Урок по технологии по теме "Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета". Урок по технологии сервировка стола к завтраку
Урок технологии по теме: "Сервировка стола к завтраку"
Тема урока: Сервировка стола и правила поведения.
Цели урока:
Сформировать у учащихся понятие о роли и месте салфетки как элемента столового белья . Пополнить знания о сервировке стола.
Развивать навыки использования столового белья при сервировке стола. Отработать навыки использования и складывания салфетки.
Воспитывать эстетические чувства.
Познакомить с правилами этикета
План урока:
Оргмомент.
Актуализация.
Сообщения учащихся.
Объяснение нового материала.
Практическая работа “Приемы складывания салфетки”.
Повторение.
Подведение итогов урока.
Оборудование урока:
Компьютер.
Мультимедийный проектор
Скатерть белая
Салфетки белые накрахмаленные
Набор для чайного стола
Наборы для сервировки стола
2.Актуализация
1. Вступительное слово учителя:
Вы подрастаете, придет время и вам придется общаться с разными людьми, может, быть путешествовать а, значит, есть вне дома – в кафе, ресторанах. И, как порой неудобно себя чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных пред ним приборов. Особенно если на одну персону приходится не одна вилка и нож, а две, а если три… и все разные – вот тут утрачивается чувство комфортности, и, возможно испорчен весь вечер. Да и дома, на званом вечере нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.
Хотя, вы можете и возразить, что можно обойтись и без ножа, и без салфетки. Но знаете ли, сейчас столько много вкусной еды, которую удобно есть при помощи ножа и вилки, а некоторые морепродукты и вовсе специальными приборами. Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой.
А сегодняшний урок пополнит ваши знания о том, как красиво и правильно накрыть стол, правильно есть и пить, как пользоваться столовыми приборами, как вести себя за столом. Ведь, как и в древние времена, красиво накрытый стол – гордость любой хозяйки. А как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? ( Выслушать мнения учащихся).
Тема сегодняшнего урока “Сервировка стола и правила поведения”.
Чтобы комфортно чувствовать себя за столом, сервированным по всем правилам, эти правила надо знать и необходимо уметь их использовать, а также уметь накрывать стол, т.е. сервировать его по всем правилам.
2. Целевые установки на урок.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей некоторых столовых приборов, правилами этикета, некоторыми приемами сервировки стола, научимся красиво оформлять его при помощи салфеток , и я надеюсь что полученные на уроки знания помогут вам в жизни.
3. А начнем мы с Ваших сообщений:
Из истории сервировки стола
История столового ножа
История ложки
История вилки
Вы познакомились как изменялись столовые приборы, как на это влияла мода и вкусы знати того времени. А теперь давайте познакомимся: С правилами сервировки стола и столового этикета.
4Объяснение нового материала начинается с проблемного вопроса.
Подумайте и ответьте, что вам понадобиться для сервировки стола? загадки
– Какая, по вашему мнению, нам нужна посуда, при сервировке стола кухонная или столовая? (Ответ учащихся.) (столовая)
тарелки; ножи и вилки; салфетки; скатерть; бокалы; приборы со специями, вазы с цветами.
А теперь ответьте - Что такое сервировка стола? (выслушиваем варианты ответов)
Да ребята.
Сервировка стола — это подготовка его к приему пищи, т.е. правильная, в определенном порядке, расстановка всех необходимых, соответствующих блюдам предметов — посуды, приборов, салфеток и др.
Скажите, а какие требования необходимо соблюдать при сервировке стола? (выслушиваем варианты ответов) Итак ребята давайте сформулируем с вами необходимые требования и последовательность сервировки.
НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕРВИРОВКЕ СТОЛА.
1. Соответствие мероприятию (обед, завтрак, праздничное мероприятие).
2. Эстетичность.
3. Тематическая направленность. (Новый год - снежинки и т.д.)
4. Задача сервирующих стол, создать хорошее настроение и усилить аппетит.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЕРВИРОВКИ.
1. Скатерть.
2. Тарелки.
3. Чашки, стеклянная посуда.
4. Салфетки.
5. Приборы со специями.
6. Цветы.
А как вы думаете, что придает столу особую торжественность и нарядность?
Да ребята торжественность и нарядность праздничному столу в первую очередь придает скатерть безукоризненной чистоты, старательно выглаженная. Чтобы она не скользила и лежала ровно, под нее подкладывают тяжелую ткань. Благодаря ей также смягчается стук приборов. Края скатерти должны свисать с боков стола по 20-30 сантиметров.
Правила сервировки
стола
К обеду стол сервируется следующим образом: расставляются мелкие тарелки, на них ставятся десертные тарелки или креманки и раскладываются столовые приборы.
Если Вы будете пользоваться только ложкой и вилкой, они кладутся с правой стороны тарелки. Если Вам потребуется нож, тогда вилка кладется с левой стороны, а нож и ложка – с правой. Нож кладется острием в сторону тарелки, а не в сторону соседа по столу. Чайную ложку или десертную вилку кладут над мелкой тарелкой. Суп подают либо в глубокой тарелке, либо в специальном суповом горшочке. Суп всегда подают с правой стороны.
Если на ужин подается салат и горячее блюдо, то сначала ставятся мелкие тарелки, а на них – десертные.
Если для горячего блюда нужен нож, то вилка кладется с левой стороны, а нож – с правой.
Если же нужна только вилка, а нож необходим только для смазывания хлеба маслом, то оба прибора кладут с правой стороны.
Если Вы подаете на десерт компот, в котором есть фрукты с косточками, то креманка ставится на блюдце.
Чайную ложку или десертную вилку кладут над тарелкой.
