Федотов завтрак аристократа описание картины: «Завтрак аристократа», Павел Андреевич Федотов — описание картины

фото, описание, адрес сайта, известные экспонаты, советы перед посещением, расположение на карте

 

Дата основания1856
ОсновательПавел Третьяков
МестонахождениеМосква
АдресМосква, Лаврушинский переулок, 10
Посетители в год1,6 млн чел
Сайтtretyakovgallery.ru

Галерея начинает свое существование в 1856 году – с покупки Павлом Третьяковым первых экспонатов живописи. То были “Искушение” Н.Шильдера и “Стычка” В.Худякова.

История

Павел и Сергей Третьяковы – старшие из девятерых детей в купеческой семье. Мальчишкам не исполнилось и 18 лет, когда отец, Михаил Захарович, умер в 1850 году, и сыновья с матерью продолжили его дело по изготовлению и продаже льна.

Уже через год братья выкупили дом в Лаврушинском переулке, ставший основой здания сегодняшней Третьяковки.  

Павел мечтал создать “национальную” галерею и коллекционировал произведения русских мастеров. Младший же, Сергей, – западноевропейских. И в 1867 году братья Третьяковы объединили собрания, открыв для посещения “Московскую городскую галерею” под своими именами. На тот момент ее экспонатами были свыше 1300 картин, почти 500 рисунков и десяток скульптур отечественных мастеров.

В 1892 году Сергей умер, завещав пол-здания в Лаврушинском переулке и свою художественную коллекцию Москве. Павел последовал его примеру и в том же году передал в дар городу галерею со всеми ее произведениями (более 2000 на тот момент). Решением думы Павел Третьяков стал пожизненным хранителем музея: покупал картины, занимался экспозицией и расширением.

Современность

Сегодняшняя Третьяковка – это более 190 000 экспонатов живописи, графики и скульптуры в громадном музейном комплексе:

  • главное здание на “Лаврушке”, с русскими шедеврами 19 – начала 20 веков в постоянной выставке;
  • Инженерный корпус с музейным кинотеатром – классика и современность художников со всего мира, плюс кино об искусстве каждый день;
  • Новая Третьяковка, Крымский Вал – искусство 20 века и междисциплинарные мероприятия;
  • Музей-храм Николая Святителя в Толмачах – “домовая церковь” при галерее;
  • Дом-музей и Музей-квартира братьев Васнецовых;
  • Музей А. С.Голубкиной – рабочее место скульптора, материалы и произведения;
  • Дом-музей П.Д.Корина, который завещал галерее свои иконописные работы, антиквариат и архивные документы.

Третьяковка – не просто комплекс музеев; это целая планета искусства всех времен: от древнейших икон до суперсовременных инсталляций. Более того – научный центр: около двух сотен сотрудников, среди которых – доктора и кандидаты искусствоведения. Почти полсотни научно-популярных изданий ежегодно, конференции, библиотека, фото– и видео-архивы. 

Маленькая Вселенная, дышащая искусством, которая началась с пары картин мецената Павла Третьякова.

Известные картины из этого музея:

Сергей Григорьев «Вратарь»

Виктор Васнецов «Снегурочка»

Татьяна Яблонская «Утро»

Василий Тропинин “Кружевница”

Федор Решетников “Опять двойка”

Федор Толстой “Цветы, фрукты, птица”

Сергей Герасимов “Церковь Покрова на Нерли”

Игорь Грабарь “Февральская лазурь”

Иван Шишкин “Утро в сосновом лесу”

Валентин Перов “Девочка с персиками”

Юрий Ракша “Проводы ополчения”

Виктор Васнецов “Богатыри”

Аркадий Рылов “В голубом просторе”

Виктор Васнецов “Иван-Царевич на сером волке”

Алексей Саврасов “Грачи прилетели”

Исаак Левитан “Весна. Большая вода”

Василий Суриков “Утро стрелецкой казни”

Михаил Врубель “Царевна-лебедь”

Исаак Левитан “Золотая осень”

Сергей Тутунов “Зима пришла. Детство”

Константин Юон “Новая планета”

