«Правила сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Способы складывания салфеток». Сервировка стола к завтраку правила поведения за столом
Сервировка стола. Культура поведения за столом
Цели:
1. Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.
2. Обобщить материал по культуре поведения за столом.
3. Воспитывать общую культуру.
4. Развивать интерес к культуре приема пищи.
Наглядные пособия: Картины, предметы сервировки стола.
Метод обучения: Рассказ, беседа, практическая работа.
Тип занятия: Занятие игра-игра.
Практическая работа: «Сервировка стола к чаю».
Ход занятия.
Воспитатель: (беседа)
На занятиях мы с вами касались вопросов поведения, т.е. этикета за столом.
Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический этикет и столовый этикет.
Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы.
Каждое правило имеет свой смысл.
Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.
Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед.
Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.
Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания:
«Убери локти со стола»!
«Возьми правильно нож»!
«Доешь все, что на тарелке»!
Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются.
Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.
Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте вместе со мной сказку и отметьте себе, что дети делали неправильно.
...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»
- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками.
Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.
- Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.
И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...
- Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша.
Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.
- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.
Плохой конец у сказки! А вы, ребята, подумали: что эти дети делали неправильно? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.
1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несьедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?
Ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
2. Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был мальчик, который пришел в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень неловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядами других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось нeпoпpaвимoe. Нечаянно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.
Ответ: Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорят: «Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие».
3. Прозвенел звонок и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко говорит Слава. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
Ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.
4. Можно ли разговаривать за столом?
Ответ: Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, И лишь после этого принимайся за следующий кусок.
5. Маша чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.
Ответ: Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом! (Ответы детей комментирую, направляю, добавляю.)
Воспитатель: Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вредный совет. Такие советы дал, Григорий Остер в своем произведении, которые мы сейчас и послушаем. (Стих дается заранее детям)
1 ребенок: Коли друг на день рождения Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома, Пригодиться самому. Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай: Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет.
| 3 ребенок: Если руки за обедом Вы испачкали салатом И стесняетесь о скатерть Пальцы вытереть свои, Опустите незаметно Их под стол, и там спокойно Вытирайте ваши руки Об соседские штаны.
|
2 ребенок: Выбирай куски поменьше, Чтоб быстрее проглотить. Не хватай салат руками, Ложкой больше зачерпнешь. Коли вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье Трудно будет вынимать. | 4 ребенок: Если вас зовут обедать, Гордо прячьтесь под диван Если все-таки достанут И за стол посадят вас, Опрокидывайте чашку, Выливайте на пол суп, Зажимайте рот руками, Падайте со стула вниз. А котлеты вверх бросайте- Пусть прилипнут к потолку. |
«КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ»
(правила)
1.Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.
3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.
4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.
5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.
6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.
7. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки.
8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.
9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.
10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.
11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.
12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.
13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.
15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.
16. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.
17. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.
18. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Теперь можно приступить к сервировке стола.
Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
- Что же такое сервировка стола?
Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью, обеспечить садящим за столом наибольшее удобство.
Воспитатель: Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку?
(используются вопросы-загадки)
ЗАГАДКИ:
1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)
Историческая справка (слово предоставляется юному архивариусу).
2. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)
3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)
4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)
5. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)
Воспитатель: Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.
1. Стол рекомендуется застелить цветной скатертью.
2. Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.
3. На скатерть кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. Салфетка обязательный предмет.
· Она предназначена для индивидуального пользования, ее в развернутом виде кладут на колени, чтобы предохранить одежду от случайного попадания пищи.
· Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфетку к губам до и после питья, после каждого блюда, однако лучше для этой цели использовать бумажные салфетки, которые ставят на стол в специальной подставке.
· По окончании еды салфеткой слегка касаются губ и кладут справа от тарелки.
4. На салфетку ставят закусочную тарелку.
· Справа и слева от закусочной тарелки размещают закусочные приборы.
· Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх, нож - справа лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой.
· Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка ее должна быть повернута к правому плечу сидящего.
5. Сваренное яйцо подают в специальной посуде и ставят справа от закусочной тарелки или на нее.
6. Общее блюдо с гастрономическими продуктами - в центре стола вместе с прибором для раскладывания, каждый берет, что хочет из общего блюда и кладет себе на тарелку.
