Содержание
История развития голландского и фламандского натюрморта
Питер Клас (1597-1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. «Трубки и жаровня» (1636) — лучший тому пример.
Глиняный кувшин и стакан с пивом, жаровня, в которой тлеет торф, две глиняные трубки из Гауды, известного центра их производства, табак на оловянной тарелке и табакерка — что может быть обычнее? Художник так располагает предметы в пространстве и на плоскости, что образуется диагональ, объединяющая их и подчеркивающая направление светового потока. Приглушенная колористическая гамма позволяет все же оценить и серо-голубой цвет кувшина, и розовый — грелки, и красно-коричневый — стакана с пивом.
Значительно тоньше сгармонирован по цвету «Завтрак с ветчиной» (1647). Локальные цвета предметов подчинены нежному серебристому тону, прозрачная светотень мягко лепит объемы, очень сдержанно выявляя фактурное разнообразие вещей.
На этом этапе голландские натюрморты ищут в первую очередь качества, которые объединяют предметный мир в целостную картину. Питеру Класу принадлежит здесь честь открытия тона и световоздушной среды как главнейших средств выявления этого единства и даже честь создания целого жанра так называемых «монохромных завтраков».
Виллем Клас Хеда (1594-1682), автор «Завтрака с омаром» (1648), — второй ведущий мастер жанра «монохромных завтраков». Колорит его произведений в большей степени, чем у Класа, подчинен тоновому началу, и его натюрморты состоят из предметов, почти лишенных ярких локальных цветов: цинковые кувшины, оловянные тарелки, прозрачное или зеленоватое стекло, серебряный или иногда, позолоченный кубок. Эти оттенки серебристо-серой гаммы тонко соотнесены с серым «воздушным» фоном и белой или оливково-зеленой скатертью.
Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. За кажущей случайностью расположения вещей скрывается тонкий расчет на контраст различных материальных качеств предметов и настойчивое желание полнее рассказать о каждом из них. Этим же целям служит льющийся спокойным потоком свет, посредством многочисленных рефлексов обобщающий все предметы.
Вокруг П. Класа и В.К.Хеды образовалась большая группа последователей, работавшая в традициях жанра «монохромных завтраков». Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок.1606-1652) и Паулюс ван ден Бос (1614-1664).
На пути к дальнейшей демократизации жанра натюрморта важную роль играла «роттердамско-тенирсовская группа» живописцев, создавшая тип «кухонного натюрморта», который имел распространение как во Фландрии, в кругу Д.Тенирса Младшенго, так и в Голландии, где в развитии этого жанра участвовали главным образом роттердамские мастера — братья Корнелис и Херман Сафтлевены, С.М. Сорг, Э. ван дер Пул, а также харлемец Ф. ван Схотен и мастер из Мидделбурга Ф.Рейкхалс.
Флорис ван Схотен (ок.1599 — после 1655), которого можно считать родоначальником жанра, воскрешает в своей большой картине «Домашняя утварь» традиции нидерландских мастеров середины ХVI века — П. Артсена и И. Бекелара. Он изобразил все эти горшки, кувшины, чашки, плошки, сковороды, котлы и бочки не в интерьере, а под открытым небом, на крестьянском дворе, куда их выносит во время уборки молодая хозяйка под наблюдением хозяина. Но это не жанровая сцена: присутствие человека здесь всего лишь одухотворяет предметный мир.
Такова позиция и Франсуа Рейкхалса (после 1600-1647), у которого на картине «Кухня» (1638) хозяйка совсем затерялась среди кучи овощей и кухонной утвари.
Лучшие достижения кухонного натюрморта связаны с деятельностью братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов.
Херман Сафтлевен Младший (1508-1685), обратившийся к этому жанру под влиянием старшего брата, Корнелиса, уделяет большое внимание пространственной характеристике среды. Главным выразительным средством у него становится тонко градуированная светотень, благодаря которой и многочисленные предметы, занимающие обычно весь передний план картины, и сопровождающие их люди органически вписаны в интерьер.
