Урок физкультуры. Санитарно-эпидемиологические требвания. Можно ли проводить урок физкультуры после завтрака
Можно ли проводить урок физкультуры в школе сразу после обеда?
Задавайте вопросы и получайте ответы по существу!
Вопрос от Галины
Подскажите, пожалуйста, насколько правильно и правомерно, что у детей 2-го класса сразу после школьного обеда (кушают первое или второе блюдо) проходит урок физической культуры, на котором они делают кувырки вперед, назад и ходят на мостике? На мой вопрос классный руководитель ответила дословно: «Но ничего же пока ни с кем не случалось». Возможно ли каким-нибудь образом или перенести урок физкультуры, или проводить его с меньшей нагрузкой?
Ответ
В соответствии с Приложением № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков.
Вместе с тем, родители вправе письменно обратиться к руководителю образовательной организации с предложением о переносе времени приема пищи детьми или переносе времени уроков физкультуры.
При обращении к руководителю образовательной организации, нужно указать объективные причины, препятствующие проведению урока физкультуры по текущему расписанию.
Запрет на проведение урока физкультуры после приема пищи в санитарном законодательстве отсутствует.
А ещё вам может быть интересно:
Основные положения СанПиН для школ
Вопросы от мамы к маме
Вопросы чиновникам Ярославля
ВАЖНО! Задавая вопрос на портале «ЯрМалыш» или на почтовый ящик [email protected], вы автоматически даёте разрешение на разглашение вашей личной информации — имён, контактных данных, деталей личной жизни, — а также на публикацию на портале «ЯрМалыш» ответа на обращение по вашей ситуации.
О количестве и качестве уроков физической культуры
Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва
Третий – лишний?
О количестве и качестве уроков физкультуры
Три года назад повсеместно в российских школах был введен третий час физической культуры в неделю. Мы попытались разобраться, как это реализуется в различных образовательных учреждениях, учитывая, что проводить уроки порой попросту негде…
Тему этой статьи подсказали учителя физкультуры, которые жалуются на то, как неудачно проводят третий час в их школах. Полагаем, что анализ полученной нами информации поможет улучшить качество уроков физической культуры.
В поисках решения проблемы
Идеальный вариант
Давайте попробуем представить модель, при которой введение третьего часа физической культуры было бы идеальным. Если в школе есть все необходимые условия: несколько спортивных залов и плоскостных сооружений, бассейн, лыжная база и т.п., – это, скорее всего, удастся. Однако следует помнить, что для достижения максимального эффекта уроки в расписании не должны ставиться день за днем. Отдых и восстановление после физической нагрузки – обязательная часть как образовательного, так и тренировочного процесса. Таким образом, идеальным вариантом будет тот, при котором уроки физкультуры стоят у каждого класса в расписании по понедельникам, средам и пятницам – при пятидневной рабочей неделе – или еще и по вторникам, четвергам и субботам – при шестидневной. При этом несколько дней в неделю зал при пятидневной неделе будет пустовать.
Таким образом, чтобы создать идеальную модель внедрения третьего часа, школа должна не только иметь богатую материальную базу, но и суметь грамотно составить расписание. Среди мест работы учителей, которые обращались к нам в редакцию, таких школ не оказалось…
Два плюс один
Уроки физкультуры в средней и старшей школе разрешается объединять в пару. Некоторые школы воспользовались этой возможностью. Это способствует более грамотному распределению нагрузки в течение недели, позволяет администрации школы не менять расписание при организации уроков лыжной подготовки, а учитель может планировать одно занятие в неделю – образовательной и оздоровительной направленности, другое – тренировочной.
На практике оказалось, что и этот вариант имеет свои недостатки. В частности, учащиеся 5–8-х классов с трудом справляются с полуторачасовой нагрузкой. К тому же нельзя забывать, что заболеваемость школьников в последнее время повысилась, и такое увеличение нагрузки тем более многим будет не по силам.
Другая проблема – отсутствие перемены. Как правило, при такой организации уроков учителя физкультуры не прерывают занятие, что еще больше увеличивает нагрузку. Если же отпускать детей на перемену, теряется тренировочный эффект и эффект от ранее проведенной разминки. При согласовании данного вопроса с администрацией школы можно время перемены использовать для занятия, а детей отпускать со следующего урока чуть пораньше. К тому же у детей будет больше времени, чтобы принять душ.
Чтобы избежать чрезмерной нагрузки, во время сдвоенных уроков можно больше времени уделять теоретическим вопросам.
В школах, которые проводят уроки лыжной подготовки, был предложен вариант объединения трех уроков – такой способ очень удобен старшеклассникам для выездов в лесопарк. Некоторые читатели рассказали, что в их школах нашел применение такой способ, но таких оказалось немного.
Набор часов
Многие школы выбрали следующий путь. Недостающие 34 или 35 – в зависимости от количества учебных недель в году – часов физической культуры они просто добирали за счет проведения Дней здоровья, туристских слетов, спортивных часов и т.д., потому что у них нет возможности вместить третий час в расписание. Проведя одно большое мероприятие, такое, как День здоровья, учитель мог сразу «закрыть» восемь уроков физической культуры, причем даже для нескольких классов. Если организовывать подобные праздники один раз в четверть – это уже 32 часа. Только выполняют ли они в полной мере образовательную функцию? И не подменяется ли одно другим? Все понимают, что Дни здоровья и до введения третьего часа проводились – может, и не так регулярно, – а теперь это приобрело общешкольный характер с обязательным посещением, оцениванием и т.п.
