|
|||||||||||||||||||||
|
Разновидности жанра натюрморт. Натюрморт живопись завтракНатюрморт в живописи: виды и описаниеНатюрморт в живописи - изображения статичных неживых предметов, объединенных в единый ансамбль. Натюрморт может быть представлен как независимое полотно, но иногда становится частью композиции жанровой сцены или целой картины. Что такое натюрморт?Такая живопись выражается в субъективном отношении человека к миру. Это показывает присущее мастеру понимание красоты, которая становится воплощением общественных ценностей и эстетическим идеалом времени. Натюрморт в живописи постепенно трансформировался в отдельный значимый жанр. Этот процесс занял не одну сотню лет, а каждое новое поколение художников понимало полотна и цвет согласно веяниям эпохи. Роль натюрморта в композиции картины никогда не исчерпывается простой информацией, случайным дополнением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы могут принимать более или менее активное участие в создании композиции или отельного образа, заслоняя ту или иную цель. Натюрморт в живописи как самостоятельный жанр призван достоверно передавать красоту вещей, ежедневно окружающих человека. Иногда отдельная деталь или элемент вдруг приобретает глубокое значение, получает свой собственный смысл и звучание. ИсторияКак старый и почитаемый жанр натюрморт в живописи знавал взлеты и головокружительные падения. Суровый, аскетичный и минималистичный византийский стиль помогал создавать бессмертные монументальные обобщенные возвышенно-героические образы. Скульпторы с необычайной выразительностью наслаждались изображением отдельных объектов. Виды натюрморта в живописи и всевозможные классификации зародились в период становления искусствоведения, хотя полотна существовали задолго до написания первого учебника. Иконописные традиции и натюрмортыВ древней русской иконописи большую роль играли те немногие вещи, которые художник осмеливался внести в строгий лаконизм канонических произведений. Они способствуют проявлению всего непосредственного и демонстрируют выражение чувств в работе, посвященной абстрактному или мифологическому сюжету. Виды натюрморта в живописи существуют отдельно от иконописных произведений, хотя строгий канон и не запрещает изображение некоторых предметов, присущих жанру. Ренессанс натюрмортаТем не менее, большую роль играют произведения XV-XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец впервые обратил внимание на мир вокруг себя, стремился определить значение каждого элемента на службе человечества. Современная живопись, натюрморт как популярный и любимый жанр зародились в период Триченто. Бытовые предметы приобрели определенное благородство и значимость владельца, которому они служили. На больших полотнах натюрморт, как правило, выглядит весьма скромно и неброско - стеклянная банка с водой, серебро изящной вазы или нежные лилии на тонких стеблях чаще ютились в темном углу картины, как бедные и позабытые родственники. Тем не менее, в образе прекрасных и близких вещей было столько любви в стихотворной форме, что современная живопись, натюрморт и его роль в ней уже несмело проглядывали через прорехи пейзажей и тяжелые портьеры жанровых сцен. Переломный моментСубъекты получили реальный элемент в картинах и новое значение в 17-м веке - в эпоху, когда преобладал и доминировал натюрморт с цветами. Живопись такого рода приобрела многочисленных поклонников среди дворянства и духовенства. В сложных композициях с выраженной литературной сюжетной линией сцены получили свое место наряду с главными героями. Анализируя произведения эпохи, легко заметить, что важная роль натюрморта аналогичным образом проявилась в литературе, театре и скульптуре. Вещи начали «действовать» и «жить» в этих работах - их показывали как главных героев, демонстрируя самые лучшие и выгодные стороны предметов. Объекты искусства, сделанные трудолюбивыми и талантливыми мастерами, несут на себе личностный отпечаток мыслей, желаний, влечений конкретного человека. Натюрморт с цветами, живопись лучше всех психологических тестов помогают отследить психоэмоциональное состояние и достичь внутренней гармонии и целостности. Вещи преданно служат человеку, перенимая его восторг предметами быта и вдохновляя владельцев на приобретение новых красивых, изящных мелочей. Фламандский ренессансЖивопись гуашью, натюрморт как жанр люди приняли не сразу. История появления, развития