Завтрак аристократа федотова: «Завтрак аристократа», Павел Андреевич Федотов — описание картины

Описание картины Федотова «Завтрак аристократа»

На первый взгляд, в «Завтраке аристократа» Федотова показан обычный сюжет. Молодой человек собрался перекусить, как неожиданно нагрянули гости. Мы их не видим, только рука в белоснежной перчатке, отдергивающая портьеру. Сам завтрак обозначен куском черного хлеба на листке бумаги.

Почему нежданный? Уж больно быстро аристократ пытается прикрыть завтрак книгой, чтобы скрыть его от чужих глаз. Первоначально на это указывало и название. Свое полотно сам Федотов называл «Не в пору гость» и «Ложный стыд». Что же еще хотел сказать автор, поможет узнать описание картины «Завтрак аристократа».

Описание картины

Федотов – это мастер мелких деталей, с их помощью он развивает действие, описывает ситуацию и предлагает ее своему почитателю для размышления. Зритель видит роскошную обстановку. Стол с резными ножками, богатый ковер на полу, элегантная синяя лампа, мягкое шикарное кресло, статуэтка на шкафу, на стене бюст Листа, множество балетных реклам. По последней моде остриженная собачка. Во всем чувствуется пышность, все указывает на то, что хозяин квартиры ведет светский образ, постоянный завсегдатай высшего общества и любит такую жизнь.

Главный герой – это явно аристократ от рождения. Он одет в восточный шелковый костюм, это супермодно, с претензией к шику. Такие наряды носили настоящие щеголи и денди. Но что-то все-таки пошло не так. Название «Завтрак аристократа» настраивается на роскошную обстановку, парад слуг и вкуснейшие блюда, словно из рога изобилия. Сам завтрак, который так тщательно прячут от визитеров, сюда не вписывается. Это довольно толстый кусочек черного хлеба. Уж сами размеры говорят, что мяса и сливочного масла к нему не подадут. Съев столько хлеба, легко можно утолить аппетит.

Очевидно, что перед нами богатый от рождения холостяк, который уже успел много растратить. Куда? На полу разбросаны игральные карты, они настраивают на определенные размышления. Балерины, на любовь к которым указывают рекламные афиши, требуют немалых затрат. Пустой, вывернутый наизнанку кошелек подсказывает, что в нем нет ни копейки. Так и получились дырки в бюджете, которые необходимо латать.

Здесь нет карикатуры и уродства. Внимательно вглядываясь в детали, можно оценить всю ложь и надувательство ситуации. Играя роль светского, молодой человек бросает окружению пыль в глаза и маскирует за пышной роскошью свое желание быть аристократом, даже не являясь им. Федотов не испытывает к герою призрения, более присутствует жалость.

Молодой человек панически боится бедности, что он сразу потеряет свою значимость, приятелей, круг общения. Жизнь напоказ заменила реальную, не оставив на ее места. Достаточно небольшой колоды карт, чтобы нищету денежную перевести в нищету духовную. Вот о чем хотел рассказать сам Федотов в картине «Завтрак аристократа».

Как была написана картина

«Завтрак аристократа» был создан Павлом Андреевичем Федоровым в 1849-1850 годах. Сам автор пишет, что сюжет он подсмотрел в реальной жизни, прочитав рассказал о том, как человек боится потерять место в обществе и поэтому ведет жизнь напоказ. В своем полотне художник высмеивает ханжество и зависть, лицемерие и зависимость от дорогих вещей.

 

Федотов П. «Завтрак аристократа» (Не в пору гость)

После успеха картины «Сватовство майора», Федотов перебирав свои наброски решил остановиться на теме, подсказанной фельетоном.

Неизвестный автор фельетона (позднее установили, что то был молодой И. Гончаров) замечал:
«А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?» — словно подсказывая завязку для картины.

Все это было очень близко Федотову, все это он уже не раз высмеивал — тщеславие, суетность, жизнь напоказ, вранье, неблагополучие под личиной внешнего блеска. Все, прямо по фельетону, можно было и изобразить: хозяина, застигнутого непрошеным гостем в своей тщательно скрываемой убогости, гостя, то ли огорошенного разверзшейся перед ним истиной, то ли злорадствующего. Однако Федотов не соблазнился таким ходом.
Представленная в картине ситуация сама по себе не уродлива, не безобразна Он показал не самое событие, не явление гостя, а момент, ему предшествующий.

Сюжет, как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере..
Уже скрипнула дверь…
Забеспокоилась собака…
Заслышав шаги гостя, аристократ прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак.