Бумажную салфетку складывают по диагонали и помещают с левой стороны тарелки рядом с вилкой. Если кофе или чай подается в кофейнике, чашки с блюдцами расставляются заранее. Если же чай или кофе разливаются в чашки, то они подаются на подносе, вместе со стопкой блюдец. Тогда при подаче, на каждое блюдце кладется чайная ложка. Сахар на стол подают в сахарнице с чайной ложкой или специальными щипчиками. В молочнике можно подать молоко или сливки.
Виды праздничных столов
Стол обеденный (с супом), для ужина (без супа).
Стол именинный – в честь именинника, в основном без супа.
Стол фуршет - это стол с холодными закусками, которые берут только вилкою. На нем кроме закусок и напитков находятся стопками закусочные и десертные тарелки, а также вилки и посуда для напитков. Гости обслуживаются сами и едят стоя.
Холодный стол (закусочный, буфетный, шведский) – стол размешают у стены, накрывают скатертью, свешивающейся почти до пола. Закуски, кондитерские изделия, прохладительные напитки ставят на середину стола, а по краям – посуду для напитков, стопками закусочные тарелки, ножи и вилки. Гости обслуживаются сами и едят стоя или сидя на диване, в креслах.
Коктейльный стол отличается ассортиментом закусок и своеобразным обслуживанием. Гости сидят на диване, в креслах, а блюда и напитки хозяйка предлагает на подносах.
Чайный или кофейный стол накрывают после основного застолья или самостоятельно на кофе с 17-19 часов на чай – до 20 часов. На стол ставят бутерброды, кондитерские изделия, орехи, фрукты, ягоды, мороженое. Накрывают десертные тарелки, десертный прибор или прибор для фруктов, чайную или кофейную посуду и ложки.
Сервировка чайного стола зависит от меню. Каждому гостю ставят десертную тарелку. Десертные приборы – нож и вилку или ложку (в зависимости от десертного блюда) кладут рядом с десертной тарелкой, а приборы для фруктов – за тарелкой. Справа от тарелки ставят чайные или кофейные чашки.
Стол для детских праздников.
Накрывают цветной скатертью и салфетками. На тарелочку или за ней кладут визитную карточку с именем ребенка. Место именинника украшают лентой, прикрепленную к столу рядом с тарелкой, украшают также вилку или чайную ложку. На стол ставят маленькую вазу с цветами. Детские блюда должны быть не только вкусными, но и красивыми. На детский праздничный стол желательно подавать маленькие бутерброды – канапе или то, что можно есть без помощи ножа.
Бутерброды и закуски можно оформить в виде разных рожиц или животных, кексы и печенье тоже можно выпечь в виде человечков или других забавных фигурок. А можно просто разложить закуски в виде бабочки, или гриба, или букв, как подскажет ваша фантазия. Из обычных продуктов - крутых яиц, помидоров, огурцов можно приготовить забавные по форме закуски, которые вызывают у детей интерес к еде. В достаточном количестве должны быть различные соки, лимонады. Торт или пирог вносят с зажженными свечами, число которых соответствует числу лет именинника.
Сервировка праздничного стола.
Приборы, предназначенные для главного блюда, всегда располагаются непосредственно рядом с тарелкой. Вилка кладется с левой стороны, а нож – с правой, причем, если они гравированы, то гравировкой наверх.
Если Вы подаете главное блюдо, суп и десерт, то столовая ложка располагается с правой стороны от тарелки, рядом с ножом для горячего блюда. С левой стороны кладется вилка для горячего блюда, ставится тарелочка для хлеба, на которую кладется хлебный нож. Десертные приборы раскладываются над тарелкой.
Если после супа подается рыбное, а затем мясное блюдо, то справа около тарелки кладется мясной нож, рыбный нож и ложка, а слева – мясная и рыбная вилки.
Если обед начинается с закуски, а суп является вторым блюдом, приборы располагаются следующим образом: с правой стороны кладется закусочный нож, столовая ложка и нож для горячего блюда. А с левой стороны закусочная и столовая вилки.
Если перед супом подается два вида закуски, например, устрицы или улитки и мясная закуска или салат, то справа кладутся: вилочка для устриц, закусочный нож, столовая ложка и нож для горячего блюда. В этом случае слева должны лежать закусочная и столовая вилки.
На закуску подается мясное блюдо, а в качестве главного блюда – рыбное, порядок сервировки - меняется: с правой стороны размещается закусочный нож, ложка и рыбный нож, а с левой стороны – вилки в соответствующей последовательности.
Скажите, а что еще кроме скатерти придает столу торжественность?
Сервируя стол, не забудьте про салфетки. Искусно сложенные, они подчеркивают красоту праздничного стола. Ни в коем случае не используйте салфетку в качестве полотенца или носового платка! И не вытирайте ею посуду. Этим вы оскорбите хозяйку дома.
Проблемное задание.
Расположите этапы сервировки в правильной последовательности. Эта последовательность должна быть основана не просто на правилах, но и быть удобной
. Практическая работа «Складывание салфетки различными способами»
Слайд 16 -18 Инструкционно - технологическая карта.
Сложите салфетки предложенными способами. Поставьте салфетку в закусочную тарелку перед собой. (Учащиеся складывают.) – Теперь, мы готовы научиться правильно пользоваться салфеткой. Итак, приступаем! (Учитель садится перед учащимися на стул и демонстрирует выполнение правил пользования салфеткой). Основное назначение салфетки состоит в том, чтобы предохранить костюм от попадания случайных капель, брызг, крошек.
Правило первое: Перед едой салфетку нужно аккуратно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени. – Выполняем! Закладывать салфетку краем за воротник или за лацкан пиджака больше не принято: это неэстетично и неудобно.
Правило второе: Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен. – Выполняем! Правило третье: Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промакивают их о верхнюю половину салфетки. Выполняем! Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво. Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или полотенца для сильно испачканных рук.
