Почему нельзя есть на кладбище. Что несут на завтрак на кладбище
Почему на кладбище ходят до обеда
Суеверия – это неотъемлемая часть нашей жизни. Верования в потусторонние силы и их влияние порой настолько сильно, что люди, теряя трезвость ума и способность самостоятельно размышлять, слепо доверяют любому слову «знающих». Очень много таких поверий касаются кладбища и его посе6щения в разное время суток.
Почему на кладбище ходят до 12
При посещении кладбища люди наиболее часто озадачиваются проблемой: почему на кладбище не ходят после обеда. В данном случае необходимо капнуть в далёкое прошлое и вспомнить, как в детстве бабушки наперебой рассказывали о ночных ужасах, которые происходят на кладбище. Слышали и о том, что души умерших встают, и о привидениях, духах, которые так и норовят подкрепиться душой случайно забредшего человека.
Казалось бы более логичное объяснение можно получить из религиозных толкований. Бытует мнение, что до обеда души умерших возвращаются к своим могилам, где ждут свидания со своими родными, близкими и друзьями, но и данный факт опровергается религией. Любой священник может сказать, что души умерших не «прикреплены» к конкретному месту, они могут одинаково хорошо услышать человека как на кладбище возле могилы, так и в любом другом месте.
О том, что на кладбище не ходят вечером, после захода солнца, после двенадцати часов дня все знают, но не все следуют. В большинстве случаев, на человека может повлиять не столько само кладбище, сколько все эти убеждения и запугивания. Услышав такое предостережение, люди следуют принципу «бережёного Бог бережёт» и стараются не спорить с давно устоявшимся мнением.
Но бывают случаи, когда в другое время просто нет возможности попасть на место захоронения: мешает плотный рабочий график, учёба и т.д. Не беда, души усопших будут рады посещению вне зависимости от времени суток. Самое главное - не принимать близко к сердцу суеверия и не «накручивать» себя.
Для тех людей, которые всё же подвержены влиянию энергообмена, можно призадуматься, ведь установлен факт, что с двенадцати часов ночи до шести утра на кладбище наиболее сильный энергообмен, поэтому сверхчувствительным людям не стоит посещать данное место. Наиболее же благоприятные часы, когда обмен энергией снижается до минимума – с шести часов утра и до двенадцати часов дня. Именно по этой причине специалисты советуют ходить к могилкам по утрам.
Можно ли на кладбище после обеда
Если человек верит во всевозможную мистику и ужасы, то на кладбище ему ходить не стоит вовсе, чтобы не пошатнуть свою нервную систему. Тем же, кто спокойно относится к суевериям и не воспринимает близко к сердцу сказания о духах и бесах, ещё одно подтверждение их правоты: при открытии кладбища место освящается священником, после этого святой отец при каждых похоронах освящает каждую могилу. Но и это ещё не всё: на большие праздники такие же «процедуры» совершаются несколько раз в год, поэтому данное место является наиболее защищённым от злых духов.
Что действительно стоит опасаться при посещении кладбища вечером или ночью, так это живых: бомжей, наркоманов и диких собак, которые прячутся в тиши среди могил.
Бояться нужно не мёртвых, бояться нужно живых!
Читайте также:
Комментарии
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.gosritual.su
Почему нельзя есть на кладбище
В христианской религии существуют определенные поминальные (родительские) дни, когда живые посещают могилы усопших и чествуют умерших предков. Большинство из нас даже не знают происхождение и значение этой традиции, поэтому все поминальные дни заканчиваются застольями и пьянками на могиле покойного.
Несмотря на всеобщее застолье и веселье в поминальные дни, Церковь не только не поддерживает подобную традицию, но и осуждает ее. Многие удивляются, почему нельзя есть на кладбище, ведь так всегда поступали наши предки?
Происхождение обряда чествования
Листая Библию, вряд ли можно найти информацию о том, что трапеза на кладбище является одной из традиций поминания умерших. Чтобы понять, зачем вообще приносить еду на могилу, нужно обратиться к древнеславянскому мировоззрению, в котором существует поверье о том, что Бог в Страстной четверг отпускает души умерших из загробного мира. До Вознесения они проводят время в застольях и гуляниях со своими живыми родственниками, а по возвращении в свой мир ждут от них подаяний, ведь в загробном мире умершие ведут свой привычный образ жизни и также, как и другие члены семьи, нуждаются в пище. Именно поэтому принято оставлять хлеб, сладости и водку на могилах.
