Завтрак аристократа картина федотова: «Завтрак аристократа», Павел Андреевич Федотов — описание картины

Подготовка к сочинению по картине П. Федотова «Завтрак аристократа» | Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему:

Слайд 1

Подготовка к сочинению по картине «Завтрак аристократа» Работа в группах. 8 класс. Учитель Селезнёва К.А. ГБПОУОКСУ Москва 2015 1

Слайд 2

Подготовка к сочинению проводится по группам. Учащиеся перед уроком распределяются на группы и каждая работает над вопросами, объявленными учителем. Отвечает один представитель от группы . От других групп могут идти дополнения и уточнения по каждому вопросу. Оценки выставляются отвечающим, дополняющим прибавляются доли баллов к их ответам на другие вопросы. 2

Слайд 3

Обрамление сочинения. Вступление. ( Эти сведения – домашнее задание). Павел Федотов 1815 -1852 гг. Родился в Москве в семье бедного чиновника. Как художника его отличала тонкая наблюдательность , умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека — все это указывало, что ему следует быть не баталистом, а жанристом. В этом убеждал его баснописец Крылов. В.Стасов называл его Гоголем русской живописи. 3

Слайд 4

вступление Федотов П. «Завтрак аристократа» другое название картины « Не в пору гость» 1849 г. Написание картины. Федотов изобразил хозяина, который вот-вот будет застигнут непрошеным гостем в своей тщательно скрываемой убогости. 4

Слайд 5

Вопросы к уроку ( общие для всех групп) 1. Главный герой в центре картины. О чем говорит его поза? 2.Что свидетельствует о том, что перед нами аристократ? 3.Какими предметами наполнена картина? 4.О чем они нам рассказывают ? 5

Слайд 6

Задания для групп. 1. Составьте словосочетания и предложения, которыми вы опишете обстановку комнаты. 2. Подберите эпитеты для описания — предметов интерьера — внешности героя — его позы. ( Здесь можно устроить соревнования между группами «У кого больше?» ) 6

Слайд 7

Федотов П. «Завтрак аристократа» другое название картины ( Не в пору гость ) 1849 г. Именно этот вопрос нашел отклик в душе художника , и он задумал сюжет картины «Не в пору гость» . Известное всем сегодня название появилось несколько позже. «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?» — писал в одном из фельетонов молодой писатель И.Гончаров . 7

Слайд 8

Какие выводы можно сделать из того, что мы видим на картине? Сюжет , как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере.. Уже скрипнула дверь… Забеспокоилась собака… Заслышав шаги гостя, аристократ прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. 8

Слайд 9

Не в пору гость (первоначальное название картины) Виден не гость, а лишь пола его сюртука да рука в перчатке, отодвигающая портьеру. А хозяин — в кресле у стола, за которым он завтракал, перелистывая при этом дешевый романчик в желтой обложке. Шум в прихожей застиг его врасплох, и он порывается вскочить навстречу, пытается в последнее мгновение как-то замаскировать улику — прикрыть книжкой ломоть черного хлеба, который составляет его завтрак. 9

Слайд 10

Предметы, окружающая обстановка. Федотов достиг совершенства в передаче красоты материального мира, наполнив картину рядом говорящих деталей. Вокруг множество разнообразных предметов: дорогой, видимо, ковер на полу, античная ваза в роли корзины для бумаг, картинки на стене, стул с лежащими на нем рекламными листками (один из них предлагает дорогие устрицы), изящный полированный столик, горка с посудой, удобное зеленое кресло, ширма. Каждая вещь — характеризует героя: и статуэтка, и бокал с перьями, и ножнички, и бинокль в футляре, и еще один бокал, темного стекла, и лампочка в синем кружевном абажуре , и медный звоночек на затейливой подставке, и опустошенный, даже наизнанку вывернутый кошелечек, и многое другое , что находится в комнате. 10

Слайд 11

Обрамление сочинения заключение Художника отличала тонкая наблюдательность , умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека. Как нельзя лучше подходит к идее этой картины русская народная пословица «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». Федотов высмеивает в картине ложь и надувательство . Герой картины напоминает гоголевского Хлестакова в его стремлении не быть, а казаться. 11

