Серебрякова з за завтраком: For Breakfast, 1914, 107×89 cm by Zinaida Serebriakova: History, Analysis & Facts

Содержание

8. Что делает супница за завтраком?. Ощупывая слона [Заметки по истории русского Интернета]

8. Что делает супница за завтраком?

От картины до старых новостей

«НасНет», июль 2001 г.

Чтобы не слишком завышать планку, начну с текста вообще не моего. Это — вкладка к выпущенному Третьяковской галереей паззлу. И я прошу читателя прочесть ее до конца, несмотря на очевидное желание ее пролистнуть.

Текст озаглавлен так:

СЕРЕБРЯКОВА Зинаида Евгениевна (1884–1967)

За завтраком (1914 г.)

(фрагмент)

Картина, прошу отметить, выбрана с умом. Например, Google о ее существовании вообще не догадывается, равно как и «Яндекс». Впрочем, один выдает вот такую ссылку, а другой — такую. Из любви к Носику попробуем поискать «Рамблером» — и находим ничего.

Итак, картинки не будет. Описывать ее словами я не стану, чтобы не вступать в конкуренцию с анонимным автором аннотации. Пусть читатель пришпорит свою фантазию и постарается догадаться, что там нарисовано. Или сходит в Третьяковку, в конце концов.

Потому вернемся к тексту.

Создать детский портрет — трудная для художника задача. Ребенок обычно не может долго сидеть на одном месте, его настроение быстро меняется, и портретисту нужно мгновенно схватить самые неожиданные выражения лица, позу, настроение. Одним из лучших произведений в жанре детского портрета стала картина «За завтраком». У Зинаиды Серебряковой, автора этого произведения, было четверо детей: Женя, Шура, Таня и Катя. Как и многие другие работы Серебряковой, это не просто портрет, а портрет-картина. Художница написала своих детей, сидящих за столом в ожидании еды. А почему работа называется «За завтраком», ведь если на столе находится супница, то это уже обед? В семье придерживались французского режима: в 8 утра — маленький завтрак — булочка и молоко, а в 12 часов — большой завтрак, как наш обед.


Заметим, как сервирован стол. Это не милая сердцу клеенка, а белоснежная скатерть. Наверное, и фарфоровая супница — не ежедневный гость на сегодняшних обедах. А ведь ее присутствие более красиво, чем кастрюля, поставленная прямо на стол. Эти предметы и еда на столе — все рассказывает о жизни спокойной, размеренной, без затей, такой, какую сегодня называют «здоровым образом жизни».

А кем стали все эти дети (и Катя, которая была слишком мала в момент написания картины и поэтому не сидит за столом)? Женя стал архитектором, все остальные — художниками. Правда, Таня сначала собиралась быть балериной и даже училась в балетной школе в Петрограде. Но случилась неприятность: она сломала ногу и после выздоровления танцевать уже не могла. Таня начала заниматься живописью и, спустя годы, стала известным художником-декоратором в Московском художественном театре.

Вот и все, дорогой читатель. Не правда ли, очень интересно обнаружить такой текст на обороте паззла?

Когда-то я написал, что именно такие жанры — объявления в газете, тексты на обороте, реклама на пакете молока (вы помните англичанина Томаса Пара?[31]) — это и есть прообраз Интернета. Злые языки говорят — информационный мусор. Кто-то жалуется на отсутствие иерархии и предлагает ее — иерархию — любой ценой создать. А я вернусь к искусствоведческому эссе про Серебрякову — потому что если иерархии нет, то все равно, о чем писать.

Так не говорил Ролан Барт.

Но, вероятно, так он думал.

Итак, если присмотреться, мы видим, что на самом деле это вовсе никакое не искусствоведение: в тексте нет ни слова о картине как объекте искусства. Скорее, можно подумать, что речь идет о фотографии: кто изображен, что стоит на столе, что это значит и что было потом. Речь даже не идет о столь излюбленном критиками старой формации «настроении»: так, фраза «дети, сидящие за столом в ожидании еды», очевидно, вызывает у читателя образ голодных детей — тогда как дети, изображенные на картине, во-первых, не голодные, а во-вторых, вообще не ждут еды: один мальчик ест, другой рассматривает стакан, а девочка смотрит куда угодно, только не в сторону, откуда к ней спустится тарелка. Можно гадать, почему двое из троих детей так настороженно смотрят на зрителя, но поворот в эту сторону был бы нечестен по отношению к читателю, который картины не видел. И потому вернемся к тексту.