Поминальная традиция нашла свое отражение в весеннем языческом празднике Радуница («поминальная радость»), посвященном культу предков. Этим праздником, который приходился на начало марта и длился неделю, язычники отмечали окончание зимы и приход весны. Согласно древним верованиям, на Радуницу умершие покидают свои могилы и вместе с живыми радуются приходу новой жизни. Живые, в свою очередь, устраивают на могилах усопших праздничные игрища и трапезу, принося еду и вино на могилы.
Истоки праздника своими корнями уходят в глубину веков, когда древние землевладельцы связывали богатство земли и будущий урожай с духом умерших предков, которых задабривали на поминальный праздник. В праздничный день хозяйки красиво убирали дом, готовили поминальные угощения, святили яйца или сыр, которые относили на кладбище после обеда. Там женщины голосили и причитали, а мужчины катали свяченое яйцо по могиле и произносили «Христос воскрес». После этого, хозяйка стелила на могилу белую скатерть, раскладывала кушанья, которых было нечетное количество, а остальные родственники располагались вокруг и приступали к торжественной трапезе, приглашая к «столу» покойного. После этого на могиле оставляли немного еды и водки для умерших, а остальное раздавали нищим. Поминальный день заканчивался песнями и плясками.
С приходом христианства Радуницу не смогли запретить и стали отмечать в первое послепасхальное воскресенье, на Фоминой неделе. Сегодня этот языческий праздник входит в официальный православный календарь, является выходным днем и носит несколько названий в зависимости от территории празднования – «гробки», «могилки», «поминки» или «проводы». Несмотря на массовость праздника, Церковь не поддерживает традиции трапезничать на могилах умерших, считая этот обряд пережитком языческих верований. Этот ответ на вопрос: «Почему нельзя есть на кладбище?», является основным.
Как правильно поминать усопших
Еще святитель Иоанн Златоуст сказал, что усопшим не нужны наши слезы, рыдания и пышные гробницы. Для получения обетованного блага душе достаточно молитв, милостынь и приношений, ведь сама она не способна творить добрые дела и просить милости у Бога. Поэтому на кладбище в поминальные дни молитва за ушедших в иной мир является долгом всякого христианина. Особый вес имеют поминальные молитвы, которые совершаются в церкви.
Перед тем, как идти на кладбище родственник усопшего должен посетить храм и перед началом службы передать на алтарь записку с именем покойного, которое священник упомянет в литургии.
Поминать усопших следует молитвой (литией), при этом на могилке должна гореть свеча. Перед уходом могилу нужно прибрать и в молчании вспомнить усопшего. Кладбище – священное место, «город мертвых», где тела усопших ожидают своего будущего воскрешения. Именно поэтому все могилы принято содержать в чистоте и ухоженности.
Согласно мнению Церкви, пиры на кладбище оскорбляют память умерших. Кроме того, поминальные застолья, после которых у нас принято оставлять на могилке рюмку с водкой, кусочек хлеба и сладости, являются пережитком древних языческих верований и к христианству не имеют никакого отношения. Поминальную еду нужно отдавать нищим и голодным.
www.samoeinteresnoe.com
Можно ли брать еду на кладбище
Традиция или нет, но мы привыкли носить еду на кладбище при его посещении. Можно ли это делать и сколько еды брать на кладбище?
Целые поколения белорусов привыкли и следуют определенным правилам посещения захоронений, установившимся за последние десять, двадцать, пятьдесят лет. Мало кто из нас может объяснить смысл и истоки этих традиций, однако мы уверенно соблюдаем их из года в год и передаем уже новым поколениям.
Одной из них является традиция приносить еду на кладбище. Как она появилась в нашей жизни и все ли правильно мы делаем? Попробуем ответить на этот вопрос.
Итак, практически каждая семья, отправляясь на кладбище, берет с собой запас еды. Насколько большой – это вопрос другой, но редко кто в Беларуси, да и у наших соседей в России, не берет ее с собой. Каким же образом мы объясняем привычку брать еду на кладбище?
В каких случаях наши предки приносили еду на кладбище?
