МСУП по РС и ЭИС
Ростов-на-Дону
Муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений
  • Главная страница
  • Контактная информация
  • Карта сайта
 

Голландский натюрморт XVII века. Натюрморт завтрака


Голландский натюрморт 17 века

Рубрика: картины и живопись Опубликовано 27.06.2018   ·   Комментарии: 8   ·   На чтение: 4 мин   ·   Просмотры:

627

голландский натюрморт 17 века - 01

Питер Класс «Завтрак с ветчиной» 1647 г

 

Специалисты утверждают, что каждый натюрморт несет свой скрытый смысл, который был понятен современникам. А мы можем только догадываться о том, что и кому хотел сказать художник.

Голландский натюрморт 17 века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты», включает, как правило, и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» — это, прежде всего, охотничьи трофеи —  битая птица и дичь. «Завтраки» и «Десерты», а также изображения рыбы — живой и уснувшей, разнообразных птиц – лишь часть наиболее известных тем натюрмортов.

В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни, и их любимые занятия, и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Часто в произведениях с мотивами «живой» и «мертвой» натуры закладывается символический подтекст, легко понятный образованному зрителю  XVII века.

Так, сочетание отдельных предметов могло служить намеком на бренность земного существования: увядающие розы, курильница, свеча, часы; или связывалось с осуждающимися моралью привычками: лучины, курительные трубки; или указывало на любовную интригу; письмо, музыкальные инструменты, жаровня. Нет никакого сомнения, что значение этих композиций значительно шире их символического содержания.

Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира.

В отличие от фламандцев, предпочитающих крупные, по размерам, картины с обилием всевозможных предметов, живописцы Голландии ограничиваются немногочисленными объектами созерцания, стремясь к предельному композиционному и цветовому единству. Натюрморт («Stilleven» — что по-голландски означает — «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.

 

Голландский натюрморт 17 века

 

голландский натюрморт 17 века - 02

Питер Класс «Трубка и жаровня» 1636 г

голландский натюрморт 17 века - 03

Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами»

голландский натюрморт 17 века - 04

Балтазар ван дер Аст «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г

голландский натюрморт 17 века - 05

Мелхиор де Хондекутер «Птицы в парке»

голландский натюрморт 17 века - 06

Бартоломеус ван дер Хелс «Новый рынок в Амстердаме» 1666 г

голландский натюрморт 17 века - 07

Виллем клас Хедп «Завтрак с крабом» 1648 г

голландский натюрморт 17 века - 08

Фердинанд Бол «Битая дичь»

голландский натюрморт 17 века - 09

Абрахам Миньон «Плоды»

голландский натюрморт 17 века - 10

Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»

голландский натюрморт 17 века - 11

Иоханнес Леманс «Охотничий натюрморт»

голландский натюрморт 17 века - 12

Мартен Буллема де Стомме. «Натюрморт с кубком-наутилусом»

голландский натюрморт 17 века - 13

Виллем Хеда. «Натюрморт с ветчиной». 1656

голландский натюрморт 17 века - 14

Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном вазоне». 1606/07 гг.

голландский натюрморт 17 века - 15

Амброзиус Боссхарт Старший. «Букет цветов в нише». 1618 г

голландский натюрморт 17 века - 16

Балтасар ван дер Аст. «Корзина с цветами». 1622 г.

голландский натюрморт 17 века - 17

Ханс Боллонгиер. «Цветочный натюрморт». 1639 г.

голландский натюрморт 17 века - 18

Николас Гиллис. «Накрытый стол». 1611 г.

голландский натюрморт 17 века - 19

Флорис ван Дейк. «Натюрморт с сыром». Ок. 1615 г.

голландский натюрморт 17 века - 20

Якоб ван Хюльсдонк. «Натюрморт с артишоками, редисом, спаржей, сливами и персиками в корзине». 1608—1647 гг.

