Научно- исследовательская работа «Так ли важен завтрак?». Проект на тему так ли важен утренний завтрак
Методическая разработка "Исследовательский проект Завтрак"
Филиал МОУ Пехлецкой СОШ им.В.В.Соловова «Незнановская ООШ»
Проект
«Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека»
АВТОР
Ученики 1,3 класса
РУКОВОДИТЕЛЬ
Ремизова ЕленаВасильевна
учитель начальных классов
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3-5
Завтрак: съесть самому или отдать врагу?.................................................6
Что такое завтрак………………………………………………………6
Зачем нужен завтрак…………………………………………………...6-7
Что нужно есть на завтрак…………………………………………….7-9
Польза завтрака………………………………………………………..9-10
Интересные факты о завтраке……………………………………........10-11
Режим питания школьника……………………………………………11-17
Заключение………………………………………………………………….18-19
Литература………………………………………………………………………20
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
…Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно, в свой черед.
Авиценна.
Очень часто в школе и по телевидению мы слымши о том, что надо вести здоровый образ жизни. Это значит, соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом, не иметь вредных привычек.
Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все по утрам торопятся, опаздывают. А ведь можно сэкономить драгоценное время. Например, можно отказаться от завтрака! Но родители настойчиво говорят нам: « В завтраке – сила!», « Завтрак – съешь сам, обедом – поделись с другом, ужин – отдай врагу!», « Завтрак необходим для здоровья и все тут!». Но почему? В чем же польза завтрака?
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести собственное исследование «Важен ли завтрак для сохранения здоровья?» Так была написана эта работа, цель которой: изучение влияния завтрака на человека.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
ознакомиться с теоретическим материалом на тему «Завтрак»; узнать, каким он должен быть;
провести анкетирование ребят начального звена, с целью выявления количества учащихся завтракающих дома и в нашей школьной столовой;
собрать и обработать данные анкетирования;
оформить информационный буклет «Берегите свое здоровье!»
оформить книжку-малышку «10 рецептов вкусной и весёлой пищи»;
выработать рекомендации, советы по поводу утреннего приема пищи.
Гипотеза исследования:
Предположим, что завтрак выдумали взрослые, чтобы соблюдать этикет питания.
Допустим, что завтракать нужно только тогда, когда хочется кушать, и есть на завтрак только то, что нравится.
Объект исследования: завтрак.
Предмет исследования: правильное питание учащихся начальных классов.
Методы исследования:
теоретическое исследование;
анкетирование учащихся;
собеседование;
наблюдение;
анализ;
сравнение;
обобщение.
Длительность работы над исследованием: ноябрь 2015 –декабрь 2015г.
Актуальность
Изучая данный вопрос в Интернет-сети, в энциклопедической, научно-популярной литературе, мы выяснили, что питание младшего школьника стало головной болью не только родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии.
В ходе Всероссийской диспансеризации было выяснено, что здоровье российских школьников в последнее десятилетие значительно ухудшилось.[4]
Было осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей до 18 лет. Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).
Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по классам болезней:
болезни крови и кроветворных органов - 32%;
болезни эндокринной системы - 31%;
болезни костно-мышечной системы - 26%;
болезни органов пищеварения - 25%;
болезни системы кровообращения - 24%.
Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.
Умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников должен покрывать все энергетические потребности, связанные с ростом организма и жизнедеятельностью детей.
Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих - это завтрак.
ЗАВТРАК: СЪЕСТЬ САМОМУ ИЛИ ОТДАТЬ ВРАГУ?
Учащийся должен быть здоровым, крепким и развитым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает одно из первых мест. Оно должно быть полноценным и правильно организованным. Важную роль в решение данного вопроса занимает школьный завтрак. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Доктор Рошаль считает: «Показатели здоровья школьников за последнее десятилетие ухудшились. Это очень четко, хотя и не в полном объеме, показала проведенная диспансеризация».[3]
Что такое завтрак
Изучив словарь русского языка, мы пришли к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:
• Из толкового словаря русского языка Ожегова С.И., Шведова Н.Ю. мы узнали, что ЗА́ВТРАК:
1. Утренняя еда.
2. Пища, приготовленная для утренней еды.
В чувашском языке слово «завтрак» звучит как (Ирхине апат) - «утренний обед».
В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан) - «утренний рис».
А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк)- «ранний кусок».