Текст неявно предполагает, что главное в картине — ее связь с реальностью. Неявно предполагается, что изображенная сцена имела место в действительности и что семья художницы действительно вела «жизнь спокойную, размеренную, без затей, такую, какую сегодня называют «здоровым образом жизни». Эпизод завтрака — одно из череды событий, среди которых найдется место и Таниной травме, и будущей успешной работе, и многому другому.

Автор текста видит не картину, а фото в семейном альбоме. Не здесь-и-сейчас, которое занимало Серебрякову, а часть диахронической анфилады эпизодов. И принадлежность утра за белой скатертью течению времени для него (для нее?) важнее всего прочего.

То же самое происходит и с Интернетом. Любой документ — особенно старый — существует как бы в двух модусах: с одной стороны, он предваряет собой множество других документов, написанных позже, а с другой — отличается от них, вызывая вопросы типа «если это завтрак, то почему суп?», то есть, скажем, «а при чем тут голубая ленточка?».

Скажем, идешь по ссылке и за 4 октября 1997 года видишь заметку Настика Грызуновой, в которой она анонсирует новую форму для ИнтерНовостей. Читая сами новые ИнтерНовости, каковых вышло всего два выпуска (4 октября 1997 и 16 января 1998 г.), задаешься разными вопросами. Ну, например, Настик пишет:

Практически все домены. ru, делегированные за последние две недели (из тех, которые уже имеют какой-никакой контент), принадлежат коммерческим фирмам. Например, занимающимся поставкой реактивов. Или какому-нибудь «Норильскому никелю». Исключение составил только www.billiard.ru, да и то — «Русской пирамиде» только имя придумали, а существует она уже очень давно.

И что? Что это значит? Точнее, что значило это в 1997 году? Я тогда уже тут был и, хоть убей, не могу понять. Виделся ли в том, что домены делегируются коммерческим фирмам, признак скорого удушения утопии коммерцией? Или — нечистоплотности РосНИИРОС? И что делает супница за завтраком?

Впрочем, очевидно, что это красивее кастрюли, поставленной прямо на стол.

Дальше читаем:

16 октября 1997 г. Государственная дума признала глобальную сеть Интернет.

Согласно информации, любезно предоставленной депутатом Государственной думы Ириной Хакамадой, 16 октября впервые в постановлении, принятом Государственной думой, появилось упоминание о глобальной сети Интернет. Создана специальная Комиссия по контролю за информационным представлением Государственной думы в глобальной сети Интернет. «Историческое» постановление заслуживает того, чтобы с ним познакомиться, но еще большего внимания, видимо, заслуживает проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о средствах массовой информации, недавно подготовленный депутатами- членами Комитета по связи и информационной политике совместно с депутатом Шенкаревым О.А., где, в частности, предполагается распространение понятия  «средства массовой информации» на электронные и компьютерные источники со всеми вытекающими отсюда последствиями…

И тут мы можем сказать, что упомянутая в тексте Ирина Хакамада впоследствии вошла в СПС, которое выступало заказчиком Глеба Павловского, который как раз в этот момент перекупал Женю Горного у того самого Zhurnal. ru, который мы и читаем теперь.

А Настик Грызунова и дальше занималась новостями и, спустя годы, стала самым знаменитым Интернет-обозревателем в «Русском журнале» и других изданиях.

Один из последних текстов, написанных для «НасНет», сделан в рамках «давайте, наконец, я сделаю то, что собирался сделать последний год». Точно помню, что паззл с картиной Серебряковой лежал у меня на столе очень долго, и я все никак не мог собраться написать про него. Ну вот, случилось, наконец.

Последующие тексты были написаны для журнала «Жалюз» в 2002–2003 годах. Каждый номер этого журнала посвящен тому или иному понятию — и эти эссе служили наполнением полосы про Интернет. Названия соответственно повторяют тему номера — чтобы проще было понять, к чему это я. Датировать их не представляется возможным — да, собственно, и не нужно: они вполне вневременные.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Что Бог ни делает, все к лучшему

Что Бог ни делает, все к лучшему
11 января 1996 года. Базовый лагерь под массивом ВинсонВчера я прилетел сюда на «твиноттере» в 11 утра. Нас прилетело семь человек. Группа из пяти человек из Америки, они ушли двумя связками. И мы одной связкой. Я, Грег (проводник

«Что делает весна…»

«Что делает весна…»
Что делает весна
с владениями роз?
Ей хочется
заботой их порадовать.
Шиповник
медленный свой замечает рост,
и начинают веточки подрагивать.
Как голосят
влюбленные пернатые
над каждою лужайкой и тропой!
А вот цветы, поникшие,
примятые,
перемешанные с

3. все, что нас не убивает, делает нас сильнее

3. все, что нас не убивает, делает нас сильнее
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без

33.