7. На стол необходимо поставить масленку и положить нож, которым каждый отрезает кусочек масла, кладет себе на тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом, лежащим справа от тарелки.
8. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину вместе с ложечками для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара: каждый добавляет его по вкусу.
Воспитатель:
Приступают к еде тогда, когда начинают есть хозяйка или хозяин.
1. Обычно кушанье из общего блюда берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но некоторые продукты берут руками. Это хлеб, печенье, фрукты и цитрусовые - их не нужно делить ножом, они не пачкают рук, и вы касаетесь только одного куска, который затем кладете себе на тарелку.
2. Если необходимо взять хлеб, вилку и нож кладут на тарелку крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож острием влево.
3. Если на столе находится праздничный прибор из пяти или шести предметов, сначала используют прибор, находящийся дальше от тарелки, затем - следующий за ним и так далее.
4. По окончании еды тарелку не отодвигают от себя, на нее кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.
5. Во время еды пользуются вилкой и ножом, нож держат в правой руке, а вилку - в левой. Если едят только вилкой, то ее берут в правую руку.
6. Не берут нож, вилку, ложку близко к основанию, нельзя есть ложкой, то, что положено есть вилкой.
7. Брать на вилку надо столько, чтобы с нее не падало. Если едят вилкой и ножом, то ножом подправляют пищу, которую берут вилкой.
Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома, за семейным столом.
Практическая работа. (Закрепление под руководством воспитателя)
1. Дети выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к завтраку.
2. Контролировать работу детей, помогать им.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
" Сервировка стола к завтраку"
Открытый воспитательский час на тему:
«Сервировка стола к завтраку и поведение за столом»
Цель: познакомить учащихся с правилами сервировки стола и закрепить знания о поведении за столом.
Задачи:
Дать понятие о сервировке стола, научить сворачивать салфетки и сервировать стол, повторить правила поведения за столом.
Развивать мелкую моторику, эстетический вкус, умение правильно сервировать стол.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, культуру при сервировке стола.
Оборудование: стол, стулья, посуда, салфетки, таблица «Сервировка стола», цветы, технологическая карта «Оформление салфетки».
Методы: Объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация), практическая работа.
Ход занятия
Психолого-педагогический настрой. Игра «Приветствие»
Инструкция:
Рукопожатие “Импульс”
“Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас каждому из вас передам свое рукопожатие, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне”. Ускоряя темп. Повторяем 3 раза. Молодцы!
По имени. А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Соседа справа мы назовем по имени и, скажем “Здравствуй, Ляззат” с улыбкой, по кругу. Это слово «Здравствуйте» очень тесно связано со словом «Здоровье».
- Почему мы именно слово «Здравствуйте!» говорим при встрече? Что мы хотим пожелать? - Мы хотим желать человеку быть здоровым, сильным, крепким.
А теперь следующим способом “Привет”.
Ребята, а еще какие способы приветствия вы знаете? Дети называют и вместе с воспитателем выполняют приветствие (например, обнять при встрече, кивок, жест).
II. Основная часть.
1. Вступительная беседа:
- Ребята, скажите мне, а как мы встречаем гостей? В доме должно быть чисто и красиво.
- Хозяева встречают гостей в нарядной и опрятной одежде.
- У двери гостей встречает хозяин праздника.
-Что мы делаем, когда приходят гости? – Приглашаем за стол.
- А как сделать чаепитие приятным за столом? –
- Мы должны правильно накрыть стол. Иначе это называется «Сервировка стола».
- Кто-нибудь слышал об этом? –
сервировка- расстановка на стол посуды и приборов для еды
2. Сервировка стола
Существуют правила сервировки стола. И прежде чем мы начнем изучать, нужно вымыть руки. Зачем?
Дети: Чтобы микробы не попали на стол, на приборы на пищу.
Что нам для этого нужно знать?
У стола ставим стулья по количеству человек.
Стол застилаем скатертью (25см от края стола).
Начинаем сервировать стол.
Тарелки ставим недалеко от края стола для каждого.
Вилки располагаем слева, а нож справа.
Чайную ложку впереди тарелки.
Стакан для чая ставим справа, рядом с чайной ложкой.
Большую матерчатую салфетку кладем слева от тарелки. (Работа по оформлению салфеток).
