Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане. Завтрак картина


Картина «Завтрак на траве» — Artrue

Дата создания: 1865 г.Тип: масло на холсте.Габариты: 130*181 см.Местонахождение: ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

В 1865 году знаменитый французский художник Клод Моне создал одну из самых известных своих работ «Завтрак на траве». Он является одним из основателей импрессионизма, так как именно его картина положила начало такому художественному направлению, также он внес огромный вклад в развитие живописи в Европе.

На написание картины данной картины художника вдохновила одноименная картина Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. Картина Эдуарда вызвала множество недовольств и скандалов, так как на картине изображена обнаженная дама, рядом с которой вальяжно сидят двое мужчин, любующихся её телом. В то время такая тема считалась несказанно дерзкой.

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Клод начал писать свою версию произведения с набросков, которые он писал с живописных видов леса Фонтенбло, где он также написал множество прекрасных картин, таких как «Дорога на Бас-Бро, Фонтенбло». Людей же художник писал уже в мастерской (одной из позировавших ему тогда моделей была его будущая супруга Камилла Донсье). В завершение полотна художник мастерски вписывает в чудный пейзаж силуэты отдыхающих людей.

На картине зритель видит группу людей знатного происхождения, решившая отдохнуть на природе, устроить пикник под высокими густыми деревьями леса. При внимательном рассмотрении картины на ближнем дереве можно заметить сердце, вырезанное на коре ножом, этот знак намекает на романтическое настроение художника, в котором он прибывал на момент написания полотна.

Лягушатник

Моне был мастером по светотени. Все в картине пронизано солнечным светом, который проникает на поляну сквозь листья деревьев. Художник долго пытался найти баланс света, поэтому его так много на картине. Свет повсюду, подчеркивает каждую складочку на дамских платьях, отражается в листве и стволах деревьев.

К сожалению, художник так и не смог закончить написание этой картины, так как при её создании он занимался еще и другими картинами, а в 1878 году ему нечем было заплатить за жилье, и он оставил эту картину в залог. Через несколько лет он все же попытался продолжить работу над картиной, но некоторые её части были испорчены влагой, поэтому художник просто отрезал поврежденные части полотна, тем самым он отсек большую часть своей задумки, оставив лишь её часть, которая на сегодняшний день находятся в Лувре. Набросок картины, выполненный Клодом Моне, хранится в Москве, в изобразительном музее имени Пушкина.

artrue.ru

ЗНАМЕНИТЫЕ "ЗАВТРАКИ" ИМПРЕССИОНИСТОВ | ARTотека еды

Навер­ное, самым зна­ме­ни­тым зав­тра­ком в исто­рии живо­пи­си явля­ет­ся скан­даль­ный “Зав­трак на тра­ве” фран­цуз­ско­го импрес­си­о­ни­ста Эду­ар­да Мане, напи­сан­ный в 1863 году. Пер­во­на­чаль­но эта кар­ти­на пред­на­зна­ча­лась для Париж­ско­го сало­на – еже­год­ной худо­же­ствен­ной выстав­ки, но была отверг­ну­та жюри за амо­раль­ность и непри­стой­ность. “Зав­трак на тра­ве” вме­сте с дру­ги­ми  недо­пу­ще­ны­ми к экс­по­зи­ции кар­ти­на­ми был все-таки выстав­лен в так назы­ва­е­мом  Салоне отвер­жен­ных.

Сюжет кар­ти­ны — двое муж­чин с пол­но­стью обна­жен­ной жен­щи­ной – вызвал насто­я­щий скан­дал, к тому же пер­со­на­жи были лег­ко узна­ва­е­мы. На полотне худож­ник изоб­ра­зил соб­ствен­но­го бра­та Густа­ва (тот, что спра­ва) и бра­та жены Фер­ди­нан­да Леен­хо­фа. В обра­зе жен­щи­ны худож­ник соеди­нил чер­ты посто­ян­ной натур­щи­цы Вик­то­ри­ны Мёран и соб­ствен­ной жены Сюзан­ны (тело). Вик­то­ри­на была люби­мой натур­щи­цей Мане и запе­чат­ле­на во мно­гих его рабо­тах, в част­но­сти в зна­ме­ни­той “Олим­пии”. Она сама писа­ла непло­хие кар­ти­ны, мно­гие из кото­рых позд­нее были уте­ря­ны. Стра­да­ла алко­го­лиз­мом и в пре­клон­ные годы про­си­ла пода­я­ние на ули­це, играя на гита­ре. Извест­на сво­и­ми любов­ны­ми отно­ше­ни­я­ми с жен­щи­на­ми.В 1863 году “Зав­трак на тра­ве” стал сим­во­лом Сало­на отвер­жен­ных и в даль­ней­шем источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для мно­гих поко­ле­ний худож­ни­ков.