В картине «Кухня» (1659) Филипса ван Ангела (1616 — после 1683) тот же самый мотив обретает новое звучание. Металлическая посуда, стоящая вокруг бочки, вместе с битым петухом, висящим на столбе, образуют центр композиции, наиболее ярко высвеченный и выделенный цветом. Остальное пространство строится по концентрическим кругам, расходящимся от этого центра и как бы затухающим в тоне и цвете. Один из этих кругов включает кошку, охотящуюся за мышью, второй — женщину с ребенком, третий, почти совсем монохромный, — лестницу, окно и камин.
Главной особенностью этой разновидности натюрморта было, как мы видели, наряду с демократизмом тематики, большее, чем обычно при изображении предметов, внимание к окружающей среде и присутствию в ней человека.
Демократизация содержания и форм натюрморта проявилась и в творчестве П. де Пюттера и А. ван Бейерена, создавших едва ли не самую популярную в Голландии разновидность этого жанра — изображение речной и морской живности.
Питер де Пюттер (до 1600-1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Главной и почти единственной темой его творчества были рыбы, даже лишь два их вида: щука и окунь. Подобное самоограничение в начале ХVII века было очень смелым шагом и свидетельствовало об уверенности художника в том, что избранный им жанр будет иметь успех у голландцев — нации рыбаков и мореплавателей. Его «Рыбы и кувшин на столе», простое по композиции и скупое по цвету произведение, привлекательно именно благодаря своей лапидарности. Вся композиция строится на повторе плавных линий тела окуня, лежащего на краю стола, в очертаниях других предметов — рыб, кувшина, изгибов скатерти, — благодаря чему возникает единый волнообразный ритм.
Большой натюрморт «Рыбы на берегу моря» принадлежит ученику де Пюттера, лучшему «живописцу рыб» Абрахаму ван Бейерену (1621-1690). Морской улов, вываленный из корзины на берег, включает — помимо рыб — крабов, омара, устриц, ракушек, морских звезд. Блестящая влажная чешуя, насыщенный водяными парами воздух, свет и тени, бегущие по песчаным дюнам и синевато-серой поверхности воды, по рыбацким парусникам и фигурам моряков на берегу, создают правдивую картину жизни голландского побережья. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины.
Тональный колорит господствует в натюрмортах мастера 1640-1650-х годов, хотя отдельные пятна красного, розового и синего цветов уже оживляют монохромное видение мира. Бейерен, конечно, знал работы своих фламандских современников А. Адриансена и Ф. Снейдерса (на это указывает его стремление к монументальным композициям), но декоративное начало фламандского натюрморта было ему абсолютно чуждо. Голландский характер мастера обнаруживается, как только он переходит к более скромным вариантам темы.
Лучшим примером этого является натюрморт «Рыбы в корзине». Угол стола и стены с лежащей в корзине семгой и подвешенной на крюк камбалой освещен падающим слева направленным светом, создающим повышенный контраст света и тени; в противопоставлении розового среза семги и зелени овощей намечается и цветовой контраст.
В поздний период творчества ван Бейерен обращается к теме «завтраков», но не в прежнем скромном, типичном для Класа и Хеды, а в роскошном и пышном варианте, который будет характерен для второй половины ХVII столетия. «Закуска», где помимо краба, креветок, вина и фруктов, изображены золотые часы и серебряная чаша, свидетельствует о новых вкусах голландского общества, точнее – его господствующей верхушки. Оранжево-красная скатерть, синяя ленточка часов, яркая желтизна лимона и серебристые рефлексы на стекле и металле говорят об отказе от монохромного начала, о новом понимании колорита.
Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Предметный мир в жизни Голландии второй половины века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии. Богатство и роскошь на одном полюсе и бедность и нищета — на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения.
Отныне предмет в натюрморте выступает главным образом не в его функциональной, повседневно практической роли, а в праздничной, подчеркивающей его «избыточные» свойства — блеск, роскошь, изящество, соответствие изысканному вкусу.
Именно в этот период на основе реалистических достижений голландской живописи первой половины века и открытий Рембрандта в области светотени и колорита расцвело искусство самого выдающегося из натюрмортистов Голландии — Виллема Калфа.