Тот, который делает перевёртышей

33. Тот, который делает перевёртышей
А тем временем всё текло своим чередом, я работал со своими пациентами, происходили встречи с разными интересными людьми; как и все остальные люди, мы периодически стояли в очередях за тем или иным дефицитом, который на самом деле был

Пазл 2. «Что там делает миссис?..»

Пазл 2. «Что там делает миссис?..»
Фаина Раневская могла и была такой — рассеянной в определенные моменты до той степени, что последствия ее рассеянности были иногда весьма плачевны. Однажды она ехала в трамвае и везла люстру, только что купленную, дорогую, изящную (для

XXI Полак делает решительный шаг

XXI
Полак делает решительный шаг
Я всегда жалел, что мне, организовавшему колонию в Фениксе, самому приходилось бывать в ней только наездами. Первоначально моим намерением было постепенное освобождение от адвокатской практики и переезд на постоянное жительство в колонию,

ФБР ДЕЛАЕТ МНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ФБР ДЕЛАЕТ МНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
5 ноября 1967 года накануне 50-летия Октябрьской революции ФБР сделало ко мне вербовочный подход. Повод для этого имелся.В один из дней мая Попов приехал ко мне в гости с семьей. Примерно через час он предложил выйти на улицу покурить и немного

Екатерина делает успехи

Екатерина делает успехи
И тем не менее он не изменил своего доброго отношения к Екатерине, посреди враждебного окружения оставаясь для нее главным защитником. Презираемая знатью и ненавидимая народом, она всегда могла рассчитывать на дружбу и поддержку короля. С их

По стакану водки за завтраком

По стакану водки за завтраком
Столовая расположилась в маленьком подвале двухэтажного здания посольства. Повар полурусский, полуяпонец. Он и готовит и разносит нехитрую еду. Непривычно видеть, как на столы каждому дипломату ставят по стакану водки. Водка с утра? Впрочем,

«Россия делает сама»

«Россия делает сама»
В отчете Щелкина, который хранится в архиве KБ-11, читаем «… к 4.00 утра на центр поля, к башне, после опечатывания системы автоматики и разъемов на подрывной линии, прибыли Щелкин и Матвеев с боекомплектом электродетонаторов. Получив разрешение у

Президент делает решающий шаг

Президент делает решающий шаг
31 марта Ельцин выступил по телевидению с обращением к гражданам России. Он сказал, что выполняет свое обещание познакомить всех с программой урегулирования кризиса в Чеченской Республике. По его словам, чеченский кризис — «это самая

Понедельник, 26 февраля — 07:00 утра, разговор за завтраком

Понедельник, 26 февраля — 07:00 утра, разговор за завтраком
С каждым днем я, кажется, узнаю все больше и больше. В странах, где нет алмазов, у людей нет шансов получить хорошее оружие.Некоторые правительства или частные лица обогащаются за счет торговли с РЕФ.США и другие

Полковник делает карьеру

Полковник делает карьеру
Вслед за Риббентропом пришел черед Кейтеля. Перед Международным трибуналом предстал человек, занимавший в гитлеровской военной иерархии первое место. Среди военных не было лица, которое стояло бы ближе к Гитлеру. Читатель, вероятно, помнит, как

ЭЙГЕН ОТТ ДЕЛАЕТ КАРЬЕРУ

ЭЙГЕН ОТТ ДЕЛАЕТ КАРЬЕРУ
Главное направление — немецкое посольство — Зорге взял на себя. Для того чтобы получить доступ к государственным тайнам, запрятанным в посольские сейфы, необходимо было вначале стать здесь, в посольстве, человеком своим, незаменимым. Лезть в

Полковник делает карьеру

Полковник делает карьеру
Вслед за Риббентропом пришел черед Кейтеля. Перед Международным трибуналом предстал человек, занимавший в гитлеровской военной иерархии первое место. Среди военных не было лица, которое стояло бы ближе к Гитлеру. Читатель, вероятно, помнит, как

«С ума схожу». Потеряв мужа в 34, Зинаида Серебрякова полвека была одна | Персона | Культура

10 декабря — день рождения Зинаиды Серебряковой, одной из первых женщин, вошедших в историю русской и мировой живописи.