Суббота – день физкультурника
Некоторые школы, работающие по пятидневной рабочей неделе, приняли решение третий урок физкультуры вынести на субботу. В это день в школе никого нет, залы пустуют. Чем не решение проблемы? Только вот явка учащихся, как правило, не превышает 40%. Казалось бы, это можно использовать: если детей мало, можно объединить классы – и время освобождается, и места в зале всем хватит. Но на практике такой подход грешит формализмом: дети могут быстро сообразить, что уроки физкультуры можно пропустить – была бы причина более-менее уважительной.
4 – 2 – 2 – 4
Этот вариант – не схема расстановки игроков, а распределение часов физической культуры по четвертям. Его используют школы в теплых регионах страны, где можно уроки в сентябре, октябре, апреле и мае проводить на улице. Поэтому в первую и четвертую четверти организуют не три, а сразу четыре урока в неделю, а в холодное время года – по два. Таким образом, решается проблема загруженности залов – на два часа в неделю их хватает, и дети больше времени проводят на свежем воздухе. Важно только, чтобы у школы было больше плоскостных сооружений, чтобы нескольким классам сразу нашлось место для занятий.
Минусы есть. Во-первых, дети получают физическую нагрузку в течение учебного года неравномерно. Во-вторых, никто не застрахован от непогоды: где проводить уроки в дождь, холод или сильный ветер? Тогда в ход идет всё: холлы, коридоры, рекреации…
Три пишем, два в уме
К сожалению, есть и такие школы, их не так много, – которые по-прежнему проводят два урока физической культуры в неделю, а не три. При этом для любой проверки (в расписании, в журнале) указывается три урока. Как обещают своим учителям руководители этих образовательных учреждений, это временное явление, которое будет вскоре устранено. Будем надеяться, что они сдержат свое обещание.
Обратиться за помощью
Отдельным школам удалось решить проблему введения третьего часа путем сотрудничества с рядом расположенными ФОКами, бассейнами и катками, так как первая половина дня у них, как правило, свободна. Остается лишь организовать работу: договориться с арендодателями, обеспечить проезд детей, приобрести инвентарь и т.д.
Сказано – сделано
В подавляющемся большинстве школ третий час физической культуры введен. Администрации нужно отреагировать на приказ, исполнить и отчитаться. В результате и без того маленькие спортивные залы объединяют учащихся двух, а порой и трех классов. Как проводить уроки с таким количеством детей и при этом отвечать требованиям новых Государственных стандартов в образовании? Педагоги нашли следующий выход. Несколько классов в зале? Значит, там присутствует и несколько педагогов. Один учитель предлагает детям заняться одним видом спорта, другой – другим, третий – третьим. Это значительно повышает эффективность урока и снимает проблемы с дисциплиной.
Мифы и реальность
С введением третьего часа в обществе укоренилось мнение, что теперь ситуация с преподаванием физической культуры изменится. Опыт первого года показал, что мы заблуждаемся.
Заблуждение первое: дети станут в 1,5 раза физически крепче. Как ни странно, уровень развития физических качеств не прямо пропорционален количеству времени, уделяемому на их развитие. Даже проведение уроков на высоком уровне – еще не гарантия улучшения результатов. По итогам первого года инноваций не было отмечено существенного прорыва в улучшении физической подготовки детей. Единственное, чего следует ожидать, – снижение заболеваемости школьников. Это дорогого стоит.
Заблуждение второе: учителя физической культуры станут больше зарабатывать. Здесь нужно понимать, что зарплата любого учителя зависит от его квалификации и нагрузки, при новой системе оплаты труда – еще и от количества детей в школе. Педагоги школ, перешедших на новую систему оплаты труда, отмечают, что стоимость часа у них даже стала меньше. У многих увеличилось количество часов, однако все понимают, что это не всегда ведет к улучшению качества уроков.
Заблуждение третье: дети на уроках физкультуры будут изучать новые виды спорта. Это правда лишь отчасти. Школ, у которых есть возможность приобрести новый спортивный инвентарь для обучения детей бадминтону, теннису, организовать занятия по фитнесу и применить другие нововведения, оказалось немного. Большинство школ не стали даже разрабатывать свои программы для третьего часа, взяв за основу программу В.И. Ляха и А.А. Зданевича (2004), рассчитанную как на два, так и на три часа в неделю и построенную на базовых видах спорта с включением вариативной части в зависимости от региональных и материальных особенностей школы.
Заблуждение четвертое: больше детей станут посещать занятия в спортивных секциях. Это не так. Тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ отмечают, что за этот год не было отмечено увеличения количества школьников, записавшихся в группы начальной подготовки, – скорее наоборот. Более того, уменьшилось число детей, которые посещают школьные спортивные секции. Если раньше родители понимали, что двух уроков физкультуры в неделю явно недостаточно для полноценного физического развития их ребенка, и с удовольствием отдавали его в любую секцию, чтобы восполнить потребность в движении, теперь они рассуждают иначе: зачем нужна школьная секция, если у школьников и так три урока физкультуры в неделю?