В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст)- «короткий перерыв».
Не правда ли, много общего? Значит, все люди мира утром принимают пищу! Завтрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда. Также, завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие! Нам стало интересно, а так ли важен завтрак! Наверное, неспроста гласит старая мудрая русская пословица: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу!»
Зачем нужен завтрак
Оказывается, наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают – восстанавливаются, рождают новые клетки.
Ему требуется восстановить силы, заправится питательными веществами – белками, жирами, углеводами и витаминами. Нужен завтрак!
Если же мы не завтракаем, то организм берет эти питательные вещества из других участков тела. Отсюда – редение волос, ломкость и болезнь ногтей, выпадение зубов, вялость мышц!
Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность. Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания. [1]
Что нужно есть на завтрак
Тело человека состоит на 70% из воды. Вода из организма выводится через кожу, почки и выдыхаемый воздух, поэтому организму требуется постоянное её потребление.
Необходимо в течение дня чередовать прием пищи с выпитой жидкостью.
Диетологи рекомендуют начинать утро со стакана воды, чая или сока. Жидкость поможет организму проснуться и начать процесс пищеварения.
В перерывах между завтраком и обедом, обедом и ужином выпивать еще по 4 стакана воды. Вся жидкость – выпитая и потребляемая с пищей и есть норма суточного потребления воды организмом.
Специалисты выделяют «три кита правильного завтрака»:
Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет, и клетчатки. Больше пользы и витаминов в недавно собранных фруктах. Такие есть даже зимой! Это цитрусовые, гранаты. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут черешня, клубника, зелень.
Зерновые продукты. В них есть витамины А и D, железо. Кроме того, в зерновых содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Итак, фрукты, каша и что-то молочное – основа детского завтрака. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнала, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников
ПродуктыВозраст школьника
7 – 10 лет
11 – 13 лет
Хлеб пшеничный
150 гр
200 гр
Хлеб ржаной
70 гр
100 гр
Крупы, бобовые, макаронные изделия
45 гр
50 гр
Картофель
200 гр
250 гр
Овощи разные
275 гр
300 гр
Фрукты свежие
150 – 300 гр
150 – 300 гр
Сахар
60 гр
65 гр
Кондитерские изделия
10 гр
15 гр
Масло сливочное
25 гр
30 гр
Масло растительное
10 гр
15 гр
Яйцо
1 шт
1 шт
Творог
40 гр
45 гр
Сметана
10 гр
10 гр
Сыр
10 гр
10 гр
Мясо, птица, колбасы
140 гр
170 гр
Рыба
40 гр
50 гр
Диетологи советуют:
• Колбаса, яйца, ветчина имеют в своем составе высокое содержание холестерина и жира. Эти вещества перевариваются медленно и вызывают сильный отток крови от мозга. Это приводит к замедлению мыслительных процессов.
• В результате приема сладостей по утрам мы не достигаем бодрого состояния, а наоборот активность организма снижается.
• У «сов» - людей, любящих вставать поздно, всё совсем наоборот. Утром им просто не обойтись без чашечки кофе. Он помогает им взбодриться. У «совы» в ранний час аппетит еще спит, поэтому завтрак должен быть легким. Зато через час, два - самое время подкрепиться!
Польза завтрака
Польза утреннего приема пищи доказана британским доктором Хамидом Фарши из университета Ноттингема. Он оставлял без завтрака пышущих здоровьем женщин, совсем не имеющих жира. В итоге данного эксперимента у женщин возросло содержание сахара в крови и к тому же они поправились. Так как в течение дня потребляли больше жиров, потому что к обеду сильно проголодавшись съедали лишнего. [6]
Обследование детей разного возраста, а также опрос их родителей, учеными из Центра по контролю и профилактике заболеваний штата Мэриленд обнаружено, что кариес чаще всего поражает тех, кто постоянно отказывается от завтраков. Так, если дети не получали по утрам хотя бы фруктов, вероятность развития кариеса возрастает у них как минимум в 2 раза.
Британские ученые выяснили, что люди, которые по утрам не завтракают, более подвержены таким заболеваниям, как простуда и грипп. В особенности это касается зимнего времени, когда организм ослаблен.
По статистике, люди, которые привыкли завтракать, менее подвержены стрессу. Хороший завтрак – это лучший способ улучшить работу мозга в течение дня.