голландский натюрморт 17 века - 21

Клара Петерс. «Сервированный стол». 1611

голландский натюрморт 17 века - 22

Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом». 1645 г.

голландский натюрморт 17 века - 23

Питер Клас. «Натюрморт с солонкой». Ок. 1644

голландский натюрморт 17 века - 24

Геррит Виллемс Хеда. «Натюрморт с глиняным кувшином»

голландский натюрморт 17 века - 25

Флорис Герритс ван Схотен. «Натюрморт с фруктами, овощами и сценой ужина в Эммаусе». 1630

голландский натюрморт 17 века - 26

Корнелис Делфф. «Кухонный натюрморт». 1610—1620

голландский натюрморт 17 века - 27

Абрахам ван Бейерен. «Натюрморт с рыбами». 1650—1670

голландский натюрморт 17 века - 28

Питер де Пюттер. «Натюрморт с рыбами». 1630—1659

голландский натюрморт 17 века - 29

Мария ван Остервейк. «Vanitas». 1668 г.

голландский натюрморт 17 века - 30

Ян Давидс де Хем. «Роскошный натюрморт с попугаем». 1650 г.

голландский натюрморт 17 века - 31

Питер де Ринг. «Натюрморт с золотым кубком». 1640—1660 гг.

голландский натюрморт 17 века - 32

Виллем Калф. «Натюрморт с блюдом Гольбейна, кубком-наутилусом и тарелкой с фруктами». 1678 г.

голландский натюрморт 17 века - 33

Абрахам ван Бейерен. «Банкет». 1667 г.

голландский натюрморт 17 века - 34

Ян ван Хёйсум. «Натюрморт с цветами и фруктами». Между 1700 и 1749 годами

голландский натюрморт 17 века - 35

Абрахам Миньон. «Букет с кошкой и мышеловкой». 1670—1675

В

svistanet.com

Конкурс "Летний завтрак" - Елена Хорватова

eho_2013Подборка фотографий с конкурса "Летний завтрак", который проходит сейчас на Яндекс.Фотках:

Утренний чай. Пасмурно

В саду у калиныКлубничный десерт

Приятного аппетита

Среда - сырный день

Завтрак с видом на море

Это вкусно!

Завтрак на траве

Чашечка кофе с ароматом лета

Летний завтрак

Люблю тебя, лето

Чаепитие после прогулки, в ожидании грозы

Дачный натюрморт

Завтрак с огорода

Завтрак на даче

Ягодное лето пришло

Завтрак с ароматом цветов

Чашка утреннего какао

Булочка с кунжутом

Синичка прилетела на чай

Завтрак на реке Волга

Завтрак. Утро. ДождьХабаровск

Сырники с ромашками

Продолжение сна

Утро в деревне

Завтрак туриста

Летнее блаженство... Пикник на реке Обь

Съесть все!

Два кусочка арбуза

Завтрак для любимого

С добрым утром!

Вафельное утро

Две банки

Трапеза на яхте

Попьем чайку!

eho-2013.livejournal.com

Разновидности жанра натюрморт История жанра натюрморт

Натюрморт Букет

Букет - разновидность цветочного натюрморта. Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин. На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни. Композиции для букетов в голландском натюрморте были трех видов: радиальная композиция (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго вида - цветами, словно ковром, заполняют все пространство полотна, при этом выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиции букета - фигура треугольника - наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Ниша в натюрморте - символ пещеры содержащей Святыню и присутствия Божества.

Картины натюрморт букет
Натюрморт Ванитас

Ванитас, Суета сует (от лат. - суета, тщеславие) - аллегорический натюрморт эпохи барокко, является наиболее интеллектуальной разновидностью натюрморта, требующей от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики. Ванитас напоминал о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение ванитас получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Первый дошедший до нас натюрморт ванитас был написан Якобом де Гейном Младшим в XVII в. Символика предметов в голландском натюрморте: череп - напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни; хлеб - символ тела Господа, в сочетании с вином - таинство Евхаристии; мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела; кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - напоминание о женской красоте и привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия; руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то; оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу; короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Картины натюрморт ванитас
Винный натюрморт

Винный натюрморт - появился из кухонного натюрморта, завтраков и натюрморта ванитас.

