Содержание
«Завтрак на траве» (картины Мане и Моне): swinopes — LiveJournal
«Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l’herbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 19-м зале музея Орсе в Париже.
Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане «Завтрак на траве» считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.
Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.
Снегирь в листве, лес, похожий на декорацию, непропорциональные фигуры, рассыпающаяся композиция. По количеству несуразностей кажется, что Эдуард Мане — художник-новичок. Однако такой же стиль он сохранит и в более поздних картинах. Мане словно высмеивает привычку человека видеть на картинах «правильное», академическое. Чем ему это аукнулось?
На мой взгляд, у феномена этой картины есть одна очень показательная параллель с современной культурой: это, когда мистер Боб Дилан сменил свою фолк-гитару на электро и затянул: «Once upon a time you dressed so fine… »
Like a complete unknown, like a rolling stone. Тадам! Теперь у нас есть рок-музыка! Песня «Like a rolling stone» изменила всё! Вышибла пробку и в мир хлынуло то, что мы сейчас называем рок-н-роллом! Всё от Black Sabbath до Muse, от The Who до, прости господи, Ed Sheeran — всё это началось на фолк-фестивле в Ньюпорте, где Боб Дилан впервые исполнил эту песню.
Что-то похожее произошло и с «Завтраком на траве». Есть искусство до Salon des Refuses, на котором впервые была представлена эта картина, а есть искусство после. Salon des Refuses или Салон отверженных – это выставка 1863 года, проходившая параллельно официальной выставке Парижского салона. На ней, в прямом смысле слова, были представлены работы отверженных художников. От работ художников отказалось жюри главного Парижского салона, состоящее из членов парижской Академии изящных искусств. Они отбирали очередные «Рождения Венеры» или какой-нибудь пафосный сюжет в стиле Делакруа. На худой конец, портретик в стиле Энгра – купальщицу или библейский сюжет.
«Завтрак на траве» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ни в одной мастерской ни одного художника XIX века не могла больше появиться такая или даже хоть сколько-нибудь похожая картина. В то время как Салон покоряли «Римляне эпохи упадка» и бесконечные Венеры и одалиски, она перевернула живопись, для нее не находилось в то время ни терминов, ни традиции, в которую можно бы было ее вписать. И все складывалось к тому, чтобы этот эффект усугубить.
Первоначально названная «Купание» (фр. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с 3 тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.
-Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки, — писал один из критиков, когда полотно под невинным названием «Завтрак на траве» было в 1863 году впервые выставлено на всеобщее обозрение.
Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества. Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке. Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».
Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.
В образе женщины художник соединил черты постоянной натурщицы Викторины Мёран и собственной жены Сюзанны (тело). Викторина была любимой натурщицей Мане и запечатлена во многих его работах, в частности в знаменитой “Олимпии”. Она сама писала неплохие картины, многие из которых позднее были утеряны. Страдала алкоголизмом и в преклонные годы просила подаяние на улице, играя на гитаре. Известна своими любовными отношениями с женщинами.
Золя написал: «В картине нужно видеть не завтрак на траве, а весь пейзаж с сильными и тонкими местами, широким и устойчивым передним планом и столь легкими и деликатными задними планами. Это прочная плоть, смоделированная мощными потоками света. Уголок природы, переданный с такой правдивостью и простотой». Золя стал другом и защитником Мане на долгие годы.
Картина Мане «Завтрак на траве», которая была представлена под названием «Купание» вызвала шквал насмешек и недоумения : что эта за голая женщина, сидела рядом со своей небрежно сброшенной одеждой, что предполагалось показать? Что относительно этих двух господ, которые одеты в плотно застегнутые фешенебельные одежды, которые непринужденно расположились около нее? Простой пикник? Маленькая корзина была опрокинута, производя своего рода беспорядочно расположенный натюрморт, состоящий из бутылки, плодов различных сезонов и круглого хлеба, который неоднократно хвалили критики.
Сам сюжет картины оскорблял чувства зрителей, не понимавших и не принимавших изображенную сцену. К тому времени проституция в Булонском лесу Парижа получила широкую известность, однако отражение этой темы в живописи было под запретом. Открыто показав сексуальность, нарушавшую этические и эстетические нормы общества, Мане оказался в центре внимания возмущенной общественности. Отсутствие связей между персонажами, абсурдность сюжета и контрастная цветовая палитра шокировали критиков.