Заблуждение пятое: дети будут больше участвовать в спортивных соревнованиях. Школьных спортивно-оздоровительных мероприятий стало меньше, так как всё свободное время в расписании отводится, в первую очередь, под третий час физкультуры, которому теперь находится место и на седьмом, и на восьмом уроке. А если школа работает в две смены, то время работы спортивного зала для проведения внеклассных мероприятий минимально. Не увеличивается и количество районных и городских соревнований: у учителей просто нет времени вывозить на них детей.
Лучше меньше, да лучше?
Что же получается? Столько лет сами учителя физической культуры ратовали за то, чтобы уроков физкультуры стало больше, а на практике это оказалось ненужным. Со временем мы увидим плоды нашего труда. Посадив картошку на своем огороде, мы изначально теряем несколько ведер корнеплода, и не следует ждать отдачи через несколько недель. Но нельзя не согласиться еще с одним правилом огородника: прежде чем посадить картошку, нужно подготовить почву. В нашем случае начинать нужно было с модернизации спортивных залов и оборудования, с пересмотра и корректировки программ исходя из имеющихся данных диспансеризации школьников, с переобучения педагогов и лишь потом очень плавно и постепенно увеличивать количество учебных часов. Может быть, тогда и урожай был бы лучше?
Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
– Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
– Я жду урожая.
(Агния Барто. Катя)
infourok.ru
Пить или не пить на уроках физкультуры
О В Тихомирова
МКОУ СОШ №4
г. Лиски
Пить или не пить на уроках физкультуры
Многие учителя физкультуры не позволяют пить во время занятия и сразу после него. Запрет пить может быть вызван невозможностью проконтролировать качество и количество употребляемой жидкости. В тоже время следует отчетливо осознавать тот факт, что вода составляет до 60% массы тела человека. Она выполняет множество жизненно важных функций, в том числе охлаждает организм во время физнагрузок. Работающие мышцы выделяют большое количество тепла, и риск перегрева организма возрастает. Основным механизмом, предотвращающим перегревание, является испарение пота с поверхности тела. Сильное потоотделение требует большого количества жидкости. Если запасы жидкости не возобновляются, то возникает дегидратация и механизм охлаждения человеческого тела перестает нормально функционировать.
Появление жажды является признаком уже наступившего незначительного обезвоживания организма. Помимо жажды к основным признакам обезвоживания относятся: усталость, непереносимость жары, сухость во рту,
головокружение, головная боль, сухой кашель, боль в горле и охрипший голос, жжение в желудке, покрасневшая кожа, потеря аппетита.[2]
Если потерянную жидкость вовремя восполнить, это не отразится на общей работоспособности организма. Поэтому во время уроков, имеющих интенсивную физическую нагрузку, воду пить просто необходимо.[1]
Какие же напитки разрешается употреблять во время урока физкультуры и в каком количестве? Конечно же, воду. Это самая доступная жидкость. Вода должна быть комнатной температуры в холодное время года и слегка охлажденной в теплое. Можно приносить её с собой в бутылке или установить в спортзале куллер.
Во время занятий в жарких условиях лучше пить минеральную воду, где содержатся необходимые организму соли. При выполнении приседаний и становой тяги, то есть при высокоэнергозатратных анаэробных упражнениях можно добавлять в воду немного меда.
Сколько жидкости пить во время занятия? Здесь нет однозначного ответа. В общем количество выпиваемой жидкости для здорового человека не ограничено. Важно при этом, как часто и по сколько можно пить за раз. Это зависит от интенсивности физических нагрузок и индивидуальных особенностей организма.
Спортивные игры позволяют пить только во время тайм-аутов. При длительных беговых занятиях потерю жидкости следует восполнять каждые 20мин. (примерно по 100 мл). Во время занятий в тренажерном зале воду можно пить по несколько глотков между упражнениями.
После урока с интенсивной нагрузкой необходимо полноценно восстановить водный баланс организма, поэтому пейте столько, сколько хочется, только делайте это не спеша, небольшими глотками. И как только чувство жажды ушло, прекращайте пить.
Вывод один – пить на уроках физкультуры можно и даже нужно, но не забудьте дать учащимся следующие полезные рекомендации:
Злоупотреблять водой не стоит, иначе может появиться отечность и проблемы с мочеполовой системой.
При достаточном количестве жидкости организм автоматически удаляет ее излишки.
Не забывайте напитать организм влагой заранее: стакан воды, выпитый за час до урока, позволит сделать некоторый водный запас.
В течение дня выпивайте 1,5-2 литра воды, независимо от занятий спортом. Начинайте утро со стакана чистой воды.
Холодную воду во время занятия пить нельзя – высок риск заболеть, учитывая разгоряченное тело.
Разрешение пить во время урока не значит, что можно это делать в неограниченных количествах, употребить несколько глотков воды вполне достаточно, иначе действительно будет трудно качественно выполнять упражнения.
Список использованных источников
1. Батмангхелидж Фирейдон Вы не больны, у вас жажда - ООО «Попурри», 2004 г., 320с.
