МСУП по РС и ЭИС
Ростов-на-Дону
Муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений
  • Главная страница
  • Контактная информация
  • Карта сайта
 

Картина Завтрак С Ежевичным Пирогом. Картина завтрак с ежевичным пирогом


Картина Завтрак С Ежевичным Пирогом

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Чл.

Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Луки (1631). Колорит праздничный, по-особому нарядный (цветовая гамма здесь необычна для Рембрандта — общий тон построен на нежных оттенках розового и зеленого).

А. С. Пушкина, «Завтрак с ежевичным пирогом» Хеды в Дрездене) — изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или окороком, хлеб и румяная булка, серебряный либо оловянный кувшин, стеклянный бокал, тарелки и ножи. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Картинная галерея, Дрезден Ветчина и серебряная посуда. Эти предметы являются знаками чувственных радостей: выпивки, курения а ключик, вероятно, от ларца с деньгами или драгоценностями, следовательно, это знак, указывающий на богатство.

Завтрак с ежевичным пирогом. Проведенная в 1946-1947 гг. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах — в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал— если не считать несколько ранних картин — только в области жанровой живописи). Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Натюрморт. Натюрморт с пирогом, серебряным кувшином и. крабом. Читаю слова на обратной стороне. скатерть смята, пирог надломлен, бокал и ваза опрокинуты. В одних картинах этого времени еще слишком заметна зависимость от Ластмана, в других молодой художник, обращаясь к бытовому жанру испытывает воздействие утрехтских караваджистов («Меняла», 1627 Берлин), в третьих он более самостоятелен, но чрезмерно увлекается грубостью типов и мелодраматическими эффектами («Самсон и Далила», 1628 Берлин). На рубеже раннего периода и периода творческой зрелости было создано одно из известнейших произведений Рембрандта «Ночной дозор».

В природе (в листьях, цветах, человеке, животных и т. д. ) нет полной симметрии, т. е. Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. Вот бокал с недопитым вином И начатый пирог с ежевикой. Поверхностное восприятие элементов искусства барокко сильнее всего сказалось в некоторых картинах из цикла «Страстей Христа» (Мюнхен), выполненных Рембрандтом в 1636—1639 гг. Ритмический поток объединяет все предметы, мягко подводит взгляд зрителя к вертикальной доминанте – венецианский стеклянный бокал или металлический кувшин, стоящий справа или слева от оси симметрии картины.

созданы в своеобразном соревновании с произведениями прославленных итальянских и фламандских мастеров, его «Даная» возникла, очевидно, как своеобразная параллель к «Данаям» Тициана. К лучшим офортам этого времени относится «Смерть Марии» (1639)— композиция, полная большого чувства скорби, предвосхищающая грандиозные по силе эмоционального звучания более поздние работы мастера. Виллем Клас Хеда картины с описанием. Произведениям Хеды (Завтрак с ежевичным пирогом, 1631, Картинная галерея, Дрезден) присущи тонкая передача фактуры предметов, сдержанный серебристо-коричневый колорит. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом.

ХЕДА (Heda) Виллем Клас (ок. Рядом – большое серебряное блюдо, на котором лежит упавшая чаша, показанная нам с тыльной стороны (мы видим как бы «изнанку» этой чаши-вазочки), возле – курильница и ключик на голубой ленточке.

Но воплощенные в ней высокие гражданственные идеалы, характерные для эпохи революции и для первых десятилетий 17 в., к середине столетия постепенно утрачивались и многие новые ценные качества, заложенные в замечательном произведении Рембрандта, не обрели почвы для своего дальнейшего продолжения в голландском искусстве. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Хеда Виллем Клас: Завтрак с ежевичным пирогом 1645. Он создает то эффектные парадные портреты («Портрет Мартина Дай», 1634 Париж), то более скромные изображения («Портрет Бургграфа», 1633 Дрезден), то парные портреты, в которые вносятся некоторые приемы бытовой картины («Портрет корабельного мастера и его жены», 1633 Лондон).

Слава картины меркнет и возрождается лишь в начале 19 в., когда она и получила свое нынешнее неправильное название — «Ночной дозор» (Действие картины происходит не ночью, а при солнечном освещении это подтверждается, например, характером тени, падающей от протянутой руки капитана на светлую одежду лейтенанта.

Завтрак с ежевичным пирогом – Хеда Виллем Клас

Известное значение имело преобладание в библейском и мифологическом жанре консервативных традиций. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – Крестьянскому завтраку (Музей изобразительных искусств, Будапешт).

Гравюра эта отличается поистине монументальным размахом: на большом по размерам листе Рембрандт создал сложную композицию, включающую несколько десятков фигур. На передке повозки — три яблока. Как продуман холста колорит: Всё в пространство единое слито. Но в заказных работах художник по большей части избегает углубления во внутренний мир портретируемого в смысле психологического раскрытия его модели даны очень сдержанно. В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение.

Но Рембрандт подошел к своей задаче в значительной мере по-новому. В живописном пейзаже Рембрандт развивает линию Геркулеса Сегерса. художник.

Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes — этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 г. в городе Лейдене в семье владельца мельницы. Его достижения равно велики и в живописи и в гравюре и в рисунке. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью.

«Красота в глазах смотрящего» (Продолжение)

В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. По окончании латинской школы он был принят в Лейденский университет, но пробыл в нем всего около года. Начатый пирог с ежевикой, разбитый бокал, опрокинутая чаша, часы – символы vanitas. Перед нами как будто бы самый обычный вечер бедной крестьянской семьи: в освещенной пламенем очага бедной комнате, служащей одновременно мастерской и жилищем, совсем юная, скромно одетая мать, на минуту оторвавшись от книги, которую она читала, приоткрывает полог колыбели, чтобы взглянуть на спящего ребенка, в то время как отец занят своей плотничьей работой. В этом городе он жил и работал до самой смерти.

Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Очень часто художник находит своих героев не в привилегированных общественных слоях, а среди простых людей, более всего страдавших от социального гнета. Большую роль в его картинах играет свет, с помощью которого выявляется материальная сущность вещей.

Высоко оценённый современниками при жизни имел много учеников и последователей (сын– Геррит Виллемс Хеда, М. Болема, А. ван Берестейн, Х. Хеершоп). Небольшой бокал пал и разбит, И часов крышка кем-то открыта. В рембрандтовском искусстве 1640-х гг. Характерный для Харлема завтрак. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.

Сюда относится несколько картин на сюжет «Святого семейства», а также произведения на сюжеты из жизни Товия. Излюбленный мотив у обоих художников, повторяющийся в их многочисленных работах, — так называемый завтрак («Завтрак» Класа в ГМИИ им. 1634 г. в Касселе. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают.

В эти же годы Рембрандтом создан один из его самых знаменитых офортов — «Христос исцеляющий больных» — так называемый «Лист в сто гульденов» (офорт назван так из-за высокой цены, которую он приобрел еще при жизни художника). Произведениям Хеды (Завтрак, 1629 г., Завтрак с ежевичным пирогом, 1631 г., Десерт, 1637 г., Завтрак с омаром, 1648 г., Ветчина и серебряная посуда, 1649 г. ) присущи тонкая передача фактуры предметов и светотени, мягкий серовато-коричневый колорит. Также разнообразно и изобразительное решение завтраков. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Лучшие из них—«Автопортрет» 1634 г. в Лувре и «Портрет Саскии» ок.

Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. совершенного соответствия частей друг другу, а значит и своеобразного деления пополам или расположения чего-либо точно в середине. «Золотое сечение» – не середина, а пропорция – математическое соотношение, содержащее в себе «закон звезды и формулу цветка», рисунок на зверином покрове, длину ветвей дерева, пропорции человеческого тела. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Несомненно идея картины не исчерпывается функциями группового портрета.

Художник увлекается жанровыми мотивами особый интерес к социальным низам общества проявляется у него в многочисленных изображениях нищих, в повествовательной сцене «Продавец крысиного яда» (1632). Именно он и показан на полотне. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. К замечательным образцам искусства этой поры относится «Святое семейство» (1645 Эрмитаж). Эти новые приемы Рембрандт использует и в многофигурной композиции «Симеон во храме» (1631 Гаага).

Завтрак с ежевичным пирогом. На полотне В. К. Хеды в точке «золотого сечения» стоит бокал с вином, причем недопитым. В первую очередь это впечатление достигается Эффектом светотени: сноп яркого света, падая с высоты, освещает центральную группу — узловой пункт композиции, — оставляя в едва освещенном рефлексами таинственном полумраке остальную часть храма, где помещены многочисленные зрители этого события. Получается, что точка «золотого сечения» намечает границу, где начинается потеря каких-то человеческих ценностей, которые утрачиваются, когда человек предается чувственным удовольствиям. С Ластманом в изображения библейских событий входит восточная экзотика, проявляющаяся в необыкновенных костюмах и аксессуарах («Авраам на пути в Ханаан», 1614 «Вирсавия за туалетом», 1619, — обе в Эрмитаже).

Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). Купить репродукцию картины на холсте Натюрморт с посудой и ежевичным пирогом, Хеда Виллем, Реализм. ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА (Willem Claesz HEDA) – Завтрак с ежевичным пирогом. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Примечательно многолетнее пристрастие Хеда к одним и тем же предметам. Особой грандиозности образа Рембрандт достигает в двух пейзажах, выполненных около 1650 г. — «Пейзаже с руинами на горе» (Кассель), монументальном ландшафте, полном трагического напряжения и «Пейзаже с мельницей» (Вашингтон), где простой мотив голландской природы исполнен высокого пафоса. Но нередко и здесь его увлекают внешние моменты — Эффектная композиция, пышное одеяние, нарочитый контраст светотени.

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Одновременно Рембрандт делает свои первые шаги в офорте и здесь успехи его нередко опережают его достижения в живописи свежестью и непосредственностью в передаче натуры (например, «Портрет матери художника», 1628). Под влиянием П. Класа обратился кжанру натюрморта. Так же хороши и натюрморты «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Завтрак с бокаломнаутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, СанктПетербург), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Картины Класа и Хеды лишены пестроты и яркости — они обычно выдержаны в единой коричневато-серой тональной гамме. Завтрак с ежевичным пирогом. Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть. на первом плане («Натюрморт с позолоченным бокалом», 1635, Рейксмюсеум, Амстердам).

Виллем Клас Геда – Завтрак с ежевичным пирогом. Кубок, бокал, рюмка, дамасский клинок, карманные часы с открытой крышкой и поразительно точно выписанным механизмом (художник использовал в работе тончайшие кисти) – все это воспроизведено с несомненной любовью. использовании эффектных ракурсов. Много и успешно работает Рембрандт в 1630-х гг. Выбирая для изображения момент торжественного выступления стрелков, ослабляя «чистую портретность» картины введением в нее новых, безымянных действующих лиц, помещая своих героев на фоне величественной архитектуры, внося в композицию сильное движение и с помощью контрастов светотени — ощущение эмоциональной взволнованности, Рембрандт добивается впечатления особой приподнятости, своеобразной героизации.

Ответ на вопрос в сканворде (Геда) Виллем (около 1594 около 1680) нидерландский художник, «Завтрак с ежевичным пирогом» состоит из 4 букв. Крупное произведение мастера. Виллем Клас Хеда (1593/1594-1680/1682) писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр.

Описание картины «Завтрак с лобстером»

Более свободно Рембрандт чувствует себя в автопортретах и в портретах своих близких. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Картина запечатлела на века счастливое мгновение внутренней близости, домашнего покоя и семейного счастья.

Что же такое золотое сечение. Подобно тому как многие рембрандтовские композиции 1630-х гг. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. 1658г.

Завтрак с ежевичным пирогом (1 фото)

Tweet. Но в целом значение этой картины очень велико.

1649. по заказу штатгальтера и особенно в «Ослеплении Самсона» (1636 Франкфурт-на-Майне). Художник применяет нейтральный фон, серебристосерые и зеленоватокоричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж).

Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В эти же годы Рембрандт упорно работает над портретом.

1597—1661) и Биллем Хеда (1594—1680/82). В начале 1630-х гг.

Натюрморт с посудой и ежевичным пирогом

Тем не менее определенное оживление в композицию своих натюрмортов художник внес. 1631г. Завтрак с ежевичным пирогом. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. В 1640-егг., вероятно под влиянием В. Калфа, выбирал роскошные предметы («Натюрморт с черничным пирогом», 1645, Гос.

Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. В пафосе этой картины еще чувствуются отголоски героической Эпохи нидерландской революции. Тематика его офортов очень широка.

Юный Рембрандт не сразу находит свой круг образов и собственный живописный метод. 54 х 82. 1652. К первой относятся завтраки и банкеты. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме.

От 1630-х гг. Здесь голландские художники во многом опирались на искусство работавшего в Италии немецкого мастера Адама Эльсгеймера (1578—1610). Глубиной понимания человека Рембрандт здесь превосходит Тициана и Рубенса. писалась уже абсолютно смятой. гильдии Св.

Завтрак с ежевичным пирогом описание

Его образ жизни становится более замкнутым. Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву. Следует отметить, что уровень мастерства Рембрандта в «Ночном дозоре» еще не вполне соответствует значительности замысла. Натюрморты с едой назывались «onbijtjes» (с голландского – «завтрак»). собрания, Дрезден).

Центральный образ картины — образ Марии — наделен большой внутренней экспрессией. Художник очень точно передает материал из которого сделан каждый предмет. Один из лучших натюрмортов Хеды – «Завтрак с омаром» (1648, Эрмитаж, СанктПетербург). С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования).

Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Так, белая скатерть у него закрывает не весь стол, а только часть. Принесший славу Рембрандту «Урок анатомии доктора Тульпа» был во многом произведением новаторским.

худож. Спрос на подобные натюрморты был очень большой.

Выбирая немногие скромные предметы, они умеют в их сочетании, сопоставлении, композиционной группировке, в фактурных особенностях передать ощущение внутренней жизни этих вещей, неразрывно связанной с жизнью человека. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Обратите внимание на то, что и бокал с вином и серебряное блюдо находятся на незастеленной (черной) части стола. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок.