и повсеместного внедрения различных идей и принципов служит напоминанием о постоянном развитии мысли. Натюрморт стал известен и вошел в моду в середине 17-го столетия. Линия жизни жанра началась в Нидерландах, яркой и праздничной Фландрии, где сама природа располагает к красоте и веселью. Живопись гуашью, натюрморты пышным цветом расцвели во времена грандиозных перемен, полнейшей смены политических, общественных и религиозных институтов. Фландрское течениеБуржуазное направление развития Фландрии стало новинкой и прогрессом для всей Европы. Перемены в политической жизни привели к аналогичным нововведениям в культуре – открывшиеся перед деятелями искусства горизонты теперь не ограничивались религиозными запретами и не поддерживались соответствующими традициями. Натюрморт как жанр живописи стал флагманом нового искусства, воспевавшего все естественное, яркое и прекрасное. Строгие каноны католицизма более не сдерживали полет фантазии и любознательность живописцев, а потому наряду с искусством начали развиваться наука и технологии. Обычные бытовые вещи и предметы, ранее считавшиеся низменными и недостойными упоминания, в одночасье вознеслись до объектов пристального изучения. Декоративная живопись, натюрморт и пейзажи стали настоящим зеркалом жизни – повседневного распорядка, рациона, культуры, представлений о прекрасном. Свойства жанраИменно отсюда, из сознательного, углубленного изучения окружающего мира развился отдельный жанр бытовой живописи, пейзажа, натюрморта. Искусство, обретшее определенные каноны в 17-м веке, определило основное качество жанра. Картина, посвященная миру вещей, описывает основные свойства, присущие объектам, которые окружают человека, показывает отношение мастера и его гипотетического современника к тому, что показано, выражает характер и полноту знаний о действительности. Художник обязательно передавал материальное существование вещей, их объем, вес, фактуры, цвета, функциональное назначение предметов быта и их жизненную связь с деятельностью человека. Задачи и проблемы натюрмортаДекоративная живопись, натюрморт и бытовые сцены впитали в себя новые тенденции эпохи – уход от канонов и одновременное сохранение консервативного натурализма изображения. Натюрморт революционной эпохи времен полной победы буржуазии отражает уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду простых ремесленников, преклонение перед прекрасными образами красоты. Сформулированные в 17-м веке проблемы и задачи жанра в целом не обсуждались в европейских школах вплоть до середины 19-го в. Между тем художники постоянно ставили перед собой новые и новые задачи, а не продолжали механически воспроизводить готовые композиционные решения и цветовые схемы. Современные полотнаФото натюрмортов для живописи, подготовленных в современных студиях, наглядно демонстрируют разницу между восприятием мира современником и человеком средних веков. Динамика объектов сегодня превосходит все мыслимые пределы, а статика предметов была нормой для того времени. Колористические комбинации 17-го века отличаются яркостью и чистотой цвета. Насыщенные оттенки гармонично вписываются в композицию и подчеркивают задумку и идею художника. Отсутствие любых канонов не лучшим образом повлияло на натюрморты 20-21-го веков, иногда поражающие воображение своей неприглядностью или нарочитой пестротой. Методы решения проблем натюрморта стремительно меняются каждое десятилетие, способы и техника не успевают за фантазией признанных и не очень мастеров. Ценность сегодняшних полотен состоит в выражении реальности глазами художников-современников; посредством воплощения на холсте возникают новые миры, которые смогут многое рассказать о своих создателях людям будущего. Влияние импрессионизмаСледующей вехой истории натюрмортов стал импрессионизм. Вся эволюция направления отразилась на композициях через цвета, технику и понимание пространства. Последние романтики тысячелетия переносили на холст жизнь, как она есть – быстрые, яркие штрихи и выразительные детали стали краеугольными камнями стиля. Живопись, натюрморты современных художников непременно несут в себе отпечаток вдохновителей-импрессионистов посредством цвета, способов и техник изображения. Отход от стандартных канонов классицизма - трех планов, центральной композиции и исторических героев – позволил художникам развить собственное восприятие цвета и света, а также доступно и наглядно