Секреты картины – “Завтрак на траве”. Завтрак на траве история картины
15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане "Завтрак на траве"
Завтрак на траве. Эдуард Мане.
Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.1. Парижская творческая элита издевалась над полотном
На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*
Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела шедевр Мане.
2. Мане стал сенсацией "Салона отверженных"
Эдуард Мане.
В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.
3. Контекст картины вызвал споры
Фрагмент картины Мане.
Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы".4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)
Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое" объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.5. Отсылка к Рафаэлю
Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*.
В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда Париса".6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения
Сельский концерт. Тиициан.
Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.7. Одетые мужчины — родственники Мане
Один из них - его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.
8. Обнаженная женщина — любимая модель Мане
Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*
Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем", "Гитарист" и "Железная дорога".9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"
Олимпия
В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.
10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран
Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.11. Мёран сама стала впоследствии художницей
Вербное воскресенье. Мёран.
В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье", которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.
12. "Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают
Картина Мане в галерее.
Размеры картины — 208 × 264,5 см.13. На скандальной картине есть небольшой натюрморт
Натюрморт на картине Мане.
В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с фруктами и круглый хлеб.14. Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя
Бар в Фоли-Бержер. Мане.
В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу - "Бар в Фоли-Бержер". Как и на "Завтраке на траве" и "Олимпии" на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью была не Мёран, а путана.15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма
В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо. Источникdivo-ra.blogspot.com
Картина «Завтрак на траве» Эдуард Мане | Люди | Истории
24 июля 2016, Люди
«Завтрак на траве» - картина великого французского художника-импрессиониста Эдуарда Мане (1832-1883). Первоначальное название картины - «Купание». Картина стала по-настоящему скандальной и подвергалась большой критике, однако сейчас занимает почётное место среди шедевров мировой живописи.
Картина «Завтрак на траве» была написана в 1863 году. Холст, Масло. 208 × 264,5 см. В настоящее время находится в музее Орсе, Париж. На картине изображена обнажённая женщина в компании с двумя одетыми мужчинами. В качестве модели для обнажённой женщины позировала художница Викторина Мёран (1844-1927). Двое мужчин — это брат Мане Густав и шурин Мане Фердинанд Леенхофф. Оба мужчины одеты очень модно и за своим разговором совершенно не замечают женщины. На переднем плане находится корзина с фруктами. На заднем плане Мане изобразил женщину в лёгкой одежде, которая моется в реке. Женщина на заднем плане непропорционально большая. Из-за того, что фигуры на переднем и задних планах не соответствуют правилам перспективы, теряется эффект глубины. Больше того, свет, который падает на фигуры, создаёт ощущение, что вся сцена происходит не на природе, а в студии художника.
Эдуард Мане пытался выставить свою картину «Завтрак на траве» в Парижском салоне. После бурной критики и недовольства экспертов и публики, картину вместе с многими другими выставили в Салоне Отверженных. Эдуарда Мане обвинили в декадентстве и плохом вкусе. Эта картина, как и картины многих художников-новаторов того времени, показывает как резко художники захотели порвать с академизмом и подарить миру новое искусство, которое основано не на точных схемах и законах живописи, а на чувствах и эмоциях художника.
За основу композиции с тремя фигурами Эдуард Мане взял фрагмент с известной гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса». На гравюре три похожие фигуры с женщиной, которая глядит на зрителя, и двумя мужчинами рядом с ней, находятся в правой нижней части.
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
www.artinheart.ru
Завтрак на траве | Живопись
Журнал: Дилетант №023, ноябрь 2017 годаРубрика: КлассикаАвтор: Андрей Бильжо
Картина «Завтрак на траве» была написана для парижского салона в 1863 году. Жюри, или, если хотите, экспертная комиссия, эту картину в числе трёх тысяч других полотен на салон не пропустила. Вот ведь, прошло чуть более 150 лет, но отношение к искусству народных масс и даже так называемых экспертов за это время не изменилось. Во всяком случае, в сегодняшней России.Картина «Завтрак на траве» была выставлена на «Салоне отверженных» — с таким названием эта выставка вошла в историю искусств, и организована она была по инициативе императора Наполеона III. В этом месте сходство с современной Россией исчезает.Но дальше… Дальше на «Салоне отверженных» картина Эдуарда Мане вызвала смех и полное неприятие народом. Возмутило возмущённых граждан то, что на полотне (о ужас!) голая женщина и (о ужас!) одетые мужчины. Видимо, лучше было бы, если бы мужчины были голые, а женщина одета.Кстати, надо было бы сделать такую картинку.При этом вся предыдущая история искусств пестрит обнажённой натурой. Эдуард Мане это прекрасно знал, так как историю искусств изучал и в Венеции, и во Флоренции. Он, конечно, видел одну из самых загадочных картин и мною любимую «Грозу» Джорджоне. Каждый раз, бывая в Венеции, я иду на свидание с ней. На этой картине как раз изображена полуобнажённая женщина, которая, сидя на траве, кормит грудью младенца. Младенец завтракает. Воз-можно, это Дева Мария. Возможно… Ведь поодаль стоит одетый рыцарь с копьём. Но я же дилетант, и мне простительно такое предположение.Возмутило ханжей и то, что обнажённая дама нагло смотрит на публику. И не стесняется. «Хоть глаза бы отвела, бесстыдница», —так и слышу я эту фразу от обиженных православных или обиженных мусульман. А также от патриотов с пузырьками зелёнки или мочи.Кроме всего прочего, народные массы возмутило и то, что все участники этой утренней оргии — узнаваемые личности. Один из господ — брат Эдуарда Мане, Густав, другой — шурин художника Фердинанд Леенхофф.А обнажённая дама — Викторина Мёран, известная в артистических кругах красавица и модель. Викторина прекрасно играла на гитаре, давала уроки музыки, выступала в парижском кафе. Она не раз позировала Эдуарду Мане, в частности для его известной картины «Олимпия». Викторина Мёран бьиа натурщицей ещё и Эдгара Дега.Зря романтичный господин с тросточкой предполагает, что омоновцы позавтракают на траве с дружной компанией. Наивный. Демократ. Либерал…Через несколько минут всех троих и ещё одну обнажённую купальщицу, которую не видно на моей картинке, скрутят, посадят в автозак и доставят в ближайшее отделение полиции. Иностранные продукты раздавят омоновскими ботинками, размажут по траве. А саму траву вытопчут.А дальше… Дальше эту четвёрку обвинят в оскорблении чувств верующих, растлении молодёжи, нарушении общественного порядка.Наверняка появятся свидетели, которые подтвердят, что эти граждане сопротивлялись властям. «Да вот этот, с тросточкой, кинул в полицейского апельсином», — скажет свидетель.И загремят эти беспечные ребята туда, где завтракать они уже будут не на траве. И хорошо, если получат только «двушечку»…Будьте здоровы и держите себя в руках.
