|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Голландский натюрморт 17 века. Завтрак натюрмортГолландский натюрморт 17 векаГолландский натюрморт 17 века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты», включает, как правило, и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» — это, прежде всего, охотничьи трофеи — битая птица и дичь. «Завтраки» и «Десерты», а также изображения рыбы — живой и уснувшей, разнообразных птиц – лишь часть наиболее известных тем натюрмортов. ПИТЕР КЛАСС «Завтрак с ветчиной» 1647 г В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни, и их любимые занятия, и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Часто в произведениях с мотивами «живой» и «мертвой» натуры закладывается символический подтекст, легко понятный образованному зрителю XVII века. ПИТЕР КЛАС «Трубка и жаровня» 1636 г БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Натюрморт с фруктами» БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г МЕЛХИОР ДЕ ХОНДЕКУТЕР «Птицы в парке» Так, сочетание отдельных предметов могло служить намеком на бренность земного существования: увядающие розы, курильница, свеча, часы; или связывалось с осуждающимися моралью привычками: лучины, курительные трубки; или указывало на любовную интригу; письмо, музыкальные инструменты, жаровня. Нет никакого сомнения, что значение этих композиций значительно шире их символического содержания. БАРТОЛОМЕУС ВАН ДЕР ХЕЛСТ «Новый рынок в Амстердаме» 1666 г ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА «Завтрак с крабом» 1648 г Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира. ФЕРДИНАНД БОЛ «Битая дичь» АБРАХАМ МИНЬОН «Плоды» МЕЛХИОР ДЕ ХОНДЕКУТЕР «Охотничьи трофеи» ИОХАННЕС ЛЕМАНС «Охотничий натюрморт» АДРИАС КООРТЕ «Горшок с земляникой» 1697 г ЯН ВАН ХЕЙСУМ «Цветы» 1722 г ЯН ДАВИДС ДЕ ХЕМ «Цветы в вазе» ВИЛЛЕМ КАЛФ «Натюрморт» АБРАХАМ ВАН БЕЙЕРЕН «Рыбы в корзине» В отличие от фламандцев, предпочитающих крупные, по размерам, картины с обилием всевозможных предметов, живописцы Голландии ограничиваются немногочисленными объектами созерцания, стремясь к предельному композиционному и цветовому единству. Натюрморт («Stilleven» — что по-голландски означает — «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Предлагаю вашему вниманию: 06 Июл 2014 admin49h4d5fR94817 Метки: натюрморты 2184 Поделитесь записьюГолландский натюрморт 17 века :: SYL.ruУдивительное явление в истории мирового изобразительного искусства имело место в Северной Европе XVII века. Оно известно как голландский натюрморт и считается одной из вершин в живописи масляными красками. У ценителей и профессионалов существует твердое убеждение, что такого количества великолепных мастеров, обладавших высочайшей техникой и создавших столько шедевров мирового уровня, при этом живших на небольшом пятачке европейского континента, в истории искусства больше не встречалось. Новый смысл профессии художникаОсобое значение, которое приобрела профессия художника в Голландии с начала XVII века, стало результатом появления после первых антифеодальных революций зачатков нового буржуазного строя, формирования класса городских бюргеров и зажиточных крестьян. Для живописцев это были потенциальные заказчики, формировавшие моду на произведения искусства, сделавшие голландский натюрморт востребованным товаром на зарождающемся рынке. В северных землях Нидерландов реформаторские направления христианства, возникшие в борьбе против католичества, стали самой влиятельной идеологией. Это обстоятельство в числе других сделало голландский натюрморт основным жанром для целых художественных цехов, Духовные лидеры протестантизма, в частности кальвинистов, отрицали душеспасительное значение скульптуры и живописи на религиозные сюжеты, они изгнали из церкви даже музыку, что заставило живописцев искать новые сюжеты. В соседней Фландрии, оставшейся под влиянием католиков, изобразительное искусство развивалось по другим законам, но территориальное соседство обуславливало неизбежное взаимное влияние. Ученые – историки искусства – находят много того, что объединяет голландский и фламандский натюрморт, отмечая присущие им кардинальные отличия и уникальные особенности. Ранний цветочный натюрморт«Чистый» жанр натюрморта, появившийся в XVII веке, в Голландии принимает особые формы и символическое название «тихая жизнь» - stilleven. Во многом голландский натюрморт стал отражением бурной деятельности Ост-Индской компании, привозившей с Востока предметы роскоши, до того не виданные в Европе. Из Персии компания привезла первые тюльпаны, которые стали впоследствии символом Голландии, и именно цветы, изображенные на картинах, стали самым популярным украшением жилых домов, многочисленных контор, магазинов и банков. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Украшая дома и офисы, они подчеркивали благосостояние их хозяев, а для продавцов цветочных саженцев, луковиц тюльпанов они были тем, что теперь называется визуальным рекламным продуктом: постерами и буклетами. Поэтому голландский натюрморт с цветами – прежде всего ботанически точное изображение цветов и плодов, в то же время наполненное множеством символов и аллегорий. Таковы лучшие полотна целых мастерских, во главе которых были Амбросиус Босхарт Старший, Якоп де Гейн Младший, Ян Баптист ван Форненбург, Якоб Ваутерс Восмар и др. Накрытые столы и завтракиЖивопись в Голландии XVII века не могла избежать влияния новых общественных отношений, и развития экономики. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром, и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Кроме живописцев, среди которых появлялась жесткая специализация и разделение труда, там работали те, кто готовил под картины основу – доски или холст, грунтовал, изготавливал рамы и т. д. Жесткая конкуренция, как при любых рыночных отношениях, приводила к повышению качества натюрмортов до очень высокого уровня. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Цветочные композиции писались во многих голландских городах – Утрехте, Делфте, Гааге, но именно Харлем стал центром развития натюрмортов, изображавших сервированные столы, продукты и готовые блюда. Подобные полотна могут быть разнообразны по масштабу и характеру, - от сложных и многопредметных до лаконичных. Появились «завтраки» - натюрморты голландских художников, изображающие разные стадии трапезы. На них запечатлено присутствие человека в виде крошек, надкушенных булочек и т. д. Они рассказывали интересные истории, наполненные общими для картин того времени аллюзиями и морализаторскими символами. Особо значимыми считаются полотна Николаса Гиллиса, Флориса Герритс ван Схотена, Клары Петерс, Ханса Ван Эссена, Рулофа Кутса и др. Тональный натюрморт. Питер Клас и Виллем Клас ХедаДля современников были актуальны и понятны символы, которыми насыщен традиционный голландский натюрморт. Картины по содержанию были подобны многостраничным книгам и особенно ценились за это. Но существует понятие, в не меньшей степени впечатляющее и современных знатоков, и любителей живописи. Его называют "тональный натюрморт", и главное в нем – высочайшее техническое мастерство, удивительно изысканный колорит, потрясающее мастерство в передаче тонких нюансов освещения. Этим качествам всемерно соответствуют полотна двух ведущих мастеров, картины которых относят к лучшим образцам тонального натюрморта: Питера Класа и Виллема Клас Хеда. Они выбирали композиции из небольшого количества предметов, лишенных ярких красок и особой декоративности, что не мешало им создавать удивительные по красоте и выразительности вещи, ценность которых не уменьшается со временем. Суета суетТема бренности жизни, равенства перед смертью и короля, и нищего, была очень популярна в литературе и философии того переходного времени. А в живописи она нашла выражение в картинах, изображавших сюжеты, главным элементом которых был череп. Такой жанр получил название vanitas - с латинского «суета сует». Популярности натюрмортов, похожих на философские трактаты, способствовало развитие науки и образования, центром которых был знаменитый на всю Европу университет в Лейдене. Vanitas занимает серьезное место в творчестве многих голландских мастеров того времени: Якоба де Гейна Младшего, Дэвида Гейна, Хармена Стенвейка и др. Лучшие образцы «ванитас» - не простые страшилки, они вызывают не безотчетный ужас, а спокойное и мудрое созерцание, наполненное раздумьями о самых важных вопросах бытия. Картины-обманкиКартины – самое популярное украшение голландского интерьера со времен позднего средневековья, которое могло себе позволить растущее население городов. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки», или «тромплей», от французского trompe-l'oeil – обман зрения. Смысл был в том, что типичный голландский натюрморт - цветы и фрукты, битая птица и рыба, или предметы, связанные с наукой – книги, оптические приборы и т. д.- содержал полную иллюзию реальности. Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки. Картины ведущих мастеров натюрмортов в стиле «тромплей» - Герарда Доу, Сэмюэла ван Хогстратена и др. – часто изображают углубленную в стену нишу с полками, на которых находится масса самых разных вещей. Техническое мастерство художника в передаче текстур и поверхностей, света и тени было так велико, что рука сама тянулась за книгой или бокалом. Период расцвета и время закатаК середине XVII века основные разновидности натюрморта в картинах голландских мастеров достигают наивысшего расцвета. Становится популярным «роскошный» натюрморт, ведь благосостояние бюргеров растет и богатая посуда, драгоценные ткани и продуктовое изобилие не выглядит чужеродным в интерьере городского дома или богатой сельской усадьбы. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Для этого традиционный голландский натюрморт - с фруктами и цветами, охотничьими трофеями и разнообразной по материалам посудой – дополняется экзотическими насекомыми или мелкими животными и птицами. Кроме создания привычных аллегорических ассоциаций художник часто вводил их просто для положительных эмоций, для повышения коммерческой привлекательности сюжета. Мастера «роскошного натюрморта» - Ян ван Хёйсум, Ян Давидс де Хем, Франсуа Рейкхалс, Виллем Калф – стали предвестниками наступающего времени, когда важным становилась повышенная декоративность, создание внушительного впечатления. Конец золотого векаМенялись приоритеты и мода, постепенно уходило в прошлое влияние религиозных догм на выбор сюжетов для живописцев, уходило в прошлое само понятие золотого века, который знала голландская живопись. Натюрморты вошли в историю этой эпохи как одна из важнейших и впечатляющих страниц. www.syl.ru Голландский натюрмортГолландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным.Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей. data-ad-client="ca-pub-0912490692426417"data-ad-slot="9364934307"data-ad-format="auto"> Голландский натюрморт имел несколько направлений, например большой популярностью пользовались изображения дичи и битой птицы это относилось к категории «Охотничьи трофеи», сейчас мне кажется эти натюрморты на «любителя» не сильно приятно смотреть на туши животных, но в 17 веке к этому проще относились. Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи» Еще одно направление голландского натюрморта это «Завтрак» и «Десерты», изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов. БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это «Цветы и Фрукты», которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек. БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Натюрморт с фруктами» Голландский натюрморт имел символичное значение, это было не просто изображение продуктов, цветов и т.п.основная мысль которая была свойственна голландскому натюрморту того времени-быстротечность всего земного и неизбежность смерти. При помощи символичных предметов таких как:часы, увядающие розы, свеча художники говорили о том, что ничто не вечно в этом мире.Кроме того, некоторые предметы указывали на привычки осуждаемые моралью, такие как курительная трубка, либо на интригу при помощи письма, музыкальных инструментов и т.п.К сожалению, в современной живописи символика утрачена и даже специалисты в живописи не могут объяснить значение всех символов голландской живописи 17 века.А в те далекие времена голландцы вечерами собирались в доме владельца натюрморта рассматривали его и обсуждали что значит тот или иной символ: увядший лавровый венок -быстротечность славы, монеты-тщеславие и т .п. Ян Давидс де ХемЯн Давидс де Хем Обратите внимание, что на картинах голландских художников 17 века цветы кажутся нарисованными с натуры, но не всегда это было так, ведь композиции состоят из растений цветущих и плодоносящих в разное время.Художники в период цветения растения тщательно писали его при разном освещении, в разных ракурсах и т.п., это было заготовкой, которую потом использовали многократно в своих натюрмортах художники.Для того, что бы обогатить свои натюрморты голландские художники ездили в делать рисунки цветов в сады известных любителей цветов в Амстердам, Брюссель, Лейден и т.п. Цветочные натюрморты в Голландии пользовались популярностью среди вельмож и знати, почти в каждом цветочном натюрморте 17века в Голландии присутствовали тюльпаны, в то время страна переживала тюльпанный бум. За луковицу редкого тюльпана могли заложить дом, выращивание тюльпанов считалось привилегией аристократов.Известен случай когда мельник обменял на одну луковицу тюльпана свою мельницу, луковица тюльпана считалась хорошим приданным.Тюльпаны в то время были одноцветные, реже двух цветные.Теперь вы можете понять почему тюльпаны часто встречались в натюрмортах голландских художников. Ян Давидс де ХемЯн Давидс де Хем Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью.Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета. Одни из самых красивых голландских натюрмортов Яна Давидса де Хема.
Очень интересная лекция Михаила Денисова в Галерее Дейнеки Читайте еще: Романтика и страсть в картинах Пино Дэени Шикарные цветы Игоря Левашова Вкусные натюрморты Картины слепого художника! Стив Хенкс-самый узнаваемый художник современности Если вам понравилась статья, поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях, так вы сможете сказать «спасибо» автору за труд!