Слайд 12

Примерный план сочинения 1.Вступление ( несколько слов об авторе и об истории создания картины ). 2. Задний план, окружающая обстановка. — интерьер комнаты – свидетельство прошлого богатства . — состояние комнаты – свидетельство сегодняшней бедности. 3. В центре – главный герой — одежда, поза, выражение лица ; стрижка собачки. 4. Выводы, опираясь на сказанное выше. 12

Хлеб художника. Живописец Павел Федотов жил впроголодь и умер в психушке | Искусство | Культура

Константин Кудряшов

Примерное время чтения: 6 минут

6405

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 27. В каких краях ждут россиян? 01/07/2015

«Я жажду солнца, но оно в мое не жалует окно!» Фрагмент басни П. Федотова «Пчела и цветок» Public Domain

Гоголь живописи

Теоретически его живопись должна нагонять тоску и вызывать зевоту: такие шедевры Федотова, как «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и «Завтрак аристократа», — без­условные лидеры школьных упражнений в жанре «сочинение по картине». И когда на уроках литературы приходилось «разбирать» эти полотна, со стороны учительского стула звучало непременное «гневно бичует». Однако эффект достигался противоположный — школьники тихо угорали над «придурком с похмелья». Именно так чаще всего называли главного героя картины «Свежий кавалер». Попадание стопроцентное. Сам Федотов так описывал свою картину: «Под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы с бутылкой тоже кавалер, но из таких, которые спьяну пристают к проходящим». Слова чуть более изысканные, но смысл тот же: просто пьяный смешон, а пьяный фанфарон ещё смешнее.



Павел Федотов «Свежий кавалер»,  1846 г.  

Впрочем, родство живописи Федотова и литературы отмечали не только на школьных уроках. Вот отзыв критика Владимира Стасова о том же «Свежем кавалере»: «Создание чисто гоголевское по таланту, юмору и силе». Если учесть, что самого Гоголя называли в ту пору не иначе как «русский Гомер», то оценку Федотову выставили наивысшую из всех возможных.

Этот узел, «Гоголь — Федотов», крепок и очень затейлив. Даже в мелочах. Так, известно, что главный герой «Мёртвых душ» Чичиков в свои школьные годы брал с товарищей взятки блинами, за что и понёс наказание. Юный Пава Федотов, ученик кадетского корпуса, также получил взыскание от учителя рисования Каракалпакова: «Вы напрасно рисуете вашим товарищам заданные мною упражнения за белые булки — художественный характер класса приобретает от этого вид однообразный».

Белые булки в кадетском корпусе, чёрствый хлеб на картине «Завтрак аристократа», роскошная купеческая кулебяка на полотне «Сватовство майора» — может показаться, что и живописец, и его биографы уделяют еде незаслуженно много внимания. Или всё-таки заслуженно?



Павел Федотов «Сватовство майора», 1848 г.

Голод и кнут

Известно, что один из самых популярных художников своего времени иной раз голодал. Это не фигура речи. Питался он в дешёвой кухмистерской (столовой то есть) за 15 коп. в день. И та же кулебяка, которую купеческое семейство готовит майору, была куплена художником на последние деньги. Куплена, вписана в картину и съедена. Вернее, растянута по крохам чуть ли не на неделю. А ведь Федотов к тому моменту уже академик и извест­нейший художник. В чём же дело?

«Живопись — это не облака, не закаты и рассветы, не драпировка. Картина должна говорить. Это понимают люди, которые раскрашивают лубки. Это понимают раёшники» — такая позиция Федотова была для того времени не просто новаторской, она была неприлично дерзкой. Добрую насмешку раёшника, этакого клоуна Петрушки, мрачные и серьёзные люди приняли за призыв к общественному пере­вороту. Профессор Леонтьев в своей статье «Эстетическое кое-что» писал о Федотове: «Кому нужна эта злоба, это сатирическое направление? В христианском обществе нет для него места».



Павел Федотов «Завтрак аристократа». 1850 г. 

Это дорого стоило художнику. В те времена основной доход живописцам приносили не картины как таковые, а продажа их литографических копий. Но на копирование нужно было получить разрешение Цензурного комитета. Когда же Федотов захотел издать литографию «Свежего кавалера», ему было отказано с идиотской формулировкой: «Чиновник российский не может быть пьяницей и жить так бедно. Пусть художник уберёт бутылки со стола и приберёт комнату».

