Содержание
фото, описание, адрес сайта, известные экспонаты, советы перед посещением, расположение на карте
Дата основания | 1856 |
Основатель | Павел Третьяков |
Местонахождение | Москва |
Адрес | Москва, Лаврушинский переулок, 10 |
Посетители в год | 1,6 млн чел |
Сайт | tretyakovgallery.ru |
Галерея начинает свое существование в 1856 году – с покупки Павлом Третьяковым первых экспонатов живописи. То были “Искушение” Н.Шильдера и “Стычка” В.Худякова.
История
Павел и Сергей Третьяковы – старшие из девятерых детей в купеческой семье. Мальчишкам не исполнилось и 18 лет, когда отец, Михаил Захарович, умер в 1850 году, и сыновья с матерью продолжили его дело по изготовлению и продаже льна.
Уже через год братья выкупили дом в Лаврушинском переулке, ставший основой здания сегодняшней Третьяковки.
Павел мечтал создать “национальную” галерею и коллекционировал произведения русских мастеров. Младший же, Сергей, – западноевропейских. И в 1867 году братья Третьяковы объединили собрания, открыв для посещения “Московскую городскую галерею” под своими именами. На тот момент ее экспонатами были свыше 1300 картин, почти 500 рисунков и десяток скульптур отечественных мастеров.
В 1892 году Сергей умер, завещав пол-здания в Лаврушинском переулке и свою художественную коллекцию Москве. Павел последовал его примеру и в том же году передал в дар городу галерею со всеми ее произведениями (более 2000 на тот момент). Решением думы Павел Третьяков стал пожизненным хранителем музея: покупал картины, занимался экспозицией и расширением.
Современность
Сегодняшняя Третьяковка – это более 190 000 экспонатов живописи, графики и скульптуры в громадном музейном комплексе:
- главное здание на “Лаврушке”, с русскими шедеврами 19 – начала 20 веков в постоянной выставке;
- Инженерный корпус с музейным кинотеатром – классика и современность художников со всего мира, плюс кино об искусстве каждый день;
- Новая Третьяковка, Крымский Вал – искусство 20 века и междисциплинарные мероприятия;
- Музей-храм Николая Святителя в Толмачах – “домовая церковь” при галерее;
- Дом-музей и Музей-квартира братьев Васнецовых;
- Музей А. С.Голубкиной – рабочее место скульптора, материалы и произведения;
- Дом-музей П.Д.Корина, который завещал галерее свои иконописные работы, антиквариат и архивные документы.
Третьяковка – не просто комплекс музеев; это целая планета искусства всех времен: от древнейших икон до суперсовременных инсталляций. Более того – научный центр: около двух сотен сотрудников, среди которых – доктора и кандидаты искусствоведения. Почти полсотни научно-популярных изданий ежегодно, конференции, библиотека, фото– и видео-архивы.
Маленькая Вселенная, дышащая искусством, которая началась с пары картин мецената Павла Третьякова.
Известные картины из этого музея:
Сергей Григорьев «Вратарь»
Виктор Васнецов «Снегурочка»
Татьяна Яблонская «Утро»
Василий Тропинин “Кружевница”
Федор Решетников “Опять двойка”
Федор Толстой “Цветы, фрукты, птица”
Сергей Герасимов “Церковь Покрова на Нерли”
Игорь Грабарь “Февральская лазурь”
Иван Шишкин “Утро в сосновом лесу”
Валентин Перов “Девочка с персиками”
Юрий Ракша “Проводы ополчения”
Виктор Васнецов “Богатыри”
Аркадий Рылов “В голубом просторе”
Виктор Васнецов “Иван-Царевич на сером волке”
Алексей Саврасов “Грачи прилетели”
Исаак Левитан “Весна. Большая вода”
Василий Суриков “Утро стрелецкой казни”
Михаил Врубель “Царевна-лебедь”
Исаак Левитан “Золотая осень”
Сергей Тутунов “Зима пришла. Детство”
Константин Юон “Новая планета”
Александр Иванов “Явление Христа народу”
Мстислав Добужинский “Окно парикмахерской”
Александр Герасимов “После дождя”
Виктор Васнецов “Аленушка”
Константин Юон “Мартовское солнце”
Иван Хруцкий “Цветы и плоды”
Константин Юон “Конец зимы. Полдень”
Владимир Маковский “Свидание”
Василий Поленов “Бабушкин сад”
Юрий Непринцев “Отдых после боя”
Константин Юон “Русская зима. Лигачево”
Василий Перов “Охотники на привале”
Павел Федоров “Сватовство майора”
Василий Перов “Тройка”
Аркадий Пластов “Сенокос”
Василий Пукирев “Неравный брак”
Михаил Нестеров “Портрет Павлова”
Александр Лактионов “Письмо с фронта”
Карл Брюллов “Всадница”
Василий Верещагин “Апофеоз войны”
Краткая биография Федотов Павел Андреевич, картины.