Самое очевидное объяснение этому можно найти в древней истории, когда наши предки чествовали и поминали умерших обильными возлияниями на месте захоронения. Назывался этот ритуал тризна, а первые упоминания о нем в Повести временных лет относятся к X веку н. э. В настоящее время термин тризна безнадежно устарел и только в очень редких случаях используется в качестве поэтического синонима слову поминки. Кроме оплакивания (поминовения) усопшего, этот языческий ритуал включал в себя обильное пиршество и военные игрища, нередко со смертельным исходом. С приходом на Русь Христианства тризна полностью потеряла свою актуальность и, хоть и не была забыта, но как обряд оплакивания практически исчезла.
Древнеславянские поминки глазами художника: Кондратенко Г. П., ТризнаПосле того, как произошла христианизация Руси, суть и смысл похоронных ритуалов изменились, хотя отголоски древних языческих времен сохранились и по сей день. Например, календарь древних славян, в котором неделя состояла из девяти суток, а месяц из сорока, был перенесен на отсчет поминовений – 9 дней и 40 дней соответственно. И все же, застолье на кладбище как поминальная церемония не существовала. И тогда, и сейчас верующим предписывалось поминать усопших прежде всего молитвами, а не едой и уж тем более не водкой и другими спиртными напитками.
Небольшим исключением можно считать обычай, о котором мы уже писали ранее. Дело в том, что для большинства крестьянских семей в России поездка на кладбище, особенно на пасхальную службу, представляла собой долгую и небезопасную дорогу в сельскую церковь из окрестных деревень. Поскольку время возвращения домой выпадало на поздний вечер или даже ночь, крестьяне часто оставались до утра на кладбище, на могиле близких родственников. Вполне логично было использовать в качестве пищи еду, освященную в церкви. Это могли быть пасхальные куличи или яйца, разложенные на рушниках.
Данная традиция успешно перешла в наше время. Сегодня после всенощной в церквях часто организуются столы с угощениями как для храмовых сотрудников, так и для всех желающих. В первую очередь это престарелые люди или женщины, нуждающиеся в горячем питье после пасхального богослужения. Подчеркнем это: пища принимается после пасхальной службы, а не при обычном посещении кладбища.
Советские времена: сколько еды брать на кладбище?
Что же произошло в прошлом веке? Сегодня принято считать, что пьянство на кладбище было вызвано насаждением атеизма среди населения страны. Другими словами, большевики якобы предложили заменить поминальную молитву поминальным застольем, и все население многонациональной страны вдруг с этим согласилось. Думается, что все это не совсем так. Причин скорее всего было несколько, и вряд ли они были столь радикальными.
Прежде всего, у населения установился сценарий наиболее типичного посещения кладбища. Обычно на могилы люди выезжали весной или осенью, чаще всего семьями. Естественно, после большого перерыва в посещениях работы было много: прополоть землю от сорняков, высадить цветы, очистить памятник и убрать мусор, покрасить металлическую оградку и т. д. В некоторых случаях подобным образом приводились в порядок сразу несколько могил. Времени и усилий на это уходило много, отсюда и вполне логичное (с точки зрения советского человека) желание взять с собой еду «для перекуса». Ну а какой перекус без «стаканчика»?
Вот собственно и весь сюжет. Пока что все выглядит вполне пристойно. Но вспомните о том, как часто на могиле вы выплескивали рюмку с водкой на могилу или оставляли ее у изголовья вместе с кусочком хлеба или бутерброда. Понять причину этого явления достаточно сложно. Скорее всего имело место «вирусное» распространение якобы принятого обычая оставлять после себя угощение для умершего. Возможно в корне этого лежит также и воинская традиция выпивать «фронтовые сто грамм» на могиле боевого товарища и выплескивать на нее последние капли из фляги. В семидесятые – девяностые годы прошлого века, когда еще были живы наши деды-ветераны, вряд ли кому-то могла прийти в голову мысль сделать замечание по этому поводу.
Детская могила советских времен. Хорошо видно перевернутое блюдце и обертки от конфетДля поколения 60-х, 70-х и 80-х годов негативное отношении к традиции подобного поминовения отсутствовало начисто, конечно, если не начинались излишества. Не знаю, как в целом по стране, но на моей памяти таких случаев не было. И до сих пор мне интересно, зачем еще нам предлагают приобрести и установить на участке с захоронением скамейки со столиками?