Правило четвертое: По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать первоначальный вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.– Выполняем! Не рекомендуется вешать салфетку на спинку стула или класть на его сиденье. Почему? Давайте поговорим о правилах пользования столовыми приборами. И запомним основные правила.
Слайд19,20 .
3. Правила пользования предметами сервировки
Вопрос: А умеете ли вы пользоваться столовыми приборами?
Прежде всего нужно запомнить, что все приборы - ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева, - левой рукой.
Десертные приборы, расположенные ручками вправо, берут правой рукой, а ручками влево - левой рукой.
Нож рекомендуется держать так, чтобы конец его ручки упирался в ладонь правой руки, средний и большой пальцы нужно держать за бока начала ручки, а указательный палец - на верхней поверхности начала ручки ножа. Этим пальцем ручку ножа прижимают вниз при отрезании нужного куска. Остальные пальцы должны быть несколько согнуты к ладони.
Вилку при пользовании ею рекомендуется держать в левой руке зубцами вниз так, чтобы конец ее ручки слегка упирался в ладонь. Большим и средним пальцами нужно держать вилку за ребро ручки, а указательный палец держать сверху, прижимая ручку вилки вниз. Остальные пальцы нужно слегка согнуть и прижать к ладони.
Мелкие куски пищи, а также некоторые гарниры к мясу или рыбе (картофельное пюре и каши, например) невозможно есть вилкой. В этих случаях ею пользуются как ложкой: переворачивают ее зубцами вверх так, чтобы плоская часть начала ручки вилки лежала на среднем пальце, слегка упираясь концом ручки в основание указательного пальца, указательным пальцем нужно придерживать вилку со своей стороны, а большим - сверху. Остальные пальцы рекомендуется слегка прижать к ладони. Пищу в этих случаях подхватывают на вилку, помогая кончиком лезвия ножа.
Ложку следует держать в правой руке так, чтобы конец ручки ложки лежал на основании указательного пальца, а начало ручки ложки - на среднем пальце. Большим пальцем при этом нужно слегка прижать ручку сверху к среднему пальцу, а указательным - поддерживать ее сбоку.
К некоторым блюдам, кусочки от которых легко отделяются вилкой, подают только вилку. В этих случаях ее держат в правой руке.
При правильном обращении с предметами сервировки они предельно облегчат процесс еды, при неумении пользоваться ими все предметы, предназначенные помогать и облегчать прием пищи, становятся обременительными.
4. Правила поведения за столом
Вопрос: Какие правила поведения за столом вы знаете?
Далее следует познакомить учащихся с правилами поведения за столом. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на правильном пользовании столовыми приборами в зависимости от предложенной пищи, другие – на уважении к соседям по столу, к хозяину.
Сидеть за столом надо прямо, на столе могут находиться только кисти рук.
Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. Её кладут на колени. Окончив есть, её, слегка скомкав, кладут на стол слева от тарелки.
Во время еды не откусывают сразу несколько больших кусков – это не красиво.
Не разговаривать с полным ртом. Если вам задали вопрос, следует сначала проглотить пищу, а потом ответить.
Во время еды не прихлебывают громко, не дуют на слишком горячее блюдо, не стучат ложкой по тарелке. Есть следует бесшумно.
Хлеб, булочки берут руками.
Мясо отрезают маленькими кусочками.
Гарнир – овощи, картошку, макароны, вермишель – набирают на вилку с помощью ножа.
Рыбные блюда берут с помощью столового прибора. В конце еды лимон, который всегда подается к рыбным блюдам, прикладывают к губам для уничтожения рыбного запаха.
Не едят с ножа - это не красиво и можно порезать рот.
Сырники, котлеты, яичницу, запеканку, заливное, т.е. мягкие блюда, ножом не режут – их легко разломить вилкой.
Косточки от компота не выплевывают прямо на блюдце. Следует поднести ложку ко рту, затем вытолкнуть языком косточку и положить на блюдце.
Если нужно что – нибудь взять себе с общего блюда, не тянуться через весь стол, а просят соседа по столу передать.
Из общего блюда берут ближний к себе кусок, не выбирая.
Закончив еду, приборы кладут к себе в тарелку. Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.
Когда пьют чай, не оставляют чайную ложку в чашке. Размешивать сахар следует бесшумно. Размешав сахар, ложку кладут на блюдце.
За едой не читают – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.
5. Практическая работа (конкурс на звание лучшей бригады)
А теперь выбирайте карточки-задания, по которым вы должны сервировать стол. Вам также предлагаются кейсы с журналами, из которых вы должны выбрать ту сервировку стола, которая указана в карточке-задании; посуда и приборы; скатерти и салфетки.
Знакомство учащихся с критериями оценки работы.
Критерии оценки работы.
Организация рабочего места.
Планирование этапов работы.
Применение в процессе работы соответствующих знаний, умений, навыков, самоконтроля, взаимоконтроля.
Умение работать в коллективе.
творческий подход к работе.
качество выполнения, сроки.
презентация сервированного стола.
Подведение итогов.
А вот некоторые полезные советы
Правила столового этикета
Повторение. Подведение итогов
Викторина.
Назовите отличие скатерти и салфеток для чайного стола.
С какой целью подстилают фланелевую ткань под скатерть?
Почему, выходя из-за стола, нельзя класть салфетку на сиденье стула?
Как вы понимаете, что сервировка стола должна быть эстетичной?
Когда еда закончена, следует ли придавать салфетке первоначальный вид перед тем, как выйти из-за стола. Спасибо за урок. Вы все сегодня молодцы.
Тест к теме «Сервировка стола»
К столовым приборам относятся:а) кружка;б) нож;в) молочник;г) вилка;д) салатник;е) ложка. Ответ: б; г; е.