Немудрено, что при таких обстоятельствах из общительного, весёлого и разговорчивого человека Павел Андреевич превратился в молчаливого меланхолика. Без­денежье и безнадёжность преследовали одного из лучших русских живописцев. Именно они, как считали современники,  стали темой навязчивого бреда Федотова, когда он уже доживал свой век в частной клинике психиатра Лейдесдорфа: «Иногда он воображал себя богачом, говорил о том, что превратит Васильев­ский остров в столицу художества и веселия… Но кругом на стенах, обтянутых клеёнкой, был виден след на высоте его виска — Федотов бился головой о стену».



Павел Федотов. Неоконченная картина «Анкор, ещё анкор!», 1852 г.

Лечение больше всего напоминало наказание бунтовщика: «Его обливали ледяной водой, а потом пять человек жестоко били его в пять кнутов». Он умер в полном сознании. Перед смертью пожелал причаститься Святых Тайн и долго плакал. На похоронах же по нему плакал только один человек — денщик Коршунов.

Смотрите также:

  • Владимир Войнович: «Мы постоянно пытаемся обвинить в своих проблемах кого-то» →
  • «Крик» в вечность. Страхи и тревоги Эдварда Мунка →
  • Горько ли думать о Горьком? →

Павел Федотовзнаменитые художники

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Побеждая кислоту. Секреты картины Рембрандта «Даная»

  • С «видом на Кремль». История гениального, но невезучего художника Саврасова

  • Первая улыбка «Моны Лизы». Неизвестные шедевры известных художников

  • Что нарисовано на картинах Кандинского?

  • Эрнст Неизвестный: «Мне не нравится гламурная вторичность искусства»

Новости СМИ2

Павел Федотов Аутентификация и оценка произведений искусства

Получите Сертификат подлинности Федотова на вашу картину (COA) для вашего рисунка Федотова.

Для всех ваших произведений искусства Федотова вам необходим сертификат подлинности (COA), чтобы продавать, страховать или дарить для налогового вычета.

Получить сертификат подлинности Федотова (COA) очень просто. Просто пришлите нам фото и размеры и расскажите, что вам известно о происхождении или истории вашей федотовской картины или рисунка.

Если вы хотите продать свою картину или рисунок Федотова, воспользуйтесь нашими услугами по продаже. Мы предлагаем Федотову помощь в продаже, консультации по продажам, частные продажи по договору и полное брокерское обслуживание.

Аутентификация Федотова и выдача сертификатов подлинности с 2002 года. Мы признанные федотовские эксперты и сертифицированные федотовские оценщики. Мы выдаем сертификаты подлинности и экспертизы на все работы Федотова.

Подтверждения подлинности наших картин и рисунков Федотова признаются и уважаются во всем мире.

Каждый сертификат подлинности подкреплен отчетами о проверке подлинности с углубленным исследованием и анализом.

Сертификаты подлинности Федотова, которые мы выдаем, основаны на основательных, надежных и полных ссылках художественных исследованиях, аутентификационных исследованиях, аналитических работах и ​​криминалистических исследованиях.

Мы готовы осмотреть Вашу картину или рисунок Федотова в любой точке мира.

Как правило, сертификаты подлинности и отчет об аутентификации вы получите в течение двух недель. Некоторые сложные случаи с трудными для исследования картинами или рисунками Федотова требуют больше времени.

Среди наших клиентов федотовские коллекторы, инвесторы, налоговые органы, страховые агенты, оценщики, оценщики, аукционисты, федеральные агентства и многие юридические фирмы.

Выполняем аутентификацию произведений искусства Павла Федотова, оценку, сертификаты подлинности (COA), анализ, исследования, научные испытания, полную аутентификацию произведений искусства. Мы поможем вам продать вашего Павла Федотова или продадим его за вас.

Трудная невеста 1847

Павел Федотов был русским художником и офицером Императорской гвардии Санкт-Петербурга. Как и многие его коллеги в то время, он интересовался искусством. Он играл на флейте и посещал вечернюю школу, где изучал живопись. Федотов решил сосредоточиться на живописи и оставил армию в 1844 году. Сначала он работал карандашом и акварелью, но с 1846 года перешел на масляную живопись.0003

Завтрак аристократа

Федотов пользовался коротким периодом публичного успеха на петербургских выставках 1849 и 1850 годов, когда после революций 1848 года его тесные связи с кружком Петрашевского сделали его мишенью преследование со стороны правительства. Федотову было всего 37 лет, когда он умер в психиатрической больнице.

