Завтрак на траве (Мане). Завтрак на траве картина мане описание
Описание картин Мане
Эдуард Мане. Завтрак на траве. Олимпия
Мане был новатором,он искал новые средства выражения в живописи,которые вызывали довольно жестокое сопротивление публики.
«В картине «Завтрак на траве» (1863) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого, утверждал важность обращения к большим эпохам реалистического искусства и вместе с тем – к реальной действительности, – отмечает М.Т. Кузьмина. – В эпизоде завтрака на лоне природы он представил, по примеру мастеров Возрождения, обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами… Не прикрытая мифологическим сюжетом, свободная от слащаво-идеализированной трактовки, нагота модели вызвала негодование буржуазной публики.
”Завтрак на траве” — самое большое полотно Мане, в котором он осуществил обычную мечту художника: дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. Замысел картины был навеян луврским «Концертом» Джорджоне, но, как и во многих других ранних работах Мане, следование традиции сочетается и даже борется здесь с остросовременным миропониманием и видением. В картине немного листвы, несколько стволов деревьев, и в глубине — река, в которой плещется женщина в рубашке, на переднем плане — двое молодых людей сидят перед женщиной, которая только что вышла из воды и обсыхает на воздухе. Эта обнаженная женщина привела в негодование публику, ничего кроме нее, не увидевшую в картине. Боже, какое неприличие! Женщина, без малейшего намека на одежду — среди двух одетых мужчин. Где это видано? Критика разносила Мане в пух и прах: “Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки”.
Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков. Острая наблюдательность художника подмечает характерные особенности юной позирующей модели: угловатость хрупкой фигуры, полную независимости позу, прямой, бесстрастный и чуть рассеянный взгляд. Контрастно звучат светлые тона обнаженного тела, серо-желтой шали и голубоватых тканей на темном фоне. Композиционная схема, идущая от старых мастеров, наполняется новым содержанием; меняется техника живописи, приобретающая более непосредственный эмоциональный характер».
Похожие записи
design-kmv.ru
Завтрак на траве (Мане)
"Завтрак на траве" ( фр. Le d?jeuner sur l'herbe ) - Картина французского живописца Эдуара Мане, написанная в 1863 году. Ныне хранится в 19-м зале музея д'Орсэ ( Париж, Франция).
1. История
Изначально картина называлась "Купание" ( фр. Le bain ) И предназначалась для Парижского салона, однако ее вместе с 3,000 других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.
По словам друга Мане, Антонена Пруста: "Завтрак на траве" задумывался как современная версия "Сельского праздника", которое тогда приписывали Джорджоне. В наше время доказано, что автором этой картины был Тициан (ок. 1476 или 1490 - 1576). На картине изображены две обнаженные женщины рядом с двумя одетыми мужчинами - Лютнист и пастухом. Но позы для трех главных персонажей Мане позаимствовал из другой хорошо известной работы - гравюры Маркантонио Раймонди (ок. 1480 - 1534), оригиналом для которой послужил "Суд Париса" Рафаэля.
Превращая хрестоматийный сюжет в сцену пикника в пригороде современного Парижа, Мане намеренно порушув каноны академической живописи, предписывающие изображать обнаженную женскую натуру только в образе мифологических богинь.
2. Описание
На картине изображены двое молодых мужчин, сидящих под деревьями рядом с обнаженной молодой женщиной, которая обратилась прямо к зрителю. Неподалеку выбирается из воды ее полуобнаженная подруга. На траве - сняты женские платья и корзины для пикника.
Позы персонажей отчетливо напоминают работы старых мастеров, однако их костюмы указывают на то, что герои Мане - его современники, и именно это вызвало наибольшее возмущение публики.
Мане выбрал для воспроизведения фрагмент, позволяющий поработать с богатой фактурой. Сделав предварительный эскиз, он сосредоточился на заднем плане. Преобладающие зеленые тона пользователя изумрудно-зеленой краской с желтым кадмием (для светлых тонов) и с синим индиго и сырой умброй (для темных тонов) платье купальщицы - титановыми белилами и "полосками" смеси белил с синим индиго, ее рука - белилами и желтой охрой.
Обнаженная фигураСледующий этап заключался в работе над обнаженной фигурой. Сначала для того, чтобы сохранить линию рисунка, он заполнил краской отверстия в контурах фигуры. Телесные тона были написаны белилами и желтой охрой; темные тона, волосы и глаза женщины - сырой умброй, паленой Сиеной; зеленые и синие тона вокруг ее ног - смесью, которую художник уже применял на предыдущем этапе.
Мужская фигураЗатем Мане взялся за мужскую фигуру. Как правило, сначала он повторил темные участки лица и одежды, которые впоследствии будут "освещены". Работал Мане как сухой кистью, так и пальцами, смешивая ними краски и создавая тени. Основном, Мане смешивал краски прямо на холсте, а не на палитре, и наносил их непосредственно друг на друга, после чего растирал на холсте. При этом он использовал ту же палитра, как и раньше. Добавил только черную краску, которой была написана галстук мужчины.
После этого он зафарбовав остаток полотна (начиная с темных участков, каковы тени). Для того, чтобы одежда выглядел мягким и скомканным, Мане пришлось много поработать пальцами, смешивая и смягчая краски. Он использовал белила, синий индиго, немного черной краски, чтобы придать брюкам сиреневого оттенка.
