МСУП по РС и ЭИС
Ростов-на-Дону
Муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений
  • Главная страница
  • Контактная информация
  • Карта сайта
 

РУССКИЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС. Утробный утренний утрата внутренний завтрак лишнее


Олимпиада по русскому языку для 8 класса

Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

 

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

1 этап

 

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

 

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

 

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

 

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

 

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

 

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

 

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

 

2 этап      

 

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

 

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

 

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

 

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

М. Цветаева.

 

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

С. Орлов.

 

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

 

3 этап

         

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

 

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

 

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.    

 

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

 

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

 

4 этап

         

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

 

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

 

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 - есть окончание, 2 - нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

 

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

 

Ответы

ruslita.ru

Задания для олимпиады по русскому языку

Задания для олимпиады по русскому языку в 9 классе.

  1. Расставьте ударение в следующих словах:

Августовский, включат, пролог, торты, газопровод, каталог, иконопись, красивейший, позвонит, обеспечение.

  1. Назовите фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова: зга (тропа, дорога), рожон (заостренный кол), око (глаз), зеница (зрачок), кол (небольшой участок земли), кур (петух).

  1. Составьте словообразовательную цепочку, показывающую последовательность образования слова

по-горняцки.

  1. Укажите, какие из слов имеют одинаковые окончания:

а) орлов, коров, дворов, ковров, основ.

б) батарей, ножей, степей, шей, коржей.

5. Определите синтаксическую роль инфинитива в приведенных примерах.

а) Но любоваться этим нечеловеческим, дивным зрелищем я разрешаю только себе! (Т.Н. Толстая)

б) Я желал бы рекой извиваться

По широким и сочным лугам,

В камышах незаметно теряться,

Улыбаться небесным огням.

(В. Брюсов)

в) Погреться у костров рябины

Сошлись избушки деревень.

(С.С. Орлов)

6.Определите в данном предложении, кто врач А. И. Гордон – мужчина или женщина. Аргументируйте свой ответ.

Комиссия во главе с врачом А. И. Гордон проверила санитарное состояние детского сада.

  1. Среди приведенных ниже слов найдите пары этимологически родственных. Какое слово лишнее? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

8. Определите, к каким частям речи относятся слова: Два, двойка, двое, второй, второстепенный, во-вторых, вторичный, двояк, двойня, вдвоем, удвоить.

9. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Атлет, шеф, банкротство, лепта, эксперт.

10. Объясните, почему в одном случае слово однако выделено запятыми, а в другом нет.

В пустыне пустынно,

Однако не пусто.

Я вижу долины

И грусти и буйства…

Здесь редки блага

И зелень – не зелень.

Травою, однако,

Край этот усеян.

(Н. Глазков)

Задание 11.

Даны два события. Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной. Между ними существуют причинно-следственные отношения. Как эти отношения можно выразить? Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.

12. Даны слова и их лексические значения. Проанализируйте, как, каким способом дается толкование лексических значений слов. Объедините слова в группы в соответствии со способом толкования.

Заманчивый – привлекательный, соблазнительный. Кивер – высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком. Маскарад – бал, торжественный вечер, участники которого надевают маски и специальные костюмы. Гонор – самомнение, заносчивость. Вязкий – тягучий, клейкий.

13. В данных примерах из произведений русских писателей XIX – XX веков есть слова зальце и стульце. Сформулируйте значения этих слов. Какого рода эти существительные? От каких русских слов они образованы? Обоснуйте свою точку зрения.

Он уложил меня спать в маленьком зальце с портретами предков – седобородых старцев в шелковых ермолках и старух в париках и черных кружевных шалях (К. Паустовский). Перебирая пальцами поднятых рук, <…>он мелькнул в соседнее зальце, и в следующее мгновение мы с двух сторон тянули друг у друга, тяжело дыша, дверь, ключ от которой я проглядел (В. Набоков).

infourok.ru

РУССКИЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС | Школьные файлы SchoolFiles.net

Русский язык, 11 класс

Время выполнения работы – 4 астрономических часа (240 мин.)Составьте предложения с созвучными словами. Как называются такие слова?Безответный – безответственныйДобротный – добрыйВеличавый – величественный 7 баллов

Дайте краткое толкование значений следующих заимствованных слов.Импонирует, иммунитет, превентивный, индифферентно, толерантность, эксклюзивный, конфиденциальный, ортодоксальный 16 баллов

Заменить выделенные слова синонимичными фразеологизмами, в составе которых есть деепричастияВсе дружно, усердно принялись за дело.Мы покорно сидели, напряженно вслушиваясь, но не решаясь шевельнуться.Он мог работать старательно, без сна, без еды.Подумав, я решил проскакать напролом, надеясь прорваться. 4 балла

Запишите грамматические термины с приставками ПРИ- и ПРЕ- 6 баллов

Среди приведенных ниже слов найдите пары этимологически родственных. Какое слово лишнее? Аргументируйте свой ответ.Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак. 4 балла

Составьте и запишите по одному предложению, в котором глагол в неопределенной форме выступал бы в роли различных его членов: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства. 10 баллов

Запишите отрывок из «Речи о Пушкине», произнесенной Ф. М. Достоевским 8 июня 1880 года в Москве. Расставьте в нем знаки препинания. Не было бы Пушкина не оправдалась бы может быть с такой непоколебимою силой в какой это явилось потом хотя все еще не у всех а у очень лишь немногих наша вера в нашу русскую самостоятельность наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов. 4 балла

Прочитайте текст, сформулируйте и запишите его основную мысль. И вот явился поэт, который едва ли не с первых же своих юношеских стихов почувствовал неодолимое призвание стать «эхом русского народа», рассказать – не человечеству сначала, а самому этому народу, что же он собой представляет, какие силы дремлют в нем, какие возможности скрыты в его духовных тайниках. Показать ему прежде всего, как звучен, певуч, прекрасен русский язык, как он пластичен, как способен передать любые нюансы чувств и переживаний, любые переходы мысли, многообразные формы и поэтические интонации других народов Мы все ощутили себя русскими с появлением Пушкина. (Г. Волков)