Завтрак необходим еще и потому, что вы начинаете свой день, впереди масса встреч, переговоров, различных дел. На пустой желудок вам вряд ли захочется работать, в силу отсутствия энергии.
Врачи из Берлинского университета недавно доказали, что домашний завтрак совершенно необходим детям. Школьники, получающие каждый день полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой. [6]
Ведь первый урок - это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы - рукой подать. Кроме того, после серьезной интеллектуальной нагрузки не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше коэффициент интеллекта, они реже пропускают занятия.
Учёными установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов необходимо небольшое послабление в диете. [8,9]
Витамин В6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе - помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах (фундуке, грецких орехах, миндале), в абрикосах, шиповнике, свекле, моркови, редьке.
Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.
Интересные факты о завтраке
По статистике, те автомобилисты, кто не завтракает дома, становятся чаще участниками утренних дорожно-транспортных происшествий.
Идеальные продукты для завтрака:
Апельсиновый сок. Традиция пить каждое утро апельсиновый сок заложена во всех европейских странах и Америке. И совершенно не зря. Сок даёт хороший запас витамина С на весь день.
Ржаной хлеб. Этот компонент завтрака содержит качественную смесь различных углеводов, клетчатки, витамина В и минеральных солей.
Мюсли или хлопья. Съешьте мюсли с молоком на завтрак и вы не захотите есть до самого обеда, к тому же это блюдо даст необходимое количество энергии.
Фрукты. Всем известно, какая от фруктов польза. Микроэлементы, витамины, кроме того, фрукты нормализуют работу кишечника.
Йогурт. Это особое лакомство, польза которого давно уже приобрела всеобщую известность. Повышает устойчивость к стрессам и способствует укреплению иммунитета.
Папа Римский чаще всего ест на завтрак… пиццу! Он даже благословил изготовителей пиццы, и это не удивительно – потому что он не признает никакой другой еды, кроме пиццы: ест её на завтрак, на обед и на ужин.
Наш президент, В.В. Путин каждое утро начинает с каши, причем она всё время бывает разная: овсяная, рисовая, гречневая, манная.
Чем обильнее завтрак, тем меньше человек съедает в течение дня. Утром лучше отдать предпочтение белковой пище. Тогда днём вы долго не почувствуете голода.
Режим питания школьника
Нам стало интересно, а когда и как завтракают наши сверстники и другие ученики начальных классов?
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.
Режим питания учеников начальной школы
7.00 - 8.00 Завтрак дома
10.00 - 11.00 Завтрак в школе
12.00 - 13.00 Обед дома или в школе
14.00 – 15.00 Полдник
19.00 - 19.30 Ужин дома
Исследование данного вопроса
Мы провели исследование питания детей школьного возраста. А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе? Ведь чем разнообразнее пища, тем лучше обеспечивается организм необходимыми веществами и тем выше степень усвоения пищи.
С вопросами мы обратились к заведующей столовой :
Какое меню в нашей школьной столовой?
Сколько учеников завтракают в нашей школе?
Ваши пожелания ученикам и их родителям.
В нашей школе рацион горячих завтраков разнообразен. У нас имеется 10-тидневное меню для обучающихся, по которому рассчитывается рацион ежедневного питания школьников. В нашей школе рацион завтраков разнообразен и удовлетворяет санитарным нормам, правилам и гигиеническим требованиям к организации питания детей. У нас имеется меню, по которому рассчитывается рацион ежедневного питания школьников. Но иногда нас подводят поставщики продуктов, не вовремя привозят нужные продукты, и приходится заменять меню.
В нашей школе завтракают все учащиеся.
Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие. Желаю, чтобы все учащиеся школы завтракали в нашей столовой и росли здоровыми!
Также мы провели анкетирование учащихся. Были опрошены 58 человек.
Мы выяснили, что:
Хотят питаться правильно
ДА- 50 НЕТ - 1 НЕ ЗНАЮ – 6
Завтракают дома
РЕГУЛЯРНО - 40 НЕТ - 8 ИНОГДА – 10
Завтрак дома
НИЧЕГО - 8 ЧАЙ С БУТЕРБРОДОМ - 30 ГОРЯЧИЙ ЗАВТРАК - 20
Бывает совместный завтрак с семьей
ДА - 30 НЕТ - 8 ИНОГДА – 20
Нравится ли завтрак в школе?