Молодая вдова 1851

Все еще думаете о русской живописи XIX века в вашей семейной коллекции? Свяжитесь с нами… это может быть Павел Федотов.

Картина «Российская королевская семья в восемнадцатом веке»

Российская императрица Екатерина I , 1717, Жан-Марк Натье, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Когда мы думаем о французском (фламандском происхождении) художнике, на ум приходят два портрета. Луи-Мишель Ван Лоо. Это портрет французского философа и писателя Дени Дидро (1713-1784) и портрет русской аристократки Катерины Голицыной, написанный в 1759 году. Последний меня интересует больше.

Урожденная Смарагда (Екатерина) Кантемир, в 1720 году, дочь Дмитрия Кантемира, румына по происхождению, князя Молдавского, позже удостоенного титула князя Российской империи Петром I Великим, а также получившего титул от Карл VI. Она вышла замуж за Дмитрия Михайловича Голицына (1721–1793), видного члена одной из Голицыных, русской дворянской семьи литовского происхождения, которая поднялась при дворе царя Петра и стала влиятельной в России. Княгиня Екатерина Дмитриевна Голицына, знатная.

Однако мы должны помнить, что аристократы восемнадцатого века, особенно при царице Елизавете (1709-1762), очень любили свою родословную и титулы. Была эпидемия снобизма вкупе с непостижимой дистанцией между низшими и высшими классами. Члены королевской семьи по всей Европе действовали как полубоги, особенно в своих аппетитах, и это шло на пользу многим ремесленникам и художникам. Князь М. М. Щербатов язвительно отзывался о елизаветинском дворе и его щедрости.

Роскошь в одежде превышала все границы: была парча, бархат с золотом, серебром и шелком (ибо гюлен был мелочью) и всего этого в таких количествах, что гардероб какого-нибудь кутье или щеголя иногда равнялся остальному состоянию, и даже у людей со скромным достатком были большие шкафы. ( О развращении нравов в России )

Она вознаградила всех, кто участвовал в государственном перевороте , в результате которого она заняла трон после смерти ее двоюродной сестры Анны в 1740 году, особенно солдат, которым она дала дополнительную звание и высокая зарплата. С облагораживанием шли огромные суммы подарков, в том числе имущество и драгоценности. Возможно, этому она научилась у своих родителей. Ее мать, уроженка низшего происхождения, заказала для своего коронования самый дорогой в истории России венец; он был оформлен в византийском стиле в Париже, и Петр Великий даже взял драгоценности из своей короны, а именно 2564 драгоценных камня. (Талбот Райс)

Царица была находкой для всех, кто связан с искусством, музыкой и архитектурой. Женщина огромного тщеславия, она настаивала на том, чтобы в ее переодевании — у нее были тысячи платьев — все остальные при дворе делали то же самое. Это означало невероятные расходы, и, конечно, бремя этой роскоши ложилось на класс крестьян и мелких землевладельцев. Они должны были платить за привилегии знати, которой больше не нужно было сражаться.

Портрет царицы Елизаветы Петровны , 1760, Карл ван Лоо, Государственный музей Петергофа

Хотя она ожидала, что на балах и в суде все будут носить разную одежду и украшения, никто не должен был копировать ее платья или прически. Она наказала тех, кто это сделал. Это усложняло жизнь придворным и требовало стратегии для достижения успеха. В этом она была как Королева из Белоснежки. Мы должны помнить об этом, когда смотрим на портреты.

Очень интересен в этом отношении портрет Катерины. Во-первых, это картина Луи-Мишеля ван Лоо (1707-1771), а не его дяди Карла ван Лоо (1705-1765), написавшего Царицу. Был ли Карл более успешным? Кто-то называл картину Ван Лоо, а не Луи-Мишелем ван Лоо? Возможно, дело было в этом. Во-вторых, на Катерине орденский бант, голубой муаровый или мокрый шелковый бант (голубой символизирует ли святой Андрей?), подаренный ей Елизаветой и изображенный на миниатюрном портрете на слоновой кости или эмали.