продемонстрировать свободный полет эмоций зрителям. Основные задачи импрессионистов - изменение живописной техники и психологического содержания картины. И сегодня, даже зная обстановку той эпохи, трудно найти правильный ответ на вопрос о том, почему импрессионистские пейзажи, такие же радостные и бесхитростные, как стихи, вызывали резкое неприятие и грубые насмешки переборчивых критиков и просвещенной публики. Импрессионистская живопись не вписалась в рамки общепринятого, поэтому натюрморты и пейзажи воспринимались как что-то вульгарное, недостойное признания наряду с прочими отбросами высокого искусства. Художественная выставка, ставшая своеобразной миссионерской деятельностью для известных художников того времени, смогла достучаться до сердец и продемонстрировать красоту и изящество необычных картин. Изображения предметов и объектов всеми доступными средствами стали привычным делом даже в стенах грозных заведений, исповедующих одни лишь принципы классического искусства. Триумфальное шествие натюрмортов не прекращается с конца 19-го века, а разнообразие жанров и техник сегодня позволяет не бояться любых экспериментов с цветом, фактурами и материалами. fb.ru Натюрморт как жанр изобразительного искусстваВ изобразительном искусстве термин «натюрморт» обозначает конкретный жанр живописи, включающий свободное расположение объектов повседневной жизни на столе:
Термин является прямым переводом голландского слова «Stilleven», которым пользуются с 1656 для описания жанра картин. Ранее такие полотна назывались просто – «Фрукты», «Цветок», «Розы», «Завтрак», «Банкет» или пронк (показной). В эпоху барокко аллегорические изображения с религиозным подтекстом получило обозначение Ванитас («тщеславие»). Обязательным атрибутом и главным акцентом на картинах был череп. ВидыУсловно натюрморты делятся на четыре основные группы, в том числе:
Некоторые работы выполняются для демонстрации технической виртуозности рисования и способности художника или демонстрируют эмоции.
В известных натюрмортах содержались сложные символические сообщения, выраженные в типе объектов. При изучении состава натюрморта каждый отображаемый элемент являлся символом и вносил в картину определенное значение. В результате, жанр натюрморт, как и пейзаж, обычно не содержит человеческие формы, но способен передавать политическое, нравственное или духовное послание. Хотя сторонники академического изобразительного искусства считают натюрморт простейшим среди пяти основных жанров. Символические полотна — это широкая категория любого типа натюрморта с явным религиозным характером. Конкретным примером такой символики является Ванитас живопись, которая процветала между 1620 и 1650 г. и содержала символические образы черепов, свечей, роз, песочных часов, игральных карт, бабочек и других предметов, которые должны напомнить зрителю о быстротечности и тривиальности земной жизни. Символические образы на картинах бывают открыто религиозными – хлеб, вино, вода и другие. Основные характеристики полотенМагия натюрмортов состоит в возможности показать собственное восприятие обычных предметов вокруг нас. Особое расположение и изображение предметов с помощью краски, чернил, пастели или любого другого материала придает объектам совершенно новый смысл. Объекты, выбранные для полотен, имеют особое значение на личном, культурном, социальном, религиозном или философском уровне. Темы, окружающие произведения изобразительного искусства провоцируют самоанализ и отражение на настроение зрителя. Поэтому изображенные объекты вызывают широкий спектр эмоций, в зависимости от размещения, выбор цвета, освещенности. Предмет в натюрмортах определяется представленными объектами. Исследование символики позволяет проникнуть в смысл картины. лужат эмоции и события, которая базируется на материальных качествах цвета или текстуры. Темы изящно вплетаются в изображение красивых предметов, но увидеть смысл в рамках одного произведения удается не каждому. ИсторияИзображение пищи практиковалось в древнем мире, но возродилось в истории искусства как самостоятельный жанр в 16 веке. Независимо от формирования названия жанра, натюрморт активно развивался на севере Европы — в Голландии и Фландрии среди художников конца Северного Возрождения. Появляются школы натюрморта в Неаполе, Испании и Франции. Исторически сложилось, что натюрморты были пропитаны религиозным и мифологическим смыслом.