Завтрак на траве эдуарда мане: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Эдуард Мане – между традицией и скандалом – Москва 24, 23.01.2017

23 января 2017, 16:51

Культура

Обычно мы посвящаем рубрику «10 неизвестных», которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника или направления в искусстве, чтобы рассказать о самых ярких или необычных шедеврах мировой культуры, находящихся в разных концах света.

Эдуард Мане «Олимпия»

23 января исполнилось 185 лет со дня рождения французского художника Эдуарда Мане (1832–1883), одного из первых импрессионистов, великого провокатора и последователя Франсиско Гойи и Диего Веласкеса. О творчестве гениального мастера – в новом материале рубрики «10 неизвестных».

Эдуард Мане «Барка Данте», 1854

Фотогалерея

1 из 2

Эдуарда Мане принято считать одним из главных революционеров в искусстве и живописи XIX века. Но если разобраться, его главная заслуга заключалась не в изобретении чего-то нового, а в умении интерпретировать хорошо забытое старое. Одна из первых крупных работ художника – копия картины Эжена Делакруа. Сюжет полотна «Барка Данте» служит иллюстрацией к одной из песен «Божественной комедии» итальянского поэта, в которой герой и его проводник Вергилий путешествуют по Аду и переплывают реку Стикс. Мане сохраняет композицию и цвета оригинальной картины. Интересно, что и для Делакруа эта работа была первым крупным произведением.

С другой стороны, Мане никогда не испытывал особого интереса к академическим традициям. Посещая лекции живописи, он рисовал портреты своих товарищей вместо гипсовых бюстов, а из мастерской художника Тома Кутюра он, вообще, сбежал. Настоящей школой для него стал Лувр и путешествие в Италию, где Мане познакомился с шедеврами Возрождения, а также живописью Веласкеса, Гойи, Шардена и Ватто. Так или иначе, именно произведения этих художников, живописных «революционеров» своих эпох, оказали на него сильнейшее влияния.

Эдуард Мане «Молодая женщина в испанском костюме», 1863

Фотогалерея

1 из 2

Уже современники отмечали, что Мане хотя и «истинный живописец» и самый что ни на есть французский художник, но «подделывается» под Веласкеса и Гойю. Критик Теофиль Торе писал, что «господин Мане не стесняется брать свое добро там, где находит». Испанская живопись была близка Мане не только образностью, но и тематикой: там, где Мане не копирует композицию, он обращается к жанру и изображает тореадоров и юношей в национальных костюмах.

Двойной женский портрет Гойи – «Маха обнаженная» и «Маха одетая» лег в основу картин «Молодая женщина в испанском костюме» и знаменитой «Олимпии». Обе картины созданы в 1863 году, что подчеркивает увлеченность Мане произведениями испанца. Но если в «одетом» варианте французский художник практически копирует композицию, то в «обнаженном» он действует свободнее, что, вероятно, и обеспечило немалую долю славы этой картины.

Эдуард Мане

Фотогалерея

1 из 2

Вероятно, если бы Мане просто скопировал женский образ, то ему бы не удалось заслужить скандальную славу возмутителя общественности. Образ возлежащей обнаженной (или даже спящей) можно найти в любую живописную эпоху. Венеру, богиню любви, изображать в таком виде было самым обычным делом. Что же вызвало такую критику со стороны современников Мане? Во-первых,то, насколько нагло и самоуверенно эта голая женщина (совсем уже не богиня) смотрит на зрителя, а во-вторых, то, что после выхода романа Дюма «Дама с камелиями» имя «Олимпия» стало нарицательным и ассоциировалось прежде всего с проститутками. Некоторые детали, которые художник добавил к образу – например, современные туфли, или лента на шее – очевидно, привели посетителей Парижского салона 1865 года в неистовство.

Эдуард Мане «Завтрак на траве», 1863

Фотогалерея

1 из 2

Вероятно, Мане осознавал то, как общественность отреагирует на его работы, и создал еще одну картину в духе «Олимпии» – знаменитый «Завтрак на траве». Композицию он взял с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса» созданной в 1510–1520 годах: если присмотреться к эстампу Раймонди, то в правом нижнем углу можно заметить группу фигур, сидящих в таких же позах, как на картине Мане. Разница, как и в предыдущем случае с «Венерой» – «Олимпией», заключается в том, что у французского провокатора сюжет совсем уже не мифологический, а вполне себе светский и современный.

Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер», 1863

Фотогалерея

1 из 2

В этот же исторический для Мане 1863 год, он пишет картину «Бар в Фоли-Бержер». Он не копирует чью-то картину, но пользуется определнными приемами и обращается к испанским предшественникам. Играя с отражениями в зеркалах и оптическими иллюзиями, Мане отдает дань уважения «Менинам» Веласкеса. При этом, если приглядеться, отражение в зеркале за спиной у барменши не соответствует тому, что мы видим на переднем плане, а зритель оказывается в зеркале «в теле» бородатого мужчины в шляпе.