Салфетки бумажные для рук ставим в центре стола. (Работа по оформлению салфеток). Физминутка « У жирафа пятна, пятнышки везде»
3 способа сворачивания салфетки:
1) Пирамида
Левый угол совмещаем с правым, складывая салфетку пополам.
Верхний угол совмещаем с нижним правым углом, складывая ещё раз.
2) Веер
1.Складываем салфетку « гармошкой»
2.Ставим в бокал и расправляем веер.
3) Свеча.
Салфетку складываем по диагонали
Основание отгибаем вверх примерно на 2-3 см. и переворачиваем назад.
Начинаем скатывать салфетку в трубочку.
Оставшийся край закладываем в нижний отогнутый край салфетки
И, наконец, для красоты сервировки используем цветы (желательно живые). Цветы не должны быть высокими, чтобы не закрывали сидящего напротив.
Динамическая пауза. Ребята, давайте все ещё встанем вкруг, у меня в руках шарик, этот шарик поможет сказать друг другу добрые слова и пожелания. (Передаю шарик по кругу, дети высказывают слова пожелания. (Доброе утро, добрый день, удачи, везения, благодарю)
Ребята, все вежливые слова хороши, когда человек искренне, от души желает человеку добра, здоровья.Можно ли произносить эти слов сердито, нахмурившись? Нет конечно же. Но чтобы они оставались волшебными, запомните правило: Слова не должны расходиться с делом.
3. Практическая работа: дети поочередно сервируют стол к завтраку.
Правила положения столовых приборов (метод беседы за столом):
Вилку надо ставить зубчиками вверх.
Нож – лезвием к тарелке.
Ложка – выпуклой стороной вниз.
Правила поведения за столом:
За столом сидят прямо, немного наклоняясь вперед во время еды.
Большую салфетку кладем на колени. Для чего?- …… Можно ли вытереть нос этой салфеткой? – Нет.
Не ставь локти на стол.
Не разговаривай с полным ртом.
Не дуй на еду.
Не чавкай.
Не облизывай пальцы.
То, что можно есть без ножа, едят вилкой, находящейся в правой руке.
Печенье, конфеты берут с тарелки или вазочки рукой.
Нож держат правой рукой, а вилку левой.
- «Когда я ем, я глух и нем». Что это значит? - отвечают.
Правильно, человек кушая и разговаривая во время еды, может подавиться. – Можно ли раскачиваться на стуле во время ужина? – Нет.
Если раскачиваться на стуле, размахивая вилкой и ножом, к чему это может привести?
Итог.
В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?
Д: Накрывали.
В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть.
Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).
В.Для чего нужны салфетки?
Д.Салфетки служат для того, чтобы после еды вытирать рот и руки.
infourok.ru
Технологическая карта урока «Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку" (5 класс)
12 мин.
5.
Самооценка
Создает условия для запоминания и осознания понятий, изученных на уроке.
Анализирует ход и результат учебно-практической деятельности учащихся.
Обозначает типовые затруднения, ошибки и способы их устранения.
Учащиеся проверяют свою работу.
Затем меняются местами с другой группой и проверяют правильность сервировки стола другой группы.
Осознание степени успешности работы на уроке.Самооценка с использо-ванием критериев.Анализируют итоги деятельности на уроке.
Комментируютсамостоятельную деятельность при выполнении практической работы.Дают оценку своей деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
Индивидуальная, групповая
Активность учащихся. Точная оценка своей деятельности.
3 мин.
6.
Рефлексия
Домашнее задание
Оценка урока
Девочки, вы сегодня потрудились хорошо. Молодцы!
Чему мы учились на уроке?
Для чего необходима сервировка?
Что мы делали на уроке?
Что такое сервировка?
Как нужно вести себя за столом?
Сообщает домашнее задание. (Приготовить воскресный завтрак для своей семьи вместе с родителями. Сервировать стол к завтраку. Сделать фотографии воскресного завтрака.)
Инструктирует о требованиях к воскресному завтраку.
Отвечают на вопросы учителя.
Примерные ответы: Сегодня мы учились сервировать стол, работать в команде, слушать друг друга.
Сервировка необходима для удобства человека.
Мы расставляли посуду на столе, украшали стол.
Сервировка – это подготовка и оформление стола к принятию пищи.
Дети ставят оценки в дневник и записывают домашнее задание в дневник.
Дети поднимают веселый или грустный смайлик.