Pavel Fedotov
Федотов Павел Андреевич русский художник, в своей творческой биографии Федотов фактически является родоначальником критического направления в русской живописи, тема сатиры, юмора, высмеивания отчетливо заметно по его небольшим картинам. Сатирический жанр его работ просто уникален, если учесть, что до Федотова этой темой просто никто и не занимался, да и общество того времени с тем укладом жизни было просто к этому не совсем готово.
Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.
Краткая биография художника Федотова. Родился 22 июня 1815 года в городе Москве в семье не богатого чиновника А. И. Федотова, во времена Екатерины служивший на военной службе. В 11 лет молодого художника принимают воспитанником в Московский кадетский корпус, где юноша обращает на себя внимание военного руководства своими способностями и примерным поведением.
в 15 лет отроду ему присваивают звание унтер-офицера а в 18 лет он получает звание фельдфебеля и заканчивает курсы с отличием в звании прапорщика и переезжает на военную службу в Петербург. Но у Федотова было страстное влечение к рисованию, будучи наблюдательным он делал различные карандашныенаброски из военной службы, любил рисовать карикатуры это очень забавляло товарищей по службе.
Находясь в столице через несколько лет он решается овладеть живописными навыками и по вечерам посещает уроки рисования в академии художеств. Федотов хорошо рисовал, ему удавалось хорошо передавать сходство в портретах.В 1837 военный лагерь где служил Федотов, посетил великий князь, встреча князя с военными очень впечатлила художника и он решил написать акварелью картину ‘Встреча великого князя’.
Увиденная князем картина произвела на него впечатление, за что он наградил художника бриллиантовым перстнем. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы ‘Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара’, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько не привычной и трудной, необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, поэтому ему необходимо было много работать над собой. Но он не унывал экономил на всем даже на пропитании, снимал дешевое жилье, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы.
В выбранной им теме батальной живописи ему помогает профессор Заурвейд А. Федотов создает несколько работ по этой теме ‘Французские мародёры в русской деревне.’ ‘Казарменная жизнь’ и другие но в этих работах Федотов еще не раскрыл себя полностью. Но стечение обстоятельств сыграло свою роль в судьбе Павла Федотова, он получает письмо от баснописца Ивана Андреевича Крылова, который настойчиво предлагал ему заняться более стоящим направлением, жанровыми работами.
Через некоторое время творческий потенциал художника раскрывается в полную силу, создав такие произведения, как 1846 г ‘Свежий кавалер’, 1847 г ‘Разборчивая невеста’. Эти работы произвели огромное впечатление на художника Брюллова, который способствовал финансовой помощью от академии в создании будущей картины 1848 г ‘Сватовство Майора’ . Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. В 1849 году с некоторой долей юмора и иронии написал картину ‘Завтрак аристократа’, несколько изменив своим принципам выбрав не обличительную тему, создав картину ‘Вдовушка’ ‘Анкор, еще анкор!’ 1851 и ‘Игроки’ 1852 г. Приступил к написанию картины ‘Возвращение институтки в родительский дом’, но до конца не закончил работу начал другую ‘Приезд государя в патриотический институт’, но и эта работа так и не была завершена. Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало. Чтобы содержать себя временами он брал заказы к написанию не дорогих портретов а иногда ему просто заказывали копии с его старых уже прославленных картин.
В возрасте 37 лет мужчина в рассвете своего возраста, у Федотова стало ухудшаться зрение ему мешали головные боли, в связи с болезнью изменился и его характер ранее бывший более жизнерадостный, имея чувство юмора в общении с друзьями стал более замкнутым, в конце концов дело дошло до душевного расстройства. На деньги от академии его поместили в психиатрическую больницу, но лечение в тамошнем лечебном заведении не помогло, не смотря на то, что он несколько пришел в себя, стал нормален в общении, 14 ноября 1852 года он скончался.
Конечно творческое наследие художника Федотова Павла Андреевича не настолько емкое по сравнению с другими известными художниками 19 века, Федотов заслуженно носит имя первооткрывателя сатиры в русской живописи, созданные им работы крепко вошли в историю изобразительного искусства и покоряют зрителя необычным, уникально тонким мастерством и непревзойденным реализмом, его миниатюрные картины производят просто обворожительные впечатления на наших современников.