Голландский тональный натюрморт, часть 4

Переходя с одного предмета на другой, он придает изображению теплоту и свежесть. Шумный успех, внешний блеск больше не увлекают его. Введем обозначения на картине В. К. Хеды (отрезки обозначены фигурными скобками): целая часть – буквой a, большая часть – b, меньшая – с. Правило «золотого сечения» выступит как соотношение а/bb/с. Завтрак с ежевичным пирогом.

А. С. К ним в первую очередь должна быть отнесена прославленная эрмитажная «Даная» (1636). Реалистические тенденции Эльсгеймера — в обрисовке действующих лиц, в показе их реального окружения — проявились в большей мере в его картинах на библейские темы они были восприняты амстердамскими мастерами Питером Ластманом (1583 — 1633) и Класом Муйартом (ок.

Рисунок акварелью собирателя открыток

В этом — корни глубокого демократизма рембрандтовского искусства. Светом выделены лицо и верхняя часть фигуры Марии, колыбель и парящие над колыбелью ангелы фон в полумраке его освещают бесчисленные возникающие, переходящие друг в друга и угасающие рефлексы фигура Иосифа — вся в мягких, тающих от светах. Описание картиныВиллем Клас Хеда (1593/1594-1680/1682) писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651. завтраках: картинах сизображением накрытых столов соскромными трапезой и кухонной утварью.

Завтрак с ежевичным пирогом. 1631г. 1594, Харлем– 24. 8. 1680, там же), голл. Изображение торжественного выступления бюргеров-стрелков на фоне сооружения, напоминающего триумфальную арку, воспринимается в «Ночном дозоре» как воплощение триумфа республиканской Голландии, одержавшей победу в напряженной борьбе за национальную независимость.

Картина приобретена в 1875 г. в Амстердаме. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Рембрандт поднимается доосознания непреходящей ценности человека. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. Дерево, масло.

Созданные Класом и Хедой тип монохромного "завтрака" получил широкое распространение в живописи Голландии, он имел последователей во многих городах. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Завтрак с ежевичным пирогом.

Галереи, серии картин, портретов

смыслом («Ванитас», 1628, Музей Бредиус, Гаага). Тем самым он избегает монотонности фона. Здесь проглядывает наивное стремление к «исторической точности» и одновременно к своеобразной импозантности (впоследствии у Рембрандта тема Востока найдет иное, несравненно более проникновенное истолкование). Лейденский период проходит под знаком поисков творческой самостоятельности.

Из этих чисел составляется ряд отношений: 1: 2 2 : 3 3 : 5 5 : 8 8 : 13 13 : 21 В ряду, начиная с отношения 3 : 5, все последующие выражают «золотое сечение». Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. В. Хеда. «Ночной дозор»—по существу, единственное в голландском искусстве произведение, в котором художник ставит своей задачей создать обобщенный образ общества и эпохи, дать историческую оценку современности. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.

1631. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Пушкина, Москва. ----- Виллем Клас Хеда.

СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Огромную роль светотень играет и в композиции. Но изменяется не только отношение окружающих к Рембрандту — изменяется и сам Рембрандт. 306. ).

Это был один из симптомов нараставшего идейного перерождения голландской буржуазии. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631).

Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Эльсгеймер был также одним из создателей классического пейзажа эта линия его творчества оказала большое воздействие на голландских мастеров академического направления — Корнелиса ван Пуленбурга (1586 — 1667) и других изображавших античных героев и нимф на фоне классического пейзажа с горами и руинами. ГМИИ им. 1592—1655). В большом количестве автопортретов и портретов членов своей семьи (автопортреты 1629 г. в Гааге и 1630 г. в Будапеште «Портрет отца», ок.

Время между 1642 и 1650 гг. в жизни Рембрандта ознаменовано нарастающим конфликтом с буржуазными кругами. Эрмитаж, Санкт-Петербург Завтрак с ежевичным пирогом. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала.

Несколько особняком в его творчестве стоит Завтрак (Лувр, Париж). Специализировался на т. н.

Общееколичествопросмотровстраницы

1493 — ок. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Оригинал: 18301309, 3, 4 МБ.

Пожилой человек и юноша заняты беседой. Напротив, выполненное в том же году «Похищение Ганимеда» (Дрезден) построено на нарочитом снижении традиционного идеального образа воплощенное в монументализированных формах изображение некрасивого плачущего младенца, уносимого могучим орлом, производит почти пародийное впечатление. Приближенные значения «золотого сечения» можно получить при помощи чисел ряда Фибоначчи, в котором каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 Это «золотая» последовательность чисел, согласно ей располагаются листья цветка и семечки в подсолнухе. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы. Я сижу за столом в своей комнате и разглядываю старую открытку с голландским натюрмортом – Завтрак с ежевичным пирогом (Виллем Клас Хеда, 1631). Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.

Стол для завтрака с ежевичным пирогом. 1630-хгг. ) сосредоточивал предметы преим. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. картины.

1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. Свисающая с края стола белая скатерть является первым звеном восприятия.

«Понятие «золотого сечения» восходит к глубокой древности. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им.

На картинах меняется облик персонажей их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Если в тициановских полотнах, где образы, в соответствии с ренессансными представлениями, воплощены в плане определенного обобщенного идеала, торжествует чувственное начало, то основа художественной выразительности рембрандтовской «Данаи» заключена в том, что она представляет собой прежде всего изображение человеческой индивидуальности, в которой чувственная сторона составляет только часть сложной гаммы переживаний, объединенных сильным душевным порывом. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность. Дрезден. Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура. В творчестве этих мастеров, особенно Ластмана (учителя Рембрандта), еще много наивного и грубоватого — в вульгарности типов, неуклюжести рисунка, в резкости и некоторой примитивности колористического решения, но все же Это искусство более здоровое, чем формально изощренная бездушная живопись академистов и- маньеристов. Жесты и движения, выражающие их душевный порыв, просты и естественны.

Заказ картины – Завтрак с ежевичным пирогом

Основа воздействия картины заключена не столько в характеристике отдельных действующих лиц (как раз здесь молодой художник обнаруживает еще свою слабость), сколько в наполняющем картину общем настроении эмоционального подъема. «Ночной дозор» занимает в творчестве Рембрандта особое место. Одна из наиболее ранних работ – «Натюрморт» (1621, собрание Бредиуса, Гаага) – имеет символический смысл. ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА (ок. 1593/94- ок. 1680/82) Willem Claesz HEDA Дерево, масло. Жанровые элементы проникают у него и в библейские сюжеты (офорт «Возвращение блудного сына», 1636).

Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер. Новый этап открывается эрмитажной картиной «Прощание Давида с Ионафаном» (1642, прежнее название — «Примирение Давида с Авессаломом»).

В зрелый период творчества (2-я пол. Ранние работы (с 1615)– портреты и религ. Нюрнбергская картина «Апостол Павел» (ок. Валерий Рыбаков.