Эдуард Мане «Портрет молодой дамы в розовом башмачке» («Портрет Берты Моризо»), 1868

Фотогалерея

1 из 3

Спустя пять лет Мане вновь обращается к картинам Гойи. «Портрет молодой дамы в розовом башмачке» наследует черты сразу нескольких портретов кисти испанца. Но даже для Мане эта картина особенная: он, конечно, был предшественником и одним из родоначальников импрессионизма. Но в данном случае свободная манера письма отдельными мазками сильно отличается от того, что мы видим на других полотнах того же периода.

Эдуард Мане «Расстрел императора Максимилиана в Мексике», 1968

Фотогалерея

1 из 2

Мане никогда не был в Мексике, но однажды путешествовал в Бразилию: отец даже мечтал отдать его в Морскую школу, но вовремя уверовал в живописный талант сына. Ему было всего 16 и эта поездка оказала на него огромное влияние как в художественном плане (из путешествия он привез множество эскизов и рисунков), так и в плане социально-политического мировоззрения. Расстрел Максимилиана Габсбурга в Мексике в 1967 году стал потрясением для всей Европы и широко обсуждался в прессе. Для Мане эти события послужили живописным мотивом для новой картины, композицию для которой он позаимствовал у Гойи.

Эдуард Мане «Портрет Антонена Пруста», 1877

Эдуард Мане «Портрет Антонена Пруста», 1877

К сожалению, в России в постоянных экспозициях музеев находится всего лишь три картины этого французского художника. Две из них – в собрании ГМИИ им. Пушкина: «Портрет Антонена Пруста» и «Кабачок» можно увидеть в Галерее искусcтва стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Антонен Пруст был близким другом детства Мане. Несмотря на резкое осуждение за ряд статей о революции, написанных в 1860-е годы, в 1880-е Пруст стал первым министром культуры во Франции.

Эдуард Мане «Кабачок», 1878

Эдуард Мане «Кабачок», 1878

Интересно сравнивать живописную манеру Мане, когда он пишет портреты, например, своих друзей (как в случае с портретом Пруста) и когда он экспериментирует со свободным сюжетом, как в картине «Кабачок». На ней изображены две фигуры – усатый мужчина с трубкой (изображен в профиль) и еще одна фигура повернута к зрителю спиной, но именно курильщик становится тут главным действующим персонажем. Эскизная манера письма, как у импрессионистов, позволила исследователям творчества художника говорить о картине, как о подготовительном рисунке к другому полотну. Тем не менее, ниаких доказательств о планах художника на этот счет не сохранилось.

Эдуард Мане «Портрет мадмуазель Изабель Лемонье», 1879

Эдуард Мане «Портрет мадмуазель Изабель Лемонье», 1879

«Портрет мадмуазель Изабель Лемонье» – единственная картина Мане в Эрмитаже. Картина считается одним из самых прекрасных женских портретов в творчестве Мане и входит в число поздних ипрессионистистских работ художника.

выставки 10 неизвестных

Эдуард Мане картины, шедевры живописи


Улица Монье, украшенная флагами. Эдуард…

холст / масло / 65.5×81см


Скачки в Буа де Болонь. Эдуард Мане

холст / масло / 72.6×94см


Автопортрет с палитрой. Эдуард Мане

холст / масло / 85×71см


Девушка в саду. Эдуард Мане

холст / масло / 154×117см


Версальский сад. Эдуард Мане

холст / масло / 65.1×81.3см


Весна. Эдуард Мане

холст / масло / 74×51.5см


Берта Моризо с букетом фиалок. Эдуард…

холст / масло / 55×38см


Семья Моне в саду на Аржантее. Эдуард…

холст / масло / 61×99.7см


Лосось 1866 Эдуард Мане

холст / масло / 70×90см

60 000 руб


заказать


Ветка белых пионов и садовые ножницы…

холст / масло / 30×45см

22 500 руб


заказать


Букет фиалок 1872 Эдуард Мане

холст / масло / 24×30см

18 000 руб


заказать


Завтрак на траве. Эдуард Мане

холст / масло / 208×264см


Гребля. Эдуард Мане

холст / масло / 97.2×130.2см


Олимпия. Эдуард Мане

холст / масло / 130.5×190см


Дом в Рюэе Эдуард Мане

холст / масло / 92×73см


Большой канал в Венеции. Эдуард Мане

холст / масло

Эдуард Мане картины


Эдуард Мане (1832-1883) — великий французский живописец, один из родоначальников импрессионизма.

Эдуард Мане хоть и считается одним их основоположников и вдохновителей импрессионизма, он во многом расходился с идеями этого течения.