Нам бы не хотелось подобным изложением фактов противопоставлять обычай приносить еду на кладбище церковным правилам поминовения умершим. Более того, по нашим личным наблюдениям, еда и водка на кладбище уверенно уходят из привычек наших соотечественников. Личные автомобили позволяют нам посещать кладбища чаще. Это снижает объемы работ на кладбище и накладывает соответствующие требования к водителям. Поэтому застолье на могиле сегодня встречается достаточно редко.
Официальная позиция церкви относительно еды на кладбище
Вернемся к началу. Любая христианская церковь выступает категорически против еды на кладбище, особенно – против распития спиртных напитков. Все, что необходимо душе усопшего, это ваши молитвы и поминовения в храме и дома.
Аналогичным образом рассматривается оставление на могиле еды и спиртных напитков. Причина такой позиции проста: усопшему пища не нужна, поскольку материальное тело прекратило свое биологическое функционирование. Душа же по ту сторону от нас уже не требует для себя никаких материальных благ, в первую очередь еды. Поэтому подношения на могилу с точки зрения церкви – это ничто иное, как языческие ритуалы. Отсюда и соответствующее – весьма резкое негативное отношение.
Носите еду на кладбище правильно
И все-таки хотелось бы высказать несколько мыслей по поводу того, когда уместно брать с собой еду при посещении кладбища. Дело в том, что существуют ситуации, когда это не только возможно, но и приветствуется. Речь идет о милостыне. Это не совсем популярное у нас деяние, которое, между тем, является одним из высших проявлений духовной добродетели.
Если на территории кладбища находится церковь или часовня, по выходным дням у входа нередко можно встретить нищих, «бомжей» или попрошаек. Как правило, эти люди просят у прохожих денег. Однако глупо предполагать, что в столь бедственном положении они могут хоть сколь-нибудь разумно распорядиться ими (или распорядиться вообще). Поэтому лучший способ помочь им – дать еду. Это будет одновременно проявлением доброты и любви к этим несчастным и не станет потаканием их грехам, например, пьянству.
Милостыню на кладбище правильно подавать едой, а не деньгамиЭто может быть еда, оставшаяся от поминального стола, или продукты, купленные в магазине. Главное – отдать их с открытым сердцем, искренне, с надеждой на то, что они пойдут во благо просящему, принесут ему радость. И тогда он или она с благодарностью помолится об умершем, и эта молитва, возможно, принесет душе благо и поможет ей достичь Царствия Небесного.
funeral.by
Можно ли ходить на кладбище в день рождения покойного
Каждому человеку в жизни доводилось провожать усопших в мир иной. Когда же эмоции постепенно успокаиваются, а боль утраты немного утихает, люди задумываются: как же правильно теперь почитать тех, кого уже в земной жизни нет. Далеко не каждый знает, что же теперь делать и как делать правильно, например, как отмечать теперь день рождения покойного.
День рождения: сколько их, как отмечать
По православному канону установлено три дня рождения:
- День, когда человек родился.
- День крещения.
- День смерти: человек рождается в ином мире.
Прежде, когда верующие ответственно следовали установленным церковным канонам, в день рождения усопшего они на кладбище не ходили и земной его день рождения не отмечали, потому что теперь днем рождения покойного стал день его ухода из земной жизни.
День, когда усопший родился на Земле, после его смерти уже днем рождения не является. Потому истинно верующие на кладбище в такой день не ходят, еду не носят: поминание покойника в день его земного рождения тянет душу усопшего сюда, не дает ей покоя в мире горнем. Можно сходить в церковь, заказать молебен за упокой души, что гораздо благотворнее для покинувшего земную юдоль.
В наше время церковными канонами позволяется поминать усопшего: можно посетить его могилу, раздать нуждающимся за помин души конфеты, печенье, фрукты и т.д., подавать милостыню. А вот пить и закусывать на кладбище не рекомендуется категорически. Такие посиделки у могилы покойного только тревожат его душу причиняют ей вред, страдания.
Зато к могиле можно положить искусственные либо сухие цветы, затеплить лампадку, свечу. Плакать не следует — это мучает душу покойного, заставляет ее маяться. Хорошо помолиться, обратиться с добрыми намерениями.