За основу композиции с тремя фигурами Эдуард Мане взял фрагмент с известной гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса». На гравюре три похожие фигуры с женщиной, которая глядит на зрителя, и двумя мужчинами рядом с ней, находятся в правой нижней части.
Идея написания этой работы возникла у Мане в ходе поездки по берегу Сены.
Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.
Работу над картиной » Завтрак на траве» Клод Моне начал в 1965 году в Живерни, когда увидел презентацию одноименного полотна Эдуарда Мане на выставке в Салоне. Эти работы мало что объединяет — общим у них является только пейзажный фон, а также название, хотя изначально полотно Клода называлось по — другому.
Замысел картины сложился во время прогулки. Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле «ню» Парижскому Салону.
Клод начал писать свою версию произведения с набросков, которые он писал с живописных видов леса Фонтенбло, где он также написал множество прекрасных картин, таких как «Дорога на Бас-Бро, Фонтенбло». Людей же художник писал уже в мастерской (одной из позировавших ему тогда моделей была его будущая супруга Камилла Донсье). В завершение полотна художник мастерски вписывает в чудный пейзаж силуэты отдыхающих людей.
Работа создавалась под впечатлением рисунков Рафаеля и Джорджоне. Как признался автор перед началом работы, он собирается изобразить такой же сюжет, но перенеся сцену на воздух, запечатлеть образы людей своего времени, а также окружить все атмосферой прозрачности.
Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году. Отец – высокопоставленный чиновник Министерства юстиции, мать – дочь видного дипломата. Ему были предоставлены все возможности для получения образования и начала солидной карьеры. Но учеба в престижных пансионах и колледжах – не для него. Пятнадцатилетний Эдуард пытается поступить в мореходку, терпит неудачу и уходит в плаванье юнгой, чтобы пробоваться на следующий год. Во время плавания он много рисует, с тех пор картины Мане часто содержат морские мотивы.
«В 1862 году кто-то внушил Мане, что имеет смысл рискнуть и показать в Салоне следующего года изображение обнаженной натуры. Хотя мысль эта и не слишком его прельщает, но мало-помалу она завладевает им. Обнаженная натура — что ж, тут спорить не приходится, и Мане по обыкновению прищелкивает языком, изображение обнаженной натуры на выставке Салона заставит окончательно признать художника. Но какое «nu» написать — «nu» вроде Венеры Урбинской Тициана? Или, быть может, какое-то другое?..» Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Антоненом Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плещутся в воде женщины, и внезапно ему на память приходит луврская картина — «Сельский концерт» Джорджоне.
Ярко освещенное нагое тело — тоже насмешка над общественной моралью, олицетворенной для Эдуарда фигурой отца: Огюст Мане был судьей и рассматривал дела о нарушении правил общественной нравственности. Позировала Мане продавщица галантерейного магазина Викторина Мёран. Они познакомились в 1862 году. Вскоре знакомство переросло в страстный роман. Мёран сама неплохо рисовала.
В 1865 году Клод Моне начал работу над подготовительными набросками к задуманному им огромному — 6х4,6 м — полотну, который он назвал «Завтрак на траве», в знак уважения к Мане. На этой картине не было обнаженных тел, только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Полотно было задумано прежде всего для того, чтобы изучить освещение в лесу — в тени деревьев и на поляне.
Это смелое начинание, предпрнятое 25-летним юношей, заинтересовало всех, и Курбе, в то время живший в Марлотт, навестил Моне в Шайи, дабы щедро помочь ему советами и приободрить юного коллегу, к которому всегда благоволил. Курбе повел себя неожиданно: он посоветовал юноше умерить свой пыл. В результате картина так и не была завершена: то ли духу не хватило, то ли Моне осознал, что еще не созрел для осуществления своего замысла, но он прекратил работу и более к этой картине не возвращался.
Обнажённая женщина на картине Мане — Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой
парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище «Креветка» из-за
миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только
для «Завтрака на траве», но и для других полотен: «Портрет Викторины Мёран», «Уличная
певица, «Мадемуазель. Викторина в костюме матадора», «Олимпия», «Женщина с попугаем»,
«Гитарист» и «Железная дорога».