ДА - 40 НЕТ - 2 ИНОГДА – 16
Считаете ли вы, что завтрак необходим?
ДА - 47 НЕТ - 3 ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ - 8
Мы считаем, что необходимо:
Обратить внимание родителей и учащихся на рацион питания детей.
Рекомендовать родителям и детям два завтрака. Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом.
Провести для учащихся начальных классов беседу «Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека?».
Рекомендовать школьным поварам и родителям познакомиться с книжкой – малышкой «Очень простые рецепты для вкусных детских завтраков».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась. Она рассыпалась, не дойдя до финала нашего исследования. Согласитесь, мы ни разу не произнесли «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство обучающихся начальной школы понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.
Вторую гипотезу мы бы отнесли к культуре питания. Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин. Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!
Значит, не зря наши родители заставляли нас кушать по утрам. Мы поняли, что завтрак это – молодость, энергия, фигура, малый риск заболеваний, здоровые зубы, успеваемость! Теперь ни одно утро у нас не обходится без завтрака. Ребята! Не подвергайте свой организм проверкам на выносливость! Начните завтракать уже завтра! Лучше «завтрак съесть самому и не отдавать врагу!»
В результате нашего исследования мы пришли к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. Школьный завтрак необходим, так как от него зависит состояние нашего здоровья, успеваемость, настроение. Также мы решили довести результаты нашего обследования до всех учащихся начальной школы на классных часах и рассказать им о том, как надо правильно питаться, чтобы хорошо учиться, быть здоровыми и крепкими.
Мы затронули пока только одну проблему «Важен ли завтрак для сохранения здоровья?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможно это станет темой моего следующего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
Бердышев С.Н. «Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. М: «ФИПОЛ КЛАССИК», 2002.
Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989.
Каневская Л.Я. «Питание школьника», М: «Медицина», 1989.
Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.
Журнал « Здорово, здорово» № 3, 2009г.
Журнал « Как правильно питаться» М: Медицина,1986г.
infourok.ru
Проект Так ли важен завтрак?
п. Безлесный, 2016ОглавлениеВведение …………………………………………………………………3Глава 1. Теоретическая часть Что такое завтрак?...........................................................................6Каким должен быть завтрак? ……………………………………...7Зачем нужен завтрак? ………………………………………………8Польза завтрака…………………………..........................................10 Глава 2. Практическая часть Анкетирование школьников………………………………………..11Встреча с заведующей школьной столовой………………………11Заключение …………………………………………………………........13Список литературы ……………………………………………………..15Приложения 1…………………………………………………………….16Приложения 2……………………………………………………………..17Приложения 3……………………………………………………………18ВведениеКаждое утро, перед тем как мне пойти в школу, мама готовит мне завтрак. Я очень долго сижу над тарелкой с кашей, говорю маме, что кушать не хочу, в школе позавтракаю, а она в ответ, что завтракать необходимо, завтрак – это лучшее начало дня. Почему мама каждое утро «мучает» меня своими завтраками?В школе каждый день после первого урока мы идем в столовую и получаем завтрак. Учительница всегда говорит, что нужно все доедать, что если мы позавтракаем, то будем хорошо учиться.