В своих произведениях он сохранял ясность и плоскость рисунков, не убрал из палитры темные цвета и придерживался в основном бытового жанра.

Но, как и импрессионисты, художник был открыт всему новому: свои картины он создавал таким образом, чтобы передать мимолетный фрагмент жизни и сохранить свежесть впечатления.

Художники нашей художественной интернет-галереи могут написать копию любой картины Эдуарда Мане. Стоимость копии зависит от сложности работы и размеров холста, средний срок на написание одной картины маслом 3-4 недели.

Мы не занимаемся печатью копий на холсте с последующей доработкой фактурным гелем или маслом! По окончании работ, можем прислать промежуточные фотографии процесса работы над картиной.

[Пища для размышлений] Глава 2. Язык искусства и архитектуры

[Пища для размышлений] Глава 2. Язык искусства и архитектуры [сент. 20 января 2010 г. | 18:05 ]

Тейлор Бомонт

Язык искусства и архитектуры

Le déjeuner sur l’herbe (Завтрак на траве) Эдуарда Мане 1862-1863.

1) Какие элементы присутствуют в этой работе: линия, свет и оттенок, цвет, форма и объем, фактура и рисунок, пространство, время и движение, случайность, импровизация и спонтанность?
С «Le déjeuner sur l’herbe» Мане приходит непосредственное ощущение светлых и темных ценностей. Зритель сразу же сталкивается с полностью обнаженной, ярко освещенной женщиной, которая сидит с двумя полностью одетыми джентльменами на очевидном «завтраке». В то время как ее глаза действительно привлекают внимание в качестве фокуса, именно ее бледная молочная кожа заметно выделяется на сцене. В отличие от нее, окружение темное и несколько затемненное. При внимательном рассмотрении работ XIX века также обнаруживаются очень противоречивые тени. Навес из листьев, который, несомненно, висит над фигурами, отбрасывает на траву несовпадение тонов, в то время как сами фигуры остаются незатронутыми. Как ни странно, на фигуры почти не падает тень.

Элемент цвета сочетается с очень приземленной темой. Преобладают темно-зеленые, коричневые и черные цвета, которые, конечно, разбавлены кожей фигурок. В нижний левый угол картины Мане также вставляет элемент натюрморта, который вносит дополнительный слой цвета. Объем и глубина предполагается, но изображается очень неравномерно. По мере того, как вы углубляетесь в картину, мазки кисти становятся гораздо менее подробными и утонченными. Некоторые мазки кистью, кажется, даже были выполнены энергично и почти от руки, что намекает на импровизацию, которую Мане мог использовать, приближаясь к процессу завершения своей работы. Хотя на заднем плане отчетливо видна другая фигура, ее пропорции очень неправильные. Она удваивает размер лодки (что не так уж и далеко), и она даже начинает накладываться на центральные фигуры. Многие интерпретировали даму в воде как дух, поскольку кажется, что она парит над головами обедающих.

Текстура передана в традиционном стиле Мане. Часть композиции отрисована очень гладко, а остальная часть весьма неопрятна. На заднем плане мазки кистью сделаны довольно отчетливо и даже закручены и смешаны вместе. В композиционном отношении фигуры расположены очень доминантно и центрально. Подразумеваемые линии появляются по-разному: в глазах женщины, в жесте руки мужчины справа и даже в глазах мужчины в середине, который кажется странно расфокусированным в потенциальном разговоре. Я также ловлю себя на том, что следую подразумеваемой форме пирамиды на картине, которая опирается на два нижних угла картины и возвышается над дамой в воде. Таким образом, внимание смещается от женской обнаженной натуры. Но тем не менее внимание висит между посетителями обеда. Хотя изначально можно было бы предположить, что Мане намеревался запечатлеть момент социального взаимодействия, вместо этого кажется, что фигуры приостановлены во времени. Вместо того, чтобы вести себя естественно, они, кажется, позируют. Мужчины не обращают внимания на полностью обнаженную женщину перед ними, третий мужчина указывает на кого-то, кто кажется незаинтересованным, и ни одна из фигур не выглядит полностью расслабленной. Некоторые критики проанализировали эту сцену как сцену, которая могла быть создана в студии, а не на природе.

2) Какие элементы преобладают? Важны ли меньшие элементы?
Самым ярким и интригующим элементом этой картины является подразумеваемая история. В то время как на технических уровнях можно легко управлять интерпретациями, поначалу довольно сложно пройти мимо ситуации, которая разворачивается с таким благоприятным характером. «Le déjeuner sur l’herbe» Мане изображает обнаженную женщину, уверенно сидящую среди двух отсутствующих личностей мужчин. Можно попытаться расшифровать разговор, который может иметь место, но гораздо более притягателен напорный воздух странной сексуальности. Вместо того, чтобы прямо объявить о наготе женщины, Мане также решил включить брошенную одежду (которая лежала среди корзины для пикника, которую также практически проигнорировали). Живопись Мане полна тайны, многозначительности и сюрреалистического чуда. Полемика, возникшая в 1863 году, несомненно, была задумана Мане.