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Отказавшись от традиционной поездки в Италию, Рембрандт вернулся в Лейден, где в 1625 году открыл собственную мастерскую.

aquareller.com

Сокровища Дрезденской галереи (о некоторых картинах галереи)

   Основание знаменитой Дрезденской галереи относится ещё к пятнадцатому веку. Город Дрезден был тогда столицей Саксонии; саксонские курфюрсты в своей сокровищнице, которая называлась "Кунсткамере", собирали разные драгоценности, парадное вооружение, редкие раковины, камни и другие диковины: было там и несколько картин, но ценились они не выше остальных сокровищ "Кунсткамеры".    Слава Дрезденской галереи начинается с восемнадцатого века. В то время в Европе появилась мода украшать дворцы произведениями искусства. Короли и князья соперничали в этом друг с другом. Саксонские курфюрсты стали скупать картины знаменитых художников. Из этих произведений и была устроена придворная галерея, а через сто лет, с девятнадцатого века, Дрезденская галерея была превращена в музей. В ней были собраны картины самых знаменитых художников разных стран, и она прославилась на весь мир.    Незадолго до конца Великой Отечественной войны части Советской Армии подходили к Дрездену. Этот город долго бомбила американская авиация, много прекрасных зданий, дворцов, музеев было разрушено. Как только советские войска заняли Дрезден, один батальон был спешно послан к зданию, где находилась знаменитая картинная галерея – гордость всего культурного человечества. Разбитое, обгоревшее здание было пустым, картины исчезли. После настойчивых розысков удалось открыть под зданием музея замурованный ход в подвал, а там, в этом подвале, зашифрованные документы и планы тайников, где были спрятаны картины. По этим планам картины и были найдены. Одни – в заброшенной штольне, другие – в затопленном штреке известняковой шахты, а некоторые – на чердаке старого замка. Подступы к тайникам были заминированы: фашисты хотели взорвать, погубить эти сокровища искусства! Этому чудовищному злодейству помешали воины Советской Армии. Но и без взрыва картинам грозила гибель, если б они долго пробыли в тайниках. Для картин, особенно старинных, опасна сырость и темнота. Дерево разбухает и коробится, холст сыреет, слой краски покрывается трещинами и разъедающей плесенью.    Картины уже начали разрушаться. Советское командование приняло срочные меры для их спасения. Выли вызваны специалисты-искусствоведы и художники-реставраторы: они оказали "первую помощь" картинам. Чтобы прекратить разрушение, все картины протерли особыми составами, с помощью специального клея наложили на них защитные пластыри, и картинам стала неопасна перевозка.    Комиссия, в которую вошли представители общественности Дрездена, тщательно составила опись всех картин, и они были направлены на хранение в Советский Союз, где им уже не грозили случайности и опасности войны. Осенью 1955 года спасённая галерея была перевезена в Дрезден.    А перед этим более 500 картин Дрезденской галереи выставлялись в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Здесь показаны некоторые из этих картин. О них и пойдёт речь.    Пинтуриккио. Портрет мальчика. Ок. 1480

   "Портрет мальчика" написан в пятнадцатом веке итальянским художником Пинтуриккио. Мы не знаем теперь, кто был этот мальчик и почему был написан с него портрет. Но картина вот уже более пяти веков привлекает всеобщее внимание. Всмотритесь в портрет! Художник сумел передать, что в мальчике этом происходит большая и важная перемена. Детское лицо его серьезно, глаза задумчивы. Видно, что он вступил в ту пору жизни, когда кончается беззаботное детство и человек взрослеет, серьёзно и глубоко задумывается о жизни. Пинтуриккио изобразил мальчика на фоне пейзажа: тихая река, голубые горы, деревца – тонкие, по-весеннему прозрачные, такие же юные, как мальчик. Чувствуется, что и в природе и в человеке пробуждаются новые жизненные силы.    Пинтуриккио жил в начале той эпохи, которая названа в истории эпохой Возрождения. В течение многих веков до этого люди были скованы властью церкви, жестокими требованиями религии. Все земное считалось чем-то греховным, презренным: и красота, и веселье, и даже наука. Эпоха Возрождения названа так потому, что люди того времени восстали против гнёта церкви и феодалов и человечество, освободившись от многих суеверий, возродились к жизни. Начался расцвет науки и искусств.    Картине Пинтуриккио присущи черты эпохи Возрождения – интерес к людям, к жизни, внимание к чувствам и переживаниям человека.    Один из самых великих художников Возрождения – Рафаэль Санти. Ещё при жизни слава Рафаэля была, так велика, что никто не называл его по фамилии. Когда говорили "Рафаэль", каждый понимал, о ком идёт речь, хотя это совсем не редкое имя в Италии. И вот уже много веков люди во всех странах называют его просто по имени: Рафаэль.    Рафаэль. Сикстинская мадонна. Фрагмент. 1513–1514

   Самая знаменитая картина Рафаэля – это так называемая "Сикстинская мадонна". Рафаэль часто писал изображения богоматери, или, как говорят в Италии, мадонны.    Нужно помнить, что в те времена влияние религии на людей было ещё сильно. Художники часто брали сюжеты из христианских легенд, потому что они были знакомы каждому. Но художники Возрождения в своих картинах по-новому использовали религиозные сюжеты. Они старались передать людям какую-нибудь большую моральную идею, рассказать о высоких, благородных чувствах: о верности убеждениям, о любви к людям, о сострадании... Они изображали черты характера обыкновенных живых людей.    "Сикстинская мадонна" – это картина, рассказывающая о подвиге матери. По легенде, сын мадонны Христос ради людей пошёл на мучительную смерть. Вглядитесь внимательно в мадонну Рафаэля, в её лицо. Как нежно и крепко держит она сына, как она его любит, как горда им! Но в её больших, прекрасных глазах затаилась печаль. Она боится за судьбу сына и знает, что впереди его ждёт страдание. И всё же она не прячет мальчика, она несет его людям, она отдаёт им самое дорогое, что у неё есть, – своё дитя. А младенец серьёзно, пристально и бесстрашно глядит вперёд.    В верхней части картины Рафаэль изобразил занавес, который будто только что раздвинулся, и стало видно, как идёт к людям мадонна с младенцем на руках, легко и стремительно ступая по облакам маленькими босыми ногами.    И мать и дитя проникнуты самыми светлыми, чистыми и благородными человеческими чувствами – самопожертвованием, готовностью к подвигу, любовью к людям. Художник с такой силой и правдивостью выразил красоту этих чувств, что его картина понятна и дорога всем людям.    Паоло Веронезе. Мадонна с семейством Куччина. Ок. 1571