2. Неумывакин И. П. Вода – жизнь и здоровье: мифы и реальность - Нигде не купишь, 2014 г.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Что делать если физкультура 1 уроком (физра)
Спорт приносит огромную пользу здоровью. Как говорят ученые, движение – это и есть сама жизнь! Любовь к спорту воспитывается еще в школьные годы на уроках физической культуры. Главная цель уроков физкультуры – развитие тяги и привычки к физическим упражнениям. Также их принято проводить для того, чтобы улучшить здоровье детей. Спортивным занятиям, независимо от возраста, требуется специальный спортивный костюм, который сможет обеспечить комфорт при выполнении разных упражнений. Спортивный костюм специально создается так, чтобы движения в нем не стеснялись.
Что делать если физкультура 1 уроком (физра)?
- Не расстраиваться, а положительно к этому относится! Многие спортсмены занимаются с самого утра, кто профессионально, а кто для здоровья.
- Необходимо продумать вопрос питания, так как за 1,5 часа кушать много явно не стоит, да и вообще не рекомендуют на протяжения этого времени. Можно ограничиться чаем дома, а после второго урока ребенку стоит лучше покушать в столовой школы.
- Если есть освобождения от уроков по спорту, то это только плюс для ребенка, ведь он может побыть в это время дома, как и если данный урок стоит последним.
Мнения о том, приносят ли пользу уроки физкультуры в школе, довольно противоречивы. Некоторым детям не нравится этот урок, поскольку для них выполнение определенных задач является сложным. Крайне важно помнить, что необходимо воспитание уважения к спорту и даже увлечение им детей. Перед преподавателями стоит сложная задача, поскольку в этом деле без индивидуального подхода не обойтись. И как бы учитель не старался, все равно не получится добиться того, чтобы все дети одинаково выполняли физические упражнения. Программа для школ предусматривает проведение единых занятий для всех, однако именно из-за этого многим детям не нравится физкультура. Зачастую проблема возникает у тех детей, у кого плохое физическое развитие, но, при этом большие успехи по другому предмету.
Итак, почему же некоторым школьникам не нравится урок физ-ры? На это есть много разных причин, при этом у каждого ученика свои! К самым распространенным можно отнести то, что дети подшучивают друг над другом или дразнятся из-за отсутствия каких-либо умений. Хотя, разумеется, у этой проблемы есть свое решение. Например, некоторые заставляют своих детей учиться выполнять определенные упражнения, но ведь «насильно мил не будешь»?! Согласны? Для воспитания любви к активному и здоровому образу жизни, нужно сделать так, чтобы физ-ра не была в тягость и вселяла исключительно позитив!
Физра в школе для ребенка – путь к здоровью
Каждому ребенку нужно выполнять лишь те упражнения, которые он может выполнять и заниматься только тем спортом, который он любит. Хотя, это не значит, что не нужно знакомить детей с разными видами спорта, просто нельзя заставлять их полюбить, и тем более, заниматься ими. Спорт способен развивать дух соперничества и т.д., что зачастую идет на благо, однако в школе это может стать причиной разъединения коллектива. Физ-ра в школе часто искажает понятие о спорте, что впоследствии может привести к полному нежеланию ребенка заниматься им. Вместе воспитания любви к активному образу жизни, в нем растет отвращение. Во всех классах есть спортивные ученики, способные выполнять все как надо, и, следовательно, обожающие уроки физкультуры. Но есть и дети, страдающие от этих уроков. И ответственен в этом вопросе не только преподаватель, но и родители. Они должны своим поведением показывать пример того, насколько важному поддержание активного образа жизни.
К счастью, в последнее время современное общество наконец всерьез задумалось о сохранении здоровья детей, поняв, что именно они основополагающий фактор будущего благополучия страны. По результатам анализа состояния здоровья детей стало ясно, что заболеваемость среди подрастающего поколения неуклонно растет. Эту динамику состояния здоровья объясняют длительные влияния неблагоприятных факторов социально-экономического и экологического характера. Во всех общеобразовательных школах физическая культура – это базовая область образования. Подтверждением тому служат данные анализа учебных планов школ, в которых физической культуре отведены приоритетные места. Эта область культуры имеет такое важное значение, поскольку именно она позволяет развивать физическое и духовное здоровье ребенка, что крайне необходимо для разностороннего развития личности. Таким образом, можно смело утверждать, что физ-ра обладает образовательным, воспитательным и общекультурным значением.
Если ребенок не любит уроки физкультуры
В школе достаточно много разных предметов. Какие-то ребенок очень любит, какие-то, наоборот, совсем не любит. Относительно физкультуры было довольно много доводов, поскольку одни считают, что этот предмет нужный и даже обязательный, другие же придерживаются мнения, что это совершенно бесполезный предмет. И родители неустанно спорят на тему, должен ли быть включен урок физкультуры в общий перечень школьных предметов? Некоторые твердят, что их дети должны быть спортивными и заниматься спортом, отправляют детей в школы со спортивным уклоном. По их мнению, в обычных школах физ-ры не должно быть вообще. Многие дети с ужасом воспринимают этот урок, поскольку боятся быть засмеянными при выполнении каких-то физических упражнений, или при участии в школьных спортивных соревнованиях.
Еще один важный момент правильного проведения урока физкультуры – наличие необходимого инвентаря и снаряжений. Именно с их помощью урок может стать действительно интересным и увлекательным. Школьники не любят носить с собой специальную форму для урока физ-ры, им не нравится, что нужно переодеваться и т. д. Если можно было бы этого избежать, т. е. исключить все эти отрицательные ассоциации с физкультурой, то многим очень бы полюбился этот урок. К минусам физкультуры можно отнести еще и нелогичное распределение в расписании уроков.