Луи-Мишель ван Лоо, художник портрета Катерины, в свою очередь, был членом династии фламандских художников, которая началась, вероятно, в пятнадцатом веке, но стала заметной благодаря работам Яна ван Лоо (р. 1585), чьи работы, как его сын Якоб (1624-1670) находится в традициях голландского реализма. Стиль начинается с приземленной и более смелой палитры, а затем переходит к четкой, почти монохромной четкости линий и контуров. Прослеживая временную шкалу от раннего ван Лооса до нашего художника, мы замечаем тут и там стилистические сходства, которые можно объяснить тремя факторами: во-первых, генетическим, то есть наследованием координации и восприятия; во-вторых, общим образованием; в-третьих, ограничениями господствующего рынка и вкуса – в основном придворными ценностями. Конечно, последнее и успех ван Лооса привели к многочисленным заказам.

В этом кроются различия портретной живописи между портретом Дидро и портретом Екатерины Голицыной. В последнем мы можем обнаружить черты, которые обнаруживаются у нескольких поколений ван Лоо, но в основном у ближайших родственников. В качестве эксперимента я взял эти два женских портрета двух ван Лоосов, Луи-Мишеля с изображением Екатерины и Карла с изображением царицы Елизаветы, и цифровым способом вырезал две черты их лиц для сравнения. Здесь, в этой абстрактной форме, было очень легко увидеть, что дуга, идущая от выпуклости ноздри к бровям, и форма двух органов были более или менее эквивалентны, что предполагает стилистическую стенографию — студийный стиль Ван Лоо.

Было ли это, как сказано о системе «Голливудская звезда», что

чем более культурные продукты на самом деле стандартизированы, тем более они кажутся индивидуализированными ? (Доминик Стринати)

Вместе семья ван Лоо нарисовала множество портретов. С одной стороны, мы можем считать это признаком оригинальности художника, примером чего служат длинные скульптурные лица Эль Греко и Амедео Модильяни. Это отличается, скажем, от психологических исследований голландской реалистической школы; это в определенной степени подразумевает, что модная одежда натурщика была более важна для своего эффекта, чем правдоподобие в изображении лица. Ведь часто сюжет был не натурщиком, а взятым с гравюры или другой картины. Тамара Талбот Райс в своей похвальной биографии Елизаветы задается вопросом, ступала ли нога Ван Лоо когда-либо в Россию! (Талбот Райс, стр. 170) Это неудивительно, учитывая огромное количество заказов, которые взял на себя ван Лоос, и риски, связанные с Россией! Это также часто было требованием натурщика. Царица Елизавета, например, была очень недовольна портретом 1756 года художника Жана-Луи Токке (1696 – 1772), которому не посчастливилось присутствовать.

Портрет царицы Елизаветы Петровны, 1756 , Жан-Луи Токке, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Токке льстил своим натурщикам меньше, чем средний придворный живописец. Элизабет было

был недоволен его слишком точным изображением ее короткого курносого носа и приказал удлинить его для всех последующих гравюр. (Ричард Хэйр)

Я действительно вижу поразительную живописную преемственность в мебели и королевской особе! Тоже совсем не лестно. Это может быть связано с перекрытием внимания к выбору палитры и стремлением сделать материал и текстуры реалистичными. Складки шнуров для пояса повторяются и в складках платья, что кажется слишком скульптурным. В портрете Катерины Луи-Мишеля ван Лоо мы видим меньше тяжести в палитре и ощущение, что материал легче и свободнее. Здесь красота находится на конвейере.

Однако это не совсем так, потому что мы замечаем, как и те, кто смотрит на те греческие скульптуры, скованные идеальными геометрическими правилами, что нюансы в линиях и оттенках создают индивидуальность, лишь небольшие доли отклонения от шаблона намекают на их психологический характер. профиль. Опять же, это также может быть подтверждением многих руководств по физиогномике и характеру влиятельных художников, таких как Уильям Хогарт и сэр Джосуа Рейнольдс среди многих других, или примером действительного «взгляда» на натурщика.