При сервировке стола ложку кладут:а) в тарелку;б) перед тарелкой;в) слева от тарелки;г) справа от тарелки;д) в специальную укладку. Ответ: г.
При сервировке стола к обеду вилку кладут:а) справа от тарелки зубцами вверх;
б) слева от тарелки зубцами вверх;
в) справа от тарелки зубцами вниз;г) слева от тарелки зубцами вниз;
д) в специальную укладку.Ответ: б.
При сервировке стола салфетки кладут:а) в кольцо;б) в стакан;в) на закусочную тарелку;г) слева от тарелки;д) справа от тарелки. Ответ: а; б; в.
Праздничный стол накрывают:а) белой скатертью;б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;в) цветной клеенкой;г) цветной скатертью;д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой. Ответ: а,г.
Тест к теме «Сервировка стола»
При сервировке стола к обеду вилку кладут:а) справа от тарелки зубцами вверх;
б) слева от тарелки зубцами вверх;
в) справа от тарелки зубцами вниз;г) слева от тарелки зубцами вниз;
д) в специальную укладку.Ответ:
Праздничный стол накрывают:а) белой скатертью;б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;в) цветной клеенкой;г) цветной скатертью;д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой. Ответ:
infourok.ru
УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ "СЕРВИРОВКА СТОЛА К ЗАВТРАКУ"
Сервировка стола к завтраку
Цель: знакомство учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и о культуре поведения за столом;
Задачи:
Обучить навыкам сервировки стола к завтраку, правила этикета за столом;
Воспитывать аккуратность, опрятность,
Развивать эстетический вкус
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на занятие
Повторение пройденного материала
Вопросы для повторения
1. Какие виды бутербродов вы знаете? В чем их различие?
2. Что является основой бутербродов?
3. Из каких продуктов готовят бутерброды?
4. Последовательность приготовления бутерброда сандвича. 5. Перечислите требования к качеству готовых бутербродов.
6. Какие виды горячих напитков вы знаете?
7. Как правильно заварит чай?
3. Изучение нового материала
Беседа с учащимися.
Сегодня на уроке мы с вами поучимся сервировать стол к завтраку. Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи. Основная цель сервировки – создать удобство пользования приборами. Прежде чем сервировать стол надо продумать меню. Так как набор предметов зависит от ассортимента блюд. Обычно на завтрак подают горячий напиток (чай, кофе, какао, молоко и т.д.) и горячее блюдо (каши, омлеты, яичница). Так же на завтрак подают варенье, мед, колбасы, сыр, вареные яйца, соки, булочки, пирожки, хлеб. Стол лучше застелить скатертью. Все предметы расставить так, чтобы было удобно достать. На столе не должно быть лишних предметов.
На стол необходимо поставить масленку и рядом положить нож..
Накрываем стол чистой и не мятой скатертью, подходящей под стилистику кухни или столовой. Вместо скатерти можно использовать тканевую полоску (раннер). К ней уже подбираются салфетки и посуда.
В 2,5 от кромки стола ставится большая плоская тарелка для завтрака. Если вы по утрам едите кашу, а ваши дети хлопья с молоком, поставьте на эту тарелку миску. Кстати, тарелки могут быть яркими и даже с рисунками. Ведь это неофициальный завтрак.
Чуть левее и по диагонали вверх от большой тарелки располагается десертная тарелка для хлеба, пирожков, бутербродов, оладушков. На ней острием к центру лежит нож для конфитюра, шоколадной пасты или масла.
Приборы раскладываются по традиционному принципу: нож справа направлен острием к тарелке, вилка лежит слева вогнутой частью вверх. Место столовой ложки – справа от ножа, за ней чайная ложка, а место десертной ложки – над тарелкой, при этом ручка направлена вправо. Если ложка или вилка с ножом не нужны, их можно убрать.
Салфетка находятся не под приборами, а слева от вилки. Остальные салфетки – в специальной подставке.
Чашку для чая или кофе поставьте правее и чуть выше большой тарелки. Если завтрак официальный, блюдце должно быть обязательно. Если он неофициальный, то чашка может быть не из сервиза, а из разряда любимых, блюдце при этом можно не ставить.
Выше и немного левее от чашки стоят стаканы: справа стакан с водой, левее стакан с соком, далее стакан с молоком. Сколько вам нужно стаканов и нужны ли вообще они – решайте сами
Варенье подают в розетке и обязательно с ложечкой. Сахар – в сахарнице. Если онкусковой, понадобятся щипчики для сахара. Лимон или яблоко (некоторые пьют чай с яблоком) подается на блюдце уже нарезанным. Для него нужна вилочка для фруктов. Розетку, сахарницу и блюдце с лимоном ставят так, что каждый член семьи без проблем мог до них дотянуться.
В качестве украшения на стол обычно ставят вазу с цветами. В домашних условиях вместо цветов на стол можно поставить хрустальную, стеклянную, металлическую или плетеную вазу со свежими фруктами
Этикет
За столом надо уметь вести себя правильно – это правила этикета, то есть строгий порядок поведения, правильный прием пищи, правильное пользование столовыми приборами.
Запись в тетради.
1 .Сидеть за столом надо прямо.
Никогда не бери нож в рот (не ешь с ножа). Легко можно порезать язык.
3. Если пища застряла в зубах, возьми зубочистку, некрасиво ковырять вилкой в зубах. Вилка для того, чтобы есть!
4. Котлеты, тефтели, рыбу, ножом не режут.
5 .Если надо резать какое-нибудь кушанье, вилку держат в левой руке, а нож в правой.
6 .По окончании еды нож и вилку положи на тарелку.
7. Не чавкай, не шлепай губами, не брызгай ложкой, не хлебай жидкость так, чтобы все сидящие за столом слышали. Есть надо спокойно, не торопясь. Не наклоняйте тарелку к себе. Не разговаривайте с полным набитым пищей ртом
Предложить учащимся рассказать, как происходит прием гостей в их семье.