А) Как характеризует автор русский язык? Назовите свойства русского языка.Б) Выпишите из текста служебные части речи (в столбик), указывая рядом название части речи и морфологические особенности слова. В) Покажите словообразовательную цепочку к слову переживание.Г) Выпишите из текста 5 любых словосочетаний, различных по строению. 27 баллов

9. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чем состояла ошибка, и какие изменения вы внесли. 1) В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие жизни помещики и генералы, а также запуганные обыватели. 2) Мой друг, подумай о том, что в этой жизни ты хочешь и что реально нужно тебе и твоим близким. 3) Вожеватов и Кнуров ощущают свое превосходство перед ничтожным, на их взгляд, Карандышевым. 4) Мне хотелось как можно полнее раскрыть характер Чацкого – характерного представителя дворянской молодежи. 12 баллов

10. Определите главную мысль данного текста, составьте на его основе свой собственный. Бережно относиться к родной речи – обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа. В блокадные годы Анна Ахматова клятвенно обещала от имени всех граждан: И мы сохр

schoolfiles.net

Определите, какой частью речи являются выделенные слова

ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

  1. В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Беш..(н,нн)ая шуба.

(В)прочем в моей жизн… бывали события и (по)страшнее чем встреча с волками.

Как(то) раз за мной погн…лась беш..(н, нн)ая собака.

Я кинулся от неё (со)всех ног.

Но на пл…чах у меня была т..жёлая шуба которая мешала мне бежать.

Я …бросил её (на) бегу вбежал в дом и захлопнул за собой дверь. Шуба так и осталась на улиц… .

Беш..(н, нн)ая собака накинулась на неё и стала кусать её с яростью. Мой слуга выбежал из дому поднял шубу и повесил её в том шкафу где в…села моя одежда.

На другой день рано утром он вбегает в мою спальню и кричит и…пуга(н, нн)ым голосом:

- Вставайте! Вставайте! Ваша шуба в…бесилась! Я вскак…ваю с постел… открываю шкаф – что(же) я вижу?! Все мои платья разорва(н,нн)ы в клочья!

Слуга ок…зался прав моя бедная шуба в…бесилась так(как) вчера её и…кусала беш…(н,нн)ая собака.

Шуба ярос(?)но набросилась на мой новый мундир и от него только л…скутки пол…тели.

Я схватил п…столет и выстр…лил.

Беш…(н,нн)ая шуба мгнове(н,нн)о затихла. Тогда я пр…казал моим людям связать её и повесить в о…дельном шкафу.

(С)тех пор она уже (н…)кого (н…)кусала и я над…вал её (безо)всякой боязн… .

  1. В тексте предыдущего задания найдите:
А. Слова, в которых морфемы расположены не последовательно, а накладываются одна на другую (апплицируются).

Б. Существительные, имеющие более 6-ти традиционно выделяемых падежных форм.

В. Случаи употребления глагольных форм в переносном значении. Объясните, для чего автор использует этот приём.

Г. Фразеологизм. Подберите для него синонимичные фразеологизмы.

  1. Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.
Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.
  1. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка и какие изменения вы внесли.
А. Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б. А эти ещё молодые, некрасивые берёзы стоят в снегу, отражая тень в луже.

В. Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

Г. Художник ехал по почтовому тракту на санях по вдосталь наезженной дороге.

Д. Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.

5. Охарактеризуйте языковую ситуацию, описанную Пушкиным в приведённом отрывке из романа «Евгений Онегин». Объясните значение выделенного слова.

Быть может, на беду мою,

Красавиц новых поколенье,

Журналов вняв молящий глас,

К грамматике приучит нас;

Стихи введут в употребленье;

Но я… Какое дело мне?

Я верен буду старине.

Неправильный, небрежный лепет,

Неточный выговор речей

По-прежнему сердечный трепет

Произведут в груди моей;

Раскаяться во мне нет силы,

Мне ГАЛЛЛИЦИЗМЫ будут милы,

Как прошлой юности грехи,

Как Богдановича стихи.

2.

1.В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Чудес(?)ная куртка.

(К)сож…лению дог…няя восьм…ногого зайца моя верная собака так устала от (трёх)дневной погон… что упала на землю и через час умерла.

Я чуть (н…)заплакал от горя и что(бы) сохр…нить память о своей умершей любим…це приказал …шить себе из её шкуры охотнич…ю куртку.

(С)тех пор мне уж… (н…)нужно (н…)ружья (н…)собаки.

Всякий раз когда я бываю в лесу моя куртка так и тян…т меня туда где пряч…(т,ть)ся волк или заяц.

Когда я пр…бл…жаюсь к дич… на ра(с,сс)тояни… выстр…ла от куртк… отрывае(т,ть)ся пугов…ца и как пуля летит прямо в зверя!

Эта куртка и сейчас на мне.

Вы кажется (н…)вер…т мне вы улыбаетесь? Но посм…трите и вы уб…дитесь что я ра(с, сс)казываю вам чистейшую правду. Развеи вы (н…)вид…те своими глазами что теперь на моей куртк… остал…сь всего две пугов…ц…7 Когда я снова пойду на охоту я пр…шью (к)ней (н…)меньше трёх дюжин.

Вот будут завид…вать мне другие охотники!

2. В тексте из предыдущего задания найдите:

А. Слова, образованные бессуффиксным способом.

Б. Составные сказуемые.

3. Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Проволочка, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

4. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка и какие изменения вы внесли.

А. Он посоветовал журналисту написать статью про то, которое бы вызывало удивление и привлекало внимание.

Б. Ещё больше меня ввела в неизведанность встреча автора со старушкой.

В. Каждый тоскует о том, что он не имеет или потерял, но забывает о том, что он имеет или получил вместо утерянного.

Г. Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжить поход.

Д. С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна одела тёплую кофту и завернулась в пуховой платок.

5. Продолжите предложения словарными словами из списка, данного ниже. Вставляйте пропущенные буквы и изменяйте, когда необходимо, формы слов.