В истории многочисленных разновидностей жанра натюрморта Калфу выпала задача завершить создание «роскошного» натюрморта, который занял видное место в изобразительном искусстве второй половины ХVII века.
|
Натюрморт с лобстером
Art UK обновила свою политику в отношении файлов cookie. Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Чтобы узнать больше, прочитайте нашу обновленную политику использования файлов cookie и нашу обновленную политику конфиденциальности.
Это изображение может использоваться для некоммерческих исследовательских или частных учебных целей, а также для других исключений из авторских прав Великобритании, разрешенных пользователям, проживающим в Соединенном Королевстве, в соответствии с Законом об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. с поправками и изменениями. Любое другое использование должно быть согласовано с правообладателем (владельцами).
Просмотрите строки авторского права, расположенные под изображением, так как они указывают, кто управляет авторскими правами (©) на произведение искусства и фотографическими правами на изображение.
Коллекция, которой принадлежит произведение искусства, может иметь дополнительную информацию о разрешенном использовании и вариантах лицензирования изображения на своем собственном веб-сайте.
Ознакомьтесь с нашими страницами с инструкциями, на которых объясняется, как можно повторно использовать изображения, как указать авторство изображения и как найти изображения в общественном достоянии или с доступной лицензией Creative Commons.
Вы можете приобрести эту репродукцию
Если у вас есть какие-либо товары в вашей корзине, мы рекомендуем вам совершить покупку в Art UK, прежде чем покинуть наш сайт, чтобы не потерять свои покупки.
Заказать печать
Добавьте или отредактируйте примечание к этому произведению, доступное только вам. Вы можете снова найти заметки, перейдя в раздел «Заметки» вашей учетной записи.
Отменить изменения
Редактировать
Несмотря на то, что объекты этого натюрморта, казалось бы, выставлены небрежно, они сразу же навели бы на мысль о богатстве и экстравагантности зрителя семнадцатого века. Ткани имеют атласный блеск, а предметы на них — дорогие предметы роскоши. Они тщательно отобраны не только потому, что они редкие и драгоценные, но и потому, что они с гордостью демонстрируют, как голландские торговцы привозили экзотические предметы из самых отдаленных уголков земного шара.
Прочитайте больше
Они также демонстрируют навыки Хеды в рисовании текстур и объектов, проецирующихся из кадра к нам, в нежных, насыщенных цветах. На скатерти вышит шифр, который, кажется, относится к гильдии купцов, возможно, подразумевая, что картина была заказана такой компанией. Красивый красный лобстер с глазом-бусиной, размещенный на таком видном месте, предполагает связь с морем как с источником их богатства.
Лондон
Подробнее о Национальной галерее в Лондоне
Title
Still Life with a Lobster
Date
1650-9
Medium
Oil on canvas
Measurements
H 114 x W 103 cm
Accession number
NG5787
Acquisition method
Presented Фредерик Джон Неттлфолд, 1947
Тип работы
Окраска
Видите тег, который неправильный или оскорбительный ? Бросьте вызов и сообщите Art UK.
- Вещи:
- Скатерть (841)
Помогите улучшить Art UK. Отмечайте произведения искусства и проверяйте существующие теги, присоединившись к сообществу Tagger.
Искусство сейчас и тогда: Виллем Клаэсзун Хеда
Завтрак с крабом, Виллем Клэсзун Хеда |
Что ты ел сегодня на завтрак? Я еще не завтракал, поэтому не могу ответить на этот вопрос. В любом случае, я большой любитель завтрака. Диетолог говорит, что это хорошо; производители хлопьев называют это самым важным приемом пищи за день. Мы только недавно вернулись из 42-дневного путешествия по западу, завтракая в самых разных формах, вкусах и заведениях: от дешевых континентальных буфетов до дешевых, что угодно , но континентальных мотелей, до щедрых спредов, таких как те, что обслуживает Queen Mary, постоянно пришвартованы в Лонг-Бич, Калифорния. Цены варьировались от нуля до более чем тридцати долларов. Меню варьировалось от холодных сваренных вкрутую яиц до нежной (и вкусной) французской и датской выпечки. «Гурманская» еда включала вафли, которые вы делали сами (в отличие от замороженных).