Практическая работа
Составить меню к завтраку.
Проверить работы.
Оценить
infourok.ru
Анализ урока по технологии "Сервировка стола к завтраку"
Анализ урока по технологии.
Раздел: «Кулинария», 5 класс
Тема урока: «Сервировка стола к завтраку»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по приобретению знаний и умений сервировки стола к завтраку.
Задачи урока:
1) Обучающая: ознакомить с понятием «Сервировка стола» освоить правилами сервировки стола к завтраку ознакомить с технологией складывания салфеток ознакомиться с правилами этикета 2) Развивающая: развития у учащихся умений формулировать цель, проблемы, предлагать пути их решения. развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности на уроке.
3) Воспитательная: Воспитывать аккуратность, развивать эстетический вкус воспитывать уважение к традициям и культуре.
Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный, это дало мне возможность оценить степень готовности учащихся к восприятию нового для них материала. Учащиеся сами вышли на тему и цель урока. Для формирования новых знаний использовалась презентация с показом слайдов, материал излагался последовательно. Во время презентации проводилась демонстрация действий, а получение новых навыков формировалось путем самостоятельной практической деятельности. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей.
Тип урока- комбинированный
Я использовала формы обучения: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.
Для достижения поставленных целей я использовала как традиционные, так и инновационные методики и технологии, а именно: метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности обучающихся, метод проблемного обучения, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающая технология, исследовательская деятельность.
Организация деятельности учащихся на уроке: -самостоятельно определяют тему, цели урока; -самостоятельно выходят на проблему и решают её; -выполняют практическую работу; -выполняют тестирование; -отвечают на вопросы; -рефлектируют.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентация, раздаточный материал (тесты, памятки), посуда для сервировки стола, скатерти, салфетки.
Структура урока, считаю, была выдержана: орг.момент, освоение новой темы, практическая работа, закрепление, контроль, оценивание, домашнее задание. В целях быстрого вовлечения обучающихся в тему урока, активизации их познавательной активности и мотивации развития мышления, я не стала сама объявлять тему урока, а с помощью наглядных предметов подвела учащихся к самостоятельному определению темы и проблемы, что соответствует технологии проблемного обучения. В целях более эффективного освоения новой темы были использованы информационно-коммуникативные технологии, а именно приготовлена мной презентация данной темы. Для поддержания интереса учащихся к теме, а также в целях текущего контроля я сопровождала объяснение темы проблемными вопросами, демонстрацией опыта. В течение урока была проведена физ.минутка, направленная на корректировку рук, ног и туловища.Для закрепления темы и в целях развития аналитической деятельности учащимся была предложена практическая работа и даны задания на карточках. Эта форма контроля объединяет несколько задач: закрепить изученную тему и развивать личностные компетенции. Правильность выполнения задания была проверена взаимоконтролем и самоцениванием. Была проведена рефлексия урока. Она проводилась с помощью фронтального опроса, учащиеся пытались оценить урок, свою деятельность и главное – понять практическую значимость изученной темы в дальнейшей жизни. Домашнее задание носит творческий характер, я предполагаю, что все ученики выполнят его с большим интересом.
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая, судя по их работе и ответам, считаю, что цели, поставленные в начале урока достигнуты, программный материал полностью усвоен.
infourok.ru
Урок по технологии по теме "Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета"
Урок по технологии по теме "Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета"
Цели:
Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и рассказать о культуре поведения за столом;
Сформировать навыки по сервировке стола к завтраку, правила этикета за столом;
Воспитывать аккуратность, опрятность, развивать эстетический вкус.
Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, набор столовой посуды, скатерть, салфетки,
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на занятие.
2. Повторение пройденного материала
Вопросы для повторения:
Какие виды бутербродов вы знаете? В чем их различие?
Что является основой бутербродов?
Из каких продуктов готовят бутерброды?
Последовательность приготовления бутерброда сандвича.
Перечислите требования к качеству готовых бутербродов.
Какие виды горячих напитков вы знаете?
Как правильно заварит чай?
Правила хранения чая и кофе.
3. Изучение нового материала
Беседа с учащимися.
Сегодня на уроке мы с вами поучимся сервировать стол к завтраку.
Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи.
Основная цель сервировки – создать удобство пользования приборами. Прежде чем сервировать стол надо продумать меню. Так как набор предметов зависит от ассортимента блюд.
Обычно на завтрак подают горячий напиток (чай, кофе, какао, молоко и т.д.) и горячее блюдо (каши, омлеты, яичница). Так же на завтрак подают варенье, мед, колбасы, сыр, вареные яйца, соки, булочки, пирожки, хлеб.
Стол лучше застелить скатертью. Все предметы расставить так, чтобы было удобно достать. На столе не должно быть лишних предметов.
Далее рассказать, как нужно расставить тарелки, чашки и разложить столовые приборы.
На стол необходимо поставить масленку и рядом положить нож. Сахарница и мед ставят на середину. Чай и кофе подают без сахара.
Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь складывать. Показать 2 вида складывания салфеток.
Пирамида
Сдвоенный конус
Стол сервирован на праздник
Этикет
За столом надо уметь вести себя правильно – это правила этикета, то есть строгий порядок поведения, правильный прием пищи, правильное пользование столовыми приборами.
Запись в тетради.
Правило 1
Сидеть за столом надо прямо.
Правило 2
Никогда не бери нож в рот (не ешь с ножа). Легко можно порезать язык.
Правило 3
Если пища застряла в зубах, возьми зубочистку, некрасиво ковырять вилкой в зубах. Вилка для того, чтобы есть!
Правило 4
Котлеты, тефтели, рыбу, ножом не режут.
Правило 5
Если надо резать какое-нибудь кушанье, вилку держат в левой руке, а нож в правой.