Картины винный натюрморт
Натюрморт Гирлянда

Гирлянда - разновидность цветочного натюрморта. Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения, напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима. Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок.

Картины натюрморт гирлянда
Натюрморт Завтрак

Завтраки (Десерты, Сервированные столы, Банкеты) - разновидность жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII века - изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Родиной и центром этого жанра был Харлем. Одним из самых ранних натюрмортов-завтраков является "Накрытый стол" Николаса Гиллиса (1580-1632). Изначально набор предметов для натюрморта включал: сыр, ветчину, булочки, фрукты и пиво. С увеличением спроса у зажиточных горожан в натюрмортах стали появляться дичь, вино и пироги (в те времена самым дорогим был пирог с ежевикой), а помимо традиционной селедки появились омары, креветки, устрицы. Стали использоваться дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы, ножи и др.

Картины натюрморт завтрак
Кухонный натюрморт

Кухонный натюрморт

Кухонные натюрморты получили распространение в Нидерландах благодаря художникам Питер Артсен и Иоахим Бёккелар. В кухонном натюрморте хозяйка дома, кухарка или слуги передвигались на второй план, а на первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Символика посуды в голландском натюрморте: стекло - символ хрупкости; фарфор - чистота; серебряная посуда - олицетворение богатства; ступка и пестик - знаки мужской и женской сексуальности; бутылка - символ греха и пьянства; разбитая посуда - символ смерти; кувшин и чаша - напоминание о Тайной вечере; перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность; нож - символ предательства, орудие пыток - напоминает об уязвимости человека и о его смертности - кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности.

Картины кухонный натюрморт
Музыкальный натюрморт

Музыкальный натюрморт - появился из ученого натюрморта и натюрморта ванитас.

Картины музыкальный натюрморт
Натюрморт с животными

Натюрморт с животными Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703). Символика зверей, насекомых и птиц в голландском натюрморте: белка - упорный труд, без которого невозможны земные блага; заяц - слух, чуткость, изобилие, робость, страх; раки или омары - мудрость, благоразумие, медлительность; попугай - уподоблялся праведникам и символизировал красноречие, благодарность, или представлял верующего; птицы, бабочки и различные насекомые - знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка - символ бессмертия души, воскресения; рыба - раннехристианский символ; живая улитка - олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов; заморские экзотические раковины - предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.

Картины натюрморт с животными
Натюрморт в пейзаже

Натюрморт в пейзаже - изображение натюрморта на фоне пейзажа. В натюрморте в пейзаже используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр пейзаж играет вспомогательную роль.

Картины натюрморт в пейзаже
Натюрморт в интерьере

Натюрморт в интерьере - изображение натюрморта на фоне интерьера помещения. В натюрморте в интерьере используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль.

Картины натюрморт в интерьере
Обманка, иллюзионистский натюрморт

Обманка, иллюзионистский натюрморт Символика предметов в голландском натюрморте: кубки, игральные карты или кости, шахматы - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни; равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность; курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений; карнавальная маска - является знаком отсутствия человека, безответственного удовольствия; зеркала, стеклянные шары - символы тщеславия, знак отражения, ирреальности; ключи - символизируют власть, дом; механические или песочные часы - напоминание о быстротечности жизни.

Картины натюрморт обманка
Овощной натюрморт

Овощной натюрморт

Картины овощной натюрморт
Охотничий натюрморт

Охотничий натюрморт Олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков - охотничий натюрморт. В Голландии этот жанр называли Охотничьи трофеи. Охотничий натюрморт был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии. Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.