Мы устали от наших ежедневных ссор и споров, и решили провести исследование «Так ли важен завтрак?», разобравшись в этом вопросе.Исследование проводили среди своих сверстников - учеников 1-4 классов. Цель, которую мы перед собой поставили в исследовании – определить значение завтрака для учащихся начальной школы.Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:- выяснить, что такое завтрак, и каким он должен быть;- провести анкетирование с целью узнать, завтракают ли дома ученики начальной школы;- узнать количество завтракающих детей в нашей школьной столовой;-оформить буклет «Здоровое питание».Проблема: Важен ли завтрак для здоровья школьника и его самочувствия? Гипотеза исследования: предположим, что завтрак важен для здоровья и хорошего самочувствия школьника.Объект исследования: правильное питание учащихся начальных классов.Предмет исследования: завтрак.Методы исследования: сбор информации из книг, ресурсов Интернета, опрос, наблюдение, анкетирование, беседа с заведующей школьной столовой, анализ, сравнение, обобщение. Каждый день недели мы занимались реализацией нашего проекта. Составили план проведения работы над проектом: изучение энциклопедий, научно – популярной литературы, материалов Интернет – сети по теме «Завтрак школьника». Изучение количества завтракающих детей в нашей школе. Анкетирование учащихся 1-4-х классов.Проведение беседы с заведующей столовой.Оформление информационного буклета «Здоровое питание».Подведение итогов исследования.Составление презентации.Выступление на классном часе в 1-4 классах. АктуальностьИзучая данный вопрос в Интернет-сети, в энциклопедической, научно-популярной литературе, мы выяснили, что питание младшего школьника стало головной болью не только родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии.Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников. Умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников должен покрывать все энергетические потребности, связанные с ростом организма и жизнедеятельностью детей. Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих - это завтрак.Глава 1. Теоретическая частьЧто такое завтрак? Завтрак – первый дневной приём пищи, утренняя еда. Изучив словарь русского языка, мы пришли к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:В русском языке слово «завтрак» означает «оставленное на завтрак», то есть оставленное с вечера на завтра.В чувашском языке слово «завтрак» звучит как (Ирхине апат)- «утренний обед».В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан)- «утренний рис».А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк)- «ранний кусок».В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст)- «короткий перерыв». Не правда ли, много общего? Значит, все люди мира утром принимают пищу!1.2. Каким должен быть завтрак?Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и наши сибирские ягоды.Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.Итак, фрукты, каша и что-то молочное – основа детского завтрака.Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» мы узнали, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. (Приложение 1). Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. Зачем нужен завтрак?Оказывается, наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают – восстанавливаются, рождают новые клетки.При пробуждении, наш организм голодный, усталый, вялый.Ему требуется восстановить силы, заправится питательными веществами – белками, жирами, углеводами и витаминами. Если же мы не завтракаем, то организм берет эти питательные вещества из других участков тела. Отсюда – выпадение волос, ломкость и болезнь ногтей, выпадение зубов, вялость мышц! Почему так важно завтракать? 1. Завтрак заряжает энергией на целый день. "Организм с утра "голый и босый", - поэтому ему нужен хороший заряд энергии. Замечено, что завтрак на 30% повышает работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга».2. Отношения и взаимопонимание в семье будут лучше, благодаря утреннему совместному завтраку. Ведь правильный, сбалансированный завтрак, да еще и в приятной компании прекрасно поднимает настроение! 3. Завтрак улучшает память и внимание. Завтрак помогает лучше концентрироваться и запоминать информацию. 4. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность. Завтрак снижает вялость по утрам благодаря увеличению запаса сахара в крови, и поэтому можно без труда справиться с любыми задачами, которые требуют повышенного внимание и активной работы мозга. Одно из исследований показало, что результаты детей, которые не ели завтрак, как правило, ниже, чем у тех, кто полноценно позавтракал утром.5. Завтрак спасает от лишнего веса. Последние исследования также показали, что избыточный вес и ожирение гораздо чаще свойственны детям, которые не завтракают или завтракают неполноценно по сравнению с детьми, имеющими нормальный вес. Дело в том, что если позавтракать, то в течение дня мы не будет испытывать чувство голода. В итоге съедим меньше блюд, если бы не пренебрегли утренним приемом пищи. С помощью завтрака можно контролировать аппетит, а также уменьшить количество лишних, зачастую вредных перекусов в течение дня.Польза завтракаПо статистике, люди, которые привыкли завтракать, менее подвержены стрессу. Хороший завтрак – это лучший способ улучшить работу мозга в течение дня.Ведь первый урок - это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до школьного гастрита, а то и язвы - рукой подать. Кроме того, после серьезной интеллектуальной нагрузки не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше коэффициент интеллекта, они реже пропускают занятия.Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания. В чем же польза от завтрака? Завтрак заряжает энергией. Люди, которые утром завтракают, работают на 30% лучше и справляются с поставленными задачами быстрее.Завтрак поднимает настроение.Завтрак улучшает внимание и память, работоспособность.Завтрак может помочь сохранить вес детей в норме. Он запускает обмен веществ в организме, процесс, при котором организм начинает сжигать калории. Кроме того, люди, которые не завтракают, часто потребляют больше калорий в течение дня и, скорее всего, имеют лишний вес. Это потому, что перед обедом будут настолько голодны, что либо перекусят чем-либо калорийным, либо основательно переедят в обед. Глава 2. Практическая частьАнкетирование школьников 1- 4 классов.Проводя наше исследование, мы провели анкетирование среди обучающихся 1-4 классов (Приложение 2), в котором приняло участие 32 человека. С помощью анкеты мы узнали, все ли дети завтракают дома, что ребята кушают на завтрак, что бы они хотели кушать на завтрак, полезен ли завтрак, каким он должен быть.Проанализировав анкету, мы составили диаграммы (Приложение 3), и пришли к выводу, что 82% школьников начальной школы завтракают дома, большинство ребят предпочитают кашу – 41%, 59% опрошенных считают, что завтраки должны быть полезными, питательными и сытными. Но вкусы у всех разные, поэтому мнение ребят разделилось, что бы они хотели кушать на завтрак- это: бутерброды и чай, йогурт, сосиски, пельмени, кашу, омлет. Но все же, некоторые дети находят множество причин, чтобы не завтракать. Они и не подозревают, насколько полезен завтрак. Встреча с заведующей школьной столовой.