Правило 6
По окончании еды нож и вилку положи на тарелку.
Правило 7
Не чавкай, не шлепай губами, не брызгай ложкой, не хлебай жидкость так, чтобы все сидящие за столом слышали.
Есть надо спокойно, не торопясь. Не наклоняйте тарелку к себе. Не разговаривайте с полным набитым пищей ртом.
Просмотреть “Этикет”: Путешествие в страну вежливости: приглашение в гости”. (Компьютер)
Предложить учащимся рассказать, как происходит прием гостей в их семье.
3. Практическая работа
Учащиеся выполняют практическую работу “Сервировка стола к завтраку”. Учатся расставлять приборы, красиво складывать салфетки по схеме.
Текущий инструктаж.
Показать способы складывания салфеток. Правила подачи горячих напитков.
4. Анализ урока
Проанализировать допущенные ошибки, сделать необходимые замечания.
Оценить практическую работу и устные ответы.
5. Домашняя работа
Ковыльное орта мектебі
Урок технологии по теме
"Сервировка стола к завтраку.
Элементы этикета"
ПОДГОТОВИЛ:
Кривошеев С.В.
infourok.ru
Конспект урока по технологии "Сервировка стола к завтраку".
Урок
Тема урока: Сервировка стола к завтраку
Класс: 5
Дата проведение урока: 02.02.2011
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с правилами сервировки стола, научить сервировать стол к завтраку
Развивающие: развивать логическое мышление, умение выделять общие закономерности, развивать познавательный интерес
Воспитательные: развивать эстетический вкус; сохранение и возрождение семейных традиций
Методы:
Словесные: беседа, дискуссия
Наглядные: демонстрация
Практические: упражнения, практикум
Технологии: личностно-ориентированное обучение; ИКТ
Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор; мультимедийная презентация «Сервировка стола к завтраку», посуда для сервировки стола.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, девочки. Сегодня урок технологии проведу у вас я. Меня зовут Наталья Евгеньевна.
Актуализация
Готовясь к сегодняшнему уроку, я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла с собой эти предметы. Демонстрация содержимого корзины.
Скажите, пожалуйста, может быть, кто-нибудь догадывается, почему эти предметы я принесла к вам на урок?
Предположительные ответы детей:
-Будем учиться кушать готовить (вряд ли, потому что нет продуктов)
-Показать, какая у вас есть посуда?! (и у вас дома много красивой посуды, да?!)
-А может быть, мы будем стол накрывать?
Конечно, молодец. Сегодня мы будем знакомиться с тем, как правильно накрывать стол.
Предположительные ответы детей:
-Расставить чашки
-Постелить скатерть
-Расставить салфетки
-Расставить тарелки
Может, кто-нибудь из вас знает, как одним словом назвать все то, что вы перечислили?
Предположительные ответы детей:
-Сервировка стола
Правильно, молодцы, девочки! Сегодня на уроке мы будем говорить о сервировке стола, и тема нашего урока «Сервировка стола к завтраку». Слайд №1
А кто знает определение слова «сервировка»? Толковый словарь дает такое определение этого слова
Сервировка стола – это подготовка его к завтраку, обеду или ужину, то есть расстановка всех необходимых предметов в определенном порядке. Давайте занесем это определение в опорный конспект, который я вам приготовила. В течение урока вы будете заносить в него необходимые сведения и выполнять практические задания.
Итак, записываем.
Изучение нового материала
Мы вспомнили определение сервировка.
А зачем людям знать о сервировке, и всем ли это нужно?
Как вы думаете?
Предположительные ответы детей:
-Важно. Люди часто ходят в кафе и рестораны, они должны знать, как пользоваться приборами.
Да, действительно. Прежде всего, правильно сервированный стол добавляет красоту окружающему миру. Знание правил сервировки позволяет каждому человеку чувствовать себя раскованно и непринужденно на любом торжестве.
Значит, это нужные сведения для каждого человека. Вот об этом мы поговорим сегодня.
Настоящая хозяйка всегда уделяет особое внимание не только приготовлению вкусных блюд, но и сервировке стола.
Простой прием пищи не обязательно должен содержать какие-либо кулинарные изыски. В некоторых случаях в них нет необходимости, достаточно просто правильно сервировать стол.
Предположительные ответы детей:
- тарелки, ножи, вилки, ложки, стаканы, чашки с блюдцем, салфетки, скатерти
Правильно, для этого используются самые простые столовые приборы и кухонная посуда.
Но ведь очень много, как же выбрать нужные?! Оказывается, очень важно из всего многообразия кухонных и столовых принадлежностей выбрать ТОЛЬКО необходимые.
В опорных конспектах у вас есть задание №1. В задании изображены различные кухонные принадлежности. Давайте назовем их. Перечислить
Вам предстоит выполнить первое задание.
Из всего многообразия кухонных предметов, вам необходимо выбрать только те, которые используются для сервировки стола, и обвести их в кружок. Пока вы работаете индивидуально, я попрошу ______________ выполнить задание у доски.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1 «Предметы сервировки стола» – найдите те предметы, которые являются частью сервировки стола (задание с использованием возможностей интерактивной доски. На слайде представлены предметы сервировки стола и кухонная утварь. Детям нужно выделить предметы сервировки стола. Один ученик работает с интерактивной доской, остальные работают с опорным конспектом, обводя в кружочек те предметы, которые используются для сервировки стола).
А теперь посмотрим, что у нас получилось.
У кого также? Может, ____________, что-то забыла? Кто увидел?
Умницы! Таким образом, для сервировки стола нам необходимы:
Для завтрака нужны несколько видов тарелок. Закусочные – предназначены холодных блюд и некоторых горячих таких, как омлет, яичница и т.д. Пирожковые тарелки – для хлеба, булочек, бутербродов, конфитюра и т.д. Если в меню входит каша, то ее подают в столовой глубокой тарелке, которую ставят на закусочную.