В 1868 году Эду­ард Мане пишет “Зав­трак в мастер­ской”, кото­рый стал пово­рот­ной точ­кой в его твор­че­стве. Жанр этой кар­ти­ны труд­но опре­де­лить – она соче­та­ет порт­рет, натюр­морт и быто­вую сце­ну. Так­же недо­уме­ние кри­ти­ки и пуб­ли­ки вызва­ли несо­че­та­е­мые пред­ме­ты, пред­став­лен­ные на кар­тине: шлем, кот, меч, лимон…

На перед­нем плане изоб­ра­жен Леон Леен­хофф, сын жены худож­ни­ка Сюзан­ны, рож­ден­ный еще до бра­ка. Дол­гие годы пред­по­ла­га­лось, что Леон – сын Эду­ар­да Мане, но новые иссле­до­ва­ния ука­зы­ва­ют на Огю­ста Мане, отца само­го худож­ни­ка.

Мане уда­лось мастер­ски объ­еди­нить раз­но­род­ные пред­ме­ты и создать гар­мо­нич­ную ком­по­зи­цию неза­ви­си­мых друг от дру­га эле­мен­тов. Жен­щи­на с кофе и рама на стене напо­ми­на­ют Вер­ме­е­ра, вари­а­ции серо­го отсы­ла­ют к Велас­ке­су, а нож на сто­ле явля­ет­ся эхом натюр­мор­тов Шардена”.(Марк Дюпе­ти, “Вели­кие худож­ни­ки. Их жизнь, вдох­но­ве­ние и твор­че­ство ”

Клод Моне “Зав­трак на тра­ве”(1866)

В 1865 году Клод Моне, кото­ро­го позд­нее назо­вут осно­ва­те­лем импрес­си­о­низ­ма, напи­сал боль­шую кар­ти­ну на пле­нэ­ре в Шайи и назвал ее “Зав­трак на тра­ве” – реве­ранс в честь зна­ме­ни­той рабо­ты Эду­ар­да Мане. Уез­жая в Париж, худож­ник оста­вил гото­вое полот­но в каче­стве зало­га хозя­и­ну гости­ни­цы “Золо­той лев”, в кото­рой жил. Кар­ти­на хра­ни­лась в сыром под­ва­ле и зна­чи­тель­но постра­да­ла. Моне раз­ре­зал ее на части и выбро­сил фраг­мен­ты, покры­тые пле­се­нью. Сей­час сохра­нив­ши­е­ся части кар­ти­ны мож­но уви­деть в музей д’Орсе в Пари­же.Спу­стя год худож­ник вновь воз­вра­ща­ет­ся к этой теме и созда­ет умень­шен­ный вари­ант ком­по­зи­ции. Эта кар­ти­на напи­са­на более мяг­ко, в ней отсут­ству­ют рез­кие кон­тра­сты, при­су­щие сохра­нив­шим­ся фраг­мен­там “Зав­тра­ка на тра­ве”.На кар­тине изоб­ра­же­на ком­па­ния из 12 чело­век, но для их напи­са­ния худож­ник исполь­зо­вал толь­ко две моде­ли. Для жен­ских фигур пози­ро­ва­ла воз­люб­лен­ная худож­ни­ка и его буду­щая жена Камил­ла Дон­сье, а для муж­ских — друг Кло­да Моне худож­ник Фре­де­рик Базиль,  кото­рый погиб­нет четы­ре года спу­стя в бою во вре­мя фран­ко-прус­ской вой­ны в воз­расте 29 лет.

В насто­я­щее вре­мя кар­ти­на нахо­дит­ся в экс­по­зи­ции Пуш­кин­ско­го музея в Москве.