Александр Иванов “Явление Христа народу”

Мстислав Добужинский “Окно парикмахерской”

Александр Герасимов “После дождя”

Виктор Васнецов “Аленушка”

Константин Юон “Мартовское солнце”

Иван Хруцкий “Цветы и плоды”

Константин Юон “Конец зимы. Полдень”

Владимир Маковский “Свидание”

Василий Поленов “Бабушкин сад”

Юрий Непринцев “Отдых после боя”

Константин Юон “Русская зима. Лигачево”

Василий Перов “Охотники на привале”

Павел Федоров “Сватовство майора”

Василий Перов “Тройка”

Аркадий Пластов “Сенокос”

Василий Пукирев “Неравный брак”

Михаил Нестеров “Портрет Павлова”

Александр Лактионов “Письмо с фронта”

Карл Брюллов “Всадница”

Василий Верещагин “Апофеоз войны”

 

 

 

Краткая биография Федотов Павел Андреевич, картины.

Pavel Fedotov

Федотов Павел Андреевич русский художник, в своей творческой биографии Федотов фактически является родоначальником критического направления в русской живописи, тема сатиры, юмора, высмеивания отчетливо заметно по его небольшим картинам. Сатирический жанр его работ просто уникален, если учесть, что до Федотова этой темой просто никто и не занимался, да и общество того времени с тем укладом жизни было просто к этому не совсем готово.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Краткая биография художника Федотова. Родился 22 июня 1815 года в городе Москве в семье не богатого чиновника А. И. Федотова, во времена Екатерины служивший на военной службе. В 11 лет молодого художника принимают воспитанником в Московский кадетский корпус, где юноша обращает на себя внимание военного руководства своими способностями и примерным поведением.

в 15 лет отроду ему присваивают звание унтер-офицера а в 18 лет он получает звание фельдфебеля и заканчивает курсы с отличием в звании прапорщика и переезжает на военную службу в Петербург. Но у Федотова было страстное влечение к рисованию, будучи наблюдательным он делал различные карандашныенаброски из военной службы, любил рисовать карикатуры это очень забавляло товарищей по службе.

Находясь в столице через несколько лет он решается овладеть живописными навыками и по вечерам посещает уроки рисования в академии художеств. Федотов хорошо рисовал, ему удавалось хорошо передавать сходство в портретах.В 1837 военный лагерь где служил Федотов, посетил великий князь, встреча князя с военными очень впечатлила художника и он решил написать акварелью картину ‘Встреча великого князя’.

Увиденная князем картина произвела на него впечатление, за что он наградил художника бриллиантовым перстнем. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы ‘Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара’, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.

Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько не привычной и трудной, необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, поэтому ему необходимо было много работать над собой. Но он не унывал экономил на всем даже на пропитании, снимал дешевое жилье, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы.

В выбранной им теме батальной живописи ему помогает профессор Заурвейд А. Федотов создает несколько работ по этой теме ‘Французские мародёры в русской деревне.’ ‘Казарменная жизнь’ и другие но в этих работах Федотов еще не раскрыл себя полностью. Но стечение обстоятельств сыграло свою роль в судьбе Павла Федотова, он получает письмо от баснописца Ивана Андреевича Крылова, который настойчиво предлагал ему заняться более стоящим направлением, жанровыми работами.

Через некоторое время творческий потенциал художника раскрывается в полную силу, создав такие произведения, как 1846 г ‘Свежий кавалер’, 1847 г ‘Разборчивая невеста’. Эти работы произвели огромное впечатление на художника Брюллова, который способствовал финансовой помощью от академии в создании будущей картины 1848 г ‘Сватовство Майора’ . Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии.

Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. В 1849 году с некоторой долей юмора и иронии написал картину ‘Завтрак аристократа’, несколько изменив своим принципам выбрав не обличительную тему, создав картину ‘Вдовушка’ ‘Анкор, еще анкор!’ 1851 и ‘Игроки’ 1852 г. Приступил к написанию картины ‘Возвращение институтки в родительский дом’, но до конца не закончил работу начал другую ‘Приезд государя в патриотический институт’, но и эта работа так и не была завершена. Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало. Чтобы содержать себя временами он брал заказы к написанию не дорогих портретов а иногда ему просто заказывали копии с его старых уже прославленных картин.