Чтобы получить информацию о питании в школьной столовой, мы обратилась к заведующей школьной столовой Мячиной Ирине Викторовне. Она рассказала, что в школе существует цикличное меню, которое разрабатывает технолог по питанию и утверждается Роспотребнадзором. Рассчитано это меню на десять дней. Мы задали Ирине Викторовне интересующиеся нас вопросы:- Сколько учеников завтракает в нашей школе? В нашей школе 89 учеников из них получают горячить завтрак 38 человек. Это все обучающиеся начальной школы и несколько человек среднего звена из категории многодетные и малообеспеченные.- Из чего состоит меню школьника?Ирина Викторовна познакомила нас со среднесуточным набором продуктов, необходимых для школьников. Он совпадает со среднесуточным набором школьника из детской энциклопедии « Расти здоровым». (Приложение 1)В нашей школе питание разнообразное и удовлетворяет санитарным требованиям. Пожелания от Ирины Викторовны:- Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. - Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие. Ирина Викторовна пожелала, чтобы все учащиеся школы завтракали в нашей столовой и росли здоровыми!Из беседы с классными руководителями начальной школы, мы узнали, что дети, которые не завтракают дома, часто жалуются на головную боль, на боли в животе. Считаем, что правильное питание – это не только залог здоровья, но и успешной учебы и работы. В период роста и развития организм школьника претерпевает многочисленные изменения, рациональное питание становится более важным, чем когда-либо ранее. ЗаключениеВ результате нашего исследования мы пришли к такому выводу: завтрак важен для здоровья и хорошего самочувствия школьника.Школьный завтрак необходим, от него зависит состояние нашего здоровья, успеваемость, настроение. Из этого следует, что не зря наши родители заставляли нас завтракать. Теперь ни одно утро у нас не обходится без него. Итак, основные причины для завтрака:Причина №1. Завтрак заряжает энергией на целый день.Причина №2. Завтрак поднимает настроение.Причина №3. Завтрак контролирует голод в течение дня.Причина №4. Завтрак улучшает память и внимание.Причина №5. Завтрак спасает от стресса.Причина №6. Завтрак спасает от лишнего веса.Причина №7. Завтрак всей семьей укрепляет отношения.Причина №8. Завтрак помогает избежать заболевания. Отказ от завтраков приводит к ряду болезней, отставанию в учёбе, стрессам и неправильному физическому развитию. В ходе своей работы мы нашли ответы на интересующие нас вопросы. Мы решили довести результаты нашего исследования до всех учащихся начальной школы на классных часах и рассказать им о том, как надо правильно питаться, чтобы хорошо учиться, быть здоровыми и крепкими.Проанализировав вышеизложенную информацию, мы пришли к выводу, что полноценный завтрак способствует правильному умственному и физическому развитию. Гипотеза о том, что завтрак важен для здоровья и хорошего самочувствия школьника, подтвердилась. Ребята! Не подвергайте свой организм проверкам на выносливость! Начните завтракать уже завтра! Лучше «завтрак съесть самому и не отдавать врагу!» Учить уроки, чтоб на «пять»,И спортом заниматься,Чтоб мозг и мышцы укреплять,Нам надо правильно питаться.