Столовые приборы (Слайд №5) – столовый нож, столовая ложка, столовая вилка и чайная ложка.
Чашку с блюдцем (Слайд №6) называют необычно – чайной парой.
Необходимый предмет на каждом столе – это набор для специй и приправ (Слайд №7).
Предположительные ответы детей:
- Соль, красный перец, черный перец
Молодцы. Правильно. К приправам относятся – уксус, горчица, хрен и т.д.
А для сервировки стола, кроме этих предметов, еще необходимы:
Любой стол украсит скатерть (Слайд №8) – она придаст уют, будет способствовать созданию хорошего настроения на весь день.
Форма скатерти зависит от формы стола. Она может быть прямоугольной, овальной, круглой или квадратной. Скатерти бывают из хлопка, льна, современных синтетических материалов.
Салфетки (Слайд №9) – неотъемлемая часть любого стола, особенно когда они красиво оформлены. Без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. Для сервировки стола используют два вида салфеток – тканевые и бумажные.
И конечно, ваза с цветами (Слайд №10), которая будет радовать вас в любое время года. Стол можно оформить любыми цветами – как живыми, так и искусственными, красивыми веточками, листьями, а также гирляндами из цветов
Готовясь к какому-нибудь семейному торжеству, все эти предметы можно подобрать по сочетанию цветов и тематике. Этим мы создадим определенную праздничную атмосферу.
Давайте посмотрим на следующие слайды презентации. Интересно, догадаетесь ли вы, к какому празднику или событию сервированы столы?!
Демонстрация 3х слайдов:
Слайд №11: новогодний стол. Что это за праздник? А как вы догадались?
Слайд №12: пасха. А это? Почему? Правильно! Молодцы!
Слайд №13: 14 февраля. Как вы догадались? Что именно указало вам на этот праздник?
Правильно. Молодцы. Вы очень внимательные. Действительно правильно подобранные предметы сервировки стола будут радовать в праздничный день.
Важно не только иметь все эти предметы, но и соблюдать определенную последовательность при сервировке (Слайд №14. Гиперссылка). В опорных конспектах представлены этапы сервировки стола, но они расположены хаотично. Вам необходимо указать правильную последовательность, расставив цифры.
Кто хочет работать у доски?
__________, выходи.
И так, давайте представим себе, что мы накрываем стол.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2 «Последовательность сервировки стола» – установить правильную последовательность сервировки стола (1 ученик работает на интерактивной доске, расставляет цифры на слайде. Остальные работают с опорным конспектом. Фронтальная форма работы).
Выполнение задания.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось? С чего бы вы начали?!
___________________, расскажи нам, в какой последовательности ты накрывала стол?
_____________ рассказывает. Комментарии учителя.
Проверьте у себя, вы правильно выполнили это задание?
Вы справились и с этим заданием! Молодцы!
Важно не только соблюдать эту последовательность, но и выполнять определенные правила. Например, в какую часть стола поставить вазу, тарелку или чайную пару. Правил этих очень много, а мы разберем некоторые из них.
Чтобы эти правила вы не только узнали, но и запомнили, мы выполним следующее задание.
Правила сервировки у вас уже записаны, но в них есть пропуски.
Вам необходимо вставить пропущенные слова, на которые в первую очередь следует обратить внимание. Показывать картинку, а дети должны проговорить ответ и записать слово.
Изучение правил сервировки стола с демонстрацией слайда презентации. Учитель читает последовательно правильно, учащиеся в своих конспектам записывают пропущенное слово. Слайд №15
Закусочная тарелка ставится строго (В КАКОЙ ЧАСТИ СТОЛА?) по центру напротив стула в 2х см от края стола
Пирожковая тарелка для выпечки, хлеба, масла и конфитюра располагается слева от закусочной тарелки
Вилку кладут слева зубьями вверх, столовый нож – справа от закусочной тарелки лезвием к ней
Если в меню входит каша, то к ней полагается столовая ложка, которая располагается справа от закусочной тарелки. Слайд №16
Чайная чашка с блюдцем и ложкой располагается справа по диагонали от закусочной тарелки. Ручка чашки и ложечка на блюдце должны быть справа, так ими будет удобнее пользоваться
Теперь вы знаете, как должен быть накрыт стол к завтраку.
Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны и сможете ли найти ошибки в сервировке столов. Слайд №17
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3 – найти ошибки в сервированных столах на слайдах презентации (демонстрация 3х слайдов. Учащиеся внимательно изучают картинки, заметив ошибку в сервировке, поднимают руку и озвучивают ошибку).
Слайд №18: кто заметил ошибку? А как правильно? Молодец, _________!
Слайд №19: а на этом столе что не так? Кто нашел? Хорошо, ___________!
Слайд №20: кто внимательный? Правильно!
Какие же вы внимательные! Ничего от вас не скроешь!
Итак, мы с вами выяснили, что нам необходимо иметь и знать для сервировки стола.
А теперь давайте представим, что сегодня к завтраку мы пригласили много гостей. На завтрак у нас (меню на доске):
Каша
Бутерброд
Чай с лимоном
Слайд №21. Мы сервируем стол. Представим себе . что у каждой из вас есть красивая цветная скатерть – это листочек, на котором вы должны расставить приборы и посуду по всем правилам. Все необходимые предметы сервировки находятся у вас в конвертах.
Вам нужно выбрать необходимые предметы из конвертика, а закрепить выбранные предметы вы можете с помощью клея. А _______________ и _______________ будут выполнять задание у доски: ________________ будет сервировать стол, а ________________ будет работать на интерактивной доске.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4 «Сервировка стола к завтраку» – сервировать стол к завтраку (1 ученик выполняет задание на интерактивной доске, 1 ученик выполняет сервировку на столе, остальные – выполняют задание, используя подготовленные бумажные модели на цветном листе бумаги).