В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.
Эдуард Мане родился в 1832 г. в семье высокопоставленного чиновника, родители прочили ему будущее юриста. Когда Эдуард Мане провалил экзамены в мореходку дважды, семье пришлось смириться с его увлечением живописью. В 1850 г. Мане поступил в мастерскую классической живописи Тома Кутюра, в которой проучился шесть лет. Недовольный засильем академизма, Эдуард Мане, находившийся под сильным влиянием Веласкеса, постоянно вступал в споры со своим учителем и пытался найти новые пути изображения в живописи. В то же время художник жаждал славы и признания официальным Салоном. Но его работы раз за разом отвергались. В 1859 г. Салон не пропускает картину «Любитель абсента», в 1863 г. — картину «Завтрак на траве» .
Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.
Он берет несколько пробных аккордов — пишет этюды деревьев, вид острова Сент-Уэн. Но как расположить персонажей? Он признается Прусту, что идет от картины Джорджоне. Ему все же не хочется просто переносить композицию «Сельского концерта» на собственное полотно — ну нет, это его не устраивает. Его стесняет не сама идея заимствования. Он-то свои слабости знает. Но знает и свою силу и хочет, чтобы именно ее оценили, оценили бы вне зависимости от старых мастеров, у которых он ищет поддержки и опоры. И вот, просматривая однажды альбом старых эстампов…
Заключительные штрих отобрали у Мане не менее времени, чем вся его предыдущая работа. Например, обнаженная рука, вроде неплохо изложена уже на переднем плане, на самом деле, может показаться, что не совпадает с картиной Мане по цвету, фактуре и распределением теней. Ему пришлось тщательно сверить свою работу с оригиналом, а не продвигаясь вперед до тех пор, пока каждая деталь его имитации не будет соответствующей оригиналу.
..Гравюра Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса» заставляет Мане насторожиться. Здесь представлены три фигуры — морские божества, одно женское, два других мужские, — их позы как нельзя лучше подходят к задуманной им «Загородной прогулке». Наконец-то «архитектура» картины найдена: надо только одеть эти морские божества, одеть в куртки и панталоны; заменить вот этот трезубец тросточкой; да еще добавить вот там, в глубине, четвертую фигуру (это будет полуобнаженная женщина, пробующая рукой воду), и дело сделано. Все в порядке!
Писатель Эмиль Золя (1840-1902) подчеркивает художественную отвагу Моне, позволяющего себе при помощи светотени подчеркивать полы одежды «Женщин в саду». Это относится к «Завтраку на траве», главной особенностью которого является изображение проникающих сквозь листья деревьев солнечных лучей. В картине Моне лето буквально струится сквозь кружево листвы и мягко прикасается к различным фрагментам: человеческой коже, ткани на платье, тарелке, стакану, участку травы…
…С первых же дней, даже с первых часов «Завтрак на траве» собирает толпу. «Завтрак» выделяется на фоне остальных холстов своим новаторством, живостью колорита и затмевает все, что его окружает. Преобладающее число выставленных произведений, выполненных с большей или меньшей ловкостью, по сути дела, мало чем отличается от работ официальных мастеров. И в Салоне и в Контрсалоне царит битюм; и там и тут господствует анекдот. В таком окружении и даже невзирая на сравнительно многочисленные работы, отмеченные печатью новизны и творческих сил, такие, например, как «Девушка в белом» Уистлера, «Завтрак» Мане приобретает значительность исключительную. Его новизна потрясающа.
Никогда еще Мане не отваживался на холст такого большого формата. Но он чувствует себя во всеоружии. Он целиком покоряется доподлинным склонностям своего творческого «я»: максимально упрощает технику, отказывается от всех приемов «зализанной» живописи, от всех ухищрений моделировки, от всех этих «обманов глаза», уничтожающих хроматические валеры, и проецирует формы на плоскость холста, разграничивая их чисто живописно. Его персонажи ничего не «рассказывают». Смысл их существования состоит лишь в том, чтобы служить основой для мелодии красок, то нежных, чуть «журчащих», то светлых, острозвучных нот, паузы меж которыми насыщаются молчанием и покоем. Четко очерченные силуэты согласуются в двумерности холста и принимают на себя самые сильные тональные сочетания. Вибрирующее интенсивными и контрастными аккордами, произведение это — живопись и только живопись.
