|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ЗАВТРАК- ВЕЛАСКЕС. Завтрак веласкесЗАВТРАК- ВЕЛАСКЕСПортрет старика в красном Рембрандт. Масло,холст.108 на 86. 1652-1654гг. Поступил в Эрмитаж в 1769 году из собрания Блюля в Дрездене. На протяжение всей деятельности художника портрет занимает одно из главных мест в его творчестве.Художник сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологического образа через внешний облик модели. Портрет старика в красной одежде отличается исключительной простотой и почти геометрической строгастью композиционого построения.Неподвижной обращенной прямо к зрителю фигуре сидящего в кресле старика со скрещенными на коленях руками придан монументальный характер,усиливающий величавость образа умудренного жизнью старца. Плотно прилегающая к голове шапочка и пушистая седая борода подчеркивает овал лица, сзади которого находится прямоугольная спинка кресла. Широкими цветовыми плоскостями ложится облекающая фигуру красная одежда и наброшенный на левое плечо черный плащ; их живописная характеристика , с отказом от мелочной детализации формы в передаче тканей, служит средством усиления эмоционального воздействия картины. Обобщенной трактовке всех второстепенных частей противопоставлена тщательная проработка лица и рук. Значение которых усиливается благодаря падающего слева яркого света. Тончайшие прозрачные световые лучи мягко вырисовывают индивидуальнные особенности морщинестого уставшего старческого лица и формы рук, узловатые суставы и вздутые вены,которые говорят о долгих годах трудовой жизни. Сосредоточенно устремленный в пространстве .скользящий мимо зрителя взгляд глубоко посаженных глаз раскрывают внутреннюю жизнь человека, черты лица которого несут отпечаток пережитых забот, волнений и раздумий. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью. Именно поэтому портрет одно время считали изображением древнегреческого мудреца Зенона.Старческие лица всегда особенно привлекали внимание Рембрандта, начиная с его ранних лет. Они притягивают его лежащим на них отпечатком многих лет жизненного пути. В полутемном помещении трое людей сидят за скромной трапезой. Мальчик поднял бутыль, вероятно предлагая долить стакаты; юноша жестом руки выражает одобрение этому предложению; старик лаского смотрит на своих юных сотрапезников. Эта картина с несложным сюжетом написана Диего Родригес де Сильва Веласкесом (1599-1660), великим испанским художником-реальстом, в дни его молодости , в родной Севилье. Она является замечательным образцом испанской жанровой живописи начала 17 века, получившей у современников название «бодегонес» (от слова бодегон-кабачок,погребок). В этих скромных произведениях отразилось стремление передовых испанский мастеров показать действительность своего времени : простых людей, предметы домашнего обихода- стремление , характерное для испанского искусства еще в 15 веке и получившее свое наивысшее развитие именно в первой половине 17 века. Реалистическое направление ощущалось сильнее всего на родине Веласкеса, в Севилье — городе ,который уже в 16 веке был одним из крупнейших торговых центров Европы. Первый учитель Веласкеса Эррера Старший охотно писал жанровые картины, а второй — Франсиско Пачеко, хотя и был сторонником религиозной живописи и поклонником Рафаэля, считал ,что бодегонес заслуживают признания и отмечал ,что лучше всех пишет их Веласкес.Пачеко сообщает также,что еще юношей Веласкес нанимал крестьянского мальчика и изображал его то плачущим , то смеющимся. Этот ребенок, по-видимому, послужил моделью и для мальчика картины Эрмитажа. Лицо его полно оживления, искорки смеха горяд в лукавых глазах , полураскрытый рот обнажает неровные крупные зубы; смятый воротник и одна из завязок ,небрежно опускающаяся на грудь, дополняют впечатление непосредственности. Образ старшего юноши полон суровой выразительности ; прекрасно передан национальный тип. Но эту суровость смягчает улыбка, которая чуть трогае уголки губ. Старик,возможно отец подростка и юноши, видимо, обращается с каким-то вопросом к своим молодым собеседникам. Простота, лаконичность чувствуется во всем : и в композиции, и в сдержанности поз и движений ; скромны и немногочисленны предметы, расстваленные на столе. С