Фронтальная
Активность учащихся. Верные ответы на вопросы.
Записано домашнее задание.
4 мин.
1 мин.
Приложение 1.
Как вести себя за столом: правила и запреты
-
Никогда не разговаривайте с набитым ртом. Даже если вам был задан вопрос, не торопитесь отвечать, проглотите пищу и только потом говорите.
-
Не откусывайте за один раз большие куски. Также не кусайте хлеб, а отламывайте себе ломтики и кладите их в рот.
-
Не режьте мясо большими кусками. Следующий кусочек можно отрезать после того, как вы съели предыдущий, чтобы вид блюда был красивым, а еда - горячей.
-
Не берите руками птицу, используйте вилку и нож. Пальцами можно взять тогда, когда вилкой наколоть уже будет невозможно. Приподнимите мясо, чтобы обглодать косточку.
-
Рыбьи кости вытаскивайте вилкой. Можете помогать себе пальцами, только не облизывать их после этого, а вытирать салфеткой.
-
Не нужно использовать нож, если вы едите котлету, яичницу, рыбу, заливное, сырники. Все эти блюда можно легко разламывать вилкой.
-
Такой гарнир, как картошка, овощи и макароны, накалывайте на вилку, помогая себе корочкой хлеба.
-
Не ешьте с ножа, чтобы не испортить о себе впечатление и не порезать рот.
-
Правила поведения за столом гласят, что нож необходимо держать в правой руке, в левой у вас в это время будет находиться вилка.
-
Пока не съедите все блюдо, не перекладывайте столовые предметы из одной руки в другую.
-
Если блюдо можно есть вилкой, не пользуйтесь ложкой.
-
На блюдце нельзя выплевывать косточки от компота. Чтобы избавиться от косточки, поднесите прямо ко рту ложку и сплюньте ее в нее, а затем положите на тарелочку.
-
Чтобы быть вежливыми со своими соседями по столу, не выбирайте себе большие куски из общего блюда, а возьмите самый крайний. Если вам понадобилось то, что находится от вас далеко, не пытайтесь дотянуться через весь стол, попросите кого-нибудь вам это передать.
-
Не допивайте из блюдца, если в нем остался сок, и не смазывайте остатки соуса хлебом.
-
Не кладите на стол вилку и нож, если они грязные.
-
После окончания трапезы не облизывайте ложку.
-
Грязную посуду не следует отодвигать к соседу или ставить в его грязную тарелку без его согласия.
-
Размешайте сахар в чае и выньте ложечку из чашки, чтобы она не опрокинулась.
-
Не отправляйте столовую ложку полностью в рот.
-
Не читайте за столом, этим вы покажете, что вам не интересны люди, с которыми вы сидите.
-
Не кладите ногу на ногу и не садитесь к столу боком.
-
Не крошите хлеб, не оставляйте корочки.
-
Когда вам подадут блюдо, не разглядывайте его и не ковыряйтесь в нем столовыми предметами. Не чавкайте, ешьте с закрытым ртом.
-
Никогда не отзывайтесь плохо о блюде, чтобы не расстроить хозяйку. Соблюдайте этикет.
infourok.ru
Конспект занятия по азбуке здоровья "Сервировка стола. Правила поведения за столом".
Дата: __________________
Тема. Сервировка стола. Правила поведения за столом.
Цель: совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Обобщить материал по культуре поведения за столом. Воспитывать общую культуру.
Планируемые результаты. Личностные: научатся сервировать стол, усвоят правила поведения за столом.
Метапредметные: регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; коммуникативные: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Оборудование: презентация, таблички со слоганами, стихотворение.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Дети становятся в круг, визуальный контакт «глаза в глаза», тактильный контакт – берутся за руки, здороваются друг с другом, называя по имени.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
2.Мотивация и целеполагание.
- Эпиграфом к нашему занятию станет пословица «Умел в гости звать - умей и встречать». Попробуйте объяснить, как вы понимаете её смысл. О чём мы сегодня с вами поговорим? (Открывается тема «Правила поведения за столом».) Что нам известно, а что ещё мы хотели бы узнать по данной теме? Сегодня для себя мы определим, как вести себя за столом во время приема пищи, выработаем правила поведения за столом, научимся его сервировать.
3.Открытие нового знания.
Чтение стихотворения «Что такое этикет?»