♥ На главную страницу Мир счастливой женщины priroda-life.com про натюрморты просили? - _ksaТо, что "местом силы" натюрморта в 17 веке стали именно Нидерланды не странно совершенно - они сделали для этого всё ещё в те времена, когда ни о каком натюрморте, как самостоятельном жанре, и речь не шла. Посмотрите на потрясающую вещность любой бытовой детали в религиозной живописи и оцените, насколько часто ваза с цветами, фрукты, ткань оказываются убедительнее и живее, чем люди: Герард Давид "Мадонна с Младенцем" - обратите внимание - в одной картине скрыто три натюрморта. В принципе, многие из художников были готовы к сооружению уютной ниши нового жанра уже в 15 веке. Век 16, с его религиозными войнами, выдернул из-под живописцев отделившихся провинций самую богатую тему - религиозную, предложив взамен глубже копать любую из её естественных составляющих - портрет, натюрморт, интерьер, быт. Но и в провинциях католических рамки канона (и без того в Нидерландах не шибко жёсткие) разваливались на глазах.И вот нам век 17-тый - европейцы испорчены Ренессансом, с его относительной вольницей, философами, с их интересом к человеку и миру вокруг него, раны войны зализаны и каждый хочет немножечко обогатиться - и мир и богатства его нуждаются в зримом воплощении. Добавьте к этому никуда не ушедший пока язык символов, позволяющий зашифровать в наборе предметов пословицу, философское высказывание, пожелание благополучия - и вы поймёте, почему именно натюрморт становится самым популярным жанром.Кстати, сам термин "натюрморт" возник только в конце 17 века, а до этого изображения неких композиций из предметов и (по возможности) без людей условно делились на: Цветочные - «blompot» (горшок с цветами). Аллегории - их нередко называли «vanitas» - "суета сует" - за смысловой посыл "всё проходит". Ответвление "аллегорий" - натюрморты-обманки, создающие максимальную иллюзию объёма. В противовес «vanitas» всем знакомые "завтраки" пели славу жизни. Композиции кухонные - нечто переходное между "завтраками" и "Лавками". И совершенное торжество изобилия - мясные, рыбные и зеленные "лавки". Делить всё это ещё и на строго голландские и строго фламандские я не буду, потому что и те, и другие в какой-то мере отдали должное почти всем жанрам. Но стоит ещё заметить, что натюрморты "суеты и тщетности" особо удавались мастерам из университетского Лейдена, рыба - портовой Гааге, "завтраки" - практичному Харлему, а букеты - Утрехту, славившимуся цветоводством. Итак, номер первый - "Цветочные горшки":Едва ли не самые известные мастера "цветочного" фламандского натюрморта - семья Босхартов - Амброзиус Старший и три его сына - Амброзиус Младший, Абрахам, Иоганнес, ну и за компанию зять - Бальтазар ван дер Аст. Амброзиус Босхарт Старший "Букет в арочном окне" Амброзиус Босхарт Старший "Букет в стеклянной вазе" При всём совершенстве письма, композиционно букеты Босхартов наивны, как детские картинки "нарисую маме тюльпанчиков" - вот стол, обычно гладкий, едва обозначенный, вот фон - чаще тёмный, изредка фоном становится оконный проём, тогда зритель получает в компанию к букету небо и кусочек пейзажа. Главным героем, заполняющим практически всё полотно неизменно остаётся букет - преувеличенно пышный и яркий, составленный без правил "совместного выживания" цветов, но с обязательным присутствием языка цветочных символов. Каждый цветок пишется объёмно, выпукло и узнаваемо, но одновременно условно - их стебли слишком тонки для тяжёлых голов. Любая роза - не столько живой цветок, сколько символ идеальной розы. Не сразу замечаешь, что портретируемые часто довольно явно умирают - и не только потому, что многие цветы эффектнее выглядят в увядании (хотя сравните пластмассовую гладкость свежих тюльпанов и великолепную изогнутость дохнущих), но и потому, что гибель красоты, краткосрочность цветения, зыбкость земного существования оставались излюбленой темой и вне религиозных сюжетов. Кстати, если на цветочках уютно устроились мухи или по столу ползёт какая-то гусеница - это говорит не о антисанитарии в мастерской художника, а опять таки ненавязчиво намекает на тлен и бренность. Да, если вы вдруг думаете, что цветочки свои художники изобретали строго "из головы" вот вам "набросочек" тюльпана от зятя Босхарта - Бальтазара ван дер Аста: Со временем цветочный натюрморт усложняется (очень не быстро, кстати), больше внимания получает окружение, иногда мастер позволяет себе смешать разные темы, "втащив" к цветам "суету" иными способами, кроме как напустив на цветы гусениц, или украсив букетом типичный "завтрак": Якоб ван Эс - "Натюрморт с цветами и лимоном" - улиточка ползёт по столу тоже не просто так - на языке символов живая улитка могла означать и лень и плотский грех, а если к этому добавить лимон, символизировавший кислоту и горечь, скрытую в красоте, да совместить всё это с розовым букетом - шифровка получается незамысловатая, даже рассеянный профессор Плейшнер разгадает. "Натюрморт с драгоценностями и венком" - писал прославившийся цветочными натюрмортами Ян Брейгель Бархатный (сын Питера Брейгеля Старшего). "Цветы и фрукты" - Корнелис де Хем - его отец, Ян де Хем, предположительно учился у Бальтазара ван дер Аста. "Натюрморт с вишнями и устрицами" - Корнелис де Хем Между натюрмортами Босхартов и де Хема - почти шестьдесят лет. Можем прогуляться и в начало 18 века - вот цветы и фрукты от Яна ван Хейсума: Как видите, никаких особенных изменений "цветочные горшки" не притерпели. Привычные нам "фруктовые" натюрморты в 17 веке ещё достаточно редки, не цветов, так хоть листиков к фруктам добавим. Естественно. живописно прогрызенных: "Натюрморт со сливами", Якоб ван Эс Ну да бог с ними, с цветами, перейдём к материи серьёзной - символическим натюрмортам "ванитас". Особо известен натюрмортами суеты был университетский Лейден - скорее всего потому, чтто именно там концентрировались заказчики на подобную "интеллектуальную" продукцию.