На самом деле: если приглядеться, в картине можно заметить немало странностей. Почему, например, у одного из мужчин на голове домашняя ермолка с кисточкой, а другой одет в давно вышедшие из моды светлые панталоны? Почему фигура на заднем плане кажется слишком близкой к зрителю, вопреки всем законам перспективы, а фон больше похож на театральный задник?
Многое связывает Мане с импрессионизмом, особенно в работах 70-х гг. – «Аржантёй», «В лодке», «Партия в крокет». Изображаемая им парижская богема, улицы, бары, парижская толпа, современный ему ландшафт переданы во всем богатстве и многообразии точно схваченного движения и неожиданных случайностей, что характерно для импрессионизма в целом.
Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка «Завтрака на траве» и «Олимпии» предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.
Основное отличие «Мане – люди, Моне – пятна», можно было бы безоговорочно взять за правило. Но если бы всё было так просто… Дело в том, что у обоих мастеров встречаются полотна как с людьми, так и без. По этой причине искусствоведы советуют более детально присмотреться к другим элементам полотна, таким как стиль, цвет, свет и объём.
Новое или ничего своего? Завтрак на траве
Как много людей, увидевших новые прочтения знаменитых произведений, возмущаются! Вот, мол, своего ничего не могут придумать, бездари! Они только и способны просто перепеть уже созданное до них!
Так вот, эта практика заимствования, создание своего на основе творчества под влиянием, — известна со времен Возрождения. И,пожалуй, один пример.
Джорджоне
Пасторальный концерт
Теперь «Сельский концерт» считают ранней работой Тициана
Все мы знаем какой эффект произвела картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве».
Это был шок и скандал. Тогда в салонах царствовали сладкие Венеры и Одалиски.
Далекие от реальности и годящиеся сегодня на пяльцы для вышивок пожилых благочестивых матрон.
И Мане со своим шедевром, как ныне понимает каждый – это, да, шедевр, стал первым создателем в истории современного искусства полотна, над которым толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались.
Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа.
Мане, Завтрак на траве
Жюри в салонах в 1863 году было беспощадным.
Оно сильно терзало молодых художников, а впрочем, это вечная история – все эти приемные комиссии, худсоветы так всегда и поступали.
Но тогда даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ, и поэтому он одновременно решил устроить свой Салон отверженных, куда и попала картина.
И вот оно – ура! Событие, перевернувшее искусство.
Картина, первоначально названная «Купание», была задумана Мане как своеобразный диалог между известными шедеврами: «Сельский концерт» Джорджоне и «Суд Париса» Рафаэля.
Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин — совсем не нимф и богинь рядом с одетыми мужчинами, вторая – расположить фигуры в пространстве.
Обнаженная женщина — любимая модель Мане Викторина Луиза Мёран.
Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов.
Викторине дали прозвище «Креветка» из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос.
«Суд Париса» (гравюра по утраченному оригиналу Рафаэля, 1515-1516), фрагмент
Клод-Оскар Моне
А этот «Завтрак на траве» 1865 года написан Клодом Моне под впечатлением скандального Завтрака.
Общего у этих картин очень мало – разве что лесной пейзаж и название.
Моне не стал рисовать обнажённую натуру и эпатировать публику.
Думаю, всем видно, что отличается работа стилистикой и композицией, а также техникой.
Для Моне люди и живописный пейзаж – равнозначные, равноценные составляющие будущей картины, поэтому он делает наброски по отдельности: выезжает на пленер для написания леса, и рисует будущих героев в своей мастерской.
Затем художник выезжает на «натуру», для того чтобы создать ряд этюдов.
И только когда всё было готово, Моне уединяется в мастерской, где компонует фигуры людей, перенося их с набросков и этюдов в восхитительный богатый антураж Фонтенбло.
Главная ценность картины – солнечный свет, проникающий сквозь зелёное кружево листвы, он восхищает и завораживает.
Моне задумал картину очень большого формата, и как не спешил закончить её к Салону 1866 года, задача оказалась ему непосильной.
В итоге картину Моне оставляет в Аржантес, расплачиваясь ею за жильё.