В возрасте 37 лет мужчина в рассвете своего возраста, у Федотова стало ухудшаться зрение ему мешали головные боли, в связи с болезнью изменился и его характер ранее бывший более жизнерадостный, имея чувство юмора в общении с друзьями стал более замкнутым, в конце концов дело дошло до душевного расстройства. На деньги от академии его поместили в психиатрическую больницу, но лечение в тамошнем лечебном заведении не помогло, не смотря на то, что он несколько пришел в себя, стал нормален в общении, 14 ноября 1852 года он скончался.

Конечно творческое наследие художника Федотова Павла Андреевича не настолько емкое по сравнению с другими известными художниками 19 века, Федотов заслуженно носит имя первооткрывателя сатиры в русской живописи, созданные им работы крепко вошли в историю изобразительного искусства и покоряют зрителя необычным, уникально тонким мастерством и непревзойденным реализмом, его миниатюрные картины производят просто обворожительные впечатления на наших современников.

 

Русская живопись эпохи романтизма


Основной индекс

Русский
Живопись эпохи романтизма

Как видно из раздела «Портрет
Картина при Елизавете и Екатерине».
Портретная живопись XVIII века в России отражала понимание
господствовавшего в то время общества: мужчины и женщины сначала рассматривались как типы
(как члены класса) и лишь во вторую очередь как индивидуумы. Многое изменилось
с портретами Ореста Кипренского. Теперь настроение было направлено
к конкретному человеку как к одному индивидууму с особым психологическим
ответственности перед обществом и перед собой.

 

Орест
Кипренский (1782-1836)
родился внебрачным сыном дворянина
и воспитывался как крепостной. Когда его талант был признан на
в раннем возрасте его отправили в Академию художеств. Хотя обучался как история
живописец Петербургской академии, Кипренский со временем сосредоточился
по портретной живописи. Его нетрадиционные автопортреты являются замечательными иллюстрациями.
растущего самосознания, которое характеризовало романтическое движение.
Об этом свидетельствует его портрет полковника Ефграфа Давыдова (1809 г.).

Его портрет поэта Александра
Пушкин — одно из самых известных его произведений. Смешанные ингредиенты раннего
Романтизм, классическая ссылка на статую на заднем плане,
клетчатый пояс в стиле Байрон вместе создают комбинацию
реального и идеального в поэзии Пушкина. Способ, которым предмет
его голова повернута, и выражение его лица — романтические утверждения отдельных
личность.

 

Карл Брюллов (1799-1852)
был одним из самых знаменитых художников своего времени и первым
Русский живописец с мировым именем. У него было
родился в Италии и приехал в Россию с отцом — скульптором
по имени Брюлло, фамилия которого была русифицирована до Брюллова.

По
1823 г. сын Брюллова завершил обучение в Академии
и отправился в Рим. Там ему пришла в голову идея нарисовать
разрушение Помпеи при извержении Везувия. В
подготовка этого монументального полотна, процесс, который занял три
лет (1830-33) Брюллов настаивал на исторической достоверности. Он
посетили руины древнего города (в котором велись раскопки
в то время, когда он задумал картину), изучал артефакты
повседневной жизни в Неаполитанском музее и читать Плиния Младшего
рассказ об извержении Везувия.

Когда «Последний день Помпеи»
(1830-33) был закончен, итальянская пресса назвала его шедевром.
и Брюллов прославился. Публичный энтузиазм легко понять,
как Брюллов предложил что-то на любой вкус: он дал мелодраматический
трактовка классического предмета с множеством реалистических
деталь. С его грандиозной, многофигурной сценой и драматическим
действие, картина меняет ход истории русской живописи,
вдохновляя других на попытки создания таких же сложных композиций.

Когда он вернулся в Россию
в 1841 г. Брюллов был провозглашен величайшим мастером того времени.
и ожидалось, что он повторит или даже превзойдет свою первую работу. Он
никогда не создавал ничего в таком масштабе, но создал много портретов.