Перед нами одна из любимых федотовских тем — ложь, надувательство, скрывающиеся за видимым благополучием. До этого художник неоднократно решает эту тему на разный лад — одна из его графических работ сопровождалась надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!» Быть может, герой «Завтрака аристократа» пробивает себе в жизни дорогу более нечестными путями, чем действующие лица предшествующих ранних произведений, например, «Свежего кавалера». Федотов отказывается от карикатурного решения, как более простого. Призрачному миру иллюзий, в котором живет аристократ, противопоставлена красота мира предметного. В результате человеческие слабости, звучащие в контрасте с любовно переданным предметным окружением, видны, быть может, сильнее, чем если бы художник избрал гротесково-карикатурное решение.

Виден не гость, а лишь пола его сюртука да рука в перчатке, отодвигающая портьеру.
А хозяин — в кресле у стола, за которым он завтракал, перелистывая при этом дешевый романчик в желтой обложке. Шум в прихожей застиг его врасплох, и он порывается вскочить навстречу, не забывая при этом жалкое ухищрение суетного самолюбия. Он пытается в последнее мгновение как-то замаскировать улику — прикрыть книжкой ломоть черного хлеба, который составляет его завтрак.

Вокруг множество разнообразных предметов: ковер под ногами щеголя, нелепая корзина для бумаг в форме античной вазы, картинки на стене, стул с лежащими на нем рекламными листками (один из них предлагает устрицы), изящный полированный столик, горка с посудой, покойное зеленое кресло, ширмы.

Каждая вещь — с натуры: и статуэтка, и бокал с очиненными перьями, и ножнички, и бинокль в футляре, и еще один бокал, темного стекла, и лампочка в синем кружевном абажурчике, и медный звоночек на затейливой подставке, и опустошенный вывернутый кошелечек, и многое еще из того, что собралось вокруг молодого человека, составляя его утеху и усладу.

Предметный мир играет у Федотова роль положительного начала в картине. Великолепно написанный интерьер с устоявшейся красотой предметов, его населяющих, противопоставлен миру обмана, в который ввергнут герой. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». Назидание не заглушает прекрасно воссозданную «картину в картине» — «кабинет аристократа». Умиротворенность окружающего предметного мира напоминает спокойную жизнерадостную атмосферу жанровых картин малых голландцев. Здесь еще раз проявляется важное отличие Федотова от следующих поколений жанристов, рассматривающих красоту искусства старых мастеров, их любование миром как «десерт, без которого можно обойтись».

Картина не обещала стать событием и не стала. Мысль, почерпнутая из фельетона, была мелковата. Может быть, Федотов сам видел это, но сколько же можно было дожидаться чего-то, неясно маячившего? Работал он с удовольствием. Так опытный музыкант проигрывает для практики трудные пассажи, радостно удостоверяясь в гибкости и бойкости своих пальцев, в подвластности им каждой клавиши.

Пожалуй, нигде и никогда больше не достигал Федотов такого совершенства в передаче красоты материального мира, становящейся красотой самой картины.

Новая картина — была передышкой перед чем-то иным, несравненно более высоким, что еще предстояло (он верил) осилить, но передышкой сладкой и, скорее всего, небесполезной.

На примере «Завтрака аристократа» или «Разборчивой невесты» обычно говорят о влиянии Брюллова. Оно заключается, главным образом, в использовании Федотовым излюбленной брюлловской цветовой гаммы зеленых, малиново-красных и синих тонов. Безусловно, Федотов испытал на себе в какой-то мере своеобразный «гипноз» брюлловского артистизма. Но Брюллов любил пряный восточный колорит гаремов, экзотики извергающихся вулканов и переносил этот колорит и в свои портреты, чтобы усилить их эмоциональное звучание. У Федотова колористическое решение переосмысляется на принципиально иной основе. Оно прежде всего зависит от впечатлений, полученных непосредственно от натуры, а потом уже верно служит подробному рассказу с его внимательно и любовно переданными деталями.

(источники — книги Э. Кузнецова, Г.Загянской)

.

Tags: рассказы о шедеврах живописи

Завтрак аристократа Несвоевременный гость Павел Федотов Холст, масло копия

Цены и история

  • Продано за

    Начать бесплатную пробную версию или

    Войти

    чтобы увидеть, что это стоит.

  • Дата продажи

  • Источник

    eBay

Завтрак аристократа Несвоевременный гость Павел Федотов Холст, масло, копияОписание:Холст, масло, НАТЯЖКА, размер 19,75 х 15-7/8 дюймов (51 см х 40 см, размер близок к оригиналу). Репродукция, подписанная художником, осуществившим данную репродукцию.Рама не прилагается, только для демонстрации.Федотов Павел АндреевичЗавтрак аристократа1849-1850холст,маслоОригинальный размер 51 х 42смСюжет картины (другие названия — «Ложный позор», «Ан Непрошенный гость») традиционно связывают с сатирической статьей И. А. Гончарова «Письма столичного друга к провинциальному холостяку» (1848). «Что такое денди? Денди уловил только самую легкую сторону умения жить: как одеваться безукоризненно… Он согласится плохо обедать в течение двух месяцев… чтобы он мог надеть брюки заданного оттенка. …Почему приход гостя всегда производит сцену и смятение в домах этих так называемых аристократов? …Это страх и ложный стыд показаться хуже других или желание покрасоваться». Есть комната молодого холостяка, которая служит ему кабинетом и спальней. Предметы интерьера рассказывают нам о своем владельце. Статуэтка на шкафу, бюст Ф. Листа на стене, разбросанные афиши — свидетельство его любви к изобразительному искусству. Но эти атрибуты также разоблачают поверхностность