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!
Пишет добрый ЭТИКЕТ
Малышам в своей программе:
Если дел особых нет,
Помогай по дому маме:
Вместе с нею стол накрой
И расставь посуду,
И притом не хнычь, не ной:
– Не хочу, не буду...
Пусть забудет голова
Все ленивые слова.
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
А хоть словечко ЭТИКЕТ
Разрешит сказать, иль нет?
Жуёшь – закрытым рот держи.
Проглоти – потом скажи.
Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
Эти правила не сложны.
Их легко запомнить можно.
И для вас сейчас, ребята,
Мы раскроем их секрет.
Пусть девчонки и мальчишки
Будут вежливы всегда
Научитесь быть приятным,
Соблюдая ЭТИКЕТ!
- Для чего мы должны правильно вести себя за столом во время еды?
(На доске вывешивается табличка: 1) Чтобы не навредить своему здоровью.)
-Хотите ли вы выглядеть смешно, нелепо?
-Так для чего еще нужно правильно вести себя во время еды?
(На доске вывешивается табличка: 2) Чтобы не выглядеть смешным.)
Далее появляются так же таблицы: 3) Чтобы не испачкать одежду.
4) Чтобы не разбить, не испортить посуду.
5) Чтобы не мешать другим во время еды.
6) Экономия продуктов питания.
Вывод: Теперь вы понимаете, что правила поведения за столом во время еды выполнять важно и необходимо.
4. Первичное закрепление.
Игра «Можно и нельзя». Назвать правила поведения за столом, начиная со слов «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ».
Например: нельзя облизывать пальцы; нельзя громко стучать ложкой по тарелке; нельзя чавкать…
Физкультминутка.
5. Продолжение изучения нового материала.
(Беседа сопровождается просмотром презентации).
- Теперь можно приступить к сервировке стола. Великий русский ученый И. П. Павлов говорил, что «нормальная еда — это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
—Что же такое сервировка стола?
Сервировать стол значит — подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки. Он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить, сидящим за столом, наибольшее удобство.
—Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку, ужину?
Игра «Угадай предмет».
1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняют из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)
Историческая справка (слово предоставляется юным архивариусам). Первая в России фабрика по производству посуды была построена купцом А. Гребенщиковым в 1724 г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью.
2. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)
3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)
Историческая справка.
В XVII в. начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую она имеет, и по сей день — с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец.
4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее.
Бумажные ставят в специальный стакан, (салфетки)
Историческая справка (слово предоставляется юным архивариусам). Салфетка - обязательный элемент сервировки стола. Надо сказать, что в Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что впервые стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет тому назад. В знаменитых домах ее шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти красивые салфетки. В богатых семьях салфетки гостям меняли после каждого блюда. Их украшали художественной вышивкой из серебряных и золотых нитей.
5. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)
Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.
Мы с вами говорили, что в понятие «прибор» входит нож, вилка и ложка, а какие вы знаете основные и вспомогательные приборы?
Основные приборы: прибор закусочный, прибор столовый, прибор рыбный, прибор десертный, прибор фруктовый, чайные и кофейные ложки.
Вспомогательные приборы: ножи для масла, ложки для раскладки салатов, лопатки для икры, рыбы, кондитерские и другие.
—Какая посуда необходима нам для сервировки стола?
Для сервировки стола применяются различные блюда на несколько порций. Для подачи холодных и горячих блюд, салатники, селедочницы, соусники, чайники, кофейники, сливочники, молочники, вазы, супные тарелки. (Пирожковые, десертные, закусочные, столовые мелкие и глубокие).
6. Повторение и закрепление.
— Что входит в понятие «сервировка стола»?
— Что входит в понятие «прибор»?
— Какие приборы для сервировки стола подают к ужину?
— Что предусматривают правила поведения за столом?
— Как правильно вести себя за столом?
Составление памятки «Как вести себя за столом»
1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.
3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.
4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда ешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.
5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.
6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.
7. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки.
8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.
9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.
10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.
11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.
12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.
13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.
15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.
16. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане –он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.
17. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.
18. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.
Игра «Народные премудрости».
Собрать пословицы и поговорки о еде, правильно соединив начало и конец.
7. Итог занятия. Рефлексия.
- Наше занятие подходит к концу. Теперь вы смело можете приглашать гостей. И они будут в восторге от вашего гостеприимства.