Новый хозяин-кредитор небрежно хранит работу в подвале, в результате чего часть работы была безвозвратно потеряна.
После шести лет забвения Моне выкупает свою работу и заканчивает её, восстановив утерянные фрагменты и переписав иные заново.
Поль Сезанн
«Завтрак на траве», 1869
Пабло Пикассо
«Завтрак на траве» (по Э.Мане), 1960
И вот великолепнейшее полотно. Этот Завтрак, понятно, что тоже не на пустом месте возник. Но так необыкновенно хорош …
Между 1959 и 1962 годами Пикассо выполняет серию работ в живописи, графике, литографии, скульптуре и керамике, вдохновившись картиной Эдуарда Мане 1863 года «Завтрак на траве» (Le Déjeuner Sur l’Herbe, сегодня в Musée d’Orsay).
Впервые Пикассо познакомился ней в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, а в 1907-м она вдохновляла его, когда он писал своих Авиньонских девиц.
Он был под большим впечатлением от новаторства Мане.
Как-то в 1929 году Пикассо заметил: «Когда я вижу Déjeuner Sur l’Herbe, я говорю себе, это моя проблема на будущее.» И в самом деле, полвека спустя он сделает десятки вариаций картины.
Мане, в свою очередь, написал «Завтрак на траве» как стилизацию на работу Джорджоне «Сельский концерт», 1509 (Giorgione, Pastoral Concert, Louvre), и частично, на гравюру Раймонди (Raimondi) по рисунку Рафаэля.
Таким образом, Пикассо своей серией ведет свой «диалог сквозь века» сразу с несколькими великими мастерами европейского искусства.
Tags: современное искусство
«Вечная тайна Ле Деженер-сюр-л’Эрб» Эдуарда Мане
История современного искусства насыщена картинами, изменившими наше восприятие общества, напр. унаследованные роли и модели поведения. Тем не менее, некоторые из них были радикальными для своего времени и даже сегодня вызывают немалый ажиотаж. Прекрасным примером такого чеканного шедевра является Le Déjeuner sur l’herbe или The Luncheon on the Grass by Édouard Manet .
Эта удивительная композиция представила совершенно новый живописный подход , поскольку она объединила жанры портрета, пейзажа и натюрморта в одной картине . А именно, на нем изображена обнаженная женщина на пикнике с двумя полностью одетыми мужчинами в сельской местности и купальщиком на заднем плане. Мане создал эту противоречивую работу между 1862 и 1863 годами, и она была отклонена пресловутым жюри парижского Салона, поэтому вместо этого художник выставил ее в Салоне Отверженных.
Остальная часть текста будет посвящена огромному влиянию, которое он оказал на будущих художников, и социальному бунту, который он вызывал в течение довольно долгого времени . Эта выдающаяся картина находится в постоянной экспозиции в Музее Орсе в Париже , а более раннюю миниатюрную версию можно увидеть в галерее Курто в Лондоне.
Эдуар Мане — Ле Деженер-сюр-л’Эрб, 1869
Плодовитые фигуры Ле Деженер-сюр-л’Эрб Картина Мане
Главной фигурой картины Le Déjeuner sur l’herbe является обнаженная женщина, которая смотрит прямо на зрителя, в то время как двое модно одетых мужчин беседуют . Три фигуры дополняет натюрморт в нижней левой плоскости полотна, состоящий из корзины с фруктами, круглой буханки хлеба и женской одежды. На заднем плане вторая женщина купается в ручье, и ее присутствие кажется почти призрачным и сюрреалистичным из-за ее размера (эта фигура слишком велика по сравнению с троицей на переднем плане). Общее впечатление такое, что сцена происходила в студии , так как света мало, теней нет, а фону не хватает глубины.
Этот шедевр на самом деле был личным для Эдуара Мане, и этому есть несколько доказательств. А именно, пейзаж, изображенный на картине, напоминает Л’Иль Сент-Уан, на окраине Парижа недалеко от родового поместья художника. Фигуры на всех его картинах были вдохновлены реальными моделями и людьми, которых он знал; считается, что обнаженной женщиной является Викторин Мёран 9.0005 , любимая и часто изображаемая модель Мане (которая также позировала для его культовой картины Олимпия ), в то время как мужская фигура справа считается на основе комбинации Эжена и Гюстава, двух братьев Мане . Другой человек основан на его шурине, голландском скульпторе Фердинанде Леенхоффе ; поэтому некоторые ученые даже называют Le Dejeuner sur l’Herbe семейным портретом Мане .