Завтрак ты не пропускай,Завтракать полезно,Это даже малышам в садике известно!Если завтрак пропустил,Ты желудку навредил!Фрукты, овощи на завтракОчень детям нравятся.От здорового питанияЩёчки аж румянятсяНадо кушать много каши,Пить кефир и простоквашу,И не забывай про супчик,Будешь ты здоров, голубчик!Список литературы1. . Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.2. http://ru.wikipedia.org/wiki/3. http://tobemum.ru/gotovim/zavtrak-shkolnika/4. http://smak.ua/ru/article/i-323961/zavtrak_shkolnika.html5. http://medportal.ru/enc/parentschildren/parents/30/6. http://kedem.ru/health/20100901-zavtrak/Приложение 1Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников, из энциклопедии здоровья «Расти здоровым».Продукты Возраст школьника7 – 10 лет 11 – 13 летХлеб пшеничный 150 гр 200 грХлеб ржаной 70 гр 100 грКрупы, бобовые, макаронные изделия 45 гр 50 грКартофель 200 гр 250 грОвощи разные 275 гр 300 грФрукты свежие 150 – 300 гр 150 – 300 грСахар 60 гр 65 грКондитерские изделия 10 гр 15 грМасло сливочное 25 гр 30 грМасло растительное 10 гр 15 грЯйцо 1 шт 1 штТворог 40 гр 45 грСметана 10 гр 10 грСыр 10 гр 10 грМясо, птица, колбасы 140 гр 170 грРыба 40 гр 50 гр
Приложение 2Анкета «Так ли полезен и нужен завтрак?».«Завтракаете ли вы дома?»А) Да Б) Нет
«Чтобы бы вы хотели, есть на завтрак?»А) сосиски, пельмени, котлеты; Б) йогурты;В) каша, омлет; Г) бутерброд, чай.«Что вы едите на завтрак?»А) йогурты, пельмени, и др.; Б) каша;В) яйцо, омлет; Г) бутерброд, чай«Какими должны быть завтраки?»А) вкусными, но не обязательно полезными;Б) вкусными; В) полезными питательными и сытными.«Полезно ли завтракать?»А) Да Б) Нет «Весь ли завтрак ты съедаешь?»А) Да Б) Нет «В чем обычно причина того, что вы не доедаете свой завтрак?»А) холодный завтрак; Б) не люблю данную пищу;В) не хочется, есть; Г) много положили.Приложение 3Анализ анкетыВсе ли дети завтракают дома?26 чел- 82 % учащихся начальной школы завтракают дома. 6 чел - 18% не завтракают дома.
Что бы вы хотели кушать на завтрак? Кашу или омлет – 10 чел. – 31%, 8 чел. – 25% хотели бы кушать бутерброды и чай, йогурт, сосиски и пельмени мнение ребят совпадают 7 чел – 22 %.
Что ребята едят на завтрак? Большинство ребят предпочитают на завтрак кашу 13 чел. – 41%, бутерброд и чай 11чел.–34% , омлет кушают 8чел – 25%.
Какими должны быть завтраки?19 чел.- 59% считают, что завтраки должны быть полезными – питательными и сытными. Только 13 чел. - 41% думают, что завтраки должны быть вкусными.
Полезно ли завтракать?чел. - 100% ответили да.
Весь ли завтрак съедается ребятами?25 чел. - 78 % съедают свои завтраки, 7чел. -22 % не съедают завтрак или съедают не весь.
В чем обычно причина того, что не доедают свой завтрак?12 чел.- 37% много положили, 11 чел. – 34% не хочется, есть, 5чел. – 16% не любят данную пищу, 4 чел. – 12% холодный завтрак.