На ее век выпало несколько революций и войн, ранняя потеря отца, а потом — и мужа, вынужденная эмиграция, разлука с детьми… Однако, даже написав одну-единственную работу «За туалетом», сразу же после выставки купленную Третьяковкой, она вправе была считать, что жизнь прожита не зря. Хотя нет… Это мы сегодня можем так думать. Серебрякова предъявляла к себе другие требования. 

«За туалетом» (1909)

Тот автопортрет, к слову, родился случайно. Однажды зимним утром 25-летняя Зина проснулась, подошла к зеркалу, чтобы привести в порядок длинные густые волосы, да так и застыла с расческой в руке…

«Мой муж Борис Анатольевич был в командировке для исследования северной области Сибири, в тайге, — вспоминала потом Серебрякова. — Я решила дождаться его возвращения, чтобы вместе вернуться в Петербург. Зима этого года наступила ранняя, все было занесено снегом наш сад, поля вокруг всюду сугробы, выйти нельзя, но в доме на хуторе тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь „на туалете“».

Свет раннего утра, открытый взгляд и счастье в глазах… Тогда, в 1909 году, ей казалось, что радость жизни будет бесконечной. У нее лучшая в мире работа — живопись. В кроватках посапывают сладкие «курносики» Женька и Шурка. Она любит и любима. И, может, это даже важнее всех творческих успехов…  

Зина Лансере и Боря Серебряков жили на противоположных берегах реки Муромки: она — в фамильном имении Нескучное, он — на принадлежащем семье хуторе. Росли вместе. Дружили с детства. Рано поняли, что влюблены. Пытались скрывать чувства от родственников, но все, конечно, догадывались. И были не против их отношений.

Борис Серебряков. 1913 год.

Проблема возникла, когда дело дошло до свадьбы. В роду Лансере-Бенуа придерживались католической веры, Серебряковы были православными. Обе ветви христианской религии запрещали браки между близкими родственниками. А Зина и Боря были… двоюродными.

Жених бросился искать священника, который согласился бы обвенчать его с любимой. Но во всех храмах получал категоричный отказ. В отчаянии молодые даже думали перейти в лютеранство. Пока наконец один батюшка не взял грех на душу за… 300 целковых.

9 сентября 1905 года Борис и Зинаида обвенчались в храме имения Нескучное. И она взяла фамилию мужа. Чтобы сделать ее известной всему миру. Борис учился в Институте путей сообщения, мечтал строить железные дороги. И был далек от искусства, которым Зина была напитана с пеленок. «Все дети у них рождаются с карандашом в руке», — говорили о семье Лансере-Бенуа, состоявшей из художников, скульпторов, архитекторов.

«За завтраком» (1914)

Профессии, увлечения, характеры — кажется, у них не было ничего общего. Но вот притянулись друг к другу, как разные заряды. Строили планы на будущее. Мечтали. И были счастливы 13,5 лет. Успев родить двух сыновей и двух дочек.

Зинаида много работала и занималась детьми. Борис часто разъезжал по стране. В августе 1914 года, когда началась война, он был назначен начальником изыскательской партии на строительстве железной дороги Иркутск — Бодайбо, потом принимал участие в прокладывании ветки Уфа — Оренбург. Но, когда супруги оказывались вместе, ничего лучше тихого вечера в кругу семьи для них не существовало. Серебрякова и писать-то предпочитала имение: зеленые холмы, крестьянские дома, деревенских баб. И, конечно, родных малышей. Например, «За завтраком».  

«За завтраком», 1914 год. 

В Нескучном никогда не было скучно. В Петербург семья перебиралась только на зимовку.  