1). Безмятежную, счастливую жизнь можно назвать…

2). Для обсуждения общественно-политических вопросов люди собираются на…

3). Мировоззрение, считающее основой всего существующего дух, а не материю, называется…

4). На месте братских могил часто воздвигают…

5). Над серединой дома иногда надстраивают…

6). О недостойном человеке говорят, что он не стоит и…

7). Отношения в их дружной семье были просто…

8). Получая от учебного учреждения постоянное денежное пособие, становишься…

9). Тот, кто готовится к избранию, назначению или приёму куда-либо, называется…

10). У каждой страны, в каждом деле есть своя…

11). Человеку свойственно стремиться к высокому…

Мит…нг, ст…пенд…ат, л…генда, мин…мум, сп…циф…ка, об…(л,лл)и ск, м…зин…ц, спец…лист, иди(л,лл)…я, м…з…нин, канд…дат, ид…(л,лл)ический, ст…пендия, талантл…вый, ид…ал, ид…(л,лл)истический.

6. После одного из успешных завоевательных походов Ивана Грозного татарские князья, стараясь получить всевозможные привилегии от русских государей, часто жаловались им на свою горькую участь. Отсюда и пошло это выражение. Какое?

7. Ах! Если рождены мы всё перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя б по языку нас не считал за…

Кто, когда и по какому поводу высказывается столь патетически? Вставьте пропущенное слово. Объясните его этимологию и значение в этом отрывке.

.

3.1. В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Пч…ли(н, нн)ый п…стух и медведи.

Но (н…)сила (н…) храбрость (н…)спасли меня от страшной беды.

Однажды во время боя турки окружили меня и хотя я бился как тигр я всё (же) попал (к)ним в плен.

Они св…зали меня и продали в рабство.

Для меня нач…лись чёрные дни. Правда работу мне давали (н…)трудную но довольно скучную и надоедл…вую меня назнач…ли пч…линым п…стухом. Каждое утро я должен был выг…нять султановых пч…л на лужайку п…сти их весь день а вечером заг…нять обратно в уль… .

(В)начале все шло хорошо но вот как(то) раз пере…итав своих пчёл я замет…л что одной (н…)хватает.

Я отправ…лся искать её и скоро увид…л что (на)неё напали два огромных медведя которые очевидно хотели разорвать её (на)двое и полакоми(т,ть)ся её сладким мёдом.

У меня (н…)было с собой (н…)какого оружия только маленький серебр…(н, нн)ый топорик.

Я размахнулся и запустил этим топориком в жадных зверей что(бы) испугать их и освободить бедную пч…лку. Но к (н…)счастью я (н…)рас…итал размаха своей могучей руки и швырнул топорик с такой силой что он зал…тел на (л,Л)уну.

2. В тексте из предыдущего задания найдите:

А. Существительное, которое первоначально было описательным словосочетанием, заменявшим у первобытных охотников запретное наименование. Запрет (табу) был настолько строгим, что исконное название не сохранилось ни на одном славянском языке, а замещающее выражение стало сложным словом. Кстати, в украинском языке и в некоторых русских диалектах корни этого слова расположены в порядке, обратном литературному русскому.

Б. Фразеологизм. Какое слово в нём употреблено в переносном значении? Вспомните другие фразеологизмы с этим словом.

3. Среди приведённых ниже слов найдите пары этимологически родственных. Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

4. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка и какие изменения вы внесли.

А. Бессребреницу, как Анна Андреевна, было просто невозможно найти.

Б. А кузница находилась таким образом, что едва ли не каждый обязательно проходил мимо неё.

В. Благодаря своего невероятного трудолюбия, он за один год прошёл программу 10 и 11 классов.

Г. Увидев, во что превратили люди этот некогда великолепный храм, становится больно и стыдно за своих соотечественников.

Д. Он увидел то, что ждал, что смутно надеялся увидеть.

5. Впишите в правый столбик таблицы существительные, сочетающиеся со словами из левого столбика.

С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она бывает наказуема
Её приобретают и получают, подтверждают и повышают, ею можно овладеть
Его находят и достигают, к нему приходят и на него идут
Что-нибудь его создаёт или составляет, что-то с чем-то в него вступают, он бывает резкий и поразительный
Её слагают и рассказывают, она о ком-нибудь или чём-нибудь ходит
Его заслуживают или завоёвывают, роняют и укрепляют, он шатается и падает
6. Разберите по составу два предложения и сравните их грамматическую структуру: 1)Казалось, дороге не будет конца. 2) Казалось, что дороге не будет конца.

7. «Как европейское поставить в параллель

С национальным? Странно что-то!

Ну как перевести мадам и мадемуазель?

Ужели сударыня!!» - забормотал мне кто-то…

Вообразите, тут у всех

На мой же счёт поднялся смех.

«Сударыня! Ха! ха! Ха! Ха! Прекрасно!

Сударыня! Ха! ха! ха! ха! Ужасно!!»

Укажите произведение, из которого взят этот отрывок. Когда оно написано? Как разрешалась в то время и как разрешается в наши дни поднятая в нём проблема? Как её решаете для себя вы?

4.1. В приведённом отрывке из рассказа Н. С. Лескова «Приведение в Инженерном замке» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Он открыл какой(то) (не)извес?ный ла… в страшную спальню покойного имп…ратора успел прон…сти туда пр…стыню и там её спрятал а по вечерам заб…рался сюда покрывался с ног до головы этой пр…стынёю и ст…новился в тёмном окне которое выходило на Садовую улицу и было хорошо видно всякому кто проходя или прое…жая погл…дит в эту сторону.

И…полня таким образом роль пр…в…дения кадет действительно успел наве…ти страх на многих су…верных людей живших в замке и на прохожих которым случалось вид…ть его белую фигуру всеми пр…нимавш…юся за тень покойного имп…ратора.