Эдуард Мане — «Завтрак на траве», фрагмент, 1863 г. Изображение с Flickr
Непристойное публичное поведение
Картина вызвала настоящий шок после того, как была впервые выставлена и была признана непристойной и вульгарной , хотя современник Мане и признанный писатель и критик Эмиль Золя защищал работу .
На самом деле возмутительным было форма сексуального напряжения и странное взаимодействие , вернее его отсутствие, между тремя главными субъектами на переднем плане и купальщиком на заднем. Обнаженная женская фигура кажется далекой и как-то отчужденной от двух мужских фигур. На картине присутствуют различные противоречия – женское начало против мужского начала, обнаженное против одетого, белая цветовая палитра против темной цветовой палитры. Однако Основное различие между мужчинами и женщинами заключается в их классе .
Еще одна вещь, которая беспокоила зрителей, это взгляд обнаженной женщины. Было и до сих пор трудно сказать, приглашает ли она зрителя или бросает ему вызов, или гордо представляет себя во плоти и наравне с мужчиной.
Согласно одной из интерпретаций, на картине изображен обычный секс-бизнес , типичный для Булонского леса, большого парка на западной окраине Парижа. Хотя секс-бизнес был важным аспектом парижского общества, он считался табу и нежелательным мотивом для изображения на картине.
Несмотря на то, что Le Déjeuner sur l’herbe был отклонен парижским салоном и вызвал ряд отзывов и отзывов после того, как был впервые представлен, не все эти анализы обязательно были отрицательными .
Альбер де ла Физельер, известный искусствовед и сотрудник Le Petit Journal, считал , что цвета произведения представляют сельскую местность в салоне , но, по его словам, картина была недостаточно развита. Сотрудник Le Figaro Артур Стивенс, с другой стороны, подчеркнул Талант Мане к цвету, но его не устраивала форма и модели .
Эдуард Мане — «Завтрак на траве», фрагмент, 1863 г. Image creative commons
Культурное значение «Обеда на травах» Эдуарда Мане
Шедевр «Обед на травах » долгое время оставался довольно загадочным, и некоторые детали до сих пор неясны. Существуют различные предположения, и одно из них ставит под сомнение авторство Мане. Интересно, что картина оставалась во владении художника до 1878 года, когда ее купил оперный певец и коллекционер Жан-Батист Фор.
В последующие десятилетия многие художники создавали свои работы под влиянием Le Déjeuner sur l’herbe . В 1870 году французский художник Джеймс Тиссо создал свою работу La Partie Carrée , которая представляет собой менее «вульгарное» представление того же мотива обеда. В период между 1949 и 1962 годами Пикассо 90 103 был настолько вдохновлен Le Déjeuner , что ему удалось создать большое количество работ – картины, рисунки, графические работы и картонные модели для скульптур, а в 19 году44 пародия на Le Déjeuner sur l’herbe была нарисована Максом Эрнстом.
Культурное влияние произведений Моне выходит за рамки изобразительного искусства ; Известный французский режиссер Жан Ренуар снял в 1959 году фильм, вдохновленный этим фильмом, а британская группа новой волны Bow Wow Wow сделала неоднозначную фотографию для обложки своего альбома 1981 года See Jungle! Смотрите джунгли! Присоединяйтесь к своей банде Да, город повсюду! Сойти с ума! на основе картины.
После всех этих примеров упомянутые подробности о составе и его социальном статусе многое говорят о том, как Le Déjeuner sur l’herbe переместился во времени как шедевр огромной важности и тайны . Даже сегодня, после различных социальных споров и эмансипации в отношении демонстрации обнаженного тела, трудно представить, что ситуация, изображенная на картине 19-го века, будет менее противоречивой в любом общественном месте по всему миру. Может быть, люди проигнорировали бы это, но это определенно вызвало бы какую-то форму социального бунта и, возможно, действия властей, которые отражают статус человеческой свободы в современном мире и объясняют, почему эта необычная картина Мане актуальна и сегодня.