Русская живопись эпохи романтизма
| ||||
Как видно из раздела «Портрет | ||||
Орест Его портрет поэта Александра | ||||
|
Эндрю Грэм Диксон о русском искусстве и архитектуре
Так же, как забытые чудеса московской авангардной архитектуры должны быть предметом восхищения местных жителей, великолепные российские дореволюционные художники заслуживают того, чтобы их ценили на Западе, считает Эндрю Грэм-Диксон.
Летом я провел неделю в Москве, повторно посетив некоторые из моих любимых мест и музеев в городе, а также сделав несколько новых открытий — как, кажется, я всегда делаю в России, где так много упущенных сокровищ еще предстоит найти найдены скрытыми на виду, жертвами пренебрежения, равнодушия или простого невежества.
Изюминкой моей поездки стал внеплановый визит, предложенный друзьями, в здание, которое я никогда раньше не видел (к своему стыду, даже не слышал о нем): так называемый дом Мельникова, бывший частный резиденция ведущего архитектора русского авангарда Константина Мельникова.
В середине 1920-х годов, когда Мельников был на пике своей недолговечной популярности у правящего коммунистического режима, Мельников каким-то образом ухитрился получить отличный участок в центре города с разрешением на строительство. Дом, который он построил для себя и своей семьи, состоящий из двух взаимосвязанных кирпичных цилиндров, облицованных белым фасадом, — просто одно из чудес архитектуры раннего Нового времени: не одна башня из слоновой кости, а две, сдвоенные, образующие нечто вроде башни. городская крепость или цитадель для творческой души.
Бывший дом архитектора Константина Мельникова в Москве. © Коллекция Artedia/View
Пронизанный примерно 60 шестиугольными окнами собственного неортодоксального дизайна архитектора, снаружи дом выглядит как пчелиные соты. Внутри это отчасти убежище, отчасти храм, предназначенный для защиты и взращивания священной деятельности Идеалистического Архитектора.
Подниматься по разным уровням дома по слегка шаткой винтовой лестнице — значит совершать своего рода духовное восхождение. С первого этажа, посвященного таким мирским занятиям, как приготовление пищи и стирка, вы поднимаетесь вверх, в царство сна и сновидений: большая круглая общая спальня, окрашенная в привлекательный золотисто-желтый цвет, когда-то делилась Мельниковым и его женой с двумя детьми. скромность семьи сохраняли только перегородки.
Оттуда снова наверх, к большому студийному пространству двойной высоты, освещенному огромным количеством почти ромбовидных окон, которые так любил Мельников. Студия соединена с крышей дома довольно хитроумными деревянными ступенями. С круглой террасы на крыше Мельников любовался горизонтом Москвы.
«Многие ли понимают, что в Москве находится самое необычное инженерное сооружение раннего Нового времени?»
В настоящее время вид из дома затуманен, загорожен уродливыми новостройками и прочим. Тот факт, что его дом вообще уцелел, является чем-то вроде чуда в городе, где застройщикам, как правило, разрешается сносить почти все, что может помешать их прибыли. Тем не менее, он выстоял, вплоть до того, что ему был присвоен статус музея — хотя, похоже, довольно неохотно.
Финансирование и рабочая сила позволяют лишь разовое посещение нескольких человек в день по предварительной записи по телефону, поэтому дом Мельникова вряд ли попадет в поле зрения большинства туристов, посещающих Москву, в ближайшее время. Но, как говорили старые мишленовские гиды, ради этого стоит сделать крюк.
Во время моего недавнего визита разработчики были заняты. Стада бульдозеров заменяли целые улицы гектарами нового покрытия, чтобы создать сеть пешеходных зон по всему центру города к 2018 году, когда Россия должна принять чемпионат мира по футболу. По словам городских властей, целью мероприятия является «благоустройство», хотя представление о красоте, которым они очарованы, безусловно, является странным. Улицы были загромождены ярко-зелеными пластиковыми арками, украшенными искусственными цветами, так что весь район выглядит так, как будто его преобразили дизайнеры совершенно китчевой линейки детских игрушек My Little Pony.
Шуховская башня — телебашня высотой 160 м, построенная в начале 1920-х гг. Фото: Фотоимедиа/ИТАР-ТАСС
Шуховская башня — величественный параболоид из стальной сетки. Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Scala, Florence
Учитывая богатство Москвы заброшенными или обветшалыми шедеврами современной архитектуры, можно было бы выбрать другой подход: восстановить и обновить то, что уже есть, но недостаточно известно и оценено, и поместить это в центр обновленного видения города. . Например, многие ли понимают, что в Москве находится самое необычное инженерное сооружение раннего Нового времени — сооружение, намного более высокое, красивое и новаторское, чем довольно известная башня, воздвигнутая в самом сердце Парижа Гюставом Эйфелем? ?