(см. так­же  “За сто­лом у  Кло­да Моне: рецеп­ты худож­ни­ка)

Пьер-Огюст Рену­ар “Зав­трак греб­цов”(1880–1881)

Одной из самых зна­ме­ни­тых кар­тин в насле­дии Рену­а­ра явля­ет­ся “Зав­трак греб­цов”, напи­сан­ный в неболь­шом город­ке Шату неда­ле­ко от Пари­жа, а его непо­сред­ствен­ным местом дей­ствия ста­ла веран­да ресто­ра­на “Мезон Фур­нез” (см. Зав­трак греб­цов в Мезон Фур­нез )

По сути, эта кар­ти­на – груп­по­вой порт­рет близ­ких Рену­а­ру людей,  где каж­дый пер­со­наж узна­ва­ем. Все они изоб­ра­же­ны в непри­нуж­ден­ных, как бы слу­чай­ных позах, что пере­да­ет спон­тан­ность момен­та. На перед­нем плане бле­стя­ще выпол­нен­ный в виде натюр­мор­та сам зав­трак – бутыл­ки вина, недо­пи­тые бока­лы, тарел­ки с гру­ша­ми и вино­гра­дом. Напол­нен­ный радост­ны­ми крас­ка­ми “Зав­трак греб­цов” начи­сто лишен парад­но­сти, при­су­щей ака­де­ми­че­ской тра­ди­ции кон­ца XIX века. Кар­ти­на остав­ля­ет впе­чат­ле­ние уди­ви­тель­ной лег­ко­сти, а вме­сте с тем худож­ник рабо­тал над ней на про­тя­же­нии несколь­ко меся­цев. Его дру­зья спе­ци­аль­но при­ез­жа­ли в Шату, что­бы пози­ро­вать Рену­а­ру, а их встре­чи часто про­хо­ди­ли имен­но так, как пока­за­но на кар­тине. Она посвя­ще­на само­му счаст­ли­во­му пери­о­ду жиз­ни худож­ни­ка, когда он нахо­дил­ся в самом рас­цве­те сил в сере­дине жиз­нен­но­го пути.

Эдгар Дега   “Зав­трак после купа­ния”(1895- 1898)

Кар­ти­на “Чаш­ка чая. Зав­трак после купа­ния”, выпол­нен­ная в тех­ни­ке пасте­ли,  отно­сит­ся к позд­не­му пери­о­ду твор­че­ства худож­ни­ка, когда Дега  стал по его соб­ствен­но­му выра­же­нию “зна­ме­ни­тым и неиз­вест­ным”. В это вре­мя он замы­ка­ет­ся в узком кру­гу близ­ких дру­зей, уйдя во “внут­рен­нюю эми­гра­цию”. Он был одним из немно­гих худож­ни­ков, чьи кар­ти­ны удач­но про­да­ва­лись. Сам же худож­ник про­во­дил чет­кую грань меж­ду “това­ром”, кото­рый харак­те­ри­зо­вал­ся высо­кой сте­пе­нью отдел­ки и осталь­ны­ми более аван­гард­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. Его мно­го­чис­лен­ные купаль­щи­цы это­го пери­о­да отли­ча­ет асси­мет­рич­ность ком­по­зи­ции, необыч­ность поз, воз­рос­шая интен­сив­ность цве­та. В свя­зи с рез­ким ухуд­ше­ни­ем зре­ния худож­ник все более обра­щал­ся к пастель­ной тех­ни­ке, что поз­во­ля­ло мень­ше напря­гать гла­за. В рабо­те с пасте­лью Дега отли­ча­ла уди­ви­тель­ная сво­бо­да и нова­тор­ство. Он часто обра­ба­ты­вал кар­ти­ны паром, после чего раз­мяг­чен­ную пастель рас­ту­ше­вы­вал кистью или паль­цем, добав­ляя  мас­ки мас­лом или аква­ре­лью.

На про­тя­же­нии всей сво­ей твор­че­ской жиз­ни Дега скру­пу­лез­но изу­чал чело­ве­че­ское тело. Гово­рят, что к кон­цу сеан­са его моде­ли не толь­ко смер­тель­но уста­ва­ли, но и были раз­ри­со­ва­ны полос­ка­ми –раз­мет­ка­ми, кото­рые слеп­нув­ший худож­ник нано­сил на их тела, что­бы точ­нее опре­де­лять про­пор­ции.

Рену­ар одна­жды ска­зал: 

“Если бы Дега умер в пять­де­сят, его запом­ни­ли бы как отлич­но­го худож­ни­ка, и не более того. Одна­ко после пяти­де­ся­ти его твор­че­ство настоль­ко рас­ши­ри­лось, что он на самом деле пре­вра­тил­ся в Дега”

Еще о зав­тра­ках, изоб­ра­жен­ных на извест­ных полот­нах напи­са­но в ста­тье “Зна­ме­ни­тые зав­тра­ки в живо­пи­си”.

www.art-eda.info

о чем скандальная картина Эдуарда Мане

Обнаженная женщина в окружении одетых мужчин, откровенное искажение перспективы, снегирь в летнем пейзаже – в чем смысл этих нелепых деталей и приемов, эпатирующих зрителя? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают, что они увидели.