Портрет Катерины Голицыной , первая половина 18 века, Луи-Мишель ван Лоо, ГМИИ, Москва

Обратимся теперь к портрету Луи-Мишеля ван Лоо, впервые упомянутому в начале этого очерка. Где она? Это очень важный вопрос, каким бы нелепым он ни казался. При изучении портрета появляются всевозможные зрительные узоры, отвлекающие наше внимание, некоторые весьма сбивающие с толку, с фетишистским подтекстом. Художнику в моделировании часто приходится принимать решение по вопросам баланса в композиции с точки зрения зрителя — мы никогда не видим картину целиком, мы саккадируем, фокусируемся, и мы действительно очень медлительны в своих обязанностях, поскольку получатели искусства. Мы должны помнить, что портреты предназначались для отдельных лиц и их круга — меценатство требует от художника многого, отсюда необходимость писать портреты, которые передают и статус, и красоту или отличие, которые льстят личности и вызывают одобрение двора. Мы увидели, как орденский лук передавал верность и верность, а также устанавливал образец красоты, как бы говоря « Хоть я и красив, но человек, который дал мне этот приказ, красивее ”. Мы видим это на популярном уровне в программах «Ты можешь быть супермоделью».

В случае с российским судом возникает вопрос о родословной. Как портрет княгини Екатерины укладывается на диахронической оси всех предыдущих портретов семьи Голицыных? А на синхронной оси как он соотносится с портретами братьев и сестер? Затем возникает вопрос конкуренции и соперничества между принцессами и знатью при дворе в их решимости завоевать расположение царицы Елизаветы, и здесь мы видим необходимость брендинга и подражания последним модным модам — в основном французским. Одежда принцессы, особенно engantes  или рукава с ложным кружевом являются признаком роскоши и хорошего вкуса. Мы видим, что узор сферы – жемчуг – становится символом богатства и красоты. Она окружена жемчугом, и мы видим их почти везде либо как собственно жемчуг, либо как отголоски по форме: например, в ошейнике мопса, стуле и т. д.

Важно наличие клавесина. Царица очень любила музыку и в свое царствование делала все для популяризации музыки. Также семья Катерины была музыкальной. В ее семье есть музыковед, а ее муж принц был покровителем не кого иного, как Моцарта. Несомненно, Катерина умела играть, но это также должно было показать, что у нее есть дорогой клавесин и свободное время для игры.

Фетиш, о котором я упоминал, связан с мопсом. Со времен Петра Великого мопсы в России были излюбленным символом аристократов, как современные той породы, и в их близости к дамам иногда можно было прочесть эротический подтекст – волосы и затылок были эрогенной зоной в восемнадцатого века, отсюда и те кудрявые пряди, которые падают с ее волос, но, конечно, не совсем так, как у царицы! Что вызывает дискомфорт, так это повторение этих прядей в хвост мопса и горностаевую шубку. Мы должны их погладить! Должны ли мы возбуждаться от них? Восемнадцатый век был одержим массой шерсти и меха — век трихофилии! На горностая (горностай в белом зимнем пальто) веками охотились в России из-за меха. Это символ королевской семьи и, следовательно, это подходящее пальто для Екатерины. Это может также свидетельствовать о русском или славянском элементе в портрете, потому что все остальное очень европейское.

Портрет княгини Екатерины Дмитриевны Голицыной, 1757, Жан-Марк Натье, Музей Пушкина, Москва

По сравнению с более ранним портретом опытного и пожилого придворного художника Жана-Марка Натье (1685-1766) мы можно увидеть, что портрет Ван Лоо во многом отличается. Во-первых, портрет Наттье более прост, тогда как портрет Ван Лоо посвящен явному богатству. Единственным признаком богатства Натье является ожерелье, висевшее у нее на плече. Это привлекает внимание к ее шее, скрытой жемчугом в ван Лоо. Однако даже у Натье можно увидеть студийный вид. Если нужно было зарабатывать на жизнь, то нужно было находить стилистические короткие пути — в некотором смысле стиль экономит труд! Посмотрите его портреты здесь, и вы сможете обнаружить формальное сходство и код моды.