Картины охотничий натюрморт
Роскошный натюрморт

Роскошный натюрморт - натюрморт с драгоценной утварью, изысканными яствами и др. предметами свойственными аристократической культуре. Основоположником жанра роскошного натюрморта был Ян Давидс де Хем (1606-1684).

Картины роскошный натюрморт
Рыбный натюрморт

Рыбный натюрморт Местом появления рыбного натюрморта стал город Гаага. Близость портового Схевенингена располагала художников не только к написанию марин, но и к созданию особого вида натюрмортной живописи - картин с изображением рыб и морских животных. Основоположниками рыбного натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.

Картины рыбный натюрморт
Сюжетно-тематический натюрморт

Сюжетно-тематический натюрморт - разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом.

Картины сюжетно-тематический натюрморт
Тональный натюрморт

Тональный натюрморт - монохромный натюрморт. Родоначальниками тонального голландского натюрморта были харлемские художники Питер Клас и Виллем Клас Хеда.

Картины тональный натюрморт
Цветочный натюрморт

Цветочный натюрморт Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб де Гейн Младший (1565-1629). Символика цветов в голландском натюрморте: ирисы - знак Богородицы; белые розы - платоническая любовь и символ чистоты; красные розы - символ страстной любви и символ Богородицы; белая лилия - символ непорочности Девы Марии; чертополох - символ зла; гвоздика - символ пролитой крови Христа; мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености; анемон - помощь в болезни; тюльпаны - символ быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание; белый тюльпан - ложная любовь, красный тюльпан - страстная любовь.

Картины цветочный натюрморт
Цветочно-фруктовый натюрморт

Цветочно-фруктовый натюрморт Символика цветов в голландском натюрморте: ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов - символы скромности и чистоты; крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»; осыпавшиеся лепестки возле вазы - знаки бренности; увядший цветок - намек на исчезновение чувства; голубые и синие цветы - напоминание о небесной лазури; красные цветы - символ искупительной жертвы Христа;

Картины цветочно-фруктовый натюрморт
Учебный натюрморт Учебный натюрморт Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.
Ученый натюрморт

Ученый натюрморт - разновидность натюрморта ванитас, в котором изображались книги, карты, глобус и т.п. Зародившийся в Голландии в университетском Лейдене.

Символика предметов в голландском натюрморте: книги и географические карты, глобус, писчее перо - символы наук; палитра с кистями, лавровый венок - символы живописи и поэзии; античная скульптура - символ искусств; портреты, анатомические рисунки, письма - символы общения; музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств; музыкальная труба или горн - ассоциации со славой.

Картины ученый натюрморт
Фруктовый натюрморт

Фруктовый натюрморт Символика фруктов и растений в голландском натюрморте: зрелые плоды - символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния; гранат - символ воскресения, символ целомудрия; вишня - «райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека; земляника - символ праведности и трудолюбия; оливка - символ мира; лимон - предательство, чувственные наслаждения; лимон с частично срезанной кожицей - напоминание о горьких последствиях служения одним лишь своим страстям; яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении; виноградная кисть - напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени; белый и черный виноград символизировали кровь и воду, истекавшие из раны Христа при распятии; гнилые фрукты - символ старения; плод каштана, покрытый скорлупой, символизирует: доблесть, победу над искушением и целомудрие - добродетель, побеждающая все соблазны плоти, символизируемые шипами; колосья пшеницы, плюща или лавра - символ возрождения и круговорота жизни.

Картины фруктовый натюрморт

www.art-spb.ru

Детям об искусстве - натюрморт

Детям об искусстве - натюрморт

Рассмотрим картину голландского художника Питера Класа "Завтрак".

Почему картина так называется? Не похоже на обычный завтрак.

Картина написана голландским художником Питером Класом в середине XVII века. Конечно, завтрак в Голландии в XVII веке отличался от того, к которому привыкли мы.