Совет редактора: «Шедевры западной живописи» Мане
Скандальная картина Эдуарда Мане «Деженер на траве» . Предмет критического анализа на протяжении более века, он до сих пор не поддается однозначной интерпретации. Эти эссе, написанные специально для этого тома ведущими исследователями французского современного искусства, предлагают шесть различных прочтений картины, включая тщательное изучение ее радикального стиля и нового сюжета, соответствующие исторические события и архивные материалы, а также биографические свидетельства того, что вызывает психологические вопросы.
Избранные изображения: Эдуард Мане — «Завтрак на траве», фрагмент, 1863 год. Эдуард Мане — «Завтрак на траве», 1863 г. Подписи через Creative Commons
исследование унылого, захудалого постиндустриального общества — глазами южан the Grass)» (1987)
Вдохновленный картиной Эдуара Мане «Завтрак на траве», этот 25-минутный короткометражный фильм рассказывает о жизни двух женщин и двух мужчин в эстонском городе, а также об отчуждении и деиндивидуализации, которые они переживают в четырех городах. рассрочка. Анонимная женщина выдерживает угрюмое поведение и сексуальные домогательства со стороны разных незнакомцев, пытаясь делать свои ежедневные покупки, и в конечном итоге вынуждена оказать сексуальную услугу продавцу фруктов за жалкое яблоко. Во второй части человек по имени Георг теряет личность, пытаясь использовать систему в своих интересах, чтобы получить работу менеджера. Далее Берта также теряет личность в результате того, что стала матерью. Наконец, Эдуард присоединяется к очереди и подлизывается к скользкому бюрократу, чтобы перепрыгнуть через препятствия, чтобы получить сертификат.
Все вышеперечисленные персонажи отправляются на пикник в парк и позируют моделями для работ Мане. Это единственный раз в их жизни (предположительно), когда они способны продемонстрировать свою индивидуальность внешнему миру. Затем они возвращаются к своей скучной жизни. Хотя в фильме нет английских субтитров, к счастью для меня, любой диалог на эстонском языке кажется мне второстепенным по отношению к сюжету и темам фильма и выступает в качестве фонового шума, усиливающего бездушие общества вокруг наших четырех товарищей.
Художественное произведение в основном нарисовано карандашом, за исключением сегмента Георга, в котором покадровая анимация используется для реалистично визуализированных персонажей и фонов, которые оказываются частью мечтаний Георга. Анимация намеренно выполнена в детском стиле, чтобы подчеркнуть мелочность общества и то, как оно сводит людей к инфантильному и хамскому поведению. В сегменте Берты женщина теряет лицо, и любые черты, которые она пытается применить к своей пустоте, заканчиваются примитивно нарисованными и легко стираемыми. Тем временем ее фотографии и картины красиво нацарапаны карандашом, и она тщетно пытается подражать этим картинам, прежде чем уничтожить их.
Несмотря на то, что фильм выглядит очень просто, он довольно тонкий и сложный: на протяжении всего произведения зловещие серые фигуры тащат художника по улицам в сопровождении зловещих черных птиц. Возможно, это кое-что говорит об отношении общества к искусству и культуре, о том, как оно высмеивает и подавляет красоту и индивидуальное самовыражение. В конце фильма художник лежит в агонии на дороге, его рука снесена трактором. Различные сцены в фильме изображают маленькие способы, которыми люди подавлены своей депрессивной городской средой; как демонстрирует домашняя сцена Георга, с сочащейся черной жижей, вытекающей из стока кухонной раковины и сквозь картины на стене, даже дом не является уютным коконом против мрачного внешнего мира.
В фильме много сюрреалистических элементов, и он отдает дань уважения таким художникам-сюрреалистам, как Сальвадор Дали (вначале на заднем плане репродукция одной из работ Дали), но даже сюрреализм уступает место унылой реальности и в конце превращается в усиливают унылый вид и поведение советского эстонского общества в конце 1980-х годов. Стоит посмотреть из-за его стиля и разнообразного использования анимации, а тем, кто интересуется тем, как может выглядеть захудавшее постиндустриальное общество, когда все его богатство будет исчерпано и все вынуждены жить как крысы, следует посмотреть это произведение.