Привычные планы нарушили Октябрьская революция и начавшаяся вслед за ней Гражданская война. Однажды крестьяне сообщили Зине, что, как все помещичьи усадьбы, имение Лансере ждет разгром… Борис был в командировке в Сибири. А дома — мать, дети. Недолго думая, Серебрякова спешно собрала все что могла и увезла семью в Харьков. Оказавшись там практически без денег. Чтобы выжить, устроилась в Археологический музей рисовать экспонаты. А дома по-прежнему писала то, к чему лежала душа. Углем и карандашом. На масло средств не было. Вдобавок ко всему Зина не знала, где муж и что с ним. Несколько месяцев разыскивала его по стране. «Ни строчки от Бори, это так страшно, что я совсем с ума схожу», — писала она брату. 

 

«Карточный домик» (1919)

Чудом добравшись до Москвы в начале 1919 года, Зина наконец встретилась с мужем. Уговорила его съездить в Харьков к детям. Но на обратном пути Борису стало плохо, он решил вернуться домой и в военном эшелоне подхватил сыпной тиф…

«Это было ужасно, агония продолжалась пять минут, писала мать Зины кому-то из сыновей. Плач, рыдание детей, мальчики были неутешны (Катюша не понимала). Зинок мало плакала, но не отходила от Боречки…»

Борис умер на руках у жены. Ему было 38 или 39 лет. В таком же возрасте когда-то ушел в другой мир отец Зинаиды, она тогда была совсем крошкой. Теперь ей предстояло повторить путь матери — Екатерины Лансере, оставшейся вдовой с шестью детьми. У Зинаиды было четверо по лавкам. А возраст матери приближался к 70…  

В тот год Серебрякова написала свою самую трагичную работу: «Карточный домик». В 1920 году она перевезла семью в Петроград, в отцовский дом, который власти успели превратить в коммуналку. Теперь у нее не было ни любви, ни радости. Смириться с уходом любимого Зина не смогла до конца дней. Написала еще несколько портретов по памяти. И даже подумать не могла о том, чтобы заменить мужа другим.  

«Карточный домик», 1919 год. 

Она много работала, за копейки распродавала старые полотна. Но жила семья все равно «каким-то чудом», радуясь котлетам из картофельных очисток. В Нескучное дорога была заказана: усадьбу разгромили, дом с книгами и картинами сгорел…

В 1924 году на выставке советских художников в США у Серебряковой купили несколько картин. 24 августа она уехала в Париж в надежде найти работу. И действительно получила заказ на большое панно. Но потом удача оставила ее. Зинаида опять работала за гроши, иногда бесплатно. Жила замкнуто, очень скучала по детям, оставшимся с ее матерью в СССР. Письма ее полны щемящего чувства безысходности.

«Для меня всегда казалось, — писала она подруге, — что быть любимой и быть влюблённой — это счастье… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади… и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе ещё столько нежности, чувства».

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью… Нет теперь ничего священного на свете, все загублено, развенчано, попрано в грязь».

Отзывы в прессе были восторженными, Серебрякову называли одной из лучших русских художниц эпохи. Однако в моде было другое искусство. Зинаида все больше чувствовала себя ненужной на чужбине. Но и вернуться домой не получалось.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от @umbra_media

Со временем родственникам удалось переправить в Париж Шуру, позже — Катю. Сын готовил декорации и рисовал интерьерные эскизы, оформлял выставки и иллюстрировал книги. Дочь взяла на себя домашнее хозяйство. Однако Серебрякова не оставляла мысли о возвращении.

 «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы».

«Сломалась жизнь в самом расцвете».

В 1933 году в Ленинграде умерла мать художницы Екатерина Лансере. Сердце Зинаиды разрывалось от мыслей о том, как там Женя и Таня. Но опять возникли проблемы с документами. А потом началась война…

Так отъезд на несколько месяцев ради работы обернулся вынужденной эмиграцией, продлившейся 43 года. Серебрякова часто пребывала в подавленном состоянии. Нутром ощущая, что жизнь развалилась. Как карточный домик.

«Вся жизнь моя прошла в ожидании, в… щемящей мое сердце досаде и в упреке себе, что я рассталась с вами…» — писала она Тане.

«Может… вернуться? Но кому я там буду нужна?.. И где там жить? Всюду буду лишняя…»

С Татьяной художница увиделась в Париже в 1960 году, спустя 36 лет после расставания. А в 1965 году в Москве прошла персональная выставка сотни работ Серебряковой, созданных в эмиграции. Успех был грандиозный. Из столицы картины увезли в Киев, затем — в Ленинград. Но насладиться настоящей славой и признанием художнице уже было не суждено.