К 16 веку общество меняется. Наука и природный мир стали вытеснять религию на картинах.К середине 19 века естественный мир и розы вышли из моды. В работах живописцев появилась заинтересованность в изучении нашего внутреннего мира, настроения и эмоций. В 20 веке натюрморты растворились в геометрии. К концу тысячелетия, объекты на картинах стали в движениях поп-арт и фотореализм. Картины сегодня включают безграничный спектр современных объектов — от писсуара до пустых пивных банок. Натюрморт Северного Возрождения и голландского реализма после 1517 годаДля богатого буржуазного общества Нидерландов характерно материалистическое отображение показного потребления. Но именно в западноевропейской живописи получила свое начало эзотерическая христианская символика и ее сложный язык во времена Средневековья и Возрождения. Натюрморт стали называть «мертвая природа или натура», а картины содержали упор на неживые символические коннотации. Символика развивалась в абстрактном и метафизическом маньеризме Италии, Испании в 17 веке:
В 18 векеВо французской живописи Ж. Б. Шарден (1699-1779) был мастером многих видов натюрморта, от скромных кухонных предметов до неповторимых аллегорий и поэтической передачи эмоций простым расположением плодов и роз. Его работы отличаются реалистичностью за счет игры цвета и художественной передачи освещенности. Анна Костер (1744-1818) была последовательницей Шардена. Ее работы часто путают с мастером. Но композиции Костер более деликатные и воспроизводят очень странные предметы.Экстравагантные коллекции кораллов и раковин на каменной полке поражают почти фотографической точностью. В 19 векеДо середины девятнадцатого века натюрморт считался низшим жанром с ограниченным потенциалом для выражения темы. Философия реализма и чистой живописи Курбе (1819-1877) расценивалось как независимое средство для формы, цвета и краски. Живописцы игнорировали насмешливое отношение к жанру. Революция в живописи во главе с Мане, Ренуаром (1841-1919), Сезанном (1839-1906), К. Моне (1840-1926) и Ван Гогом (1853-1890) навсегда закрыла тему этой дискуссии. Поклонники признали, что натюрморт красноречивым, поэтичным, «благородным» жанром изобразительного искусства. В 20 векеНеодушевленные предметы в новом натюрморте выражают тайну мира с помощью соответствия между формами и пространством. Все восхищались тарелкой устриц Мане, черепами и часами Сезанна или вазой с ирисами Ван Гога, как чудесной интерпретацией окружающего мира. Сезанн рисует яблоко в виде женщины или горы, а Ж. Брака (1882-1963) изображает яблоко как набор перекрывающихся геометрических граней. Трансформация формы и содержания в чистейшие элементы геометрии, цвета, а также символизм видны в композициях Дж.Кирико (1888-1976) и С. Дали (1904-1989) – это начало 20 века. Загадочный Дж.Моранди (1890-1964) принес в живопись свой стиль — пластичность с ограниченной палитрой, напоминающую римскую живопись. Максимально эксплуатировал жанр Пабло Пикассо (1881-1973), поражая немыслимыми формами и широким спектром стилистических перестановок. Знаменитый поп-арт Энди Уорхола повседневный объект превращает колоссальный образ.Художники в 20 веке использовали натюрморт в качестве лаборатории для открытия новых методов и испытывали новые концептуальные идеи. Они делали это в репрезентативных и абстрактных форматах, расширяясь в другие жанры, смешивая живопись со скульптурой, коллажем, фотографией, видео и голограммами, в произведениях, которые относят к натюрмортам. В полотнах сегодня можно видеть различия:
Свобода стиля для передачи изображения с помощью кубизма, кубофутуризма, поп-арта, фотореализма, нео-попа позволяет представлять натюрморты в новом виде, отчего жанр продолжает радовать любителей. Рекомендуем публикации
artrecept.com Известные натюрморты » Выдающиеся художникиИ. Машков "Натюрморт" (1930) Слово «натюрморт» с французского языка переводится как «мёртвая природа» (фр. nature morte). О натюрмортеВсё, что уже не живёт, не дышит, что сорвано, срезано, но продолжает радовать человека своим существованием – всё это является предметом натюрморта. Как самостоятельный жанр живописи натюрморт начинает существовать в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников. А раньше он был лишь украшением и выполнял утилитарную функцию. Ранние натюрморты часто содержали скрытую аллегорию (иносказание), которая выражалась через обыденные предметы, наделённые символическим