Но, не стоит о грустном. У него есть и множество положительных сторон! Взять хотя бы, воспитание в детях любви к активному образу жизни! При этом, совсем не каждый должен быть спортсменом и атлетом, но спортом нужно заниматься всем! Движение – ведь это жизнь, это способствует улучшению обмена веществ, правильной работе организма. Помимо этого, уроки физкультуры развивают дух конкурентоспособности, но это нужно делать правильно! И немного о включении в расписание. Урок физ-ры обычно проводится между 2-мя сложными уроками. Не очень удобно, когда физкультура первым уроком, хотя и у этого есть положительная сторона – ребенок хорошенько просыпается, разминается и получает активный заряд на весь день, что помогает ему на остальных уроках. Иногда же его ставят последним уроком. Конечно, учебный день может быть закончен занятием спортом, однако уставшему за весь день ребенку сложно еще 45 минут бегать и прыгать на физ-ре. Хотя, стоит заметить, что очень многое зависит от преподавателя. Любой школьник будет любить физкультуру, если там его встретит терпеливый, добрый и отзывчивый учитель!
gto-normativy.ru
Физкультура в школе: 12 вещей, которые бесят
С недавних пор в школах ввели третий урок физкультуры, но дети почему-то вмиг не стали здоровее и спортивнее. Мастер спорта России по художественной гимнастике Анастасия Пешкова рассказывает, почему проще принести освобождение на целую четверть и как разнообразить физкультурную рутину, чтобы хоть как-то заинтересовать школьников.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Отсутствие шкафчиков для личных вещей
Урок физкультуры для школьников — это не счастливая возможность побегать и получить моральную разрядку. Это в первую очередь лишний пакет одежды и мешок с кроссовками, которые ученик вынужден таскать с собой несколько уроков. А если в этот день по расписанию ещё труд и английский, то впору собирать целый чемодан. Сцены из голливудских фильмов, где у каждого школьника есть собственный шкафчик, кажутся идеалистическими и какими-то нереальными в российских условиях. В наших школах действует иной принцип: всё своё ношу с собой.
2. Занятия физкультурой у нескольких классов одновременно
Частенько расписание составляют таким образом, что в спортивном зале в одно время оказываются два или даже три класса, а это ни много ни мало 50-60 человек. Урок с таким внушительным количеством учеников постоянно сводится к контролю дисциплины, в редких случаях удаётся провести подвижные игры или эстафету. В целом же рациональность проведения таких занятий вызывает немало вопросов.
3. Раздевалка? Фу! Пойду переоденусь в туалет!
Обычно школьные раздевалки по размеру не превышают двух-трёх квадратных метров и плохо проветриваются. Поэтому чаще всего ученики заходят туда, зажав нос. А некоторые и вовсе в качестве альтернативы предпочитают переодеваться в туалете.
4. Принять душ? Не, не слышали
Во-первых, не во всех школах вообще есть душевые. А там, где есть, не функционируют, либо работают только во время визита комиссии. Во-вторых, пропускная способность школьных душевых изначально низка. А в-третьих, 15-минутной школьной перемены вряд ли хватит на то, чтобы спокойно принять душ, высушить волосы и привести себя в порядок.
5. Нормативы? Опять?
Из года в год на протяжении 11 лет школьники сдают одни и те же нормативы: прыжок в длину, бег на 30 и 60 метров, метание мяча, челночный бег. И в первом классе, и в пятом, и в 11-м. А раз в год все классы бегут кросс длиной в 1,5 километра. Обязательное условие — без подготовки. Итог: половина учеников переходит на медленный шаг после первой трети дистанции.
6. Контрольная работа по алгебре после кросса
А это абсолютная вершина айсберга ненависти всех без исключения школьников. Когда после физкультуры ты, разгорячённый, взмокший и немытый, идёшь на математику, физику, химию, где тебя ждёт важная контрольная работа или тестирование. Как правило, учителя навстречу в таких ситуациях не идут и не освобождают ни от кросса, ни от контрольной.
7. Мама, купи мне лыжи!
Зимой вместо уроков в спортзале во многих школах устраивают занятия на лыжах. Вот только самих лыж в большинстве школ нет. Ученикам и их родителям предлагают купить за собственный счёт лыжи, ботинки к ним и прочую амуницию. Конечно, на 11 лет одной пары лыж не хватает, ребёнок-то растёт.
8. Проблемы с инвентарём
Как показывает практика, в школах отсутствует не только лыжный инвентарь, но и не всегда имеется достаточное количество баскетбольных и теннисных мячей. В футбол частенько играют мячом волейбольным, матов для всех тоже не хватает, шведская стенка висит на соплях, а канат покрылся вековой пылью. Как-то не до рекордов, да?
9. Оставил лыжи в школе — можешь о них забыть
А это отдельный пунктик для хейтеров физкультуры. Таскать с собой лыжи раз или два в неделю в школу и обратно — удовольствие крайне сомнительное. Но что остаётся делать, если администрация не несёт ответственности за оставленные в школе вещи.
10. Третий урок физкультуры: лишний или необходимый?