- Молодцы, ребята, отлично поработали. Нам осталось только подвести итоги занятия.
- Что вы сегодня для себя взяли из нашего занятия? Какие достижения у вас были на занятии?
- Постарайтесь ежедневно помнить о культуре поведения за столом.
infourok.ru
«Правила сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Способы складывания салфеток»
«Правила сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Способы складывания салфеток»
Учитель технологии Кучерова Л.В.
-
Тема урока: Правила сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Способы складывания салфеток .
-
Класс: 5
-
Тип урока: урок изучения нового материала
-
Цели урока:
-
Образовательные: познакомить учащихся с правилами сервировки стола, научить сервировать стол к завтраку
-
Развивающие: развивать логическое мышление, умение выделять общие закономерности, развивать познавательный интерес. Развивать умения учебного труда: наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе. Развивать навыки общения, умение высказывать свою точу зрения.
-
Воспитательные: развивать эстетический вкус; сохранение и возрождение семейных традиций.
-
Методы:
-
Словесные: беседа, дискуссия
-
Наглядные: демонстрация
-
Практические: упражнения, практикум
7.Формы организации занятия:
-индивидуальная;
-фронтальная;
-групповая.
8.Технологии: проектная технология, личностно-ориентированное обучение, ИКТ технология, игровая технология, групповая технология, технология уровневой дифференциации, проблемное обучение.
9.Средства обучения и оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Правила сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Правила этикета», учебник, рабочая тетрадь, инструкционные карты, учебные таблицы посуда для сервировки стола, тканевые и бумажные салфетки.
План урока:
1) Организационный момент.
2) Изучение нового материала.
3) Работа учащихся у доски и с карточками – заданиями.
4) Минутка отдыха.
5) Практическая работа. Способы складывания салфеток.
6) Правила поведения за столом.
7) Ребусы (загадки) по технологии.
8) Рефлексия.
9) Домашнее задание.
Ход урока
Слайд 1
1)Организационный момент.
УЧИТЕЛЬ:
- Приветствие.
- Проверка наличия учащихся
-Проверяет готовность к уроку.
-Делит учащихся на группы.
- Сообщение темы и целей урока.
ЦЕЛИ: Познакомиться с правилами сервировки стола, научиться сервировать стол к завтраку. Научиться приемам складывания салфеток, расстановки посуды. Развивать эстетический вкус.
Слайд 2
2)Изучение нового материала
УЧИТЕЛЬ: С Древних времен на Руси традиция гостеприимства была в почете. Есть такая пословица: “Кто в гости не ездит, к себе не зовет, тот недобрым слывет” (на доске)Уметь принимать гостей – большое искусство. И любая хорошая хозяйка знает, что дело это нешуточное. К приходу гостей у Вас должно быть все готово. С любовью накрытый стол – это, как и в давние времена, гордость многих хозяек.
Уж так повелось, что, приглашая гостей в дом, отмечая в кругу семьи какое либо торжество, просто завтракая или ужиная, мы неизменно усаживаемся за стол. Хорошо сервированный, благоухающий ароматами всевозможных блюд, он сближает людей, снимает напряжение и располагает к задушевной дружеской беседе.
А что значит накрыть стол? (ответы учащихся)
-Расставить чашки
-Постелить скатерть
-Расставить салфетки
-Расставить тарелки
УЧИТЕЛЬ: Может, кто-нибудь из вас знает, как одним словом назвать все то, что вы перечислили? (ответы учащихся)
infourok.ru
Сервировка стола. Правильно поведения за столом
Правила поведения за столом.
Цели: познакомить с правилами поведения за столом, научить правильно сидеть за столом во время еды, пользоваться салфеткой, усвоить правила хорошего тона.
Ход занятия.
I. Слово учителя. Немного истории.
Правила поведения за столом возникли очень давно. Еще в XVII в. на одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек — «этикеток» и произошло слово «этикет». Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
В русском языке есть слово вежливость. Вежливым называют человека, знающего правила этикета и, главное, выполняющего их.
II. Сервировка стола.
Прежде, чем сесть за стол нужно правильно и красиво сервировать стол, чтобы было приятно за ним сидеть.
Правила сервировки стола.
К приходу гостей тебе нужно накрыть стол. С чего же начать?