Цвет, тон и насыщенность, хотя и затененные, являются техническими элементами, которые также имеют определенное значение. Именно резкий контраст между заявленной кожей женщины и темным, приглушенным окружением придает работам Мане такую ​​противоречивую тему. Тона, хотя и не яркие, добавляют сюрреализма произведению. Без четырех фигур, изображенных на картине, лес действительно казался бы довольно тусклым и приглушенным. Землистые тона создают очень типичную обстановку, которая может даже показаться неуклюжей для обеда. Темнота во время того, что можно считать дневным временем, наверняка не создаст привлекательного места для обеда. Кроме того, непосредственная близость деревьев исключает понятие травяной «поляны». Обедающие, кажется, выбрали место, которое несколько затруднено окружающей природой и даже скрыто от посторонних глаз. Это может привести зрителя к выводу, что посетители вообще не собираются скромно обедать.

3) Вызывает ли произведение мысли или эмоции? Если да, то какие формальные элементы усиливают эффект?
Достаточно сказать, что от искусства Мане мысли могут сходить с ума. В то время как большинство поспешило бы назвать «Le déjeuner sur l’herbe» произведением, вызывающим воспоминания, другие рисуют определенный смысл сексуального подтекста. Именно из-за этого характера работы Мане, которые можно рассматривать как картины в классическом стиле, становятся объектом зрелого очарования. Действительно, «Завтрак на траве» оказал большое влияние на всех современных художников. От пародий на мультфильмы до абстрактных картин, скульптур и даже живых фотографий — уникальная сцена Мане неторопливой буржуазной прогулки покорила всех. Даже в современной массовой культуре нашла отклик эта картина. The New Jazz Orchestra выпустил пластинку в 1969, в котором фигурировало не только название работы Мане, но и подобие сцены обеда. Британская группа Новой волны Bow Wow Wow также смоделировала подобное изображение для своего альбома 1981 года «See Jungle! See Jungle! Go Join Your Gang, Yeah. City All Over! Go Ape Crazy». Работа Мане заставляет меня задуматься о полемике, о которой сообщалось. возникнуть, когда картина была закончена. Мане часто выбирал индивидуальное выражение своих взглядов в своих работах. Хотя сопоставление обнаженной женщины с одетыми мужскими фигурами для многих было возмутительным, для Мане это была область, которую нужно исследовать.

Хотя произведение вызывает мало эмоций, «Le déjeuner sur l’herbe» является очень подходящим предметом для размышлений и дискуссий. Мне часто нравится представлять себе дерзость изображения, так как большая часть его вообще не предполагает «обед». Корзина для пикника, которую кто-то долго готовил, лежит на боку в углу картины, а ее содержимое валяется бесхозным беспорядком на траве. Одежда самки также была полностью заброшена и оставлена ​​вместе с едой в положении «натюрморт». Женщина купается в озере за обедающими особями, а также обращает внимание на стоящую на холостом ходу лодку. Ни один из этих элементов не предполагает формального и изысканного обеда в дикой местности. Некоторые критики интерпретировали произведение как изображение проституции, которая в 19 веке стала заметной темой табу.Франция го века. Проституция и идея куртизанок были темой, которую сознательно избегали многие формальные французские художники времен Мане, но сам Мане всегда бросал вызов определенным отношениям. Проституция даже станет более очевидной темой в более поздних работах Мане, ярким примером является его картина «Олимпия», на которой падает ниц полностью обнаженная куртизанка с странно невыразительным лицом, похожим на то, что изображено на женщине за обедом. Некоторые также улавливают очень подразумеваемый сюжет картины, предполагая, что обнаженная женщина в центре внимания действительно купалась раньше (как и женщина на заднем плане). Я также очарован мыслью о сюрреалистичности. Эмоциональная отстраненность в этой сцене почти придает картине Мане странно безмятежный период невысказанного понимания. Ни одна из фигур не кажется особенно увлеченной друг другом, и, хотя они нашли место для уединения, они также странным образом осознают присутствие другого человека.

Завтрак на траве, 1863, Эдуард Мане (1832-1883), холст, масло, 208×264 см, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. DAE-91007933

agefotostock ®

место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | $99,99
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | $179.99

Рассчитать стоимость другой лицензии

Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ДАЭ-91007933

Фотограф:

Коллекция:
Редактор де Агостини

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Наличие высокого разрешения:

до л
26 МБ
А4

(3516 х 2711 пикселей —
11,7″ х 9″-
300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.