его симпатий. Его одежда — модный халат, восточные туфли и кепка — свидетельствует о его стремлении выглядеть денди. Великолепная «брюлловская» окраска дополняет атмосферу «жизни напоказ». Сцена раскрывает тонкий комический элемент этой бытовой ситуации, блестящее знание человеческой природы и наивную, бесхитростную простоту главного героя.Холст, масло, НАТЯЖКА, размер 190,75 дюйма x 15-7/8 дюйма (51 см x 40 см, близко к исходному размеру). Репродукция, подписанная художником, создавшим эту репродукцию.* Стоимость доставки, включая страховку, составляет 30 долларов США. Международные покупатели платят $98,00 (фиксированная ставка для ВСЕХ стран, без исключений). Международные покупатели несут ответственность за обязанности своей страны. * НАША ПОЛИТИКА ВОЗВРАТА: Мы хотим, чтобы вы были полностью удовлетворены своей покупкой. Если по какой-либо причине вы не совсем довольны, просто верните товар в течение 7 дней с момента получения для обмена или возмещения покупной цены, ЕСЛИ товар не был каким-либо образом изменен. Мы также взимаем комиссию за пополнение запасов в размере 5%, если товар был описан правильно. Все видимые дефекты на фотографиях считаются такими, как описано. * Не ожидайте никаких подтверждающих документов в упаковке, таких как счет-фактура, оценка или какая-либо оценка продукта. Тем не менее, мы остаемся для наших описаний и стараемся сделать все возможное, чтобы описать продукт правильно. * Обычно вы делаете ставки на предмет недвижимости, антиквариат или винтаж. Не следует ожидать идеального, нового или почти нового состояния, если это специально не указано в описании товара.
читать дальше

Павел Федотов. Аристократ за завтраком. 1850

Подано в соответствии с: 19 -м веком, изобразительным искусством, юмором, русским языком, без категории — 01varvara @ 00.00

Аристократ, на котором есть и завтрак (Pavel Fedotov, 1850)

. , сэр».

«Черт! … Кто это, Василий Кузьмич?

«Это Александр Михайлович-с».

(Вздох) «Опять ОН!» (Вполголоса)

«Прошу прощения, сэр?» (в манере Дживса Берти Вустеру (Василий Кузьмич, конечно, хорошо слышал!))

«Скажи этому сумасшедшему, чтобы он наелся и пошел к черту!»

«Статский советник Его Высочества-с». (Ровно, пожимая плечами по-дживзски)

«БЛИН! Вот и утро… Впустите его, Василий Кузьмич… (Махает рукой в ​​знак покорности)

(Мгновения спустя…)

(значительно откашлявшись) «Сэр, Александр Михайлович звонит».

(С самой широкой неискренней «искренней улыбкой» на лице) «Саша! Как прекрасно видеть вас! Садитесь и разделите со мной завтрак…»

Знакомо? Это определенно так! Люди никогда не менялись и не собираются меняться в ближайшее время. Вот почему все интеллектуальные представления об «улучшении человечества» — чистая чепуха. Люди — это не бездушные числа, которыми «социальные инженеры» гоняют по шахматной доске (Локк был весь мокрый от своего представления о thetabula rasa). Скорее, грешное человечество впадает в свои привычные порядки после краткого опьяненного заигрывания с новизной. То есть внешний вид действительно может измениться, но поведение возвращается к своим проверенным и проверенным каналам.

Вот почему все текущие разговоры о «реформировании» этого или «улучшении» этого следует воспринимать с недоверием. Любая система, не учитывающая основную природу человечества, обречена на провал. Слишком много предложений относительно церковного управления берется из корпоративного мира без учета человеческой греховности. Вспомните падение Enron (ужасно похожее на нынешний бардак в церкви). Я предлагаю последовать мудрому совету герцога Веллингтона. «Бони делает свои кампании как хорошо сделанные часы. Когда это работает, он сметает все перед собой. Когда что-то идет не так, все рушится, и он злится. Я делаю свои кампании из старых веревок. Когда веревка рвется, я просто завязываю ее вместе и продолжаю».

Железный Герцог, конечно, на высоте. Практически ни один из хорошо продуманных планов действий не принимает во внимание ошибки и неискренние актеры.