globuss24.ru
Сырники творожные Вам понадобится:
Как готовить:
Приятного аппетита! | Ежики Вам понадобится:
Как готовить: Яйца отварить и разрезать на две половинки. Желток, отварную морковь и сыр натереть на терке, добавить майонез и наполнить половинки белка, соединить белок вместе, чтобы получилось целое яйцо. Затем делаем из фарша лепешку и заворачиваем в нее яйцо. Придаем форму ежика, вытягиваем мордочку и носик. Из черного перца делаем глазки и кончик носа, а из поломанных спагетти иголки. Отправляем семейство ежей в духовку на 30 минут при температуре 220 градусов. Приятного аппетита! | Банановые оладьиВам понадобится: • 2 спелых банана,• 2 яйца,• 0,5 стакана молока,• 1 стакан муки,• 1 столовая ложка сахара,• 1 чайная ложка разрыхлителя,• немного соли на кончике ножа.+ Как готовить: Помещаем в миску все компоненты и тщательно перемешиваем миксером или взбиваем в блендере. Консистенция готового теста должна напоминать сметану средней густоты. Жарим оладьи на тщательно разогретой сковороде с растительным маслом. Готовые блинчики можно украсить йогуртом, полить медом, посыпать рубленными орехами или подать с вареньем. Приятного аппетита! | Запеканка творожная со сгущенкойВам понадобится: 500 г творога, • 1 банка сгущенки,• 3 яйца,• 0,5 стакана манки. Как готовить: Тщательно перемешиваем все компоненты.Полученное тесто выливаем в форму для запекания, предварительно смазанную маслом. Форму с запеканкой ставим в разогретую до 180°С духовку. Выпекаем до золотистой корочки. Такой завтрак для детей можно подавать с изюмом, сметаной, йогуртом или перетертыми ягодами. Приятного аппетита! | Пчелка Вам понадобится: 1 банан, 1 клубника, 1 желтая черешня с черенком, 2 ягодки красной смородины на плодоножках, 1 киви. Как готовить: Подобрать банан и клубнику одинакового диаметра. Отрезать от банана кончик и три кружочка. Клубнику нарезать на кружочки такой же толщины. Приставить к кончику банана кружочек клубники, затем кружочек банана. Чередуя таким образом кружочки фруктов, выложить полосатое "туловище" пчелки. Киви очистить и нарезать тонкими ломтиками. Это "крылышки". Сделать из желтой черешни "голову", черенок черешни - "носик" пчелки. Глаза сделать из красной смородины. Уложить "пчелку" на тарелку. Приятного аппетита! | Бабочка Вам понадобится: 1 булочка, 1 ломтик ветчины, 2 ломтика сыра, 1 черная маслина без косточки, 1 зернышко кукурузы, 2 икринки, 2 кружочка огурца, 2 кружочка редиски, 4 листа зеленого салата, 1 веточка петрушки, сливочное масло или майонез. Как готовить: Булочку разрезать вдоль на две части. Нижнюю часть булочки намазать сливочным маслом, положить ломтик ветчины. Сверху выложить четыре листа салата. Верхнюю часть булочки разрезать на две половинки. Выложить их на бутерброд в виде крыльев. Зернышко кукурузы надрезать вдоль. Развернуть половинки зернышка - это "глаза" бабочки. Уложить "глаза" на "голову" - черную маслину без косточки. "Зрачки" сделать из икринок. Вставить "усики" - стебельки петрушки. Из сыра вырезать "крылышки". Прикрепить "крылышки" из сыра при помощи сливочного масла или майонеза. Украсить кружочками огурца и редиски. Приятного аппетита! | Рисовая каша с яблоками Вам понадобится:
Как готовить: Заливаем рис водой и доводим до кипения. Добавляем яблоки, которые предварительно необходимо очистить от кожуры и нарезать кубиками. Уменьшаем огонь и варим около 15 минут. После этого выливаем в кашу молоко, сыплем сахар (в том числе и ванильный) и провариваем на небольшом огне примерно 10 минут, пока каша не загустеет. Если молоко выкипит, добавьте еще. В готовую кашу положите масло. Если любитt послаще, можете кашу на тарелке полить вареньем. Приятного аппетита! | Ягодный коктейль с бананом Вам понадобится:
Как готовить: В блендере смешайте ягоды и половину банана, затем нужно влить йогурт и апельсиновый сок, взбить. Разлить по бокалам, украсить ягодами. Приятного аппетита! |
infourok.ru
Научно- исследовательская работа «Так ли важен завтрак?» страница 2
-
Что такое завтрак?
Завтрак – первый дневной приём пищи, утренняя еда.
Изучив словарь русского языка, мы пришли к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:
-
В русском языке слово «завтрак» означает «оставленное на завтрак», то есть оставленное с вечера на завтра.
-
В чувашском языке слово «завтрак» звучит как (Ирхине апат)- «утренний обед».
-
В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан)- «утренний рис».
-
А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк)- «ранний кусок».
-
В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст)- «короткий перерыв».
Не правда ли, много общего? Значит, все люди мира утром принимают пищу!
1.2. Каким должен быть завтрак?
Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки.
Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.
Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и наши сибирские ягоды.
Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Итак, фрукты, каша и что-то молочное – основа детского завтрака.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.
Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.
В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» мы узнали, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. (Приложение 1).
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.
infourok.ru