   В Дрезденской галерее есть картины другого итальянского художника, Паоло Веронезе, который жил и работал в Венеции несколько позже Рафаэля. Здесь помещена репродукция его картины "Мадонна с семейством Куччина". В то время богатые и знатные горожане часто заказывали знаменитым художникам групповые семейные портреты. Принято было изображать семью на молитве, а чтобы видно было, кому молятся, тут же изображались и святые. Так и сделал Веронезе. Слева на его картине мадонна, справа – семья Куччина. Три женщины на заднем плане – это аллегорические фигуры трёх добродетелей: Веры, Надежды и Любви.    Силой своего гения Веронезе превратил эту обычную для того времени тему в интересный и живой рассказ о людях. Посмотрите на маленьких Куччина. Веронезе. Мадонна с семейством Куччина. Одному из них, как видно, надоело стоять смирно, молитва скучна ему. Он спрятался за колонну и поглядывает по сторонам. Второй мальчик ведёт себя тихо и чинно, как велела мать. А самый младший совсем не интересуется, чем заняты взрослые. Ему нравится собака, он сел на пол и тянется к ней...    Такие бытовые, житейские подробности Веронезе любил вводить даже в картины, которые он писал для церквей и монастырей. За это его привлекли к церковному суду, суду инквизиции. Веронезе, правда, не приговорили к сожжению на костре, но подвергли каре, необычайно тяжёлой для художника: заставили переписать картину, переделать ее по вкусу монахов-заказчиков.    На два столетия позже Веронезе жил в Венеции Джованни Каналетто, замечательный пейзажист. Он больше всего любил изображать свой родной город. Венеция не похожа на другие города. Она вся изрезана каналами. Там есть улицы без тротуаров и без мостовых, стены домов поднимаются прямо из воды, а люди по этим улицам плавают на лодках, которые называются гондолами.    Дж. А. Каналетто. Площадь перед церковью Г. Джованни э Паоло. 1747

   Картина Каналетто "Площадь перед церковью Г. Джованни э Паоло" переносит нас в Венецию восемнадцатого века. На площади гуляют горожане. По каналу скользят гондолы и медленно плывут грузовые баржи. Канал с гондолой – левая часть картины. А в правой её стороне вы можете рассмотреть памятник кондотьеру – наёмному военачальнику – Коллеони. Гипсовая копия этого памятника есть в Москве, в Музее изобразительных искусств.    Лукас Кранах. Портрет герцогини Катарины Мекленбургской. 1514

   К замечательным картинам немецких художников шестнадцатого века, которые хранились ещё в "Кунсткамере" саксонских курфюрстов вместе с диковинными мирскими раковинами и хитрыми музыкальными шкатулками, относится написанный Лукасом Кранахом Старшим "Портрет герцогини Катарины Мекленбургской". Кранах тщательно выписывает богатое узорное платье и драгоценные украшения герцогини, изобилием их подчёркивая, какое высокое положение она занимает. По этому портрету видно, что она привыкла повелевать, что она горда, надменна. На её лице отражены холодное высокомерие и скрытность.    Совсем иной характер раскрывается нам в портрете Шарля де Моретта, написанном другим немецким художником, Гансом Гольбейном Младшим.    Ганс Гольбейн Младший. Портрет Шарля де Моретта. 1534–1535

   Шарль де Моретт, французский посланник в Англии, был человеком исключительной силы характера и разносторонних способностей. Современники восхищались смелостью, с которой он однажды привёл войска через опаснейший горный перевал. Шарль де Моретт так же умело командовал флотом, был талантливым и умным дипломатом. Портрет, написанный Гольбейном, показывает нам и мужество, и спокойный ум, и твёрдую волю де Моретта.    Тут вы видите и работу величайшего художника Германии – Альбрехта Дюрера. Это портрет юноши, о котором не дошло до нас никаких сведений. Никто не знает, как его звали, кем он был. Картина Дюрера называется просто "Портрет молодого человека". Но когда глядишь на него, кажется, что знаешь всё о том, кто здесь изображён.    Альбрехт Дюрер. Портрет молодого человека. 1521

   Это человек, страстно преданный своим убеждениям, решительный, энергичный, уверенно идущий к намеченной цели. Это не вельможа, не принц. Это человек из народа. Дюрер жил в то бурное и тревожное время, когда Европа была охвачена пламенем крестьянских воин. И народного вождя того времени представляешь себе таким, как юноша на портрете Дюрера.    Так в старых портретах великих художников отражены и эпоха и человеческие характеры во всём богатстве и разнообразии.    В Дрезденской галерее собрано много замечательных картин голландских художников семнадцатого века. Семнадцатый век – время наивысшего расцвета голландской живописи. После многолетней героической борьбы голландцы добились национальной независимости, изгнали испанских завоевателей, свергли феодальный строй и основали первую в истории человечества буржуазную республику.    Наступил длительный мир. Голландия, республика купцов и ремесленников, богатела, процветала, и голландские художники с увлечением изображали в своих картинах это сытое изобилие, эту мирную жизнь.    На картине художника Виллема Геды нет никаких людей: ни героев, ни мучеников, ни полководцев. Тарелки, ложки, опрокинутые бокалы и серебряная ваза, небрежно брошенные золотые карманные часы и надрезанный пирог с аппетитно подрумяненной коркой, с начинкой из ежевики. Картина так и называется: "Завтрак с ежевичным пирогом".    Виллем Геда. Завтрак с ежевичным пирогом. 1631

   Кто ел этот пирог? Кто бросил небрежно часы, недоеденный пирог на серебряной тарелке?    Художник не рассказывает нам об этом. Он хочет, чтобы мы вместе с ним любовались красотой вещей, игрой и блеском вина в бокале, отражением в тарелке ножки вазы, складками накрахмаленного полотна.    Художники того времени часто рисовали такие картины – "натюрморты". Слово это в переводе означает "неживая природа".    Они любили также рисовать сценки на простой, будничной жизни. Им казалась интересной и замечательной сама жизнь даже тогда, когда не случается никаких необыкновенных происшествий.    Ян Вермеер Дельфтский. Девушка, читающая письмо. 1657

   Посмотрите на картину Яна Вермеера Дельфтского "Девушка, читающая письмо". Художник словно прикоснулся волшебной палочкой к стене дома, стена вдруг стала прозрачной, и мы видим кусочек жизни.    Обыкновенная комната в доме зажиточного горожанина, и обыкновенная девушка у окна читает какое-то письмо... Как внимательно, как подробно рисует Вермеер эту комнату! И самое главное, самое удивительное в этой картине – свет, идущий из окна, освещающий и девушку, и бледно-зелёную драпировку, и красную портьеру, и разноцветный восточный ковёр. Свет играет на платье девушки; освещенное её лицо отражается в оконном стекле. Воздух в комнате полон этим светом. Вермеер словно говорит: как всё красиво при свете дня – и люди, и вещи, и сама жизнь!    С такой же правдивостью показывает другой голландским живописец, Адриан ван Остаде, мастерскую художника с царящим в ней рабочим беспорядком.Адриан ван Остаде. Мастерская художника.    Особняком среди голландских живописцев семнадцатого века стоит Рембрандт ван Рейн. Это был величайший художник. Как и Рафаэля, весь мир знает его просто по имени. Судьба этого великого художника была трагичной. Голландские бюргеры, богатые купцы, в чьих руках была власть и деньги, не поняли, не оценили великого искусства Рембрандта. Жизнь его была трудной и скорбной, умер он в одиночестве.    Рембрандт показывал в своих картинах страдания людей, нищету, голод, тяжёлую борьбу человека с жизнью, и, конечно, это не могло нравиться сытым, самодовольным голландским бюргерам. В каждом его произведении – глубокое и чаще всего трагическое содержание. Каждый портрет, созданный им,передаёт характер человека и его чувства.    Здесь одно из самых светлых и радостных произведений Рембрандта – портрет его жены Саскии ван Эйленбург. Этот портрет написан незадолго до свадьбы.    Рембрандт. Портрет Саскии ван Эйленбург. 1633