www.bagira.guru
Секреты картины – “Завтрак на траве”
Клод Моне “Завтрак на траве” 1865Холст, масло. 130 х 181 смГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
Клод Моне известен как один из отцов-основателей импрессионизма — сам этот художественный стиль получил имя по названию его картины «Впечатление. Восходящее солнце» (по-французски — «Impression, soleil levant», 1872 год). Однако «Завтрак на траве» (1865–1866) еще ранняя работа, что заметно, в частности, по активному использованию в палитре черного. Позже импрессионисты откажутся от черного как от цвета, не существующего в природе в чистом виде: любая тень в действительности куда более натурально передается рефлексами иных цветов (например, темно-зеленого на траве или темно-серого на асфальте). Самый показательный пример — картина Ренуара «Девушки в черном», в которой художник вообще не использовал этот цвет.
Эдуард Мане Завтрак на траве. 1863 Холст, Масло. 208 × 264,5 см Музей Орсе, Париж
«Завтрак на траве» Моне — парафраз одноименной картины Эдуарда Мане, которая вызвала скандал в художественных кругах Франции несколькими годами ранее. Однако, если на полотне Мане все персонажи были стопроцентно узнаваемы и эта портретность, очевидно, была для художника важна, то Моне интересовало совсем другое: прежде всего пейзаж и бытование в этом пейзаже человеческих фигур как таковых. Поэтому, несмотря на редкое для него обращение к многофигурной композиции, в действительности для «Завтрака на траве» ему позировало всего нескольких человек. В частности, все мужские образы — это коллеги Моне: художники Фредерик Базиль и Альберт Ламброн. Женские фигуры также, очевидно, списаны с одной и той же модели. Биографические сведения не позволяют точно утверждать, что возлюбленная Моне, Камилла Донсье, ездила с ним в Шайи, где был написан «Завтрак на траве», и все же по самой распространенной версии это именно она (другие кандидатуры — некие «молоденькая Габриэль» и «маленькая Эжени», упоминающиеся в документах). Косвенное доказательство — то, что в более поздней работе «Девушки в саду», для которой совершенно точно позировала Камилла, можно увидеть те же самые платья.
Клод МонеБазиль и Камилла 1865
Главные герои «Завтрака на траве» — не люди, участвующие во вполне рядовой галантной сценке, и даже не пейзаж как таковой, а солнечный свет. В том, как этот свет озаряет листву в левой верхней части картины, уже можно увидеть черты импрессионизма: Моне использует свободный раздельный мазок, запечатлевая природу не обобщенно статичной, но изменчивой, находящейся в вечном движении. В эти годы Моне уже частично писал на пленэре — и в прорисовке листвы и играющих на ней солнечных зайчиков пленэрный опыт ему, безусловно, пригодился.
Сердце, вырезанное на стволе дерева — символ довольно загадочный. Мэри Гедо в своей книге «Моне и его муза» встраивает «Завтрак на траве» в контекст личной жизни художника и его романа с Камиллой Донсье, девушкой более низкого социального статуса, союз с которой до поры до времени Моне приходилось скрывать от родственников. По мнению Гедо, изобразив Камиллу на картине, художник, грубо говоря, сжег мосты: во всеуслышание объявил о своих романтических планах, не боясь осуждения родни. Сердце, таким образом, можно воспринимать как составную часть этого художественного признания в любви.
В продолжение романтической версии происхождения сердца (см. примечание № 4) исследовательница Мэри Гедо предполагает, что под видом человека, прячущегося за деревом в правом углу картины (и не идентифицируемого как Фредерик Базиль или Альберт Ламброн — см. примечание № 2), Моне вывел собственного отца, который шпионит за художником и его возлюбленной Камиллой.
Созвучие фамилий Моне и Мане приводило к тому, что художников порой путали и при их жизни (на Салоне 1865 года старший, Эдуард, с раздражением вынужден был принимать поздравления по случаю успеха своих морских пейзажей, которые на самом деле написал младший, Клод, — тогда как работы Эдуарда, в том числе знаменитая «Олимпия», наоборот, были встречены критически). Во избежание дальнейшей путаницы Моне уже на следующий год стал подписывать свои работы, включая и «Завтрак на траве», не просто фамилией, как это было заведено, а полностью, вместе с именем.
http://arzamas.academy/
blog.arthistoryonline.ru