большим мастерством переданы складки скатерти, грубый плотный фаянс блюдечка, ручка ножика, прозрачность стекла бутыли,шершавая кожа граната. Картина потемнела от времени, но она и не была написана в светлых тоннах. «Тенебросо»-темная-называли испанцы манеру живописи ,в которой применялись резкие контрасты света и тени. У мастеров начала 17 века эти контрасты имели своей целью полнее выявить форму , подчеркнуть то, к чему хотел привлечь внимание художник. Контрасты света и тени являются организующим началом и в картине «Завтрак». Свет ,падая сверху, освещает белую скатерть , предметы ,находящиеся на столе ,лица сидящих. Краски сдержанные, неяркие ,стремящиеся к тональному объединению.Цвет темной зеленовато-коричневатой одежды старика сочетается с коричневой курткой мальчика. Густой темно-желтый тон одежды юноши гармонирует с золотистой поверхностью граната , с золотой искоркой, поблескивающее на дне стакана, и медной оправой ножика.Белая полоска рубашки,видная из-под рукава старика, подчеркивает смуглость его руки, вздувшиеся на ней вены. В 1622 году Веласкес уехал из Севильи и ,став придворным живописцем короля Филипа 4 , прославил себя как великий мастер реалистического портрета.Он отказался от манеры тенебросо и достиг предельного мастерства в передаче света , воздуха ,пространства путем тончайших соотношений цвета. studlib.info iacchiusОткрытость всякой ситуации, мифической или реальной, обозначена у Веласкеса в «смазанных» лицах. Особо показательным в этом отношении является Триумф Вакха. В расписке 1629 года говорится только, что Веласкесу было заплачено за Вакха 100 дукатов, без какого-либо титула, который всегда давали другие и много позже. Разумеется, это Вакх, но вокруг него – андалузские крестьяне с темными от солнца лицами, которые впервые радуются. В правом углу возвышается фигура, которая, смотря вниз себе на руку, то ли снимает шляпу, то ли надевает ее, а лицо – смазано. Оно как бы сокрыто в тени от широких полей шляпы, и только точка света обозначена на кончике носа. Другой пример – женская фигура, сидящая в центре в Прядильщицах. К «смазанным» лицам относятся также зеркальные отражения, которые проходят у Веласкеса от первых картин до последних.Самый замечательный пример этого не просто «смазанного», а совершенно закрытого лица – Завтрак. Предполагается, что фигура слева – это св. Павел Апостол. Два других застольника смещены вправо, хотя один из них вроде бы сидит в середине. Но в геометрическом центре находится другая «фигура» – повешенная шапка с воротником, – которая словно бы протянула руку со склянкой с вином. Застольник в центре как бы отделен от своей правой руки со склянкой вина, которая кажется повисшей в воздухе. Левая его рука скрыта в темноте, хотя при внимательном рассмотрении угадывается ее контур. Всё это создает впечатление, что перед нами одна голова без тела и без рук. Третья фигура справа – с выставленной вперед правой рукой и поднятым вверх большим пальцем. Левая рука обращена логтем и кажется, по сравнению с правой, тяжелой неподъемной, преувеличенной в своем объеме, иллюзию которого создает широкий рукав. У фигуры слева обозначена только правая рука, которой сжимает вилку. С левой стороны кажется, что она сливается с темнотой. Создается впечатление, что в левой руке эта фигура держит ту же самую склянку, что и фигура, сидящая в центре. Получается довольно странная вещь, если последовать за этими впечатлениями: рука со склянкой становится общей для фигуры слева и фигуры в центре, а также для призрачной фигуры, стоящей позади стола. Диего Веласкес Завтрак Эта склянка с вином в одной общей «руке» переносит всю композицию в сакрально-ритуальный план. Казалось бы, что особенного: трое людей сидят за столом. Обращает на себя внимание – не сразу, а только при внимательном рассмотрении, – следующая деталь: на столе стоит один стакан, наполненный на две трети вином. Создается впечатление, несмотря на все отмеченные «реалистические» детали, что кажущаяся фигура в центре, с лицом, закрытой шапкой или шапкой вместо лица, только что наполнила стакан из склянки (склянка также кажется опустошенной на одну треть), но как-то странно: уровень жидкости обозначен под углом, и теперь снова