значением. Иногда в натюрмортах изображали череп, который должен был напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти. Аллегорический натюрморт назывался Ванитас (лат. vanitas, букв.: «суета, тщеславие»). Его композиционным центром традиционно является человеческий череп. Бартоломеус Брейн Старший (I пол. XVI в.). Ванитас «Суета сует, – сказал Екклесиаст, – суета сует, — всё суета!». Виллем Клас Хеда. Ванитас Череп символизирует бренность человеческой жизни. Курительная трубка – символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений. Стекло символизирует хрупкость жизни. Ключи – власть домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Лист бумаги обычно с нравоучительным (часто пессимистическим) изречением. Например: Hodie mihi cras tibi – сегодня мне, завтра тебе; Memento mori– помни о смерти; Aeterne pungit cito volat et occidit – слава о геройских поступках развеется точно так же, как и сон; Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum – всё разрушается смертью, смерть – последняя граница всех вещей; Nil omne – всё — это ничего. Но чаще всё-таки в натюрмортах чувствуется любование художника предметами: кухонной утварью, цветами, фруктами, предметами быта – такие картины заказчики приобретали для украшения интерьеров своих домов. С середины XVII в. натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение уже как самостоятельный жанр. И одним из самых первых выделился цветочный натюрморт, особенно в произведениях Амброзиуса Босхарта Старшего и Бальтасара ван дер Аста, а далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема во второй половине XVII в. Популярен цветочный натюрморт и у художников нашего времени. Тематика натюрмортов обширна: это уже упомянутые цветочные натюрморты, изображение завтраков, сервированных столов, учёных натюрмортов, на которых изображались книги и другие предметы человеческой деятельности, музыкальные инструменты и др. Рассмотрим некоторые наиболее известные натюрморты. Виллем Клас Хеда (1594-1682) «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649)Виллем Клас Хеда «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649) В этой картине заметно виртуозное мастерство художника в передаче обычных, повседневных предметов быта. Хеда так изображает их, что очевидно, что он сам любуется ими: создаётся ощущения осязаемости каждого из предметов. На небольшом столе, покрытом богатой тяжёлой скатертью, мы видим лимон и любуемся его янтарной мягкостью, ощущаем аромат свежей ветчины и слышим звон сверкающего серебра. Завтрак окончен, поэтому предметы на столе – в естественном беспорядке. Серебряная посуда означает земное богатство, ветчина – чувственные радости, лимон – внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. Картина заключает размышление о том, что следует позаботиться не только о теле, но и о душе. Натюрморт выдержан в едином коричнево-сером тоне, характерном для всей голландской живописи того времени. Полотно не только красиво, оно ещё и рассказывает о скрытой «тихой жизни» предметов, увиденной внимательным взором художника. Натюрморт находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Поль Сезанн (1830-1906) «Персики и груши» (1895)Поль Сезанн "Персики и груши" (1895) Поль Сезанн был крупнейшим французским художником конца XIX в. Испытав влияние импрессионизма, Сезанн противопоставил им свой метод. Он выступил против их стремления следовать в искусстве лишь своему зрительному впечатлению – он был за объективную передачу действительности, основанную на закономерности в природе. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Каждый из предметов в данном натюрморте изображён с разной точки зрения. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты – сбоку, столик – снизу, а кувшин – одновременно с разных точек зрения. Сезанн стремится максимально полно показать форму и объём, свойственные персикам и грушам. Его приём основан на оптическом законе: тёплые цвета (красный, розовый, жёлтый, золотистый) кажутся нам выступающими, а холодные (синий, голубой, зелёный) – отступающими в глубь холста. Форма предметов в натюрмортах Сезанна не зависит от случайного освещения, а становится постоянной, присущей каждому предмету. Поэтому натюрморты Сезанна кажутся монументальными. Картина находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Анри Матисс (1869-1954) «Голубая скатерть» (1909)Анри Матисс «Голубая