Мелкие деталиЗаключительные штрих отобрали у Мане не менее времени, чем вся его предыдущая работа. Например, обнаженная рука, вроде неплохо изложена уже на переднем плане, на самом деле, может показаться, что не совпадает с картиной Мане по цвету, фактуре и распределением теней. Ему пришлось тщательно сверить свою работу с оригиналом, а не продвигаясь вперед до тех пор, пока каждая деталь его имитации не будет соответствующей оригиналу.
Деталь лицаЧерты лица нужно было сначала обозначить очень контрастно, смягчив их лишь впоследствии. При этом глаза нужно было написать с максимальной точностью (форму ресниц, положения зрачков). Допущенные при этом ошибки в дальнейшем исправлять было очень трудно.
3. Образы
В своей картине Мане использовал необычные образы:
- Зяблик. Там где на картинах старых мастеров было принято изображать богов или ангелов, в Мане нарисован зяблик, летящему. Он выражает собой ироническую составляющую такого странного реализма художника.
- Откровенный взгляд. Обнаженная женщина, подпирая рукой подбородок, смотрит прямо на зрителя - похожа на нимфу с гравюры Раймонди. Позировала Мане Викторина Меран. Ее прямой взгляд кажется слишком откровенным, вызывая у зрителя ощущение неудобства.
- Одежда и провизия. Смятые платья, провизия, которая вываливается из корзин и серебряная фляжка создают натюрморт, который точно передает настроение пикника. Изначально картина называлась "Купание", но из-за того, что такое название несла в себе эпатажный дух, направления мотивируя раздевание героинь, и работа была переназвана.
- Странная перспектива. В перспективе и масштабах фигур допущены искажения. Вероятно, они носят преднамеренный характер и использованы для того, чтобы замаскировать искусственность композиции. Пропорции фигуры купальщицы сопоставимы с пропорциями фигур, расположенные на переднем плане, - будто между ними нет дистанции. Зато деревья "правильно" уменьшаются по мере удаления от зрителя. Это искривление особо подчеркивает лодка, по сравнению с фигурой купальщицы кажется игрушечным.
- Загадочный жест. Рука одного из мужчин вытянута так, будто он участвует в оживленной беседе. В то же самое время, очевидно, что мнения людей, которые находятся напротив него заняты чем-то другим, и этот жест становится немотивированным. Этот жест был скопирован с гравюры Раймонди.
- Обнаженная женщина и одягений человек. На гравюре Раймонди похожа группа фигур состоит из двух обнаженных годовых богов и обнаженной нимфы. Художник, оставляя женщину без одежды, "одевает" мужчин в современные костюмы. Контраст, который возникает, создает атмосферу картины достаточно вяжущим, придавая ей сексуальный оттенок.
Литература
- "Художественная галерея" № 40. Мане. - Москва: DeAgostini, 2005. - Ст. 14-19.
Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»?
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/69/Edouard_Manet_024.jpg
Создавая "Завтрак на траве", Мане был далек от того, чтобы низвергать традиции европейской живописи. Первоначально названная Купание ( _fr. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского Салона, однако е вместе с 3 тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.
Моделью женщины была Викторина Мран ( _fr. "Victorine Meurent "), один из мужчин брат Мане Густав, второй будущий шурин Фердинанд Леенхофф ( _fr. "Ferdinand Leenhoff ").
В 1862 году кто-то внушил Мане, что имеет смысл рискнуть и показать в Салоне следующего года изображение обнаженной натуры.
Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Антоненом Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плещутся в воде женщины, и внезапно ему на память приходит луврская картина - "Сельский концерт" Джорджоне.
Перед его глазами уже вырисовывается композиция: две обнаженные дамы и два одетых господина, только не в венецианских нарядах XVI века, а в костюмах эпохи Второй империи; группа располагается, как и у Джорджоне, на фоне природы, среди зелени и деревьев; это будет какая-то увеселительная прогулка - то ли "купанье", то ли "завтрак на траве", в общем, увеселительная прогулка.
Он берет несколько пробных аккордов - пишет этюды деревьев, вид острова Сент-Уэн. Но как расположить персонажей? Он признается Прусту, что идет от картины Джорджоне. Но. .Гравюра Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции "Суд Париса" заставляет Мане насторожиться. Здесь представлены три фигуры - морские божества, одно женское, два других мужские, - их позы как нельзя лучше подходят к задуманной им "Загородной прогулке". Наконец-то "архитектура" картины найдена.
Всю зиму Мане с жаром работает над этой картиной. Пристально, штрих за штрихом изучая гравюру с рафаэлевского "Суда Париса", он поначалу делает акварель и уже там находит центральную группу для будущей "Загородной прогулки". Ему позируют Гюстав и один из братьев Сюзанны, Фердинанд, который, кстати, занимается скульптурой. Быстрыми штрихами, чернилами он рисует рядом с ними обнаженную женщину, другую изображает на заднем плане.Затем переносит мотив на холст, но законченная картина - 89х115 сантиметров - кажется ему чересчур маленькой
Мане выбирает для "Купанья" прямо-таки монументальные размеры: 2 метра 14 сантиметров х 2 метра 70 сантиметров.
С первых же дней, даже с первых часов "Завтрак на траве" собирает толпу. "Завтрак" выделяется на фоне остальных холстов своим новаторством, живостью колорита и затмевает все, что его окружает.
Посетив вместе со своим двором выставку "отвергнутых", император и императрица подарили зевакам магическое слово "непристойность". Такова была их оценка "Завтрака на траве".
info-4all.ru