Прежде всего, расставь стулья вокруг стола, за которым соберутся гости.
Стол накрой чистой выглаженной скатертью, которая должна касаться сидений стульев.
Сервировка стола — это настоящее искусство, и многое необходимо запомнить.
Поставь на стол большие тарелки, а на них — тарелки поменьше — закусочные.
Справа от каждой тарелки положи ложку, выпуклой стороной вниз. Слева от тарелок — вилку для закуски и вилку для второго блюда (вилки также кладутся выпуклой стороной вниз).
Перед вилками поставь маленькую тарелочку для хлеба. Перед тарелками положи столовый прибор для десерта: вилку — зубцами вправо, ложку и нож — ручками вправо.
Перед тарелками, чуть справа от них, поставь бокал для напитков.
Для сервировки стола тебе обязательно понадобятся бумажные и матерчатые салфетки. Накрахмаленные полотняные салфетки можно красиво поставить на тарелки. Гости могут расстелить их на коленях, чтобы во время еды не испачкать свою одежду. Руки и губы вытирают бумажными салфетками. Эти салфетки сложи веером и вставь в специальную подставку или стакан.
Если ты захочешь украсить стол цветами, то и здесь существует несколько правил. Конечно, не стоит ставить огромный букет цветов в центр стола — всем собравшимся придётся всё время наклоняться, чтобы увидеть друг друга. Большой букет лучше поставить где-нибудь сбоку. Очень красиво будут смотреться цветы в маленьких вазочках, поставленных справа от каждой тарелки рядом с бокалами или посередине в низкой и небольшой по размеру вазе.
Ты проявишь изысканный вкус, если подумаешь о сочетании цветов на твоём столе с цветом скатерти, посуды и салфеток.
III. Конкурс «Я – САМ!»
Учитель. Красиво сложенная салфетка придаст вашему столу законченный вид. Давайте каждый из вас попробует сейчас красиво сложить салфетку. (Работа с салфетками).
IV. Правила поведения за столом.
Ученик читает стихотворение.
Правила поведения за столом
Медвежонок хлеб жевал – Застыдили медвежонка:
Крошки хлебные ронял. Ты не знаешь? За столом
Говорил с набитым ртом - Надо есть с закрытым ртом,
Что? Не мог понять никто. Не спешить, не говорить,
После взялся за компот – Крошки на поп не сорить.
Стол облил и свой живот! После встать из-за стола
Все над ним хохочут звонко, В шубке чистой, как была.
V. Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого.
Заглянем в гости в сказку А.Толстого «Золотой ключик». Посмотрите и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.
Тогда девочка сказала ему строго…
-Какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей)
Ответ: 1)вымыть руки; 2)вытащить из-под себя ногу и опустить её под стол; 3)не есть руками, для этого есть ложки и вилки.
VI. Формулирование правил поведения за столом.
- Давайте с вами повторим все правила поведения за столом.
Правила
№ 1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то – хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.
№ 2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).
№ 3. когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.
«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, его береги».
№ 4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не приятно, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождись, когда остынет.
№ 5. не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.
№ 6. Поблагодари того, кто тебя накормил.
- Зачем нужны правила поведения за столом? (Ответы детей)
Учитель. Чтобы другим приятно было сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.
VII. Правила общения за столом. Рассказ учителя.
Главное в любом застолье — еда. А доброжелательная беседа может украсить застолье, сделать его более интересным и приятным. Неспешный, задушевный разговор за столом создает особый настрой, сближает всех присутствующих. Застольная беседа бывает общей, когда в ней участвуют все присутствующие, или частной — между двумя или несколькими соседями по столу.
Нельзя за столом спорить, говорить на запретные темы (о болезнях, методах лечения и др.), нельзя высмеивать кого-то из присутствующих, обсуждать блюда, которые чем-то не понравились. Нельзя шептаться за столом или поворачиваться спиной к соседу. Разговор должен вестись вполголоса, но не шепотом. Следует избегать излишней болтливости. Каждый из собеседников должен помнить, что беседа — это не монолог, а поэтому нужно дать возможность высказываться и другим.
Не следует уходить сразу же после ужина, как бы подчеркивая тем самым, что приходили ради еды.
VIII. Игра «Мозговой шторм»
1) Выбери верный вариант ответа.
- Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда?