Эдуард Мане написал «Завтрак на траве» в 1863 году. Картина выставлена в Музее Орсе в Париже.

Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.

1. Береговая линия

Андрей Россохин: Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

2. Фигуры центрального плана

Мария Ревякина: Мы видим обнаженную женщину и двух интеллигентно одетых мужчин, которые ведут беседу. Фигуры расположены слишком близко друг к другу. Автор усиливает это ощущение, используя прием «сжатой» перспективы, при котором объекты кажутся значительно ближе друг к другу. Но при этом между мужчинами и женщиной есть какая-то незримая граница, они не взаимодействуют.

Рисуя женскую фигуру, Мане так подобрал тона, что она выглядит плоской, в то время как мужские фигуры объемны. По цвету они тоже различаются. Думаю, что посредством этих контрастов, игры с перспективой и искажением восприятия художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе.

Андрей Россохин: Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Второй скрытым образом на нее претендует, о чем говорит достаточно агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.

Если вы прикроете рукой нагое тело женщины, то увидите перед собой типичный семейный портрет конца XIX века. Он отражает внешне благопристойные, но бесстрастные отношения, в которых нет чувств, игры, тепла.

3. Обнаженная женщина

Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой, и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается некое отсутствие сексуальности. Любопытно, что есть свидетельства современников о том, что Викторина Мёран - натурщица художника, была нетрадиционной сексуальной ориентации. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

Андрей Россохин: Ее тело обнажено, но никакой эротики здесь нет. В неестественно-белом оттенке кожи есть что-то холодное, фальшивое, подчеркнуто отличающееся от теплого оттенка кожи девушки на дальнем плане. Тело женщины почти такого цвета, как воротники рубашек у мужчин. Она напоминает фарфоровую статуэтку, атрибут мужчины. В ней живо одно лишь лицо, потому что взгляд женщины на самом деле обращен не на нас. Она видит ту юную девушку, которой она была когда-то, погружена в те детские фантазии.

4. Девушка на заднем плане

Мария Ревякина: Художник нарушает законы перспективы и сознательно искажает наше восприятие пространства: фигура женщины, изображенной на заднем плане, кажется слишком крупной, она значительно больше лодки и реки; ее рука почти касается руки мужчины, изображенного в центре картины.

Андрей Россохин: Девушка подобна Алисе, которая оказалась вдруг в Стране чудес. Ее фигура полна жизни. Левой рукой девушка касается платья, которым прикрывает свою вагину. Этот жест означает, с одной стороны, запрет на эротические фантазии, а с другой, наоборот, их разжигание.

5. Натюрморт

Андрей Россохин: В разбросанных фруктах, бутылке и одежде, изображенных в нижней части холста, есть нечто хаотичное, все это вроде бы указывает на бурный секс. Но фигуры людей подчеркнуто отстранены от этой части картины. Герои даже не прикасались к хлебу и фруктам. Как будто все удовольствия жизни, которые олицетворяют еда и секс, ими отброшены, отвергнуты.

6. Снегирь

Андрей Россохин: Снегирь – зимняя птица, в летнем пейзаже он смотрится как минимум странно. Он расположен вверху картины, как бы на границе двух миров. Его присутствие подчеркивает фантазийность мира «за занавесом» и в то же время говорит об эмоциональном холоде, который царит в мире декоративном. Настоящая сексуальность здесь умерла, замерзла. Этот холод подчеркнут черно-белыми одеждами мужчин и белым телом женщины.

Бунт художника 

Мария Ревякина: Главной идеей произведения является насмешка, бунт художника, противостояние официальному искусству своего времени. Алогичностью картины (странный сюжет, нарушение законов перспективы, сочетание различных техник письма и т.д.) художник показывает бессмысленность современного искусства и говорит о том, что есть темы куда важнее общепринятых классических – такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами.

Андрей Россохин: В картине, которая, на первый взгляд, призвана эпатировать зрителей, речь на самом деле идет о судьбе женщины XIX века. Она вынуждена играть определенную социальную роль и жить фальшивой церемониальной жизнью. И только в фантазиях она представляет себя той чувственной девушкой и печалится об упущенных возможностях, наслаждении, счастье. И, вероятно, жалеет, что не отправилась на поиски чего-то другого – по той светлой дороге, ведущей вдаль.