На портрете сидящего принца
Голицына (1838-40) Брюллов воссоздал не только человека, но и
также его окружение. Шпалера с растущими растениями, повторяющаяся
в дальней комнате свидетельствует о чувстве испытуемого к
природа. Обратите внимание также на распределение света по всему
пространство комнаты. Многие русские преуспели в традициях
роспись интерьеров.

 

Александр
Иванов (1806-58)
. Можно утверждать, что Александр Иванов,
сын художника-историка Андрея Иванова, был самым значительным
Русский художник второй четверти девятнадцатого века,
хотя он провел большую часть своей жизни в Италии. Его философский
проницательность, романтико-реалистический стиль и новаторские исследования характеризуют
направления русского искусства XIX века.

Уникально одаренный и обученный
реализовать свой потенциал, Иванов жил в городе своего рождения,
Санкт-Петербург, до его отъезда в Италию. Сначала он учился
с отцом, профессором Петербургской академии
искусств, а в 1817 г. стал официальным студентом Академии.
1830 художник переехал в Рим при поддержке Общества
Поощрение художников. Хотя он посвятил большую часть своего времени
к копированию произведений итальянских мастеров, он также создал свои
собственные композиции. Он сосредоточился на предметах Ветхого и Нового Завета
так как они предложили психологическую сложность, которая уволила его
воображение и испытал свои способности как реалиста.

«Явление Христа
Мария Магдалина после Воскресения» была задумана художником
в качестве проверки его способностей выполнить еще более амбициозную многофигурную
сочинение. Изображение сложной эмоции на коленях
фигура Магдалины особенно привлекла внимание
зрители.

Иванов был одержим
способность художника передать нюансы эмоций. В то время как двадцатый век
художники и критики, возможно, уделяют меньше внимания выражению
эмоциональности, любая оценка творчества Иванова должна основываться на этом аспекте.
его работы с учетом. Коллеги артиста были так впечатлены
по «Явлению Христа Марии Магдалине после Воскресения»
что ему присвоили звание академика.

После 1833 года, когда «Последний
День Помпеи» произвел такую ​​сенсацию, Иванов стал считать
выполняя такую ​​же большую работу. Иванов был глубоко верующим человеком.
взято с предметом первого явления Иисуса к
народ, объявленный Иоанном Крестителем. Иванов выбрал эпизод
потому что он чувствовал, что она охватывает религиозные, исторические и философские
идеи, которые его больше всего волновали: духовные и нравственные
преображение человечества.

»
Явление Христа народу» (1836-1855) объединяет ряд
отдельных событий Евангелия: проповеди Иоанна и его
крещение народа на переднем плане и пришествие Христа
на расстоянии.

Иванов предназначен для своей картины
превзойти по духовной глубине и естественной истине все прежние
религиозная живопись на Западе. Поэтому он предпринял самые масштабные
учился и советовался с каждым художником, чье мнение он уважал.
В результате, конечно, эта работа затянулась на неопределенный срок.
и что он снова и снова менял свой состав.

Когда картина наконец была готова
выставлена ​​в Петербурге в 1858 г., после 20 лет мучительного
усилий, она не вызвала того энтузиазма, который встретил Брюллова.
работай. В конечном итоге произведение можно назвать благородным провалом. Его
фигуры серьезны и полны разнообразных чувств. Эмоции
слушатели варьируются от сомнений и скептицизма до внезапных, ошеломленных
убеждение. Но есть неразрешенное напряжение между преследованием
идеализма и приверженности реализму, слишком большой контраст
между натуралистическим фоном и классическим, надуманным
группы на переднем плане. К середине 19
века противоречащие друг другу утверждения натурализма и идеализма могли
больше не мириться; когда первое имело приоритет, это обязательно
уничтожил последний. Одно указание

Неполный успех Иванова
фигура Иисуса, который кажется почти незначительным. Исполнитель
был верен натуралистической линейной перспективе, которая работала против
изображение духовного опыта.

Несмотря на то, что это было
так и не завершенный, эпический характер полотна вдохновил многих русских
художников конца XIX в.