   Лицо Саскии дышит счастьем, молодостью, радостью жизни. Свет падает сверху, озаряя только нижнюю часть лица. Лоб и глаза в тени, которую отбрасывают поля шляпки. Но и эта тень вся пронизана светом. Свет словно борется с нею, проникая через поля шляпки, отражаясь снизу от светлого платья. Тень искрится и трепещет, и чем дольше смотришь, тем всё более живой и изменчивой кажется она. Так передавать свет и тень, как передавал Рембрандт, не умел ни один художник ни до, ни после, него.    В те же годы, что и Рембрандт, в соседней с Голландией стране, Фландрии, жил другой знаменитый живописец, Петер Пауль Рубенс. Его жизнь сложилась по-иному. Он добился и признания, и успеха, и богатства, и высокого положения в обществе.    Петер Пауль Рубенс. Охота на кабана. 1615–1620

Картины его – большие, предназначенные для дворцовых зал, – блещут яркими красками, прекрасными лицами, силой и красотой человеческих тел. Он любил показывать здоровых, – красивых людей, могучих героев, поэтому часто брал сюжеты из древних мифов и сказаний. Сцены в его картинах полны бурного движения. Потому что в движении лучше всего проявляется физическая сила. В картине "Охота на кабана" люди, лошади, собаки увлечены каким-то диким вихрем движения...    Антони ван Дейк. Портрет воина в латах с красной повязкой. 1625–1627

   У Рубенса было много учеников. Самый талантливый из них – Антони ван Дейк. Он писал замечательные портреты. Здесь помещён "Антони ван Дейк. Портрет воина в латах с красной повязкой". В повороте фигуры, и движении головы чувствуется молодая энергия, сила, отвага. Очертания блестящих лат и мягкие пряди волос теряются в тени. Из-за этого особенно ярко выступает лицо, оно приковывает к себе взгляд зрителя.    Из испанских картин Дрезденской галереи очень интересна картина Риберы "Святая Инесса".    По легенде, Инессу обезглавили за то, что она отказалась изменить своей вере. В Испании ещё и в семнадцатом веке была очень сильна власть церкви, религия владела умами людей, и естественно, что художник взял такую тему. Но, пользуясь этой легендой, Рибера показал живую девушку-испанку с возвышенным характером и мужественным сердцем.    Хусепа Рибера. Святая Инесса. 1641

   Инесса Риберы ещё совсем девочка, ей лет тринадцать–четырнадцать, но она не боится своих палачей. Перед лицом смерти она своим бесстрашием и спокойствием показывает людям, что правда выше всего, что она сильнее силы и жестокости.    Произведения великих мастеров дают людям неисчерпаемое богатство впечатлений. И когда смотришь прекрасные картины, собранные в Дрезденской галерее, или Эрмитаже, или Лувре, или Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, видишь, сколько великого вдохновенного труда вложено в эти творения.    В них отражена жизнь народа; они созданы народом и должны принадлежать народу. Немецкие фашисты не смогли их отнять у человечества. Спасённые советскими войсками сокровища снова живут, принося людям радость, укрепляя веру в торжество справедливости, в мощь человеческого гения.

journal-shkolniku.ru

Галина Дятлева - Мастера натюрморта

П. Клас. "Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти", Эрмитаж, Санкт-Петербург

Замечательное колористическое мастерство Класа проявилось в картине "Завтрак с ветчиной" (1647, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Натюрморт исполнен в желтоватых оттенках, но взгляд зрителя притягивает золотистая корка булочки на металлической тарелке и розовая ветчина, лежащая на блюде в центре стола. Изображение оживляют световые блики на прозрачных стенках стеклянного бокала с вином и сверкающие оловянные тарелки.

Со временем натюрморты Класа становятся все более совершенными в плане живописи и свободными по композиционному строю. Особенно интересна картина "Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пустой опрокинутый кувшин является основой композиции, выстроенной по диагонали.

П. Клас. "Завтрак с рыбой", 1653, Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1653 году был написан "Завтрак с рыбой" (Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающийся от других картин Класа своим вытянутым по вертикали форматом. Впечатление уходящего вверх пространства подчеркивает расположенный в центре полотна высокий стеклянный фужер.

В этом произведении художник проявил себя настоящим мастером тональной живописи.

Удачно сгруппировав на столе предметы, Клас показал живой блеск металлической посуды, сверкание стекла. Особую выразительность натюрморту придает красный тональный акцент в центре композиции - вино, налитое в узкий бокал.

Виллем Клас Хеда(1594–1680/1682)

В начале своего творческого пути Виллем Клас Хеда писал композиции на религиозные сюжеты, а также портреты. Позднее он увлекся натюрмортами и достиг в этой области такого совершенства, что современники и потомки высоко оценили его творчество. В Харлеме Хеда имел собственную мастерскую, в которой работали многочисленные ученики живописца.

Голландский живописец Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. В этом городе он жил и работал до самой смерти. Творческий метод Хеды складывался под влиянием Питера Класа, поэтому в живописи обоих голландских мастеров много общего. Но в отличие от натюрмортов последнего картины Хеды более свободны по композиции, в них больше воздуха и свободного пространства. Художник умело располагает предметы на столе, помещая их то параллельно поверхности стола, то по диагонали. Большую роль в его картинах играет свет, с помощью которого выявляется материальная сущность вещей. Одна из наиболее ранних работ - "Натюрморт" (1621, собрание Бредиуса, Гаага) - имеет символический смысл. С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву.

Для своих картин Хеда использует предметы из серебра и золота, красивые перламутровые раковины, изящные сосуды из венецианского стекла. В то же время в целом ряде композиций голландского мастера мы можем видеть ничем не примечательную домашнюю утварь и обычную снедь. Чаще всего Хеда располагает предметы в своих почти монохромных "завтраках" строго по горизонтали.

В. К. Хеда. "Завтрак с омаром", 1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Живописец применяет нейтральный фон, серебристо-серые и зеленовато-коричневые оттенки ("Завтрак", 1629, Маурицхёйс, Гаага; "Завтрак с ежевичным пирогом", 1631, Картинная галерея, Дрезден; "Десерт", 1637, Лувр, Париж). Один из лучших натюрмортов Хеды - "Завтрак с омаром" (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник очень точно передает материал, из которого сделан каждый предмет. Виртуозно показаны тонкое стекло высокой рюмки, массивная ножка большого бокала, блеск металлического сосуда и упавшего кубка, теплый цвет лимона, золотистая кожура которого серпантином извивается по столу. Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. Переходя с одного предмета на другой, он придает изображению теплоту и свежесть. Обладавший прекрасным художественным чутьем и тонкой наблюдательностью, Хеда мог уловить такие детали, как отблеск на стенке бокала, идущий от оконного проема, или легкое, едва заметное отражение лежащего на столе золотистого кубка на сияющей поверхности серебряного кувшина.