Об экспертах

Андрей Россохин – психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

Мария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

Читайте также

www.psychologies.ru

"Завтрак на траве" Клода Моне. Как зарождался импрессионизм

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

“Завтрак на траве” в Пушкинском музее – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.

Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.

Вторая картина хранится в музее д’Орсе в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.

Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.

Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.

Нам она может показаться обычной. Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.

Однако картина произвела невообразимый скандал. В то время обнаженными изображали только нереальных, мифических женщин. Здесь же Мане изобразил пикник обычных буржуа. Обнаженная женщина – не мифическая богиня. Это самая настоящая куртизанка. Рядом с ней молодые щеголи наслаждаются природой, философскими беседами и наготой доступной женщины. Именно так некоторые мужчины и отдыхали. Тем временем их жены в неведении сидели дома и вышивали.

Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали. Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться.

Чам. “Мадам, вам не рекомендуется сюда входить!” Карикатура в журнале Le Charivari, 16. 1877 г. Музей Штедель, г. Франкфурт-на-Майне, Германия

Такая же реакция была у современников Мане и на его знаменитую “Олимпию”. Об этом читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.

Клод Моне готовится к Парижскому салону.

Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане. Тем, как его коллега передал свет на картине. В этом плане Мане был революционером. Он отказался от мягкой светотени. От этого его героиня выглядит плоской. Она чётко выделяется на тёмном фоне.

Мане сознательно к этому стремился. Ведь при ярком свете тело становится однородного цвета. Это лишает его объема. Однако делает более реалистичным. На самом деле, героиня Мане выглядит более живой, чем Венера Кабанеля или Большая Одалиска Энгра.

Сверху: Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. Музей д’Орсе, Париж. Посередине: Эдуард Мане. Олимпия. 1963 г. Там же. Внизу: Жан-Огюст-Доминик Энгр. Большая Одалиска. 1814 г. Лувр, Париж

Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.

Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне. Ведь он был амбициозен и хотел славы. Так в его голове родилась идея создать свой “Завтрак на траве”.

Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней.

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866-1867 гг. Музей д’Орсе, Париж.

Работа шла тяжело. Слишком большое полотно. Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно.

Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня.  Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. Но на выставку попасть очень хотелось.

И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину “Камилла”. Известная ещё, как “Дама в зеленом платье”. Она выполнена в классической манере. Без экспериментов. Реалистичное изображение. Переливы атласного платья в искусственном освещении.

Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом платье). 1866 г. Художественный музей в Бремене, Германия

Публике “Камилла” понравилась. Правда критики недоумевали, почему часть платья не уместилась в “кадр”. На самом деле Моне сделал это намеренно. Чтобы смягчить ощущение постановочного позирования.

Ещё одна попытка попасть на Парижский салон

“Дама в зеленом платье” не принесла той славы, на которую расчитывал Моне. К тому же он хотел писать по-другому. Хотел, как и Эдуард Мане, нарушать классические каноны живописи.

На следующий год он задумал ещё одну крупную картину “Женщины в саду”. Картина также была большой (2 на 2,5 м), но все же уже не такой огромной, как “Завтрак на траве”.

Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Как и подобает истинному импрессионисту. Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур. Как воздух вибрирует от жары. Как свет становится главным действующим лицом.

Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. 205×255 см. Музей Д’Орсе, Париж

Картину в Парижском салоне не приняли. Её сочли небрежной и незаконченной. Как сказал один из членов жюри Салона “Слишком много сейчас молодых людей движутся в непозволительном направлении! Пора их остановить и спасти искусство!”

Удивительно, что государство приобрело работу художника в 1920 году, ещё при жизни художника, за 200 тыс. франков. Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно.

История спасения “Завтрака на траве”

Публика картину “Завтрак на траве” так и не увидела. Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте.

Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями. 1878 год был особенно трудным. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля. Денег на уплату не было. Моне оставил владельцу отеля в залог свой “Завтрак на траве”. Тот картину не оценил и забросил на чердак.

Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. В 1884 году он вернулся за картиной. Однако она уже была в плачевном состоянии. Часть картины покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. И порезал картину на три части. Одна из них была утеряна. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее д’Орсе.

Об этой интересной истории  я также писала в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.

PS.

После “Завтрака на траве” и “Женщин в саду” Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе.

Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи. Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.