Шалость эта продолжалась несколько мес…цев и ра(с, сс)простр…нила упорный слух что Павел Петрович(?) по ночам ходит вокруг своей спальни и смотр…т из окна на П…тербург. Многим до (не)сомне(н, нн)ости живо и ясно пр…дст…влялось что стоявшая на окне белая тень им (н…)раз к…вала головой и клан…лась; кадет действительно продел…вал такие шутки. Всё это закон(?)чилось тем что наделавший описа(н, нн)ую тр…вогу кадет был пойман на месте пр…ступления и получив «пр…мерное наказание на теле» и…чез (на)всегда из зав…дения. Ходил слух будто злополуч(?)ный кадет имел (не)счастие и…пугать своим по…влением в окне одно случайно про…жавшее мимо замка высокое лицо (за)что и был наказан (не)(по)детски.

2. Что объединяет этих людей? Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос П, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

3. Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучат архаично и не соответствуют современным грамматическим нормам?

А. Бывало, он ещё в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Б. Взлелеяны в восточной неге

На северном, печальном снеге

Вы не оставили следов:

Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье.

В. …И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Г. Господский дом уединённый,

Горой от ветров ограждённый

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали сёлы; здесь и там

Стада бродили по лугам…

Д. Он пел поблёклый жизни цвет,

Без малого в осьмнадцать лет.

Е. Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

Ж. Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, и не всегда же мог

Beef-steaks и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой…

З. Воображая героиней

Своих возлюбленных творцов,

Клариссой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит…

И. Они поют, и, с небреженьем

Внимая звонкий голос их,

Ждала Татьяна с нетерпеньм,

Чтоб трепет сердца в ней затих…

4. По древнегреческой легенде, сиракузский царь Дионисий Старший посадил как-то раз на пиру своего приближенного, питавшего тайную зависть к монарху, на своё царское место. Но, к ужасу вельможи, над головой у него оказался острый меч, висящий на тонком конском волоске. С тех самых пор появилось крылатое выражение. Какое? Что оно означает?.

5. Какое слово пропущено в тексте? Сделайте вывод, какого вида подчинительной связи нет в современном болгарском языке?

Исчезли ___________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, - праславянский язык. А___________в этом языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в русском. Судите сами: например, «стол» по-болгарски будет маса ; «на стол» и «на столе» будет на масса; «под стол» и «под столом» - под масса и так далее. Слово употребляется только в одной форме – совсем как в современном английском или французском языках.

6. В каждом из данных ниже предложений зашифровано имя существительное, которое сочетается с указанными словами. Попробуйте определить, что это за существительное.

А. В него вступают, и его поддерживают, он завязывается и идёт, но может прерваться.

Б. Её строят и создают, ей предаются, ею можно обольщаться, тешиться и даже жить.

В. В него вступают, он обостряется и ослабевает, его избегают и улаживают, урегулируют и прекращают.

Г. Перед ней стоят или её выдвигают, её можно затрагивать и на неё указывать, её решают и ставят, или она встаёт сама.

Д. Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать, чтобы не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним преклоняются.

Е. Его производят, создают и вызывают, кто-то может за ним гоняться, а кто-то – его добиться, что-то может его дать, он может быть положительный и грандиозный, шумовой и дешёвый.

5.1. в приведённом отрывке из книги К. И. Чуковского расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Каждое новое пок…ление детей всегда созд…ёт снов… и снов… великое множество подобных глаголов (н…)зам…чая своего языкового новаторства. Активность оглагол…вания имён существительных сн…жае(т, ть)ся у них лиш(?) (по)мере того как они выход…т из дошкольного возр…ста. Как близко пр…мыкают созд…ваемые ими глагольные формы к тем формам которые созд…(н, нн)ы и созд…ю(т, ть)ся народом видно (на)пример из слова ра…кулачить. Впервые я услыхал это слово (пол)века назад даже раньше. Гай внуч…нок И. Е. Репина крепко …жал свой кулачишк… и сказал Ну(ка) ра…кулач(?) мои пальцы!

В те времена такого слова ещё (не)существовало в народе так как ра…кулач…вание ещё (н…)стало историческим фактом. Для того что(бы) ребёнок мог зара(н, нн)ее так сказать (на)перёд ск…нструировать то самое слово которое лет двадцать спустя было созда(н, нн)о народными ма(с, сс)амии нужно, что(бы) он в сов…ршенстве вл…дел теми(же) пр…ёмами постороения слова которые выр…ботал (в)течении… тыс…ч…летий народ.

2. Что объединяет этих людей:

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

3. Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»звучат архаично и не соответствуют современным грамматическим нормам?

А. С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас…

Б. В уныние погружена,

Гостей не слушает она,

И проклинает их досуги,

Их неожиданный приезд

И продолжительный присест.

В. Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён.

Г. Онегин шкафы отворил:

В одном нашёл тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

Д. В тени хранительной дубравы

Он разделял её забавы,

И детям прочили венцы

Друзья – соседы, их отцы.

Е. В то время был ещё жених

Её супруг, но поневоле

Она вздыхала по другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле.

Ж. Я должен буду, без сомненья,

Письмо Татьяны перевесть.

Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала…

З. Хотел писать – но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.

И. Её сестра звалась Татьяна…

Впервые именем таким

Страницы нежного романа

Мы своевольно освятим.

4. В старину заготовка осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалась совсем простым занятием, почти что бездельем. Так и появился в русском языке фразеологизм. Вспомните, какой, что он означает? Подберите синонимичные фразеологизмы.

5. Стихотворение Д. Хармса и С. Маршака «Весёлые чижи» в разных изданиях печаталось с различной пунктуацией. Как при помощи знаков препинания может измениться смысл и синтаксический состав первых строк стихотворения?

Жили в квартире

Сорок четыре

Сорок четыре

Весёлых чижа.

6. Замените подчёркнутые слова из правого столбика синонимами из левого столбика и запишите полученные словосочетания согласно правилам орфографии и грамматики.