Изначально планировалось, что третий урок физкультуры будет отличаться от первых двух и приобретёт некую специализацию. Например, девочки будут ходить на шейпинг и аэробику, а мальчики в это время будут играть в футбол или заниматься в тренажерном зале. На деле же третий урок проходит так же, как и первый, и второй.
11. Спорт физкультуре рознь
Ребятам, серьёзно занимающимся спортом, задания на уроке — на раз плюнуть. А неспортивным школьникам приходится тяжко уже на разминке. Из-за такого разнородного состава учащихся проводить по-настоящему увлекательные уроки довольно трудно.
12. Физкультурник в трениках
Плохой учитель описывает, хороший — объясняет, отличный — показывает, а великий — вдохновляет. От учителя физкультуры мы ждём инициативности, предприимчивости и любви к физической деятельности. А на деле в школах нередко встретишь физкультурника, который в потёртых тренировочных штанах все 45 минут не отрывает пятую точку от стула, и уже давно позабыл, что такое здоровый образ жизни.
mel.fm
Урок физкультуры. Санитарно-эпидемиологические требвания
Алексей МАШКОВЦЕВ.
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер».
г. Москва
Мы будем жить теперь по-новому
О введении санитарно-эпидемиологических требований
С 1 сентября 2011 г. вступили в силу новые СанПиНы к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Некоторые из них вызывают сомнения в возможности выполнения, а некоторые – даже опасения за здоровье учащихся.
Попытаемся заострить ваше внимание на отдельных особенно важных для учителя физкультуры пунктах новых СанПиНов. Безусловно, здоровье детей будет зависеть от того, как они будут выполняться. Несмотря на то что многие требования спорны, важно понимать, что их соблюдение поможет избежать больших неприятностей в работе. Данный документ может, с одной стороны, зажать учителя в жесткие рамки законодательных актов, а с другой, стать важным основанием для того, чтобы педагог мог требовать их выполнения от руководства школы, департаментов образования и министерств. При обнаружении нарушений вы вправе ссылаться на требования Главного санитарного врача страны.
Требования к территории
Чтение этого раздела вызывает улыбку. За свою жизнь я пока не встретил ни одной школы, на территории которой были бы соблюдены абсолютно все требования Главного санитарного врача страны. Может быть, при проектировании новых зданий с ними будут считаться…
Судите сами:
…3.3. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.
Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят…
Травяной газон на школьном футбольном поле! Да это мечта миллионов мальчишек. У нас главная спортивная арена страны – Лужники – и та газона не имеет: там синтетическое покрытие. Все футбольные площадки – так их будет правильно называть, – а не поля городских школ засыпаны гравием или закатаны в асфальт, а футбольные поля сельских школ если и имеют травяной покров, то высота его намного превышает рекомендуемые ФИФА 4 см. Но если случится чудо и все футбольные поля засеют травой, то кто будет ее косить? Ведь стандартом на условия не предусмотрены газонокосилки, а штатным расписаниям – люди, которые будут подстригать газоны.
Качество же существующих спортивных площадок можно проверить после серьезного дождя. В идеале ни одной лужи на ней не должно остаться, если будут выполнены все требования. А если нет, то где проводить уроки физкультуры?
Ответ находим ниже:
…3.4. Для выполнения программ учебного предмета «Физическая культура» допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.
Современные ФОКи с удовольствием примут детей на уроки физкультуры на своих площадках и спортивных залах при наличии соответствующих договоров с общеобразовательным учреждением, в которых финансовая составляющая играет не последнюю роль…
Требования к зданию
…4.2. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы…
Для проведения третьего урока физкультуры школам катастрофически не хватает залов. Российский климат не позволяет круглогодично проводить уроки физкультуры на улице. Школы ищут любую возможность, чтобы организовать места для занятий. Про цокольные этажи и подвальные помещения придется забыть. А жаль. Во многих российских школах именно там оборудованы дополнительные спортивные залы, которыми и директора школ, и местные управления образования по-настоящему гордятся. А точнее – гордились…
...4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.
Ну прямо Евростандарт! Не обольщайтесь: это касается лишь школ-новостроек. Что же касается старых зданий, то для них этот пункт носит рекомендательный характер.
…4.29. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений…
Требования Главного врача абсолютно правильны. Но почему же они не исполняются? Согласитесь, если все будут соблюдать данные СанПиНы, отношение детей к урокам физкультуры изменится. И в лучшую сторону.
Требования к воздушно-тепловому режиму
…6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24°С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20°С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20–24°С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22°С, душевых – 25°С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами…
Непонятно только, где в спортивном зале этот термометр будет располагаться и как уберечь его от попадания мячом.
…6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.
Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5° С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже –10° С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут.
При достижении температуры воздуха плюс 14° С проветривание в спортивном зале следует прекращать.
Если полностью придерживаться данного пункта, то у учителя физкультуры практически не останется времени на то, чтобы следить за порядком в раздевалках, заполнением журналов, подготовкой инвентаря к уроку и на малейший отдых. Только и остается, что бегать по залу с термометром, анемометром и секундомером, открывать и закрывать фрамуги…
Требования к режиму образовательного процесса
…10.12. …Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях…
…10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается…
…10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
…10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
– физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
– организованных подвижных игр на переменах;
– спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
– внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
– самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
…10.23. …Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (см. таблицу).