Вот так выглядел типичный "натюрморт суеты" в 16 веке: Бартхель Брейн - так и хочется высунуться из часов скрипучей кукушечкой и проквакать "Ме-мен-то мо-ри". Напрягаться с толкованием символов особенно не приходится: погасшая свеча - окончившаяся жизнь, муха - разложение, бумажка с пессимистическим изречением - для особо грамотных, ну и череп - сами понимаете, почему, да и предмет фактурно богатый и в живописи интересный. особенно если челюсть вот этак сбоку кокетливо пристроить. Потихонечку мрачные натюрморты обрастают деталями: Питер Клас - типичный натюрморт, намекающий на бренность жизни: Что мы тут имеем помимо уже понятной символики?Опрокинутый бокал - как символы суетных удовольствий, которые конечны.Часы - быстротечность времени.Ключ - дом, владение, имущество(тоже с собой не заберёшь).Книга, писчее перо - ну, это просто - наука.А если, скажем, не книга, а письмо - то может подразумеваться общение, связи семейные или дружеские. Ракушки всякие пустые тоже символизировали смерть, улитки - леность, моллюски - похоть. А ещё (про это не надо забывать) - они все очень живописны.Доспехи означали власть и силу, которая проходит (а ещё они очень живописны. особенно с чеканкой и шлемы с перьями).Монеты и драгоценности - тщеславие женское, непрочность материальных ценностей (а ещё они очень живописны).Бутылка, кубки - грех пьянства. Череп, притом, может из картинки и выпасть - способов намекнуть на "мы все умрём" и без того довольно. Вот вам, кстати, образчик "ванитас" без черепа, но с цветами, кубками и монетами -работы Петерса, причём достаточно ранний - 1612 года: Или вот такая фруктовая "напоминалка" от Бальтазара ван дер Аста: - намекаю - яблоко, если кто забыл, символ грехопадение (а тут ещё и червивое). Это если кому намёка ракушками мало. Разбитые и опрокинутые бокалы, битая посуда, мыльные пузыри означали краткость и непрочность жизни (а ещё они, опять таки, очень живописны), трубки, табакерки - проходящие мирские удовольствия.Часы механические и песочные - неумолимый бег времени (а ещё, ну, вы меня поняли). Вот вам маленький натюрморт про краткость времени от Геррита Доу (больше известного портретами). Заметьте - черепа тоже нет, а пессимизма навалом: Тонкий намёк зрителю: ты тут книжки почитываешь, письма пописываешь, гравюры коллекционируешь - а оно утека-ает... А вот - в противовес - "богатый ванитас" работы Адриана ван Утрехта: Тут и подвядающие цветы, и украшения, и деньги, и книга, и трубка, и аж сразу двое часов, и обрывок сгоревшего письма, и пустой бокал - высокий и узкий (привет, дедушка Фрейд) в комплекте с стеклянной широкой и пустой же вазой, чаша серебряная, раковина наутилуса... Расшифруете на досуге.Причём, и это не предел того, что тогдашний художник мог накидать в аллегорический натюрморт.Вот ещё один, как пример явного перебора: Питер Бойл (вторая половина 17 века)То есть всё буквально пропадёт - богатство, власть светская и духовная, науки, искусство (видите - там и кисти, и музыкальные инструменты), мебель поломается, архитектура - в руины, "тлен и суета, друзья мои, тлен и суета, что мы все тут делаем?"По мне так от переизбытка компонентов вместо аллегории бренности получился интерьер ломбарда, имеющего очень высокопоставленную клиентуру. Причём, после землятрясения.В студенческие времена у нас такое получалось, если педагог позволял охломонам с первого-второго курса самим поставить натюрморт. Заходишь в натюрмортный фонд, а там столько богатства, что клювом щёлкнуть не успеешь, как вместо чугунка с разделочной доской и парой луковиц из папье-маше уже настелил пять драпировок, антикварный столик, треснутое зеркало, утюг, самовар и полуголого юношу в ржавых кандалах времён юродивого Василия Блаженного. Ну и чтобы приглушить впечатление от этого помпезного бардака - вышеобещанное ответвление аллегорического натюрморта - натюрморт-иллюзия (работы ученика Рембрандта Самюэла ван Хогстратена): Ну или вот Корнелиус Гийсбрехтс: Думаю, некоторое представление о натюрморте "ванитас" я дала, от печальных мыслей лично мне всегда хочется есть, поэтому перейдём к знаменитым голландским "завтракам". Таким, к примеру: Работа одного из родоночальников этого жанра - Виллема Клааса Хеда - "Завтрак с устрицами". Сами понимаете, здесь без символов тоже не обошлось - тут вам и ракушки пустые, бренности ради, и лень, и утехи плотские, и грех винопития, но - прежде всего здесь великолепная передача стекла и металла, мерцание перламутра, фактуры полотна гладкого и смятого, ноздреватости разломанного хлебв.В отличии от букетов, которые явно домысливались, завтраки - предмет совершенно реальный, нуждающийся в материальной натуре - недаром у мастеров из картины в картину кочует особенно эффектный бокал или блюдо.Вот с этим кубком мы буквально только что встречались, узнаёте? Считается, что завтраки "самозародились" в модных тогда портретах стрелковых рот. Вот типа этого, хальсовского: Уберите всё это пьяное офицерьё, небрежно, но красиво сдвиньте композицию на край стола, добавьте доминанту в виде высокого кубка (а можно и без неё) - и получите типичный знаменитый голландский натюрморт с завтраком, суть которого в том, что он должен давать эффект присутствия хозяина и потребителя всей этой еды. Вот буквально только что герой выдавил лимон в пару устриц и бросил пустые ракушки на стол, вот прямо сейчас разломил энергичной рукой булочку и намазал половину вареньем из инжира, вот только что промокнул губы и бросил смятую салфетку, или даже вот три минуты назад выпил последний бокал и рухнул под стол, сражённый Бахусом, бокал при том разбив и скатерть почти стащив. Кроме натюрмортов "столовых", были в моде натюрморты кухонные, в духе, скажем, этого эрмитажного Гейсбрехтса: Кухонные натюрморты не требовали такого фантастически гладкого, шёлкового письма, как завтраки, да и композиционно были не столь вычурны - скатертей крахмальных можно было не стелить, стекла и серебра не демонстрировать, из утвари довольно доски, ножа, да какого-нибудь блюда с кувшином. Зато можно писать зелень и овощи, плотные рыбьи тела, пестроту неощипанной дичи... От натюрморта кухонного совсем немного до рыночного - изобильных мясных и рыбных "лавок". "Лавки", кстати, практически не создавались в Голландии. Я думаю, не оттого, что бюргеры-протестанты так тяготели к пище уже готовой. Скорее здесь дело в масштабах. Лавка - полотно, которое обязано быть большим, попытка уместить прилавок, заваленный рыбой, на полотне меньше метра по длинной стороне с точки зрения техники может быть вполне успешна, а вот с точки зрения впечатления...Одним словом, подобной живописи в буржуазной Голландии было просто практически негде висеть. В Бельгии же осталось вполне достаточно дворцов, способных уместить на стене солидный кусок искусства.Писать "лавки" начали, кстати, ещё в 16 веке - вот, к примеру, "Торговка овощами" Питера Артсена - середина 16 века: И после Артсена писал продуктовое изобилие много кто, но (если вы не занимаетесь этим временем всерьёз) помнят только Снайдерса.И есть за что.Снайдерс прошёл великолепную щколу - его учителями были Питер Брейгель Младший, Хенрик ван Бален, и отчасти (влияние этого учителя заметно более всего) - Питер Пауль Рубенс. С Рубенсом Снайдерс сротрудничал, став уже вполне взрослым дядей, но учиться никогда не поздно. Считается, что Снайдерс писал порой цветы, плоды и животных в композициях Рубенса. И наоборот - что кисти Рубенса принадлежат некоторые люди в композициях Снайдерса.Вполне может быть, кстати, особенно некоторые барышни имеют характерный для Рубенса типаж.Но даже если какие-то фигуры в его полотнах писал Питер Пауль, Снайдерс всё равно велик. Потому что с равной лёгкостью и убедительностью писал металл, стекло, ткань - то есть, натуру "вовсе мёртвую". и фрукты, цветы. дичь ("мёртвое-живое"), и совсем живое - собак, кошек, птиц, людей, в конце-концов (хоть и не особенно они ему интересны). Вобщем, сами смотрите - "Рыбная лавка" - вот. кстати, здесь довольно рубенсовская дама: "Торговец рыбой": "Натюрморт с крабами и фруктами" (и котиком): "Повар у стола с дичью" (у нас, в Эрмитаже) "Фруктовая лавка" (тоже Эрмитаж): Как и большинство натюрмортов того времени, картины Снейдерса полны аллегорическим смыслом, но его я копать сейчас просто не буду, потому что со смыслом или без - он невероятно хорош и (сколько бы ракушечек и прочей символики бренности не понапихал в свои натюрморты) - исключительно радостен. PS Может быть потом дополню, но выкладываю сейчас, иначе опять отложу на неделю. users.livejournal.com Про голландский натюрмортНа примере картины "Завтрак с ветчиной" Питера Класа, поговорим о голландсом натюрморте. На нем изображен стол, покрытый белой скатертью. В центре натюрморта расположено блюдо с розовой ветчиной. У ветчины свежесрезанный край. Нож с красивой резной ручкой лежит рядом на том же блюде. Справа от блюда можно увидеть оливковую ветку, на которой лежат плоды персиков. На поверхности плодов можно увидеть черные точки. Это следы червей. Слева от блюда бокал с вином. Световые блики на стенках стеклянного бокала оживляют изображение. Рядом с бокалом медный кувшин с открытой крышкой. Виноградная ветка, изображенная рядом с бокалом и кувшином, как бы обхватывает оба сосуда. На краю стола художник изобразил металлическую тарелку с хлебом, золотистая корочка которого притягивает взгляд. На белой скатерти рассыпаны грецкие орехи, некоторые из которых уже расколоты. Кажущийся беспорядок наводит на ощущение недавнего присутствия человека. С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета. Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. Каждый из предметов расположен так, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Художник в совершенстве передает фактуру каждого предмета: бархатистость персиков, матово-влажную поверхность винограда, прозрачность стекла, сочность ветчины. Округлые контуры блюд, бокала и сосуда пересекаются, и их плавный ритм передает гармонию и целостность. При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия. Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть. Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Это самое яркое пятно на картине. Художник реалистично изображает этот предмет. Скатерть не закрывает весь стол полностью. Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас. Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. Питер Клас (см.репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году. Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века. Учился у Флориса ван Дейка. С 1617 года работал в Харлеме. Преимущественно обращался к излюбленному в Голландии типу натюрморта "завтрак".Данному сюжету не свойственна роскошь и великолепие, нет в них обилия снеди, и тем не менее этот тип натюрморта оказался в Голландии XVII столетия необыкновенно популярным. Обычные детали таких композиций — окорок, молочник со сливками, булочка на блестящем металлическом блюде, полуочищенный лимон с закручивающейся кожурой. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца. С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины. Таково полотно "Трубки и жаровня". Его композиция очень проста и лаконична. Автор показывает зрителю всего лишь несколько предметов, но делает он это просто виртуозно. Около 1640 года в творчестве Класа начинается новый период, продолжавшийся до самой смерти художника. В это время он испытывает влияние декоративной и монументальной живописи Яна Давидса де Хема. Утонченностью и интимностью своих композиций Клас, как и Хеда создал новую концепцию натюрморта. Натюрморт "Завтрак с ветчиной" было написано в 1647 году, когда Питер Клас работал в Харлеме. Натюрморт XVII века, который лишен сюжетных "подсказок", превратился в одно из самых загадочных явлений в искусстве. Эмблема - своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см.статью). Эмблема - некий образец, располагающий к созданию всевозможных вариантов, расцвечивающих первообраз новыми оттенками смысла. В свою очередь это обеспечивало и свободное, творческое восприятие образца, переосмысление и переработку его на разных смысловых уровнях, с разной кодовой установкой, и широкое заимствование образцов как основы для создания вариантов. Задачей художника становилось умение найти схему, в которой органично сочетались бы искусно составленная композиция и смысловое содержание. "Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры. Какой-либо предмет или явление могли переосмысливаться в разных аспектах, с различной кодовой установкой. В картине "Завтрак с ветчиной" художник первым из мастеров натюрморта использовал свет, воздушную среду и единый тон в колорите в качестве средств, которыми может быть выражено единство предметного мира и окружающей среды. Первые натюрморты просты - хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Но все предметы в них символичны: рыба - символ Иисуса Христа; мясо - бренная плоть; нож - символ жертвы; лимон - символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе - душа, скованная грехом; вино - символ Крови; хлеб - символ Плоти Христовой. О бренности земного существования напоминают разбитая посуда и мертвая дичь, часто включаемые в композицию полотен. Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши. Голландский натюрморт – это некий порядок, начавший разваливаться, это нечто, переживающее испытание временем… За каждой вещью в натюрморте – призрак тяжести и устойчивости, хотя все они должны упасть; и только поверхность стола еще препятствует этому бесконечному падению. Пустота отвечает не только за разделение вещей и индивидуализацию, но и за их стремление к падению. Конечно, можно и поверхность стола рассматривать как вспученную, распертую изнутри силами, которые подбрасывают вещи как при взрыве, перевертывают не разрушая, дают лечь друг на друга как придется. Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное. Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения. Вероятно, визуальная форма появляется, когда мы получаем исчерпывающую информацию с поверхности вещи. Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно. Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Постепенно от натюрморта, попросту фиксирующего вещи, выставленные перед зрителем, художники перешли к более тонкому пониманию предметов. Харлемские живописцы Питер Клас и Виллем Клас Хеда создавали скромные “завтраки” с простым набором незамысловатых предметов. Это свежие золотистые булочки, оловянные тарелки и блюда, стеклянные кувшины и бокалы, написанные в приглушенной цветовой гамме. Вещь сама по себе никогда не является носителем смысла, но становится таковым в рамках некой системы, композиции, а знание кода позволяет произвести расшифровку. В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы. В наследие от средневековой культуры натюрморту XVII века досталась традиция изображать не просто вещь, а вещь-символ. Система символов, сложившаяся в средневековье, позволяет прочесть так называемый скрытый смысл, заключенный в отдельных предметах, но не дает проникнуть в смысл натюрморта как целостного явления. Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Поэтому правила, по которым создавался эмблематический натюрморт, могут быть открыты с помощью законов эмблематики. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении всего XVII века, являлись хорошим пособием в расшифровке картин. Те, кто был знаком с подобной литературой, не испытывали больших проблем в толковании картин. Интерпретация отдельных произведений искусства базировалась на целостной системе, которая включала несколько уровней анализа. Первый уровень — это формальный анализ произведения как сферы чувственных знаков самих по себе; он снимает предстоящий зрителю "смысл феноменов". Здесь фиксируется связь между формами и цветами в их отношении между собой и к предметам реального мира. Второй уровень анализа связан с выявлением вторичного смысла произведения или "областью значения смысла". На данном уровне осуществляется сопоставление сюжета с нашим познанием в области религии, мифологии, философии. Эта иконографическая область — область сюжетов и аллегорий. Третий уровень анализа связан с обнаружением внутреннего смысла произведения. Здесь дается интерпретация форм, символов, мотивов как фокусированного выражения эпохи. Следуя системе интерпретации произведений искусства, которая включает три уровня анализа, все предметы натюрморта Питера Класа можно рассматривать на первом уровне как часть трапезы в увеселительном заведении. Персики могли изображаться на столе в борделе. Подобной трапезе соответствует изображение вина в высоком стеклянном бокале, а также разбитого грецкого ореха и крошек хлеба - они входили в ряд символов бренности. Однако второй уровень анализа связан с выявлением вторичного смысла произведения. В христианской символике персики означают плод грехопадения, в руке Христа преобразующийся в плод спасения, хлеб и вино напоминают о евхаристии, грецкие орехи - о распятии. Луч света, преломленный в бокале с вином, напоминает о таинстве причастия. Мясо – это бренная плоть, чувственная радость. Нож - символ жертвы. Несколько орехов в скорлупе - душа, скованная грехом. Вино - символ Крови. Хлеб - символ Плоти Христовой. Оливковая ветвь – символ мира. Виноград – искупительная жертва Христа. Свет – символ духовного прозрения. Общее впечатление от картины противоречиво. Грехопадение или Спасение? И наконец, третий уровень анализа связан с обнаружением внутреннего смысла произведения. Необходимо установить связь между произведением искусства и историческим процессом. К концу долгой и кровопролитной войны с Испанией в северных провинциях прочно утвердился кальвинизм. Кальвинисты практикуют крещение и причащение. Они считают, что вино и хлеб, употребляемые во время причастия, лишь символизируют, а не превращаются в плоть и кровь Христа. Богослужение в кальвинистских церквах существенно упрощается. Кальвинисты отвергают любые изображения в церквах, помещения которых отличаются крайней непритязательностью. В храмах нет алтаря, а крест не считается обязательным церковным символом. Скульптура и музыка тоже в храме была под запретом. 17 век можно назвать переломным в человеческих судьбах, да и в истории в целом. Такие моменты довольно плодотворны для художников. Это время открытий творческих и философских. В произведениях художников отражаются религиозные отношения. Таким образом, голландский натюрморт проникает в жилища людей не только как предмет украшения, но становится предметом культа, предметом духовного ориентира. Содержание натюрморта, несомненно, носит назидательный и дидактический характер. Поскольку в центре композиции блюдо с ветчиной, изображенной натуралистично, нет сомненья в том, что автор акцентирует внимание на чувственной радости и грехопадении. Но, поскольку работа наполнена светом (символ духовного прозрения), есть надежда на Спасение. ‹‹ к списку статей holsta.net Голландский натюрморт Художник Питер Клас ( Pieter Claeszhttp://www.artcyclopedia.com/artists/claesz_pieter.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/nikole-kkk/post104387435/ remidios-fine.livejournal.com |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|