На портрете ван Лоо она обобщает черты лица, за исключением рта, который очарователен. желобок или желобок между ее носом и ртом подчеркивает дугу купидона ее верхней губы, которая больше и является признаком чувственности. Это менее очевидно на портрете Натье, хотя общая телесность его портрета действительно означает как здоровье, так и сексуальность. Еще одним важным отличием является тот факт, что на портрете ван Лоо она смотрит прямо на зрителя, что является верным признаком сексуальности, если не считать того, что она проститутка с точки зрения искусства (см. мой очерк об искусстве рококо на этом сайте). Мы могли бы сказать, что ван Портрет Лу — это дерзость и показуха.

Еще один взгляд на простой портрет принцессы показывает, что драгоценности тонкие, а не чрезмерные; они усиливают ее красоту, а не подавляют ее. Действительно, основное внимание уделяется ей, а не ее одежде. Несмотря на намек на декольте, она также консервативна. Несомненно, двор, восторгавшийся тем, что мы сегодня называем «побрякушками», отдал бы предпочтение портрету ван Лоо, исполнившего все, что от него требовалось. Он преклонялся перед условностями стиля и красоты и рисовал, как должна выглядеть принцесса. Он и его семья занимались этим довольно давно.

Портрет Дени Дидро , 1767, Луи-Мишель ван Лоо, Лувр, Париж

Вот мы и подошли к портрету Дени Дидро. Картина превратила писателя в аристократа — принца — фактически статс-секретаря, а не философа: и именно в этом, с точки зрения Дидро, заключалась неудача ван Лоо. Более того, хотя Дидро и Луи-Мишель были друзьями, Дидро был расстроен тем, что художник сделал его намного моложе и подарил ему полуулыбку, придававшую ему кокетливый вид. (источник) Как искусствовед, регулярно посещавший салоны и осматривавший их, Дидро знал, о чем говорил. Это был один из тех кошмарных критических анализов, когда натурщик чувствовал, что может добиться большего успеха, чем художник.

В отличие от портрета принцессы, здесь художник потратил много времени на моделирование рук, и, конечно, из-за известности Дидро сходство должно быть более индивидуальным. Тем не менее лицо довольно безликое, что не нравилось Дидро. Но что действительно расстроило Дидро, так это впечатление богатства, которое усиливается одеждой и письменными принадлежностями — все это серебро. Рукав его рубашки также свидетельствует об определенной роскоши. Можно еще вспомнить гончаровского персонажа Обломова и его безделье, что я и сделал, а потом вспомнил портрет на обложке книги, 1849 г.-50 картин Павла Федотова (1815-1852).

Несвоевременный гость (Завтрак аристократа), 1849-50, Павел Федотов, Третьяковская галерея, Москва

Портрет Федотова полезно сравнить с другим портретом Дидро, на этот раз работы художника Жана-Батиста Греза (1725–1805) , жанровый художник, которого одобрял Дидро, — довольно редко, поскольку Дидро был очень разборчив в своем вкусе, о чем свидетельствуют его записи в журналах, которые он старательно вел, посещая салоны.

Портрет Дени Дидро , Жан Батист Грез, частная коллекция

Портрет Греза более «реалистичен», чем портрет ван Лоо, и смоделирован таким образом, чтобы контуры лица были более заметными. и шея. Шея особенно выполнена лучше, чем у ван Лоо. Есть ощущение жизни – и здесь аналогией может быть различие между персонажем в комедии нравов, который является скорее персонажем, редукцией, чем личностью, как в более поздних пьесах, в движении к реализму. Оба портрета без парика, к счастью, с точки зрения Дидро. Здесь также отсутствует стандартная почти на всех портретах, особенно женских, полуулыбка.

Именно критика Дидро закладывает основу для новых школ реализма и соцреализма, которые русские художники знали уже в восемнадцатом веке. Эти доморощенные художники были редкостью в восемнадцатом веке, большинство придворных художников были привезены из Европы и писали в студийном стиле. Русская чуткость была такова, что они стремились к изобразительной честности. Как пишет Ричард Хэйр о портретах Алексея Петровича Антропова:

Они мощные, личностно выразительные, компактные и часто элегантные, но лишенные более тривиальных изысканностей и манерных галлицизмов, характерных для правления Елизаветы. (Там же, стр. 115)

По иронии судьбы, этот реализм был достигнут благодаря изучению его наставника Луи Каравака и его портретов Елизаветы. Действительно, Каравак (1684–1754), писавший портреты своего отца и сестры с 1715 года, получил после восшествия Елизаветы на престол заказ на написание четырнадцати портретов, восемь из которых были завершены, для посольств. Отпечатки с его картин предположительно использовались в качестве моделей для живописцев, которые не писали ее с натуры.