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
Таблица
Рекомендации по проведению занятий физической культурой в зависимости от температуры и скорости ветра в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года
Климатическая зона
Возраст обучающихся
Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе
Без ветра
При скорости ветра до 5 м/с
При скорости ветра 6–10 м/с
При скорости ветра более 10 м/с
Северная часть Российской Федерации (Красноярский Край, Омская обл. и др.)
до 12 лет
–10–11° С
–6–7° С
–3–4° С
Занятия не проводятся
12–13 лет
–12° С
–8° С
–5° С
Занятия не проводятся
14–15 лет
–15° С
–12° С
–8° С
Занятия не проводятся
16–17 лет
–16° С
–15° С
–10° С
Занятия не проводятся
В условиях Заполярья (Мурманская обл.)
до 12 лет
–11–13° С
–7–9° С
–4–5° С
Занятия не проводятся
12–13 лет
–15° С
–11° С
–8° С
Занятия не проводятся
14–15 лет
–18° С
–15° С
–11° С
Занятия не проводятся
16–17 лет
–21° С
– 18° С
–13° С
Занятия не проводятся
Средняя полоса Российской Федерации
до 12 лет
– 9° С
–6° С
–3° С
Занятия не проводятся
12–13 лет
–12° С
–8° С
–5° С
Занятия не проводятся
14–15 лет
–15° С
–12° С
–8° С
Занятия не проводятся
16–17 лет
–16° С
–15° С
–10° С
Занятия не проводятся
Все свидетельствует о том, что дети должны больше двигаться, причем желательно на свежем воздухе. Однако при детальном рассмотрении документа выясняется, что не все так гладко. Особенно это касается уроков лыжной подготовки. Из таблицы видно, что их теперь станет меньше. И связано это с тем, что температура воздуха зимой чаще бывает более морозной, чем это допустимо для проведения занятий на свежем воздухе. Однако непонятно: чем и как руководствоваться учителю для определения скорости ветра? Анемометра не предусмотрено по стандарту, а руководствоваться прогнозом погоды не всегда оправданно.
…10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%...
А вот это вообще вызывает недоумение. Всем известно, что здоровье современных школьников слабое. Именно для его укрепления введен третий урок физкультуры. Никому не разрешается заменять их уроками теоретической направленности, но гонка за моторной плотностью – другая крайность. Таких высоких цифр моторной плотности занятий можно достигнуть только при занятиях тренировочной направленности с детьми, имеющих большой спортивный опыт. На уроках с обычными школьниками такая нагрузка может быть чрезмерной…
…К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно…
Учитывая, что в большинстве школ медицинский работник работает по совместительству и всего 2–3 дня в неделю, то и учителю физкультуры нужно будет подстраивать внеклассные мероприятия под график его работы.
Требования к санитарному содержанию территории и помещений
…12.1. …Уборку территории проводят ежедневно до выхода обучающихся на площадки. В жаркую, сухую погоду поверхности площадок и травяной покров рекомендуется поливать за 20 минут до начала прогулки и спортивных занятий. Зимой площадки и пешеходные дорожки отчищать от снега и льда…
…12.6. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательного учреждения проводится генеральная уборка…
…12.15. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.
Спортивный инвентарь, размещенный в зале, протирают увлажненной ветошью, металлические части – сухой ветошью в конце каждой учебной смены. После каждого занятия спортзал проветривают не менее 10 минут. Спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесоса, не менее 3 раз в месяц проводят его влажную чистку с использованием моющего пылесоса. Спортивные маты ежедневно протирают мыльно-содовым раствором…
Ясно, что если не выполнять, то хотя бы контролировать соблюдение положений данных пунктов придется учителям физкультуры. Почему же тогда оплата их труда по-прежнему зависит лишь от количества проведенных ими уроков?
infourok.ru
Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ
- Сколько детей может быть в классе?
- На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?
- Как часто должна проводиться уборка помещений школы?
- Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?
- Какие существуют правила рассадки детей разного роста?
- Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом знании школы?
- Во сколько может начинаться первая смена?
- Существует ли норма времени окончания второй смены?
- Должны ли смены ежегодно чередоваться?
- Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?
- Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?
- Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?
- Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?
- Можно ли проводить сдвоенные уроки?
- При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?
- Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?
Сколько детей может быть в классе?
П. 4.9 СанПиНа
Это зависит от площади каждого конкретного кабинета.
- При фронтальной форме занятий на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 м².
- При групповой форме работы в классе на каждого ребёнка должно быть минимум 3,5 м² площади.
При этих расчётах не учитывается площадь, необходимая для расстановки мебели.
На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?
П. 4.6.
Санитарные нормы рекомендуют размещать кабинеты первых классов не выше второго этажа, а вторых-четвёртых классов — не выше третьего. Используемая в СанПиНе формулировка «рекомендовано» позволяет администрации не учитывать эту норму как обязательную для исполнения.
Как часто должна проводиться уборка помещений школы?
П. 12.3, п. 10.13
Все помещения школы должны ежедневно мыться с применением моющих средств. А туалеты, столовые, вестибюли, рекреации — после каждой перемены.
Между сменами должен быть предусмотрен 30-минутный перерыв, во время которого производится уборка помещений.
Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?
П. 5.6. СанПиНа
От первой парты до учебной доски должно быть минимум 240 сантиметров.