…н…ц…атива актёр, участвующий в смешных пьесах

…нц…дент внезапное столкновение взглядов

Пр…ц…дент его заслуги призрачны

Бе…пр…ц….дентный забавный вид

К…нФ…ренция международный съезд

К…нфе(с, сс)ия национальное своеобразие

К…нгре(с, сс) не стоит создавать дурного примера на будущее

К…ми(с,сс)ия

К…мпр…ми(с, сс) небывалый успех

К…м…тет неприятное происшествие

К…(л, лл)…рит создалось обманчивое впечатление

К…(л, лл)…рийность полезное начинание

К…(л, лл)изия принадлежал к другому вероисповеданию

И(л, лл)юзия пришли к соглашению

И(л, лл)юзорный прогрессивные взгляды

…д…логия энергетическая ценность продукта

К…медийный

К…мичный

6.1. В отрывке из статьи В. Ф. Ходасевича «Грибоедов» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

«Горе от ума» есть результат бытовых наблюдений и извес(?)ного строя мыслей …ближавших Грибоедова с декабризмом. Под сильным напором переживаний вполне ограниче(н, yy)s[ обл…стью совреме(н, yy)j` Грибоедову обществе(н, yy)ости и полит…ки эти наблюдения выл…лись в комедию обильно насыще(н, yy)e. Обществе(н, нн)о(сатирическим) материалом. Но как художник сам Грибоедов требовал от себя большего. Он сам созн…вал что сатирический импульс «Гор… от ума» не есть импульс «большого» и(с, сс)ку(с, сс)тва, исти(н, нн)ой поэзии и томился тем что для этого и(с, сс)ку(с, сс)тва судьба (не)дала ему сил.

«Горе от ума» при всём блеске д…алога при всей жизне9н,нн)ости героев при всех сценических досто…ствах которых в нём много (не)смотря на (обще)извес(?)ные (не)достатки всё(же) (не)более как сатира произведение по самой природе своей стоящ…е так сказать на втором плане и(с, сс)ку(с, сс)тва.При максимальных досто…нствах сатира всё(же) бе…крыла как бас(?)ня. Окрылить её может только внутре(н,нн)ее пр…од…ление пр…дание ей второго более углубле(н,нн)ого (обще)человеческого и (не)пр…ходящего смысла которого нет в «Горе от ума» но который вскоре сумел пр..дать своей комедии Гоголь.

2. Что объединяет этих людей?

Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.

3. Что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит Архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?

А. Мои богини! Что вы? Где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Всё те же ль вы? Другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

Б. …Летит, летит, взглянуть назад

Не смеет; мигом обежала

Куртины, мостики, лужок,

Аллею к озеру, лесок,

Кусты сирен переломала,

По цветникам, летя к ручью,

И задыхаясь, на скамью

Упала…

В. Я вспомню речи неги страстной,

Слова тоскующей любви,

Которые в минувши дни

У ног любовницы прекрасной

Мне приходили на язык,

От коих я теперь отвык.

Г. Она дрожит и жаром пышет,

И ждёт: нейдёт ли? Но не слышит.

В саду служанки, на грядах,

Сбирали ягоды в кустах…

Д. Я шлюсь на вас, мои поэты;

Не правда ль: милые предметы,

Которым, за свои грехи,

Писали втайне вы стихи,

Которым сердце посвящали,

Не все ли, русским языком

Владея слабо и с трудом,

Его так мило искажали,

И в их устах язык чужой

Не обратился ли в родной?

Е. Иные даже утверждали,

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем,

Что модных колец не достали.

Ж. Вдруг получил он в самом деле

От управителя доклад,

Что дядя при смерти в постеле

И с ним проститься был бы рад.

З. Чуть отрок, Ольгою пленённый,

Сердечных мук ещё не знав,

Он был свидетель умилённый

Её младенческих забав…

И. Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

4. В 19 веке в Москве открылась водолечебница Лодера, в которой аристократическую публику лечили искусственными минеральными водами и продолжительными прогулками. Это заведение, точнее его основатель, упоминается во фразеологическом обороте. Каком? Что он означает? Назовите синонимы для этого выражения.

5. Какие части речи в русском языке могут иметь значения количества?

6. Вставьте подходящие по смыслу словарные слова в предложения.

А.Для участкового врача___________гриппа________со значительным увеличением объёма работы.

Б. В этом году правоохранительным органам необходимо ____все силы на борьбу с нелегальной _________в Россию из стран СНГ.

В. Василию Ивановичу не удалось _________бурную деятельность на рабочем месте, и он получил _______расчёт.

Г. В этом году среди студентов нашего _________повысилась ___________выпускников частных школ, однако выпускники государственных спецшкол всё ещё _________.

Д. Ученица музыкальной школы при _______Полина Сидорова готовила себя к __________и выступила с ________.

К…нс…рв…тория, к…нц…нтрация, попр…ще, в…кальный, с…пр…жен(а, о, ы), проф…ль, оф…ц…алдьный, ор…г…нальный, м…б…л…зовать, дом…н…ровать, …мпр…в…зация, …(м, мм)итировать, …(м, мм)играция, …п…демия.

8.

7.1. В приведённом ниже отрывке из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Прежде давно в лета моей юности в лета (не)возвратно мелькнувш…го моего детства мне было весело под…е…жать в первый раз к (не)знаком…му месту всё равно была(ли) то деревушка бедный уез(?)ный городишк… село(ли) сл…бодка любопытного много открывал в нём детский любопытный взгляд. Всякое строение всё что носило на себе напеч…тленье какой – (нибудь) заметной особе(н, нн)ости всё ост…навл…вало меня и пор…жало. Каме(н, нн)ый(ли) казё(н, нн)ый дом извес(?)ной ар…ит…ктуры с половиною ф…льшивых окон (один)одинёш…нек торчавший среди бревенч…той тёса(н, нн)ой кучи (одно)этажных мещанских обывательских дом…ков круглый(ли) правильный купол весь о(?)битый л…стовым белым железом вознесё(н, нн)ый над выбеле(н,нн)…ю как снег нов…ю церков…ю рынок(ли) франт(ли) уез(?)ный попавш…йся среди города (н…)что (н…)уск…льзало от свеж…го тонк…го внимания и высунувши нос из походной телеги своей я глядел и на (не) вида(н, нн)ые ящ…ки с гвоздями с серой желтевш…й (в)дали с изюмом и мылом мелькавшие из дверей овощ(?) ной лавк… вместе с банками высохш…х московск…х конфект глядел и на шедш…го (в)стороне пехотного оф…цера занесё(н, нн)ого Бог знает из какой губерн…на уез(?)ную скуку и на купца м…лькнувш…го в сибирке на беговых дрожках и уносился мысле(н, нн)о (за)ними в бедную жизнь их. ….