Портрет Императрицы Элизабет I , 1742, Луи Каравак, частная коллекция

Портрет Элизабет из Рассюрс -музеи , Алеис, Алеис, Ст.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны , 1750-1760, Алексей Антропов, Тульский областной художественный музей, Тула

Его портреты царицы Елизаветы, хотя и стилизованные, здесь интересны тем, что абсолютно ей не льстят в отличие от фургона Производство студии Лоо. В самом деле, ее одежда, которой она так непомерно гордилась, тоже не соответствует ей. Невозможно представить, чтобы она заботилась ни об одном из этих портретов. А ведь именно так художник Антропов (1716-1795) видел ее, и, несмотря на элементы стилизации, мы видим элементы реализма, а может быть, в ее грубости отголосок его обучения иконописи.

Сравните с другой работой:

Портрет царицы Елизаветы,  Вигилиус Эриксен

Это что-то среднее между портретом Ван Лоо и работой Антропова. Это датский художник Вигилиус Эриксен (1722–1782), написанный между 1757 и 1762 годами, в год ее смерти. Наконец, другой русский художник Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761) написал этот ее портрет в 1743 году.

Портрет императрицы Елизаветы I , 1742, Луи Каравак, частная коллекция

Хотя Вишняков обучался французскому языку, его портрет, как и у Антропова, похож на икону и реалистичен. Эстетическое утверждение и кредо соцреализма не были опубликованы до 1855 г., когда Н.Г. Черышевский опубликовал докторскую диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности . Дидро, однако, в своей реакции на портрет Ван Лоо уже предвосхитил его суть.

Именно ученик Андропова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)   поставил русский портрет на один уровень с приезжими художниками. Он овладел виртуозностью живописи и рисунка, которых ему недоставало, но в то же время его работы были типично русскими. Если сравнить портрет Ливицкого Екатерины II (Екатерина Великая, 1729 г. -1796) с предшествующим ему ниже произведением Федора Ротокова (1736-1808), столь же талантливого художника, мы можем увидеть диалектику, которая проходит через русское и западное искусство от рококо до русской революции, диалектику академического против реалистичный.

Портрет Екатерины Великой , 1763, Федор Рокотов, Третьяковская галерея, Москва

Как говорит Алпатов в своей книге «Левицкий» , отдавая при этом дань признанной риторике современной портретной живописи » удается войти в личность или существо натурщика, и хотя его Екатерина находится в позе греческой статуи, ее человечность, или, скорее, то, кем она является, просвечивает. Здесь форма уступает место выражению внутреннего «я», и в этом он был похож на гораздо более поздние школы реализма в России.

Это придает картинам Левицкого те самые качества, которые Дидро ожидал найти в зарождающемся искусстве России – в них не было ни томления, ни лести . (Михаил Алпатов, Влияние России на искусство )

Портрет Екатерины II Законодательницы в храме, посвященном богине правосудия , начало 1780-х гг. , Дмитрий Левицкий, Третьяктов

Из многочисленных портретов Елизаветы один портрет упоминается Талботом Райсом выделяется как мой фаворит; это граф Пьетро Антонио Ротари (1707–1762). Ротари специализировался на рисовании крестьянских девушек и женщин — более восьмисот портретов, триста из которых были заказаны Елизаветой для Петергофа — тема, которая была популярна среди владельцев и впоследствии оказала влияние на различные реалистические школы. Он изобразил Елизавету в позе поразительно интимной и женственной, в отличие, скажем, от ее конного портрета работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749).), который предшествует ему ниже.

Елизавета с Черным Слугой , 1743, Георг Кристоф Гроот, Эрмитаж, Москва

Императрица Елизавета , ок. 1756-61, Pietro Rotari

Очень полезный сайт для тех, кто хочет увидеть больше портретов русских царей и подробности об одежде, здесь, а узнать больше о царице Елизавете можно здесь и здесь.

Стивен Пейн родился в Лондоне в 1956 году.