В 1967 году 82-летняя Зинаида Серебрякова покинула этот мир. 

Принцесса русского модерна. Лучшие картины Зинаиды Серебряковой

Стать художником Зинаиде Серебряковой было просто предначертано судьбой. Она родилась в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец – Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна в молодости была художником-графиком.
© Public Domain / Автопортрет в костюме Пьеро. 1911 год.

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 она путешествует в Италию. В 1905—1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
© Public Domain / «Девушка со свечой». Автопортрет. 1911 год.

В 1910 году почти никому не известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова показала на выставке Союза русских художников автопортрет «За туалетом», портреты знакомых, пейзажи, этюды крестьян. Её выступление было для всех неожиданным и вызвало восторженные отзывы. Особенно понравился автопортрет. Действительно, это произведение Серебряковой отвечало потребности многих её современников в «живительном ключе здоровья».
© Public Domain / Автопортрет («За туалетом»). 1909 год.

Александр Николаевич Бенуа писал в то время о Серебряковой: «Ныне она подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить её…»
© Public Domain / Бенуа Александр Николаевич. 1924 год.

В 1919 году в семье случилось большое горе – Борис умирает от тифа. Зинаида остается в 35 лет одна с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.
© Public Domain / Портрет Б.А.Серебрякова. 1908 год.

Голод. Запасы семьи разграблены революцией. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение — «Карточный Домик», показывающий всех четверых осиротевших детей.
© Public Domain

Зинаида отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Им правда оставили всего три комнаты. Но к счастью уплотнили их родственниками и друзьями.
© Public Domain / «Зеленя осенью». 1908 год.

Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре художница постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.
© Public Domain / «Балетная уборная. Снежинки». 1920 год.

В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж с двумя детьми Сашей и Катей, которые увлекались живописью. Маму с Таней, которая увлекалась балетом и Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вернуться к ним.
© Public Domain / «Таня и Катя. Девочки у рояля». 1922 год.

В первые годы парижской жизни Зинаида Евгеньевна испытывает большие трудности: денег не хватает даже на необходимые расходы. Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты, пишет о её положении: «Заказов нет. Дома нищета… Зина почти всё посылает домой… Непрактична, делает много портретов даром за обещание её рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают…»
© Public Domain / «Крестьяне». 1914 год.

В Париже Серебрякова живёт уединенно, нигде не бывает, кроме музеев, и очень тоскует по детям. Все годы эмиграции Зинаида Евгеньевна пишет нежные письма детям и матери, которые всегда духовно поддерживали её. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.
© Public Domain / «Спящая крестьянка». 1917 год.

В 1928 и 1930 Зинаида едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
© Public Domain / «Марокко. Водонос». Ок. 1928 года.

Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе.
© Public Domain / «За завтраком». 1914 год.

Принцесса русского модерна. Лучшие картины Зинаиды Серебряковой

Стать художником Зинаиде Серебряковой было просто предначертано судьбой. Она родилась в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец – Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна в молодости была художником-графиком.
© Public Domain / Автопортрет в костюме Пьеро. 1911 год.

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 она путешествует в Италию. В 1905—1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
© Public Domain / «Девушка со свечой». Автопортрет. 1911 год.

В 1910 году почти никому не известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова показала на выставке Союза русских художников автопортрет «За туалетом», портреты знакомых, пейзажи, этюды крестьян. Её выступление было для всех неожиданным и вызвало восторженные отзывы. Особенно понравился автопортрет. Действительно, это произведение Серебряковой отвечало потребности многих её современников в «живительном ключе здоровья».
© Public Domain / Автопортрет («За туалетом»). 1909 год.

Александр Николаевич Бенуа писал в то время о Серебряковой: «Ныне она подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить её…»
© Public Domain / Бенуа Александр Николаевич. 1924 год.

В 1919 году в семье случилось большое горе – Борис умирает от тифа. Зинаида остается в 35 лет одна с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.
© Public Domain / Портрет Б.А.Серебрякова. 1908 год.

Голод. Запасы семьи разграблены революцией. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение — «Карточный Домик», показывающий всех четверых осиротевших детей.
© Public Domain

Зинаида отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Им правда оставили всего три комнаты. Но к счастью уплотнили их родственниками и друзьями.
© Public Domain / «Зеленя осенью». 1908 год.

Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре художница постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.
© Public Domain / «Балетная уборная. Снежинки». 1920 год.

В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж с двумя детьми Сашей и Катей, которые увлекались живописью. Маму с Таней, которая увлекалась балетом и Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вернуться к ним.
© Public Domain / «Таня и Катя. Девочки у рояля». 1922 год.

В первые годы парижской жизни Зинаида Евгеньевна испытывает большие трудности: денег не хватает даже на необходимые расходы. Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты, пишет о её положении: «Заказов нет. Дома нищета… Зина почти всё посылает домой… Непрактична, делает много портретов даром за обещание её рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают…»
© Public Domain / «Крестьяне». 1914 год.

В Париже Серебрякова живёт уединенно, нигде не бывает, кроме музеев, и очень тоскует по детям. Все годы эмиграции Зинаида Евгеньевна пишет нежные письма детям и матери, которые всегда духовно поддерживали её. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.
© Public Domain / «Спящая крестьянка». 1917 год.

В 1928 и 1930 Зинаида едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
© Public Domain / «Марокко. Водонос». Ок. 1928 года.

Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе.
© Public Domain / «За завтраком». 1914 год.

Обзор выставки: Зинаида Серебрякова в Третьяковской

Летняя выставка-блокбастер Третьяковской галереи – крупнейшая ретроспектива Зинаиды Серебряковой – возможно, самой известной русской художницы, о которой вы никогда не слышали…

Зинаида Серебрякова (1884–1967), заслуживает быть гораздо более известной, чем она. Одна из самых выдающихся художниц в истории России, ее долгая карьера охватила множество разных стилей и международных влияний. Она наиболее известна созданием красочных, богатых портретов русской жизни в стиле Ренуара, которые теперь продаются за огромные деньги, раскупаясь олигархами на аукционах.

Недавнее возрождение интереса к русскому искусству побудило Третьяковку устроить вторую выставку о Серебряковой за три года. Последний, в 2014 году, был посвящен исключительно ее зарубежному периоду, его успех доказал, что есть сильная аудитория, заинтересованная в том, чтобы вернуться к жизни художницы, что привело к этой обширной ретроспективе.

Выставка огромная — занимает целых два этажа Инженерного корпуса Третьяковской галереи (единственный другой художник, которому отведено все выставочное пространство, — Марк Шагал). Огромное пространство означает, что мы впервые можем стать свидетелями истинного обзора карьеры Серебряковой через более 200 картин и рисунков. Это дает нам новое представление о карьере, которая слишком долго оставалась неоднородной: многие работы впервые показаны здесь в России, в том числе некоторые из них считались утерянными во время Второй мировой войны, а также картины из частных европейских коллекций. Эта выставка объединяет всю подборку в хронологическом порядке, что позволяет нам проследить ее развитие на протяжении десятилетий.

Звездой выставки является самая известная картина Серебряковой и единственная, с которой зрители, вероятно, знакомы, ее знаменитый автопортрет 1909 года. Мы видим артистку за туалетным столиком, расчесывающую волосы и отражающуюся в зеркале. Поначалу это может показаться тривиальным изображением домашней жизни, но сладкие цвета панелей противоречат психологической глубине изображения. Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите, что картина на самом деле дает глубокий комментарий о природе зрителя — заметное изображение свечи дважды, например, в левом нижнем углу. Серебрякова намеренно включает и свечу в реальность, и ее отражение – чем привлекает внимание к едва заметной зеркальной раме в левой части изображения, подчеркивающей иллюзию полотна, как это сделал Мане в своей знаменитой картине 9.0013 Бар в Фоли-Бержер.

Серебрякова родилась в 1884 году в семье богемы и принадлежала к знатной творческой династии Бенуа (ее дядей был Александр Бенуа, известный художник, основатель художественной группы « Мир искусства »). Она выросла в имении с восхитительным названием Нескучное (не скучно) в окружении деятелей российской культурной элиты и училась у известного реалиста Ильи Репина.