Теперь равнодушно под…е…жаю (ко)всякой (не)знакомой деревн… и равнодушно гляжу на её пошлую наружность моему охл…ждё(н, нн)ому взору (не)пр…ютно мне (не)смешно и то что пробудило(бы) в преж(?)ние годы живое движение в лице смех (не)молч(?)ные речи то ск…льзит теперь мимо и (без)учас(?)ное молчание хр…нят мои (не)движные уста.

2. Выполните задания по предыдущему тексту: А. найдите устаревшую лексику. Определите, архаизмами или историзмами являются эти слова. Объясните их значение. Б. Укажите существительные, имеющие омонимы. В. Можно ли считать выделенные слова синонимами? Аргументируйте свой ответ. Г. Разберите по составу сложные слова. Д. Начертите схемы двух последних предложений.

3. Прочитайте диалог из романа Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» (пер. И. В. Оранского). О каком лингвистическом явлении идёт речь?

- Итак, я остановилась на том, что даже если Вы-Знаете-Кто действительно исчез…

- Мой дорогой профессор, мне кажется, что вы достаточно разумны для того чтобы называть его по имени. Это полная ерунда – Вы-Знаете-Кто, Вы-Не-Знаете-Кто…

4. В старину считалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что означает? Вспомните его антоним и составьте с одним из них предложение.

5. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ. Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.

6. В каких случаях в русском языке можно наблюдать переносное употребление форм настоящего, будущего и прошедшего времени глагола? Приведите примеры.

7. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме. 1. Болезненный, тяжёлый сон называют…

2. В освоении космоса у России есть неоспоримый…

3. Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют…

4. Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжёлой болезни называют…

5. Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного…

6. Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат…

7. Исключительное право человека или организации – это…

Д…в…львация, с…б…рит, д…гр…дация, р…аб…л…тация, л…т…ргический, пр…р…тет, л…в…лас, пр…р…гатива, м…л…нхолия, п…н…гирик, п…рл…мутр, ф…л…нтроп, эква…в…лент, …м…нс…пация.

9.

1. В приведённом ниже отрывке из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые дуги» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

По стенам навеш…(н, нн)о было весьма тесно и бе…толково несколько картин: длинный пожетевш…й гравюр какого(то) ср…жжения с огромн…ми барабанами кричащ…ми солдатами в треугольных шляпах и тонущ…ми конями без стекла вставле(н, нн)ый

velikol.ru

Каждый участник выбирает вопросы разной сложности

Школьный базар (Интеллектуальная игра)

Учащиеся путешествуют по разным станциям: химической, филологической, математической, физической, литературной, географической, исторической, биологической. Каждый участник выбирает вопросы разной сложности.

Вопросы низкого уровня оцениваются 1 баллом за полностью правильно выполненное задание или вопрос, среднего уровня – 2 баллами, высокого уровня – 3 баллами.

В конце игры жюри подсчитывает общее количество баллов и определяет победителей (1,2,3 места).

Низкий уровень

1. Как в этом предложении надо расставить знаки препинания?

Отколе умная бредёшь ты голова?

  1. Подберите к слову грусть синоним и антоним.
  2. Разберите по составу слово поддерживая.
  3. Разберите по составу слово вверху.
  4. Разберите по составу слово едешь.
  5. Определите значение данного фразеологизма: точить лясы.
7. Определите значение данного фразеологизма: с глазу на глаз.

8. Определите значение данного фразеологизма: держать в ежовых рукавицах.

^

зрения орфографии:

р…стение, выр…щенный, р…сли.

10. В приведённом ниже предложении найдите речевые ошибки. Исправьте

предложение:

Автор делит героев своей повести на две части.

^

пятеро, пятак, пятиэтажный, в-пятых, пятый

12. Какие буквы в современном русском языке не обозначают звуков?

13. Выберите правильную форму управления:

благодаря (уход), вопреки (суеверие), преисполненный (радость).

^ аспирин?

15. Определите, какое слово не является родственным. Обоснуйте ответ.

излагать, положение, прилагательное, налаживать, полагать, предложить

^

Кто как ведает, тот так и обедает.

17. Доскажите недостающие слова в пословицах:

За твоим языком не поспеешь …

Языком болтает, а голова …

^

здоровье, богатый, грязный

19. О каком знаке препинания идёт речь?

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный.

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

^

21. Превратите слова мел в мелкое место, угол – в топливо шест – в число.

^

числа, ни названия дня.

23. Укажите существительное женского рода: профессор, шампунь, вермишель,

шимпанзе, тополь

24. Как сказать правильно? Лежит бочка с пробитым дном.

Лежат бочки с пробитыми … .

^

ключик, переплётчик, зайчик, стульчик, огурчик, разносчик, мячик

26. Какие личные местоимения имеют значение любого рода?

27. Какое наречие пишется с двумя чёрточками?

28. Исправьте предложение: Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.

^ клевать носом, зарубить на

носу, надуть губы

30. Разгадай логогриф: Я – синоним осьминога, а без с – в метле нас много.

низкий уровень ключ

  1. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
  2. грусть – печаль, грусть – радость
  3. поддерживая
  4. вверху
  5. едешь
  6. весело и почти без пользы проводить время, вести бестолковую и шумную беседу
  7. наедине
  8. держать в строгости
  9. растение, выращенный, росли
10. Автор делит героев своей повести на два типа.
  1. пятеро (числ.) , пятак (сущ.), пятиэтажный (прил.), в-пятых (нар.), пятый (числ.)
  2. Ь,Ъ
  3. благодаря уходу, вопреки суеверию , преисполненный радости
  4. 11 вариантов
  5. налаживать (наладить) – видовая пара
  6. ведает – знает
17. За твоим языком не поспеешь с помелом.

Языком болтает, а голова болит.