скатерть» (1909) Знаменитый французский художник Анри Матисс в зарубежном искусстве XX в. занимает одно из ведущих мест. Но место это особое. В самом начале XX в. Матисс стал главой первой новой группы в европейской живописи, которое назвали фовизм (от французского «дикий»). Особенностью этого направления была свобода в использовании любого цвета, произвольно выбранного художником, стремление к декоративной красочности. В этом ощущался вызов устоявшимся нормам официального искусства. Но через некоторое время эта группа распалась, и Матисс более уже не примыкал ни к какому направлению, но избрал свой путь. Своим ясным, жизнерадостным искусством Матисс стремился дать покой измученным душам людей в эмоциональной атмосфере XX в. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Формы золотистого кофейника, зелёного графина и румяных яблок в вазе художник обобщил, они утратили свою объёмность, а маленькие предметы подчинились ритму ткани, они дополняют красочный акцент картины. Натюрморт в русской живописиНатюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII в., но первоначально он рассматривался как «низший» жанр. Чаще всего он использовался как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов. Но в начале ХХ в. натюрморт в русской живописи получил расцвет и впервые стал равноправным жанром. Художники искали новые возможности в области цвета, формы, композиции натюрморта. Среди русских натюрмористов можно назвать И.Ф. Хруцкого, И.Э. Грабаря, П.П. Кончаловского, И. Левитана, А. Осмеркина, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, В. Нестеренко и др. Самым известным натюрмортом П. Кончаловского является его «Сирень». П. Кончаловский «Сирень» (1939)П. Кончаловский "Сирень" (1939) П. Кончаловский в живописи был последователем Сезанна, он стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству, при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известность художник получил именно благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком кубизму и фовизму. Его натюрморт «Сирень» полна этим праздничным цветом, радующим глаз и воображение. Кажется, что весенний аромат сирени доносится с полотна. Гроздья сирени изображены обобщённо, но внутренняя память подсказывает нам очертания каждого цветочка в грозди и оттого живопись Кончаловского кажется реалистичной. Не менее щедрым в изображении материальности мира, красочности палитры был и современник Кончаловского – И. Машков. И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса» (1910)И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса» (1910) В этом натюрморте также буйство красок, умение радоваться каждому мгновению, которое дарит жизнь, потому что каждое мгновение – прекрасно. Все предметы натюрморта знакомы нам, но чувствуется, что художник любуется щедростью природы, богатством окружающего мира и приглашает нас разделить с ним эту радость. В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997)В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997) Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Тема картины выражена в её названии, а содержание раскрывается в изображении предметов натюрморта – символов императорской власти Петра I. Портрет императора расположен на фоне батальной сцены, которых было много в его жизни. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Можно слышать различные мнения о деятельности первого русского императора, но в данном случае художник выражает своё мнение, и это мнение выражено им очень убедительно. Натюрморт находится в Кремле, в приемной Президента РФ. www.palitra.co Разновидности жанра натюрморт История жанра натюрморт | ||||||||||||||||||||
Букет - разновидность цветочного натюрморта. Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин. На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни. Композиции для букетов в голландском натюрморте были трех видов: радиальная композиция (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго вида - цветами, словно ковром, заполняют все пространство полотна, при этом выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиции букета - фигура треугольника - наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Ниша в натюрморте - символ пещеры содержащей Святыню и присутствия Божества. | |||||||||||||||||||||