Какие существуют правила рассадки детей разного роста?
П. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 4.8, Приложение 1 («Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у учащихся»)
Парты должны расставляться в порядке от низких к высоким, чтобы самая низкая парта была в первом ряду, а самая высокая — в последнем.
При этом для каждого ребёнка должна быть предусмотрена парта, соответствующая его росту. Если нет возможности учитывать это требование при кабинетной системе обучения, то рекомендуется за каждым классом средней и старшей школы закрепить собственный кабинет, как в начальной школе.
Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом здании школы?
П. 4.13 СанПиНа
Санитарные нормы предполагают возможность размещения спортивного зала в отдельном здании. Отсюда следует, что необходимость перехода детей из одного здания в другое для проведения уроков физкультуры не нарушает санитарных норм.
Во сколько может начинаться первая смена?
П. 10.4.
Не ранее 8 часов. Норм по самому позднему времени начала занятий не существует.
Существует ли норма времени окончания второй смены?
Такой нормы не существует. Время начала и окончания второй смены зависит от продолжительности и количества уроков и перемен в первой и второй сменах, времени на уборку между сменами.
Должны ли смены ежегодно чередоваться?
Такого требования в санитарных нормах нет. Однако во вторую смену не должны учиться 1, 5, 9 и 11 классы.
Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?
П. 10.6, 10.10
Установлено следующее максимальное количество уроков в зависимости от класса:
- 1 класс — не более 4 уроков, один раз в неделю 5 уроков за счёт физкультуры;
- со 2 по 4 классы — не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт физкультуры;
- с 5 по 6 классы — не более 7 уроков, но в среднем за неделю не более 6 в день;
- 7 класс — не более 7 уроков;
- с 8 по 11 классы — не более 8 уроков, но в среднем за неделю не более 7 уроков.
То есть в пятом классе может быть так: три дня 6 уроков, один день 5 уроков, ещё один день — 7 уроков. А в среднем за неделю получится 6 уроков в день.
Для первых классов существуют дополнительные требования:
- в сентябре-октябре — по 3 урока в день продолжительностью по 35 минут;
- в ноябре-декабре — по 4 урока в день продолжительностью по 35 минут;
- в январе-мае — по 4 урока в день продолжительностью по 40 минут.
Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?
Все занятия, которые не входят в расписание, не являются обязательными. Посещение их может быть только добровольным. В эти занятия не должно проводиться обучение по основной школьной программе. Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю.
Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?
П. 10.8.
Нет, не разрешается. Более того, рекомендуется (но это не строго) контрольные проводить не ранее второго и не позднее четвёртого уроков.
Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся (приложение к СанПиН)
Максимальная нагрузка указана в академических часах (1 а.ч. = 45 мин.)
Классы | 6-дневная неделя(не более) | 5-дневная неделя(не более) |
1 | - | 21 |
2 — 4 | 26 | 23 |
5 | 32 | 29 |
6 | 33 | 30 |
7 | 35 | 32 |
8 — 9 | 36 | 33 |
10 — 11 | 37 | 34 |
Указанная нагрузка включает в себя обязательные уроки по расписанию и дополнительные занятия.
Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. Программа внеурочной деятельности может быть реализована как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако внеурочная деятельность должна быть добровольным выбором ученика, то есть не является обязательной частью учебного процесса.
Можно ли проводить сдвоенные уроки?
П. 10.8 СанПиНа
Сдвоенные уроки не разрешается проводить только в начальных классах. Исключением являются уроки физкультуры, когда занятие проводится на лыжах или в бассейне.
При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?
П. 10.23, таблица 1 «Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра, в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года»
Осенью и весной — при любой температуре. Главное, чтобы не было дождя.
Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе:
Климатическая зона | Возраст | без ветра | при скорости ветрадо 5 м/сек | при скорости ветра6-10 м/сек | при скорости ветраболее 10 м/сек |
Северная часть РФ(Красноярский кр., Омская обл. и др.) | до 12 лет | -10 -11 ºC | -6 -7 ºC | -3 -4 ºC | Занятияне проводятся |
12-13 лет | -12 ºC | -8 ºC | -5 ºC | ||
14-15 лет | -15 ºC | -12 ºC | -8 ºC | ||
16-17 лет | -16 ºC | -15 ºC | -10 ºC | ||
В условиях Заполярья(Мурманская обл.) | до 12 лет | -11 -13 ºC | -7 -9 ºC | -4 -5 ºC | Занятияне проводятся |
12-13 лет | -15 ºC | -11 ºC | -8 ºC | ||
14-15 лет | -18 ºC | -15 ºC | -11 ºC | ||
16-17 лет | -21 ºC | -18 ºC | -13 ºC | ||
Средняя полоса РФ | до 12 лет | -9 ºC | -6 ºC | -3 ºC | Занятияне проводятся |
12-13 лет | -12 ºC | -8 ºC | -5 ºC | ||
14-15 лет | -15 ºC | -12 ºC | -8 ºC | ||
16-17 лет | -16 ºC | -15 ºC | -10 ºC |
Для Приморского края существуют отдельные нормы в зависимости от времени года.
Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?
Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично или от имени нескольких родителей, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.
Некоторые вопросы нахождения детей в школе регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.
При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.
Помочь с решением системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.
yarmalysh.ru