 

При жизни Алексей Венецианов
(1780-1847)
был провозглашен «отцом русской жанровой живописи».
Его острое наблюдение как за силой, так и за тонкостью света и
его способность переводить свое восприятие в композиции
тихая напряженность передает почти осязаемую симпатию к
достоинства и достоинства своих подданных. Это были почти всегда
сельский характер: сельские крестьяне заняты или останавливаются на своих
задачи.

Родился в семье иконописцев,
Венецианов учился сам до поступления на государственную службу
в 1802 году в качестве геодезиста-чертежа. Затем он брал частные уроки
от Владимира Боровиковского,
который был профессиональным солдатом казачьего происхождения.

Хотя
Академию он так и не закончил, Венецианов в конце концов
получил звание академика. Это признание его
талант побудил его поощрять таланты других из скромных
фоны. В 1815 году в возрасте 35 лет художник ушел в отставку.
имение в Тверской губернии под Москвой. Там он начал свою
школа, которая работала в 1820-х и 30-х годах и в которой обучалось семьдесят
ученики. Венецианов провозгласил природу высшим ориентиром
и его учение подчеркивало эту идею.

«Гумно» (1821 — 1823).
Собрано почти так, как если бы позировало для «живой картины», в драматическом
в удаляющемся интерьере амбара появляются девять фигур,
работа по дому. Хотя некоторые аспекты композиции могут показаться искусственными,
элементы, тем не менее, красиво расположены.

 

Духовное спокойствие Венецианова
работ отличает их от произведений молодого современника, Павла
Федотов (1815-1853)
.

Федотов
известен своей способностью изображать высоты и глубины
человеческое существование. Он родился на окраине Москвы и вырос
в оживленной деятельности провинциальной столицы. Он
учился в Академии в Петербурге, где на него повлияло
собрание голландской живописи в Эрмитаже. Костюм,
жест и деталь очаровали Федотова. Его произведения отражают
Возникновение в России нового класса — зажиточной городской буржуазии.
чьи манеры и вкусы вдохновляли и требовали
для его картин. Его картины также демонстрируют новые и более
критическое отношение к русской жизни.

Федотов создал свой художественный
манифест в серии картин маслом (1846-1852 гг.), в которых критикуется
русского общества середины XIX века, иллюстрируя его гротеск
противоречия и дефекты. Каждый фиксирует определенный момент в
время. «Обручение майора (Посещение невесты в купеческой лавке)
дом)», также известное как «Как исправить свое материальное положение».
Женя» (1851) представительная работа из этой серии. Федотов
показывает волнение богатой купеческой семьи, когда немолодой
и уже не богатый дворянин приходит ухаживать за дочерью. Его изображение
красивой, обезумевшей молодой девушки, ее курс и расфуфыренная
мать, а ее растерянный отец в старом русском кафтане стоит
хитрая критика нравов растущего среднего класса.

В
в то же время его «Завтрак дворянина» (1849-1850) показывает
материальный упадок русского дворянства. В окружении владений
еще не проданный, в крохотной квартирке, которую он делит со своим
пудель, аристократ ест на завтрак грубый ржаной хлеб
когда гость внезапно подходит к двери. Стыдно за свою худобу
плата за проезд, он вскакивает и прикрывает свой завтрак книгой. На
стул рядом с богато отделанным шпоном столом – это реклама
дорогие устрицы.

 

Эндрю Грэм Диксон о русском искусстве и архитектуре

Так же, как забытые чудеса московской авангардной архитектуры должны быть предметом восхищения местных жителей, великолепные российские дореволюционные художники заслуживают того, чтобы их ценили на Западе, считает Эндрю Грэм-Диксон.

Летом я провел неделю в Москве, повторно посетив некоторые из моих любимых мест и музеев в городе, а также сделав несколько новых открытий — как, кажется, я всегда делаю в России, где так много упущенных сокровищ еще предстоит найти найдены скрытыми на виду, жертвами пренебрежения, равнодушия или простого невежества.