В. К. Хеда. "Завтрак", 1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Так же хороши и натюрморты "Ветчина и серебряная посуда" (1649, ГМИИ, Москва), "Завтрак с бокалом-наутилусом" (1649, Художественный музей, Шверин), "Завтрак" (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург), "Натюрморт с ветчиной" (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Хеда часто берет для своих картин одни и те же предметы, варьирует схожие мотивы, но разнообразная расстановка и противопоставление вещей делают каждое полотно неповторимым и необыкновенно выразительным. Живописец вносит лирическую струю в будничное и обыденное, и его натюрморты, не теряя своей убедительности и реальности, приобретают поэтическое очарование.

Франсуа Рейкхалс(после 1600–1647)

Из обычного художника-жанриста Франсуа Рейкхалс очень быстро превратился в прекрасного мастера натюрморта, создававшего яркие и красочные картины, не характерные для голландского искусства, в котором в то время господствовала тональная живопись. Вслед за Рейкхалсом к красочности и изобилию обратились и другие живописцы, работавшие в самых разнообразных жанрах.

Голландский художник Франсуа Рейкхалс родился в Мидделбурге. Жил и работал в Мидделбурге и Дордрехте, где в 1633 году вступил в гильдию живописцев. Рейкхалс - автор многочисленных жанровых композиций, пейзажей, кухонных интерьеров, но славу ему принесли именно натюрморты.

Вплоть до 1917 года из-за неправильной расшифровки подписей на полотнах многие исследователи приписывали авторство некоторых произведений Рейкхалса Франсу Халсу Младшему.

Свой творческий путь Рейкхалс начал с создания картин типа кухонного натюрморта. К этому виду можно отнести выполненное в 1637 году полотно "Ферма" (Эрмитаж, Санкт-Петербург), хотя в отличие от других работ этого периода сцена в нем разворачивается не на фоне интерьера крестьянской кухни, а во дворе фермы. Тщательно выписаны помещенные на первый план предметы крестьянского быта (тазы, кувшины) и разнообразные овощи (капуста, огурцы, морковь, тыква). А вот человеческие фигуры получились не слишком удачными. Их позы, жесты и движения кажутся неестественными и совершенно не соответствующими общему окружению.

С большим мастерством написаны птицы, животные и пейзаж, выполненный в нехарактерной для тональной живописи того времени манере (пространство картины разделено на три красочных плана).

Годом позже появился еще один кухонный натюрморт Рейкхалса - картина "Кухня" (1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник детально точно изобразил на переднем плане множество массивных предметов домашнего обихода. Здесь бочонки, ведра, тазы, миски, кастрюли, корзины. Рядом высится массивный деревянный стул. Вместе с утварью лежат разнообразные овощи: капуста, морковь, свекла, тыква. Справа на дальнем плане зритель видит фигуру женщины. Одетая в неброскую темную одежду, она воспринимается как своеобразная деталь натюрморта. Цветовая гамма полотна выстроена на оттенках зеленого и коричневого цветов. Значительная роль отводится свету, который выхватывает из полумрака кухни большой кочан капусты, перевернутую деревянную кадку на полу, огромную миску, лежащую на каких-то других предметах.

Ф. Рейкхалс. "Ферма". Фрагмент, 1637, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Неспособность достаточно хорошо изображать человеческие фигуры привела к тому, что Рейкхалс всецело отдался одному жанру - натюрморту. Именно в нем он проявил свой яркий талант художника, умение точно следовать натуре. В 1640-х годах, в завершающий период своего творчества, Рейкхалс создавал исключительно картины с изображением фруктов, посуды, разнообразной снеди. Постепенно предметы крестьянского быта полностью исчезли из композиций мастера, уступив место нарядным блестящим сосудам, роскошным спелым плодам и ювелирным изделиям. На картинах зрелого Рейкхалса зритель видит уже не обычные овощи, вроде капусты и тыквы, а изысканные красочные десерты. К подобному типу произведений относится натюрморт "Плоды и омар на столе" (1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург), который многие исследователи причисляют к аллегориям типа vanitas ("суета сует").

Ф. Рейкхалс. "Кухня", 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург

www.profilib.net

Картины художников. Натюрморт - символы и время — Журнал по дизайну и культуре

Что может быть лучше натюрморта? Удачно размещенное художественное произведение сразу становится центром внимания, подчиняя себе все остальные. Оно способствует созданию особой, доверительной атмосферы в помещении. Но, только ли этим интересны живописные полотна, выполненные в этом стиле? Натюрморты XVII столетия предлагают внимательному зрителю проникнуть в удивительный мир, созданный художниками из умело подобранных предметов. Есть различные виды картины художников этого жанра, представляющие цветы, фрукты, животных, а также — убранство стола, скромные голландские завтраки, роскошную фламандскую снедь, либо меланхолические картины Vanitas, посвященные размышлениям о быстротечности жизни. Мастера натюрморта стремились передать в своих работах многообразие мира, в котором каждое создание, будь то и неодушевленный предмет интерьера, цветок или кисточка винограда обладает неповторимыми свойствами, достойными быть запечатленными на холсте. Это стремление воплотилось в виртуозной передаче фактуры хрупкого прозрачного стекла, румяных булочек, насыщенного соком разрезанного лимона, сочных виноградин.

Завтрак с крабами. Хедда.В.

Завтрак с крабами. Хедда.В.

Cоставляя композиции натюрмортов, живописцы XVII века сообщали им смысл, в котором философские понятия передавались с помощью определенной расстановки предметов. Одно из самых трудно передаваемых понятий — время. Как его изобразить? Старинные натюрморты позволяют судить о том, каким его представляли себе люди XVII столетия. В большом «Натюрморте с фруктами», созданном голландским живописцем Балтазаром Ван дер Астом в 1630 году, представлены цветы в вазе, насекомые, птицы и груда рассыпанных по столу фруктов. Мастер предельно внимателен к каждой детали тщательно выписан орнамент на вазочке, капли росы на листьях персика, прихотливый узор раковин и пятнышки порчи на фруктах. По замыслу автора, картина должна быть наделена не только достоверностью, но и жизнью, шумной и подвижной: по опрокинутой корзинке взбираются два попугая, над фруктами порхают бабочки и стрекозы. Более того, Ван дер Аст пожелал передать в натюрморте мгновение времени один персик только что скатился со стола и падает: время здесь как бы остановилось.

Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти. П.Класс

Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти. П.Класс

Позднее, в середине XVII века, немецкий мастер Абрахам Миньон тоже увлекался передачей остановленного мгновения в натюрмортах.