18. здоровье – самочувствие - болезнь, богатый – зажиточный - бедный, грязный –

неопрятный – чистый

19. многоточие

20. ё

21. мель, уголь, шесть

22. позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

23. вермишель

24. Лежат бочки с пробитыми доньями.

25. ключик, переплётчик, зайчик, стульчик, огурчик, разносчик, мячик

26. ты, вы

27. точь-в-точь

28. Дедушка, собиравший грибы, присел на пенёк.

29. дремать, запомнить, обидеться

30. спрут - прут

средний уровень

1. Назовите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

стипендия, стипендиат, будущее, силуэт.

2. Расставьте ударение в словах:

цемент, хозяева, цыган, феномен, тефтели, щавель, фольга

3. Укажите лексические значения данных слов: гипербола, тиран.

4. Укажите лексические значения данных слов: апелляция, ямб.

5. Назовите фразеологизмы:

Тянуть …

Унести …

Вскружить …

6. Укажите значение устаревших слов.

ланиты, чело, очи

^

8. Вставьте пропущенные буквы. Укажите слово, лишнее с точки

зрения орфографии.

Пр…подавать, пр…езжать, пр…одолевать.

^

зрения орфографии.

Ц…ркуль, ц…рк, ц…плёнок.

10. Вставьте пропущенные буквы. Укажите слово, лишнее с точки

зрения орфографии

Дрож…и, мож…евельник, жуж…елица.

^

зрения орфографии

К…талог, препод…ватель, инт…ллигенция.

12. Найдите и исправьте ошибки в предложении.

И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина.

^

авторитет, интенсивный

14. Определите лишнее слово: время, лицо, наклонение, спряжение.

^

Для гаражного кооператива заказаны 23 (ворота).

16. Прочитайте предложение: Ателье получило 24 (ножницы).

17. Прочитайте предложение: Космонавты провели на орбитальной станции «Мир» 152

(сутки).

^ морфология, приставка.

19. Определите, одним или разными способами образованы прилагательные

батальонный и дивизионный. Свой ответ обоснуйте.

^

Выкач…нная из бака нефть.

Выкач…нная из подвала бочка.

21. Определите, какие фонетические явления встречаются в словах:

расшить, сбить

^

Было сыро и холодно, особенно в (не)просохшем платье.

(Не)опавшая осенью листва теперь просвечивала сквозь снежный покров.

^ горячая точка?

24. Укажите, какой частью речи является слова мимо в предложениях:

Он прошёл мимо, не заметив меня.

В три часа я буду проезжать мимо твоего дома.

^

аф(е,ё)ра, быти(е,ё), оп(е.ё)ка, ос(е,ё)длый, св(е,ё)кла

26. Какие части речи в русском языке могут иметь значение количества?

27. Найдите лишнее: Небо чисто. Солнце ласково. В комнате светло. Утро солнечно

^

29. Решите, к одушевлённым или неодушевлённым следует отнести

существительные утопленник, труп, народ.

^ Хорошо это – жизнь! (М.Горький)

высокий уровень

1. Укажите значение устаревших слов.

Аршин, алтын, псалтырь, чело, очи.

^ Цыплят по осени считают.

3. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое в предложении:

Я возвратился к Зурину грустен и молчалив.

^

1). Помещение полно народу.

2). Полно, хватит так горевать – слезами горю не поможешь.

^

1). Эта вещь устроена очень просто.

2). Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

^

1). Жарко, печка натопила избу, и было как в бане.

2). Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу.

^

1). alma mater

2). nota bene

8. Подберите к каждому из заимствованных слов русский синоним:

адекватный, доминировать, деградация

^

из стихотворения М.Ю.Лермонтова:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

^

Я забрёл далеко и уже совершенно стемнело но луна взошла а ночь как говорится

давно стала на небе когда я достиг знакомой усадьбы.

^

Аргументируйте свой ответ.

пряник – пряный – пряжа - пряжка

12. Объясните лексическое значение и происхождение слов:

факс, фристайл, алиби

13. Объясните, почему не обособляется оборот с как:

Маргарита жила как во сне.

^

Молодые супруги были счастливы и жизнь их текла как по маслу.

15. Определите, какие тропы употреблены в этих предложениях:

Шутила зрелость, пела юность. (А.Твардовский)

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.Пушкин)

Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. (С,Есенин)

^

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов)

Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. (С.Есенин)

^

Старика отнесли в спальню.

Люблю спать на чердаках.

Мелколесье. Степь и дали.

18.Определите, какую синтаксическую функцию выполняет слово дорогой в предложениях. Расставьте знаки препинания.

При чужих объясняться с ней дорогой не хотелось.

Ты не хочешь объяснить дорогой в чём дело?

Итак дорогой я надеюсь что вы не откажете мне в этой милости.

^ многозначность и

многозначительность?

20. Определите в данных предложениях вид омонимов:

Снежное покрывало покрывало всё поле.

Несёт меня лиса за тёмные леса.

^

алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви

22. Дайте краткое толкование значений следующих заимствованных слов:

импонирует, превентивный, толерантность

^

24. Замените выделенные слова синонимичными фразеологизмами, в составе которых есть деепричастия:

Все дружно, усердно принялись за дело.

Он мог работать старательно, без сна, без еды.

^

Какое слово лишнее?

утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак

^

препинания.

Многие источники говорят(1) что Бородинское сражение не выиграно французами(2) потому(3) что у Наполеона был насморк(4) что(5) ежели бы у него не было насморка(6) распоряжения его до и во время сражения были бы ещё гениальнее(7) и Россия бы погибла.

^

текстов?

Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А.Пушкин)

Почва такая хорошая, что если посадть в землю оглоблю, то через год вырастет

тарантас. (А.Чехов)

^

Ему кажется, что он прав.

Это предположение вероятно.

Это правда, что тебе выписали премию?

Этот пример решён верно.

^

пластичный – пластический, понятный – понятливый

Составьте с ними словосочетания.

30. Какими словообразовательными морфемами старославянского происхождения

характеризуются следующие слова?