Давайте проверим вашу работу.
Проверка работы по критериям (Какие предметы? В какой последовательности? По каким правилам?)
Предполагаемые ответы детей:
-Цветы, салфетки, аксессуары
Правильно.
Предполагаемые ответы детей:
-ДА!
Умницы! С учетом ваших самых маленьких ошибочек, мне кажется, что вы замечательно справились с этим заданием.
Сервировка стола – это один из элементов этикета. Этикет – это правила поведения и сервировки стола. Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом. В качестве домашнего задания я предлагаю вам всем вместе оформить сборник «Правила поведения за столом». Обложка для него уже готова, а вам необходимо оформить остальные странички.
А для этого вам необходимо дома вспомнить правила поведения за столом, и написать одно из них на листе в виде чашечки, который у вас есть на столах. Для написания лучше использовать цветные ручки, можно гелевые, можно обычные шариковые; по желанию можете красиво оформить свою страничку, нарисовать на ней что-то, наклеить картинки по теме. А обложку этой книжки я передам Ирине Олеговне, и на следующем уроке вы сможете оформить книжечку, соединив все листочки вместе.
И я надеюсь, что вы будете пользоваться ею не раз.
Итог урока
Домашний уют строится на минимальном количестве вещей. Если все это делается с душой и большой любовью, то все окружающие становятся чуточку счастливее. Постарайтесь преподнести всем членам своей семьи сюрприз – прекрасный стол, который будет украшен правильным расположением столовых приборов. В первый раз это вызовет удивление, но постепенно все члены вашей семьи начнут все чаще собираться за столом, чтобы провести как можно больше времени вместе.
Спасибо всем за работу на уроке. Вы хорошо работали, особенно хочется отметить активную работу и ответы _____________, ______________ и ________________!
Молодцы. Успехов в учебе. До свидания.
7
kopilkaurokov.ru
План-конспект урока по технологии в 5-м классе по теме "Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета"
Разделы: Технология
Цели:
- Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и рассказать о культуре поведения за столом;
- Сформировать навыки по сервировке стола к завтраку, правила этикета за столом;
- Воспитывать аккуратность, опрятность, развивать эстетический вкус.
Оборудование:
- учебник, рабочая тетрадь, набор столовой посуды, скатерть, салфетки,
- СD “Кулинарная энциклопедия КиМ”
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на занятие.
2. Повторение пройденного материала
Вопросы для повторения:
- Какие виды бутербродов вы знаете? В чем их различие?
- Что является основой бутербродов?
- Из каких продуктов готовят бутерброды?
- Последовательность приготовления бутерброда сандвича.
- Перечислите требования к качеству готовых бутербродов.
- Какие виды горячих напитков вы знаете?
- Как правильно заварит чай?
- Правила хранения чая и кофе.
3. Изучение нового материала
Беседа с учащимися.
Сегодня на уроке мы с вами поучимся сервировать стол к завтраку.
Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи.
Основная цель сервировки – создать удобство пользования приборами. Прежде чем сервировать стол надо продумать меню. Так как набор предметов зависит от ассортимента блюд.
Обычно на завтрак подают горячий напиток (чай, кофе, какао, молоко и т.д.) и горячее блюдо (каши, омлеты, яичница). Так же на завтрак подают варенье, мед, колбасы, сыр, вареные яйца, соки, булочки, пирожки, хлеб.
Стол лучше застелить скатертью. Все предметы расставить так, чтобы было удобно достать. На столе не должно быть лишних предметов.
Далее рассказать, как нужно расставить тарелки, чашки и разложить столовые приборы.
На стол необходимо поставить масленку и рядом положить нож. Сахарница и мед ставят на середину. Чай и кофе подают без сахара.
Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь складывать. Показать 2 вида складывания салфеток.
Пирамида
Сдвоенный конус
Показать, как надо сервировать стол наглядно.
Стол сервирован на праздник Пасхи.
Стол сервирован на день Матери.
ЭтикетЗа столом надо уметь вести себя правильно – это правила этикета, то есть строгий порядок поведения, правильный прием пищи, правильное пользование столовыми приборами.
Запись в тетради.
Правило 1
Сидеть за столом надо прямо.
Правило 2
Никогда не бери нож в рот (не ешь с ножа). Легко можно порезать язык.
Правило 3
Если пища застряла в зубах, возьми зубочистку, некрасиво ковырять вилкой в зубах. Вилка для того, чтобы есть!
Правило 4
Котлеты, тефтели, рыбу, ножом не режут.
Правило 5
Если надо резать какое-нибудь кушанье, вилку держат в левой руке, а нож в правой.
Правило 6
По окончании еды нож и вилку положи на тарелку.
Правило 7
Не чавкай, не шлепай губами, не брызгай ложкой, не хлебай жидкость так, чтобы все сидящие за столом слышали.
Есть надо спокойно, не торопясь. Не наклоняйте тарелку к себе. Не разговаривайте с полным набитым пищей ртом.
Просмотреть “Этикет”: Путешествие в страну вежливости: приглашение в гости”. (Компьютер)
Предложить учащимся рассказать, как происходит прием гостей в их семье.
3. Практическая работа
Учащиеся выполняют практическую работу “Сервировка стола к завтраку”. Учатся расставлять приборы, красиво складывать салфетки по схеме.
Текущий инструктаж.
Показать способы складывания салфеток. Правила подачи горячих напитков.
4. Анализ урока
Проанализировать допущенные ошибки, сделать необходимые замечания.
Оценить практическую работу и устные ответы.
5. Домашняя работа
Читать §34–35, ответить на вопросы.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai