комнате. Потолок обшит панелями и окрашен, пол украшен инкрустацией маркетри, а в комнате есть предметы прекрасной работы, такие как люстра, позолоченные рамы для картин и изысканная стеклянная посуда. Есть богатство процветания среднего класса, и у него есть дом и семья с устремлениями хорошего вкуса.
Павел Федотов, Предложение руки и сердца майора , 1848, ГТГ, Москва. Увеличенная деталь.
Слева от отца элегантно одетая мать. На ней пыльно-розовое платье с белой шалью. Бриллиантовая серьга болтается и качается, когда она резко поворачивает голову к дочери. Волосы матери замотаны в платок цвета морской волны в стиле свахи. В то время как мать стремится к дворянству среднего класса через свою одежду и украшения, она обнажает свое крестьянское происхождение с помощью платка и грубого жеста. Женщины с более высоким вкусом не носили на Руси платки. Вместо этого они носили украшения в волосах или вообще ничего. Мать держит шаль в одной руке и грубо дергает жемчужно-белое платье дочери. Кажется, она удерживает дочь от побега. Губы матери открыты, а глаза широко раскрыты, как будто она приказывает: «Вернись сюда, дитя!»
Павел Федотов, Предложение руки и сердца майора , 1848, ГТГ, Москва. Увеличенная деталь.
В левом центре картины находится фокус Предложение руки и сердца майора . Дочь — это видение красоты. Ее кремовое платье многослойно и оборками вокруг ее ног. Оно выглядит как свадебное платье, что, судя по названию картины, кажется уместным. Платье дочери говорит о том, что она девственница со значительным приданым. Ее алебастровые плечи и шея обнажаются, демонстрируя красивое ожерелье из трех нитей жемчуга. Подходящие серьги дополнят ансамбль.
Дочь пытается сбежать из комнаты налево, а майор стоит справа. Подобно мизансцене , персонажи входят и выходят в соответствии с драматизмом сцены. Попытка побега дочери говорит о многом. Искусствоведы представили две интерпретации. Во-первых, из-за скромности, так как респектабельные незамужние женщины не демонстрировали столько декольте. Если платье было откровенным, то на плечи набрасывали шаль. Дочь убегает, потому что не хочет, чтобы жених видел ее столь нескромно одетой. Такая интерпретация кажется глупой, потому что у дочери на локтях кружевная шаль. Почему бы ей просто не прикрыть голые плечи и не бежать? Нет, вторая интерпретация имеет больше смысла, и она состоит в том, что она действительно хочет выйти замуж за своего жениха. Она не влюблена в него.
Павел Федотов, Предложение руки и сердца майора , 1848, ГТГ, Москва. Увеличенная деталь.
Предложение руки и сердца майора — это картина о свадьбе в стиле или о модной свадьбе, на которой две стороны обмениваются не только клятвами. Наиболее типичный обмен — это жених, предлагающий титул, и невеста, предлагающая щедрое приданое. Деньги обмениваются на статус через брак. Изучение темы mariage à la mode был изображен другими художниками, такими как Жан-Оноре Фрагонар, Уильям Хогарт, сэр Уильям Орчардсон и др. Павел Федотов был не первым и не последним художником, который исследовал эту сатирическую тему, но он исследует ее очень хорошо.