стоит, выпрямившись, наготове. В тарелке угадываются рыбы, а между тарелкой и стаканом – какие-то «кусочки» неопределенной формы, похожие на «насекомых». Около граната лежит нож, но ручка повернута в противоположную сторону и находится за краем стола, а лезвие соответствует разрезанной, как рана, стороне граната. Это положение ножа указывает на то, что никто из сидящих за столом не мог разрезать граната. В таком случае, кто его разрезал? Вопрос остается открытым, но через эту гранатовую «ранку» проходит чистейший сакральный символизм: мы присутствуем в самом деле при евхаристии, но абсолютно первой, совершаемой до создания мира, подготавливающей его явление, и поэтому всё как бы выходит из тьмы и фигуры обозначены едва различимыми контурами.Недостающая левая рука фигуры в середине как бы замещается правой рукой третьей фигуры справа. Таким образом, все эти три фигуры за столом оказываются единым телом, разделенным только по видимости. С этой точки зрения, думается, следует рассматривать целостный круг хлеба и расщеплённый гранат: хлеб символизирует единство, а гранат – раздельное множество или единство, которое имеет в себе множество, на что указывает второй нерасщепленный гранат. И над всеми застольниками словно бы распростерлось таинственное присутствие, которое при посредстве вина (варианты: сома, амрита, амвросия) заставляет эту сплошную темную глыбу-тело расщепиться и преобразиться в живое треединство фигур-лиц. Висящая шапка должна, как кажется, указывать на начальное непроницаемое качество этого первотела: она закрывала тело, а теперь снята, что позволяет телу развернуться, т. е. стать живым и раздельным. И в самом деле, кажется, что это безрукое лицо в центре впервые раздвинулось в улыбке, а до этого всегда было сжато, обращено в себя – в землю, в первобытную материю, из которой, благодаря соме-вину, оно вышло.То же самое и в Триумфе Вакха: благодаря Божественному присутствию, оживляется и разделяется сплошная сухая материя, рождая из себя светозарное лицо бога виноградной лозы, открывая всё, что раньше было закрыто и сжато. К этому Вакху Веласкеса лучшим комментарием могли бы быть слова Тересия о Дионисе из Вакханок Еврипида: «два, о юноша, / божества первее всего среди людей: богиня Деметра – / земля она есть, можешь этим именем звать ее, / она выкармливает всухую смертных, – / и тот, кто приходит потом, – это потомок Семелы, / который нашел жидкость из винограда и преподал / смертным; она прекращает для несчастных людей / печаль, когда течения лозы / наполняют их и дают сон и забвение несчастий дня, / и нет другого средства от тягот. / И он, рожденный как бог, приносится в жертву богам, / и через это люди имеют блага» (274-285: дословный перевод). Висящая шапка в Завтраке объясняет значение шляпы, которую снимает фигура со «смазанным» лицом в Вакхе. Это та же самая вездеприсутствующая фигура, которая разрезает гранат и снимает сдавливающий покров с первобытного «сухого» единства Земли-материи.
ЗНАМЕНИТЫЕ "ЗАВТРАКИ" В ЖИВОПИСИ | ARTотека едыТема еды в живописи — одна из самых популярных. Диапазон проявлений ее достаточно широк – от красочных натюрмортов до разнообразных жанровых сцен. Многочисленные “завтраки”, “обеды” и “ужины” можно найти среди работ любого художника. Но только некоторые из них стали знамениты и вошли в золотой фонд мировой живописи.Диего Веласкес, “Завтрак” (1617), “Крестьянский завтрак” (1618)Художник Диего Веласкес (1599 – 1660) по праву считается величайшим представителем золотого века испанской живописи. Уже в 18 лет он сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Свои первые картины начинающий художник создавал в жанре бодегонес (bodegón – харчевня, трактир), который сочетал в себе элементы бытовых сценок из народной жизни и натюрморта. К ним относится и картина “Завтрак” (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Старик, мальчик и молодой человек (существует мнение, что это автопортрет Веласкеса) изображены за незамысловатым завтраком. Наиболее яркая часть композиции – строгий и скупой натюрморт на белой скатерти. Висящие на стене короткополая шляпа и шпага указывает на благородное происхождение одного из присутствующих. Несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость.
Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – “Крестьянскому завтраку” (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Тот же акцент на белой скатерти, но натюрморт не так скуп – рыба, лимон, морковь, хлеб и вино, которое девушка сосредоточено наливает в прозрачный бокал. Пожилой человек и юноша заняты беседой. Запоминающиеся народные типы, полные естественного достоинства, выбор сюжета, контрастность освещения, плотность письма характерны для раннего творчества Веласкеса, на который оказали большое влияние работы Караваджо. До наших дней сохранилось всего 9 картин этого периода, в том числе и два “Завтрака”. Франсуа Буше, “Завтрак” (1739) Франсуа Буше (1703–1770), придворный художник Людовика XV, получивший звание “первого живописца короля”, был обласкан славой и почетом. Он проявил себя как яркий представитель эпохи рококо, которую во Франции называли временем Купидона и Венеры. Законодатель моды и образец стиля, любимец знати и протеже мадам Помпадур, Буше прославился как талантливый декоратор и художник. Его славу живописца составили многочисленные пейзажи и пасторали, картины на мифологические и библейские сюжеты. Несколько особняком в его творчестве стоит “Завтрак” (Лувр, Париж). Домашняя сцена в элегантной гостиной, где за кофейным столом (новый и модный на ту пору напиток) собрались члены одной семьи. Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. Теплая атмосфера, царящая за столом, подчеркивается мягким золотым светом, пронизывающим комнату. Картина запечатлела на века счастливое мгновение внутренней близости, домашнего покоя и семейного счастья. “Завтрак” в полной мере раскрывает многогранный талант Буше не только как живописца, но и как дизайнера и оформителя. Художник тщательно и подробно, с большим мастерством выписал все детали интерьера – большое позолоченное зеркало с резным декором, витые ножки стола, часы, фигурки на полочках. “В те времена слово “красивый” являлось знаменем Франции. Это стиль жизни целой эпохи, это дух свободы и атмосфера роскоши, это, наконец, гений Буше” (Эдмон и Жюль де Гонкур, 1881) П.А. Федотов, “Завтрак аристократа” (1849—1850)Павел Андреевич Федотов(1815 – 1852) вошел историю искусств как родоначальник критического реализма в жанровой живописи. Оставив военную карьеру ради любви к искусству, он вначале пробует себя как художник-баталист. Но настоящим его призванием становится бытовой жанр. Лучшие работы Федотова — “Свежий кавалер”, “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста” — по праву вошли в золотой фонд русской живописи. В этом ряду стоит и “Завтрак аристократа” (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Авторское название картины — “Не впору гость”, а свое ироническое сегодняшнее название полотно получило уже после смерти художника. На картине изображен молодой дворянин, который с испугом прикрывает ломоть ржаного хлеба, весь свой скудный завтрак, услышав шаги незваного гостя. Художник подробно выписывает материальный мир молодого повесы – коробку из-под распечатанной колоды карт под столом, модный романчик в желтой обложке (им и прикрывается более чем скромный завтрак), театральную афишу на спинке стула, афишу с рекламой устриц (поедание устриц – обязательное времяпровождение светских молодых людей того времени), щегольской халат по последней парижской моде. Но красноречивее всего – опустошенный вывернутый кошелек. Тщеславие, суетность, жизнь напоказ, тщательно скрываемая убогость под личиной внешнего лоска и благополучия – любимые федотовские темы, ярко раскрытые в этой картине. Такой герой был достаточно характерен для того времени, и нашел свое отображение не только в живописи, но и в литературе. Вот красноречивый диалог из повести Владимира Александровича Соллогуба “Тарантас”(1840): — Мы с самого детства все заражены одной болезнью. — Право? Да как же называется эта болезнь?— Она называется просто: жизнь сверх состояния. Зинаида Серебрякова, “За завтраком” (1914)Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884 – 1967) занимает почетное место в истории русской живописи не только как замечательная художница, но и как одна из первых женщин, оставившая яркий след в изобразительном искусстве. По мнению Александр Бенуа, идеолога “Мира искусства” и дяди художницы, “в детских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников”. И картина “За завтраком” (Государственная Третьяковская галерея) – тому подтверждение. На полотне изображены трое из четырех детей художницы – старший восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура на мгновение оторвался от еды и повернулся к зрителю, и трехлетняя Таня в ожидании супа положила руку на тарелку. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы. В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром – маленький завтрак из булочки и молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед. Именно он и показан на полотне. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. Чистые яркие тона, совершенство техники, удивительная душевная атмосфера, пронизанная любовью… Это картина — искренний рассказ любящей матери о своих детях. Вскоре после революции Зинаида Серебрякова потеряла мужа и осталась одна с четырьмя маленькими детьми на руках. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Спустя 2 года к ней присоединятся Александр и Катя, двое других детей по независящим причинам останутся в Советской России вместе с бабушкой. Долгими десятилетиями они смогут общаться только посредством писем, а увидятся только в начале 60-х годов незадолго до смерти художницы. Все дети Серебряковой посвятят себя искусству: Евгений станет архитектором и реставратором, остальные – художниками. В 1955 году картина “За завтраком” была приобретена Третьяковской галереей у Лидии Руслановой, знаменитой певице русских народных песен и известной собирательнице картин русских художников и антиквариата. Пабло Пикассо, цикл “ Завтрак на траве. По Мане ” (1950- 1960)Наиболее известный “завтрак” в истории живописи — “Завтрак на траве” Эдуарда Мане. Новаторская картина произвела неизгладимое впечатление не только на современников, но и на многочисленные последующие поколения художников. Пабло Пикассо (1881 – 1973) увидел ее впервые в 1900 на Всемирной выставке в Париже и стал на долгие годы ее поклонником. Позднее он скажет: “Когда я увидел “Завтрак на траве”, я сказал себе — это моя проблема на будущее”. Как известно, Пикассо в разные периоды творчества обращался к живописи гениальных предшественников, создавая циклы картин-реплик на тему того или иного художника или отдельного произведения. Великие работы живописцев служили для него не только вдохновением, но и вызовом. В 1950–1960-е годы Пикассо создал серию картин “Завтрак на траве. По Мане”, самую обширную в тот период.
Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. На первых картинах и рисунках изменения не велики — художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие – “купание”, “античная идиллия”, “ночная беседа”. На картинах меняется облик персонажей, их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Также разнообразно и изобразительное решение “завтраков”. Странными и дерзкими композициями Пикассо ведет “диалог сквозь века” с Мане — великим мастером изобразительного искусства прошлых лет, своим примером передавая эстафету последующим поколениям художников. Похожие статьи
www.art-eda.info Веласкес Диего Родригес де Сильва
Квадратный стол под белой скатертью. В центре сзади стоит пухлощекий мальчик с открытой широкой улыбкой, красноватое лицо и молодая рука, черная не пачкающаяся одежда, чистый белый воротничок детской чистоты души, не начатая бутыль вина жизни в высоко поднятой руке, – да здравствует жизнь! Похож на ягоду. Справа сидит молодой человек в лучшей поре: узкое энергичное лицо, желтовато-светлого цвета, желтый в красноту плащ и засученными для дела рукавами, белый чистый воротничок открытости и ясности, два треснувших от распирающих сил и зрелости граната. На стене висит его оружие солдата. Оно находится справа от мальчика, – ему еще предстоит познакомиться с ним. Оба смотрят на нас, на мир и радуются общению. Слева высокий старик в землистом кожаном халате. Рядом с ним стакан вина и хлеб. Натруженная рука держит старую вилку; узкая полоска белой рубахи; невидящие глаза смотрят прямо перед собой. Рыбу, символ веры и христианства, он пододвинул мальчику. Следующий «персонаж» – висящий на стене плащ с широким белым воротником и шапкой. Это умерший человек. Такое впечатление, что он держит бутыль с вином в руке и передает ее мальчику. Цикл жизни завершился. Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. На мальчика свет падает слева – это утро. Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику. Последняя редакция публикации от 13 марта 2007 года art-stamps.narod.ru Завтрак с Вакхом - iacchiusОткрытость всякой ситуации, мифической или реальной, обозначена у Веласкеса в «смазанных» лицах. Особо показательным в этом отношении является Триумф Вакха. В расписке 1629 года говорится только, что Веласкесу было заплачено за Вакха 100 дукатов, без какого-либо титула, который всегда давали другие и много позже. Разумеется, это Вакх, но вокруг него – андалузские крестьяне с темными от солнца лицами, которые впервые радуются. В правом углу возвышается фигура, которая, смотря вниз себе на руку, то ли снимает шляпу, то ли надевает ее, а лицо – смазано. Оно как бы сокрыто в тени от широких полей шляпы, и только точка света обозначена на кончике носа. Другой пример – женская фигура, сидящая в центре в Прядильщицах. К «смазанным» лицам относятся также зеркальные отражения, которые проходят у Веласкеса от первых картин до последних.Самый замечательный пример этого не просто «смазанного», а совершенно закрытого лица – Завтрак. Предполагается, что фигура слева – это св. Павел Апостол. Два других застольника смещены вправо, хотя один из них вроде бы сидит в середине. Но в геометрическом центре находится другая «фигура» – повешенная шапка с воротником, – которая словно бы протянула руку со склянкой с вином. Застольник в центре как бы отделен от своей правой руки со склянкой вина, которая кажется повисшей в воздухе. Левая его рука скрыта в темноте, хотя при внимательном рассмотрении угадывается ее контур. Всё это создает впечатление, что перед нами одна голова без тела и без рук. Третья фигура справа – с выставленной вперед правой рукой и поднятым вверх большим пальцем. Левая рука обращена логтем и кажется, по сравнению с правой, тяжелой неподъемной, преувеличенной в своем объеме, иллюзию которого создает широкий рукав. У фигуры слева обозначена только правая рука, которой сжимает вилку. С левой стороны кажется, что она сливается с темнотой. Создается впечатление, что в левой руке