Изюминкой моей поездки стал внеплановый визит, предложенный друзьями, в здание, которое я никогда раньше не видел (к своему стыду, даже не слышал о нем): так называемый дом Мельникова, бывший частный резиденция ведущего архитектора русского авангарда Константина Мельникова.

В середине 1920-х годов, когда Мельников был на пике своей недолговечной популярности у правящего коммунистического режима, Мельников каким-то образом ухитрился получить отличный участок в центре города с разрешением на строительство. Дом, который он построил для себя и своей семьи, состоящий из двух взаимосвязанных кирпичных цилиндров, облицованных белым фасадом, — просто одно из чудес архитектуры раннего Нового времени: не одна башня из слоновой кости, а две, сдвоенные, образующие нечто вроде башни. городская крепость или цитадель для творческой души.

Бывший дом архитектора Константина Мельникова в Москве. © Коллекция Artedia/View

Пронизанный примерно 60 шестиугольными окнами собственного неортодоксального дизайна архитектора, снаружи дом выглядит как пчелиные соты. Внутри это отчасти убежище, отчасти храм, предназначенный для защиты и взращивания священной деятельности Идеалистического Архитектора.

Подниматься по разным уровням дома по слегка шаткой винтовой лестнице — значит совершать своего рода духовное восхождение. С первого этажа, посвященного таким мирским занятиям, как приготовление пищи и стирка, вы поднимаетесь вверх, в царство сна и сновидений: большая круглая общая спальня, окрашенная в привлекательный золотисто-желтый цвет, когда-то делилась Мельниковым и его женой с двумя детьми. скромность семьи сохраняли только перегородки.

Оттуда снова наверх, к большому студийному пространству двойной высоты, освещенному огромным количеством почти ромбовидных окон, которые так любил Мельников. Студия соединена с крышей дома довольно хитроумными деревянными ступенями. С круглой террасы на крыше Мельников любовался горизонтом Москвы.

«Многие ли понимают, что в Москве находится самое необычное инженерное сооружение раннего Нового времени?»

В настоящее время вид из дома затуманен, загорожен уродливыми новостройками и прочим. Тот факт, что его дом вообще уцелел, является чем-то вроде чуда в городе, где застройщикам, как правило, разрешается сносить почти все, что может помешать их прибыли. Тем не менее, он выстоял, вплоть до того, что ему был присвоен статус музея — хотя, похоже, довольно неохотно.

Финансирование и рабочая сила позволяют лишь разовое посещение нескольких человек в день по предварительной записи по телефону, поэтому дом Мельникова вряд ли попадет в поле зрения большинства туристов, посещающих Москву, в ближайшее время. Но, как говорили старые мишленовские гиды, ради этого стоит сделать крюк.

Во время моего недавнего визита разработчики были заняты. Стада бульдозеров заменяли целые улицы гектарами нового покрытия, чтобы создать сеть пешеходных зон по всему центру города к 2018 году, когда Россия должна принять чемпионат мира по футболу. По словам городских властей, целью мероприятия является «благоустройство», хотя представление о красоте, которым они очарованы, безусловно, является странным. Улицы были загромождены ярко-зелеными пластиковыми арками, украшенными искусственными цветами, так что весь район выглядит так, как будто его преобразили дизайнеры совершенно китчевой линейки детских игрушек My Little Pony.

Шуховская башня — телебашня высотой 160 м, построенная в начале 1920-х гг. Фото: Фотоимедиа/ИТАР-ТАСС

Шуховская башня — величественный параболоид из стальной сетки. Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Scala, Florence

Учитывая богатство Москвы заброшенными или обветшалыми шедеврами современной архитектуры, можно было бы выбрать другой подход: восстановить и обновить то, что уже есть, но недостаточно известно и оценено, и поместить это в центр обновленного видения города. . Например, многие ли понимают, что в Москве находится самое необычное инженерное сооружение раннего Нового времени — сооружение, намного более высокое, красивое и новаторское, чем довольно известная башня, воздвигнутая в самом сердце Парижа Гюставом Эйфелем? ?