Картины Клода Моне. Слева: “Сирень на солнце”. 1872 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Справа. Мороз в Живерни. 1885 г. Частная коллекция.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

"Завтрак на траве" Эдуард Мане, Клод Моне и Пабло Пикассо.

Пока фотографии с очередной гонки загружаются, расскажу о ещё одной скандальной картине Эдуарда Мане "Завтрак на траве".

Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества. Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке. Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».

Сюжет кар­тины — двое муж­чин с пол­но­стью обна­жен­ной жен­щи­ной – вызвал насто­я­щий скан­дал, к тому же пер­со­нажи были легко узна­ва­емы. На полотне худож­ник изоб­ра­зил соб­ствен­ного брата Густава (тот, что справа) и брата жены Фер­ди­нанда Леен­хофа. В образе жен­щины худож­ник соеди­нил черты посто­ян­ной натур­щицы Вик­то­рины Мёран и соб­ствен­ной жены Сюзанны (тело). Вик­то­рина была люби­мой натур­щи­цей Мане и запе­чат­лена во мно­гих его рабо­тах, в част­но­сти в зна­ме­ни­той “Олим­пии”. Она сама писала непло­хие кар­тины, мно­гие из кото­рых позд­нее были уте­ряны. Стра­дала алко­го­лиз­мом и в пре­клон­ные годы про­сила пода­я­ние на улице, играя на гитаре. Известна сво­ими любов­ными отно­ше­ни­ями с жен­щи­нами. В 1863 году “Зав­трак на траве” стал сим­во­лом Салона отвер­жен­ных и в даль­ней­шем источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для мно­гих поко­ле­ний худож­ни­ков.

1866 Клод Моне.

В 1865 году Клод Моне, кото­рого позд­нее назо­вут осно­ва­те­лем импрес­си­о­низма, напи­сал боль­шую кар­тину на пле­нэре в Шайи и назвал ее “Зав­трак на траве” – реве­ранс в честь зна­ме­ни­той работы Эду­арда Мане. Уез­жая в Париж, худож­ник оста­вил гото­вое полотно в каче­стве залога хозя­ину гости­ницы “Золо­той лев”, в кото­рой жил. Кар­тина хра­ни­лась в сыром под­вале и зна­чи­тельно постра­дала. Моне раз­ре­зал ее на части и выбро­сил фраг­менты, покры­тые пле­се­нью. Сей­час сохра­нив­ши­еся части кар­тины можно уви­деть в музей д’Орсе в Париже. Спу­стя год худож­ник вновь воз­вра­ща­ется к этой теме и создает умень­шен­ный вари­ант ком­по­зи­ции. Эта кар­тина напи­сана более мягко, в ней отсут­ствуют рез­кие кон­тра­сты, при­су­щие сохра­нив­шимся фраг­мен­там “Зав­трака на траве”. На кар­тине изоб­ра­жена ком­па­ния из 12 чело­век, но для их напи­са­ния худож­ник исполь­зо­вал только две модели. Для жен­ских фигур пози­ро­вала воз­люб­лен­ная худож­ника и его буду­щая жена Камилла Дон­сье, а для муж­ских — друг Клода Моне худож­ник Фре­де­рик Базиль, кото­рый погиб­нет четыре года спу­стя в бою во время франко-прус­ской войны в воз­расте 29 лет.

"Завтрак на траве" 1959-62г. По Мане Пабло Пикассо.

Между 1959 и 1962 годами Пикассо выполняет серию работ в живописи, графике, литографии, скульптуре и керамике, вдохновившись картиной Эдуарда Мане 1863 года Завтрак на траве (Le Déjeuner Sur l'Herbe, сегодня в Musée d'Orsay). Впервые Пикассо познакомился ней в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, а в 1907-м она вдохновляла его, когда он писал своих Авиньонских девиц. Он был под большим впечатлением от новаторства Мане. Как-то в 1929 году Пикассо заметил: "Когда я вижу Déjeuner Sur l'Herbe, я говорю себе, это моя проблема на будущее." И в самом деле, полвека спустя он сделает десятки вариаций картины. Мане, в свою очередь, написал Завтрак на траве как стилизацию на работу Джорджоне (теперь ее считают ранней работой Тициана) Сельский концерт, 1509 (Giorgione, Pastoral Concert, Louvre, крупнее здесь), и частично, на гравюру Раймонди (Raimondi) по рисунку Рафаэля (Raphael). Таким образом, Пикассо своей серией ведет свой "диалог сквозь века" сразу с несколькими великими мастерами европейского искусства.

puzechka.livejournal.com

Картины Мане "Завтрак на траве" и "Олимпия"

Его судьба полна противоречий. Картины Мане бросали вызов буржуазной морали, а сам он происходил из благополучной обеспеченной семьи, и мнение отца ему было очень важно. Он долго копировал шедевры старых мастеров в Лувре и очень желал выставляться в официальном Салоне, а его работы шокировали непривычными сюжетами и свободной живописной манерой.