Шуховская башня, величественный параболоид из сетчатой стали, первоначально построенный для того, чтобы Ленин мог транслировать коммунистическое послание сбившимся в толпу массам, пользуется такой популярностью среди архитекторов всего мира — настолько, что лондонский огурец был откровенно смоделирован по нему — но фактически до сих пор остается неизвестно широкой публике. Одна из величайших достопримечательностей московского пейзажа, она томится уже более полувека.
Хорошей новостью является то, что он был избавлен от предложений, согласно которым он должен был быть уничтожен, чтобы освободить место для развития. Плохая новость заключается в том, что до сих пор нет твердого плана, как обеспечить его будущее и предотвратить его простое разрушение из-за комбинированного воздействия возраста и пренебрежения. Так он и стоит до сих пор, но день, когда он может стать заветным символом города, который его породил, как Эйфелева башня стала для Парижа, кажется действительно далеким.
«Работы великих русских художников не только гениальны, но и чрезвычайно доступны на аукционах»
Так почему же Россия сейчас с таким явно бесцеремонным пренебрежением относится к памятникам своего прошлого начала ХХ века? Думаю, ответ лежит в постреволюционной истории нации в целом. Начиная с 1930-х годов череду коммунистических режимов все больше раздражали творения русского авангарда — будь то в архитектуре, живописи, скульптуре или даже в кино и литературе. Многие из тех, кто стоял в авангарде авангарда, были сосланы, преследованы, убиты или просто жестоко кастрированы — как в случае с Мельниковым, которому просто запретили заниматься архитектором с 19 века.37 до конца жизни.
Дело не только в том, что их творчество отошло от якобы прямолинейных идеалов советского соцреализма, ставшего фирменным стилем русского коммунизма. Дело в том, что чувство идеализма и устремления, выраженные с такой наивностью и радостью в их работе, стали источником глубокого смущения для уставших от мира, циничных, корыстных коммунистических режимов, которые в конечном итоге проросли, как множество темных и извращенных мутаций, из некогда свежая почва русской революции. По этой же причине они не менее, а может быть, и более смущают неприкрыто автократический и плутократический режим России при Владимире Путине.
Во многом пренебрежение Россией собственным авангардным наследием меня беспокоит меньше, чем полное равнодушие к русскому искусству в целом, демонстрируемое здесь, на Западе. На самом деле, мне иногда кажется, что на Западе единственная грань российской визуальной культуры, которая способна заинтересовать кураторов и других музейщиков, — это момент авангарда, который сейчас так смущает официальную Россию.
Авангард был предметом многочисленных выставок, и нет никаких признаков замедления производства: последняя выставка в Лондоне, всего несколько лет назад, была в Тейт Модерн; а в феврале следующего года в Королевской академии состоится еще одна крупная выставка, посвященная русскому искусству послереволюционного периода, Революция: русское искусство 1917–1932 гг. .
Илья Репин, Бурлаки на Волге , 1870–73 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург/Bridgeman Images
Но на этом тонком отрезке времени большинство великих художественных музеев западного мира продолжают вести себя так, как будто русской визуальной культуры не существует, и как будто история русского искусства не заслуживает того, чтобы быть включенной в историю русского искусства. искусство в целом. В Метрополитен-музее нет серьезной коллекции русской живописи. Как и Гетти. И меня глубоко возмущает, что Национальная галерея, даже найдя время и средства для сбора в таких ранее неизведанных областях, как немецкая или скандинавская живопись, до сих пор не обладает ни одной картиной ни одного из великих русских живописцев XIX века.век.
Итак, хотя Достоевский, Пушкин и Толстой известны всем, Репин, Федотов и Коровин остаются более или менее совершенно неизвестными за пределами России. Это тем более раздражает, что их работы не только блестящие, но и чрезвычайно доступные на аукционах.
Павел Федотов, Завтрак аристократа , 1849-50. Третьяковская галерея, Москва, Россия/Bridgeman Images
Инерция может быть ужасной вещью. Потому что в наших западных музеях нет русских картин, у них нет специалистов по русскому искусству — ведь за чем бы они следили и что исследовали? А из-за отсутствия таких специалистов в музеях, на их кураторских собраниях некому спорить о том, что надо покупать русские картины.