Шуховская башня, величественный параболоид из сетчатой ​​стали, первоначально построенный для того, чтобы Ленин мог транслировать коммунистическое послание сбившимся в толпу массам, пользуется такой популярностью среди архитекторов всего мира — настолько, что лондонский огурец был откровенно смоделирован по нему — но фактически до сих пор остается неизвестно широкой публике. Одна из величайших достопримечательностей московского пейзажа, она томится уже более полувека.

Хорошей новостью является то, что он был избавлен от предложений, согласно которым он должен был быть уничтожен, чтобы освободить место для развития. Плохая новость заключается в том, что до сих пор нет твердого плана, как обеспечить его будущее и предотвратить его простое разрушение из-за комбинированного воздействия возраста и пренебрежения. Так он и стоит до сих пор, но день, когда он может стать заветным символом города, который его породил, как Эйфелева башня стала для Парижа, кажется действительно далеким.

«Работы великих русских художников не только гениальны, но и чрезвычайно доступны на аукционах»

Так почему же Россия сейчас с таким явно бесцеремонным пренебрежением относится к памятникам своего прошлого начала ХХ века? Думаю, ответ лежит в постреволюционной истории нации в целом. Начиная с 1930-х годов череду коммунистических режимов все больше раздражали творения русского авангарда — будь то в архитектуре, живописи, скульптуре или даже в кино и литературе. Многие из тех, кто стоял в авангарде авангарда, были сосланы, преследованы, убиты или просто жестоко кастрированы — как в случае с Мельниковым, которому просто запретили заниматься архитектором с 19 века.37 до конца жизни.

Дело не только в том, что их творчество отошло от якобы прямолинейных идеалов советского соцреализма, ставшего фирменным стилем русского коммунизма. Дело в том, что чувство идеализма и устремления, выраженные с такой наивностью и радостью в их работе, стали источником глубокого смущения для уставших от мира, циничных, корыстных коммунистических режимов, которые в конечном итоге проросли, как множество темных и извращенных мутаций, из некогда свежая почва русской революции. По этой же причине они не менее, а может быть, и более смущают неприкрыто автократический и плутократический режим России при Владимире Путине.

Во многом пренебрежение Россией собственным авангардным наследием меня беспокоит меньше, чем полное равнодушие к русскому искусству в целом, демонстрируемое здесь, на Западе. На самом деле, мне иногда кажется, что на Западе единственная грань российской визуальной культуры, которая способна заинтересовать кураторов и других музейщиков, — это момент авангарда, который сейчас так смущает официальную Россию.

Авангард был предметом многочисленных выставок, и нет никаких признаков замедления производства: последняя выставка в Лондоне, всего несколько лет назад, была в Тейт Модерн; а в феврале следующего года в Королевской академии состоится еще одна крупная выставка, посвященная русскому искусству послереволюционного периода, Революция: русское искусство 1917–1932 гг. .

Илья Репин, Бурлаки на Волге , 1870–73 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург/Bridgeman Images

Но на этом тонком отрезке времени большинство великих художественных музеев западного мира продолжают вести себя так, как будто русской визуальной культуры не существует, и как будто история русского искусства не заслуживает того, чтобы быть включенной в историю русского искусства. искусство в целом. В Метрополитен-музее нет серьезной коллекции русской живописи. Как и Гетти. И меня глубоко возмущает, что Национальная галерея, даже найдя время и средства для сбора в таких ранее неизведанных областях, как немецкая или скандинавская живопись, до сих пор не обладает ни одной картиной ни одного из великих русских живописцев XIX века.век.

Итак, хотя Достоевский, Пушкин и Толстой известны всем, Репин, Федотов и Коровин остаются более или менее совершенно неизвестными за пределами России. Это тем более раздражает, что их работы не только блестящие, но и чрезвычайно доступные на аукционах.

Павел Федотов, Завтрак аристократа , 1849-50. Третьяковская галерея, Москва, Россия/Bridgeman Images

Инерция может быть ужасной вещью. Потому что в наших западных музеях нет русских картин, у них нет специалистов по русскому искусству — ведь за чем бы они следили и что исследовали? А из-за отсутствия таких специалистов в музеях, на их кураторских собраниях некому спорить о том, что надо покупать русские картины.