Натюрморт с Наутилусом, 1654, Виллем Класзон Хеда. К 1650-м годам палитра Хеды несколько потеплела… если не вкус завтрака. |
Еда сильно изменилась за столетия, не столько содержание, сколько внешний вид — то, как она выглядит. Когда я был ребенком, на завтрак подавали много теплых хлопьев, овсянку, пшеничную кашу, майпо, кокосовую муку и т. д. Не могу сказать, когда в последний раз я ел тарелку теплой овсянки (быстрорастворимой) и Я пришел к ненавижу большинство остальных производных обойной пасты. Это было всего пятьдесят или шестьдесят лет назад. Пять сто лет назад, судя по натюрмортам за завтраком голландских художников, таких как Виллем Класзон Хеда, завтрак требовал не только сильного аппетита, но и довольно крепкого желудка. Судя по его Завтрак с крабом (вверху, люблю это название. У меня было несколько таких), морепродукты, являющиеся основным продуктом в пищевой цепочке голландской страны мореплавания, также распространялись на стол для завтрака. Устрицы также были популярным завтраком. Это не признак поп-тарта.
Натюрморт, 1649, Виллем Клаэсзун, Хеда. Ветчина кажется немного жирноватой. |
Если вы никогда не слышали о Виллеме Хеде, не беспокойтесь, он был художником-натюрмортом великого Золотого века голландской живописи 17-го века. Причина, по которой вы, вероятно, никогда о нем не слышали, заключается в том, что в этот период безудержного процветания в Нидерландах и других «низких странах» было чертовски много художников. Более того, еще одна причина, по которой вы, вероятно, никогда не встречали его имени, — это крайняя специализация, которую породила такая большая группа профессиональных художников. На вершине списка были художники-историки, за ними следовали портретисты (например, Рембрандт), пейзажисты (например, ван Рейсдалс), художники-флористы (помните, это была Голландия) и, наконец, в самом низу иерархии стояли еще -живописцы. Несмотря на то, что в целом они были превосходными художниками, голландский мир искусства смотрел на них свысока как на несущественных из-за их приземленного предмета. Даже при этом специализация не была полной. Были художники-натюрморты vanitas (больше озабоченные натюрмортом, чем натюрмортом), художники-завтраки (включая Хеду) и даже поздний художники завтрака, предположительно то, что мы бы назвали «поздним завтраком», в котором меню было несколько шире (как будто оно могло быть шире, чем крабы на завтрак).
Breakfast Table with Blackberry Pie, 1631, Willem Claeszoon Heda |
Blackberry Pie (detail), the type of реализм Голландские художники-натюрморты прославились в создании. |
Судя по его картинам, Хеда был довольно хорош, одним из лучших в своем деле. Он родился в 1593 году и умер около 1682 года, в возрасте почти девяноста лет (хотя его последние датированные работы относятся к 1660-м годам, возможно, из-за ухудшения зрения). Употребление крабов на завтрак должно быть полезным для здоровья. Судя по содержанию его работы, полуочищенные лимоны были обычным явлением на голландском столе для завтрака (без сомнения, из морепродуктов), как и различная выпечка, фрукты, оливки и вина. Обратите внимание, что здесь нет ни яиц, ни молока, ни овсянки, ни блинов, ни йогурта, ни сока, ни варенья, ни желе, хотя я видел немного ветчины и пирог с ежевикой, по-видимому, вполне приемлемо.
Со смертью Виллема Хеды и ему подобных популярность натюрморта на некоторое время снизилась, пока сто лет спустя французский художник Жан-Батист-Симеон Шарден не вдохнул новую жизнь в жанр натюрморта. Опять же, в 19 веке, когда тематика сместилась с продуктов питания на другие предметы повседневной жизни, натюрморты снова стали висеть на стенах состоятельных людей.