хранитель, властитель, утешитель, добрейший, гонимый, грядущий, ведомый, воздать

средний уровень ключ

  1. стипендиат, силуэт
  2. цемент, хозяева, цыган, феномен, тефтели, щавель, фольга
  3. гипербола – преувеличение, тиран – злодей, угнетатель
  4. апелляция - жалоба, ямб – стихотворный двусложный размер с уд. на 2-м слоге
  5. Тянуть резину. Унести ноги. Вскружить голову.
  6. ланиты - щёки, чело - лоб, очи – глаза
  7. псковичи, томичи, куряне, туляки
  8. Преподавать, приезжать, преодолевать
  9. Циркуль, цирк, цыплёнок
  10. Дрожжи, можжевельник, жужелица
  11. Каталог, преподаватель, интеллигенция
  12. И Мери, и Бэла страдают из-за непостоянства Печорина.
  13. авторитет – влияние, уважение, интенсивный –напряжённый, усиленный
  14. время – разносклоняемое сущ., лицо, наклонение, спряжение – сущ. 2-го склонения
  15. Для гаражного кооператива заказаны ворота в количестве двадцати трёх штук.
  16. Ателье получило 24 штуки ножниц.
  17. Космонавты находились на орбитальной станции «Мир» в течение ста пятидесяти
двух суток.
  1. морфология – раздел грамматики, наука о частях речи, приставка – значимая часть
слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  1. батальонный – батальон-н-ый (суффикс.), дивизионный- дивизии-онн-ый (суффикс)
20. Выкачанная из бака нефть(выкачать). Выкаченная из подвала бочка(выкатить).

21. расшить, сбить - озвончение

22. Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье.(нет зав.слов, противопост.)

Не опавшая осенью листва теперь просвечивала сквозь снежный покров(зав.слова)

23. горячая точка – о месте, где возник или может возн. острый полит. или воен.

конфл.

24. Он прошёл мимо, не заметив меня.(наречие)

В три часа я буду проезжать мимо твоего дома.(предлог)

25. афера, бытие, опека, оседлый, свёкла

26. числит., сущ.-дюжина, прил.-восьминогий, гл.-утроить, прич.-сдвоенный, дееприч.-

раздваиваясь, нар.-втрое, мест.- с несколькими шариками.

27. В комнате светло. (безличное)

28. тире

29. утопленник, труп, народ

30. Хорошо это – жизнь!

Высокий уровень ключ

  1. Аршин, алтын, псалтырь, чело, очи.
  2. Неопределённо-личное (обобщённо-личное)
  3. Я возвратился к Зурину грустен и молчалив.
4. Помещение полно народу. (краткое прилагательное)

Полно, хватит так горевать – слезами горю не поможешь. (междометие)

5. Эта вещь устроена очень просто. (наречие)

Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.(частица)

6. Жарко, печка натопила избу, и было как в бане. (слово состояния)

Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу.(наречие)

7. alma mater- питающая мать; nota bene- обрати внимание

8. адекватный – совпадающий, соответствующий, доминировать - преобладать,

возвышаться, господствовать, деградация – постепенное ухудшение, приведение в

упадок

9. Личные местоимения входят в состав обращений (в данном отрывке) и поэтому не

являются членами предложения (не выполняют синтаксической функции)

10. Я забрёл далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится,

давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.

11. Этимологически родственными являются слова пряник-пряный (суф.обр-ние от

пряный), пряжа и пряжка не явл. этим.родственными, пряжа-прясть, пряжка-застёжка

12. факс – система связи посредством электронной передачи текста, фристайл – вид

горнолыжного или вертолётного спорта, алиби – нахождение обвиняемого в момент

совершения преступления в другом месте

13. Маргарита жила как во сне. (Не обособляется, так как оборот образует именую часть

составного сказуемого)

14. Молодые супруги были счастливы и жизнь их текла как по маслу.(Не обособляетя, так

как оборот является устойчивым сочетанием)

15. Шутила зрелость, пела юность. (А.Твардовский) (олицетворение)

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.Пушкин)(олицетворение

эпитеты)

Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. (С,Есенин)(эпитеты, сравнение)

16. Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов) (гипербола)

Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. (С.Есенин)

(оксюморон)

17. Старика отнесли в спальню. (неопределённо-личное)

Люблю спать на чердаках. (определённо-личное)

Мелколесье. Степь и дали. (назывные)

18. При чужих объясняться с ней, дорогой, не хотелось. (определение или обращение)

Ты не хочешь объяснить, дорогой, в чём дело? (обращение)

Итак, дорогой, я надеюсь, что вы не откажете мне в этой милости.(обращение)

19. многозначность – от многозначный, имеющий много значений; многозначительность –

от многозначительный, имеющий большое значение

20. Снежное покрывало покрывало всё поле. (это омоформы: совпадение только

отдельной формы слова)

Несёт меня лиса за тёмные леса.(то же)

21 алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви

22. . импонирует - нравится, превентивный - предупреждающий, толерантность -

терпимость

23. ! – удивительным, - единительным, ( ) вместительным

24. Все дружно, усердно принялись за дело.

Он мог работать старательно, без сна, без еды. (не покладая рук)

25. утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак

(утробный – внутренний, утренний – завтрак)

26. Многие источники говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что, ежели бы у него не было насморка, распоряжения его до и во время сражения были бы ещё гениальнее и Россия бы погибла.

27. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А.Пушкин)(эпитет, олицет.)

Почва такая хорошая, что если посадть в землю оглоблю, то через год вырастет

тарантас. (А.Чехов) (гипербола)

28. Ему кажется, что он прав.(глагол)

Это предположение вероятно. (прилагательное)

Это правда, что тебе выписали премию?(сущ.)

Этот пример решён верно.(наречие)

29. пластичный – пластический, понятный – понятливый стр.60

30. хранитель, властитель, утешитель, добрейший, гонимый, грядущий, ведомый, воздать

суф. сущ. –тель, -ени

прист. воз-

суф. прил. и прич. –ейш, -им, -ущ, -ом

ч

velikol.ru


Смотрите также


 
Msup1 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта
Дизайн и поддержка сайта — «Askaron systems»