Биография. Бурное начало

Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году. Отец – высокопоставленный чиновник Министерства юстиции, мать – дочь видного дипломата. Ему были предоставлены все возможности для получения образования и начала солидной карьеры. Но учеба в престижных пансионах и колледжах – не для него. Пятнадцатилетний Эдуард пытается поступить в мореходку, терпит неудачу и уходит в плаванье юнгой, чтобы пробоваться на следующий год. Во время плавания он много рисует, с тех пор картины Мане часто содержат морские мотивы.

Он повторно проваливает экзамены. Отец видит работы сына и смиряется с тем, что он не будет чиновником или благополучным буржуа. Эдуард становится учеником довольно известного мастера академического направления Тома Кутюра, изучает живописные классические шедевры в разных городах Европы, много времени проводит в Лувре. Но стиль первых же значительных работ Мане не похож на традиционный.

Первые выставки

Выставляться в парижском Салоне живописи – значит получить профессиональное признание. Его посещают до полумиллиона зрителей. Работы, отобранные комиссией, которую специально назначает правительство, гарантируют художнику известность, а, следовательно, заказы и доходы.

Картина Мане «Любитель абсента» (1858-59 гг.) была отвергнута жюри Салона, слишком непривычной оказалась реалистическая тема, слишком вольно художник обращался с перспективой и полутонами – священными понятиями для академической школы.

Но в 1861 году сразу две картины Мане – «Портрет родителей» и «Гитареро» выставляются в Салоне. Признание специалистов и любителей живописи было особенно важно для отца художника.

«Завтрак на траве»

Для Салона 1863 года Мане написал удивительную картину. Композиция и сюжет были навеяны ему «Судом Париса» Рафаэля и «Сельским концертом» Джорджоне. Сначала художник назвал полотно «Купание», но затем оно стало называться «Завтрак на траве». Картина Мане стала событием.

Полотно имеет довольно большие размеры, что предполагало по тем временам использование батального или многофигурного библейского сюжета. А мы видим сцену пикника двух мужчин и двух женщин, одна из которых, на заднем плане, купается в озере. Мужчины, одетые в вечерние костюмы, увлечены разговором между собой, и будто не замечают вызывающей наготы женщины рядом. Её одежда небрежно скинута на траву, тело ослепительно под ярким фронтальным светом, и никуда не деться от её вызывающего взгляда, направленного на зрителя.

Каждый зритель видел свой «Завтрак на траве». Картина Мане загадочна. Окружающий пейзаж написан без перспективы и теней, как декорации в провинциальном театре. Купальщица явно не в масштабе с окружением. Птица, замершая над сидящими, как мишень в тире, похожа на снегиря, но снегирь летом? Явно имеется какая-то история, но художник не пытается её разъяснять, оставляя зрителю домысливать своё.

Персонажи эпатажного пикника имели портретное сходство с конкретными людьми из окружения художника: его братом Густавом и шурином Фердинандом Леенхофом. Женская модель тоже имела имя – Викторина Меран, и специфическую славу, на которую намекала лягушка в левом нижнем углу картины – символ сладострастия. Скандал был грандиозным.

Салон отверженных

Жюри Салона 1863 года было строгим как никогда. Картины Мане отвергли. Из пяти тысяч представленных работ было отобрано меньше половины, и художники пожаловались самому императору. Правивший тогда Наполеон III лично осмотрел отвергнутые картины и не нашел большой разницы с принятыми. Он рекомендовал устроить альтернативную выставку. Салон отверженных посетило не меньше зрителей, чем официальный.

Картина Мане стала сенсацией. Ею восторгались, но большинство – ругали, над ней смеялись, её пародировали, не было только равнодушных. Подобное повторилось в 1865 году с другим шедевром Мане.

«Олимпия»

Опять мастер вдохновился шедевром прошлого. На этот раз это была «Венера Урбинская» Тициана. У Венеры Мане – тело Викторины Меран, далекое от античных пропорций. Именно она заставляла возмущаться посетителей Салона – верных супругов и добропорядочных аскетов. Пришлось поставить полицейского, чтобы он оберегал полотно от уколов зонтиков и плевков.