а) спрятать под стол;
б) положить на стол, как на парту;
в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой.
2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды.
а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;
б) задвинуть стул;
в) поблагодарить работников столовой.
3) Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит далеко от вас?
а) вилкой;
б) руками через весь стол;
в) попросить, чтобы вам подали хлебницу.
IX. Обобщение.
Ученик читает стихотворение И.Горюновой «Правила поведения за столом»
Аккуратно кушай хлеб – А сама поешь немножко.
Это кухня, а не хлев. Вытирай салфеткой рот
Не вертись юлой на стуле, И не капай на живот.
Головой не лезь в кастрюлю. Ложкой ешь кисель и кашу,
Супчик кушай аккуратно, Суп, пюре и простоквашу.
Не выплевывай обратно. Вилкой можно брать картошку,
Пей чаек, не проливая! Мясо, рис... Не надо ложкой!
Что за лужица большая? Ручкой можно брать пирог,
Что за грохот? Что упало? Глазированный сырок.
Маша за столом мечтала. И скажи спасибо всем,
Не корми котлетой кошку, У кого ты пищу ел.
- Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить ещё раз.
kopilkaurokov.ru
«Правила сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Способы складывания салфеток»
-Сервировка стола
УЧИТЕЛЬ: Правильно, молодцы, девочки! Сегодня на уроке мы будем говорить о сервировке стола.
УЧИТЕЛЬ: А что такое сервировка стола? (ответы учащихся)
Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи.
УЧИТЕЛЬ: Толковый словарь дает такое определение этого словосочетания.
Слайд 3
УЧИТЕЛЬ: Сервировка стола – это подготовка его к завтраку, обеду или ужину, то есть расстановка всех необходимых предметов в определенном порядке. Давайте занесем это определение в тетрадь. Итак, записываем.
УЧИТЕЛЬ: А какие предметы мы для этого используем? (ответы учащихся)
- тарелки, ножи, вилки, ложки, стаканы, чашки с блюдцем, салфетки, скатерти
УЧИТЕЛЬ: Правильно, для этого используются самые простые столовые приборы и кухонная посуда.
Но ведь очень много, как же выбрать нужные?! Оказывается, очень важно из всего многообразия кухонных и столовых принадлежностей выбрать ТОЛЬКО необходимые.
Учитель демонстрирует и рассказывает о сервировке стола к завтраку.
УЧИТЕЛЬ:
Всё на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно.
Таким образом, для сервировки стола нам необходимы:
Слайд 4
Для завтрака нужны несколько видов тарелок. Закусочные – предназначены для холодных блюд и некоторых горячих таких, как омлет, яичница и т.д. Пирожковые тарелки – для хлеба, булочек, бутербродов и т.д. Если в меню входит каша (жидкая пища, которую надо есть ложкой), то ее подают в столовой глубокой тарелке, которую ставят на закусочную.
Демонстрация: На стол, покрытый скатертью, ставят закусочную тарелку, напротив сиденья стула, слева от неё – пирожковая тарелка.
Слайд 5
-
Столовые приборы – столовый нож, столовая ложка, столовая вилка и чайная ложка.
Демонстрация: Вилку кладут зубцами вверх с левой стороны от тарелки, нож лезвием к тарелке – справа.
Слайд 6
Демонстрация: Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка её должна быть повернута к правому плечу сидящего. Таким же образом должна быть повёрнута и ручка чайной ложки.
Слайд 7
-
Необходимый предмет на каждом столе – это набор для специй и приправ. Дополнительные элементы сервировки.
-
А какие специи могут быть на столе? (ответы учащихся)
- Соль, красный перец, черный перец
К приправам относятся – уксус, горчица, хрен и т.д.
А для сервировки стола, кроме этих предметов, еще необходимы:
Слайд 8
Любой стол украсит скатерть– она придаст уют, будет способствовать созданию хорошего настроения на весь день.
Форма скатерти зависит от формы стола. Она может быть прямоугольной, овальной, круглой или квадратной.
Демонстрация: стол уже покрыт скатертью
Слайд 9
Назначение салфеток.
Украшает стол, делает его торжественным;
Предохраняет одежду от попадания случайных брызг, капель, крошек;
Ею обтирают пальцы и губы во время и после еды.
Для сервировки стола используют два вида салфеток – тканевые и бумажные.
infourok.ru