Ванитас, Суета сует (от лат. - суета, тщеславие) - аллегорический натюрморт эпохи барокко, является наиболее интеллектуальной разновидностью натюрморта, требующей от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики. Ванитас напоминал о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение ванитас получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Первый дошедший до нас натюрморт ванитас был написан Якобом де Гейном Младшим в XVII в. Символика предметов в голландском натюрморте: череп - напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни; хлеб - символ тела Господа, в сочетании с вином - таинство Евхаристии; мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела; кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - напоминание о женской красоте и привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия; руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то; оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу; короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил. |
|||||||||||||||||||||
Винный натюрморт - появился из кухонного натюрморта, завтраков и натюрморта ванитас. | |||||||||||||||||||||
Гирлянда - разновидность цветочного натюрморта. Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения, напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима. Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок. | |||||||||||||||||||||
Завтраки (Десерты, Сервированные столы, Банкеты) - разновидность жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII века - изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Родиной и центром этого жанра был Харлем. Одним из самых ранних натюрмортов-завтраков является "Накрытый стол" Николаса Гиллиса (1580-1632). Изначально набор предметов для натюрморта включал: сыр, ветчину, булочки, фрукты и пиво. С увеличением спроса у зажиточных горожан в натюрмортах стали появляться дичь, вино и пироги (в те времена самым дорогим был пирог с ежевикой), а помимо традиционной селедки появились омары, креветки, устрицы. Стали использоваться дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы, ножи и др. | |||||||||||||||||||||
Кухонный натюрморт Кухонные натюрморты получили распространение в Нидерландах благодаря художникам Питер Артсен и Иоахим Бёккелар. В кухонном натюрморте хозяйка дома, кухарка или слуги передвигались на второй план, а на первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Символика посуды в голландском натюрморте: стекло - символ хрупкости; фарфор - чистота; серебряная посуда - олицетворение богатства; ступка и пестик - знаки мужской и женской сексуальности; бутылка - символ греха и пьянства; разбитая посуда - символ смерти; кувшин и чаша - напоминание о Тайной вечере; перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность; нож - символ предательства, орудие пыток - напоминает об уязвимости человека и о его смертности - кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности. |
|||||||||||||||||||||
Музыкальный натюрморт - появился из ученого натюрморта и натюрморта ванитас. | |||||||||||||||||||||
Натюрморт с животными Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703). Символика зверей, насекомых и птиц в голландском натюрморте: белка - упорный труд, без которого невозможны земные блага; заяц - слух, чуткость, изобилие, робость, страх; раки или омары - мудрость, благоразумие, медлительность; попугай - уподоблялся праведникам и символизировал красноречие, благодарность, или представлял верующего; птицы, бабочки и различные насекомые - знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка - символ бессмертия души, воскресения; рыба - раннехристианский символ; живая улитка - олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов; заморские экзотические раковины - предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность. |
|||||||||||||||||||||
Натюрморт в пейзаже - изображение натюрморта на фоне пейзажа. В натюрморте в пейзаже используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр пейзаж играет вспомогательную роль. | |||||||||||||||||||||
Натюрморт в интерьере - изображение натюрморта на фоне интерьера помещения. В натюрморте в интерьере используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль. | |||||||||||||||||||||