Венера стала зваться так: Олимпия. Картина Мане вызывала у современников прямые ассоциации с куртизанкой из романа Дюма «Дама с камелиями». Лишь те, кто не думал о моральных устоях, смогли сразу оценить великолепное живописное мастерство мастера, выразительность композиции, изысканную палитру.

Мане-импрессионист

Вокруг художника постепенно складывалось общество тех, кто станет олицетворением ярчайшего художественного течения в живописи – импрессионизма. Эдуард Мане – художник, картины которого не выставлялись на выставках вместе с Дега, Ренуаром, Сезанном. Он считал себя независимым от любых союзов и объединений, но дружил и вместе работал с Клодом Моне и другими представителями стиля.

А главное, что он разделял их взгляды на живопись, когда основным для художника становится умение видеть и выражать тончайшие нюансы в природе и в человеке.

fb.ru

история создания картины — Рамблер/субботний

Снегирь в листве, лес, похожий на декорацию, непропорциональные фигуры, рассыпающаяся композиция. По количеству несуразностей кажется, что Эдуард Мане — художник-новичок. Однако такой же стиль он сохранит и в более поздних картинах. Мане словно высмеивает привычку человека видеть на картинах «правильное», академическое. Чем ему это аукнулось?

Сюжет

Обнаженная женщина, очевидно, не в роли богини или иной мифической сущности, бесстыдно смотрит зрителю в глаза. Вторая женщина, также не особенно скрывающая наготу, занята купанием. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Джентльмены же, одетые чересчур чопорно для пикника, жарко спорят.

Природа кажется декоративной, словно писал Мане не на пленэре (в чем заверял всех), а сидя в студии. Небрежность в проработке деталей, грубые мазки, тени, положенные черт-те как, — за такие ошибки поклонники академизма называли Мане маляром и недоучкой.

Сюжет взят, думается, из жизни. Вернувшись как-то раз из Аржантея, предместья Парижа, — там, кстати, в течение долгих лет жил и работал Клод Моне, — художник взялся за работу. Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. На момент написания картины они уже в разрыве — Мане женился на другой, на своей учительнице музыки Сюзанне Леенхофф. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Как и брат самого художника Густав.

В нижнем левом углу — лягушка, а неподалеку от нее — вишни. Лягушками называли проституток, а вишни — символ сладострастия. Женщины уподобляются еде, которой мужчины распоряжаются, как вздумается.

Контекст

Мане надеялся, что картину возьмут на Парижский салон. Но, естественно, этого не произошло. Даже Наполеон III — ценитель и провокатор в искусстве, предложивший всех, кого не приняли на выставку, выставить на Салоне отверженных, — и тот отвернулся от «Завтрака на траве».

«Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».

Публика не понимала, как на полотне, размеры которого больше подходят для батальных сцен, могут быть так грубо и вызывающе выписаны мужчины и голые женщины. Невыраженность объема на картинах Мане — результат его увлечения японским искусством. Восхищаясь техникой художников из Страны восходящего Солнца, Мане отказался от проработки цветовых и световых нюансов. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.

Судьба художника

Мане родился в приличной семье. Отец его работал в Министерстве юстиции, мать была дочерью французского дипломата. Несложно представить, чего ждали от ребенка. Но маленький Эдуард категорически не желал учиться, даже живописи, к которой тянулся с детства. Ребенка пугали правила, традиции, академизм.

В поисках себя он плавал в Бразилию, путешествовал по Европе, изучая работы старых мастеров. Ранние картины создали ему имидж подающего надежды художника. Но довольно быстро от него отвернулись и критики, и покупатели. Провокационные полотна, которые отказывались выставлять, были пощечиной вкусу.

Надо сказать, что и в личной жизни Мане придерживался свободных нравов. Он крутил романы с натурщицами при наличии невесты, по молодости заболел сифилисом, осложнения которого и свели его в могилу.

Мане, кстати, был одним из первых адептов скетча. Прогуливаясь в Тюильри, где по выходным собиралась парижская богема, художник быстро записывал сцены с натуры. Современники не воспринимали это как живопись, считая, что такие рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей.

Вместе с Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега они создали сообщество прогрессивных живописцев, которое условно называется батиньольской школой. Они не желали следовать канонам официального искусства и стремились найти новые, свежие формы, способы передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы.

Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.

weekend.rambler.ru


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..