На одной из картин художник изобразил несколько опрокидывающихся ваз с цветами. Роскошный букет, гибнущий из-за неосторожности ручной белки: зверек, привязанный на цепочке, зацепил ею за ножку вазы, из которой плещет вода, разлетаясь множеством брызг, а стебли цветов в падающем букете, кажется, переламываются на глазах у зрителя. Натюрморт голландского живописца Питера Класа «Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти» лишен яркого декоративного эффекта, однако и здесь присутствует течение времени. Предметы неустойчивы: опрокинуты серебряный стакан и большой металлический кувшин с откинутой крышкой, разбит стеклянный ремер бокал для вина, разбросана скорлупа от орехов, небрежно брошены на стол щипцы для снятия нагара из них на белую салфетку высыпается пепел, а рядом погасшая свеча. Все подчинено замыслу художника передать бытие предметов в утекающем времени, размышления о вещи, постепенно изменяющейся и приходящей к концу: свеча сгорает, бокал разбивается, от орехов остается лишь скорлупа. Предметы в этом натюрморте приобретают роль символа обозначения прошедшего времени. А рассыпающийся на глазах у зрителя пепел напоминает о бренности мира и человеческой жизни.

Отраженная в картинах тема непрочности мира часто волновала людей XVII века.

На то были свои причины многочисленные войны и самая длинная Тридцатилетняя, частые эпидемии болезней. Размышления о тленности земного бытия пронизывают литературу и изобразительное искусство XVII столетия и соединяются с представлением о времени как о быстро утекающих минутах, днях, годах. Любой предмет в потоке времени изнашивается и разрушается это непостоянство и выражают старинные натюрморты. Но не исчезала надежда на спасение рядом со знаками бренности по традиции помещали предметы, которые могли выражать уверенность в победе вечности над временем. Вечность отменила время, сказал нидерландский поэт Иеремиас де Деккер. В натюрмортах, посвященных теме бренности, такую надежду могло выражать изображение бокала с вином, иногда увитого виноградной лозой, это напоминало о таинстве причастия, уповании на вечную жизнь души. Разбитое стекло имело то же значение, что и пепел.

Натюрморт с часами. Клас П.

Натюрморт с часами. Клас П.

Художники XVI начала XVII века нередко представляли непостоянный земной мир в виде стеклянной сферы.

В это же время большую популярность получили сборники эмблем. Каждая эмблема состояла из гравированного изображения, например, мифологического персонажа, какого-нибудь растения, животного, домашней утвари и так называемого девиза, то есть краткого текста, тесно связанного с гравюрой, и пояснения, растолковывавшего иносказательный смысл эмблемы. В 1617 году, в Лейпциге был издан сборник Андреаса Бретшнайдера. На одной из гравюр в этой книге изображена любопытная сценка: в центре большая стеклянная сфера с заключенным внутри пейзажем. Она символизирует бренный мир и катится под уклон, подгоняемая смертью скелетом со стрелой и песочными часами в руках. Обгоняя сферу, из нее вылетает крылатый Хронос, олицетворяющий время. В одной руке он сжимает косу, в другой, поднятой вверх, держит стеклянный бокал, тут же разлетающийся на части. В натюрморте Питера Класа тоже есть разбитый бокал ремер. Не позаимствовал ли художник эту деталь из эмблемы Бретшнайдера? Во всяком случае, значение разбитого бокала у обоих художников одинаково. Изображение ремера, который будто только что упал и частью рассыпался на осколки, встречается и в других натюрмортах, например, в Завтраке с ежевичным пирогом голландского мастера Виллема Класа Хеды. В отличие от эмблемы Бретшнайдера, у Питера Класа и Виллема Хеды время невидимо, но, проходя, оно оставляет вполне зримые следы: рассыпанный пепел, оплывший воск погасшей свечи, осколки разбитого бокала. Эмблема метафора, наоборот, позволяла увидеть время, обретавшее облик мифологического персонажа Хроноса. Изображение из сборника Бретшнайдера сопровождает пояснительный текст, перекликающийся со строками стихотворения: Любезное Время улетает из мира!.. Старинные стихотворцы нередко обращались к времени как к вполне зримому персонажу, умоляя его замедлить ход:

Мельканье дней, движенье лет…Как будто бы крылаты,Летят и удержу им нет.Эй, Время, стой! Куда ты?(Симон Дах)

Завтрак с ежевичным пирогом. Хедда В.

Завтрак с ежевичным пирогом. Хедда В.

В натюрмортах старых мастеров повседневные предметы принадлежали миру видимой реальности, поэтому в их картинах не было фантастических фигур наподобие крылатого Хроноса. Но все-таки и в натюрморте время можно представить зримо в виде часов. На картине Хеды «Завтрак с ежевичным пирогом» справа помещены карманные часы, воплотившие в себе безостановочный ход времени. В «Натюрморте с золотым бокалом» П. Класа часы лежат на столе рядом с традиционными символами бренности раковинами, представляющими пустую мертвую скорлупу, из которой давно ушла жизнь, и драгоценным кубком. В «Натюрморте с часами», ранее считавшемся работой испанского мастера Антонио Переды, часам отведена главная роль. Картина, мрачная даже по сравнению с другими натюрмортами Vanitas, трактующими тему краткости жизни, наделена особым драматизмом. Здесь также присутствуют раковины, изъеденные червями орехи, хрупкие стеклянные и керамические сосуды. В центре настольные часы на ножке, сделанной в виде фигурки фантастического персонажа сатира. Каждая деталь тщательно выписана, но особое внимание живописец уделил часам. Единственным живым существом в застывшем мире, заполненном неподвижными мертвыми вещами, кажется этот маленький сатир: он упал на колено и склоняется под тяжестью большого круглого циферблата, едва удерживая часы на плечах. Этот, словно неожиданно оживший персонаж, напоминает фигуры из сборников эмблем, такие, как Хронос или Смерть в виде скелета на гравюре Бретшнайдера.

В эпоху христианства античные персонажи получили новое толкование, более соответствовавшее запросам времени.

Это коснулось и сатира — фантастического существа с человеческими головой, руками, туловищем и козлиными ногами. Получеловек полуживотное, он был уподоблен дьяволу и смертному греху. Похожее значение сохранилось и в «Натюрморте с часами»: тяжелый циферблат воплощенное время неумолимо давит на плечи фигурки сатира, как на неисправимого грешника, склоняющегося к земле. Изображение часов здесь приобретает значение сложного иносказания аллегории, смысл которой был хорошо понятен современникам:

И все ж не сторонисьТревожных откровенийциферблата,В них тайну каждодневногозакатаНам повторяет жизнь:Всю вереницу суток, солнц,орбитСчитает смерть, а время лишьрастит.(Франсиско де Кеведо)

Мир натюрморта в интерьерах XVII века сокрыт от непосвященного зрителя.

Более позднее время отказалось от сложного старинного иносказания. Чтобы найти вход в этот мир, зачастую, недостаточно лишь одного созерцания картин. Ключ к их пониманию хранят сборники эмблем, строки поэтов XVII столетия, получившего название «золотого века натюрморта». Проникнув с их помощью в замысел картины, можно понять воплощенную в сюжете мысль художника о бытии предмета в бесконечном потоке времени, возведенную до мысли о человеке и его судьбе.

Публикация подготовлена по материалам статьи«Время в старинном натюрморте» Ю. Звездина, М. 1992 г.

Читайте также:

www.5arts.info



 
Msup1 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта
Дизайн и поддержка сайта — «Askaron systems»