Обманка, иллюзионистский натюрморт Символика предметов в голландском натюрморте: кубки, игральные карты или кости, шахматы - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни; равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность; курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений; карнавальная маска - является знаком отсутствия человека, безответственного удовольствия; зеркала, стеклянные шары - символы тщеславия, знак отражения, ирреальности; ключи - символизируют власть, дом; механические или песочные часы - напоминание о быстротечности жизни. |
|||||||||||||||||||||
Овощной натюрморт | |||||||||||||||||||||
Охотничий натюрморт Олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков - охотничий натюрморт. В Голландии этот жанр называли Охотничьи трофеи. Охотничий натюрморт был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии. Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным. | |||||||||||||||||||||
Роскошный натюрморт - натюрморт с драгоценной утварью, изысканными яствами и др. предметами свойственными аристократической культуре. Основоположником жанра роскошного натюрморта был Ян Давидс де Хем (1606-1684). | |||||||||||||||||||||
Рыбный натюрморт Местом появления рыбного натюрморта стал город Гаага. Близость портового Схевенингена располагала художников не только к написанию марин, но и к созданию особого вида натюрмортной живописи - картин с изображением рыб и морских животных. Основоположниками рыбного натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт. | |||||||||||||||||||||
Сюжетно-тематический натюрморт - разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом. | |||||||||||||||||||||
Тональный натюрморт - монохромный натюрморт. Родоначальниками тонального голландского натюрморта были харлемские художники Питер Клас и Виллем Клас Хеда. | |||||||||||||||||||||
Цветочный натюрморт Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб де Гейн Младший (1565-1629). Символика цветов в голландском натюрморте: ирисы - знак Богородицы; белые розы - платоническая любовь и символ чистоты; красные розы - символ страстной любви и символ Богородицы; белая лилия - символ непорочности Девы Марии; чертополох - символ зла; гвоздика - символ пролитой крови Христа; мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености; анемон - помощь в болезни; тюльпаны - символ быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание; белый тюльпан - ложная любовь, красный тюльпан - страстная любовь. | |||||||||||||||||||||
Цветочно-фруктовый натюрморт Символика цветов в голландском натюрморте: ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов - символы скромности и чистоты; крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»; осыпавшиеся лепестки возле вазы - знаки бренности; увядший цветок - намек на исчезновение чувства; голубые и синие цветы - напоминание о небесной лазури; красные цветы - символ искупительной жертвы Христа; |
|||||||||||||||||||||
Учебный натюрморт Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе. | |||||||||||||||||||||
Ученый натюрморт - разновидность натюрморта ванитас, в котором изображались книги, карты, глобус и т.п. Зародившийся в Голландии в университетском Лейдене. Символика предметов в голландском натюрморте: книги и географические карты, писчее перо - символы наук; палитра с кистями, лавровый венок - символы живописи и поэзии; античная скульптура - символ искусств; портреты, анатомические рисунки, письма - символы общения; музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств; музыкальная труба или горн - ассоциации со славой. |
|||||||||||||||||||||
Фруктовый натюрморт Символика фруктов и растений в голландском натюрморте: зрелые плоды - символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния; гранат - символ воскресения, символ целомудрия; вишня - «райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека; земляника - символ праведности и трудолюбия; оливка - символ мира; лимон - предательство, чувственные наслаждения; лимон с частично срезанной кожицей - напоминание о горьких последствиях служения одним лишь своим страстям; яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении; виноградная кисть - напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени; белый и черный виноград символизировали кровь и воду, истекавшие из раны Христа при распятии; гнилые фрукты - символ старения; плод каштана, покрытый скорлупой, символизирует: доблесть, победу над искушением и целомудрие - добродетель, побеждающая все соблазны плоти, символизируемые шипами; колосья пшеницы, плюща или лавра - символ возрождения и круговорота жизни. |
|
..:::Счетчики:::.. |
|
|
|
|