Ее карьера особенно интересна тем, что в ней воплощен путь самого русского искусства. Она начинается со сказочных пастельных тонов символизма, всех сладких интерьеров и семейных портретов, затем резко переходит в послереволюционную фазу, когда она начала создавать монументальные картины крестьянок. Как и многие русские деятели культуры, Серебрянка пострадала после революции, ее муж умер в большевистской тюрьме, и на многие десятилетия после эмиграции она была разлучена со своей семьей, в том числе и с детьми. В заключительной части выставки представлены работы, сделанные в этот период ее жизни в изгнании – во Франции, Италии, Бельгии, Марокко. Эта художественная траектория — имперская элита, соцреализм и, наконец, европейская эмиграция — знакома очень многим деятелям культуры России бурного начала ХХ века и означает, что эта ретроспектива — портрет страны в такой же степени, как портрет женщины. .

Выставку Зинаиды Серебряковой можно увидеть в Третьяковской галерее до 31 июля.

 

Этот блог был создан Камилой, которая в настоящее время изучает русский язык в Liden & Denz.

Кто мы — Wellspring: проект матери-художника — Обычная жизнь

Мать-художница ищет и делает вместе с вами

Миа Экес, соучредитель

Художник по волокну и тренер по творчеству

Миа Экес — мать шестерых невероятно творческих детей (2 пары близнецов и 2 одиночки), любит неон и никогда не отказывается от предложения выпить кофе. Считает себя мастером импровизации и переосмысления неурядиц в творческой жизни. Как художник по волокну, она описывает свою работу как «рисование стежками» и интересуется тем, как можно ощутить присутствие Бога в материальном и обычном. Работая с текстилем, она соединяет созерцательную молитву со своим процессом и считает свой художественный призыв священным, а тактильное искусство — дверью в невидимое. Она выставляла свои работы в Миннесоте и Нью-Йорке. Миа также является сертифицированным тренером по творчеству Kaizen-Muse и основала Cloudwalker Studio, чтобы общаться с клиентами с помощью своего искусства, нежных подсказок и творческого процесса. Она подчеркивает важность действия в соответствии с творческим импульсом и признанием маленьких шагов и поощряет доступность материалов, частые прогулки в облаках, использование врожденного творчества и приближение к препятствиям с сострадательным любопытством.

Мия получила степень бакалавра искусств в области художественного волокна и керамики в Университете штата Миннесота, Манкато. В разгар магистерской работы она вышла замуж и стала матерью. Ее исследования привели ее к генеративным исследованиям творчества и роли искусства в раннем образовании. Она получила степень магистра в области развития человека в Миннесотском университете Святой Марии, Миннеаполис. Вдохновленная философией Реджо-Эмилии, Миа выступает за обучение детей на основе интересов, а после пандемии предоставила своим детям опыт обучения под руководством детей, известный как «Unschooling».

Она живет в пригороде Кун-Рапидс, Миннесота, со своими любимыми и мужем Джо. Здесь она искренне встречает день с растрепанными волосами, чашкой кофе и берушами под рукой.

Инстаграм

Работа

Джесс Суини, соучредитель

Художник и писатель

Джесс Суини — жена, мать двух девочек и художница, исследующая промежуточные пространства повседневной жизни. В своих картинах людей и предметов, а также в своих письмах она ищет тот чудесный «блеск на вещах», о котором говорит философ Уильям Десмонд; раскрыть то, что часто невидимо.

Она является основателем и куратором Обыкновенной жизни, где она стремится находить и культивировать чудеса, красоту и славу, присущие повседневности. Она также является директором инициативы Ars Vivendi Arts Initiative Collegium Institute, которая создает пространство для изучения пересечения красоты, творчества и жизни разума с помощью семинаров, ретритов художников и лекций. Ее работы были представлены в журналах Dappled Things, Genealogies of Modernity, Everyday Mamas, The Curator Magazine и недавно в The Delaplaine Arts Center.

Она закончила бакалавриат по истории искусств и английскому языку в Университете Пенсильвании и Университете Флориды и получила степень магистра католических исследований в Университете Сент-Томас, Миннесота, где она исследовала память и детство в работах Теренса. Малик и мысль святого Августина. Она преподавала историю искусств, испанский язык и гуманитарные науки, а также основала и ведет программу по истории искусства и искусств для учащихся начальной и средней школы. Сюрпризом материнства до сих пор было то, как оно заставляло и вдохновляло меня постоянно находить и заново находить себя, позволять ему формировать меня художественно и духовно в процессе воспитания и любви двух новых маленьких людей. Она живет в Западной Филадельфии в квартире с одной спальней со своей дочерью двух с половиной лет, годовалой дочерью и мужем Теренсом, философом и писателем.