На картине не настоящий завтрак. Это – натюрморт, и «завтрак» – его условное название.

В Голландии существовали разные виды натюрморта: цветочный, кухонный, учёный. Натюрморты с таким набором предметов и написанные в такой манере, как этот, обычно называют «монохромные завтраки». Монохромные – значит одноцветные, то есть написанные оттенками одного цвета. В своем «Завтраке» Клас использует коричневато-золотистую гамму.

А что такое натюрморт?

Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов. Но не любое изображение неодушевлённых предметов можно назвать натюрмортом.

Натюрморт – такая картина, для которой художник сам собирает и расставляет вещи так, как ему нужно. Например, картина, на которой мы видим цветы, растущие в поле, не будет называться натюрмортом, а изображение цветов в вазе – настоящий натюрморт.

Тут всё так близко и крупно изображено, даже хочется потрогать.

Да, нам всё хорошо видно, как будто мы стоим прямо у стола. Большой стол, накрытый льняной скатертью, занимает почти всю картину. Он – основа для натюрморта, как земля для пейзажа. Все предметы расставлены и разложены очень тщательно, сразу видно, что это не случайно. Цветок, виноградная кисть и ягода рядом с ней, стакан с вином, солонка с горкой соли, селёдка, хлеб и лимон на оловянных тарелках, фарфоровая миска с оливками, несколько орехов на скатерти, нож. Скатерть сдвинута так, что видно деревянный стол. Как у артистов на сцене, здесь у каждого предмета своя роль и своё место.

Детям об искусствеКажется, что лимон сейчас упадет…

Точно, тарелка стоит на самом краю, полуочищенная шкурка лимона свисает, и миска с оливками еле-еле удерживается на столе. А некоторые вещи, наоборот, кажутся очень прочными: сам грубый деревянный стол, стакан с вином, солонка. Если мы посмотрим на другие голландские натюрморты того времени, мы увидим, что и в них есть этот баланс между устойчивостью и нестабильностью, прочностью и хрупкостью.

А почему лимон очищен не до конца?

Изображен миг: можно подумать, что человек, который собирался завтракать, отошёл на минутку, оставив лимон недочищенным, а еду нетронутой. Все вещи замерли на своих местах в непрочном равновесии.

Такие натюрморты имели аллегорический смысл: с помощью предметов художники говорили о том, как устроена жизнь. Всё, что кажется прочным, – хрупко и неустойчиво. Это размышление предлагается нам не прямо, не в лоб, а как намёк, который можно заметить и иметь в виду, а можно пропустить – и только любоваться красотой вещей, игрой бликов и теней на разных поверхностях, оттенками цвета в натюрморте.

rastimdetey.ru

Завтрак любителя натюрморта :). Photographer Elena Romanova

Diana Amelina

Чудесно! Очень нравится как завитки на булке со складками на салфетке перекликаются!

12 авг, 2012

Svetlana Ra

Как же хорошо!Очень нравится!

12 авг, 2012

Elena Romanova

Очень рада всем заглянувшим!

13 авг, 2012

Nina G.

Замечательно!

13 авг, 2012

Vasya

Хорошо выполнено. И неряхе повезло - ест на белоснежных салфетках)

20 авг, 2012

Zoya Lapteva

Красивая работа, Лена!

23 сен, 2012

Yuriy Yushvaev

Ну, очень калорийный завтрак!)Красота!

26 сен, 2012

Elena Romanova

Благодарю, Юрий!Рада Вас видеть на 35 фото!

29 сен, 2012

Elena Romanova

Наташа, спасибо большое!)

18 окт, 2012

Petrova Tatyana

есть у меня задумка нафоткать завтраки разные, на бумажке написала целый список, да руки не доходят:(

18 фев, 2014

Mazurin Evgeniy

Почему-то настойчиво лезет в голову "завтрак аристократа" Федотова :) Очень понравилось! Кстати тема натюрморта: бутерброт и книга :)

23 ноя, 2014

Elena Romanova

Знаю эту картину . Мой вариант , по сравнению с ней, всего лишь жалкий этюд :)Спасибо за внимание, Евгений!