В заключении следует упомянуть, что святые отцы в целом пребывание на кладбище одобряют. В святоотеческой литературе говорится, что пребывание здесь настраивает человека на мысли не только о смерти, но и собственной душе, отрешившись от забот мирских. Здесь хорошо думается о вечном, о ценностях, особенно духовных. И, несомненно, приветствуется почитание усопших, перешедших в мир горний.
boooh.ru
Прощание после похорон
Это рассказала моя подруга, переехавшая в город: «В нашем поселке жила семейная пара. Так вышло, что детей у них не было. Первое время они жили хорошо, но потом Николай стал выпивать. Надя как могла, всячески боролась с его пристрастием к алкоголю.
Ругала, уговаривала, уезжала к маме и даже пыталась закодировать, но толку от этого не было. Николай опустился на самое дно, но и Наде уйти было некуда. После тридцати пяти лет совместной жизни, было жаль его, даже такого дошедшего до ручки. Надя боялась, как бы он не устроил пожар в доме, да и сам не сгорел.
Однажды ночью муж проснулся, но не стал, как обычно ходить по дому, а разбудил жену. Он был абсолютно трезв. Надя поднялась, зажгла свет, и спросила:— Что случалось, зачем ты меня разбудил? На что Николай ответил:— Надя, сегодня я умру.Надежда Михайловна усмехнулась, подумав, что муж пытается выпросить у нее денег на спиртное для опохмелки. Но, увидев его глаза, спросила дрогнувшим голосом:— С чего это ты, Николай решил, что умрешь сегодня?— За мной сейчас приходили – ответил Николай.На его глазах показались слезы.
Надя сходила за водой и подала стакан мужу. Он выпил и продолжил рассказывать.— Ко мне сейчас приходили Санька Рудаков и Петька Тарыгин, а я ведь их на своих плечах до кладбища в гробу нес. Сказали, чтобы я не пил сегодня, побрился и помылся, что помру я нынче, Надя. И опять на его глазах навернулись слезы. Жена смотрела на него и верила в то, что именно так сейчас и было. Никогда ее муж не плакал. Кричал, ругался, песни орал, но плакать – никогда. Надя прижала его к себе и обняла за голову:— Не плачь Колечка, все там будем, нам уже с тобой седьмой десяток пошел. Знать бы только, есть жизнь на том свете или нет? Ты как думаешь?— Не знаю, — подумав, ответил муж, — никто же про это никогда не рассказывал?! Если умру сегодня, значит, есть загробный мир, ведь кто-то же приходил оттуда меня звать, а?
Утром он помылся и побрился. О спиртном в тот день не вспоминал, был задумчив и взволнован. Вечером, перед тем как лечь спать, он сказал:Если умру, вернусь на тебя поглядеть. Мы же Надя, любили друг друга, я тебе никогда не изменял, ни разу. Прости меня за пьянство, не знаю, что на меня нашло. Если все обойдется, останусь жив, брошу пить. Утром Надя проснулась оттого, что боком к чему-то холодному прислонилась. С той стороны, где лежал ее муж Николай. Не открыв глаза, она уже поняла, что Николай умер. Она села на кровати и, наконец, решила взглянуть на мужа. Он лежал на спине, его кожа уже успела приобрести восковой цвет, черты лица заострились, и весь знакомый облик изменился до неузнаваемости.— Колечка, — тихо позвала Надя и промолвила: — Теперь ты знаешь, есть потусторонний мир или нет.
Похоронив мужа, Надежда не могла успокоиться. Казалось бы, вот то, чего она в глубине души хотела. Освободилась от пьяных концертов, от битья посуды, от храпа, который иногда не давал уснуть до самого утра, от лишних денежных трат (Николай очень много курил). Свободная, но почему так тяжело у нее на душе? Бог детей не дал, и теперь никого у нее нет, осталась одна одинешенька в старом доме.
Ночью Надя услышала звук, похожий на шаги человека. Но не успела она это осмыслить, как пружинная кровать со скрипом провисла под тяжестью невидимого тела. Она никого не видела, но понимала, что кто-то сел рядом с ней на кровать. Разум подсказывал, что это никто иной, как покойный муж. Спустя мгновение снова послышались тяжелые удаляющиеся шаги.
Наступила тишина, и Надя поняла, что ее Николай сдержал слова – он пришел к ней в последний раз, чтобы проститься с той, которую любил всю жизнь».
boooh.ru