эта фигура держит ту же самую склянку, что и фигура, сидящая в центре. Получается довольно странная вещь, если последовать за этими впечатлениями: рука со склянкой становится общей для фигуры слева и фигуры в центре, а также для призрачной фигуры, стоящей позади стола. Диего Веласкес Завтрак Эта склянка с вином в одной общей «руке» переносит всю композицию в сакрально-ритуальный план. Казалось бы, что особенного: трое людей сидят за столом. Обращает на себя внимание – не сразу, а только при внимательном рассмотрении, – следующая деталь: на столе стоит один стакан, наполненный на две трети вином. Создается впечатление, несмотря на все отмеченные «реалистические» детали, что кажущаяся фигура в центре, с лицом, закрытой шапкой или шапкой вместо лица, только что наполнила стакан из склянки (склянка также кажется опустошенной на одну треть), но как-то странно: уровень жидкости обозначен под углом, и теперь снова стоит, выпрямившись, наготове. В тарелке угадываются рыбы, а между тарелкой и стаканом – какие-то «кусочки» неопределенной формы, похожие на «насекомых». Около граната лежит нож, но ручка повернута в противоположную сторону и находится за краем стола, а лезвие соответствует разрезанной, как рана, стороне граната. Это положение ножа указывает на то, что никто из сидящих за столом не мог разрезать граната. В таком случае, кто его разрезал? Вопрос остается открытым, но через эту гранатовую «ранку» проходит чистейший сакральный символизм: мы присутствуем в самом деле при евхаристии, но абсолютно первой, совершаемой до создания мира, подготавливающей его явление, и поэтому всё как бы выходит из тьмы и фигуры обозначены едва различимыми контурами.Недостающая левая рука фигуры в середине как бы замещается правой рукой третьей фигуры справа. Таким образом, все эти три фигуры за столом оказываются единым телом, разделенным только по видимости. С этой точки зрения, думается, следует рассматривать целостный круг хлеба и расщеплённый гранат: хлеб символизирует единство, а гранат – раздельное множество или единство, которое имеет в себе множество, на что указывает второй нерасщепленный гранат. И над всеми застольниками словно бы распростерлось таинственное присутствие, которое при посредстве вина (варианты: сома, амрита, амвросия) заставляет эту сплошную темную глыбу-тело расщепиться и преобразиться в живое треединство фигур-лиц. Висящая шапка должна, как кажется, указывать на начальное непроницаемое качество этого первотела: она закрывала тело, а теперь снята, что позволяет телу развернуться, т. е. стать живым и раздельным. И в самом деле, кажется, что это безрукое лицо в центре впервые раздвинулось в улыбке, а до этого всегда было сжато, обращено в себя – в землю, в первобытную материю, из которой, благодаря соме-вину, оно вышло.То же самое и в Триумфе Вакха: благодаря Божественному присутствию, оживляется и разделяется сплошная сухая материя, рождая из себя светозарное лицо бога виноградной лозы, открывая всё, что раньше было закрыто и сжато. К этому Вакху Веласкеса лучшим комментарием могли бы быть слова Тересия о Дионисе из Вакханок Еврипида: «два, о юноша, / божества первее всего среди людей: богиня Деметра – / земля она есть, можешь этим именем звать ее, / она выкармливает всухую смертных, – / и тот, кто приходит потом, – это потомок Семелы, / который нашел жидкость из винограда и преподал / смертным; она прекращает для несчастных людей / печаль, когда течения лозы / наполняют их и дают сон и забвение несчастий дня, / и нет другого средства от тягот. / И он, рожденный как бог, приносится в жертву богам, / и через это люди имеют блага» (274-285: дословный перевод). Висящая шапка в Завтраке объясняет значение шляпы, которую снимает фигура со «смазанным» лицом в Вакхе. Это та же самая вездеприсутствующая фигура, которая разрезает гранат и снимает сдавливающий покров с первобытного «сухого» единства Земли-материи. iacchius.livejournal.com |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|