23 ноя, 2014

Viktor

Классный вариант!

09 фев, 2017

romanova.35photo.ru

Время летних завтраков и натюрмортов

Трапеза на яхте                       В яхтенном походе, трапеза,     на яхте, натюрморт, под парусом, в море, лето, июль         ***

На яхте, июль 2012

Трапеза на яхте

На яхте, июль 2012

Трапеза на яхтеТуристическая трапеза в условиях хождения в море...                                                                                                                                        ***Яхтенный поход, июль 2012

Под парусом летним

Под парусом летним

При свежем восточном ветре

Добро пожаловать !

В море, свежий ветер с берега

В море, у берегов Приморско-Ахтарска

При свежем восточном ветре. На яхте. 2012-07-22Лето! С натюрмортом, завтраком, и даже с яхтой! При свежем восточном ветре. На яхте, июль 2012под парусом, натюрморт, фрукты, фото из интернета, В яхтенном походе, трапеза, На яхте, фото, видео, овощи   На яхте, июль 2012                         ***В теме завтрака, лета, и натюрморта ***Фрукты на столе***Угощение арбузом***

Завтрак дачника ... SAM_8256.jpg

Яблоки, летоОригинал взят у sergei_1956 в Пора приступать

***

Свежие дары лета на столе.JPG*********

Трапеза в тени ... SAM_8584.JPG              ***С плодами ...DSCN1247.JPGС готовностью отведать                                                                                                                                                                                    ***

***

***               Дары Осени на фоне музыкальных инструментов                         ***           Натюрморт летнего дня.jpg                           ***   Осенний натюрморт, фото, октябрь, 2014 год      ***         SAM_4939.JPG            ***

photo-discovery.livejournal.com

Натюрморт - это... Что такое Натюрморт?

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».

Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Виды и мастера нидерландского натюрморта

  • Ранний цветочный натюрморт: Якоб де Гейн Младший, Амбросиус Босхарт Старший, Амбросиус Босхарт Младший.
  • Натюрморты типа «Завтраки» и «Сервированные столы»: Флорис ван Дейк, Клара Петерс, Ханс ван Эссен
  • Тональный натюрморт: Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Ян Янс ден Эйл, Ян Янс Трек, Ян Янс ван де Велде, Паулус ван ден Бос.
  • Учёный натюрморт: Давид Байли, Питер Стенвейк, Мария ван Остервейк.
  • Иллюзионистический натюрморт: Самюэл ван Хогстратен, Корнелис Бризе.
  • Роскошный натюрморт: Ян Давидс де Хем, Виллем Кальф, Абрахам ван Бейерен, Абрахам Миньон.
  • Поздний натюрморт: Виллем ван Алст, Ян Баптист Веникс, Ян ван Хёйсум

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Русские натюрмористы

Выставки натюрморта

  • Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. — Л: Художник РСФСР, 1973.
  • Натюрморт в живописи 1940-1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки. - Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.

См. также

Литература

  • Серов А. Этюды натюрморта // Художник. 1961, № 2. С.43-47.
  • Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М. 1962
  • Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. — Л: Художник РСФСР, 1973.
  • Виппер Б. Р. Проблема развития натюрморта, Спб, 2005
  • Геташвили Н. В. Художественные направления и стили. Малые голландцы. М. 2004
  • Доброклонский М. В., Никулин Н. Н. Искусство Голландии XVII века. История искусства зарубежных стран XVII—XVIII веков под ред. В. И. Раздольской, М. 1988
  • Натюрморт в живописи 1940-1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки. СПб., Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.
  • Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997
  • Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века, Спб, 2004 г.

Ссылки

med.academic.ru



 
Msup1 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта
Дизайн и поддержка сайта — «Askaron systems»